Научная статья на тему 'Проектно-модульное непрерывное междисциплинарное обучение в профессионально-педагогическом вузе'

Проектно-модульное непрерывное междисциплинарное обучение в профессионально-педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОФИЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузанов Борис Николаевич, Федулова Ксения Анатольевна

В статье показано, что подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей производства и формирование прикладных квалификаций неразрывно связаны с развитием современной техники и высоких технологий, что устанавливает новые требования к уровню профильно-специализированных компетенций будущих педагогов профессионального обучения. В первую очередь это связано с распространением и совершенствованием компьютерной техники и информационных технологий, внедрение которых является связующим интегрирующим звеном в дуальной подготовке специалиста в профессионально-педагогическом вузе. В контексте развития концепции непрерывного многоуровневого образования предложена схема и педагогические условия организации проектно-модульного междисциплинарного обучения в едином информационно-образовательном пространстве с целью формирования готовности студентов к компьютерному моделированию в рамках ряда кластеров информационных задач, реализуемых в профессионально-педагогической сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузанов Борис Николаевич, Федулова Ксения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-MODULE CONTINUING INTERDISCIPLINARY TRAINING AT THE VOCATIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article shows that the preparation of skilled workers for various industries and the formation of applied qualications is inextricably linked with the development of modern technology and high technologies, which sets new requirements for the level of prole-specialized competencies of future teachers of vocational training. First of all, this is due to the proliferation and improvement of computer equipment and information technologies, the introduction of which is the connecting integrating link in the dual training of a specialist in a vocational pedagogical university. In the context of the development of the concept of continuing multilevel education, a scheme and pedagogical conditions for the organization of project-module interdisciplinary training in a one information and educational space with the aim of forming students' readiness for computer modeling within the framework of a number of clusters of information tasks implemented in the vocational and pedagogical sphere

Текст научной работы на тему «Проектно-модульное непрерывное междисциплинарное обучение в профессионально-педагогическом вузе»

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-4-34-43

УДК 378.147 ББК 74.480.26

Б.Н. Гузанов, К.А. Федулова

(Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)

ПРОЕКТНО-МОДУЛЬНОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье показано, что подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей производства и формирование прикладных квалификаций неразрывно связаны с развитием современной техники и высоких технологий, что устанавливает новые требования к уровню профильно-специализированных компетенций будущих педагогов профессионального обучения. В первую очередь это связано с распространением и совершенствованием компьютерной техники и информационных технологий, внедрение которых является связующим интегрирующим звеном в дуальной подготовке специалиста в профессионально-педагогическом вузе. В контексте развития концепции непрерывного многоуровневого образования предложена схема и педагогические условия организации проектно-модульного междисциплинарного обучения в едином информационно-образовательном пространстве с целью формирования готовности студентов к компьютерному моделированию в рамках ряда кластеров информационных задач, реализуемых в профессионально-педагогической сфере.

Ключевые слова: проектно-модульное обучение, педагог профессионального обучения, готовность, компьютерное моделирование, междисциплинарный проект, профильно-специализированные компетенции, непрерывное образование, информационные технологии.

го m

о ^

ф

е <

о

I LÛ

B.N. Guzanov, K.A. Fedulova

(Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia)

PROJECT-MODULE CONTINUING INTERDISCIPLINARY TRAINING AT THE VOCATIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article shows that the preparation of skilled workers for various industries and the formation of applied qualifications is inextricably linked with the development of modern technology and high technologies, which sets new requirements for the level of profile-specialized competencies of future teachers of vocational training. First of all, this is due to the proliferation and improvement of computer equipment and information technologies, the introduction of which is the connecting integrating link in the dual training of a specialist in a vocational pedagogical university. In the context of the development of the concept of continuing multilevel education, a scheme and pedagogical conditions for the organization of project-module interdisciplinary training in a one information and educational space with the aim offorming students' readiness for computer modeling within the framework of a number of clusters of information tasks implemented in the vocational and pedagogical sphere.

Keywords: project-module training, teacher of vocational training, readiness, computer modeling, interdisciplinary project, profile-specialized competencies, continuing education, information technologies.

