Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ'

ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНЦИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эбзеев Хаджи-Мурат Иммулатович, Батчаев Азрет-Али Ельмуратович, Пазова Амина Рашидовна

Управление экономической конкуренцией в первую очередь требует понимания сущности составляющих данного понятия. Так, термин «экономика» происходит из древнегреческого слова «ойкономия», что в переводе означает управление домохозяйством. На сегодня он трактуется уже с двух позиций, а именно: 1) хозяйственная деятельность, определенная совокупность объектов, процессов, средств, которые используются людьми для удовлетворения потребностей, создавая необходимые условия, блага и средства существования с помощью труда; 2) наука о взаимоотношениях людей в процессе осуществления производства, а также потребления и обмена товарами и услугами. Неотъемлемой составляющей любой экономики является конкуренция, которая выступает в роли механизма экономической связи между потребителями и производителями, стимулирует субъекты хозяйствования к увеличению прибылей за счет масштабирования деятельности, совершенствования методов управления производством и повышения показателей производительности труда. С помощью конкуренции обеспечивается значительный экономический эффект. Она выступает в роли стимула по снижению цены, повышению качества, расширению ассортимента продукции, внедрению достижений научно-технического прогресса. Таким образом, экономическая конкуренция - это борьба между субъектами хозяйствования за достижение преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами, что позволяет потребителю осуществлять выбор между продавцами, а субъекту хозяйствования между покупателями. Характерной чертой экономической конкуренции является ограниченность возможностей у отдельных субъектов хозяйствования по установлению цены на товары и их условия оборота на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGEMENT AS A TOOL FOR MANAGING ECONOMIC COMPETITION

The management of economic competition first of all requires an understanding of the essence of the components of this concept. So, the term "economy" comes from the ancient Greek word "oikonomy", which means household management. Today it is interpreted from two positions, namely: 1) economic activity, a certain set of objects, processes, means that people use to meet their needs, creating the necessary conditions, benefits and means of existence with the help of labor; 2) the science of human relationships in the process of production, as well as consumption and exchange of goods and services. An integral component of any economy is competition, which acts as a mechanism of economic communication between consumers and producers, stimulates business entities to increase profits by scaling up activities, improving production management methods and increasing labor productivity. With the help of competition, a significant economic effect is provided. It acts as an incentive to reduce prices, improve quality, expand the range of products, introduce achievements of scientific and technological progress. Thus, economic competition is a struggle between business entities to achieve advantages over other business entities, which allows the consumer to make a choice between sellers, and the business entity between buyers. A characteristic feature of economic competition is the limited capacity of individual business entities to set prices for goods and their turnover conditions on the market.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ»

Научная статья Original article УДК 65.01

DOI 10.55186/27131424 2023 5 1 8

ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ

PROJECT MANAGEMENT AS A TOOL FOR MANAGING ECONOMIC

COMPETITION

Эбзеев Хаджи-Мурат Иммулатович, заместитель директора, Северокавказская государственная академия (369015 Россия, г. Черкесск, ул. Космонавтов, д. 100), тел. +7(495)827-39-10, Teberda1@yandex.ru Батчаев Азрет-Али Ельмуратович, студент, Северо-кавказская государственная академия (369015 Россия, г. Черкесск, ул. Космонавтов, д. 100), тел. +7(495)642-71-15

Пазова Амина Рашидовна, студент, Северо-кавказская государственная академия (369015 Россия, г. Черкесск, ул. Космонавтов, д. 100), тел. +7(495)111-09-79

Khadzhi-Murat I. Ebzeev, Associate Director, North Caucasus State Academy (100 Cosmonauts st., Cherkessk, 369015 Russia), tel. +7(495)827-39-10, Teberda1 @yandex.ru

Azret-Ali E. Batchaev, Student, North Caucasus State Academy (100 Cosmonauts st., Cherkessk, 369015 Russia), tel. +7(495)642-71-15, batchaev azret-ali

Amina R. Pazova, Student, North Caucasus State Academy (100 Cosmonauts st., Cherkessk, 369015 Russia), tel. +7(495)111-09-79, pazova amina

Аннотация. Управление экономической конкуренцией в первую очередь требует понимания сущности составляющих данного понятия. Так, термин «экономика» происходит из древнегреческого слова «ойкономия», что в переводе означает управление домохозяйством. На сегодня он трактуется уже с двух позиций, а именно: 1) хозяйственная деятельность, определенная совокупность объектов, процессов, средств, которые используются людьми для удовлетворения потребностей, создавая необходимые условия, блага и средства существования с помощью труда; 2) наука о взаимоотношениях людей в процессе осуществления производства, а также потребления и обмена товарами и услугами.

