Научная статья на тему 'Проектно-целевое управление дорожной отраслью на основе технологических платформ'

Проектно-целевое управление дорожной отраслью на основе технологических платформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИЗИНГ / ROADS/HIGHWAYS / TRANSPORT CONSTRUCTION / TECHNOLOGY PLATFORM / INNOVATIVE TECHNOLOGY / LEASING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов А. Н., Магрупова З. М., Еремеева А. С.

В статье представлены методы внедрения инноваций в дорожную отрасль с целью повышения качества федеральных автомобильных дорог. Рассмотрены актуальные проблемы в транспортной области, задачи формируемой технологической платформы. Представлен механизм отраслевой кооперации на основе процедур централизованной закупки и лизинга инновационной дорожной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозов А. Н., Магрупова З. М., Еремеева А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектно-целевое управление дорожной отраслью на основе технологических платформ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 330.502

А.Н. Морозов, З.М. Магрупова, А.С. Еремеева

ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛЬЮ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ

В статье представлены методы внедрения инноваций в дорожную отрасль с целью повышения качества федеральных автомобильных дорог. Рассмотрены актуальные проблемы в транспортной области, задачи формируемой технологической платформы. Представлен механизм отраслевой кооперации на основе процедур централизованной закупки и лизинга инновационной дорожной техники.

Транспортное строительство, автомобильные дороги, технологическая платформа, инновационные технологии, лизинг.

The paper presents methods of innovation into the road sector to improve the quality of federal highways. Actual problems of the transport field and the tasks of a formed technological platform are considered. The mechanism of branch cooperation based on the procedures of centralized purchasing and leasing of innovative road engineering is presented in the article.

Transport construction, roads/highways, technology platform, innovative technology, leasing.

В условиях перехода экономики на инновационный путь развития транспорт рассматривается в качестве важнейшего фактора социально-экономического развития, обеспечивающего единство экономического пространства страны, совершенствование межрегиональных и международных транспорт-но-экономических связей, рационализацию размещения производительных сил, повышение эффективности использования природных ресурсов и социально-экономического потенциала регионов страны, развитие предпринимательства и расширение международного сотрудничества.

По данным диагностики федеральных автомобильных дорог 2009 года, 60,4 % их протяженности не соответствует нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям. Конструкции проезжей части дорог, мосты, построенные в прошлые десятилетия, были рассчитаны на пропуск выпускавшихся отечественной промышленностью автомобилей с нагрузками 6-10 т на ось. Дорожные одежды автомобильных дорог устраивались с широким применением низкопрочных местных материалов. В результате в настоящее время только 6,3 % протяженности федеральных дорог по прочности без ускоренного износа могут пропускать транспортные средства, предусмотренные техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств», вступившим в силу с 21 сентября 2010 года. На такие нагрузки не рассчитаны и 35 % мостов [3].

Несовершенство применяемых технологий поверхностной обработки, отсутствие опыта работ по холодному ресайклингу, отсутствие методик подбора, соответствующих технологиям материалов, и методов испытаний приводит к значительному перерасходу невозобновляемых природных ресурсов, особенно при реконструкции автомобильных дорог,

а как следствие - к росту затрат на их строительство и содержание.

Неблагоприятные воздействия на поверхность автомобильных дорог при возросшей интенсивности движения и осевой нагрузки проявляются в период оттаивания земляного полотна (снижение несущей способности) и жаркого периода (колееобразование), что приводит к временным ограничениям на пропуск транспорта с высокой осевой нагрузкой. Значительная часть существующих дорог недостаточно устойчива к негативным воздействиям окружающей среды. В холодный период года в ряде случаев отмечаются образование зимней скользкости и снежные заносы, приводящие к временному прекращению движения. В результате недостаточный срок службы дорожных одежд приводит к росту затрат на ремонт автомобильных дорог и к увеличению аварийности. Комплексный характер факторов, сдерживающих развитие автомобильных и железных дорог, как и ограниченность ресурсов, делают невозможным активное развитие транспортной сферы. Возникает необходимость создания механизма взаимодействия между представителями различных этапов процесса внедрения инноваций в дорожную отрасль с целью повышения качества дорог, различных смежных отраслей, органов государственной власти и иных заинтересованных сторон. При этом традиционные планы НИОКР не позволяют комплексно решать крупные прикладные исследовательско-внедренчес-кие задачи ввиду ограниченности финансирования НИОКР и узкого горизонта планирования (1 год).