Устойчивое развитие современного постиндустриального общества зависит от многих факторов, однако наиболее важным среди них чаще всего рассматривается образование, являющее собой непосредственную производительную силу, которая во взаимодействии со всеми другими активно стимулирует и направляет научно-технический прогресс в стране. Можно сказать, что образование, накопленные обществом знания и экономическое развитие непрерывно взаимосвязаны, поэтому, как показано в работах Л.С. Драганчук, Л.В. Львова [5; 7; 8], главным условием роста российской экономики следует считать модернизацию системы образования с целью подготовки выпускников образовательных организаций высшего образования, востребованных на рынке труда и полезных обществу.

В соответствии с конкретными социально-экономическими условиями и запросами общества требуется существенное обновление содержания образования, переосмысление и разработка новых образовательных целей, форм, методов и средств обучения. Среди основных приоритетов, на которые ориентируется образовательное сообщество в достижении поставленных целей, является непрерывность профессионального образования, обеспечение инвестиционной привлекательности, а также повышение его доступности и качества [9].

Основными принципами теоретического и практического развития непрерывного образования явились требования разработки и совершенствования новых педагогических технологий. В целом, формирование системы непрерывного образования позволяет постоянно повышать уровень навыков обучающихся, приобретать им новые способности, сохранять конкурентоспособность на рынке труда при изменениях в сфере деятельности, а также увеличивать мобильность в организации различных видов учебных занятий [1].Следует заметить, что при организации непрерывного об-

разования ни один уровень обучения, включая и высшее образование, не может рассматриваться как замкнутый, изолированный от других. При этом вертикальная структура, характерная для непрерывного повышения квалификации по данной специальности, должна пересекаться с горизонтальными структурами, представляющими собой научные дисциплины и связи между ними [10]. Другими словами, уже сегодня при реализации многоуровневой образовательной системы с целью непрерывной профессиональной подготовки на каждой ее ступени должны использоваться разные методы управления, иная организация и технология образовательного процесса, соответствующие целям обучения и уровню подготовки студентов.

Учет заявленных требований во многом определяется характером будущей профессиональной деятельности специалиста, причем именно от нее зависит содержание и комбинация методов, используемых при его подготовке и, как следствие, достигаемый уровень качества образования. Важно отметить, что указанный показатель по своей структуре достаточно сложен и, с одной стороны, определяет качество жизни человека и общества, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (человеческий фактор), а с другой стороны зависит от социально-экономической ситуации в стране, обеспечивающей необходимые и достаточные условия для качественного образования. И здесь особую роль играет наличие высококвалифицированных руководителей, преподавателей, способных работать по новым, современным моделям и технологиям образования в системе профессионального обучения [6].

Специфика характера и содержания труда профессионально-педагогического работника состоит в том, что ему необходимо организовывать и осуществлять как теоретическое, так и производственное обучение в сочетании с производительным трудом без ущерба для обра-

ф

т ^

ю

о ф

0

1

го

с

о

ет ф

СО

I £

^ :>

Ф о

0 ^

1 о ш ф

Е

Ф о

О. I-

1= го

ф ч:

I ф

ф ^

о о

^ го ч: I

о

о ф

-& о

а. 1= а ш

го со о

£

<и ©

<

со о

I Ш

зовательного процесса. В связи с этим виды профессиональной деятельности специалиста данного профиля достаточно сложны и разнообразны, так как охватывают процесс обучения, воспитания и развития личности рабочего. Можно сказать, что объектом деятельности педагога профессионального обучения являются как обучающиеся, так и предметы и средства производительного труда обучающихся. Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей промышленности и формирование прикладных квалификаций непрерывно связаны с развитием современной техники и высоких технологий, что устанавливает новые требования к уровню профильно-специализированных компетенций будущих педагогов профессионального обучения.

