Посилання на статтю_
Семенчук Е.Л. Проектная реализация стратегий судоходной компании/ Е.Л. Семенчук// Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ ím. В.Даля, - 2004. - № 2(10). - C.118-123._
УДК 656.61:334.7116
Е.Л. Семенчук
ПРОЕКТНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ
Обоснована роль и форма стратегий для повышения конкурентоспособности судоходной компании и пути их реализации в рамках отдельных проектов. Рис.1, ист. 7.
Ключевые слова: стратегия, управление, конкурентоспособность, цели, проекты, процессы.
Е.Л. Семенчук
ПРОЕКТНА РЕАЛ1ЗАЦ1Я СТРАТЕГ1Й СУДНОПЛАВНО1 КОМПАНП
Обгрунтована роль i форма стратепй для пщвищення конкурентоспроможност1 судноплавноТ компанп та шляхи Тх реалiзацií в рамках окремих проек^в. Рис. 1, дж.7.
E.L. Semenchuk
PROJECT REALIZATION OF SHIPPING COMPANY STRATEGIES
The role and form of strategies for increasing the competition of a shipping company and ways of their realization within the frames of different projects are grounded.
Постановка проблемы. Современное состояние экономики Украины предопределяет необходимость разработки подходов и методов, направленных на повышение эффективности предпринимательской деятельности. Особое значение приобретает разработка обоснованных стратегий развития предприятий и на их основе - подготовка и реализация отдельных проектов.
В настоящее время в Украине сформулирована и востребована надстройка профессиональных знаний, умений и практических навыков по управлению проектами в рамках конкретных видов профессиональной деятельности (в области строительства, судоходства и пр.). Наиболее сложными в управлении проектами являются вопросы, связанные с обоснованием эффективной стратегии развития компании, которые собственно определяют цели конкретного проекта.
Преобразования в экономике Украины породили бум исследований и практических разработок по стратегическому управлению. Стратегическое управление следует рассматривать как непрерывный процесс выбора и реализации целей, а также стратегий компании, направленных на повышение ее конкурентоспособности.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)
1
Разработка стратегии развития судоходной компании предполагает использование соответствующих методов стратегического менеджмента, определяющих порядок формирования миссии, выявление целей, преследуемых компанией, путей их достижения, а также практической реализации обоснованного выбора в условиях специализации контейнерных, ролкерных, паромных перевозок, осуществляемых на соответствующем сегменте рынка.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам стратегического управления предприятием или организацией посвящено значительное число публикаций зарубежных и отечественных исследователей. В них рассматриваются в основном отдельные аспекты разработки и реализации стратегий, а стратегическое управление анализируется всесторонне и имеет методологическую базу.
И. Ансофф [1] сформулировал четыре основных компонента стратегии, включающих структуру взаимосвязи рынок-продукт, рост, конкурентное преимущество, синергию. В его исследованиях неоднократно подчеркивалось, что вопросы стратегического управления - самые важные в управленческой деятельности.
По М. Мескону [2] процесс стратегического управления состоит из следующих шагов - это выработка миссии и целей организации, анализ внешней среды, определение сильных и слабых сторон, анализ и выбор стратегических альтернатив, реализация и оценка стратегии.
А. Томсон и А.Дж. Стрикленд [3] рассматривают стратегическое управление с точки зрения постановки стратегических целей и сопутствующих задач, формулирования стратегии для достижения поставленных целей, реализации стратегического плана, оценки результатов деятельности.
Модель стратегического процесса В. Д. Марковой и С.А. Кузнецовой [4] состоит из четырех этапов: определение цели; анализ «пробелов», включающий оценку внешнего и внутреннего окружения; формирование стратегии; реализация стратегии на основе составления планов и бюджетов.
Н.Ю. Круглова и М.И. Круглов [5] рассматривают стратегическое управление в составе единой системы управления компанией, уделяя внимание его связи с текущим и оперативным временным горизонтом.
В области судоходствап известны разработки, касающиеся основных этапов моделирования стратегии маркетинговой деятельности судоходных компаний [6], а также путей повышения их конкурентоспособности [7].
Целью настоящей статьи является конкретизация роли обоснованных стратегий развития для повышения конкурентоспособности судоходных компаний и определение путей реализации стратегий в рамках отдельных проектов.
Основной материал. В настоящее время на фоне развития рыночных отношений наблюдается устойчивая тенденция расширения использования методов стратегического управления и управления проектами. Как показывает мировой опыт, применение стратегии с учетом перспектив дальнейшего развития является обязательным условием для сохранения и усиления конкурентоспособности предприятия. Повседневное развитие рыночных отношений требует совершенствования методического обеспечения предпринимательской среды, включая методы стратегического управления.
