Научная статья на тему 'ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АКСЕЛЕРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ КАК НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-МЫШЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ'

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АКСЕЛЕРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ КАК НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-МЫШЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / БИЗНЕС-АКСЕЛЕРАТОР / АКСЕЛЕРАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасикова Елена Николаевна, Соловьева Надежда Александровна

Цель - на примере результатов исследования формирования компонентов бизнес-мышления у студентов Калужского филиала РАНХиГС, систематически занимающихся проектной деятельностью, вовлекаемых вузом в работу Всероссийского акселератора социальных инициатив RAISE, показать эффекты внедрения проектного метода в образовательный процесс, динамику развития бизнес-мышления молодых предпринимателей. Методология исследования: изучена практика, современные тенденции и перспективы развития акселерационных программ в России и за рубежом. Выявлены социальные эффекты внедрения в образовательный процесс проектного управления и акселерационных механизмов поддержки инициатив молодых предпринимателей, проведен анализ уровня сформированности компонентов бизнес-мышления (предпринимательского мышления) студентов 3-4-го курсов, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент организации», участвующих во Всероссийском акселераторе социальных инициатив RAISE не менее года, включенных в реализацию социальных проектов с применением предпринимательского подхода. В результате определены основные ожидания стартаперов по структуре и содержанию современных акселерационных программ. Отмечается положительная динамика развития когнитивного, операционального, ценностно-смыслового компонентов бизнес-мышления студентов, реализующих социальные проекты с применением предпринимательского подхода через участие в Всероссийском акселераторе социальных инициатив RAISE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGEMENT AND ACCELERATION MECHANISMS AS A DEVELOPMENT DIRECTION OF BUSINESS THINKING OF YOUNG ENTREPRENEURS

The purpose is on the example of the results of the study of the formation of the components of business thinking among students of the Kaluga branch of RANEPA, systematically engaged in project activities, involved by the university in the work of the All-Russian accelerator of social initiatives RAISE, to show the effects of introducing the project method into the educational process, the dynamics of the development of business thinking of young entrepreneurs. Research methodology: the practice, current trends and prospects for the development of acceleration programs in Russia and abroad are studied. The social effects of the introduction of project management and acceleration mechanisms for supporting young entrepreneurs' initiatives into the educational process are revealed, the analysis of the level of formation of the components of business thinking (entrepreneurial thinking) of 3-4-year students studying in the direction of training "Organization Management" participating in the All-Russian accelerator is carried out social initiatives of RAISE for at least a year, included in the implementation of social projects using an entrepreneurial approach. As a result, the main expectations of startups for the structure and content of modern acceleration programs are determined. The positive dynamics of the development of cognitive, operational, value-semantic components of the business thinking of students who implement social projects using an entrepreneurial approach through participation in the All-Russian accelerator of social initiatives RAISE are noted.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АКСЕЛЕРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ КАК НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-МЫШЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ»

УДК 005.8:005.321 DOI: 10.22394/2071-2367-2021-16-1-255-270

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АКСЕЛЕРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ КАК НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-МЫШЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Герасикова Е.Н., Соловьева Н.А.1

Аннотация. Цель - на примере результатов исследования формирования компонентов бизнес-мышления у студентов Калужского филиала РАНХиГС, систематически занимающихся проектной деятельностью, вовлекаемых вузом в работу Всероссийского акселератора социальных инициатив RAISE, показать эффекты внедрения проектного метода в образовательный процесс, динамику развития бизнес-мышления молодых предпринимателей. Методология исследования: изучена практика, современные тенденции и перспективы развития аксе-лерационных программ в России и за рубежом. Выявлены социальные эффекты внедрения в образовательный процесс проектного управления и акселерационных механизмов поддержки инициатив молодых предпринимателей, проведен анализ уровня сформированности компонентов бизнес-мышления (предпринимательского мышления) студентов 3-4-го курсов, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент организации», участвующих во Всероссийском акселераторе социальных инициатив RAISE не менее года, включенных в реализацию социальных проектов с применением предпринимательского подхода. В результате определены основные ожидания стартаперов по структуре и содержанию современных ак-селерационных программ. Отмечается положительная динамика развития когнитивного, операционального, ценностно-смыслового компонентов бизнес-мышления студентов, реализующих социальные проекты с применением предпринимательского подхода через участие в Всероссийском акселераторе социальных инициатив RAISE.

Ключевые слова: проектное обучение, бизнес-инкубатор, бизнес-акселератор, акселерационный механизм, государственная программа поддержки малого и среднего бизнеса, государственное управление экономикой, инновационный проект.

