Научная статья на тему 'Проектно-исследовательская деятельность как средство педагогического сопровождения одарённых детей'

Проектно-исследовательская деятельность как средство педагогического сопровождения одарённых детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / PROGRAM OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR TALENTED CHILDREN / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT AND RESEARCH ACTIVITY / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITY / АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ / SURVEY TO APPRECIATE THE INTERACTION BETWEEN THE TEACHERS AND STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокоренко Виктория Леонидовна

В статье представлен опыт разработки и реализации инновационной программы по педагогическому сопровождению одаренных детей «Мы открываем Тайну», победившей в конкурсе приоритетного национального проекта «Образование». В основе программы проектно-исследовательская деятельность учащихся, планирование участия в конкурсах и олимпиадах, объединение возможностей учителей и родителей по сопровождению ребят в сложном информационном пространстве, успешной реализации поставленных целей и построению их жизненной траектории через развитие представлений о своем будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокоренко Виктория Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design and research activity as the way the pedagogic support of talented children

In the article there is the experience of development and realization the innovative program for pedagogical support for talented children «We open Mystery», that was wan in the Competition of priority national project «Education». In the basis of this program is project and research activity of students, their participation in contests and Olympiads, the teachers' and parents' capacity to support the children within difficult informational space, successful realization the setting tasks and building the life path through the development of imaginations about future.

Текст научной работы на тему «Проектно-исследовательская деятельность как средство педагогического сопровождения одарённых детей»

Проектно-исследовательская деятельность как средство педагогического сопровождения одарённых детей

Виктория Леонидовна Кокоренко,

доцент, методист гимназии № 628 «Александринская гимназия» г. Санкт-Петербурга, кандидат психологических наук, vkokorenko@yandex.ru.

• программа педагогического сопровождения одарённых детей • проектно-исследователь-ская деятельность • универсальные учебные действия • анкета для оценки взаимодействия учителей и учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности •

ФГОС определяет направленность общего образования на личностное развитие детей: приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, подготовки учащихся к ответственному выбору жизненного и профессионального пути, к самостоятельной постановке целей и определению путей их достижения, оценке и регулированию познавательной деятельности. Достижение планируемых результатов обучения — предметных, метапредметных и личностных — предъявляет высокие требования к организации учебного процесса как творческого, раскрывающего индивидуально-личностные способности ученика.

ГБОУ гимназия № 628 г. Санкт-Петербурга «Александринская гимназия» имеет успешный опыт работы в этом направлении. В 2012-2013 гг. авторским коллективом была разработана и реализована инновационная программа по педагогическому сопровождению одарённых детей «Мы открываем тайну» — победитель конкурса приоритетного национального проекта «Образование». Авторский коллектив: директор гимназии, учитель истории С.И. Квашнина; заместитель директора по УВР, методист Л.Г. Малютина; методист, учитель начальной школы В.Э. Синева; педагог-психолог

О.Г. Голунова; учитель английского языка Т.Ю. Аветова.

Программа представляет собой единый по содержательному и стилистическому наполнению общешкольный проект, в рамках которого ведутся увлекательные исследования и проекты по предметам, разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты с целью планирования участия в конкурсах и олимпиадах, внедряется новое направление работы в школе — тью-торство, задача которого — помочь каждому ученику осознать и зафиксировать достигнутые результаты в разных сферах самореализации, выстроить индивидуальную траекторию развития в соответствии с разнообразными интересами, склонностями и способностями учеников.

Развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе — особенно острой эта задача становится для школ, которые находятся в так называемых «спальных районах» города. Удалённость от основных «очагов культуры» центральной части города заставляет учителей в этих школах прилагать невероятные усилия для того, чтобы компенсировать детям ограниченность культурных впечатлений, которые так остро

необходимы для воспитания и развития одарённости. Источником этих впечатлений становится личность самого учителя. Неординарность и увлечённость, использование всевозможных средств, начиная от личного обаяния и заканчивая дистанционными курсами и виртуальными музеями, позволяют учителю минимизировать культурный дефицит среды, дать шанс для развития и проявления будущего таланта.

Программа реализует базовый принцип теории множественности интеллекта Говарда Гарднера1: образование должно быть чутким к индивидуальным познавательным различиям и стремиться к созданию разнообразных познавательных возможностей, максимально отвечающих индивидуальному интеллектуальному потенциалу. Гарднер определяет интеллект как способность человека решать проблемы или создавать продукты, ценные в рамках данной или нескольких культур, а также находить и ставить новые проблемы как фундамент для приобретения новых знаний. Типы интеллекта (способностей): языковой — искусное владение речью и языком, любовь к словам и стремление их исследовать; логико-математический — рассмотрение и оценка предметов и понятий в их взаимоотношениях и взаимосвязях; музыкальный — способность не только сочинять и исполнять произведения в разной тональности, ритме и тембре, но также и воспринимать их; пространственный — способность точно воспринимать зрительные объекты, трансформировать их, модифицировать зрительные образы и перестраивать их на уровне представлений; кинестетический — совершенное владение телом и искусное манипулирование предметами; интраперсональ-ный — тонкое распознавание собственных чувств и состояний; интерперсональный — умелое распознавание чувств, душевных состояний других людей, а также использование этой информации для управлением поведением; интеллект естествоиспытателя — распознавание и классификация природных объектов.

Программа предпо-

лагает определение

и учёт в проектно-исследовательской деятельности типов интеллекта не толь-

http://pedagogland.ru/theory.html.

