УДК 371.3
Ольга Олеговна Букрина Данил Дмитриевич Дедюхин Екатерина Игоревна Попова
г. Шадринск
Проектно-игровая деятельность как способ формирования финансовых умений и
навыков обучающихся
В статье анализируется эффективность проектно -игровой деятельности в условиях современного образования с целью выявления потенциала данной педагогической технологии к формированию знаний, умений и навыков финансовой грамотности. Целью исследования является продемонстрировать проектно -игровую деятельность, как более мотивационный и вариативныйспособформирования финансовых умений и навыков обучающихся. Проектно-игровая деятельность рассматривается на примере ее организации в Шадринском государственном педагогическом университете.
Ключевые слова: финансовая грамотность, проектно-игровая деятельность, экономика знаний, человеческий капитал, финансовое благосостояние
Olga Olegovna Bukrina Danil Dmitrievich Dedyukhin Ekaterina Igorevna Popova
Shadrinsk
Project and game activities as a way to develop financial skills of students
The article analyzes the effectiveness of project-based gaming activities in the conditions of modern education in order to identify the potential of this pedagogical technology for the formation of knowledge, skills and abilities of financial literacy. The purpose of the study is to demonstrate project-based gaming activities as a more motivational and variable way of developing financial skills in students. Project and game activities are considered using the example of its organization at Shadrinsk State Pedagogical University.
Keywords: financial literacy, project and game activities, knowledge economy, human capital, financial well-
being.
Актуальность данной темы заключается в том, что в современных экономических условиях роль финансовой грамотности имеет большое значение. Если посмотреть исследования аналитического центра НАФИ, то можно сказать, что индекс финансовой грамотности жителей России в 2022 году по шкале от 0 до 21 составил 12,79 п., 72% жителей имеют средний или высокий уровень финансовой грамотности, но лишь 24% россиян оценивают свои финансовые знания и навыки как хорошие или отличные. Из полученных данных видно, что повышение финансовой грамотности населения является первоочередной задачей государства.
Следует отметить, что в научной литературе отсутствует единая общепринятая трактовка понятия «финансовая грамотность», по нашему мнению, наиболее полным и лаконичным является определение следующих авторов: Т.В. Никитиной, В.С. Дембинскайте и М.П. Скалабан. «Финансовая грамотность - это результат финансового образования, выраженный в приобретении знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния» [5]. В своей статье мы будем опираться именно на это определение.
В Российской Федерации за последние годы всевозрастающее внимание уделяется повышению финансовой грамотности населения, и, как следствие, повышению качества жизни населения, рассматриваемого в качестве важнейшего фактора экономического развития страны и финансового потенциала домашних хозяйств.
Анализируя научные работы, посвященные повышению финансовой грамотности, нами было отмечено, что существенная доля программ повышения финансовой грамотности
фокусируется исключительно на формировании теоретических знаний финансовой грамотности у граждан, в которых не применяется практическая часть [3;4].
По нашему мнению, наиболее подходящим методом формирования финансовых знаний, умений и навыков является проектно-игровая деятельность. Под которой мы будем понимать в своей работе «особую учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, направленную на достижение определённой цели» [7].
Преимущества проектно-игрового метода в формировании финансовых знаний и умений заключаются[1;2]:
- в прямом вовлечении в разработку/участие проектно-игровой ситуации;
- игровая вовлеченность и конкурентная борьба обеспечивает стимулирование мотивации к обучению;
- опыт осуществления деятельности максимально приближен к реальным событиям;
- повышение навыков социального взаимодействия;
- обеспечивается гибкость образовательного процесса за счет высокой адаптивности проектно-игрового метода;
- развитие навыков креативного мышления у обучающихся.
Благодаря проектно-игровой деятельности можно получить наиболее приближенный к практике опыт осуществления финансовых решений, за счёт моделирования данного социально-экономического взаимодействия.
В Шадринском государственном педагогическом университете формированию финансовой грамотности посредством практических умений и навыков уделяется больше внимание.
Так, с целью формирования финансовой и предпринимательской грамотности студентами, совместно с преподавателями, был разработан проект «Городская школа будущего предпринимателя «Ргобизнес», которое предполагает проведение научно-популярных мероприятия, мастер-классов, защиты проектов по финансовой грамотности для школьников 9-11 классов и студентов СПО города Шадринска. На мастер-классах учащимся предлагается попробовать себя в роли управленца, дается возможность поработать над решением реальных бизнес-задач, попробовать написать бизнес-план, который впоследствии можно использовать для создания собственного бизнеса и т.д. Проект «Городская школа будущего предпринимателя «Ргобизнес» призван сформировать основы финансовой и предпринимательской грамотности обучающихся: умения обращаться с деньгами, а также развивать предпринимательское мышление. Проект направлен на формирование у учащихся основ финансовой и предпринимательской грамотности, на развитие интереса к социальной деятельности, на получение необходимых теоретических и практических умений и навыков, которые необходимы для успешного планирования и осуществления дальнейшего профессионального выбора.