Герасикова Елена Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры делового администрирования и рыночной аналитики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Калужский филиал, адрес: 248000, Россия, г. Калуга, Окружная, д.4, корп. 3, e-mail: engerasikova@mail.ru

Соловьева Надежда Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Калужский филиал, адрес: 248000, Россия, г. Калуга, Окружная, д.4, корп. 3. e-mail: n2038@yandex.ru

PROJECT MANAGEMENT AND ACCELERATION MECHANISMS AS A DEVELOPMENT DIRECTION OF BUSINESS THINKING OF YOUNG ENTREPRENEURS

GERASIKOVA E.N. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Business Administration and Market Analytics of the Kaluga branch of RANEPA (Russian Federation, Kaluga), e-mail: engerasikova@mail.ru

SOLOVYOVA N.A. - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Kaluga branch of RANEPA (Russian Federation, Kaluga), e-mail: n2038@yandex.ru

Abstract. The purpose is on the example of the results of the study of the formation of the components of business thinking among students of the Kaluga branch of RANEPA, systematically engaged in project activities, involved by the university in the work of the All-Russian accelerator of social initiatives RAISE, to show the effects of introducing the project method into the educational process, the dynamics of the development of business thinking of young entrepreneurs. Research methodology: the practice, current trends and prospects for the development of acceleration programs in Russia and abroad are studied. The social effects of the introduction of project management and acceleration mechanisms for supporting young entrepreneurs' initiatives into the educational process are revealed, the analysis of the level of formation of the components of business thinking (entrepreneurial thinking) of 3-4-year students studying in the direction of training "Organization Management" participating in the All-Russian accelerator is carried out social initiatives of RAISE for at least a year, included in the implementation of social projects using an entrepreneurial approach. As a result, the main expectations of startups for the structure and content of modern acceleration programs are determined. The positive dynamics of the development of cognitive, operational, value-semantic components of the business thinking of students who implement social projects using an entrepreneurial approach through participation in the All-Russian accelerator of social initiatives RAISE are noted.

Keywords: project training, business incubator, business accelerator, acceleration mechanism, state program of support for small and medium-sized businesses, state economic management, innovative project.

Введение

В числе направлений управления экономикой и создания предпосылок для ее развития стоит отметить установление качественных и глубинных взаимосвязей между наукой, инновациями и экономическим ростом, а так же формирование системы всемерной поддержки хозяйствующих субъектов, в том числе малых и средних субъектов предпринимательства.1

1 Поддержка малого бизнеса: госпрограммы 2020 года - URL: https://www.business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-2019-gos-programmy (дата обращения:10.11.2020).

Так, объем субсидий государственной поддержи малых и средних субъектов предпринимательства, выделенных из федерального бюджета РФ, ежегодно составляет от 5 до 8 млн. руб. Развивается деятельность микрофинансовых организаций, получающих финансовую поддержку по реализуемым Министерством экономического развития РФ мероприятий по поддержке малых и средних субъектов предпринимательства. При этом отмечается динамика снижения количества выданных микрозаймов при увеличении суммы выданных средств.

К 2020 г. государственная поддержка малых и средних субъектов предпринимательства в России стала обеспечиваться целым рядом организаций, среди которых следует выделить Торгово-промышленную палату, оказывающую бесплатное консультирование по вопросам развития, маркетинга, продвижения и нормативного обеспечения деятельности компаний, создания возможностей участвовать в выставках регионального, федерального и международного уровня. В Центрах занятости населения осуществляется поддержка планирующих открывать свое дело безработных граждан1.

Финансовую поддержку осуществляет целый ряд финансово-кредитных учреждений. Так, на финансирование успешно прошедших профессиональную экспертизу бизнес-проектов развития предприятий направлена деятельность Фонда поддержки предпринимателей. Функционируют и региональные фонды содействия кредитованию малого бизнеса, которые при нехватке обеспечения выступают поручителями перед банками-партнерами и другими кредиторами и, тем самым, помогают привлечь финансовые ресурсы малым и средним субъектам предпринимательства2.

В конце 2019 года начала функционировать онлайн-платформа «забизнес.рф», помогающая предпринимателям заявлять в аппарат силовых ведомств о случаях давления на них. Такая процедура довольно проста и требует лишь регистрации на ресурсе и приложения подтверждающих факт давления документов, фото- или видеоматериалов. Интенсивную поддержку, финансовую и грантовую помощь перспективным стартаперам и молодым бизнесменам оказывают венчурные и гарантийные фонды, а так же бизнес-инкубаторы. Они создают инфраструктуру, содействующую привлечению инвестиций, предоставлению офисных помещений, оказанию бизнес-консультаций, реализации рекламных проектов.

История развития акселерационных механизмов

Итоги деятельности созданных Министерством экономического развития РФ бизнес-инкубаторов, без учета бизнес-инкубаторов открытых при коммерческих структурах, отражает масштабность проводимой работы. Первыми в рейтинге по привлече-

1 Там же.

2 Лесина Т.В., Волкова Ю.С. Нефинансовая отчетность. Анализ и оценка показателей // Аудит и финансовый анализ. - 2016. - № 4. - С. 311- 315.

нию ресурсов данной поддержки являются предпринимательские субъекты СевероКавказского и Приволжского федеральных округов1.

Другим, набирающим в настоящее время популярность, схожим с моделью бизнес-инкубаторов инструментом, но, прежде всего ориентированным на поддержку стартап проектов, является бизнес-акселератор.

Чаще всего базой для создания акселератора становятся технопарки, венчурные фонды или бизнес-инкубаторы, а формирование добавленной стоимости происходит путем активного наставничества и использования социальных сетей.

