Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ'

ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
650
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
проектный менеджмент / управление в области культуры / технология управления в сфере искусства и культуры / социално-культурное проектирование / социальные проекты. / project management / management in the field of culture / management technology in the field of art and culture / social and cultural design / social projects.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остудина Т.В., Остудина А.В.

Актуальность исследования по теме проектной деятельности в сфере искусства и культуры обусловлена усилением их роли в социально-экономических трансформациях, переосмыслением современной культурной политики, ее акцентов и приоритетов, а также средств достижения ее целей. Следовательно, появляется необходимость рассмотреть эффективные подходы к исследованию аспектов культуры, которые воздействуют на разработки в данной сфере, критерии оценки творческих проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGEMENT AS A MANAGEMENT TECHNOLOGY IN THE FIELD OF ART AND CULTURE

The relevance of the research on the topic of project activities in the field of art and culture is due to the strengthening of their role in socio-economic transformations, the rethinking of modern cultural policy, its accents and priorities, as well as the means to achieve its goals. Therefore, there is a need to consider effective approaches to the study of aspects of culture that affect developments in this area.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

между величиной среднегодовой ключевой ставки, смещенной на минус год, и долей той или иной отрасли в общем множестве компаний, бухгалтерская отчетность которых была проаудирована. Однако данная связь не является статистически значимой. Временной горизонт исследования составил 8 лет.

Для проведения второго этапа исследования компании, отчетности которых проаудированы, были ранжированы в зависимости от их выручки: менее 400 млн. руб., от 400 до 1 млрд., от 1 до 2 млрд., от 2 до 4 млрд., более 4 млрд. В качестве объясняемых переменных выступали доли того или иного сегмента выручки. В качестве объясняющей - среднегодовая ключевая ставка Центрального банка России, смещенная на минус один год. В результате построения моделей доказано, что связь не оказалась отрицательной только для компаний с выручкой менее 400 млн. руб. и более 4 млрд руб; вероятным объяснением служит отсутствие необходимости или возможности для субъектов МСП с выручкой менее 400 млн. руб. для привлечение внешних аудиторов, а крупные компании привлекают внешних аудиторов, исходя не только из возможности кредитования. Однако данная связь не является статистически значимой. Временной горизонт исследования составил 8 лет.

В заключение следует заметить, что, хотя поведение переменных не является статистически значимым, оно частично согласуется с предположением о том, что более мягкая денежно-кредитная политика влияет на спрос на аудиторские услуги. Построение моделей с большим временным горизонтом могло бы дать однозначный ответ, однако сбор данных более, чем на 8 лет затруднен изменением методологии подсчёта со стороны Министерства финансов России.

Литература

1. Заякин С., Перечнева И. Аудит ограниченной уверенности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.acexpert.ru/archive/nomer-23-25-825/audit-ogranichennoy-uverennosti.html

2. Список крупнейших российских аудиторских организаций (субъектов аудиторской деятельности) по итогам 2017 года [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://raex-a.ru/rankingtable/auditors/2017/main

3. Список крупнейших российских аудиторских организаций (субъектов аудиторской деятельности) по итогам 2018 года [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://raex-a.ru/rankingtable/auditors/2018/main

4. Список крупнейших российских аудиторских организаций (субъектов аудиторской деятельности) по итогам 2019 года [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://raex-a.ru/rankingtable/auditors/2019/main

5. Романова И.Б., Ермишина О.Ф. (2015) Аудит. - М.: УлГУ. - С. 120.

6. Audit Manual Process and Activities [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://madisoncollege.edu/files/Internal%20Au-dit%20Process%20and%20Activities.pdf

7. Internal audit: defining, objectives, functions and stages [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://core.ac .uk/download/pdf/6313583 .pdf

8. London school of business&finance [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lsbf.org.uk/programmes/profes-sional/acca-courses/acca-syllabus

ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

Остудина Т.В.

общество с ограниченной ответственностью «СЛАДОСТА», генеральный директор, кандидат экономических наук Остудина А.В. ученица МБОУ «Лицей №37» Тольятти

PROJECT MANAGEMENT AS A MANAGEMENT TECHNOLOGY IN THE FIELD OF ART AND

CULTURE

Ostudina T.

Limited Liability Company "SLADOSTA", General Director,

Candidate of Economic Sciences Ostudina A. student of MBOU «Lyceum № 37» Togliatti

АННОТАЦИЯ

Актуальность исследования по теме проектной деятельности в сфере искусства и культуры обусловлена усилением их роли в социально-экономических трансформациях, переосмыслением современной культурной политики, ее акцентов и приоритетов, а также средств достижения ее целей. Следовательно,

появляется необходимость рассмотреть эффективные подходы к исследованию аспектов культуры, которые воздействуют на разработки в данной сфере, критерии оценки творческих проектов.

