Научная статья на тему 'Проектное обучение студентов по специальности "Охрана историко-культурного наследия". Акция в музее истории Витебского народного художественного училища: 140-летие Казимира Малевича'

Проектное обучение студентов по специальности "Охрана историко-культурного наследия". Акция в музее истории Витебского народного художественного училища: 140-летие Казимира Малевича Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / ВИТЕБСКИЙ ПЕРИОД / АВАНГАРД / КАЗИМИР МАЛЕВИЧ / ВИТЕБСКОЕ НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / ART PEDAGOGY / VITEBSK PERIOD / AVANT-GARDE / KAZIMIR MALEVICH / VITEBSK ART SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Котович Татьяна Викторовна

Студенты Витебского государственного университета имени Петра Мироновича Машерова, обучающиеся на отделении «Охрана историко-культурного наследия» исторического факультета, в рамках курса «Теория и история культуры» постоянно в течение вот уже 20 лет принимают участие со своими проектами во всех культурных мероприятиях Витебска. Это лекции и выступления во время открытия выставок художников в Художественном музее и Центре современного искусства, а также выступления в областной библиотеке, Институте повышения квалификации учителей, школах городах. В феврале 2018 года студенты 2-го курса приняли участие в акции, посвященной 140-летию Казимира Малевича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-BASED TEACHING OF STUDENTS OF THE FIELD OF STUDY “PROTECTION OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE”. MEMORIAL EVENT IN THE MUSEUM OF HISTORY OF VITEBSK ART SCHOOL: THE 140TH ANNIVERSARY OF KAZIMIR MALEVICH

Vitebsk State University students of the field of study “Protection of Historical and Cultural Heritage” of the History Faculty within the academic discipline “Theory and History of Culture” over the last 20 years have permanently participated in all the cultural events of Vitebsk. They deliver lectures and public speeches at the openings of artistic exhibitions in the Art Museum and the Center of Modern Art, introduce their own projects in the regional library, the Teachers’ Advanced Training Institute, city schools. In February, 2018, the second-year students participated in the memorial event dedicated to the 140th anniversary of Kazimir Malevich.

Текст научной работы на тему «Проектное обучение студентов по специальности "Охрана историко-культурного наследия". Акция в музее истории Витебского народного художественного училища: 140-летие Казимира Малевича»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2018-1.14

Котович Татьяна Викторовна

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ОХРАНА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ". АКЦИЯ В МУЗЕЕ ИСТОРИИ ВИТЕБСКОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА: 140-ЛЕТИЕ КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА

Студенты Витебского государственного университета имени Петра Мироновича Машерова, обучающиеся на отделении "Охрана историко-культурного наследия" исторического факультета, в рамках курса "Теория и история культуры" постоянно в течение вот уже 20 лет принимают участие со своими проектами во всех культурных мероприятиях Витебска. Это лекции и выступления во время открытия выставок художников в Художественном музее и Центре современного искусства, а также выступления в областной библиотеке, Институте повышения квалификации учителей, школах городах. В феврале 2018 года студенты 2-го курса приняли участие в акции, посвященной 140-летию Казимира Малевича. Адрес статьи: от№«.агато1а.пе1/та1ег1а18/4/2018/1/14.1'|1т1

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 1(09) C. 67-70. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 378.18:37.036:069.01(476.5) Дата поступления рукописи: 02.03.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-1.14

Студенты Витебского государственного университета имени Петра Мироновича Машерова, обучающиеся на отделении «Охрана историко-культурного наследия» исторического факультета, в рамках курса «Теория и история культуры» постоянно в течение вот уже 20 лет принимают участие со своими проектами во всех культурных мероприятиях Витебска. Это лекции и выступления во время открытия выставок художников в Художественном музее и Центре современного искусства, а также выступления в областной библиотеке, Институте повышения квалификации учителей, школах городах. В феврале 2018 года студенты 2-го курса приняли участие в акции, посвященной 140-летию Казимира Малевича.

Ключевые слова и фразы: художественная педагогика; витебский период; авангард; Казимир Малевич; Витебское народное художественное училище.

Котович Татьяна Викторовна, д. искусствоведения, профессор

Витебский государственный университет имени П. М. Машерова, Республика Беларусь t kotovich@yandex. т

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОХРАНА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ». АКЦИЯ В МУЗЕЕ ИСТОРИИ ВИТЕБСКОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА: 140-ЛЕТИЕ КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА

Педагогическая акция с участием студентов и преподавателей состоялась в только что открывшемся музее истории Витебского народного художественного училища (ВНХУ), созданного Марком Шагалом в декабре 1918 года, училища, в котором Казимир Малевич несколько лет работал профессором.