Неотъемлемой составляющей любой экономики является конкуренция, которая выступает в роли механизма экономической связи между потребителями и производителями, стимулирует субъекты хозяйствования к увеличению прибылей за счет масштабирования деятельности, совершенствования методов управления производством и повышения показателей производительности труда. С помощью конкуренции обеспечивается значительный экономический эффект. Она выступает в роли стимула по снижению цены, повышению качества, расширению ассортимента продукции, внедрению достижений научно-технического прогресса. Таким образом, экономическая конкуренция - это борьба между субъектами хозяйствования за достижение преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами, что позволяет потребителю осуществлять выбор между продавцами, а субъекту хозяйствования между покупателями. Характерной чертой экономической конкуренции является ограниченность возможностей у отдельных субъектов хозяйствования по установлению цены на товары и их условия оборота на рынке.

Abstract. The management of economic competition first of all requires an understanding of the essence of the components of this concept. So, the term "economy" comes from the ancient Greek word "oikonomy", which means household management. Today it is interpreted from two positions, namely: 1) economic activity, a certain set of objects, processes, means that people use to meet their needs, creating the necessary conditions, benefits and means of existence with the help of labor; 2) the science of human relationships in the process of production, as well as consumption and exchange of goods and services. An integral component of any economy is competition, which acts as a mechanism of economic communication between consumers and producers, stimulates business entities to increase profits by scaling up activities, improving production management methods and increasing labor productivity. With the help of competition, a significant economic effect is provided. It acts as an incentive to reduce prices, improve quality, expand the range of products, introduce achievements of scientific and technological progress.

Thus, economic competition is a struggle between business entities to achieve advantages over other business entities, which allows the consumer to make a choice between sellers, and the business entity between buyers. A characteristic feature of economic competition is the limited capacity of individual business entities to set prices for goods and their turnover conditions on the market. Ключевые слова: менеджмент, проект, управление, экономика, конкуренци. Keywords: management, project, management, economics, competition

Как известно, ключевыми факторами конкуренции, в том числе и экономической, являются: время, деньги, качество и люди. Под фактором времени в экономическом понимании считают явление, которое вызывает изменения экономических показателей, вследствие причины-времени. Действие фактора базируется на основе изменения комплекса технико-экономических и социально-экономических условий [4].

Деньги - это средство выражения стоимости, а также средство обращения, которое обеспечивается в обмен на товары или услуги. Также они существуют как средство накопления богатства [5].

Качество - это способность товаров или услуг наилучшим образом удовлетворять потребности потребителей; это способность внутренних характеристик продукта, системы или процесса удовлетворить требования потребителя и других заинтересованных сторон [6].

Люди - ресурсы, которые представлены на рынке труда, характеризуются определенными умениями и навыками и могут быть полезными для организаций и предприятий в разрезе работы над достижением установленных целей.

Как уже отмечалось выше, управление экономической конкуренцией требует использования ряда методов и средств, которые бы предоставляли больше исчерпывающей правдивой релевантной информации о различных аспектах деятельности рынка с целью получения конкурсных преимуществ. Именно этого в полной мере может обеспечить рекомендуемый инструментарий проектного менеджмента. Тем более, что каждый процесс по совершенствованию отдельных факторов экономической конкуренции можно рассматривать как проекты.

Проектный менеджмент на сегодня приобретает достаточно большую популярность, а его инструменты используются в различных сферах как управленческой, так и производственно-хозяйственной деятельности. Ключевым документом, который является основой при реализации любых проектов, на сегодня является «Свод знаний по управлению проектами», или PMBOK Guide (A Guide to the Project Management Body of Knowledge). В нем рассмотрены основные понятия, методы, инструменты и прочее, что сегодня используются менеджерами при планировании и реализации проектов различных объемов и направления.

Согласно базовому справочнику по проектному менеджменту, основными сферами управления в проектном менеджменте являются:

1. Управление содержанием;

2. Управление стоимостью;

3. Управление временем;

4. Управление рисками;

5. Управления качеством;

6. Управление коммуникациями;

7. Управление персоналом.

