Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ'

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / ПАТРИОТИЗМ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ХИМИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехина В.В., Попова Е.Е., Петрищева Л.П.

В статье обсуждаются проблемы воспитания чувства патриотизма у школьников во внеурочной деятельности. Приводится модель мероприятия, посвященного вкладу российских ученых в развитие мировой химической науки в годы ВОВ, в форме проекта: «Значимые открытия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелехина В.В., Попова Е.Е., Петрищева Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT WORK AS A MEANS OF DEVELOPING PATRIOTISM IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN CHEMISTRY

The article discusses the use of situational tasks to increase the level of natural science and functional literacy of students, the development of their cognitive interest in chemistry as a prerequisite for the implementation of the updated second-generation FGOS. Examples of situational tasks that are aimed at solving this problem and can be used in the pedagogical activity of a chemistry teacher are given.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ»

УДК 372.854

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ

Виктория Викторовна Мелехина

студент

vika.melexina. 001 @mail .ru Екатерина Евгеньевна Попова

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

zam-dir63@yandex.ru Любовь Петровна Петрищева кандидат химических наук, доцент dekbiol. michgpi@yandex. ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы воспитания чувства патриотизма у школьников во внеурочной деятельности. Приводится модель мероприятия, посвященного вкладу российских ученых в развитие мировой химической науки в годы ВОВ, в форме проекта: «Значимые открытия».

Ключевые слова: проектная работа, патриотизм, внеурочная деятельность, отечественные химики.

Обновленные ФГОС второго поколения затронули вопросы внеурочной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность является обязательным продолжением основных занятий в школе [6]. Но она должна быть направлена на развитие в большей степени личностных качеств ребенка. Формы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разными, однако они должны отличаться от традиционного урока: проектная деятельность, экскурсии, кружки, поисково-исследовательская деятельность, олимпиады, конференции, научные общества и т.д. [2]

Проектная работа предполагает изучение проблемы, творческую активность учащихся и разработку нового продукта [1, 4]. Проекты бывают краткосрочными и длительными; индивидуальными и групповыми; по одной дисциплине или нескольким.

Верная стратегия проектирования создает возможности для становления личности ребенка в условиях образовательной организации [3]. В этом отношении большую роль играет педагог и его эмоциональный настой, так как создание проекта - сотрудничество учащихся и учителей. Данную форму организации можно использовать и во внеурочной деятельности [5].

В настоящий момент времени большое внимание уделяется именно патриотическому воспитанию современной молодежи. В своих выступлениях В.В. Путин, президент РФ, отмечает особую важность развития этого направления. В толковом словаре С. И. Ожегова «патриотизм» определяется как преданность и любовь к своему отечеству и народу. Героизм российских ученых в годы Великой Отечественной войны помог русским солдатам победить. Ученые - химики трудились на благо русского народа. Преемственность поколений - это связующее звено между прошлым, настоящим и будущим - нить, которую необходимо поддерживать [7].

Постовский И.Я. - советский химик синтезировал препараты, которые обладают противомикробными свойствами. Известна «паста Постовского», которая применяется для заживления ран.

Вишневский А. В. - разработчик метода лечения воспалительных процессов; «мазь Вишневского» (на основе новокаина).

Шостаковский М.Ф. - создатель «бальзама Шостаковского» для воинов (необходим при ожогах, обморожениях и использовался в случаях осложнения при огнестрельных ранениях).

Пшеничнов А.В. - разработчик вакцины для профилактики сыпного тифа; в годы ВОВ удалось предотвратить эпидемию тифа.

Палладин А.В. - работал над получением викасола и метилнафтахинона (эффективные средства для остановки кровотечения) в годы ВОВ.

Нами разработана модель краткосрочного группового проекта на тему «Значимые открытия» преимущественно для учеников старших классах на стыке химии и медицины.

Данная проектная работа требует проведения предварительной подготовки: составление кейсов с информацией по ученым-химикам, разработка вопросов для викторины и создание презентации, а также подбор вопросов по проверке эмоционального состояния учащихся.

Учащиеся заранее делятся на 5 команд по 3-5 человек.

Цель проекта: сформировать представления о значимых деятелях химической науки, воспитание чувства гордости и славы за подвиги русских учёных, их научные достижения в области естествознания.