Савенков А.И. Исследовательское обу-проектирование в современном образовании // http://www.researcher.ru

ко детей, но и педагогов, поскольку максимальное соответствие имеющихся способностей интересам и видам деятельности человека повышает мотивацию, активность и инициативу, стимулирует к успехам и достижениям, обеспечивает наиболее полную творческую самореализацию (анкета для диагностики типов интеллекта представлена в Приложении 1).

Программа по педагогическому сопровождению одарённых детей «Мы открываем тайну» содержит технологию «пяти шагов», которые могут осуществляться в любой школе с целью воспитания и педагогического сопровождения одарённых детей.

Пять шагов к «Тайне»

Шаг 1. «Каждый учитель талантлив по-своему». Учителю предлагается самостоятельно определить сферу своих возможностей и интересов и предложить ученикам участие в том или ином проекте: творческом, прикладном, исследовательском — в соответствии со своими особенностями и типом одарённости; разработать «визитную карточку проекта/исследования». Также учителю предлагается пройти внутрифирменное обучение — семинар по освоению и использованию стратегии педагогического сопровождения и теории множественного интеллекта. В результате успешного прохождения семинара учитель: понимает сущность стратегии педагогического сопровождения как помощь ученику в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора; может реализовывать основные функции сопровождения, включая: диагностическую, информационную, консультационную, первичную помощь на этапе реализации плана решения; готов разрабатывать и реализовывать различные виды проектной и исследовательской деятельности с учётом теории множественного интеллекта.

Проектирование и исследование — принципиально разные виды деятельности по направленности, смыслу, содержанию. Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определённых контролируемых рамках2. «Исследовательское обучение» — особый подход к обучению, построенный на основе естест-

венного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Проект Исследование

Предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, его модели или прототипа Процесс поиска неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека

Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии чётко определённых алгоритмизированных шагов Исследовательская деятельность более свободна, она практически не регламентируется какими-либо внешними установками

Проектирование в наиболее упрощённом виде можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния) Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний

Разработка проекта — дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины Исследование — всегда творчество, в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины

В основу метода проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практической или теоретически значимой для него проблемы Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения

Благодаря интерактивному взаимодействию на обучающем семинаре, педагоги конкретизируют образовательную, воспитательную и развивающую функции проектно-исследова-тельской деятельности школьников.

Образовательный и воспитательный потенциал проекта/исследования

Проект/исследование образовывает: — создаёт у учащихся образ цельного знания; — повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний; — способствует изучению важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации)

Проект/исследование воспитывает: — значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, готовность к диалогу); — чувство ответственности, самодисциплины; — способность к самоорганизации; — желание делать свою работу качественно

Проект/исследование развивает: — исследовательские и творческие способности личности; — способность к самоопределению и целеполаганию; — умение самостоятельно конструировать свои знания; — коммуникативные умения и навыки; — способность ориентироваться в информационном пространстве; — умение работать с различными типами текстов; — умение планировать свою работу и время; — навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы

Шаг 2. «Пятая колонна или творческий потенциал родителей». Большинство родителей обладают талантами и способностями, проявлению которых часто препятствует высокая занятость и отсутствие ситуативных возможностей. Совместная проектная деятельность с активным участием родителей может стать мощным стимулом в воспитании детей, действенной помощью в развитии детской одарённости. Родителям предлагается принять участие в серии родительских собраний под девизом «Хотите ли вы, не хотите ли, но дело, товарищи, в том, что, прежде всего вы — родители, а всё остальное — потом». Тематика собраний определяется логикой реализации проектов: совместное планирование, первые результаты, публичная защита и представление проектов.

Свою роль в проектной деятельности родители видят, в основном, как оказание помощи в поиске нужной информации. Они готовы поддержать мотивацию к выполнению работы и содействовать развитию самостоятельности ребёнка. Размышляя над тем, что лежит в основе проектно-ис-следовательской работы, родители отмечают как наиболее важные позиции — развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Большинство родителей, рассуждая о ключевом условии для успешного осуществления проектно-исследовательской работы, как и дети, называют желание ребёнка заниматься этой деятельностью. Осмысляя полезность и важность этой деятельности для развития ребёнка, родители называют расширение кругозора, а также развитие разносторонних способностей. В меньшей степени родители и сами дети отмечают возможность влияния проектно-исследовательской работы на формирование устойчивой позитивной самооценки.

Очевидно, что нет более заинтересованных людей в раскрытии детской одарённости, чем родители. Чтобы они стали ещё и единомышленниками педагогов, необходимо:

— изучить родительский запрос в отношении исследовательской деятельности; при этом важно раскрыть родителям связь

проектно-исследовательской деятельности с развитием способностей и реализацией одарённости их ребёнка, со значением накопления опыта успеха для будущих карьерных ориентаций, с появлением новых возможностей для дальнейшего профессионального образования через пробу своих сил в различных конкурсах и олимпиадах;

— создать условия для оптимизации детс-ко-родительских отношений и повышения родительской компетентности. Поскольку у любого родителя существуют те или иные трудности в воспитании ребёнка, во взаимодействии с ним, родители исключительно заинтересованы в том, чтобы понять, что с этим сделать. Если педагоги корректно и искренне, конкретными рекомендациями облегчают жизнь родителей, соотносят усилия родителей с достоинствами и достижениями ребёнка (подчёркивая тем самым родительскую компетентность), то родители воспринимают школу и педагогов как полезных и нужных помощников, становятся более восприимчивы, отзывчивы и конструктивны. Это стимулирует качественные перемены в восприятии своего ребёнка, повышает ценность общения и каждодневного взаимодействия с ним, позволяет родителям получать удовольствие от успешного выполнения своей родительской роли и того, что общество (школа, педагоги и другие родители) это признают;