Таким образом, одним из возможных инструментов, применение которого позволит активизировать решение поставленной цели, является разработка так называемых «Технологических платформ» (ТП), широко используемых в странах ЕС [1].

Цель разработки ТП состоит в том, чтобы объе-

динить усилия представителей бизнеса, науки и государства при выработке приоритетов долгосрочного научно-технологического развития при разработке стратегических программ исследований и их реализации [1].

«Технологические платформы» - термин, предложенный Еврокомиссией для обозначения тематических направлений, в рамках которых сформулированы или будут сформулированы приоритеты Евросоюза. В рамках именно этих направлений предполагается выделение существенных объемов финансирования для проведения различных научно-исследовательских работ, непосредственно связанных с их практической реализацией предприятиями малого и среднего бизнеса и промышленностью. Особенностью технологических платформ является их формирование для удовлетворения потребностей производства и оформления заказа на проведение научно-технологических работ для достижения целей и стратегии устойчивого и ресурсно-возобновляемого развития современного общества [2]. Во главе всего процесса создания технологических платформ стоит правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Есть два основных органа, которые формируют всю нормативную базу под данный процесс: Минэкономразвития России и Минобрнау-ки России. Для того чтобы оперативно контролировать процесс создания техплатформ, создана рабочая группа в составе правительственной комиссии, возглавляемая заместителем министра экономического развития А.Н. Клепачом. Фундаментальной базой процесса создания технических платформ служит «Стратегия развития науки и инноваций», в целом уже одобренная правительством. Кроме того, Минэкономразвития готовит новый документ, который будет больше ориентирован на связь науки и технологий непосредственно с экономикой, - Стратегии «Инновационная Россия-2020» (Решение Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол № 4).

За основу формирования структуры технологической платформы «Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог» будет взята организационная структура, представленная на рис. 1. Состав рабочих групп определяется в течение трех месяцев после начала функционирования платформы.

Концепция «технологических платформ» позволяет обеспечить:

- выбор стратегических научных направлений;

- анализ рыночного потенциала технологий;

- учет точек зрения всех заинтересованных сторон: государства, промышленности, научного сообщества, контролирующих органов, пользователей и потребителей;

- активное вовлечение всех стран Европейского союза;

- мобилизацию общественных и частных источников финансирования.

Технологические платформы были созданы на паевой основе за счет объединения интеллектуаль-

ных и финансовых ресурсов Евросоюза и крупнейших европейских промышленных производителей с целью активизации научных исследований, необходимых для потребностей современного промышленного производства.

В этой связи основной задачей формируемой технологической платформы является предоставление возможности совместного выявления и обсуждения актуальных проблем в транспортной области, установка целевых ориентиров транспортной отрасли и мониторинг их достижения, интеграция усилий исследовательских коллективов и промышленных предприятий для удовлетворения потребностей потребителей.

В сфере дорожного строительства предполагается получение ряда технологий, как превосходящих мировые аналоги (композиционные вяжущие, рулонные материалы покрытий, гидроизоляционные материалы, методы контроля качества), так и соответствующих современному техническому уровню развитых стран.

Рис. 1. Организационная структура технологической платформы

В рамках технологической платформы предполагается обеспечить развитие следующих технологий:

1. Строительство искусственных сооружений с применением полимерных композитных материалов;

2. Интеллектуальные системы управления транспортом;

3. ЯГШ-технологии контроля транспортных потоков.