ABSTRACT

The relevance of the research on the topic of project activities in the field of art and culture is due to the strengthening of their role in socio-economic transformations, the rethinking of modern cultural policy, its accents and priorities, as well as the means to achieve its goals. Therefore, there is a need to consider effective approaches to the study of aspects of culture that affect developments in this area.

Ключевые слова: проектный менеджмент, управление в области культуры, технология управления в сфере искусства и культуры, социално-культурное проектирование, социальные проекты.

Keywords: project management, management in the field of culture, management technology in the field of art and culture, social and cultural design, social projects.

Отметим, что проектная деятельность в сфере искусства и культуры представляет собой организационно-управленческую активность всех субъектов современной культурной политики, имеющую своим вектором формирование комплекса мероприятий, которые способствуют результативному решению существующих проблем искусства и культуры в условиях чётких временных рамок. Являясь способом создания, выявления и усиления ресурсного потенциала культуры и искусства, средством взаимодействия с соответствующими органами власти, партнерами, общественностью, проектная деятельность - это специфическая форма эффективного регулирования любых социокультурных процессов.

В настоящее время управление проектами выделилось в отдельную область менеджмента, а методология управления проектами стала фактическим стандартом управления на многих тысячах предприятий и применяется практически во всех крупных корпорациях. Популярность проектного менеджмента объясняется его высокой результативностью по созданию уникальных продуктов или услуг, особенно в условиях неопределенности [1, с. 283].

Управление проектами в условиях современности успешно дополняет применяемую форму управления компаниями и предоставляет возможность всем субъектам культурной политики в процессе сотрудничества реализовывать многогранные творческие идеи. С нашей точки зрения, синергия многообразных форм осуществляемой деятельности как государственными, так и муниципальными организациями и всевозможных независимых проектов способно сформировать в нашей стране цивилизованный рынок сферы благ и услуг искусства и культуры.

Отметим, что за рубежом есть значительный практический опыт управления в сфере искусства и культуры через проекты.

В Российской Федерации интерес к любым проектам как определенной организации деятельности в сфере культуры появился в конце ХХ века. Период 90-х годов этого века происходила смена экономической и политической парадигмы. Она оказало существенное воздействие на социокультурную ситуацию страны. Переход к рынку, становление основ демократии в культурной жизни, децентрализация и возникновение новых субъектов в области культуры стимулировали поиск других

более современных концептуальных оснований политики в этой сфере. Именно в тот период, в условиях формирования активной конкурентной среды широкого социокультурного пространства, а также многосубъектности в указанной сфере, начался поиск новых методов и форм создания, распространения и сохранения культуры, наиболее результативный путей реализации долгосрочных целей государственной культурной политики и всех ее механизмов. Появилось стремление перейти к иной схеме распределения ресурсов. В отличие от традиционной схемы выделение средств происходит преимущественно на основе конкурсов и под конкретные проекты. Среди факторов, которые препятствуют эффективному внедрению в социокультурную практику проектной деятельности, следует выделить такие, как: недостаточная разработанность методических и научно-методологических основ проектной деятельности, не было практики обобщения накопленного отечественного и зарубежного опыта [7].

В современной России внедрение технологий проектного управления как ключевого инструмента повышения эффективности деятельности признано общегосударственной задачей. Правительством Российской Федерации принято Постановление №1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» и даны рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации организовать проектную деятельность, руководствуясь данным положением [7].

В настоящее время проектный менеджмент активно внедряется в управление организациями в сфере искусства и художественного образования, как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне конкретного учреждения, что отвечает современным тенденциям организации и является одним из факторов устойчивого развития.

Проблемы, которые касаются искусства и функционирования культуры в условиях современности, рассматривались в трудах исследователей, создающих современное понимание культуры как основополагающего фактора социокультурной регуляции жизни общества (Б.С. Ерасов, Е.В. Василь-ченко, Л.Г. Ионин, М.С. Каган, А.Я. Флиер, И.Н. Лисаковский, М. Пахтер, Ч. Лендри, Ф. Матарассо и т. д.) [6]. Исследование теорий, концепций социологии культуры дает возможность выявить главные элементы культурного влияния на процессы соци-

ума. Отметим, что содержательные элементы культуры именно как фактора регуляции социокультурной направленности - это обычаи, ценности, нормы, знание, смыслы.