— содействовать развитию конструктивного сотрудничества между семьёй и школой. Значимость родительского участия в проектной деятельности детей велика. Во-первых, в силу возрастных особенностей учащиеся далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проектов, многие испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах. Во-вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения. В-третьих, существует разновидность семейных проектов, обладающих огромным развивающим потенциалом, и для их осуществления участие родителей просто необходимо. Проектная исследовательская работа гимназистов является важ-

ной составляющей семейного воспитания, в котором старшее поколение передаёт свои знания, накопленный опыт младшему поколению, которое становится продолжателем семейных традиций.

Мотивационная поддержка может потребоваться учащемуся на различных этапах проектно-исследовательской деятельности. Она заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту или исследованию, развитии у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Родитель может подбодрить своего ребёнка, показать собственную заинтересованность как темой, так и сотрудничеством в совместной деятельности.

Информационная поддержка актуальна на этапе сбора необходимых материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребёнка, может порекомендовать определённые источники или выразить сомнение относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.

Организационная поддержка — одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Например, сопровождение детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации (внешняя сторона выполнения проектно-исследователь-ской работы) или помощь ребёнку в распределении времени и дозировании нагрузки (внутренняя сторона).

Техническая поддержка может потребоваться во время сбора информации, её обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото-и видеосъёмок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов, праздников.

Также ребёнку требуется поддержка в самооценке. Она важна не только в конце деятельности, но и в процессе её (чтобы ребёнок мог своевременно скорректировать свои действия). Родители могут спросить у ребёнка, что получается не так, как хотелось бы; почему; как можно это испра-

вить; что для него самое трудное, интересное в выполнении конкретного проекта или исследования? В конце работы нужно непременно отметить достижения ребёнка, вместе обсудить её достоинства и потенциал к совершенствованию.

Шаг 3. «Не для детей, а вместе с ними».

В школе под руководством учителей и при участии родителей реализуются различные проекты. Характер проекта, с одной стороны, зависит от возможностей и талантов ребёнка, с другой стороны — от возрастной ступени обучения: начальная школа — коллективные проекты, направленные на развитие навыков коллективной работы, формирование универсальных учебных действий (Приложение 4); средняя школа — групповые проекты, ориентированные на командное взаимодействие, развитие социальной активности, обретение опыта волонтерской деятельности; старшая школа — индивидуальные проекты и исследовательские работы, которые представляют собой начальную ступень профессионального выбора, способствуют самоопределению, осмыслению особенностей индивидуального образовательного маршрута.

При этом в основу совместной деятельности учителя и ученика заложены основные принципы сопровождения: ответственность за принятие решения лежит на ученике, сопровождающий учитель обладает только совещательными правами; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; комплексный подход.

Шаг 4. «Звёздные дневники, или Что написано пером, не вырубишь топором».

В школе разработаны и приняты локальные нормативные акты, регламентирующие проектно-исследовательскую деятельность: «Положение об учителе-кураторе», «Положение о проектной деятельности учащихся», «Положение об ученической научно-исследовательской работе» и др. Кроме того, разработан и используется специальный методический инструментарий сопровождения. Для учителя — «Памятка куратору космических путешествий»: методическая папка, в которой собраны необходимые рекомендации по организации проектной

и исследовательской деятельности школьников; раскрыты основные принципы метода проектов и исследований (Приложение 2); определена роль учителя в проектно-ис-следовательской деятельности. Для ученика — «Дневник космического путешественника», «Карта достижений». Для родителя — «Памятка члену экипажа».

Шаг 5. «Отроки во Вселенной». Задачей этого шага является организация разноуровневой образовательной среды, мотивирующей к развитию различных способностей, талантов, одарённости школьников. Содержательное наполнение данной среды включает:

• микроуровень — индивидуальные образовательные маршруты; разработку и реализацию программ непрерывного развития культуры чтения на всех этапах обучения с учётом возрастных особенностей, рекомендации по кругу чтения;

• мезоуровень — организацию в школе соответствующих «зон активности», ориентированных на различные типы одарённости; создание «музыкального коридора», «поэтического уголка», «стены эскизов», «спортивного этажа», «лаборатории экспериментов», «трибуны для дебатов», «галереи образовательных путешествий» и пр.; проведение школьных конференций, фестивалей, смотров;

• макроуровень — активное использование возможностей дистанционных олимпиад; создание и размещение учебных материалов в сети с использованием системы дистанционного обучения Moodle; виртуальных ресурсов величайших музеев мира.

Мониторинг результативности технологии педагогического сопровождения одарённых детей через проектную и исследовательскую деятельность осуществляется по двум характеристикам — про-

цессу и результату, имеющим качественные и количественные показатели. Процесс — качественные показатели: проектная деятельность вызывает позитивные эмоции у всех участников образовательного процесса; наблюдается активность со стороны педагогов, родителей, школьников; происходит естественное включение проектной деятельности в организацию учебной и внеклассной деятельности. Количественные показатели: не менее 70% педагогов активно включены в проектную деятельность; не менее 85% школьников доводят свои проекты до логического завершения; не менее 40% родителей проявляют деятельную заинтересованность в подготовке и реализации проектов.