При компетентностном проектировании содержания подготовки педагогов профессионального обучения необходимо учитывать широкое внедрение в учебную и практическую деятельность информационных технологий (ИТ), которые в настоящее время рассматриваются как один из основных ресурсов развития общества. В результате профессионально-педагогические вузы вынуждены корректировать, а в ряде случаев и менять содержание интегративных междисциплинарных составляющих обучения студентов, в качестве которых выступает отраслевая, психолого-педагогическая подготовка по рабочей профессии [2].

Для оценки нормативно-методической и образовательной деятельности конкретного вуза в контексте подготовки современного компетентного конкурентоспособного специалиста весьма важными можно считать следующие аспекты:

- профессиональные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть студент, обучаясь в вузе;

- профессионально значимые качества, которые должен приобрести будущий специалист на выходе из вуза;

- формы, методы и средства формирования профессионально значимых качеств в вузе.

Первые два аспекта отражают собой совокупность интегративных профессиональных знаний, умений, владений и качеств личности, приобретенных в условиях целостного учебно-профессионального процесса теоретической и практической подготовки [7]. Следует заметить, что формировать подобные компетенции, как показано в работе Н.В. Ронжиной [11], возможно на основе развития у студентов способности решать требуемые практические задачи, для чего необходимо использовать метод компетентностного проектирования, базирующийся на принципе профессионального целеполагания. Третий аспект позволяет скорректировать цели образования в зависимости от уровня социально-экономического развития общества и потребностей рынка труда и обосновать тем самым выбор средств, способов и форм организации учебного процесса для достижения требуемого качества подготовки выпускника.

Анализ научно-педагогической литературы, собственные исследования и опыт деятельности высших образовательных организаций показывает, что решение поставленной задачи необходимо реализовывать непрерывно на всех ступенях образовательного процесса в контексте содержания, целей и задач образовательных программ, используя новые педагогические технологии, основанные на активных методах обучения, среди которых наиболее эффективным считается метод проектов [3; 8; 12; 13; 16]. Как показано в этих работах, метод проектов развивает исследовательские навыки, умение самостоятельно конструировать мысли, ориентироваться в информационном пространстве, умение работать в команде и, что особенно ценится современными работодателями, коммуникативные качества и критическое мышление. Ряд авторов подчеркивает «прагматическую направленность на результат метода проектов» [8, с. 25].

В основу метода проектов чаще всего положена оригинальная идея, составляющая суть понятия «проект», направленного на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся и предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники и технологий. Проектную технологию, по сути, являющуюся совокупностью исследовательских, поисковых и креативных методов, целесообразно использовать совместно с другими приемами обучения, взаимодополняющими и усиливающими друг друга. Так, в своей в работе С.А. Дайнега рассматривает интеграцию метода проектов и модульной технологиии, получившей название проектно-модульного обучения. Автор показывает, что подобное обучение является инновационной формой организации образовательного процесса, которая имеет ряд преимуществ, связанных с активизацией студентов по приращению знаний в модульном обучении, особенно при совмещении в рамках одной образовательной программы различных по своей направленности профильно-специализированных дисциплин [4].

Распространение и совершенствование компьютерной техники и информационных технологий изменило содержание профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения, где данные технологии играют особую роль, так как являются интегрирующими в образовании [6]. Многообразие сфер использования разнообразных программных средств позволяет студенту получить позитивный опыт применения информационных технологий для поиска и решения проблемных ситуаций, стимулирует развитие

мыслительных способностей, способствует мотивации к учению и творчеству.

Особое значение в данном аспекте приобретают технологии компьютерного моделирования как одного из видов профессионально-педагогической деятельности, которые предполагают более глубокую проработку и овладение информационными технологиями [15]. Все это связано с процессами проектирования и изменения изучаемых технологических процессов и объектов в виртуальных информационно-компьютерных дидактических средах, а также с процессами проектирования и моделирования образовательного процесса с помощью ИТ. Подготовка к компьютерному моделированию является связующий звеном, пронизывающим весь процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения, что позволяет говорить о необходимости организации проектно-модульного междисциплинарного обучения, которое делает акцент на комплексное применение сформированного знания при решении профессиональных задач, предполагает наличие четкой структуризации материала, динамичности его изложения, актуальности получаемых знаний, возможности применения разнообразного дидактического инструментария, объединения знаний на основе принципов преемственности и непрерывности развития.

