ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В.Л. Аничин, О.А. Середина
Аннотация. Раскрыты преимущества и перспективы проектного управления. Обобщен опыт проектного управления в Белгородской области. Обоснованы предложения по совершенствованию проектной деятельности.
Ключевые слова: проектное управление, бюджетная эффективность, Белгородская область.
Считается, что становление теории управления проектами как современной науки относится ко второй половине 20 в. Кризис управления в бюрократических организационных структурах, их неспособность быстро и адекватно реагировать на изменения внешней среды, усложнение и многообразие решаемых задач привели к осознанию необходимости применения новых управленческих методов. Основой теории управления проектами послужили методы и техника сетевого планирования, разработанные в США во второй половине 20 в.,
но широкое распространение теория управления проектами получила только с появлением персональных компьютеров и развитием специализированных программ [3].
В последние годы методы проектного управления находят применение в практике государственного регулирования экономики, что обусловлено избранным курсом на модернизацию российской экономики, реализация которого предполагает осуществление большого числа программ и проектов различной сложности. В частности, В. В. Дементьев отмечает, что в отличие от давно укоренившегося в практике органов исполнительной власти функционального подхода методы проектного управления появились в нашей стране относительно недавно. Потребность перехода на принципы проектного управления возникла в условиях модернизации экономики, реализации инфраструктурных и инновационных проектов, развития промышленно-территориальных кластеров [2].
Предпосылки развития теории и практики управления проектами иллюстрирует следующая схема (рисунок 1).
Развитие то- Научно- Конкуренция (предприни- Экономиче-
варного произ- техническии мательская, творческая, ская концен-
водства прогресс страновая) трация
1 1 1 1
Увеличение количества и сложности проектов
Исследования по вопросам управления проектами
Теория и практика управления проектами
Рисунок 1 - Предпосылки развития теории и практики управления проектами
Каждый из обозначенных на схеме факторов сам по себе оказывает существенное влияние на развитие теории и практики управления проектами, а комплексное их действие лишь усиливает это влияние. Перспективы развития теории и практики управления проектами будут определяться этими объективно действующими факторами, а также широким использованием проектного подхода в государственном регулировании экономики.
Проектный подход имеет ряд преимуществ. Первое, принципиальное преимущество состоит в эффективном взаимодействии экономических субъектов - участников проекта, к которым мы относим и наемный персонал. Эффективное взаимодействие достигается:
а) согласованием интересов участников проекта;
б) известным конечным сроком завершения проекта;
в) хозяйственной самостоятельностью проектных менеджеров.
Второе преимущество состоит в том, что проектный подход позволяет наилучшим образом распорядиться ограниченными ресурсами для достижения экономически и социально значимых целей.
Третье преимущество выражается в том, что представление проекта как комплекса взаимосвязанных работ с конкретными сроками начала и завершения позволяет получить всестороннюю полноценную экономическую оценку, как на этапе разработки проекта, так в ходе его реализации и по итогам реализации проекта.
Применение принципов проектного управления в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области регулируется постановлением правительства Белгородской области от 31 мая 2010 г. №202-пп «Об утверждении положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области»
[1] и рядом других нормативно-правовых актов. Указанное постановление определяет условия и порядок применения принципов управления проектами органами исполнительной власти и государственными органами на территории Белгородской области. Даются базовые понятия и определения; излагается порядок формирования организационной структуры проекта, порядок управления проектами, порядок организационного сопровождения и мониторинга проекта.
Уполномоченным органом области по разработке и внедрению системы управления проектами является департамент кадровой политики Белгородской области, а основным исполнителем - отдел организации проектного управления.
Процесс управления проектами включает четыре этапа: инициация, планирование, реализация и закрытие проекта. Этап инициации проектов предполагает оформление инициатором проекта инициативной заявки, которую инициатор проекта направляет в департамент кадровой политики, где она регистрируется. Решение относительно каждой идеи (будущего проекта) принимается коллегиально на отраслевых экспертных комиссиях. Если решение положительное, принимается общая концепция реализации проекта. Далее разрабатывается план проекта и осуществляется его реализация.
По данным В.А. Сергачева, по состоянию на середину 2012 г. зарегистрировано 1233 проекта, реализуется 622 проекта, 204 реализованы. Остальные находятся на этапе разработки. В соответствии принятой типологией проектов, преобладают социальные проекты, число которых в настоящее время составляет свыше 465 единиц, далее следуют экономические проекты - 304, затем технические - 238 и организационные - 187 [4].
Белгородский опыт проектного управления является передовым. Однако, несмотря на большую работу, выполненную по внедрению проектного управления, оно находится в стадии зарождения, со свойственными ему недостатками. Это прямо или косвенно подтверждают следующие наблюдения:
- стимулирование участников проектной деятельности пока несовершенно. Оно предусмотрено только по итогам реализации проекта;
- проектную деятельность регламентирует большое число документов. Этот список постоянно растет, а в принятые нормативно-правовые акты периодически вносятся изменения;
- недостаточное внимание уделено комплексной оценке эффективности проектов, включая их бюджетную эффективность.
Целесообразно, на наш взгляд, принять единый нормативно-правовой документ, учитывающий накопленный опыт и регламентирующий все аспекты проектной деятельности в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области. Необходимо разработать четкую процедуру отбора проектов для финансирования, учитывающую интересы всех участников проекта, а также проектного окружения.
Список использованных источников
1 Постановление правительства Белгородской области от 31 мая 2010 г. № 202-пп «Об утверждении положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области».
2 Дементьев В.В. Проектное управление в системе стратегического планирования [Электронный ресурс] // Бюджет.-2012 г.- №8. http://bujet.ru/article/200687.php
3 Заренков В. А. Управление проектами: учеб. пособие.-2-е изд.- М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2006.- 312 с.
4 Сергачев В.А. Проектное управление в Белгородской области // Бюджет. - 2012 г. - №7. http://bujet.ru/article/193742.php
Информация об авторах Аничин Владислав Леонидович, доктор экономических наук, профессор кафедры управления и организации ФГБОУ
ВПО «Белгородская ГСХА», vladislavanichin@rambler.ru, 8906-886-0493.
Середина Ольга Александровна, магистрант ФГБОУ ВПО «Белгородская ГСХА».