Уточним, что в сфере культуры и искусства главными направлениями реформирования организационно-экономического механизма занимались (Г.М. Галуцкий, Т.В. Абанкина, Е.Л. Игнатьева, Б.Ю. Сорочкин, А.Я. Рубинштейн, С.В. Шишкин и т. д.) [4]. На сегодняшний день общепризнано, что в деятельности организаций, которые оказывают разнообразные услуги в сфере искусства и культуры, формируются экономические отношения по вопросам создания, сохранения, освоения (потребления) и распространения культурных благ и ценностей. При этом генеральная цель таких организаций культуры опирается не на приоритет получаемого экономического эффекта, а на важную нравственную идею воспитания человека.

В период современности серьезный интерес вызывают работы по формированию теоретико-методологической базы социально-культурного и социального проектирования (Т.М. Дридзе, М.Б. Гне-довский, С.Э. Зуев, В.Л. Глазычев, О.И. Генисарет-ский, М. Драгичевич-Шешич, Г.А. Никич-Криличевский, В.Ю. Дукельский, А.В. Лисицкий, Э.А. Орлова, В.А. Луков, П.Г. Щедровицкий Б. Стойкович и т. д.) [4]. Эффективность деятельности специалиста сферы искусства и культуры находится в зависимости от уровня овладения им современной технологией проектирования в социально-культурной сфере. Содержание этой технологии состоит в компетентном и полном анализе ситуации, глубокая проработка и реализация программ и проектов, оптимизирующих базовые составляющие жизнедеятельности человека.

Актуальность овладения технологией социально-культурного проектирования связана, в первую очередь, с тем, что эта технология имеет обширную область применения. Также владение технологией и логикой социокультурного проектирования дает возможность специалистам успешнее осуществлять аналитические, консультационно-методические и организационно-управленческие функции в сфере искусства и культуры.

Для понимания механизма функционирования эффективной проектной деятельности в рассматриваемой сфере важно провести анализ современных тенденций развития менеджмента в музыкальной, театральной, выставочной, фестивальной и концертной деятельности, библиотечного и музейного менеджмента, рассмотренных в трудах И.К. Джере-лиевской, Ф. Кольбера, Д. Богнер, А.В. Лебедева, Т.Л. Маниловой, Г. Лорд и Б. Лорд, Н.А. Никишина, и т. д. [3].

Отличительная характеристика постиндустриального общества - это переход от традиционной «экономики производства товаров» к современной «экономике услуг». Преобладающей сферой занятости людей становятся гуманитарные отрасли. Значимую роль в общественном развитии начинают играть некоторые компоненты культуры, например такие, как техника, наука, аудио - и видео

коммуникации, масс-медиа, искусство. В рамках происходящих изменений современный рынок искусства рассматривают с позиции ресурса экономики, а также приоритета современного стратегического развития общества. Появляются разработки управленческих технологий конкретно для арт-рынка, которые дают возможность иметь экономическую выгоду от использования культурных продуктов. Возникает широкая индустрия услуг сферы искусства и культуры с механизмами рыночного регулирования, четкой ориентацией на современного потребителя, направленным формированием и удовлетворением сложившегося спроса [5].

Важно отметить, что организации сферы культуры начинают постепенно перенимать бизнес-технологии, лаконичным образом встраивая их в осуществляемую деятельность. Такое стремительное расширение культурного пространства, направленность культуры на многогранность межкультурных взаимодействий и разнообразие проявлений современной культурной формации, дают объяснение такому факту - отдельные меценаты и государство уже не могут не только поддерживать, но и развивать динамичный рынок искусства. С нашей точки зрения, это связано и с недостаточностью финансовых ресурсов у некоторых факторов сложившегося культурного пространства, недостатком управленческих и интеллектуальных возможностей меценатов и государства. В практике Северной Америки и Европы поддержка искусства государством и безвозмездная меценатская помощь уже не имеют первостепенного значения. Наблюдаемые тенденции характеризуют заинтересованность в инвестировании в искусство и культуру и крупных корпораций, и выставочных центров, и отдельных галерей, и отдельных коллекционеров. На рынке искусства уходящие тренды заменяются другими технологиями, например, социальным партнёрством в данной сфере, взаимной интеграцией культуры и бизнеса, инновационной поддержкой современных культурных технологий.