Результат — качественные показатели: содержание проектов отражает актуальные проблемы современной жизни; уровень подготовки и представления проектов позволяет отслеживать формирование универсальных учебных действий школьников; организация проектной деятельности способствует повышению профессиональной квалификации педагогов и позволяет набирать более высокие баллы при аттестации; родители активно поддерживают положительный имидж школы в районе и городе. Количественные показатели: наблюдается положительная динамика в количестве учеников — победителей олимпиад, творческих смотров и конкурсов разного уровня; увеличивается число учителей, повышающих свою категорию при аттестации за счёт таких критериев как: владение современными образовательными технологиями; вклад в повышение качества образования; распространение собственного опыта; результаты освоения учащимися программ и показатели их достижений; награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности; увеличивается число родителей, занимающих активную позицию во взаимодействии со школой для создания оптимальных условий развития одарённости своих детей.

Сформированные универсальные учебные действия школьников в результате успешной реализации программы

Что? Виды УУД Блоки действий Формирование ключевых компетенций (Где развиваются? Зачем?)

1. Изучение теоретического материала

Выбор темы исследования (проекта) Личностные УД Коммуникативные УД Личностное самоопределение на основе возможностей и интересов в соответствии со своими особенностями и типом одарённости

Планирование учебного сотрудничества с учителем и родителями, сверстниками; определение способов взаимодействия. Выполнение заданий по сбору информации по теме исследования Коммуникативные УД Используется на всех предметах, во внеклассной работе после выбора темы исследования (проекта)

Творческое и смысловое чтение литературы с последующим критическим анализом текста Познавательные УУД (общеучебные УД; логические УД) Самостоятельно, анализ под руководством учителя-куратора

Участие в дискуссиях по осмыслению отличий научного, публицистического, художественного текстов. Умение отличать научный текст и информацию от научно- популярного текста и информации Познавательные УД (общеучебные УД; логические УД) Применяется на уроках литературы, во внеклассной работе, в ходе практических занятий по конспектированию научных статей. Дети учатся правильно пользоваться своими конспектами

Участие в работе практикумов по иллюстрированию научных текстов; моделированию или преобразованию модели Познавательные УУД (знаково-символичес-кие УД) Применяется на уроках информатики; дети учатся иллюстрировать, использовать значки, символы запасов Windows и Интернета

Определение основной и второстепенной информации Познавательные УУД (общеучебные УД логические УД) Самостоятельно, анализ под руководством учителя куратора. Используется на всех предметах, во внеклассной работе

2. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования

Умение видеть проблему Познавательные УУД (общеучебные УД) Развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности, на уроках и во внеурочное время

Умение формулировать проблему Познавательные УУД (общеучебные УД) Коммуникативные УД Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, анализ под руководством учителя-куратора

Умение самостоятельно формулировать цель исследования на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено в процессе изучения теоретического материала Регулятивные УД Познавательные УУД (логические УД) Самостоятельно, анализ под руководством учителя-куратора. Используется на всех предметах, во внеклассной работе

Умение формулировать и уточнять задачи исследования Регулятивные УД Познавательные УУД (логические УД) Дети учатся правильно формулировать цели и задачи, отличать цели от задач в ходе практикумов по разработке целей и задач исследования

3. Формулировка гипотезы

Умение выдвигать гипотезы и их обосновывать Познавательные УУД (логические УД) В ходе практикумов по разработке, оценке и защите гипотез. Для развития научного воображения

4. Освоение методики исследования

Умение обеспечить организацию учебной деятельности в ходе выполнения исследовательской работы Регулятивные УД Познавательные УД (общеучебные УД) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Умение дискутировать; отстаивать свою точку зрения по изучаемым проблемам Личностные УД В процессе выполнения исследования дети учатся умению дискутировать, отстаивать свою точку зрения; внимательно слушать оппонентов, не переходить на личности во время спора, находить в дискуссии наиболее ценные выводы

Выбор наиболее эффективных способов и методов исследования — формирование навыков научного наблюдения; — навыков научного опроса; — навыков тестирования, — шкалирования; — навыков по составлению схем, таблиц после проведения эксперимента Познавательные УД (общеучебные УД) Коммуникативные УД В ходе практикумов по научному наблюдению даются общие задания с последующим отчётом на следующем семинаре-практикуме; дети учатся проводить анкетирование, беседу, интервью; в ходе работы практикумов на уроках учатся создавать тесты. В ходе коллективной исследовательской игры учатся выбирать наиболее эффективные способы и методы для своего исследования

Инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления: — видеть проблемы; — выдвигать гипотезы; — задавать вопросы; — давать определения понятиям; — классифицировать; — наблюдать; — проводить эксперименты Познавательные УД (общеучебные УД) Регулятивные УД Коммуникативные УД Личностные УД На уроках и семинарах, самостоятельно и в ходе практикумов по научному эксперименту дети учатся задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям

5. Сбор собственного экспериментального материала и его обработка

Навыки планирования и проведения эксперимента; определение основной и второстепенной информации Познавательные УД (общеучебные УД) Коммуникативные УД На уроках и семинарах, самостоятельно и в ходе практикумов по научному эксперименту школьники выполняют упражнения по отработке навыков планирования и проведения микроэкспериментов

6. Обобщение, интерпретации, выводы

Инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления: — высказывать суждения; — делать выводы и умозаключения Познавательные УД (логические УД) Учатся составлять обоснованный план выступления на уроке, семинаре, любом публичном отчёте

7. Представление исследовательской работы

Умение высказывать суждение; делать выводы и умозаключения Познавательные УД (общеучебные УД) (логические УД) Коммуникативные УД В ходе практикумов по оформлению результатов исследования учатся оформлять работу, делать сноски, писать заключения

Актуальность инновационной программы по педагогическому сопровождению одарённых детей «Мы открываем тайну», её функциональное технологическое решение, востребованность имеющегося педагогического опыта3 позволяет использовать программу как педагогическую технологию в любом образовательном учреждении.

