УДК 352/354
Е.С. Красноперова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Реализация муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта зачастую отягощена рядом проблем, характерных для большинства муниципалитетов Российской Федерации. Одной из таких проблем является дефицит профессиональных, квалифицированных кадров. Решить кадровый вопрос в краткосрочной перспективе возможно, применяя проектный метод при планировании кадров.
Ключевые слова: муниципалитет, физическая культура и спорт, проектное управление, повышение квалификации, кадры
В настоящий момент на уровне государственной и муниципальной власти, а также в обществе в целом, растет понимание и признание значения человеческого капитала в функционировании и развитии страны. На процессы социально-экономического развития общества напрямую влияют оздоровление и формирование здорового образа жизни населения. Невозможно высоко оценивать значимые достижения экономического развития страны, если при этом растут показатели наркомании и преступности, не улучшается состояние здоровья граждан, не повышаются показатели продолжительности жизни населения. В сложившейся ситуации имеет смысл усиление политики по оздоровлению нации через спорт и физическую культуру. При этом главенствующая роль в обеспечении привлечения населения к систематическим занятиям физкультурой и спортом принадлежит именно органам местного самоуправления, реализующим полномочия в сфере физической культуры и спорта. Право на занятия физической культурой и спортом закреплено ст. 41 Конституции Российской Федерации.
Муниципальную политику можно определить как основанное на Конституции РФ, иных законах Российской Федерации и её субъектов, а также подзаконных нормативно-правовых актах, взаимодействие органов муниципальной власти и управления, организаций и муниципальных служащих, связанное с выработкой перспективных целей и решений по реализации системы гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия эффективного физического воспитания, участия в спортивных мероприятиях, рекреации и реабилитации средствами физической культуры, а также других условий общего оздоровления человеческого организма путём инсти-туциальных механизмов регулирования муниципального управления, распределения муниципальных ресурсов и упорядочения общественной жизни в данной сфере [1].
Изучение нормативных правовых актов и специализированной литературы позволяет сформулировать основную цель муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта - оздоровление граждан, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового физически крепкого поколения, а также достойное выступление спортсменов соответствующего муниципального образования на спортивных соревнованиях.
Главная цель в свою очередь определяет ведущие направления политики в сфере физической культуры и спорта. К ним относятся:
- формирование здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта;
- совершенствование и оптимизация системы муниципального управления в сфере физической культуры и спорта;
- совершенствование системы подготовки специалистов, улучшение образовательного и научно -методического обеспечения;
- развитие спорта высших достижений [2].
Основополагающая роль в процессах реализации муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта в муниципальном образовании, как правило, принадлежит структурному подразделению органа исполнительной власти, в компетенцию которого входит реализация полномочий в изучаемой сфере на местном уровне. В настоящий момент, во многих муниципалитетах Российской Федерации сохраняется тенденция совмещения органами управления в сфере физической культуры и спорта сопутствующих и смежных функций, к примеру, функций в области молодежной политики, культуры и туризма. Данные модели управления целесообразны и могут быть рекомендованы, в первую очередь, для муниципальных образований с численностью менее 10 тысяч человек. Применение подобной модели в
© Красноперова Е.С., 2018.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2018. № 2-2(77)
муниципалитетах с большей численностью ведет к снижению эффективности деятельности управленческого органа, что впоследствии сказывается на реализации муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта в данном муниципалитете.
Построение новой, отвечающей современным реалиям, управленческой системы в сфере физической культуры и спорта на муниципальном уровне невозможно без своевременного решения возникающих проблем. Устаревшая материально-техническая база, финансирование по остаточному принципу, отсутствие квалифицированных кадров и научно-методического сопровождения, несовершенное спортивное законодательство - это лишь часть имеющихся проблем. Если трудности, связанные с недостаточным финансированием и укреплением материально-технической базы решаются путем привлечения в отрасль частных инвесторов и развития механизма государственно-частного партнерства, то актуальность вопроса кадрового дефицита продолжает нарастать.
В большинстве муниципалитетов практикуется программно-целевой подход, направленный на развитие системы физической культуры и спорта. Однако, вопросы привлечения кадров и повышения квалификации существующих работников не находят отражения в муниципальных целевых программах. В таком случае, целесообразно рассмотреть возможность внедрения проектного управления в рамках программного целеполагания. Данный метод заключается в формировании проекта, реализация которого позволит решить проблему здесь и сейчас. Например, в случае с низким квалификационным уровнем персонала, рекомендуется сформировать проект, основной целью которого станет проектирование и реализация сбалансированной системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на базе региональных и местных образовательных учреждений и организаций, а так же повышение эффективности муниципального управления кадрами.
Принципиальная схема комплексного проекта, направленного на развитие персонала в сфере физической культуры и спорта, должна содержать следующую последовательность организационно-управленческих мероприятий:
1. Разносторонний анализ стратегических приоритетов развития муниципального образования.
2. Формирование стратегического плана предполагаемых изменений, определение концептуальных проблем развития физической культуры и спорта на территории муниципального образования, для решения которых, требуется организация профессиональной подготовки и повышения квалификации.
3. Разработка направлений профессиональной подготовки и повышения квалификации физкуль-турно-педагогических кадров.
4. Постановка целей, определение целевых групп и форм профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.
5. Формирование плана развития персонала, определение основных задач и мероприятий по их реализации, разбивка по основным временным показателям;
6. Разработка и обеспечение функционального механизма реализации комплексного проекта профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.
7. Оценка финансовых возможностей для реализации комплексного проекта и определение возможных источников финансирования проекта (бюджеты различных уровней, привлеченные средства и ресурсы).
Результатом реализации такого проектного решения станет:
1. Совершенствование содержания, средств, методов и форм, повышения квалификации физкультурных кадров.
2. Улучшение ресурсного обеспечения деятельности муниципального управления кадрами со стороны местного бюджета с привлечением средств заинтересованных организаций и учреждений, а также самих граждан.
3. Повышение мотивации работников сферы физической культуры и спорта, а также психо лого -педагогическое содействие адаптации молодым специалистам к условиям профессиональной деятельности.
4. Обеспечение муниципального управления кадрами в сфере физической культуры и спорта для достижения устойчивого развития отрасли в рамках общей стратегии развития муниципального образования.
Кроме того, реализация проектного метода применима для решения многих частных проблем, существующих в сфере физической культуры и спорта. Внедрение и осуществление комплексного проекта позволяет при оптимальном соотношении затрат добиться быстрого и эффективного решения проблемы.
Библиографический список
1. Антонов, В.А. Система государственного управления: учебное пособие / В.А. Антонов // - М.: ГУУ.М,
2014.-246с.
2. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник / И.А.Василенко. //- 2-е изд. испр. и доп.-М.:Гардарики, 2014.-317с. (в пер.)
3. Веда - электронная библиотека http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/274616.html
КРАСНОПЕРОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, Россия.