Общее многообразие наблюдаемых изменений глубоко модифицирует весь процесс деятельности феномена искусства. «Фундаментальное» искусство около века назад имело как норму отсутствие прижизненного признания. «Актуальное» современное искусство, взявшее на вооружение экономические рыночные законы, жертвуя сложностью и глубиной, в массовом сознании людей получает быстрое признание [4].

Таким образом, в данный момент в современном социокультурном пространстве сформировался иной рынок искусства - арт-рынок, который обладает своими особенностями законами и перспективами.

Но необходимо отметить, что, несмотря на большой интерес специалистов многих отраслей знания: экономистов, культурологов, социологов и т. д. к проектной деятельности в практическом применении в рассматриваемой сфере, нет фундаментальных работ по данному вопросу, а специальных отдельных исследований, которые всесторонне

анализируют проектную деятельность в данной сфере, недостаточно.

Рассмотрим подробнее специфику управления проектами.

В современной научной литературе понятие «проект» - projectus (лат.) «брошенный вперед» -рассматривается как «особая форма осуществления целенаправленных изменений» [1 с. 7]; «деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели» [1 с. 20]; «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений» [1 с. 21].

В Руководстве к Своду знаний по управлению проектами (Руководство РМВОК) понятие «проект» определяется как «временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата». В данном случае временный характер проектов указывает на определенное начало и окончание. Окончание наступает тогда, когда цели проекта достигнуты или когда проект прекращается в связи с тем, что его цели не будут или не могут быть достигнуты, либо когда в проекте больше нет необходимости. Указание на временный характер проекта относится к вовлеченности в проект и длительности проекта, но, как правило, не относится к создаваемому в ходе проекта продукту, услуге или результату [5].

Как показывают исследования, большинство проектов предпринимается для достижения устойчивого, длительного результата. Проекты также могут приводить к воздействиям на социальную, экономическую и окружающую среду, превышающим длительность самого проекта.

Таким образом, каждый проект приводит к созданию уникального продукта, услуги или результата. Это означает, что создаваемые продукты или услуги существенно отличаются от других аналогичных.

Согласно ГОСТ Р ИСО 21500-2014 проекты, как правило, выполняются внутри организации, в которой осуществляются и другие виды деятельности. В этом случае между проектом и его окружением (внешней средой), процедурами бизнес-планирования и производственной деятельностью существуют определенные взаимосвязи. До проекта и после проекта могут выполняться такие виды работ, как подготовка экономического обоснования, анализ реализуемости проекта, а также переход к производству [3].

Как показывают исследования, проекты могут являться самостоятельным продуктом деятельности организации или входить в состав программ и портфелей проектов.

Портфель проектов представляет собой совокупность программ, проектов и других видов деятельности, объединенных для обеспечения эффективного управления, нацеленного на достижение стратегических целей организации [8, с. 298]. Управление портфелем проектов - это централизованное управление одним или несколькими портфелями проектов, в рамках которых проводится

идентификация, ранжирование, утверждение, руководство и контроль реализации проектов, программ и других видов деятельности, осуществляемое для достижения конкретных стратегических целей [8, с. 299].

В свою очередь программа понимается как ряд связанных друг с другом проектов, подпрограмм и операций программы, управление которыми координируется для получения выгод, которые были бы недоступны при управлении ими по отдельности [4]. Проекты в рамках программы связаны посредством общего конечного результата или совместных возможностей [3].

Специфика управления программой заключается в том, что основное внимание уделяется взаимозависимостям проектов и помогает определить оптимальный подход к управлению ими. Действия, связанные с этими взаимозависимостями, могут включать [5]:

• разрешение ресурсных ограничений и/или конфликтов, затрагивающих несколько проектов в рамках программы;

• приведение в соответствие с организационным/стратегическим направлением, затрагивающим цели и задачи проекта и программы;

• решение проблем и управление изменениями в рамках общей структуры руководства.

В сфере искусства и культуры проектный менеджмент реализуется через программы, характерны для государственного управления этой сферой. Так. На федеральном уровне принята и реализуется Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)», Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 20132020 годы», в Свердловской области - Государственная программа Свердловской области «Развитие культуры в Свердловской области до 2020 года».

Отдельного внимания заслуживает Приложение № 3 к государственной программе «Развитие культуры в Свердловской области до 2020 года», в котором изложен порядок проведения конкурсного отбора на предоставление грантов организациям культуры и искусства. Данные средства предоставляются безвозмездно на конкурсной основе сроком на один год для финансирования реализации значимых для социокультурного развития Свердловской области проектов организаций культуры и искусства, направленных на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей в сфере театрального, музыкального, хореографического искусства.