Компьютерное моделирование, как и профессиональная деятельность педагога профессионального обучения, дуально и может быть представлено через следующие кластеры информационных задач, реализуемых в профессиональной сфере [14]:

1) компьютерное моделирование образовательного процесса;

2) компьютерное моделирование технологических процессов и систем.

Многообразие сфер возможного использования технологий компьютерного моделирования как вида деятельности педагога профессионального обучения требует установления глубоких межпред-

ф

т ^

ю

о ф

0

1

го

с

о

ет ф

СО

I £

^ :>

Ф о

0 ^

1 о ш ф

Е

Ф о

О. I-

1= го

ф ч:

I ф

ф ^

о о

^ го ч: I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о ф

-& о

а. 1= а ш

го со о

£

<и ©

<

со о

I Ш

метных связей за счет синтеза дисциплин информационного блока в междисциплинарный модуль. Только такой подход позволит избежать дублирования информации, на деле реализовать связь теории с практикой, актуализировать профессиональные знания в информационной деятельности и связать информационную составляющую подготовки с дисциплинами специального и педагогического блоков.

В результате такого слияния, основанного на взаимопроникновении содержания разных учебных дисциплин и создании единого образовательного пространства, образуется междисциплинарный модуль «Компьютерное моделирование». Цель создания модульного интегрированного курса видится в формировании базового комплекса знаний, умений и навыков по использованию средств информационных технологий для проектирования и оснащения образовательного пространства, а также использования высокотехнологичного производственного оборудования.

Для организации проектной деятельности в рамках междисциплинарного модуля «Компьютерное моделирование» нами разработана схема проектно-модульного междисциплинарного обучения. Концепция данной схемы заключается в оптимальном использовании возможностей метода проектов для обеспечения качественной подготовки при изучении междисциплинарного модуля «Компьютерное моделирование». Схема проектно-модульного междисциплинарного обучения состоит из следующих компонентов: содержательного, проектного, рефлексивно-оценочного и представлена на рис. 1.

Содержательный компонент схемы включает дисциплины психолого-педагогического, производственно-технологического и информационного блоков. Содержание междисциплинарного модуля четко упорядочено и определяется следующими дисциплинами:

- «Информатика», изучаемая на первом курсе, являющаяся ин-

формационной платформой процесса формирования готовности к компьютерному моделированию, так как в результате ее изучения формируется компьютерная грамотность, разъясняются современные тенденции развития информационного знания; «Компьютерные технологии в инженерном проектировании». Содержание дисциплины призвано показать возможности современных систем автоматизированного проектирования, сформировать ценностную и рефлексивную составляющие готовности педагога профессионального обучения к компьютерному моделированию, когда информационное знание становится средством для достижения цели процесса информационного проектирования; «Моделирование процессов и технологических систем» - дисциплина, базирующаяся на предыдущих дисциплинах междисциплинарного модуля и включающая содержание других дисциплин подготовки. Призвана сформировать инженерно-информационную составляющую готовности к компьютерному моделированию;

- «Информационные технологии в профессиональной деятельности» -дисциплина, представляющая собой завершение процесса подготовки к компьютерному моделированию. Ее содержание описывает использование информационных технологий для сопровождения образовательного процесса, объединяя в себе методологию компьютерного моделирования, его средства и технологии, поэтому именно данная дисциплина, опираясь на содержание дисциплин информационного, специального и педагогического блоков, позволяет сформировать готовность к компьютерному моделированию.

Руководитель проекта

Студенты

Групповая работа

Индивидуальная работа

Содержательный компонент

1 курс Информатика

2 курс Компьютерные технологии в инженерном проектировании

3 курс Моделирование технологических процессов и систем

4 курс Информационные технологии в профессиональной деятельности

Проектный компонент - междисциплинарный проект «Интерактивный мультимедийный образовательный ресурс»

QJ

s X)

Ol ъ 1 2

Ç m Ä

m Ю о

»

о

ад а

t-

о

Z

CL Г.