3 Служба практической психологии в системе образования: психологическая компетентность специалистов (состояние, факторы, условия формирования): Сб. матер. XIX Междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. Шингаева С.М. — СПб.: СПб АППО, 2015. — 492 с.

Приложение 1

Анкета по типам интеллекта Говарда Гарднера

Отметьте номера утверждений, которые Вам соответствуют:

1. Я умело работаю с предметами.

2. У меня хорошее чувство направления.

3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.

4. Я могу легко запоминать слова песен.

5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.

6. Я всегда делаю всё поэтапно.

7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.

8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.

9. Я хорошо учусь, слушая других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.

11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.

12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.

13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.

14. Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.

15. Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.

16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.

17. В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.

18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал.

19. У меня богатый словарный запас.

20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.

21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.

22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.

23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.

24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.

25. Меня легко вывести из себя.

26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.

27. Я люблю сочинять музыку.

28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.

// http://www.psimaster.ru/articles/anketa-po-^ратнг^еНе^а

Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты, подсчитав сумму по каждому типу:

Языковой (лингвистический) — 5, 9, 19, 20.

Логико-математический — 6, 11, 22, 28.

Пространственный — 2, 12, 18, 24.

Музыкальный — 4, 10, 17, 27.

Межличностный — 3, 8, 13, 23.

Внутриличностный — 7, 15, 16, 26.

Кинестетический — 1, 14, 21, 25.

Описание типов

Языковой (лингвистический) тип. Любят писать, читать и слушать. Нравится рассказывать истории. Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию. Имеют правильное произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в «слова». Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: доклады, сообщения, устные ответы, ролевые игры и др.

Логико-математический тип. Быстро решают арифметические задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы. Предпочитают играть в шахматы, «стратегические» игры. Быстро распознают причины и следствия. Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: построение логических цепочек, графиков, различного рода эксперименты, «Карты памяти» и др.

Пространственный тип. Мыслит образами и «картинками». Обожает рисовать, красить,

лепить. Хорошо воспринимает карты и диаграммы. Любит наблюдать всё в движении, а также рассматривать слайды и фотографии. Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: рисование схем, карт, составление таблиц, раскраски, «дорисовки» и др.

Музыкальный тип. Чувствительны к разнообразию звуков в окружающем мире. Любят играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мелодии. Любят что-нибудь делать под музыкальное сопровождение. Имеют хорошее чувство ритма. Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: пение, музыкальное сопровождение, аранжировки, ритмика, двигательные упражнения и др.

Межличностный тип. Любят быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются, будучи вовлечены в общение с другими. Являются посредниками во время дискуссий и споров. Как

правило, хорошо понимают чувства других людей. Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: ролевые игры, дебаты, дискуссии, работа в малых группах, работа в роли проверяющего, интервьюирование, участие в театральных постановках и др.

Внутриличностный тип. Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают уединение, занимаясь любимыми делами или работой. Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: самостоятельная работа по инструкции, требующая время на обдумывание, выдвижение творческих идей и др.

Кинестетический тип. Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь и манипулируя предметами. Высокая двигательная активность. Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним. Развитая ручная умелость. Рекомендуемые виды деятельности, упражнения: ролевые игры, двигательные упражнения, спорт, лепка, танцы и др.

Приложение 2

Памятка куратору проектно-исследовательской деятельности

Уважаемые коллеги!

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования; активность учащегося (знание не передаётся в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности). Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Применить для решения определённые знания и умения, в том числе и новые, которые ещё предстоит приобрести,

и получить в итоге реальный ощутимый результат. В работе с детьми, безусловно, полезны проектные и исследовательские методы обучения, а следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. Вы многое знаете и умеете сами, а эта памятка подскажет шаги, которые нужно сделать, чтобы решить новые методические и профессиональные задачи, возникающие в процессе работы над проектом или исследованием; поможет осмыслить технологию организации проектно-исследовательской деятельности. Уверены, что вы сможете её усовершенствовать, доработать, применить с пользой для дела.

№ Что надо сделать? Зачем?

1 Предложите темы проектов/исследований с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой). Укажите возраст школьников, на который рассчитано данное задание Чтобы учесть особенности детей, которые могут его выполнять

2 Сформулируйте цель и задачи проекта/исследования. Укажите проблему, сформулируйте учебный материал по предмету и межпредметные связи, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта/исследования Чтобы определить практическую/теоретическую значимость проекта/исследования

3 Определите, какие развивающие цели вы ставите Чтобы определить, как проект/исследование работает на интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся

4 Продумайте этапы работы над проектом/исследованием. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта/исследования Чтобы решить, как данный проект/исследование вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность

5 Представьте себе образ будущего продукта проекта (вариант оформления исследования) Чтобы решить, как могут быть оформлены результаты проекта (как может быть представлено исследование)

6 Продумайте, как данный проект/исследование может влиять на адаптацию и (или) профессиональное самоопределение ребёнка, на положительную мотивацию к труду в избранной сфере (для старшеклассников). Продумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта/исследования Чтобы учесть воспитательный потенциал проекта/исследования

Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний: учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; старайтесь обучать ребёнка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию. Не забывайте об образовательном и воспитательном потенциале проектно-исследовательской деятельности.