В период с 2015 по 2020 год гранты организациям культуры и искусства устанавливаются по следующим номинациям:

1) "Создание новых театральных постановок большой формы, организация и проведение межрегиональных, международных гастролей";

2) "Создание новых театральных постановок малой формы, концертных программ, других публичных представлений";

3) "Организация и проведение региональных, всероссийских, международных фестивалей, конкурсов в сфере театрального, музыкального, хореографического искусства; реализация инновационных проектов, направленных на укрепление единого культурного пространства области, в том числе создание интернет-центров, обеспечивающих прямые трансляции и многосторонние видео мосты для показа спектаклей, концертов, конкурсов, фестивалей, мастер-классов и других мероприятий" [7].

При этом используются следующие критерии оценки творческих проектов:

- актуальность целей, на достижение которых направлен проект (мероприятие);

- четкость изложения плана подготовки и реализации проекта (мероприятия);

- наличие показателей достижения целей и задач проекта (мероприятия), методик и критериев их оценки;

- доля муниципальных образований в Свердловской области, включенных в реализацию проекта (мероприятия);

- доля собственных и привлеченных средств в общей сумме расходов на проект (мероприятие);

- наличие у участника конкурса опыта осуществления деятельности, необходимого для реализации проекта (мероприятия);

- наличие у участника конкурса необходимой для реализации проекта (мероприятия) материально-технической базы;

- наличие у участника конкурса опыта взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, средствами массовой информации [6];

- наличие информации о деятельности участника конкурсного отбора в сети Интернет, средствах массовой информации;

- обоснованность расходования средств.

В 2016 году гранты были распределены на проведение крупных фестивалей и на постановку новых спектаклей. Средства получили: Театр музыкальной комедии - на создание мюзикла «Декабристы» и на проведение Международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла имени народного артиста СССР Владимира Курочкина; Коляда-театр - на фестиваль «Коляда-Plays» и организацию финала международного конкурса драматургов «Евразия»-2016; Уральская консерватория - на фестиваль, посвященный 200-летнему юбилею создания оперы «Севильский цирюльник» Джоакино Россини. На постановку новых спектаклей выделены средства Центру современной драматургии, Театру юного зрителя, Театру драмы Ка-менска-Уральского и Серовскому театру драмы имени А.П.Чехова.

Следует отметить, что Свердловская детская филармония становилась победителем конкурса творческих проектов в 2013, 2014 и в 2016 годах. Благодаря Грантам Губернатора Свердловской области состоялась постановка спектакля «Страна невыученных уроков» и проект «Встречайте, мы едем

к вам!», в которых приняли участие пять коллективов: Ансамбль скрипачей, Ансамбль танца "Улыбка", Джаз-хор, Капелла мальчиков и юношей, Оркестр народных инструментов. С марта по сентябрь 2016 г. состоялось 9 выездов (25 концертов) в Ачитском, Артинском и Красноуфимском городских округах, Алапаевском, Ирбитском, Каменском и Нижнетуринском районах.

Для более полного понимания сущности проектной деятельности необходимо рассмотреть классификации проектов по различным критериям: по направлениям деятельности, по сложности и продолжительности, по особенностям финансирования и др.

В.А. Луков рассматривает социальный проект как сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению [4]. По характеру проектируемых изменений он выделяет инновационные и поддерживающие виды социальных проектов, отмечая, что в широком смысле любой проект обладает инновационными свойствами, но задача инновационных проектов - внедрение принципиально новых разработок. Поддерживающие проекты он называет также реанимационными или реставрационными [4]. Как показывает анализ литературы, подобные проекты широко распространены в сфере культуры, к ним можно отнести большинство музейных проектов, проекты в области классического музыкального искусства, в том числе исполнение аутентичной музыки, множество театральных постановок и т.д.

Широко распространена классификация проектов в зависимости от отрасли экономики и социальной сферы (промышленность, строительство, транспорт, здравоохранение, туризм и т.д.). В.А. Луков отмечает, что разделение социальных проектов по направлениям деятельности может дать множество типов, поскольку здесь с организационными вопросами сочетаются вопросы содержания проектов.

По возможности извлечения прибыли проекты принято разделять на две группы: коммерческие и некоммерческие. Значительное влияние на организационную специфику проекта оказывают различные способы финансового обеспечения. По особенностям финансирования выделяются: инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, благотворительные проекты.

Для сферы искусства и культуры наиболее распространенными являются бюджетные проекты, которые финансируются за счет соответствующих бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления), в том числе за счет предоставления субсидий и грантов [3].

