Кравченко В. С., Ромашова И. Б., Аникин А. В. Проектное финансирование как элемент инновационного развития национальной финансовой системы в условиях волатильности мирового рынка капитала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/184062.htm.
ART 184062 DOI 10.24411/2304-120X-2018-14062 УДК 336.77
Кравченко Валентина Сергеевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института экономики и предпринимательства ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», Нижний Новгород [email protected]
Ромашова Ирина Борисовна,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Института экономики и предпринимательства ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», Нижний Новгород
Аникин Александр Вячеславович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института экономики и предпринимательства ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», Нижний Новгород [email protected]
Проектное финансирование как элемент инновационного развития национальной финансовой системы в условиях волатильности
мирового рынка капитала*
Аннотация. В статье авторы подробно рассмотрели теоретические аспекты организации проектного финансирования. В частности, было дано авторское определение схемы проектного финансирования, раскрыты задачи проектных предприятий, сформулированы направления финансового инжиниринга в сфере проектного финансирования на макро- и микроуровнях. Авторами предложена схема организации проектного финансирования на региональном уровне на принципах функционально-сетевой интеграции участников.
Ключевые слова: банки, инфраструктура, проектное финансирование, региональный фонд, функции. Раздел: (04) экономика.
Проектное финансирование является сравнительно новой и перспективной формой организации инвестиций в проекты реального сектора экономики. К настоящему времени проектное финансирование уже достаточно широко распространено в про-мышленно развитых странах, однако в России оно находится лишь на начальном этапе зарождения. Проектное финансирование в отличие от венчурного финансирования используется не для внедрения инноваций, а для реализации новых, но уже имеющих аналоги технологических проектов.
* Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) научного проекта «Инновационное развитие национальной финансовой системы с учетом волатильности мирового рынка капитала в условиях экономики знаний». № темы: 18-010-00909 А. Руководитель Н. И. Яшина.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кравченко В. С., Ромашова И. Б., Аникин А. В. Проектное финансирование как элемент инновационного развития национальной финансовой системы в условиях волатильности мирового рынка капитала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/184062.htm.
По оценке Project Finance & Infrastructure Journal, мировой объём сделок в формате проектного финансирования в 2007-2017 гг. составил более $3,3 трлн в количестве почти 8,5 тыс. сделок. При этом на Россию приходится меньше 1% от этого количества проектов и только порядка 2,7% их стоимости [1]. Доля новых сделок в формате проектного финансирования в России в 2017 г. не превышала 0,28% ВВП (из которых 40% приходилось на нефтегазовый сектор). Пик развития этой формы привлечения средств при осуществлении проектной деятельности пришёлся на 2016 г., когда были заключены сделки объёмом почти 2,5% ВВП. В предыдущие три года доля таких проектов не превышала и 0,25% ВВП [2]. Очевидно, что этого недостаточно для положительного воздействия на ВВП и другие макроэкономические показатели. Между тем именно механизм проектного финансирования может разрешить проблемы эффективного перераспределения инвестиционных ресурсов в нашей стране, консолидации интересов многих участников по тем или иным значимым направлениям развития, увеличения ВВП и ВРП. Так, по оценке Booz & Company (часть глобальной сети PwC), увеличение инвестиций проектного характера (в том числе в разные формы государственно-частного партнерства) на 1 п. п. способствует приросту ВВП на душу населения на 0,3 п. п. [3]
Проектное финансирование в отечественной финансовой науке рассматривается преимущественно как банковское долгосрочное кредитование промышленных инвестиционных проектов. Подобная точка зрения находит отражение в работах Ю. Малышева, А. Оленева, С. А. Обозова и других авторов [4, 5]. Официальное определение, представленное в постановлении Правительства № 168 от 15 февраля 2018 г., также делает акцент на преимущественно долговой природе предоставления финансовых ресурсов: «вид долгосрочного (на срок не менее 3 лет) финансирования инвестиционного проекта в форме предоставления кредита (займа), при котором источником погашения задолженности являются доходы от использования или реализации имущества, созданного и (или) приобретенного при реализации инвестиционного проекта» [6]. Тот факт, что в соответствии с упомянутым выше постановлением финансирование может осуществляться в форме кредита или займа, позволяет привлекать к инвестиционной проектной деятельности в качестве кредиторов не только банковские организации, но и иные структуры, которым разрешено действующим законодательством предоставлять займы юридическим лицам. К числу последних можно отнести инвестиционные фонды. Однако традиционными субъектами, осуществляющими деятельность в сфере финансирования инвестиционных проектов в России, остаются крупные банки с государственным участием.