Витебский период Казимира Малевича остался в истории искусства как один из самых плодотворных в творческом, педагогическом, теоретическом направлениях. Данный период начался в октябре 1919 года [1, с. 447; 2, с. 191]: «...очень скоро пришлось собраться и уехать в Витебск, последний производит на меня впечатление ссылки... <...> Главное, что моя энергия может пойти на писание брошюр, теперь займусь в витебской ссылке усердно, - кисти все дальше и дальше отходят. Витебск принял меня радушно, не знаю, как будет проводить. Витебск для меня должен многое сделать, но и я сам тоже для него, я должен написать, он издать. На днях буду печатать "О новых системах в Искусстве. Статика и скорость", всего понемногу; в другой пишу о новой точке зрения на Искусство, где экономия является руководящею силою творения, и если существует эстетика, то она целиком зависит от экономической точки движения. И еще мне кажется, что устремление экономического движения стремится к очищению всех художественных завитушек и что самое эстетическое - результат отложения выдвинутых новых симметрий вещи, вышедших из экономического достижения» [1, с. 110-111].

Письмо, написанное М. О. Гершензону из Витебска 7 ноября 1919 г., содержит полную программу деятельности на два с половиной года «витебского сидения» и новые ранние впечатления от перемены места, наступившего относительного благополучия («вытащили меня из-под опеки угрожающего холода и темноты»), предчувствия «болдинской осени» и предвидения довольно мрачного отъезда летом 1922 года.

Через неделю он писал своему корреспонденту: «Комната, в которой живу, имеет такой вид, что получаешь впечатление сидения в Москве; в ней нет ничего, что бы могло напомнить глухую провинцию...» [Там же, с. 120-121]. Впечатление от города было иным, но главным для него оставалось именно «сидение», в связи с задачей творчества на это время.

В ноябрьской лекции (К. Малевич на анонсах своих лекций помечал: «непопулярные») он уже заговорил о том, что было и станет основой теоретических трудов и педагогического метода: «И вот полетела моя "знаменитая" мудрость, о кубизме, о фактуре, о движении живописи, о конструкции, о строении прямой, кривой, объема, плоскости, о согласованности противоречий; я сказал о чистом кубизме и живописи, тоже о футуризме, я сделал все выкладки, я сделал то, о чем меня просили; я стремился к ясности и говорил только о сути вопроса» [Там же, с. 113].

М. Лерман отмечает: «Мы, оставшиеся в живых ученики училища, считаем те годы, несмотря на все материальные трудности, периодом духовного ренессанса. Витебск. стал в то время центром культуры Белоруссии. С приходом Малевича училище получило новый дополнительный мощный импульс» [2, с. 199].

Спустя полгода, уже после основания УНОВИСа (творческого объединения, партии в искусстве, «Утвердители нового искусства») и большой работы в училище, Казимир Малевич пишет: «Уже шестой месяц, как я покинул столицу, думал отдохнуть, но оказалось, что работы очень много, конечно своей, я веду все училище, и уже слухи идут из других городов о привлечении меня для новой науки Искусства Живописного, но по мере возрастания слушателей, я сильно изменяюсь, и уже само учение о Живописи нового отходит внутри меня, я ухожу в дали других учений и сижу с утра и учусь сам у себя, хожу, смотрю и думаю. вижу опят чистый и безответный» [1, с. 127].

Философские размышления К. Малевича в Витебске в моменты написания книги «Супрематизм как беспредметность, или Живописная сущность», завершенной в начале марта 1921 года, соотносились с его собственными астрономическими исследованиями (М. Бахтин вспоминал: «Он, кроме того, занимался астрономией. У него был небольшой телескоп. И вот он по ночам занимался созерцанием звездного неба и так далее, притом занимался им вот в таком. с хлебниковским проникновением во Вселенную» [2, с. 201]).

JJbUtH iinifu«ri fjisiKivrtQAib ЛК. т^иУ'Гч сп:утт*и^13Ii Н№д|ЦН1( п PrtiHtih СМИ'[ iJfcr£nrt!"l И |ViF liUFifE ГШИГ ßWlVr ЗЕПНГО ШЛИЛ liCE ПР«ИЗ|}да№ ЯЩ'Г-Ч Л1ИТГИЛГЛ}Н>1* IMirCfl Н-"Р/. JiW^H.

Ьеегоß,ßw*<yk\nrna'ji гз (даптойн* ЛИНИЯ* |MltP*r «ЯИ.Ы«* |»РДДЛЫ1|1 .TT ЛЕг:ЛИ

КАЖДГ* 1*КСВАЯ АИНИ.Ч ÜSIMJJfl rnfJW snn^

ЖЙв^ГЙ^ЙМ ir»^* »iWF» ш'-етолиtrtltM-

нинивчз Г' liüCLiMn * МЛ-Г= Биллам и.