В процессе проекта каждой команде предоставляется возможность смоделировать процесс создания собственного бизнеса от простой идеи до получения прибыли: разработать собственный проект, организовать взаимодействие сотрудников, провести первую рекламную кампанию и, наконец, получить прибыль от реализации продукта. В процессе проектно-игровой деятельности школьникам дается возможность испытать, каких сил и трудов стоит организовать свой бизнес, как выбрать направление деятельности в стартовом капитале, как зарегистрировать свою фирму и т.п. Преимущества проектно-игровой деятельности заключаются в том, что в процессе игры формируется не только финансовые умения и навыки, но и на разных этапах идут профессиональные пробы участников. Вовлечение в проектно-игровую деятельность позволяет не просто научить распоряжаться своими финансами, но и показать, как можно их приумножать, если научиться правильно организовать свое личное дело.
Для студентов СПО города и студентов Шадринского педагогического университета проводится игра «Финансовый калейдоскоп», в процессе игрыформируются не только навыки финансово-экономического образования, а также умение правильно поступать в той
или иной ситуации, связанной с финансами. Игровая деятельность начинается с того, что каждой команде в начале игры дается одинаковая определенная сумма денег. Командам предлагается приобрести страховые сертификаты на автомобиль, на страхование жизни и т.п., каждая команда сама решает, будет она приобретать или нет сертификаты. Интересным моментом игры становятся ситуации, от которых ты в жизни не зависишь, но они появляются и, либо приумножают ваш капитал, либо сокращают. В этот момент все зависит от сертификатов, которые команда приобрела или нет. В процессе игры команда просчитывает возможности приобретения кредитов с наилучшими условиями. Все это учит внимательно относиться к подписанию договоров о кредите, читать все условия и правильно относиться к выбору навязываемых дополнительных услуг.
Ситуации, которые предлагаются в игре, являются жизненными и реалистичными, поэтому необходимо очень хорошо продумывать и делать правильный выбор. Побеждает та команда, которая смогла сберечь и приумножить свое финансовое состояние. Кроме того, в игре представлены ситуации, связанные с финансовым мошенничеством. Командам необходимо распознать мошеннические схемы и не поддаться на их уловки, сохранив при этом свои денежные средства.
Через проектно-игровую деятельность студенты легче и быстрее усваивают материал и быстрее запоминают способ решения жизненных ситуаций. Проектно-игровая деятельность позволяет не только создавать какое-то дело командой, но и уметь, например, правильно распоряжаться финансами организации, уметь выбирать форму уплаты налогов.
Подводя итог, следует отметить, что проектно-игровая деятельность позволяет наилучшим образом организовать формирование необходимых умений и навыков финансовой грамотности наиболее приближенных к реальным условиям [6]. Проектно-игровая деятельность - это результативный и гибкий метод формирования финансовых умений и навыков, показывающий наилучший результат в текущий момент времени.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Емельянова, С.А. Обучение финансовой грамотности молодого поколения. Финансовая грамотность - обязательное условие общей культуры молодежи / С.А. Емельянова, А.К. Скрябина. - Текст : непосредственный // Вопросы российской юстиции. - 2022. - № 19. - С. 544-551.
2. Ковалева, Г.С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст / Г.С. Ковалева - Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - № 2 (37). - С. 31-43.
3. Ковцун, А.А. Научные подходы к понятию «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике / А.А. Ковцун, А.Н. Кохичко. - Текст : непосредственный // Наука и школа. - 2022. - № 6. -С. 99-109.
4. Насырова, Э.Ф. Игровые проекты в профессиональном образовании / Э.Ф. Насырова, Р.И. Насыров. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 5 (90). - С. 126-128.
5. Никитина, Т.В. Финансовая грамотность и ее детерминанты / Т.В. Никитина, В.С. Дембинскайте, М.П. Скалабан. - Текст : непосредственный // Известия СПбГЭУ. - 2020. - № 5 (125). - С. 78-83.
6. Попова, Е.И. Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность / Е.И. Попова, Д.Д. Дедюхин, О.О. Букрина. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2023. - № 2 (58). - С. 59-63.
7. Эхаева, Р.М. Развитие креативности в проектной деятельности студентов / Р.М. Эхаева, П.К. Магомедова, Л.И. Джегистаев. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 406-408.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
О.О. Букрина, студентка 3 курса института информационных технологий точных и естественных наук, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: bukrina21@gmail.com.
Д.Д. Дедюхин, магистрант 2 курса института информационных технологий точных и естественных наук, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: becreation@yandex. ru.
Е.И. Попова, кандидат экономических наук, доцент, и.о. заведующий кафедрой профессионально-технологического образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: 978073@mail.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
O.O. Bukrina, 3rd year student, Institute of Information Technologies of Exact and Natural Sciences, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: bukrina21@gmail.com.
D.D. Dedyukhin, 2nd year Master's Student, Institute of Information Technologies of Exact and Natural Sciences, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: becreation@yandex.ru.
E.I. Popova, Ph.D. in Economic Sciences, Associate Professor, Department Chair, Department of Vocational and Technological Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: 978073@mail.ru.