Ресурсы развития
Проектное
в государственном менеджменте
управление
Резюме. Дана оценка дефинициям «национальный проект» и «государственная программа» с точки зрения современной практики управления экономикой. Представлены системные характеристики, лежащие в основе практики проектного подхода в белорусской модели социально-экономического развития. Отмечена специфика порядка формирования, регулирования и финансирования госпрограмм в Республике Беларусь как инновационного менеджмента государства.
Ключевые слова: государственный менеджмент, национальные проекты, международные организации по управлению проектами, государственные программы.
В практике государственного менеджмента национальные проекты и государственные программы, по мнению ряда ученых, следует квалифицировать как материализацию экономической функции государства [1]. Республика Беларусь - не исключение. В социально-экономическом и политическом процессах таким образом определяются приоритетные направления развития, нацеленные, как правило, на модернизацию экономики страны и улучшение уровня жизни ее населения.
Понятие «проект» в социально-экономической сфере на постсоветском пространстве используется сравнительно недавно. Эта дефиниция заимствована из промышленной отрасли, строительства и указывает на новизну самого предприятия, которое имеет строго определенное во времени начало и окончание. Каждый проект несет в себе целенаправленные изменения той системы, в которой осуществляется.
В традиционном функциональном менеджменте этому феномену дана оценка зарубежными экспертами, специалистами постсоветских научных школ [2] и белорусскими учеными. Автор А.П. Сорокин в своем пособии «Проектное управление инновационной деятельностью» изложил разработанную им
классификацию и характеристику проектов в контексте государственного менеджмента, в том числе государственных и социальных [3]. Также смоделирована организационная структура управления проектами различного происхождения.
Понятие «проект» в разных моделях и стандартах трактуется с различных позиций. Например, он рассматривается как процесс в процессной модели (ISO 9000, 10006) и как «предприятие», «усилие» и «деятельность» -в организационно-деятельностной (ICB IPMA).
Согласно международным квалификационным стандартам International Competence Baseline IPMA, проект - это:
■ предприятие, которое характеризуется принципиальной уникальностью условий его деятельности, таких как цели (задачи), время, затраты и др., и отличается от других подобных предприятий специфической проектной организацией;
■ предпринимаемое усилие, объединяющее человеческие, материальные и финансовые ресурсы в рамках уникального предмета работы, заданной специфики, с ограничениями на затраты и время, с тем чтобы следование стандартному жизненному циклу проекта приводило к осуществлению успешных изменений, определенных посредством решения количественных и качественных целей и задач;
Ирина Толстик,
ведущий научный сотрудник сектора мировой экономики Института экономики НАН Беларуси, кандидат
филологических наук, доцент
■ уникальный набор скоординированных действий, осуществляемых индивидуумом или организацией для решения специфических задач с определенным расписанием, затратами и параметрами выполнения.
Международная организация по стандартизации утверждает, что проект - это уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели соответствия конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам.
В теории управления проектами известна следующая их классификация: по масштабу; сложности; качеству исполнения; уровню участников; отношению к предприятию-заказчику; инновационности замысла.
По масштабу выделяют малые, средние и мегапроекты. К последним следует отнести национальные и госпрограммы, которые представляют собой целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, межотраслевыми, отраслевыми и смешанными.
Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, областном, муниципальном и т.д. Мегапроекты обладают рядом отличительных черт:
■ высокой стоимостью;
■ капиталоемкостью - потребностью, как правило,
в нетрадиционных (акционерных, смешанных) формах
финансирования;
трудоемкостью;
■ длительностью реализации: от 5 и более лет;
■ необходимостью участия других стран;
■ отдаленностью районов реализации, а следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру;
■ влиянием на социальную и экономическую среды региона и даже страны в целом.
Неразрывно с понятиями «проект» и «программа» связаны механизмы их реализации. На постсоветском пространстве они включают в себя не только широкий спектр технологий и исполнительного инструментария, но и перечень заказчиков, определенных на законодательном либо административном уровне.
Эксперты отмечают, что в процесс реализации приоритетных национальных проектов вовлечены практически все органы
государственного и муниципального управления, вплоть до руководителя государства. Однако специфика управления такими проектами пока недостаточно раскрыта.
Относительно предмета нашего исследования уместно привести заключение одного из российских авторов о том, что именно региональные органы госуправления наилучшим образом осведомлены о существующих в каждом отдельном субъекте страны проблемах социально-экономического, политического и демографического характера, так как ими проводится координация экономики муниципальных образований региона, осуществляется постоянный мониторинг показателей социально-экономического развития [1].