В качестве дополнительного источника финансирования проектов учреждения культуры часто привлекают спонсоров и меценатов. Различия

между спонсорским и благотворительным проектом - в наличии коммерческой выгоды (для спонсора) или ее отсутствии (для благотворителя). Проект должен обладать определенной привлекательностью: иметь известность в определенных кругах, в контактах, в которых заинтересован спонсор, обладать положительным имиджем, вызывать большой интерес в обществе и т.д.

В.А. Луков отмечает, что мотив благотворителя может быть связан с поддержанием реноме, стремлением прославить свое имя, а может отражать какие-либо личные интересы и увлечения, мечты или убеждения. Удовлетворение нематериальных потребностей - нередко более сильный мотив для вложений средств в проект, в том числе и крупных, чем ожидание наивысшей прибыли от вложений. Это обстоятельство позволяет осуществлять многие некоммерческие проекты [4].

Отдельно принято выделять инвестиционные проекты, т.е. вложение в проект финансовых или иных ресурсов с целью извлечения прибыли. Проекты в области классического искусства чаще всего некоммерческие. Напротив, сфера массовой культуры полностью коммерциализирована и инвестиционные проекты здесь достаточно распространены.

Оценка масштаба проекта основывается на следующих показателях:

• насколько велико число людей (групп, организаций и т.д.), которые смогут воспользоваться продуктами (товарами, услугами, другими результатами) проекта;

• какова потребность проекта в кадровых ресурсах, сколько суммарного времени всех занятых в проекте необходимо для его реализации;

• как много финансовых средств и материально-вещественных ресурсов нужно затратить, чтобы проект был реализован в планируемом объеме;

• насколько сложен проект по своей структуре, формам организации, отчетности и т. д.;

• на какое время и для какой территории рассчитано исполнение проекта.

С учетом этих показателей среди проектов выделяются микро-проекты, малые проекты и ме-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гапроекты [4]. Следует отметить, что оценка масштабов проекта носит во многом субъективный характер и зависит от точки зрения участников проекта и конкретной ситуации его реализации. Некоторые авторы подразделяют проекты на 4 группы: малый; средний; крупный; мегапроект (очень крупный / большой) [2]. По срокам реализации (длительности проекта) проекты подразделяются на: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Во временных границах данной классификации также имеются разночтения. Так краткосрочные проекты ограничивают либо 1 годом, либо 3 годами , а долгосрочные соответственно превышают 3 года, либо 5 лет [3]. Изучение общих закономерностей создания и реализации проектов в различных областях человеческой деятельности позволило сформировать специальную методологию управления проектами, обобщить приемы и средства, успешно используемые на практике.

В соответствии с определением, данным в стандарте ANSI PMBOK, управление проектами -область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объёмом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками. Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие чёткого заранее определённого плана, минимизации рисков и отклонений от плана, эффективного управления изменениями (в отличие от процессного, функционального управления, управления уровнем услуг) [6].

Управление осуществляется следующим группам процессов (рис. 1):

• инициация;

• планирование

• исполнение;

• мониторинг и контроль;

• закрытие.

Данные процессы находятся в сложном взаимодействии, например, группа процессов мониторинга и контроля накладывается на все другие процессы.

Группа фуппв Группа Группа процессов Группа

процессов процессов процессов мониторинга и процессов

инициации планирования исполнения управления завершения

Уровень

взаимодействия

процессов »

\

✓ \

✓ . —- \

* \ \ 4

v v • ♦

f у ✓ \ N, X* 4

' - ^ У rf» ч с • \ •

Начало

ВРЕМЯ

Рис. 1 Группы процессов в управлении проектами

Шкрыль А.А. обращает внимание, что при осуществлении управления необходимо учитывать правило треугольника проекта, которое характеризует связь между параметрами ВРЕМЯ-КАЧЕСТВО-БЮДЖЕТ и гласит, что изменение любой из этих составляющих влияет на две другие.

В PMBOK приводятся следующие ограничения проекта:

• содержание,

• качество,

• расписание,

• бюджет,

• ресурсы,

• риски.

Взаимоотношение между этими факторами таково, что если один из этих факторов изменится, то с большой долей вероятности будет затронут как минимум еще один фактор. Например, сокращение сроков может привести к увеличению бюджета за счет привлечения дополнительных ресурсов. Если увеличение бюджета невозможно, может быть сокращено содержание или снижено качество для поставки конечного результата проекта в более сжатые сроки в пределах установленного бюджета. Изменение требований к проекту или целей проекта может вызвать дополнительные риски. В данном случае Руководство PMBOK рекомендует команде проекта оценить ситуацию, уравновесить запросы и сохранить проактивные коммуникации с заинтересованными сторонами в целях достижения успеха проекта [8, с. 300].