I— s et

Проект САПР «ЗО-модели конструкций, оборудования и механизмов)»

Проект MS Excel {Расчеты, графики)

Проект M S Word (Поиск и форматирование содержания ресурса)

Проект prezi.com (Интерактивные презентации)

Проект САПР «2й-модели узлов, конструкций и установок»

ja

5

ï

Рефлексивно-оценочный компонент-экспертная оценка проекта

Мотивационный аспект

Ценностный аспект

Учебно-познавательный аспект

Коммуникативный аспект

Организационный аспект

Рис. 1. Схема организации проектно-модульного междисциплинарного обучения при изучении междисциплинарного модуля «Компьютерное моделирование»

Проектная составляющая схемы представлена междисциплинарным проектом, представляющим собой логически завершенную структуру междисциплинарного знания, что предполагает не просто дополнение содержания одного проекта другим, а объединяет их и обе-

спечивает не узкодисциплинарную подготовку, а деятельностную, формирующую профессионально важные умения, навыки и качества личности. Проектный компонент определяет программу реализации междисциплинарного проекта, рассчитанную на весь срок обучения и

ф

т ^

ю

о ф

0

1

го

о

ет ф

СО

I in

S S

Ф о

0 ^

1 о m Ф

2 ï ^ Е

ф о

ср 1-

1= го

ф ч:

I ф

ф I

0 о

1 I -П -П

^ го

Ч ï

о о

I о

о о

ï ф

Ё

ф о

о ^

Ü. 1=

d m

го m

о ^

ф ©

CD О

I LQ

включающую в себя различные виды проектов: мини, мультимедийные, инновационные. Для ряда проектов, входящих в междисциплинарный проект, предусмотрена групповая форма работы, что необходимо для осознания студентами значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества и опыта совместной деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент направлен на комплексный анализ действий студентов при выполнении проекта, корректировку содержания проекта и деятельности студентов на основе показателей, критериев и средств оценивания проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспертная оценка является интегра-тивной характеристикой и должна содержать различные диагностические параметры. Так, например, при реализации проектно-модульного междисциплинарного обучения она может рассматривать следующие аспекты:

- мотивационный (отражает заинтересованность студентов в проекте, а также умение заинтересовать других студентов в своей работе через яркую речь, эмоциональное выступление, презентацию полученных результатов);

- ценностной (данный аспект отражает систему ценностей обучаемых, восприятие информации как ценности и соответствующее отношение к ней, а также наличие сетевого этикета особенно в случае реализации международных проектов или проектов с привлечением дистанционных технологий);

- учебно-познавательный (проверяется умение оперировать понятийным аппаратом дисциплины или перечня дисциплин, включенных в содержание проекта, а также степень творчества выполнения проекта, технологичность и оптимальность выбранных решений);

- коммуникативный (диагностируется по умению обучаемых отстаивать свою точку зрения,

проявлять эмпатию, учитывает толерантное отношение к своим товарищам во время дискуссии, умение оказывать помощь сокурсникам);

- организационный (проявляется в оценке дисциплинированности, четкости работы по ранее установленному плану, согласованности деятельности всех участников в группе, результативности в выборе и роли лидера в организации групповой работы). В заключение отметим, что использование проектно-модульного междисциплинарного обучения, особенно при реализации междисциплинарного модуля «Компьютерное моделирование», позволило организовать деятельность студентов по достижению определенного результата, ориентированного на его интерес и творческую самореализацию, а концентрическая технология погружения дала возможность студентам объединить мини-проекты в единый междисциплинарный проект «Проектирование интерактивного мультимедийного образовательного ресурса». Кроме того, организация подготовки к компьютерному моделированию с использованием схемы проектно-модульного междисциплинарного обучения не только позволила повысить качество преподавания и показать результаты учебной деятельности как неотъемлемые части современной науки и техники, но и дала возможность студентам поучаствовать в решении реальных проблем современного образования. Библиографический список:

1. Анищенко О.А. Идея непрерывного образования: истоки и реальность // Адукацьшвыхаванне. - 1999. - №7. С. 15-17.