Один из классических подходов к стратегическому управлению [2] предполагает наличие следующих этапов:
- определение □□миссии организации;
- анализ внешней среды;
2
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)
- анализ внутренней среды;
- анализ стратегических альтернатив;
- формирование целей;
- выбор стратегии;
- реализация стратегии.
На наш взгляд, вышеперечисленный состав следует дополнить, включив в качестве окончательных этапов - разработку проектов и управление процессами их реализации.
Выбор обоснованной стратегии позволяет предприятию (компании) выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. В условиях жесткой конкуренции и быстрого изменения ситуации на рынке важно не только контролировать внутреннее состояние предприятия, а и разрабатывать обоснованную долгосрочную стратегию, которая должна обеспечить адаптацию компании к изменению окружающей среды.
Каждая компания уникальна, поэтому процесс разработки стратегии является специфическим и зависит от позиции на рынке, динамики развития компании, потенциала, поведения конкурентов. Наличие хорошо продуманной стратегии развития, а также ее четкая реализация дают возможность руководству видеть перспективы развития на рынке при изменяющихся условиях, тем самым своевременно реагировать на любую ситуацию, возникшую в тот или иной момент времени.
Процесс разработки, детального обоснования стратегий и средств их реализации следует рассматривать в рамках отдельных проектов с использованием соответствующих методов управления проектами. Осуществление стратегии через проект можно условно разделить на три последовательные процедуры:
- стратегический анализ;
- разработка и выбор стратегии;
- реализация стратегии.
Стратегические решения имеют значение первостепенной важности для будущего положения компании, поэтому при принятии решения важно получать полную и достоверную информацию о ее возможностях и показателях финансово-хозяйственной деятельности при разных состояниях факторов экономической природы (падение спроса на услуги, увеличение числа конкурентов, инфляция и т. д.).
Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды (SWOT-анализ). Посредством стратегического анализа выявляется влияние внешних и внутренних факторов на деятельность компании, что определяет выбор стратегии и перспективы ее реализации. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для успешного осуществления проекта, реализующего определенную стратегию.
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития компании и внешних факторов (отрасли, рынков, поставщиков), на которые компания не может оказывать непосредственное влияние. На основе исследования факторов разрабатываются варианты стратегий, осуществляется выбор оптимальной стратегии, которая направлена на максимальное повышение конкурентоспособности судоходной компании.
Основным результатом стратегии развития компании является разработка конкурентоспособной продукции или услуг, что дает возможность выхода или расширения участия на внутренних и внешних рынках, увеличивает прибыль от реализации продукции или предоставления услуг, поднимает престиж компании.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)
3
Выбор стратегии - центральный момент стратегического планирования. Обычно производится выбор из нескольких возможных вариантов. Например, если судоходная компания работает в направлении увеличения объемов перевозок, она может пополнить тоннаж новыми высокоэффективными судами, привлечь новых грузоотправителей.
Основными факторами влияния на выбор стратегии судоходной компании являются:
- со стороны макросреды: цены на материально-технические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, характеристики состояния рынка транспортных услуг (фрахтовые ставки, спрос и предложение тоннажа);
- со стороны микросреды: инвестиционные поступления, состояние основных производственных фондов, финансовой системы, материальных и трудовых ресурсов, маркетинговых действий.
При разработке стратегии судоходной компании необходимо учитывать ряд принципиальных закономерностей рынка транспортных услуг. К ним относится:
- высокий уровень конкуренции с развитой системой взаимодействия различных предприятий;
- циклические изменения в состоянии фрахтового рынка;
- высокая капиталоемкость развития морского бизнеса;
- широкое использование новых информационных технологий.
Оценка стратегии развития проводится в таких направлениях:
- соответствие выбранной стратегии требованиям потребителей;
- соответствие выбранной стратегии возможностям компании или предприятия;
- определение эффективности стратегии по показателям.
Считаем, что миссией судоходной компании являются эффективные морские перевозки народнохозяйственных грузов с учетом условий, оговоренных отправителями и получателями (рис. 1). Такое содержание миссии отражает деятельность каждой отдельной компании в интересах отрасли.
4
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)
Системами
1 г
ПРОЕКТЫ
Проект 2
Проект N
Процессы {р}
Процессы
P}
Процессы
PJ
Рис. 1. Реализация целей и стратегий судоходной компании посредством различных
проектов
Принимая во внимание специфику продукции морского транспорта, качественными характеристиками услуг судоходных компаний могут выступать: время доставки груза, зависящее от скорости хода и количества заходов в порты; условия перевозки; состояние и сохранность груза.