Схему проектного финансирования можно рассматривать в качестве системы отношений, организующей между участниками передачу и распределение соответствующих видов экономических и финансовых рисков, связанных с вероятностью возникновения рассогласования денежных притоков и оттоков по времени и по объемам.
Институциональными участниками - субъектами проектного финансирования -являются кредиторы, инвесторы и проектное предприятие. Инвесторы формируют первоначальный капитал проекта - уставный капитал проектного предприятия. Кредиторы обеспечивают заемный капитал, составляющий существенную долю капитала проектной кампании (от 70-80%). Проектная компания представляет собой формализованную в виде отдельного юридического лица систему финансовых отношений по поводу реализации проектного финансирования.
Объектом данной системы отношений выступает денежный поток проекта, структурированный по следующим условным функциональным направлениям: 1) денежный поток от операционной деятельности проектной организации; 2) денежный поток
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кравченко В. С., Ромашова И. Б., Аникин А. В. Проектное финансирование как элемент инновационного развития национальной финансовой системы в условиях волатильности мирового рынка капитала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/184062.htm.
от инвестиционной деятельности проектной организации; 3) денежный поток от финансовой деятельности проектной организации.
Генерация денежного потока от операционной деятельности связана с уровнем платежеспособности клиентов и эффективностью привлечения экономических ресурсов для реализации проекта. На уровень денежного потока от инвестиционной и финансовой деятельности могут влиять спрос и предложение на рынке финансового капитала, нестабильность рыночной конъюнктуры на данном рынке (волатильность).
Основные задачи функционирования проектной компании в условиях волатиль-ности национального и мирового рынка капитала заключаются в достижении следующих видов агрегированного денежного потока:
1. Задача-минимум - денежный поток, предполагающий возврат долгового финансирования. Он реализуется в условиях безубыточного функционирования проекта, позволяющих обеспечить возврат сумм основного долга и процентных расходов.
2. Задача-максимум - денежный поток, предполагающий возврат долевого финансирования. Он реализуется в условиях функционирования проекта, позволяющих обеспечить возврат сумм основного долга, процентных расходов и позволяющих осуществить формирование и распределение дивидендного фонда проектной организации.
Достижение подобных задач в условиях волатильности рынка капитала осуществляется за счет финансового инжиниринга. Финансовый инжиниринг в сфере проектного финансирования включает два направления:
- Микроуровень (инструментальный) предполагает создание таких финансовых инструментов с заданными характеристиками, которые обеспечивают концентрацию денежных ресурсов с целью решения задачи проектной деятельности, существенно минимизируя риски участников (инвесторов и кредиторов).
- Макроуровень (институциональный) предполагает организацию и координирование финансовой экосистемы с целью создания условий, благоприятных для реализации проектной деятельности.
Попытки развить проектное финансирование за счет финансовых инструментов, позволяющих прибегнуть к рефинансированию ссудной задолженности, правительство России делало в 2010 и 2014 гг. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. № 1044 и одноимённая программа развития проектного финансирования предполагали реализацию механизма рефинансирования коммерческих кредитов, предоставленных на инвестиционные проекты, за счет «дешёвых» денег Центрального банка РФ. Подобный механизм минимизировал финансовое участие государства, оно участвовало только посредством предоставления государственных гарантий по кредитам. Однако данный инструмент не заработал в полную силу, поскольку основные участники не смогли договориться о механизме отбора проектов и целесообразности программы в принципе. На цели рефинансирования в период с 2015 г. до начала 2016 г. Центральным банком РФ было направлено не более 100 млрд руб., а всего одобрили для участия в программе 42 проекта почти на 350 млрд руб. (235 млрд руб. из которых подлежало рефинансированию Банком России). На льготы по Постановлению Правительства РФ № 1044 от 11 октября 2014 г. в 2015-м - начале 2016 г. рассчитывали многие проекты, однако данная программа слабо отличалась от стандартной государственной поддержки и не предполагала системного подхода к развитию инфраструктуры и реального сектора экономики [7].
В последнее время предпринимаются попытки стимулирования проектного финансирования на макроуровне. Программа «Фабрика проектного финансирования» была утверждена в феврале 2018 г. в рамках Постановления правительства № 168 от
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кравченко В. С., Ромашова И. Б., Аникин А. В. Проектное финансирование как элемент инновационного развития национальной финансовой системы в условиях волатильности мирового рынка капитала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/184062.htm.
