Научная статья на тему 'Проектные домашние задания по математике как средство интеграции деятельности учителя и учащихся'

Проектные домашние задания по математике как средство интеграции деятельности учителя и учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ / HOME ASSIGNMENT / ACADEMIC STUDIES PROJECT / RESEARCH / INTERACTION OF A TEACHER AND A STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакулина Елена Александровна

Рассматривается интеграция деятельности учителя и учащихся при организации домашних учебных проектов в обучении математике. Автором раскрываются особенности домашнего учебного проекта по математике, приводится пример его организации с использованием информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакулина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projects as Home Assignments in Mathematics and as a Means of Integration of a Teacher's and Learners' Activity

The article discusses the process integrating a teacher's and a student's activity around project-type home assignments in mathematics. The author examines the specifics of such assignments in mathematics, describes an exemplary assignment with the use of IT.

Текст научной работы на тему «Проектные домашние задания по математике как средство интеграции деятельности учителя и учащихся»

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЕКТНЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

Е. А. Бакулина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

Рассматривается интеграция деятельности учителя и учащихся при организации домашних учебных проектов в обучении математике. Автором раскрываются особенности домашнего учебного проекта по математике, приводится пример его организации с использованием информационных технологий.

Ключевыге слова: домашнее задание; учебный проект; исследовательская работа; взаимодействие

учителя и учащихся.

В современных условиях модернизации системы образования особую актуальность приобретает деятельностноценностная педагогическая парадигма, в которой основное значение получают собственный образовательный продукт учащегося, общие интеллектуальные умения и индивидуальная форма познавательной активности каждого ученика.

Одним из наиболее эффективных путей такой организации образовательного процесса является реализация учебного проекта, в частности по математике, обеспечивающего учащимся достаточно высокую степень самостоятельности, управления собственным мышлением, рефлексии собственной деятельности. Однако очевидно, что в рамках урока достаточно сложно осуществить полноценную исследовательскую работу (у учащихся не возникает необходимости задуматься над тем, как лучше построить работу, в классе творчество учащихся ограничено инструкцией и временными рамками), проблема осложняется и сокращением часов на изучение математики. В данной ситуации необходимо обратить внимание на пересмотр методики организации работы с домашними заданиями, например, в качестве продолжительного домашнего задания использовать учебные проекты по математике.

Часто домашние задания не настраивают ученика на активную работу, их выполнение осуществляется на уровне формальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций. Объем и содержание домашнего задания по математике не

всегда бывают рационально подобраны учителем, что подталкивает учащихся к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и к уменьшению времени, реально затрачиваемого на эту работу. В ходе выполнения учебного проекта в рамках домашнего задания они самостоятельно добывают знания и находят пути решения проблем. Выполнение учебного проекта предусматривает разнообразные методы и формы учебной деятельности, поскольку достижение его основной цели предполагает решение частных задач. При этом осуществляется личностно ориентированный подход к организации исследования, когда участник проекта разрабатывает отдельную его часть с учетом своих склонностей и интересов.

Выполнение учебного проекта «Проценты» (6 класс) обусловливает поисково-исследовательскую деятельность учащихся в таких направлениях, как история (написание математического сочинения «Откуда возникли проценты»), социология (определение тематики и самостоятельное составление задач на проценты), математика (рассмотрение различных способов решения задач на проценты), русский язык (редактирование), художественный дизайн и информатика (оформление, создание компьютерной презентации полученных результатов исследовательской работы) и т. д.

Условимся учебные проекты, выполняемые в рамках домашних заданий по математике, называть домашними учебными проектами.

Под учебным проектом подразумевается вид творческой работы учащих© Бакулина Е. А., 2011

111!111Й1И1!Ш № 3,

ся, в котором предлагается разработка замысла, идеи, детальное рассмотрение практической задачи, лабораторное исследование и т. д., оформление результатов работы и защита проекта (презентация) [2]. Работа над домашним учебным проектом подразумевает прохождение этих же этапов, однако имеет ряд особенностей, главной среди которых является самостоятельное выполнение учащимися проекта. В домашних условиях ученик лишен возможности обратиться за помощью к учителю, поэтому, выполняя такой проект, он опирается на свой индивидуальный опыт. Учитель при этом оказывает опосредованное методическое руководство.

Этап постановки проблемы, которую необходимо решить учащимся в домашнем учебном проекте, проходит в классе. При необходимости учитель определяет конкретные задания и дает четкие рекомендации по их выполнению. Если проект групповой, каждый участник должен понимать, какая часть работы приходится на его долю. Для облегчения решения задачи учитель может подготовить специальные бланки, содержащие задания и рекомендации к ним. Контроль выполнения такого домашнего задания также немаловажен, учащиеся должны четко знать, в какой форме и в какие сроки представить результат работы. Выполненный проект должен быть предложен на обсуждение всего класса (защита проекта) на одном из уроков либо в рамках внеклассного мероприятия. Отметим, что результаты домашнего учебного проекта могут быть использованы на последующих уроках при объяснении нового материала либо обобщении уже изученного.