Каждая из данных сферах для осуществления управленческой деятельности требует входной информации, методов ее оценки и анализа. Использование при этом рекомендуемых инструментов для каждой сферы позволяет получить исходный результат, который именно и обеспечивает достижение соответствующих целей

Исходя из определения сущности экономической конкуренции, ее ключевых критериев и сферы проектного менеджмента, представим взаимозависимость данных категорий с учетом отдельных методов и средств. Рассмотрим некоторые из приведенных инструментов проектного менеджмента и их влияние на факторы экономической конкуренции. Основными видами таких графиков являются стрельчатые и графики предшествования. Для первых характерным является изображение в виде стрелок, которые означают непосредственно работы, и кругов, которые являются отражением самого события и свидетельствуют о его начале и завершении. Для графиков предшествования характерным является отображение работ в виде прямоугольников, а логических связей между работами - с помощью стрелок. Однако, наиболее популярным является график Ганта, используемый для наглядного иллюстрирования плана, графика работ по любому проекту. Он представляет собой отрезки, размещенные на горизонтальной шкале времени, и отвечают отдельной работе или подзадачи,

которые в свою очередь размещаются по вертикали. Начало, конец и длина отрезка на шкале времени в соответствии демонстрируют начало, конец и продолжительность работы. Именно эти инструменты будут помогать в организации эффективных бизнес-процессов по временному параметру, который будет обеспечивать им их конкурентоспособность в текущем периоде и в будущем [7].

Арсенал инструментария по управлению качеством в проектах достаточно богат. Однако, наиболее популярными, информативными и легко понятными в использовании являются диаграммы Исикавы и Паретто. Диаграмма Исикавы - это графический способ исследования и определения наиболее существенных причинно-следственных связей между факторами и результатами в проблеме или ситуации, изучается и исследуется. Также с ее помощью определяют главные факторы, которые могут повлечь наиболее весомые вклады в исследуемую проблему, а также предупреждают и устраняют их действия. Кроме того, еще одним инструментом, который часто применяют в управлении качеством проектов, является диаграмма Паретто. Это такая диаграмма, которая упорядочена по рангу (частоте) возникновения какой-то одной причины, отражающей количество результатов, полученных по категории или типу. Упорядочение по частоте используют для проведения корректирующих действий. Соответственно, проектная команда должна проводить корректирующие мероприятия по направлению на фиксацию в первую очередь проблем, обусловливающих наибольшее количество дефектов

[7].

Одним из наиболее современных и эффективных инструментов в управлении персоналом и коммуникациями являются подходы к формированию Scrum-команды. Scrum - методика, позволяющая строить рабочие процессы в команде по принципам командного подхода, коротких итераций и постоянного улучшения в процессе работы. Согласно этой методике предусматривается три основные роли: владелец продукта, который является

ответственным за функциональное назначение продукта на выходе, скрам-мастер, который является формальным руководителем скрам-команды, помощником, который контролирует правильность применения методологий и отвечает за правильность выполняемой работы, а также скрам-команда, которая преимущественно состоит из примерно семи человек и которая, соответственно, решает задачи [8].

Управление стоимостью проекта состоит из процессов, которые необходимы для обеспечения и обеспечения того, что проект будет реализован в пределах утвержденного бюджета. В контексте управления стоимостью можно говорить и о расходах, планирование которых осуществляется для определения того, является ли проект эффективным с экономической точки зрения. Эффективность определяется через сравнение расходов на реализацию проекта и доходов, получаемых в результате осуществления хозяйственной деятельности. Одним из процессов управления стоимостью является бюджетирование проекта, то есть разработка целевых показателей расходов, которые будут понесены в результате реализации проекта. В свою очередь, процесс бюджетирования обеспечит разработку основного документа -бюджета, что будет содержать расчеты, относительно стоимости проекта на соответствующий период времени с распределением затрат по их виду, беря за основу объемы работ, которые планируется выполнить, а также необходимые ресурсы [9].

Реализация проекта в большинстве случаев происходит в условиях неопределенности, а также риска.

Соответственно существует потребность в выявлении и идентификации рисков, проведении их анализа и оценки, избранные методов управления, разработке и внедрении мероприятий, призванных на снижение этих рисков, а также контролировании и оценке результатов от внедренных мероприятий. Как результат, отдельной сферой управления в проектном менеджменте является управление рисками, которая, можно сказать, охватывает все другие

факторы экономической конкуренции, которые есть приведенные выше. Одним из методов количественной оценки рисков является метод анализа сценариев [7].

При управлении неопределенностью как составляющей управления экономической безопасностью часто используется технология уменьшения состояния неопределенности, которая основывается на принципе последовательности с помощью оценки риска путем дробления статьи риска на его составляющие. В таком случае, суммарная оценка отклонений по составляющим будет меньше отклонения статьи риска в целом. Применение такой техники находят тогда, когда оценивают мероприятия, формирующие график проекта. Как результат, неопределенность оценки продолжительности проекта уменьшается [10].