В целом, акселератор - это передача опыта руководства, наставничества, управления проектами объединения опытных бизнесменов организаторам нового бизнеса, это менторская помощь в преодолении первых этапов жизненного цикла, а так же, за счет стремления найти новые пути развития в сложной, неопределенной экономической среде, предоставлении качественной бизнес - и технологической экспертизе, становятся механизмом развития уже действующих компаний2.

Практика функционирования и развития акселерационных механизмов поддержки бизнеса доказала их эффективность и популярность. Самым первым акселератором, нацеленным на открытие и поддержку стартап проектов, считается калифорнийский Y-Combinator (2005 г.). А первый акселератор, созданный в Европе в 2007 г. - Seedcamp, получил статус общеевропейского и принимая более 2000 заявок в год, выпустил 110 новых компаний с привлечением 65 млн. долл. инвестиций.

Появление первых акселераторов в России началось в 2009 г., сегодня, согласно информации Ассоциации акселераторов и бизнес-инкубаторов, их уже более 100, и популярность их использования как направления поддержки развития бизнес-среды постоянно растет и вовлекает как крупные отечественные, так и российские представительства зарубежных компаний3.

Среди основных направлений развития российских структур акселерационного типа выделяются поддержка ИКТ и промышленных разработок.

Ряд экспертов, исходя из оценки регулярности проводимых акселераторами программ и мероприятий, количества выпускников и наличия действующих проектов, количества отечественных и зарубежных партнеров, активности сайта и попадания в

1 Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России -https://www.gks.ru/folder/210/document/13223; Поддержка малого бизнеса: госпрограммы 2020 года - URL: https://www.business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-2019-gos-programmy (дата обращения: 10.11.2020).

2 Герасикова Е.Н. Современные тенденции совершенствования системы поддержки сферы малого и среднего предпринимательства в России // Экономика и предпринимательство. - 2017. -№ 9-3 (86). - С. 404-409.; Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М., 2005. - С.134- 139.

3 Макаров С., Угнич Е. Бизнес-катализаторы как драйверы развития региональных инновационных систем. // Инновации и экономика. - 2015. — Т. 9.- №1- С. 56- 67.

различные рейтинги, к крупнейшим акселераторам России относят Акселератор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), Стартап академию «Сколково», Акселератор Global Venture Allience, Generations, Финтех Лаб, Winno Moscow, Pulsar VC, iDealMachine и Акселерационную программу ВШЭ.1

Акселераторы могут рассматриваться как коммерческая модель получения быстрых инвестиций путем содействия бизнес-сообщества созданию и развитию новых, зарождающихся компаний. Сегодня эта модель поддерживается государством и системой образования страны2.

Сегодня развитие рынка труда и бизнес-среды требуют от современных специалистов наличия навыков проектного управления, творческого поиска, исследовательских разработок, адаптации к изменяющимся условиям и постоянного повышения квалификации3. Все эти навыки у будущих специалистов должны быть сформированы еще в годы обучения в учебных заведениях. Именно поэтому, столь актуальными становятся привлечение студентов к участию в проектной и научно-исследовательской работе, применение технологий имитационных, деловых и интеллектуальных, кейс-стади, проведение производственных практик, мастер-классов, тренингов и интенсивов с участием экспертов-практиков, представителей государственных, некоммерческих и бизнес-структур. Проектное обучение, его внедрение в учебную и внеучебную деятельность студентов, становится одной из эффективных форм реализации этих задач и направлено на поддержание внедряемого во всех вузах страны компетентно-стно-ориентированного подхода в образовании. Студенты приобретают «навыки самообучения и применения полученных в вузе знаний при решении практических задач, важные soft-skills навыки - эффективной коммуникации, работы в команде; развивают навыки проведения исследований, системное и логическое мышление»4.

Все крупнейшие вузы страны имеют в своей структуре бизнес-инкубаторы и/или бизнес-акселераторы.5 Основной причиной столь большой популярности таких моде-

1 Куда стартапу пойти за наставниками и инвесторами: десять крупных акселераторов России https://vc.ru/flood/60006-kuda-startapu-poyti-za-nastavnikami-i-investorami-desyat-krupnyh-akseleratorov-rossii (дата обращения 10.11.2020)

2 Герасикова Е.Н. Современные тенденции совершенствования системы поддержки сферы малого и среднего предпринимательства в России // Экономика и предпринимательство. 2017. -№ 9-3 (86). - С. 404409.; Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М., 2005. - С.134- 139.

3 Иконникова И.В., Соловьева Н.А. Региональные особенности рынка труда и опыт его регулирования в Калужской области // Государственное управление и качество регионального развития: опыт Калужской области /Под общ. ред. С. Е. Лариной. Калуга , 2019. - С.117- 148.

4 Герасикова Е.Н. Проектное обучение в действии: опыт реализации проектного подхода в подготовке будущих специалистов Калужской области // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 3(47). - Новосибирск: СибАК, 2015.

5 Университетские бизнес-инкубаторы https://edunews.ru/entrants/usefull-materials/business-incubator.html; Куда стартапу пойти за наставниками и инвесторами: десять крупных акселераторов России - URL: https://clck.ru/TsyiZ (дата обращения 10.11.2020).