Координатором заявляемой технологической платформы является Государственная корпорация «Роснанотех». На момент подачи заявки на базе ГК «Роснанотех» проведена предварительная организационная работа со всеми заявленными членами тех-

нологической платформы. В ходе организационной работы проведен обмен мнениями по вопросам целей, задач, результатов функционирования платформы, определен порядок участия членов технологической платформы в ее деятельности. В ходе развития технологий, приведенных в настоящей заявке на реализацию проекта создания технологической платформы, ожидается мощный толчок в развитии широкого круга смежных отраслей, в том числе таких, как:

- металлургия;

- химия и нефтехимия, химическое производство;

- транспортное строительство;

- производство машин и оборудования, в том числе услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования;

- производство новых конструкционных материалов (полимерные композиционные материалы, органические и неорганические покрытия);

- логистика;

- электроника, в том числе силовая электроника, производство светодиодной осветительной техники;

- информационные технологии;

- навигационные технологии.

Технологическая платформа представляет собой

пример подобной коммуникативной площадки и намечает основные направления развития автомобильных и железных дорог, предлагая способ интегрального представления о секторе на базе экспертных мнений специалистов из различных областей. Формат технологической платформы обеспечивает возможность гибкой перестройки результирующего представления с учетом появления новых экспертных мнений. Реализуемый подход делает возможным конструктивное обсуждение сформированных перечней перспективных технологий, целевых ориентиров научных и опытно-конструкторских разработок, оценок перспективных сегментов рынков с участием максимально широкого круга экспертов. Создаваемая технологическая платформа является добровольной, самоуправляемой организацией. Технологическая платформа не является юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В течение трех месяцев после создания технологической платформы «Применение инновационных технологий в целях повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог» планируется осуществить разработку регламента функционирования технологической платформы (см. табл. 1) .

При разработке механизма функционирования технологической платформы будут определены четкие и прозрачные правила, единые для всех участников и основанные на принципе открытости для входа новых партнеров как со стороны научных организаций и учебных учреждений, так и со стороны организаций - производителей и потребителей продукции, что гарантирует отсутствие дополнительных ограничений конкуренции на российских рынках в сфере компетенций технологической платформы.

Таблица 1

Планируемые мероприятия по созданию и обеспечению деятельности технологической платформы

Сроки реализации Ожидаемые результаты

1-й этап

Формирование технологической платформы Организация технологической платформы Подписание соглашений о сотрудничестве с участниками технологической платформы

2-й этап

Формирование предложений по внедрению перспективных технологий (на постоянной основе) Формирование инновационных программ развития ОАО «РЖД» и ГК «Автодор» Разработка технических требований на закупку Разработка предложений по внесению изменений в нормативно-правовую базу Разработка плана освоения технологий производства нано-структурированных материалов

3-й этап

Создание условий для развития отрасли Разработка и реализация программ стимулирования спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую продукцию

Участниками технологической платформы «Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог» на принципах добровольного объединения могут стать организации и предприятия любой формы собственности, государственные, образовательные и иные учреждения, профессиональные объединения, ассоциации негосударственных организаций, некоммерческие партнерства, разделяющие цели и задачи платформы как существенного инструмента реализации национальных приоритетов научно-технологического развития и развития научно-производственных связей, уточняющего направления государственной и бизнес-поддержки инноваций и формирующего новые научно-производственные кооперационные связи. Членами технологической платформы могут быть также зарубежные партнеры. По согласованию с Координатором допускается присоединение к технологической платформе физических лиц. Основные функции технологической платформы, обеспечивающие реализацию поставленных целей, заключаются в следующем (см. табл. 2)

Одним из важных направлений деятельности настоящей платформы будет развитие механизмов отраслевой кооперации на основе процедур централизованной закупки и лизинга инновационной дорожной техники (базовая компания ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания»).