Выводы. Управление экономической конкуренции требует не только профессиональных навыков, но и использования соответствующего инструментария, который поможет обрабатывать полученную информацию, выбирая только ту ее часть, которая является достоверной и релевантной, способствуя тем самым повышению конкурентоспособности субъекта хозяйствования, его благоприятному положению на рынке среди конкурентов. Именно богатый арсенал инструментария проектного менеджмента позволит более прицельно сосредоточиться на отдельных факторах экономической конкуренции, создавая дополнительный экономический эффект. Конечно, существует гораздо больше инструментов проектного менеджмента, которые можно применять при управлении экономической конкуренцией. Их использование зависит от сферы деятельности субъекта хозяйствования, размеров предприятия, поставленных целей и компетенции работников. В следующих статьях планируется рассмотреть примеры применения приведенных отдельных инструментов проектного менеджмента в контексте управления экономической конкуренцией.

Литература

1. Бабенко В.В., Тельнова О.П., Бабенко В.В. Проектный менеджмент в фундаментальных научных исследованиях // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно -исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 2. С. 78-89.

2. Иванова Т.Н., Целиков А.Б. Инновационный деятельностный концепт «проектный университет» в системе высшего образования //Revista ¡tiinfificá progresiva. 2020. Т. 3. № 2 (4). С. 21-26.

3. Коваленко Б.Б., Гусейнова И.В., Гусарова Т.И. Влияние цифровизации экономики на методологии управления проектами // Экономика и экологический менеджмент. 2019. № 2. C. 135-144.

4. Кондрашова Н.Г. Риск-ориентированный внутренний контроль: практическая реализация // Аудит и финансовый анализ. 2019. №2. С. 6064.

5. Минина Ю.А., Бугаева М.В. Внедрение бережливого производства в российских компаниях // Инновационная наука. 2016. №5-1 (17). С. 138141.

6. Русинов В.М., Ситников В.В. Управление рисками инновационных проектов: проблемы и решения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 6-2. С. 97-99.

7. Седых Е.П. Особенности проектного управления образовательными системами // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. №4. С 3.

8. Строев В.В. Разработка методических рекомендаций для определения уровня эффективности проведения мероприятий в сфере цифровых преобразований на наукоемких предприятиях // Вестник Академии знаний. 2022. № 49 (2). C. 285-291.

9. Терлыга Н.Г., Озорнин С.Ю. Адаптированная модель эффективного гибкого проектного управления // Инновации. 2018. №2 4 (234). С. 116-120.

10. Чуланова О.Л. Технология управления проектами и проектными командами на основе методологии гибкого управления проектами Agile // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10. № 1. С. 37.

References

1. Babenko V.V., Telnova O.P., Babenko V.V. Project management in fundamental scientific research // Corporate governance and innovative development of the economy of the North: Bulletin of the Research Center for Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. No. 2. pp. 78-89.

2. Ivanova T.N., Tselikov A.B. Innovative activity concept "project university" in the system of higher education //Revista ¡tiinfificá progresiva. 2020. Vol. 3. No. 2 (4). pp. 21-26.

3. Kovalenko B.B., Huseynova I.V., Gusarova T.I. The impact of digitalization of the economy on project management methodologies // Economics and environmental management. 2019. No. 2. C. 135-144.

4. Kondrashova N.G. Risk-oriented internal control: practical implementation // Audit and financial analysis. 2019. No.2. pp. 60-64.

5. Minina Yu.A., Bugaeva M.V. Introduction of lean production in Russian companies // Innovative Science. 2016. No.5-1 (17). pp. 138-141.

6. Rusinov V.M., Sitnikov V.V. Risk management of innovative projects: problems and solutions // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2018. No. 6-2. pp. 97-99.

7. Sedykh E.P. Features of project management of educational systems // Bulletin of the Mininsky University. 2018. Vol. 6. No. 4. From 3.

8. Stroev V.V. Development of methodological recommendations for determining the level of effectiveness of measures in the field of digital

transformation at knowledge-intensive enterprises // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2022. № 49 (2). C. 285-291.

9. Terlyga N.G., Ozornin S.Yu. Adapted model of effective flexible project management // Innovation. 2018. No. 4 (234). pp. 116-120.

10. Chulanova O.L. Technology of project management and project teams based on Agile Agile project management methodology // Bulletin of Eurasian Science. 2018. Vol. 10. No. 1. p.

© ЭбзеевХ.-М. И., Батчаев А.-А. Е., Пазова А. Р. 2023 Международный журнал прикладных наук и технологий "'Integral" №1/2023

Для цитирования: Эбзеев Х.-М. И., Батчаев А.-А. Е., Пазова А. Р, ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ // Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №1/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.