ДРП jüii:}>ä:«*Mbrt*,c мле<«т -

"TC^LiHon ноем«*1 rtmJ-

I--)ia*HOL< mtflBEHH" и tTP^r

рлигтае знег'П'нр" i- гглтерн-njsAHüß.

К.ШтаПч. "Графа« utero ЯВМягешегоСЯ...Мачнпо

Эскиз планетарной системы

Написан философский труд «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой» (февраль 1922 года). В Витебске К. Малевич использовал свой педагогический метод, новую систему художественного образования, универсальную, подобную периодической системе элементов в искусстве (22 таблицы, разработанные К. Малевичем, с описанием и анализом эволюции изобразительного искусства от импрессионизма до супрематизма: над Теорией прибавочного элемента К. Малевич начал работать в Витебске), внедренной в апреле 1920-го года в училище. Новый тип обучения был связан также с системой деятельностью УНОВИСа, коллективного творчества. УНОВИС стал объединением супрематистов, которые претворили в жизнь идеи К. Малевича, воплотили их, объективизировали, доказали. В Витебске К. Малевич выступал с публичными лекциями и чтением своих стихов.

В качестве лирического постскриптума необходимо обозначить факт личной биографии Казимира Малевича, чрезвычайно важный для него - рождение в Витебске в 1920 году дочери, которую он назвал Уной в честь УНОВИСа. Семья К. Малевича в это время жила в доме на ул. Бухаринской, 10.

В честь художника студенты 2 курса устроили акцию «140 лет Казимиру Малевичу», которая началась в выставочном зале Витебского государственного технологического университета на открытии выставки «По ту сторону квадрата».

Затем в музее истории ВНХУ студенты от имени учеников Малевича читали в зале Казимира Малевича его стихи. На чердаке Дома (музей истории ВНХУ) искусствовед Т. Котович и художница Галина Васильева устроили перформанс «Планетарные системы». В 1920-х годах во время своего преподавания в училище Казимир Малевич в телескоп собственной конструкции наблюдал с чердака звездное небо в попытке найти соответствие между движением звезд и движением форм в супрематизме, что отобразил в виде системы в своих философских трудах.

Обращение к творчеству и мышлению К. Малевича соответствует не только программе обучения студентов на факультете дизайна, что естественно, так как дизайн-проекты - это главное, что Казимир Малевич с учениками совершал в Витебске, организуя городскую среду по художественным законам, но также и программе истории искусства для студентов-музееведов. И их будущее связано в Витебске с именами Малевича и Шагала.

Студенты читали стихи Малевича от имени его витебских учеников: Л. Лисицкого, Н. Суетина, В. Ермолаевой, Н. Коган, И. Чашника.

И фотографировались у фотографии учеников Малевича, повторяя ее в реальности, словно соединяя петлю судеб и времени. Это стало завершающим элементом акции.

С течением времени становится ясно, что подобные практические занятия создают не только атмосферу психологического соучастия в художественной жизни города, но и продвигают профессиональный интерес, организуя пространство мировоззрения, осознания сопричастности к социокультурной истории Витебска.

Список источников

1. Малевич о себе. Современники о Малевиче: в 2-х т. / авт.-сост. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. М.: RA, 2004. Т. 1. 584 с.

2. Малевич о себе. Современники о Малевиче: в 2-х т. / авт.-сост. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. М.: RA, 2004. Т. 2. 680 с.

PROJECT-BASED TEACHING OF STUDENTS OF THE FIELD OF STUDY "PROTECTION OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE". MEMORIAL EVENT IN THE MUSEUM OF HISTORY OF VITEBSK ART SCHOOL: THE 140th ANNIVERSARY OF KAZIMIR MALEVICH

Kotovich Tat'yana Viktorovna, Doctor in Art Criticism, Professor Vitebsk State University named after P. M. Masherov, The Republic of Belarus t. kotovich @yandex. ru

Vitebsk State University students of the field of study "Protection of Historical and Cultural Heritage" of the History Faculty within the academic discipline "Theory and History of Culture" over the last 20 years have permanently participated in all the cultural events of Vitebsk. They deliver lectures and public speeches at the openings of artistic exhibitions in the Art Museum and the Center of Modern Art, introduce their own projects in the regional library, the Teachers' Advanced Training Institute, city schools. In February, 2018, the second-year students participated in the memorial event dedicated to the 140th anniversary of Kazimir Malevich.

Key words and words: art pedagogy; Vitebsk period; avant-garde; Kazimir Malevich; Vitebsk art school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.