Таблица 2

Основные функции и задачи технологической платформы «Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог»

1. Организация - предполагаемый инициатор и координатор деятельности в рамках технологической платформы ГК «Роснанотех»

2. Группа технологий, которую предполагается развивать в рамках технологической платформы Применение нанокомпозитных (наноструктурированных) материалов при строительстве автомобильных и железных дорог Применение инновационных технологий энергосбережения и безопасности при строительстве и эксплуатации автомобильных и железных дорог

3. Технологический вызов, определяющий создание технологической платформы, связанный со значимостью перспектив использования новых технологий в экономике Повышение долговечности дорожных покрытий Увеличение скоростей передвижения автомобильного и железнодорожного транспорта. Повышение безопасности перевозок наземным транспортом. Сокращение эксплуатационных затрат на содержание автомобильных и железных дорог

4. Сектора (отрасли) экономики, на которые будет воздействовать технологическая платформа Дорожное строительство Производство строительных материалов Металлургия (производство 100-метровых железнодорожных рельсов с наноструктурированным рабочим слоем) Электротехника (производство осветительных светодиодных приборов)

5. Присутствие каких государственных органов, институтов развития и компаний с госучастием предполагается важным для создания технологической платформы? ГК «Автодор», ОАО «РЖД», ГК «Роснанотех», ГК «Олимпстрой», МА-ДИ, МИИТ

6. Краткое описание предполагаемых задач и основных результатов технологической платформы Внедрение наноструктурированных модификаторов дорожных покрытий, повышающих долговечность автодорожного полотна. Внедрение на железной дороге 100-метровых наноструктурированных рельсов, позволяющих повысить скорости движения и долговечность железнодорожных путей Внедрение новых экономичных наноструктурированных конструкционных материалов при строительстве мостов, переходов, эстакад. Сокращение энергозатрат при эксплуатации автомобильных и железных дорог за счет внедрения энергосберегающих технологий. Внедрение инновационных систем безопасности на транспорте

При формировании таких механизмов будет обеспечено:

- убыстрение обновления основных фондов организаций транспорта современными машинами, механизмами и оборудованием;

- создание гарантированных больших объемов платежеспособного спроса на машины, механизмы и оборудование, произведенные российскими заводами-изготовителями и обеспечивающие технологии, основанные на российских и зарубежных инновационных разработках;

- снижение расходов на закупку иностранной техники (за счет объемов закупок);

- установление требований к иностранным поставщикам по реализации программ локализации производства инновационной дорожной техники на территории Российской Федерации при передаче части инновационных технологий российским производителям.

Для реализации указанных целей Правительством Российской Федерации в 2009 году проведено увеличение уставного капитала ОАО «ГТЛК» на 10 млрд р. с перспективой до 40 млрд р. (1,3 млрд дол.) [4]. В ходе формирования и в рамках функцио-

нирования механизмов централизованной закупки и лизинга на базе технологической платформы предполагается обеспечить (рис. 2):

- выбор заводов-изготовителей инновационной дорожной техники с учетом широкого мнения представителей отрасли;

- формирование совместно с заводами-изготовителями плана локализации производства инновационной техники на территории Российской Федерации;

- ресурсное обеспечение договоров поставки;

- формирование программ и проведение сравнительных испытаний, опытной эксплуатации новой техники, обобщение ее результатов, доведение предложений по совершенствованию инновационной техники до завода-изготовителя, в том числе с учетом опыта эксплуатации такой техники предприятиями отрасли;

- формирование предложений по совершенствованию нормативно-технической базы;

- контроль условий эксплуатации инновационной дорожной техники;

- ведение претензионной работы.

Рис. 2. Схема организации механизма централизованной закупки и предоставления в лизинг инновационной дорожной техники

В самом общем виде назначение технологической платформы состоит в том, чтобы объединить усилия (обеспечить консенсус) наиболее значимых заинтересованных сторон (государства, бизнеса, науки) в определении инновационных вызовов, в разработке необходимой стратегической программы исследований, в определении путей реализации этой программы и внедрения соответствующих результатов.

Ожидается формирование новых высокотехнологичных рынков за счет формирования заказов на смежных производствах в металлургии, химической и нефтяной промышленности, электронной промышленности, промышленности дорожно-строительных материалов, промышленности дорожно-строитель-

ной техники и товаропроводящей сети, на рынке лизинговых услуг.

Литература

1. Разработка проекта комплексной программы научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации: отчет МАЦ 20071-2.1-00-02-004. - М., 2007.

2. Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года. - URL: http://www.minprom.gov.ru

3. URL: www.transportrussia.ru

4. URL: http://premier.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.