лей в вузах стало стремление обеспечить получение студентами (инициативной молодежью) требуемых практических предпринимательских навыков и профессиональных компетенций, поскольку интенсивный процесс обучения и опыт ведения реального бизнеса в разы повышают конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда, способствует обеспечению его трудоустройства и открытию собственного бизнеса. В целом, это влияет и на качество и эффективность образовательного процесса, и на рейтинг вуза.

Участие в бизнес-акселераторах способствует развитию необходимых компетенций и помогает студенту справиться со всеми трудностями этапа запуска стартапа, это реальный шанс получить необходимые компетенции, воспользоваться возможностями предоставляемого «социального лифта» и начать свое дело еще будучи в статусе студента. Кроме того, выпускные и дипломные работы во многих вузах сегодня -это защита студенческих стартап проектов (см.табл.1).1

В некоторых вузах функционируют сразу и акселераторы, и бизнес-инкубаторы. Так, например, в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, молодежные проекты, успешно прошедшие акселератор, получают менторскую и экспертную поддержку от топ-менеджеров ведущих компаний и серийных предпринимателей в бизнес-инкубаторе университета. Основные направления стартапов - идеи и проекты в сфере ИТ.

В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ранее функционировал бизнес-инкубатор InCube, сейчас основной акцент сделан на деятельности «Всероссийского акселератора социальных инициатив RAISE».

Бизнес-инкубатор InCube был «одним из первых российских бизнес-инкубаторов, включал более 10 реализованных проектов и 20 резидентов, являлся площадкой, оказывающей на некоммерческой основе помощь студентам-инноваторам в перспективных областях развития технологий и экономики, заинтересованным в создании и продвижении своего дела, а один из первых резидентов инкубатора проект Speaktoit (известный под брендом Api.ai) в 2016 г. был приобретен Google»2.

Организаторы «Всероссийского акселератора социальных инициатив RAISE» рассматривают его как «широкомасштабную образовательную программу с конкурсной составляющей, осуществляющую поддержку проектов, направленных на решение социальных проблем и развитие гражданского общества»3.

1 Университетские бизнес-инкубаторы - URL: https://edunews.ru/entrants/usefull-materials/business-incubator.html; Куда стартапу пойти за наставниками и инвесторами: десять крупных акселераторов России - URL: https://vc.ru/flood/60006-kuda-startapu-poyti-za-nastavnikami-i-investorami-desyat-krupnyh-akseleratorov-rossii (дата обращения 10.11.2020).

2 Бизнес-инкубатор InCube - URL: http://project161130.tilda.ws/ (дата обращения: 10.11.2020)

3 Социально ориентированная проектная деятельность: практики и кейсы. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. - С. 7- 8.

Таблица 1 - Акселерационные программы ряда ведущих вузов РФ Table 1 - Acceleration programs of a number of leading Russian universities

Наименование вуза Наименование бизнес-инкубатора, акселератора

1.Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Бизнес-инкубатор / акселератор - менторская и экспертная поддержка от топ-менеджеров ведущих компаний и серийных предпринимателей, ищет идеи и проекты в сфере ИТ

2.Московский физико-технический институт (Государственный университет) Бизнес-инкубатор Физтех.Старт - образовательная и менторская программа с выходом в ведущие венчурные организации

З.Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Бизнес-инкубатор Инжинирингового центра - менторская поддержка запуска стартапа и консультация уже функционирующих компаний.

4. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ занимается генерацией и развитием стартапов, содействует формированию инновационной инфраструктуры государства, стал лучшим университетским акселератором в мире (UBI Global 2019-2020)

5.Санкт-Петербургский государственный университет Бизнес-инкубатор СПбГЭУ - универсальная площадка для создания и развития своего бизнеса, инкубатор открытого типа

6. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Бизнес-инкубатор - объект университетской инфраструктуры поддержки проектных студенческих коллективов и отдельных предпринимателей

7.Национальный исследовательский Томский политехнический университет Бизнес-инкубатор «Полигон инженерного предпринимательства» - элемент инновационной инфраструктуры ТПУ, реализующий комплексный подход к открытию бизнеса: от проработки идеи до вывода продукта/услуги на рынок

8.Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Технопарк "Политехнический", бизнес-инкубатор "Политехнический" - помощь и содействие технологическим предпринимателям в превращении инновационной идеи в реально действующий производственный бизнес

9.Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Всероссийский акселератор социальных инициатив RAISE - образовательная программа с конкурсной составляющей, разработка и реализация реальных студенческих социальных проектов с применением предпринимательского подхода

10.Национальный исследовательский Томский государственный университет Инновационно-технологический бизнес-инкубатор ТГУ -всемерное сопровождение запуска стартап проектов

Цель акселератора - «вовлечение активных студентов в реализацию социальных проектов, в ходе чего они должны научиться правильно выявлять проблему, разрабатывать методы ее решения, находить и эффективно использовать

ресурсы, формировать партнерские отношения с представителями органов власти и бизнеса, измерять результаты реализации проектов». Победители конкурсных мероприятий принимают участие в «стажировках и пост-акселерации своих проектов (менторская и партнерская поддержка, содействие в реализации проектов в других регионах)»1.