Одна из характерных особенностей проектного менеджмента - наличие определенной организационной структуры, которая носит временный характер и предполагает проектные роли, включающие описание зон ответственности, а также уровней и границ полномочий, которые должны быть

четко определены и доведены до сведения всех заинтересованных лиц проекта.

По ГОСТ Р ИСО 21500-2014 в состав организационной структуры проекта могут входить:

• руководитель проекта, обеспечивающий общее руководство и управление работами проекта и отвечает за получение результатов проекта;

• команда проектного менеджмента (необязательный элемент), которая помогает руководителю проекта в осуществлении общего руководства и управления работами/операциями проекта, направленными на получение результатов проекта;

• проектная команда, которая выполняет работы проекта.

Для руководства проектом на уровне организации могут быть определены:

• куратор (спонсор), который санкционирует начало проекта и использование ресурсов, способствует успешной реализации проекта и обеспечивает его поддержку, принимает управленческие решения высшего уровня и разрешает те проблемы и конфликты, которые не могут быть решены силами руководителя проекта;

• руководящий комитет или совет проекта (необязательный элемент), который участвует в управлении проектом, выдавая директивные указания [3].

Как показывает практика управления проектной деятельностью, проект невозможен без определения ролей заказчика, исполнителя, иногда инвестора или спонсора. В данной ситуации цель, как правило, определяет заказчик, а также ограничения проекта и его финансирование. Исполнитель выполняет проект согласно утвержденному плану.

Все вышеперечисленные субъекты управления проектом входят в широкую группу - «заинтересованные стороны». К ним относятся все участники команды проекта, а также внешние и внутренние по

отношению к организации лицо/лица, группа/группы или организации, которые могут влиять на ход проекта, или на которых могут повлиять решения, операции или результаты проекта. При этом интересы данных сторон могут быть различны, и иметь как положительное, так и отрицательное значение для хода проекта. Главная задача руководителя проекта - сбалансировать интересы и привести содержание проекта в соответствие с потребностями или задачами заинтересованных сторон [8, с. 300].

Управление проектами осуществляется по фазам, которые позволяют разделить проект на несколько обособленно управляемых элементов, совокупность которых составляет жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта охватывает период времени от начала проекта до его планового окончания или досрочного прекращения. Границами фаз жизненного цикла проекта обычно являются точки принятия решений, состав которых может зависеть от организационного окружения проекта.

Управление проектом осуществляется не только по процессам жизненного цикла, но и по следующим предметным областям:

• интеграция;

• заинтересованные стороны;

• содержание;

• ресурсы (человеческие, материальные, инфраструктурные и иные);

• сроки;

• стоимость;

• риски;

• качество;

• закупки;

• коммуникации [8, с. 301].

Особенно следует отметить необходимость специального управления рисками. Поскольку любая хозяйственная деятельность всегда связана с риском, уже на ранних этапах разработки проекта необходимо делать (производить) причинно-следственный анализ рисков для выявления рисков проекта и разработки мероприятий по противодействию им. Анализ чаще всего проводится посредством заполнения таблицы, где в одной колонке приводятся все возможные неблагоприятные события, в другой - факторы, которые могут повлиять (усилить - «мультипликаторы») или спровоцировать («триггеры») рисковые события, а в третьей колонке указываются возможные мероприятия, с помощью которых можно «повлиять» на факторы риска, предотвратив или снизив, вероятность наступления рискового события.

Об успешности проекта можно по следующим показателям:

• достиг ли проект цели;

• уложился ли проект в согласованные сроки и смету;

• реализован ли проект в соответствии с согласованным планом.

На протяжении последних лет метод проектов получил активное внедрение в сфере образования.

Рассматривая деятельность творческих коллективов Свердловской государственной детской филармонии необходимо отметить, что помимо концертных выступлений значительное место в их повседневной работе занимают различные виды учебных занятий. Соответственно реализуемые ими проекты по направлению деятельности являются не только культурными, но и образовательными.

В настоящее время проектные технологии активно внедряются в систему образования.

В педагогической науке под методом проектов принято рассматривать «систему обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов» [2]. Метод проектов также рассматривается как «одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презен-тативные, исследовательские, поисковые» методики.