2. Гузанов Б.Н., Тарасюк О.В., Башко-ва С.А. Развитие профильно-специализированных компетенций в процессе отраслевой подготовки студентов профессионально-педагогического вуза // Европейский журнал социальных наук. - 2016. - №2. С. 239-245.

3. Гузанов Б.Н., Кривоногова А.С. Активизация познавательной деятельности студентов вуза при внедрении кейс-технологий // Новые образовательные технологии в вузе: сб. материалов 8-ой международной научно-методической конференции, Екатеринбург. - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Урал. федер. ун-т им. Б.Н. Ельцина», 2011. - С. 673-681.

4. Дайнега С.А. Проектно-модульное обучение в техническом вузе // Ярославский педагогический вестник. -2011. - №3. - T.II (Психолого-педагогические науки). С. 146-151.

5. Драганчук Л.С. Образование и развитие человеческого капитала в России // Проблемы современной экономики. - 2011. - №1(37). С. 181-189.

6. Королев А. Компьютерное моделирование в образовании [Электронный ресурс] // Global International Scientific Analytical Project. - Режим доступа: http://gisap. eu/ru/node/18917.

7. Львов Л.В. Роль умений в достижении профессиональной компетентности будущих специалистов // Образование и наука. Известия УрО РАО. - №5 (29). - 2004. С. 93-107.

8. Львов Л.В., Перевозова О.В., Ярулина Л.П. Трансдисциплинарный учебно-методический комплекс формирования проектной компетентности менеджера: научно-методическое пособие. - Челябинск: РБИУ, 2013. - 163 с.

9. Петров Ю.Н. Непрерывность профессионального образования: теория, проблемы, прогнозы: монография. -М.: ВЛАДОС, 2006. - 332 с.

10. Петров Ю.Н. Особенности непрерывного профессионального образования в контексте общемировых тенденций общественного развития // Образование и наука. - 2007. - №2(44). С. 20-27.

11. Ронжина Н.В. Профессиональная педагогика: теория, методология, практика: монография / под науч. ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. -227 с.

12. Смолкин А.М. Методы активного обучения: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 195 с.

13. Фидарова М.Г. Модель организации проектной деятельности студентов при компетентностном подходе // Дискуссия. - 2014. - №6(47). С. 250-261.

14. Федулова К.А., Тарасюк О.В., Феду-лова М.А. Подготовка педагогов профессионального обучения к компьютерному моделированию как условие эффективной реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций при подготовке рабочих кадров // Современные исследования социальных проблем. - Красноярск. -2014. - №10(42). С. 149-166.

15. Чеботарёв С.С. Технологии проектного обучения и разработки видеоигр для подготовки студентов ИТ-направлений в условиях зарождения цифровой экономики // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - №3. С. 47-56.

16. Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы Международной заочной научной конференции. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. -Т.2. С. 57-61.

Поступила 29.11.2017

ф

т ^

ю

о ф

0

1

го

с

J

о

ет ф

СО

I fr

S S

Ф о

0 ^

1 о ш ф

2 i Е

Ф о

ü. I-

1= го

ф ч

I ф

ф «F

о о

^ го

о

о ф

-& о

а 1= а ш

Об авторах:

Гузанов Борис Николаевич, заведующий кафедрой инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии института инженерно-педагогического образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Россия, г. Екатеринбург), доктор технических наук, профессор, [email protected]

Федулова Ксения Анатольевна, доцент кафедры информационных систем и технологий института инженерно-педагогического образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Россия, г. Екатеринбург), кандидат педагогических наук, [email protected]

Для цитирования: Гузанов Б.Н., Федулова К.А. Проектно-модульное непрерывное междисциплинарное обучение в профессионально-педагогическом вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 4. С. 34-43. DOI: 10.7442/20719620-2017-9-4-34-43

References:

1. Anishchenko O.A. The idea of continuing education and reality // Adukatsyyavykhaba-nie. - 1999. - №7. P. 15-17. [in Russian]