Улучшение качества - это цель, характеризующаяся долгосрочным действием, поскольку требует значительных затрат времени. Добиться повышения конкурентоспособности судоходных компаний можно снижением тарифных и фрахтовых ставок путем сокращения затрат (лидерство по ценам) "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10) 5
либо улучшением качества предоставляемых услуг, даже если это влечет за собой увеличение расходов (дифференциация) [7]. Улучшение качества может выражаться в виде предоставления дополнительных услуг либо услуг, обеспечивающих более полное удовлетворение требований клиентов. Эффект, получаемый судовладельцем от повышения качества предоставляемой услуги, может быть реализован в форме привлечения высокофрахтовых грузов, укреплением занимаемой позиции как на отдельных направлениях, так и в рамках экспортно-импортных перевозок страны в целом. Интерес грузовладельца заключается в том, что, получая дополнительное качество, он сможет повысить эффективность своей деятельности.
Расширение сферы деятельности осуществляется путем увеличения общего осваиваемого грузопотока и за счет привлечения новых грузов, приобретения конкурентных преимуществ, создания сетей интермодальных перевозок, совершенствования сервиса, достижения роста объема перевозок и, следовательно, получения гарантированного уровня прибыли и ее роста. Обеспечить это можно путем оптимального использования потенциала компании, применением в ее деятельности новых информационных технологий, а также полнотой удовлетворения требований и запросов клиентов.
Особое значение имеет сохранение и расширение существующей доли рынка компании на освоенных рынках, а также проникновение на новые. Изучение рынка предполагает:
- его географическое определение (местный, региональный, международный и т. д.);
- определение доли, соответствующей данной компании, анализ стабильности и конкурентов.
Изменение структурного состава флота включает в себя покупку и продажу судов. Основные причины приобретения судов: расширение возможностей компании и освоение растущих либо новых грузопотоков; ожидание роста прибыли в результате анализа текущей ситуации на фрахтовом рынке. Продажа судов, как правило, является следствием: изменение структуры грузопотоков, вынужденной продажи, связанной с оплатой сборов и штрафов.
Реализация стратегии предприятия или компании включает организацию ее выполнения, которая представляет собой комплекс управленческих и производственных процессов выполнения стратегических планов. Путем реструктуризации предприятия, диверсификации производства можно снизить уровень затрат и тем самым увеличить конкурентоспособность продукции или услуг.
Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость определенных изменений в производственной, организационной структуре и культуре.
Организационная структура судоходной компании предполагает:
- определение целей ее производственно-хозяйственной деятельности и проблем, подлежащих решению;
- определение числа уровней в системе управления;
- определение форм взаимоотношений компании с окружающей средой.
Организационную культуру судоходной компании составляет совокупность:
- убеждений, создающих фундамент ее производственной деятельности и придающих ей уникальность;
- миссии и целей, определяющих главную цель существования компании, ее отношение к сотрудникам и клиентам;
- традиций, ценностей и норм поведения сотрудников между собой и по отношению к клиентам.
6
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)
Стратегическое планирование является основой для эффективного перспективного планирования, поскольку все усилия компании сконцентрированы на достижении поставленной цели развития. Успешное же развитие компании, во многом, предопределено умением воспользоваться своими конкурентными преимуществами. Таким образом, успех компании определяется стратегией, а достижение конкурентных преимуществ все больше становится не борьбой за эффективное использование ресурсов, а основными мотивами при обосновании стратегии. Реализация стратегии развития судоходной компании без профессионального использования инструментов проектного менеджмента ставит под вопрос ее успешность.
Проектное управление является основным инструментом, обеспечивающим стратегию, так как успех любого бизнеса, в том числе и в сфере морских перевозок, заключается в успешности проведения в жизнь отдельных проектов.
Выводы и направления дальнейших исследований. Всякая стратегия компании реализуется через отдельные проекты. В зависимости от вида стратегии, она должна быть преобразована в свой специфический проект, что отражается в его основных характеристиках (объем инвестиций, время реализации) и приоритетности глубины проработки (качество, учет ситуаций риска). Направлением дальнейшего исследования являются разработки по формализации процессов выполнения рассмотренных выше стратегий, посредством различных проектов в форме методического и алгоритмического обеспечения судоходных компаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - 520 с.
2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. - 326 с.
3. Томсон А. А. мл., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 411 с.
4. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М -Сибирское соглашение, 2000. - 287 с.
5. Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. - М.: Издательство РДЛ, 2003. - 464 с.
6. Онищенко С.П. Основные этапы моделирования стратегии маркетинговой деятельности судоходных компаний // Розвиток методiв управлшня та господарювання на транспорта Збiрник наукових праць. - Одеса: ОДМУ, 1999. - Вип.4. - С.195-204.
7. Семенчук Е.Л. Пути повышения конкурентоспособности транспортных компаний // Авиационно-космическая техника и технология: научно-технический журнал. -Харьков: НАУ им. Н. Е. Жуковского «ХАИ», 2003. - Выпуск 8. - С. 67-71.
Стаття надмшла до редакцп 13.04.2004 р.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)
7