Преимущества персональных проектов/ исследований

План работы над проектом/исследованием может быть выстроен и отслежен с максимальной чёткостью; полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта/исследования зависит только от одного человека; приобретается опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта/исследования — от зарождения идеи до итоговой рефлексии.

Преимущества групповых проектов/ исследований

У участников проектной/исследовательской группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания; проект/исследование может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; каждый этап работы над проектом/ исследованием, как правило, имеет своего

ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включён в определённый этап работы; в рамках проектной/исследовательской группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество.

Этапы работы над проектом/ исследованием

1. Организационно-подготовительный или вводный (погружение).

Выбор темы и её конкретизация ^ Определение цели, формулирование задач ^ Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей (для групповых проектов или исследований) ^ Выдача письменных рекомендаций участникам групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.) ^ Утверждение тематики проекта/исследования и индивидуальных планов участников группы (для групповых проектов или исследований) ^ Установление процедур и критериев оценки проекта/ исследования и формы его представления.

2. Поисково-исследовательский этап.

Определение источников информации ^ Планирование способов сбора и анализа

информации ^ Подготовка к исследованию и его планированию ^ Проведение исследования ^ Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций ^ Организационно-консультативные занятия ^ Промежуточные отчёты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта/исследования ^ Трансляционно-оформительский этап ^ Предзащита проекта/исследования ^ Доработка проекта/исследования с учётом замечаний и предложений ^ Подготовка к публичной защите проекта/исследования: определение даты и места; определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъёмка и проч.) ^ Стендовая информация о проекте/исследовании.

3. Заключительный этап (итоговый).

Публичная защита проекта/исследования ^ Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Требования к структуре и к оформлению проекта/исследования

• Оформление работы в бумажном виде (обязательно для всех видов работ).

• Введение.

• Актуальность, практическая значимость, цель и задачи работы, обзор литературы и источников по данной проблеме.

• Основная часть.

• Описание этапов работы над проектом/ исследованием, собственно поэтапное исследование.

• Заключение.

• Анализ полученных результатов и выводы.

• Продукты проектной деятельности.

• Информационные источники работы над проектом/исследованием.

• Список используемой литературы и источников (по алфавиту).

Для практико-ориентированных проектов продукт работы может быть представлен в любом виде (газета, альбом, сайт, модель, спектакль и т.п.).

Формы продуктов проектной деятельности: Web-сайт, аннотация к произведению, анализ данных социального опроса, атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнес-план, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, письмо в...., праздник, прогноз, публикация, путеводитель, система школьного самоуправления, сказка, справочник, статья, сценарий, учебное пособие, экскурсия.

Виды презентаций проектов: деловая игра, игра с залом, спортивная игра, ролевая игра, инсценировка (реконструкция) события, научная конференция, пресс-конференция, маршрут путешествия, реклама, спектакль, экскурсия, постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет.

Циклограмма работы над проектом/исследованием

Определение предмета, темы, руководителя проекта Май — сентябрь

Определение целей и задач проекта Октябрь

Выполнение работы Ноябрь — декабрь

Предзащита работы с целью выявления уровня понимания и владения материалом (проводится на заседании МО, в классе, на заседании кружка), подготовка презентации проекта/исследования, доработка и корректировка проекта/исследования Январь — февраль

Защита проекта/исследования Март — апрель

Критерии оценки проектных/исследовательских работ и их презентаций4

№ Критерии оценки работ Баллы

1 Актуальность темы 0-5

2 Способность к проблематизации 0-10

3 Способность к целеполаганию (формулировке цели исследования) 0-10

4 Способность создать план решения проблемы (реализации проекта) 0-10

5 Методологическая грамотность (уровень владения концептуальными и теоретическими основами исследовательской деятельности) 0-10

6 Полнота раскрытия темы в соответствии с планом, законченность разработки 0-10

7 Сформированность авторской позиции 0-10

8 Творчество и самостоятельность автора (авторского коллектива), наличие аргументированной точки зрения автора 0-10

9 Соответствие содержания сформулированной теме, цели и задачам 0-10

10 Литературный язык работы. Соответствие выводов полученным результатам. Практическая направленность и значимость 0-10

11 Критерий качества анализа полученных результатов (точность сформулированных выводов, вычленение учащимся элемента новизны, связи работы с практикой (практическая значимость), синтез отдельных результатов в целостное решение проблемы) 0-10

12 Критерий качества собственного научного текста учащегося (основные результаты исследования, грамотное цитирование, библиография, соответствующая требованиям современного ГОСТа) 0-10

13 Оригинальность решения проблемы 0-10

14 Артистизм и выразительность выступления 0-10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Раскрытие содержания проекта на презентации 0-10

16 Использование средств наглядности, технических средств 0-10

17 Ответы на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность, умение использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы) 0-10

Описание эталона работы с учётом возрастных особенностей учащихся

Стратегической целью проектно-исследо-вательской деятельности как технологии обучения является освоение учащимися целого ряда специфических проектно-иссле-довательских умений, общеучебных навыков и предметных знаний, формирование у них универсальных компетентностей. Эта цель находит своё отражение в критериях оценивания проектов/исследовательских работ учащихся. С помощью критериев можно описать и эталон работы, учитывая при этом возрастные возможности детей.