Задачи проекта:

1) изучение биографии великих ученых, деятелей химической науки,

2) формирование представление о научных достижениях в области химии,

3) воспитание чувства патриотизма, уважения к своему прошлому через деятельность соотечественников,

4) развитие самостоятельности, исследовательских и творческих навыки в процессе изучения литературы и разработки проекта, речевого аппарата и химической грамотности в процессе выступления,

5) показ личного успеха в процессе рефлексии.

Оборудование: 5 листов ватмана, 5 заранее подготовленных кейса, набор карандашей и (или) фломастеров (5 шт.), электронная доска.

Таблица 1

Планирование и организация деятельности учащихся

Мероприятие

Цель

Результат

Подготовительный этап (20 мин.)

Обсуждение

Вместе с поставить спланировать распределить

учениками проблему, проект; «роли»,

создать конечный продукт и презентовать работу_

Работа над темой: «Значимые открытия» в годы ВОВ, самостоятельный анализ

подготовленной учителем

литературы

2. Основной этап (30 мин.)

Разработка проекта

Познакомить детей с биографией и научными подвигами великих химиков, а также отразить значение их научных трудов на ход ВОВ.

Создание модели вклада ученых в химическую науку по группам на ватманах:

1) Постовский И.Я.

2) Вишневский А. В.

3) Шостаковский М.Ф

4) Пшеничнов А.В.

5) Палладин А.В. Ребятам необходимо в течение 30 минут в малых группах создать модель «Героический подвиг ученых-химиков» по плану:

1) Краткая биография. Мировое имя ученого

2) Открытия в области химии, которые повлияли на ход ВОВ и дальнейшее развитие химической науки в области медицины

3) Современная память российских ученых_

3. Заключительный этап (30 мин.)

Презентация «Значимые открытия»

Представить свою работу в течение 3 мин. в нестандартной форме классу

Презентация проекта и оценка учителем по таблице Лернера

Викторина (демонстрация вопросов и ответов на слайдах презентации)

Обобщение и

систематизация, полученных знаний

Викторина

Рефлексия (письменно)

Проверка состояния

эмоционального

Анализ: что получилось «хорошо», что можно улучшить.

Данный проект был реализован во внеурочной деятельности в рамках патриотического воспитания в МБОУ СОШ № 17 «Юнармеец», г. Мичуринска и вызвал большой интерес и эмоциональный отклик у школьников. В ходе обсуждения результатов проекта большинство школьников высказали желание в дальнейшем принимать участие в подобных проектных работах.

Разработанная нами модель проекта является одной из форм организации внеурочной деятельности в сфере патриотического воспитания школьников посредством персонификации научного наследия, и может быть использована в практике школы.

Список литературы:

1. Акимова О.А., Сидорова И.В. Современные педагогические технологии преподавания истории // Наука и Образование. 2020. Т.3. № 2. С. 360.

2. Золотова О.М., Ершова А.В. К вопросу о преподавании химии в сельской школе // Наука и Образование. 2021. Т.4. № 2.

3. Каширина Н.В., Корепанова Е.В., Щугорева Н.В. Внедрение инновационных педагогических технологий в практику образовательной деятельности // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 200

4. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Терновская А.А. Учебно-исследовательский проект как способ повышения познавательного интереса к изучению химии //Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

5. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Попов А.В. Организация проектного обучения во внеурочной деятельности //Наука и Образование. 2021. Т. 4.№ 1.

6. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Золотова О.М. Современные технологии организации внеаудиторной работы по химии // Наука и Образование. 2020. Т.3. № 1. С. 45.

7. Федулова Ю.А., Мелехина В.В. Развитие познавательного интереса к химии средствами персонификации научного наследия // Наука и Образование. 2019. № 2. С. 181.

UDC 372.854

SITUATIONAL TASKS AS A MEANS OF DEVELOPING STUDENTS' NATURAL SCIENCE LITERACY

Victoria V. Melekhina

student

vika.melexina. 001 @mail .ru Ekaterina Y. Popova

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor

zam-dir63@yandex.ru Lyubov P. Petrishcheva Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor

dekbiol .michgpi@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article discusses the use of situational tasks to increase the level of natural science and functional literacy of students, the development of their cognitive interest in chemistry as a prerequisite for the implementation of the updated second-generation FGOS. Examples of situational tasks that are aimed at solving this problem and can be used in the pedagogical activity of a chemistry teacher are given.

Keywords: situational tasks, natural science literacy, functional literacy, cognitive interest.

Статья поступила в редакцию 01.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 01.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.