15 февраля 2018 г. Оператором по данной программе был утвержден Внешэкономбанк. В рамках программы предполагается, что Внешэкономбанк совместно с другими институтами будет осуществлять проектное финансирование, в частности, за счёт выдачи синдицированных кредитов и секьюритизации портфеля, что должно способствовать развитию проектного финансирования в России. Однако при более внимательном изучении данного нормативного документа очевидно, что в настоящий момент описанный в нем инструмент мало чем отличается от кредитования. Так, согласно данному постановлению, до 1 января 2019 г. получить кредит в рамках программы смогут не только проектные компании, но и любые другие юридические лица, у которых нет долгов. Развивать же проектное финансирование в рамках программы планируется в лучшем случае с 2019 г. по перечню, указанному в постановлении.
Как отмечали Т. О. Подольская и В. С. Кравченко, в прошлом Россия (СССР) постоянно стремилась к достижению лидерских позиций «по основным направлениям развития науки и техники, что позволяло говорить о высоком уровне инновационного потенциала страны. В последние десятилетия лидирующие позиции в этой сфере упущены, а современное состояние экономики характеризуется отставанием...» [8]. В условиях экономической стагнации переход национальной экономической системы к новой стадии развития - экономики знаний - невозможен за счет ресурсов и усилий исключительно частных субъектов [9]. Дело в том, что в условиях замедления экономического роста подобные субъекты выбирают модель экономического поведения, ориентированную на сбережение (сохранение) накопленных ресурсов с отказом от рискованных долгосрочных инвестиционных инициатив. Драйверами экономического роста в этом случае могут выступать проекты, связанные со стабильным и платежеспособным спросом. В условиях экономической нестабильности к таким проектам следует относить инвестиционные проекты, ориентированные на развитие инфраструктуры, удовлетворяющей коллективные общественные потребности. Денежный поток на оплату общественных потребностей аккумулируется через бюджет того или иного уровня. А проводником между обществом и поставщиками товаров и услуг, удовлетворяющих указанные коллективные общественные потребности, выступают муниципальные, региональные и федеральные органы власти. Подобные проекты имеют «огромный потенциальный ресурс для вывода страны из кризиса и обеспечения динамичного экономического и социального развития, однако требуют соответствующих инвестиций» [10]. Заказчиком возведения инфраструктурных объектов капитальных вложений могут выступать муниципальные органы и органы государственной власти. Указанные структуры могут выступать также гарантом в отношении кредиторов и инвесторов. Однако основная проблема заключается в отсутствии координации между участниками финансовой экосистемы. В качестве предложения, формируемого в рамках данной статьи, в роли субъекта координации и диверсификации рисков предлагается использовать специализированный фонд.
Если на федеральном уровне оператором выступает Внешэкономбанк, то на региональном и местном уровнях в большинстве своем отсутствует организационная структура, выполняющая функции по координации субъектов проектного финансирования. Возможным вариантом модернизации региональной экономической системы может являться деятельность региональных фондов проектного финансирования, работающих с учетом специфики региона и пониманием проблем работающих производств и проектов. Сами же региональные фонды будут проводить не только конкурсный отбор заявок на проектное финансирование, но и конкурсный отбор финансирования для проекта с целью определения наилучшей цены привлекаемого капитала (в случае, если подобных источников будет несколько). Региональный фонд может быть
Кравченко В. С., Ромашова И. Б., Аникин А. В. Проектное финансирование как элемент инновационного развития национальной финансовой системы в условиях волатильности мирового рынка капитала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/184062.htm.