Эталонная работа ученика 5-6 классов — это работа, в которой цель определена, ясно сформулирована, чётко обоснована;

развёрнутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели; тема раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы; работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников; работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта; чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами; на защите внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление соответствует регламенту времени,

4 Даётся по матер.: Ляшко Л.Ю., Сорокин Ю.А., Федоровская Е.О. Интеллектуально-творческий потенциал России // Исследовательская работа школьников. — 2010. — № 4. — С. 23-40.

автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории; проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

Эталонная работа ученика 7-8 классов — это работа, в которой цель определена, ясно сформулирована, чётко обоснована; развёрнутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели; тема раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы; работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников; представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы; работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта; чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами; на защите внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление соответствует регламенту времени, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории; проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

Эталонная работа ученика 9-10 классов — это работа, в которой цель определена, ясно сформулирована, чётко обоснована; развёрнутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели; тема раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы; работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников; способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цель достигнута; представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы; работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта; чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными

правилами; на защите внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление соответствует регламенту времени, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории; проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

Роль учителя в проектно-исследовательской деятельности

Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается ещё и вызовом самому себе. В определённом смысле учитель перестаёт быть только «чистым предметником» — он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всём его единстве, красоте, многообразии.

Роли, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом/исследованием:

— Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и ориентируя их в направлении достижения цели.

— Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

— Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

— Руководитель, который может чётко спланировать и реализовать проект/исследование.

— Человек, который задаёт вопросы, организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путём косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

— Координатор, который поддерживает процесс решения проблем.

— Эксперт, который даёт чёткий анализ результатов как выполненного проекта/исследования в целом, так и отдельных его этапов.

Помните, что руководитель работы начинает свой поиск раньше или одновременно с учащимся, выполняющим исследовательскую работу.

Правила организации учебного исследования/проектирования

Поощряйте самостоятельность, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определёнными базовыми навыками и знаниями. Не спешите с вынесением оценочных суждений. Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Подходите ко всему творчески. Помните о главном «педагогическом» результате — не делайте за ребёнка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно. Очень важно видеть, из каких универсальных учебных действий состоят познавательные стратегии и такая крупная единица деятельности, как исследование.

Виды универсальных учебных действий:

— Коммуникативные (сотрудничество с учителем, партнёром).

— Регулятивные (планирование, оценка результатов).

— Познавательные (общеучебные, проведение опытов, наблюдений, работа с приборами, оформление и обработка результатов).

— Личностные (нравится, испытал трудности).

Принципиальные отличия учебного исследования от научного:

— Учебное исследование базируется на любознательности, оно не предполагает достижение нового научного знания и решение какой-либо практической задачи.

— Учебное исследование позволяет учащемуся обрести личное новое знание, которое является важным для построения когнитивной личности.

— Учебное исследование — это образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.

Рецензия на исследовательскую работу

Ученика (цы)__класса,

По замыслу тема работы (указывается актуальность, оригинальность, практическая значимость, перспективность данной работы).

Проверка в программе «Антиплагиат» показала, что_

Целью работы являлось_____, задачами___(указывается цель и задачи исследования, оценивается корректность формулировок).

Автор в работе представляет анализ различных источников литературы, рассматривающих данную тему, таких как (уровень обзора литературы: объём, логичность, стиль изложения, соответствие возрасту).

В данной работе используются следующие приёмы и методы исследования: (указывается адекватность использования методов, как описаны).

В результате проведения эксперимента в исследовательской части работы (представлены результаты: первичные, обобщённые), сделаны следующие выводы: _______, которые (указывается со-

ответствие правилам оформления таблиц, графиков, схем, корректность формулировок, соответствие задачам).

Таким образом, автор_ (указывается раскрытие темы исследования, при этом обращается внимание на сильные и слабые стороны работы).

Указываются перспективы развития данной темы исследования.

Данная работа заслуживает оценки.

Учитель:

Приложение 3

Анкета для учителей «Взаимодействие учителей и учащихся школы в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся»

Цель: изучить степень взаимодействия учащихся и педагогов школы в процессе проек-тно-исследовательской деятельности.

Задачи:

• Оценить степень заинтересованности педагогов в проектно-исследовательской деятельности.

• Изучить мнение педагогов о влиянии проектной деятельности на формирование познавательного интереса учащихся.

• Изучить мнение педагогов о влиянии проектной деятельности на развитие интеллектуальных способностей учащихся и формирование творческого потенциала.

• Изучить значение (влияние)проектной деятельности для раскрытия личностного потенциала педагогов (возможностей и интересов).

1. В каких классах Вы работаете?

2. На Ваш взгляд, для успешного выполнения проектно-исследовательской работы необходимо участие (выберите один вариант):

— учеников и учителя;

— учеников и учителя, родителей;

— учеников и родителей;

— затрудняюсь ответить.

3. Какие типы проектов Вам ближе всего? (выберите не более 3 вариантов):

— исследовательские;

— творческие;

— ролевые, игровые;

— ознакомительно-ориентировочные (информационные);

— практико-ориентированные (прикладные).