Акселератор вошел в «100 лидеров развития новых подходов в образовании» и поддержан АСИ,2 победитель Всероссийского конкурса среди государственных и негосударственных учреждений и организаций на лучшую образовательную программу подготовки социальных предпринимателей в России «Социальное предпринимательство: образование - 2017», премию «Импульс добра - 2018» Фонда «Наше будущее». Ежегодно в акселераторе принимают участие студенты из 38 регионов, а порядка 50 студенческих команд продвигают более 100 проектов (90 из которых новые) от 12 вузов РФ. Большинство участников акселератора отмечают его «образовательную, профессионально-адаптационную и коммуникационную значимость, создание возможности в самоопределении и самореализации молодых стартаперов», указывают на то, что его «сроки помогают достигать целей проекта быстрее, формат конкурса помогает упаковывать проект лучше и увидеть его сильные стороны и недостатки».3 Таким образом, акселератор начинает рассматриваться как инфраструктурный элемент создания и развития проектного образовательного пространства в сфере социального предпринимательства.

Особенности бизнес-мышления молодых предпринимателей (на примере Калужского региона)

Являясь кураторами студенческих проектов, мы в 2019-2020 гг. усилиями кафедр делового администрирования и рыночной аналитики и государственного и муниципального управления, провели исследование особенностей формирования проектного мышления членов команды Калужского филиала РАНХиГС «Новое поколение» - студентов-участников «Всероссийского акселератора RAISE». Цель исследования: обозначить влияние применяемых в образовательном процессе практик проектного управления и акселерационных механизмов на динамику развития бизнес-мышления молодых предпринимателей. Данное исследование по-

1 Газиева И.А. Метод реальных проектов как инструмент повышения эффективности образовательного процесса // Социально-ориентированная проектная деятельность: практики и кейсы. Сборник методических материалов. Выпуск 5. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - С.7- 16.

2 Акселератор RAISE РАНХиГС поддержало Агентство стратегических инициатив -URL:https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/akselerator-raise-ranhigs-podderzhalo-agentstvo-strategicheskih-iniciativ/ (дата обращения: 11.10.2020)

3 Газиева И.А. Метод реальных проектов как инструмент повышения эффективности образовательного процесса // Социально-ориентированная проектная деятельность: практики и кейсы. Сборник методических материалов. Выпуск 5. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - С.7- 16.

зволило определить уровень сформированности компонентов бизнес-мышления у студентов, включенных в реализацию социальных проектов с применением предпринимательского подхода.

Для оптимизации образовательного процесса в Калужском филиале важно эс-периментально показать эффекты проектного метода в обучении студентов и его роль в развитии проектного мышления молодых предпринимателей.

Знания о том, как можно грамотно применить полученные в практической деятельности результаты, будут мотивировать студентов на развитие собственной предпринимательской деятельности: интенсивнее заработает студенческая проектная команда при вузе, целенаправленнее станет взаимодействие Калужского филиала академии с региональными предприятиями-партнерами.

Члены команды «Новое поколение» в сотрудничестве преподавателей и студентов-волонтеров разрабатывают собственные бизнес проекты и пропагандируют их в школах-партнёрах, вовлекают обучающихся 10 - 11 классов в процесс генерирования новых продуктов и услуг. Калужский филиал вывозит ребят на экскурсии на предприятия-партнёры, знакомит с выпускниками, имеющими «истории успеха», организует наставничество при реализации наиболее успешных бизнес-идей.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 18 молодых предпринимателей, студентов 3-4 курсов, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент организации», участвующие во Всероссийском акселераторе социальных инициатив RAISE не менее года, имеющие опыт разработки и реализации реальных студенческих социальных проектов с применением предпринимательского подхода.

На основе анализа научной литературы по теме исследования были выделены компоненты бизнес-мышления студентов: когнитивный, операциональный, ценно-стно-смысловой.1

Когнитивный компонент предполагает анализ знаний молодых предпринимателей о содержании проектной деятельности, ассоциации, связанные с предпринимательством и акселерационными механизмами сопровождения проектных инициатив, возможность рефлексии полученных знаний о содержании проектной деятельности.

Операциональный компонент предполагает возможность применения знаний о разработке и реализации проектных технологий при решении практических задач, стоящих перед проектной командой, перенос знаний в новые ситуации в процессе

1 Иконникова И.В., Соловьева Н.А. Региональные особенности рынка труда и опыт его регулирования в Калужской области // Государственное управление и качество регионального развития: опыт Калужской области /Под общ. ред. С. Е. Лариной. Калуга , 2019. - С.117 - 148; Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45- 57.

разработки и реализации социального проекта.

Ценностно-смысловой компонент предполагает готовность к саморазвитию, отношение к разработке и реализации собственного проекта, потребность в достижении признания, уровень стрессоустойчивости.

На первом этапе исследования (осень 2019 г.) был подобран необходимый инструментарий для диагностики актуального для студентов уровня бизнес-мышления.

Предмет оценивания когнитивного компонента: объем и системность знаний о содержании проектной деятельности, применение определённых технологий: анализа сложившейся ситуации, определения стратегии, чёткого планирования своих действий. Для обоснования способа фиксации проявлений когнитивного критерия применялось тестирование, разработанное на кафедре делового администрирования, рыночной аналитики, и задачи, требующие оценки успешности выделения проблемы проектной деятельности, охвата целевых групп, построения алгоритма проектной деятельности, оценки ожидаемых результатов.