Учитель должен выступать не столько интерпретатором науки и носителем новой информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков, усвоению способов умственной деятельности.

Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что организация домаш-

него учебного проекта включает следующие этапы.

1. Целеполагание и выявление логической структуры домашнего учебного проекта.

2. Отбор средств и методов, используемых при организации домашнего учебного проекта.

3. Разработка заданий для домашнего учебного проекта.

4. Определение форм учебной деятельности и дозирование помощи учащихся при самостоятельном выполнении домашнего учебного проекта.

5. Итоговый анализ.

Условием успешного выполнения учащимися домашних учебных проектов является наличие мотивации к их выполнению. Одним из средств мотивации выступает грамотное использование информационных технологий, которые способны реализовать наглядность обучения, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию, позволяют создать творческую учебную среду, помогающую ученикам совершенствовать навыки собственного интуитивного мышления [1].

На сегодняшний день известно достаточно большое количество качественных продуктов, предназначенных для компьютерной поддержки изучения математических дисциплин, причем для работы со многими из них не требуется глубокое знание компьютера («Живая геометрия», тренажер «Графики функций», программа «Графер» и др.).

Приведем пример домашнего учебного проекта по теме «Признаки параллелограмма» с использованием программной среды «1С: Математический конструктор», предназначенной для создания полноценных (в том числе автономно функционирующих и имеющих настраиваемый интерфейс) интерактивных моделей по математике, работа с которыми сочетает в себе элементы конструирования, динамического варьирования и учебного эксперимента.

С помощью программной среды учащиеся строят графические модели задач, экспериментирют с данными моделями (изменяют значения сторон парал-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

лелограмма, величины углов и т. п.), формулируют и доказывают признаки параллелограмма. Результатом решения каждого задания является интерактивная модель, которая демонстрируется на уроке. Проект может выполняться как в групповой форме, так и индивидуально.

1. Постройте четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно равны. Докажите, что этот четырехугольник является параллелограммом. Сформулируйте на основе этого первый признак, по которому можно отличить параллелограмм от других видов четырехугольников. Проверьте правильность построения, используя определение параллелограмма.

2. Постройте четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны и одновременно равны. Докажите, что построенный четырехугольник — параллелограмм. Сформулируйте на основе этого второй признак параллелограмма. Проверьте

правильность построения, используя первый признак.

3. Постройте две прямые, пересекающиеся под произвольным углом в точке О. Отложите на одной из них отрезки АО - ОС = а, на другой — отрезки БО = ОВ - й. Докажите, что четырехугольник АВСБ — параллелограмм. Сформулируйте этот признак параллелограмма. Проверьте правильность построения с помощью второго признака. Размеры каких элементов, кроме диагоналей, надо знать, чтобы построить точно такой же параллелограмм? Измерьте выбранный вами элемент и постройте по двум диагоналям и выбранному вами элементу параллелограмм, равный данному.

В процессе работы над проектом учащиеся приходят к выводу, что для построения параллелограмма необходимо наличие следующих элементов: диагоналей и угла между ними. На основании этого строится графическая модель решения данной задачи:

Н4 МлМШи АС яаппрЫт* ПИрЛХиМфЛЯЯ АВ< & 4 N ,1-ЛЧД'Г .1»ГЛГЧ>1' ^ч-и чи^г иг.^ч |Т-

л.

* 5 * 0

ГВДПСПЛт чтр 1*ВДЦЬ1Н щдолпсэтрдои пскпртан 1 Г1е'рт1.-|№Н£ с:г:и гдова гтмпрппь

"ЛИ. Ш-. И НАМ ншиишы лы =-п;41-ы Л У III У ___—-— ^

МояЛу И^Н

в

./XI 1ШГ 1 Шш Ъ Щдг ■]

ч-= К -и-ЧЛу

■ ■ ■ ,-‘Г|"р пр| - 1РГ--* ■Ль-иЪ П|. 1 ншти ■ .х 1-н || ч ■ч^- ■и1-: - лыс г^|иЧ| п ^ ^ Г>-

Выбирая последовательно команды «Анализ», «Шаг 1», «Шаг 2», «Шаг 3», ученик демонстрирует способ построения параллелограмма.

Использование домашних заданий как способа организации учебных проектов по математике способствует повышению уровня знаний учащихся, а также усилению взаимодействия учителя и учеников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисова, Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора / Н. В. Борисова. — М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 146 с.

2. Филоненко, Л. А. Учебные исследования в домашних заданиях по математике как средство развития творческой самостоятельности учащихся 5—6 классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Филоненко. — Омск, 2004. — 22 с.

Поступила 27.01.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.