2. Guzanov B.N., Tarasiuk O.V., Bashkova S.A. Development of profile-focused competences in the industry based training of vocational pedagogical higher school // Evropeiskii zhurnal otraslevykh nauk. - 2016. - №2. P. 239-245. [in Russian]

3. Guzanov B.N., Krivosheeva A.S. Activation of higher school student's cognitive activities via implementing case-studies. Novyie obrazovatelnyie tekhnologii v vuze. - Ekaterinburg, Ural. Fed. Un-t im. B.N. Yeltsina, 2011. - P. 673-681. [in Russian]

4. Dainega S.A. Project module training at a technical higher school // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2011. - №3. - Vol.II (Psikhologo-pedagogicheskie nauki). P. 146151. [in Russian]

5. Draganchuk L.S. Education and development of human resources in Russia // Problemy sovremennoi ekonomiki. - 2011. - №1(37). P. 181-189.[in Russian]

6. Korolev A. Computer modeling in education. Global International Scientific Analytical Project. Available at: http://gisap.eu/ru/node/18917 [in Russian]

7. Lvov L.V. Role of skills in achieving professional competence of future specialists // Obrazovanie i nauka. Izvestia UrO RAO. - №5 (29). - 2004. P. 93-107. [in Russian]

8. Lvov L.V., Perevozova O.V., Yarulina L.P. Transdisciplinary methodological materials to form project competence of manager. - Chelyabinsk: RBIM, 2013. - 163 p. [in Russian]

9. Petrov Yu.N. Continuity of professional training: theory, problems, prospects. - M.: VLADOS, 2006. - 332 p. [in Russian]

10. Petrov Yu.N. Specifics of continuing professional training in the context of global tendencies of social development // Obrazovanie i nauka. - 2007. - №2(44). P. 20-27. [in Russian]

° 11. Ronzhina N.V. Vocational pedagogy: theory, methodology, practice. Sci. ed. g G.M. Romantsev. - Ekaterinburg, Izd-vo Ros. Gos. Prof.-ped. un-ta, 2014. - 227 p. [in ^ Russian]

^ 12. Smolkin A.M. Methods of active teaching. - M.: Vysshaia shkola, 1991. - 195 p. [in Russian] o 13. Fidarova M.G. Model of students project learning organization in competence approach // Diskussia. - 2014. - №6 (47). P. 250-261. [in Russian] 14. Fedulova K.A., Tarasiuk O.V., Fedulova M.A. Training vocational teachers for computer lo modeling as a condition of effective implementation of networking of educational

organizations in training workers // Sovremennyie issledovania sotsialnykh problem. -Krasnoyarsk. - 2014. - №10 (42). P. 149-166. [in Russian]

15. Chebotarev S.S. Technology project-based learning and development video game for training of students and other it areas in terms of the origin of the digital economy // Contemporary Higher School: Innovative Aspects. - 2017. - V. 9. - No.3. P. 47-56. [in Russian].

16. Shumova I.V. Active teaching methods as a way to improve vocational training quality // Pedagogika traditsii i innovatsii. - Chelyabinsk: Dva komsomoltsa, 2011. - Vol. 2. P. 57-61. [in Russian]

About the authors:

Guzanov Boris Nikolaevich, Head, Department of Engineering and Vocational Training in Machine Building and Metallurgy of the Institute of Engineering and Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), Doctor of Sciences (Engineering), Professor, [email protected]

Fedulova Ksenia Anatolievna, Associate Professor, Department of Information Systems and Technologies, Institute of Engineering and Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), Candidate of Sciences (Education), [email protected]

For citation: Guzanov B.N., Fedulova K.A. Project-module continuing interdisciplinary training at the vocational pedagogical university // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - No. 4. P. 34-43. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-4-34-43

<u

s

X

<u

T

^

Ю

о

<u

о

X

Ci

го

X

s

с;

с

s

J

о

s <u

ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* со

<u m

s S

<u О

о ^

X о

m <u

_o Ci T s l_

<u о

Ci 1_

с ro

<u

X <u

<u с

о о

X X

_0 _0

^ ro

X

о о

s s

о

о о

X <u

<u о

о Ci

Ci с

IZ m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.