Предмет оценивания операционального компонента: количество и продуктивность выполнения действий по разработке и реализации социального проекта. Для обоснования способа фиксации проявлений операционального критерия применялись задачи, определяющие готовность студентов планировать и осуществлять этапы реализации проектного решения, выстраивать сеть партнеров, анализировать риски, распределять роли в командной работе, корректировать свои планы, приводить их в соответствие с изменившимися целями и условиями акселерационных механизмов сопровождения проекта.

Предмет оценивания ценностно-смыслового компонента: выявление отношения студентов к осуществлению предпринимательской деятельности, характер мотивации, уровень реализации актуальных потребностей. Для обоснования способа фиксации проявлений ценностно-смыслового критерия применялись следующие инструменты: методика Г.П. Карповой для определения структуры учебной мотивации, методики оценки ключевых компетенций (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, A.M. Павлова)1, опросник для анализа рефлексивности А.В. Карпова.2

При исследовании актуального состояния проектного мышления учитывалась специфика проводимой студентами проектной деятельности с применением предпринимательского подхода, степень воплощения исходных целей проекта, проработанность проектного решения. При этом отслеживалось умение молодого предпринимателя оценивать позитивное и негативное воздействие реализуемого проектного предложения на среду.

В отдельных случаях учитывались такие характеристики реализации проектно-

1 Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М., 2005. - С.134-139.

2 Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.

го решения, как экологичность и/ или культуросообразность, хроносообразность проекта. При разработке инновационного проектного решения возникала потребность анализа его новизны и возможности реализации в условиях региона.

На основании полученных эмпирических данных удалось получить комплексную оценку проектного мышления контрольной и экспериментальной группы студентов. В контрольную группу были отобраны 18 студентов 3-4 курсов, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент организации», отличающихся хорошей академической активностью, получивших положительную характеристику от преподавателей.

Студентов экспериментальной группы, вовлеченных во Всероссийский акселератор социальных инициатив RAISE, отличает мстематизация знаний о содержании предпринимательской деятельности, организации и продвижения проектного предложения, более выраженная потребность в самореализации в профессиональной сфере, осознанность смыслов предпринимательской деятельности, понимание своего места в проектной команде.

Вместе с тем, у всех студентов недостаточно развиты навыки трансформации проблемы проектного воздействия в исследовательскую задачу, не прослеживается достаточный уровень самостоятельности поставленных задач на основе анализа практических проблем, не операционализированы шаги по «доведению» идеи до практического результата. При этом, студенты экспериментальной группы демонстрировали большую уверенность в практической реализации проектных предложений при выполнении практикоориентированных заданий.

Экспериментально была подтверждена зависимость готовности к рефлексии, осознанности смыслов предпринимательской деятельности от успешности овладения операционального компонента бизнес-мышления у молодых предпринимателей. В свою очередь, развитию операционального компонента бизнес-мышления у молодых предпринимателей способствуют активные образовательные практики по внедрению проектного управления.

На втором этапе исследования (зима-осень 2020 г.) студенты экспериментальной группы под руководством куратора студенческих команд Всероссийского акселератор социальных инициатив RAISE Калужского филиала РАНХиГС (Герасиковой Е.Н.) были вовлечены в проектный марафон акселератора, последовательно выполняли задания, параллельно реализовывали собственные социальные проекты, проходя образовательные интенсивы в Калужском филиале, формируя партнерские сети, общаясь с НКО Калужского региона. Работа со студентами велась в соответствие с планом подготовки студенческих команд, учитывающем особенности развития предпринимательского мышления студентов в вузе.

Кроме того, студентам предложили заполнять дневники личных достижений, отражающих динамику овладения компонентами бизнес-мышления, степень освоения процедур проектирования, самооценку достижений в проектной команде, полноту

реализации проектного замысла. По всем параметрам дневника были введены критериальные позиции, оценивающие степень владения студентом соответствующими навыками.

На третьем этапе исследования (осень 2020 г.) была проведена математическая обработка данных дневников личных достижений. Выявлено, что сроки достижения положительных результатов по позициям исследования у экспериментальной группы студентов значительно меньше, чем у контрольной. Выявлено влияние готовности к рефлексии, осознанности смыслов проектной деятельности на успешность овладения операционального компонента бизнес-мышления у молодых предпринимателей. Была подтверждена положительная динамика развития всех компонентов бизнес-мышления у студентов экспериментальной группы по итогам учебного года (см. табл.2).

Таблица 2 - Показатели уровня развития компонентов бизнес-мышления у студентов контрольной и экспериментальной групп в конце учебного года, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Table 2 - Indicators of the level of development of business thinking components in students of the control and experimental groups at the end of the academic year, %

Контрольная группа Экспериментальная группа

Когнитивный компонент Операциональный компонент Ценностно-смысловой компонент Когнитивный компонент Операциональный компонент Ценностно-смысловой компонент

51% 41% 39% 64% 63% 71%

У студентов контрольной группы, как мы видим, повысился когнитивный компонент бизнес-мышления, увеличился объем и системность знаний о содержании предпринимательской деятельности, алгоритме реализации проектных инициатив. В данном случае отражается положительная динамика освоения учебных дисциплин учебного плана по направлению подготовки «Менеджмент организации».