Таким образом, на постсоветском пространстве чаще всего во главу угла ставится вопрос о реализации и координации национальных проектов, и в нашей стране тоже. В Беларуси внедряется программно-целевой подход к формированию государственного бюджета и управлению развитием экономики [4]. Ежегодно утверждаются госпрограммы на различную перспективу, направленные на достижение приоритетов социально-экономического развития [5]. Принимаются также целевые показатели, разработанные с учетом необходимости эффективного расходования бюджетных средств, планы соответствующих мероприятий [6]. Специфика заключается в том, что в Беларуси действует многоступенчатый порядок формирования, регулирования и финансирования госпрограмм. Указом Президента Республики Беларусь от 23.03.2016 г. № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки» внесены изменения в систему формирования госпрограмм и оказания господдержки субъектам хозяйствования [7]. Сам процесс определен как государственное регулирование. Дана следующая дефиниция: под госпрограммой понимается документ планирования на республиканском или региональном уровне, обеспечивающий достижение приоритетов и целей госполитики в сфере социально-экономического развития, содержащий цели, задачи, комплекс мероприятий со сроками их осуществления, исполнителями, источниками финансирования.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2016 г. № 167 утвержден новый порядок формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности
Ресурсы развития
I
государственных программ. Помимо определения их сути, раскрытой в предыдущих документах, подчеркивается, что под заказчиками понимаются госорганы, другие госорганизации, подчиненные Президенту или Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, их структурные подразделения с правами юрлица, бюджетные или иные организации, отвечающие за достижение цели программы и выполнение ее задач и являющиеся распорядителями средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также средств бюджетов государственных внебюджетных фондов [8].
Также на государственном уровне разработаны схемы финансирования госпрограмм [9].
Справедливо заключить, что в Республике Беларусь приоритетные национальные проекты идентифицируются с государственными программами, разработка, финансирование и регулирование которых осуществляется на государственном уровне. Для этого разработан и используется оригинальный методологический инструментарий, позволяющий прогнозировать социально-экономическое развитие страны по приоритетным направлениям как наиболее целесообразным для экономического роста в условиях глобализационных процессов, интеграционного взаимодействия со своими партнерами. Этот факт раскрывает основной принцип такого развития - исходным критерием является компетенция государственных органов, которая регламентирована и определяется законами Республики Беларусь.
Отметим специфику подходов к использованию проектов для прогнозирования мегацелей на постсоветском пространстве по сравнению с практикой управления ими как всем циклом отношений - от подготовки до выполнения, что характерно для зарубежной экономики, в которой используется именно этот термин.
Понятие «управление проектами» в мировой практике соотносится как с проектами локального свойства, нацеленными на реализацию узконаправленного задания, так и с проектами национального значения. Во всех случаях речь идет о многоступенчатой иерархии отношений, операций, мероприятий по достижению заявленной цели.
По мнению экспертов, в XXI в. управление проектом займет место традиционного функционального менеджмента, что подтверждает быстрое развитие американского Института
управления проектами (ИУП) - профессиональной организации в этой области.
Управление проектами имеет собственные методологии, инструментарий и стандарты. Самое широкое распространение получила процессная модель, которая используется в таких наиболее известных документах, излагающих методологические основы управления проектами, как Project Managemen Body of Knowledge (PM ВоК) (ИУП), многими признаваемый международным стандартом де-факто, и стандарт ISO 10006:1997, придавший ряду наиболее важных положений PM ВоК статус де-юре. Заменивший первый PM ВоК редакции 1987 г. A Guidetothe Project Management Body of Knowledge (PM ВоК Guide) редакции 1996 г. признан национальным стандартом США ANSI/PMI 99-001-2000.
В настоящее время растет интерес к использованию других подходов, в частности «деятель-ностного», или «менеджерского», который принят в качестве официального базового более чем в 30 странах мира. Этот подход выражен в международных квалификационных стандартах International Competence Baseline IPMA, а профессиональные национальные ассоциации почти 20 стран уже имеют свои РМ Body of Knowledge (PM ВоК).
Важной особенностью управления проектами как сформировавшейся профессиональной дисциплины является существование развитых систем сертификации специалистов по управлению проектами и менеджеров. Эти системы обладают как международным, так и национальным статусом и нацелены на создание сообщества профессионалов, имеющих общую управленческую культуру и, как следствие, унифицированный профессиональный язык, признаваемую определенную систему ценностей и единообразные подходы к осуществлению проектов. Такая управленческая культура не зависит от специфики страны, в которой выполняется проект, однако позволяет учитывать на практике социально-экономические особенности, традиции и национальную культуру, особенности религий, образа жизни и ментальности и т. п.