наделен не только полномочиями координатора в сфере коммуникации заемщиков и кредиторов, но также полномочиями финансового посредника. В этом случае прямым кредитором по отношению к отобранным проектам будет выступать сам фонд, получивший средства на долговой основе от региональных банков, которые будут косвенными кредиторами.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Предоставление долгосрочного кредита
Предоставление проектного финансирования
Учреждение
Организация процесса проектного финансирования
Предлагаемая на рисунке схема предполагает формирование системного взаимодействия между участниками на принципах функционально-сетевой интеграции. Интеграция участников в финансовую сеть происходит за счет установления экономических отношений с концентратором сети - региональным фондом проектного финансирования. Функцией данного фонда выступает финансовое посредничество, призванное снизить риски одних участников сети по размещению капитала за счет диверсификации вложений и снизить издержки других участников по поиску доступного капитала. Инвесторами, предлагающими проекты фонду, будут выступать субъекты предпринимательской деятельности, создающие проектные предприятия, и органы власти (при желании и готовности последних). Функцией инвесторов является поиск экономически целесообразных инвестиционных идей. Формализация данных идей происходит через учреждение проектных предприятий. Функцией данных предприятий является реализация региональных инфраструктурных проектов и формирование потенциальных точек приложения капитала. Планируется, что долговое финансирование будет осуществляться региональными коммерческими банками с универсальной и базовой лицензией. Данные субъекты осуществляют функцию первичных кредиторов сети. Предоставление муниципальными и региональными властями для вновь создаваемого проекта поручительства, гарантии, имущества, которое может быть принято региональным фондом в качестве залога (здание, элементы инфраструктуры), направлено на снижение рисков участников процесса проектного финансирования. Дополнительной формой минимизации рисков является участие региональных или муниципальных властей в качестве соинвесторов. Органы власти в рамках предложенной модели реализуют две функции: 1) функцию общественного заказчика на создание объектов общественной инфраструктуры; 2) функцию субъекта, принимающего на себя все финансовые риски или их часть по проекту. По мере возврата кредита и реализации проекта величина обеспечения может сокращаться. По окончании процесса формирования объектов капитальных вложений и после ввода этих объ-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кравченко В. С., Ромашова И. Б., Аникин А. В. Проектное финансирование как элемент инновационного развития национальной финансовой системы в условиях волатильности мирового рынка капитала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/184062.htm.
ектов в эксплуатацию наступает этап полезного использования инфраструктуры. Основной целью данного этапа является удовлетворение коллективных общественных потребностей. Оператором созданной инфраструктуры может выступать предприятие, находящееся в собственности инвесторов, органов власти либо в совместной собственности.
Однако при всей простоте данной схемы существуют серьезные проблемы, мешающие ее реализации:
- Опасность проникновения коррупционных отношений в механизм реализации проектов.
- Отсутствие практики реализации подобного механизма в регионах.
- Отсутствие у органов власти ликвидного и соответствующего проектам залогового имущества.
- Отсутствие у органов власти заинтересованности в реализации проектов.
- Участники не готовы к диалогу относительно условий построения указанного механизма взаимодействия.
Нейтрализация подобных проблем возможна при четком определении правил и алгоритма действий участников, что достигается посредством формирования соответствующей региональной правовой базы. Старт переговоров по поводу выстраивания диалога между участниками может быть реализован на базе существующих формальных коммуникационных банковских площадок - региональных банковских ассоциаций и союзов. Подобные площадки позволяют «проводить региональные многосторонние совещания при участии руководителей банков-участников, руководства субъектов Федерации, представителей федеральных финансовых институтов» [11].
Волатильность мирового рынка капитала и санкционное давление негативно воздействуют на процессы циркуляции финансового капитала внутри страны. Для нейтрализации подобных условий следует активно применять финансовые инновации, в том числе организационного характера. Предлагаемая в статье схема организации проектного финансирования на базе регионального фонда позволяет создать финансовый механизм, функционирующий на принципе минимизации рисков (за счет диверсификации и дополнительной защиты кредиторов) и на принципе эффективности, реализуемом за счет выбора субъектов финансирования на основе конкурсного отбора.
Таким образом, в рамках данной статьи были рассмотрены теоретические аспекты процесса проектного финансирования и был предложен механизм организации проектного финансирования на региональном уровне на принципах функционально-сетевой интеграции участников.
Ссылки на источники
1. Проектное финансирование. Поствыборная инфраструктура России. Аналитический отчет. - М.: InfraONE Research, 2018. - С. 8. - URL: https://infraone.ru/analitika/Proektnoe_finansirovanie_Postvy-bornaya_infrastruktura_Rossii_InfraONE_Research.pdf.
2. Там же. - С. 10.
3. Там же. - С. 8.
4. Малышев Ю., Оленев А. Виды финансирования инвестиционных проектов // Инвестиции в России. -2001. - № 3. - С. 47-48.
5. Обозов С. А. Привлечение внешних инвестиционных ресурсов: технология управления. - Н. Новгород: НИСОЦ, 1998.
6. Программа «Фабрика проектного финансирования». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2018 г. № 158. - П. 3. - URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_291117/240c53535b6aeb32442f9fd95c82be0716fb4420.
7. Проектное финансирование. Поствыборная инфраструктура России. Аналитический отчет. - С. 16.
Кравченко В. С., Ромашова И. Б., Аникин А. В. Проектное финансирование как элемент инновационного развития национальной финансовой системы в условиях волатильности мирового рынка капитала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). -0,5п. л. - http://e-koncept.ru/2018/184062.htm.