Вместе с тем, для большинства студентов контрольной группы существенно не изменилось отношение к содержанию предпринимательской деятельности, характер мотивации, уровень реализации актуальных потребностей. Также недостаточно явно увеличился уровень сформированности операционального компонента бизнес- мышления. У студентов наблюдались сложности с минимизацией рисков проектного воздействия, выстраиванием сетевого взаимодействия партнеров проекта, достижением контрольных точек проектного воздействия.

У студентов экспериментальной группы наблюдается более выраженная динамика овладения компонентами бизнес-мышления, в том числе, рост осознанного

отношения к предпринимательской деятельности, обоснование собственной роли в проектной команде, повышение ответственности за достижение результатов проекта.

Проведенное исследование обозначило положительное влияние проектного подхода к обучению на развитие компонентов бизнес- мышления студентов. Кроме того, мы по примеру организаторов акселератора1 провели опрос экспериментальной группы по выявлению их цели участия в Акселераторе RAISE. Выявлены основные мотивы - получение опыта предпринимательской деятельности (87,0%), возможность профессионального развития (74,0%) перспектива внести вклад в решение актуальных социальных проблем развития общества (92,0%) и экономики (82,0%).

Взаимодействие с проектной командой, с представителями современной активной молодежи показало, что сегодня большие обороты набирает технологический прогресс, который буквально тянет за собой все сферы жизни современного общества. Поэтому и современные акселерационные программы развития бизнес-мышления и поддержки молодежного предпринимательства должны адаптироваться под новые запросы.

Заключение

Рассмотрим основные перспективы развития содержания акселерационных программ в соответствие с запросами молодых стартаперов.

Для стартаперов актуально не обучение, обучающие технологии сегодня есть в прямом доступе, а изучение «живых», практических инструментов (лайфхаков) и секретов роста современных успешных компаний, с возможностью их непосредственного переноса на свой проект. Особой популярностью пользуются чат-каналы в различных социальных сетях, предоставляющих на регулярной основе лаконичные советы, методики, современные интересные технологии и точки зрения, с возможностью нетворкинга и трекинга. Акселераторы начинают рассматриваться как возможность влиться в «бизнес-социум», в группу единомышленников, в которых можно найти поддержку, партнеров, обсудить насущные проблемы, найти новые идеи по реализации проекта.

Участники акселерационных программ сегодня - это не просто студенты со своими проектными идеями, это начинающие стартаперы, реально осознающие цели своего бизнес-проекта, формулирующие конкретные запросы, значительно отличающиеся от тех, что предъявлялись еще пару лет назад. Поэтому сегодня акселератор рассматривается одновременно как центр компетенций, трансфер техно-

1 Газиева И.А. Технологии формирования и развития проектного образовательного пространства в сфере социального предпринимательства (на примере Всероссийского акселератора социальных инициатив RAISE). // Социально-ориентированная проектная деятельность: практики и кейсы. Сборник методических материалов. Выпуск 4. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. -С.7-15.

логий, стартап-студия, предоставляющие возможность получить уникальную менторскую поддержку, привлечь потенциальных инвесторов, помощь в PR-сопровождении, найти партнеров и недостающих специалистов в свою команду и т.д.

Проведенное исследование подтверждает актуальность выбора современных вузов - не только обучать студентов, но и активно вовлекать их в научную и проектную работу, выстраивая новаторскую позицию учебного заведения по отношению к изучаемой отрасли. Акселерационные программы, помимо шлифующей исполнительские функции профессионала практики, формируют навыки, способствующие проявлению абсолютной ответственности за собственный проект.

Акселерационные программы в вузе необходимы не только студентам, но и профессорско-преподавательскому и административному персоналу, поскольку лучшие из них обязательно должны быть практиками. В целом же, акселераторы и инкубаторы создают для вузов возможность стать стартовыми площадками для развития отечественной экономики.

Как показало исследование, акселерационные механизмы поддержки бизнеса действительно являются одним из направлений реализации государственного управления в сфере экономики, формировании бизнес-мышления молодых предпринимателей, именно поэтому государственными структурами и уделяется столь большое внимание их развитию, которое проявляется не только в финансировании таких проектов, но и в важных организационных мероприятиях, в т.ч. в обеспечении менторской поддержки, предоставлении площадок для их проведения и т.д.

Библиография/References:

1. Акселератор RAISE РАНХиГС поддержало Агентство стратегических инициатив. - URL:https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/akselerator-raise-ranhigs-podderzhalo-agentstvo-strategicheskih-iniciativ/ (дата обращения:10.11.2020).

2. Газиева И.А. Технологии формирования и развития проектного образовательного пространства в сфере социального предпринимательства (на примере Всероссийского акселератора социальных инициатив RAISE) // Социально-ориентированная проектная деятельность: практики и кейсы. Сборник методических материалов. Выпуск 4. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - С.7-15.

3. Герасикова Е.Н. Современные тенденции совершенствования системы поддержки сферы малого и среднего предпринимательства в России // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 9-3 (86). - С. 404-409.

4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. - М., 2005.

5. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.