На мировом рынке действуют следующие профессиональные организации по управлению проектами:
■ в Европе - Международная ассоциация управления проектами (IPMA), объединяет 28 стран и свыше 10 тыс. человек;
■ в Северной Америке - Институт управления проектами, свыше 30 тыс. человек;
■ в Австралии - Австралийский институт управления проектами (А1РМ);
■ в Азии - Японская ассоциация развития инжиниринга (БЫАА) и др.
Таким образом, управление проектом в широком понимании - это профессиональная творческая деятельность, основанная на использовании современных научных знаний, навыков, методов, средств и технологий и ориентированная на получение эффективных результатов в созидательной деятельности путем успешного осуществления проектов как целенаправленных изменений.
В силу этих причин уже сформулированы определенные принципы управления, которые присущи всем видам проектов, а также мероприятиям, имеющим их признаки. Большое значение имеет окружение проекта - совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на его реализацию. Все они должны быть проанализированы и выделены. Также требуется разработка структурной схемы типовой команды проекта.
Такой подход применим и по отношению к национальным программам или проектам аналогичного масштаба. Разработанные мероприятия и принятые целевые показатели по государственным программам приоритетных направлений социально-экономического развития в Республике Беларусь должны отвечать статусу самих проектов (программ). Такие установки, как повышение уровня исполнительной дисциплины в системе органов госуправления, борьба с коррупцией, ужесточение уголовной ответственности за должностные преступления и т.д., необходимо внедрить в общую схему управления проектами в качестве примеров государственного менеджмента. Управление национальными проектами (программами) также не исключает привлечения контрольно-счетных органов с широкими полномочиями, периодической отчетности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления о ходе реализации заданий. В вышеназванной сфере целесообразно использовать наряду с организационными информационные технологии.
В целом управлению национальными проектами (госпрограммами) по приоритетным направлениям социально-экономического развития следует давать оценку прежде всего с позиций их информационного сопровождения
или обеспечения [10]. Такой критерий прямым образом характеризует информированность и компетентность должностных лиц органов госуправления, ответственных за их исполнение, что во многом обусловлено беспрепятственным документооборотом. Также формируется коммуникационная среда в обществе, его информационное пространство наполняется данными о динамичных процессах роста в реальном секторе экономики. Повышается осведомленность населения по актуальным вопросам собственной жизнедеятельности, следовательно, минимизируется опасность возникновения социальных угроз и рисков, которые могут сказаться на благосостоянии и уровне его жизни.
Следует использовать и расширять арсенал национальных информационных ресурсов, повышать в государственных расходах долю, направляемую на финансирование информационной экономики, включающей не только технику и технологии, но и институциональные образования, кадры, трансфер контента, а также рекламу, информационную продукцию и т.д. Предполагаемые действия сформируют единый правовой режим реализации приоритетных национальных проектов (госпрограмм) и выведут страну на новый этап развития. Внедрение классического управления проектами в государственный менеджмент повысит результативность действия экономических механизмов по совершенствованию национальной модели поступательного развития. СП
http://innosfera.by/2017/05/management
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончаров В.В. Реализация приоритетных национальных проектов как социально-экономическая основа укрепления системы власти в России и сохранения ее независимости и государственного суверенитета / В.В. Гончаров // Вестник Челябинского государственного университета. 2010, № 9.С.22-26.
2. Этапы развития управления проектами в России // http:// studopedia.ru/4_137899_etapi-razvitiya-upravleniya-proektami-v-rossii.html.
3. Сорокин А.П.Проектное управление инновационной деятельностью:пособие /А.П. Сорокин.- Минск, 2015.
4. В Беларуси внедряется программно-целевой подход в формировании госбюджета и управлении развитием национальной экономики // http://www.ecopress.by.
5. Утвержден перечень госпрограмм на 2016-2020 годы, направленных на достижение приоритетов социально-экономического развития // http: www. government.by.
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 23 февраля 2016 г. № 148 // http: // mshp.minsk.by/programs/e4935287c10c69bd.html.
7. Государственное регулирование // https: //jurisconsult.by/news/show/18276.
8. Утвержден новый порядок формирования госпрограмм // http://www.pravo.by/main. aspx?guid=206463.
9. Банк развития будет координировать кредитование госпрограмм // http://regiony. by/#!news/8420.
10. Толстик И.А. Формирование информационного обеспечения реализации суверенитета государства в системе интеграционных объединений / И.А. Толстик; под науч. ред. В.Ф. Медведева.- Минск, 2016.