Классификация образовательных проектов имеет свои отличительные особенности. Наиболее распространенной является классификация Е.С. Полат, которая предлагает использовать следующие типологические признаки:

— по доминирующей в проекте деятельности (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр.), при этом выделяются: исследовательский, творческий, игровой (ролевой), ознакомительно-ориентировочные (информационные) практико-ориентированный (прикладные), проект и др.;

— по предметно-содержательной области -моно проект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

— по характеру координации - непосредственный (жесткий, гибкий) и скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, что характерно для телекоммуникационных проектов);

— по характеру контактов - среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира;

— по количеству участников проекта - индивидуальный, парный, групповой;

— по продолжительности - краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части проблемы в рамках нескольких уроков) , средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные ( от месяца до нескольких месяцев) [4].

Важно отметить, что проектные технологии в рассматриваемой сфере обладают своими особенностями, которые характерны только для данного вида творческой деятельности [3]. Уточним, что художественный проект представляет собой условный ответ на так называемый «социальный заказ» от общества, определенный отклик в красивой художественной форме на какое-либо социальное яв-

ление. Качественно разработанный проект оказывает помощь менеджеру культуры в том, чтобы не совершить ошибки, выиграть в конкурентной борьбе, найти ответы на актуальные вопросы по его реализации.

В проектах сферы искусства и культуры гибко сочетаются технические, творческие, рыночные и финансовые аспекты деятельности:

— проект является основанием для будущей творческой работы и оценивает результаты за конкретный период;

— проект является документом, определяющим направление деятельности и формы управления, он помогает достигать и стратегические, и тактические цели, осуществлять руководство и контроль деятельности по реализации проектируемой деятельности;

— в большинстве случаев проект может применяться как средство получения инвестиционных ресурсов и может являться инструментом поиска возможностей финансирования проекта;

— проект всегда используется как документ, который восприимчив для многих нововведений (информационных, организационных, технических, экономических, технологических и пр.);

— проект представляет собой хорошую рекламную акцию. Проект должен быть достаточно компактным, информационно-насыщенным и красиво оформленным;

— проект показывает готовность авторов к риску. Это развернутый документ, который некоторым образом страхует успех;

— проект - это некоторый инструмент само -обучения, так как его разработка является непрерывным процессом развития и познания.

Поиск новых источников финансирования имеет существенное значение в осуществлении сформулированных задач. Для этого необходим анализ по выявлению существующего состояния дел на рынке услуг рассматриваемой отрасли, тенденций развития, оценок и экспертиз, рекомендаций (иными словами маркетинговый анализ). Такой поможет принимать обоснованные решения по привлечению средств частных спонсоров и благотворительных организаций, государственной поддержки проекта.

Сотрудничество бизнеса при реализации культурных проектов и программ имеет разнообразные формы. Такое сотрудничество оформляется договорами, в которых указывают взаимовыгодные условия. Помощь может выражаться в закупке инвен-

таря и оборудования, учреждение стипендий и премий, грантов, призов и пр. При этом руководители проектов принимают на себя обязательства в помощи по формированию положительного имиджа организации-спонсора либо по продвижению ее услуг или товаров.

Таким образом, в рамках одного региона или всей страны могут формироваться и общая программа стратегического оздоровления всей системы социально-культурной деятельности государства, региона, определенных учреждений культуры, и конкретные проекты, которые связаны с внедрением одного из существующих направлений общей программы, имеющего ориентацию на формирование отдельной формы либо определенного нововведения. Иными словами, процесс управления любым проектом задаёт вектор людям в искусстве и культуре на достижение определенного результата в конкретное время.

Литература

1. Коньшунова А.Ю. К вопросу о классификации проектов в проектном управлении // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 12(32). - Новосибирск: СибАК, 2013.

2. В. Либерсон Основные понятия и процессы управления проектами [Электронный ресурс]: https://www.osp.ru/cio/2000/03/170815

3. ГОСТ Р ИСО 21500-02014 [Электронный ресурс] http://www.primorsky.ru/upload/mediali-brary/b90/b90ef8034f833a2c4709795527a4a342.pdf

4. Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: http://mkrf.ru/ministerstvo/departa-ment/list.php?SECTЮN_ID=112931

5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

6. О Концепции развития культуры в Свердловской области на период до 2020 года [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/412301301

7. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/docu-ment/420340006

8. Остудина Т. В. Основополагающие аспекты социальной эффективности проектной дея-тельности//Лингвистическая академия. 2015. № 34. С. 292-304 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.