6. Куда стартапу пойти за наставниками и инвесторами: десять крупных акселераторов России. - URL: https://vc.ru/flood/60006-kuda-startapu-poyti-za-nastavnikami-i-investorami-desyat-krupnyh-akseleratorov-rossii.

7. Лесина Т.В., Волкова Ю.С. Нефинансовая отчетность. Анализ и оценка показателей // Аудит и финансовый анализ. - 2016.- № 4. - С. 311-315.

8. Макаров С., Угнич Е. Бизнес-катализаторы как драйверы развития региональных инновационных систем // Инновации и экономика. - 2015. - Т. 9. -№1. - С. 56-67.

9. Поддержка малого бизнеса: госпрограммы 2020 года.-URL: https://www.business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-2019-gos-programmy.

10.Университетские бизнес-инкубаторы.-URL: https://edunews.ru/entrants/usefull-materials/business-incubator.html (дата обращения: 10.11.2020).

11.Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России.- URL: https://www.gks.ru/folder/210/document/13223 (дата обращения: 10.11.2020).

12.Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Юристъ, 2015. - 379 с.

1. Akselerator RAISE RANKhiGS podderzhalo Agentstvo strategicheskikh initsiativ [Accelerator RAISE RANEPA supported the Agency for strategic initiatives]. - URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/akselerator-raise-ranhigs-podderzhalo-agentstvo-strategicheskih-iniciativ/ (data obrashcheniya: 10.11.2020) (In Russ.)

2. Gazieva, I.A. (2019) Tekhnologii formirovaniia i razvitiia proektnogo obrazovatel'nogo prostranstva v sfere sotsial'nogo predprinimatel'stva (na primere Vserossiiskogo akseleratora sotsial'nykh initsiativ RAISE) [Technologies for the formation and development of project educational space in the field of social entrepreneurship (on the example of the All-Russian accelerator of social initiatives RAISE)] // Sotsial'no-orientirovannaia proektnaia deiatel'nost': praktiki i keisy [Socially-oriented project activity: practices and cases]. Sbornik metodicheskikh materialov. Vypusk 4. - M.: Izdatel'skii dom «Delo» RANKhiGS. - P.7-15. (In Russ.)

3. Gerasikova, E.N. (2017) Sovremennye tendentsii sovershenstvovaniia sistemy podderzhki sfery malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii [Modern trends in improving the support system for small and medium-sized businesses in Russia] // Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship]. - № 9-3 (86). -P. 404-409. (In Russ.)

4. Zeer, E.F., Pavlova, A.M., Symaniuk, E.E. (2005) Modernizatsiia professional'nogo obrazovaniia: kompetentnostnyi podkhod [Modernization of vocational education: competence-based approach]: ucheb. posobie. - M. (In Russ.)

5. Ikonnikova, I.V.,Solov'eva, N.A. (2019) Regional'nye osobennosti rynka truda i

opyt ego regulirovaniia v Kaluzhskoi oblasti [Regional features of the labor market and the experience of its regulation in the Kaluga region] // Gosudarstvennoe upravlenie i kachestvo regional'nogo razvitiia: opyt Kaluzhskoi oblastim [Public administration and the quality of regional development: the experience of the Kaluga region] / Pod obshch. red. S. E. Larinoi. - Kaluga. - P.117- 148. (In Russ.)

6. Karpov, A.V. (2003) Refleksivnost' kak psikhicheskoe svoistvo i metodika ee diagnostiki [Reflexivity as a mental property and the method of its diagnosis] // Psikhologicheskii zhurnal. - T. 24. - № 5. - P. 45-57. (In Russ.)

7. Kuda startapu poiti za nastavnikami i investorami: desiat' krupnykh akseleratorov Rossii [Where can a startup go for mentors and investors: ten major accelerators in Russia]. - URL: https://vc.ru/flood/60006-kuda-startapu-poyti-za-nastavnikami-i-investorami-desyat-krupnyh-akseleratorov-rossii (data obrashcheniya: 10.11.2020). (In Russ.)

8. Lesina, T.V., Volkova, Iu.S. (2016) Nefinansovaia otchetnost'. Analiz i otsenka pokazatelei [Non-financial reporting. Analysis and evaluation of indicators] // Audit i finansovyi analiz [Audit and financial analysis]. - № 4. - P. 311- 315. (In Russ.)

9. Makarov, S., Ugnich, E. (2015) Biznes-katalizatory kak draivery razvitiia regional'nykh innovatsionnykh sistem [Business catalysts as drivers of development of regional innovation systems] // Innovatsii i ekonomika [Innovations and Economics]. -T. 9. - № 1. - P. 56-67. (In Russ.)

10.Podderzhka malogo biznesa: gosprogrammy 2020 goda [Support for small business: state programs in 2020]. - URL: https://www.business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-2019-gos-programmy. (In Russ.)

11.Universitetskie biznes-inkubatory [University business incubators]. - URL: https://edunews.ru/entrants/usefull-materials/business-incubator.html. (In Russ.)

12.Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii [Federal State Statistics Service. Small and medium business in Russia]. - URL: https://www.gks.ru/folder/210/document/13223. (In Russ.)

13.Chirkin, V.E. (2015) Sistema gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia [The system of state and municipal government]: Uchebnik. - M.: Iurist". - 379 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.