8. Подольская Т. О., Кравченко В. С. Возможности инновационного развития организаций на примере Нижегородской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 9 (сентябрь). - С. 121. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15323.htm.
9. Анализ факторов инновационной активности предприятий Нижегородской области / Ю. О. Пле-хова, В. С. Кравченко, А. Ю. Ефимычев, М. А. Вьялкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 11 (ноябрь). - С. 25. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16233.htm.
10. Ромашова И. Б. Проблемы банковского кредитования предприятий малого бизнеса // Экономика и право: анализ тенденций и перспектив развития. Часть II. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (15 ноября 2016 г.) ННГАСУ. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. - С. 147.
11. Аникин А. В. Региональный банковский союз как инструмент модернизации системы региональных банков // Материалы VI Межрегион. науч.-практ. конф. - Н. Новгород, 2010. - С. 85.
Valentina Kravchenko,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Finance and Credit Chair, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod - National Research University, Nizhny Novgorod [email protected] Irina Romashova,
Doctor of Economic Sciences, Professor, Finance and Credit Chair, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod - National Research University, Nizhny Novgorod [email protected] Aleksandr Anikin,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Finance and Credit Chair, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod - National Research University, Nizhny Novgorod [email protected]
Project financing as an element of innovative development of the national financial system in the conditions of volatility of the world capital market
Abstract. In the article, the authors examined in detail the theoretical aspects of the organization of project financing. In particular, they give their definition of the project financing scheme, reveal the tasks of the project enterprises, formulate the directions of financial engineering in the field of project financing at macro and micro levels. The authors propose a scheme of project financing organization at the regional level on the principles of functional-network integration of participants.
Key words: banks, infrastructure, project financing, regional fund, functions. References
1. (2018). Proektnoe finansirovanie. Postvybornaya infrastruktura Rossii. Analiticheskijotchet, InfraONE Research, Moscow, p. 8. Available at: https://infraone.ru/analitika/Proektnoe_finansirovanie_Postvy-bornaya_infrastruktura_Rossii_InfraONE_Research.pdf (in Russian).
2. Ibid., p. 10.
3. Ibid., p. 8.
4. Malyshev, Yu. & Olenev, A. (2001). "Vidy finansirovaniya investicionnyh proektov", Investicii v Rossii, № 3, pp. 47-48 (in Russian).
5. Obozov, S. A. (1998). Privlechenie vneshnih investicionnyh resursov: tekhnologiya upravleniya, N. Novgorod: NISOC (in Russian).
6. Programma "Fabrika proektnogo finansirovaniya". Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 fevralya 2018 g. № 158, p. 3. Available at: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_291117/240c53535b6aeb32442f9fd95c82be0716fb4420 (in Russian).
7. (2018). Proektnoe finansirovanie. Postvybornaya infrastruktura Rossii. Analiticheskij otchet, p. 16.
8. Podol'skaya, T. O. & Kravchenko, V. S. (2015). "Vozmozhnosti innovacionnogo razvitiya organizacij na primere Nizhegorodskoj oblasti", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyjzhurnal "Koncept", № 9 (sentyabr'), p. 121. Available at: http://e-koncept.ru/2015/15323.htm (in Russian).
9. Plekhova, Yu. O. et al. (2016). "Analiz faktorov innovacionnoj aktivnosti predpriyatij Nizhegorodskoj oblasti", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № 11 (noyabr'), p. 25. Available at: http://e-koncept.ru/2016/16233.htm (in Russian).
10. Romashova, I. B. (2016). "Problemy bankovskogo kreditovaniya predpriyatij malogo biznesa", Ehkonomika i pravo: analiz tendencij i perspektiv razvitiya. Chast' II. Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (15 noyabrya 2016 g.) NNGASU, NNGASU, N. Novgorod, p. 147 (in Russian).
11. Anikin, A. V. (2010). "Regional'nyj bankovskij soyuz kak instrument modernizacii sistemy regional'nyh bankov", Materialy VI Mezhregion. nauch.-prakt. konf., N. Novgorod, p. 85 (in Russian).
ISSN 2304-120X
ко ниегтг
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кравченко В. С., Ромашова И. Б., Аникин А. В. Проектное финансирование как элемент инновационного развития национальной финансовой системы в условиях волатильности мирового рынка капитала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). -0,5п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/184062.htm.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 25.08.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.09.18
Принята к публикации Accepted for publication 30.09.18 Опубликована Published 30.11.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Кравченко В. С., Ромашова И. Б., Аникин А. В., 2018
977230412018011