4. Использование проектно-исследователь-ского метода в Вашей педагогической практике — это (выберите любое количество вариантов):

— необходимое условие работы в гимназии;

— возможность эффективно организовать учебный процесс;

— возможность раскрыть разносторонний потенциал своих учеников;

— возможность проявить свои личные способности и реализовать свой творческий потенциал;

— возможность наладить партнёрские отношения с учащимися;

— другое.

5. На Ваш взгляд, каковы умения и навыки Вашего исследовательского поведения? Выберите любое количество вариантов:

— умение видеть проблемы;

— умение ставить вопросы;

— умение выдвигать гипотезы;

— умение давать определение понятиям;

— умение классифицировать;

— умение наблюдать;

— умения и навыки проведения экспериментов;

— умения делать выводы и умозаключения;

— умение структурировать материал;

— умения объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

— другое.

6. Что необходимо, по Вашему мнению, знать и уметь учителю-куратору для организации эффективной проектно-исследо-вательской деятельности? Выберите любое количество вариантов:

— владение в совершенстве своим предметом;

— знание методики преподавания предмета;

— знание возрастных особенностей учащихся;

— навыки конструктивного взаимодействия с учащимися;

— знание основ проектной и исследовательской деятельности;

— умения и навыки проведения научного эксперимента.

7. Для успешного завершения проектно-ис-следовательской работы необходимы (выберите любое количество вариантов):

— личная заинтересованность учителя-куратора;

— правильное определение вида проектно-исследовательской работы (реферат, проект, учебно-исследовательская работа);

— правильный выбор темы проектно-ис-следовательской работы;

— заинтересованный учащийся;

— помощь родителей;

— другое условие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Участие учащихся в проектно-исследова-тельской деятельности, по Вашему мнению, способствует (выберите любое количество вариантов):

— расширению их кругозора;

— получению углублённых знаний по учебному предмету;

— формированию особого интереса к отдельным областям знаний;

— развитию разносторонних потребностей учащихся;

— созданию условий для выбора будущей профессии;

— повышению их самооценки;

— затрудняюсь ответить.

9. Вы видите свою роль в выполнении про-ектно-исследовательской деятельности (выберите не более 3 вариантов):

— в заинтересованном (осознанном) выборе учащимся темы;

— в помощи в определении цели и задач исследования (проекта);

— в содействии поиску необходимой информации;

— в предоставлении учащемуся алгоритма поисковых действий;

— в помощи при анализе и систематизации необходимого материала по теме;

— в содействии выбора форм представления результатов;

— другое.

10. Что изменилось в ваших взаимоотношениях с учащимся в ходе выполнения про-ектно-исследовательской работы? Выберите не более 3 вариантов:

— лучше стали понимать друг друга;

— наладились деловые отношения;

— изменился интерес к учебному предмету, который Вы ведёте;

— ничего не изменилось;

— затрудняюсь ответить.

11. Какие свои способности Вы лучше узнали, благодаря кураторству проектно-исследовательских работ (выберите не более 3 вариантов):

— интеллектуальные;

— творческие;

— лидерские;

— затрудняюсь ответить.

12. Ваше участие в проектно-исследова-тельской деятельности повлияло на изменение отношений между (выберите не более 3 вариантов):

— вами и учащимися;

— вами и коллегами;

— вами и родителями;

— вами и администрацией;

— ничего не изменилось.

13. Оцените степень Вашей удовлетворённости от проектно-исследовательской деятельности (выберите 1 вариант):

— совершенно удовлетворён;

— удовлетворён;

— вполне удовлетворён;

— не вполне удовлетворён;

— не удовлетворён.

Проектная задача «Альманах»

Приложение 4

Название проектной задачи Альманах

Предмет Литературное чтение, ИЗО

Класс 2-4

Тип задачи Межпредметная, разновозрастная

Цели и педагогические задачи Создание условий для: 1) формирования умения учащимися пользоваться имеющимися знаниями о разнообразии жанров и тем художественных произведений и произведений устного народного творчества; 2) развития навыков сотрудничества в малых разновозрастных группах при решении общей задачи

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача 1. Владение понятиями «устное народное творчество», «малые жанры устного народного творчества», научно-познавательная статья, стихотворение, рассказ, загадка. 2. Умение прочитать, понять тему произведения, его главную мысль и передать это через иллюстрацию. 3. Умение удерживать и решать поставленную задачу.

Общеучебные умения 1. Работа в малой группе, организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль. 2. Работа с разными видами текстов, умение отделять существенную информацию от несущественной.

Планируемый педагогический результат Демонстрация учащимися: 1) усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях; 2) умения, работая в малой разновозрастной группе, создавать конечный «продукт» — иллюстрированный альманах, в котором помещены произведения, объединённые общей темой или жанром.

Способ и формат оценивания результатов работы Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа

Оборудование и материалы Набор текстовых заданий, листы формата А4, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, цветная бумага

Замысел проектной задачи

Учащимся предлагается принять участие в разработке и выпуске литературно-художественного альманаха. Создавая его, дети самостоятельно определяют название альманаха, его тему, рубрики, которые наполняют соответствующими произведениями, выбирая из предложенных текстов, выполняют к ним иллюстрации.

У данной проектной задачи нет единственного варианта решения. Каждая группа создаёт свой «продукт», и во всех группах он разный.

Формирование групп: классные руководители распределяют на группы учащихся, так, чтобы в каждой из них были представители разных параллелей.

Результат, который должны получить учащиеся — иллюстрированный альманах. □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.