Научная статья на тему 'Проектная модель перехода на ФГОС'

Проектная модель перехода на ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная модель перехода на ФГОС»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

ПРОЕКТНАЯ МОДЕЛЬ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

Е. П. Корнеев, директор ГОУ НПО ПУ № 50, лауреат премии Президента в области образования Т. И. Кизимова, зам.дир.по УМР ГОУ НПО ПУ № 50

В образовательном учреждении ГОУ НПО ПУ № 50 г. Новокузнецка выстроена проектная модель перехода на ФГОС нового поколения, для определения последовательности и содержания действий по введению нового стандарта, достижения поставленных целей и ожидаемых результатов.

Проектная модель предусматривает три этапа.

Этап 1. Подготовительный.

Создание совета, обеспечивающего координацию действий всего педагогического коллектива, осуществляющего информационное, консалтинговое и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. Разработано и принято положение о деятельности этого временного органа управления. Руководителем совета избран директор Корнеев Е. П.

Задачами первого этапа было:

- изучение новых стандартов по профессиям и сравнительный анализ с ныне действующими;

- изучение федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Миноб-рнауки России) от 23 июня 2009 г. «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»;

- диагностика уровня развития ОУ;

- определение основных направлений деятельности, планирование деятельности по переходу на ФГОС-3, обсуждение мероприятий и их корректировка.

На заседании совета было принято решение утвердить план мероприятий по переходу на ФГОС нового поколения.

Этап 2. Основной.

На этом этапе проводилась работа по утвержденному плану подготовки училища к переходу на ФГОС нового поколения. Основные направления - анализ социокультурной среды и мероприятия по социализации личности выпускника (с учетом ОК), мероприятия по ресурсному обеспечению, разработка комплектов учебно-программных документов.

После проведения ревизии существующих программных документов решено разработать

ОПОП для профессий машинист на открытых горных работах и мастер по обработке цифровой информации. Для этого были созданы ВТГ и определен порядок работы над ПМ (профессиональный модуль) и ПД (предметная дисциплина). Организовано изучение терминологического поля ФГОС нового поколения.

Особое внимание уделялось подбору дидактических единиц и формам контроля.

ФГОС нового поколения предоставляют возможность ОУ и педагогам право выбора вариативной части. При разработке вариативного компонента проведен анализ профессиональных компетенций и соответствие их запросам работодателей, определены новые направления и формы взаимодействия по вопросам учебной и производственной практики.

Этап 3. Обсуждение выполнения запланированных мероприятий.

Утвержден план развития МТБ на 2011-2013 учебные года. Для оснащения лабораторий технического обслуживания электрооборудования и механического оборудования с ОАО «Шахта Полосухинская» холдинга «Сибуглемет» согласован вопрос поставки в 2011 году новейшего оборудования на сумму 500 т. рублей. Согласно соглашению о государственно-частном партнерстве с ОАО УК «Кузбассразрезуголь» «Талдин-ский угольный разрез» будет оснащена лаборатория устройства технической эксплуатации и ремонта выемочно-погрузочных машин. Кроме этого, образовательному учреждению переданы строительные материалы на сумму около 200 тыс. рублей.

Новые стандарты дают возможность ОУ выбирать комбинацию сочетаний профессий из рекомендуемого перечня с учетом спроса на профессию, наличия лицензии, МТБ. Педагоги получили возможность самостоятельного выбора дидактических единиц содержания модулей в соответствии с требуемыми компетенциями, право внесения корректировок в расчасовку и выбора содержания проведения практического обучения.

Кардинально меняется роль педагога. Педагог не «транслятор» знаний, а организатор учебного процесса. Поэтому необходима серьезная подготовка педагогических кадров по осмысле-

нию и внедрению инновационных образовательных технологий. Так как наше образовательное учреждение преобразовано объединением двух учебных заведений, то возникает необходимость создания учебно-методического центра в целях объединения коллектива для работы над проблемами внедрения ФГОС нового поколения, непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, трансляции передового опыта, информатизации образовательного процесса.

Важным в новых стандартах является обращение к развитию личности обучающегося, социализация и адаптация к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. В нашем образовательном учреждении планируется тесное взаимодействие между психологической и методической службой, направленное на решение важной задачи - формирование рейтинга развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Сокращение сроков обучения до 2,5 лет вызывает много вопросов и вместе с ними много проблем. Для подготовки специалистов горных профессий необходима производ-

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ -

ственная практика на рабочем месте; к работе допускаются лица, имеющие группу допуска (свыше 1000 В), в возрасте не менее 18 лет. Следовательно, наши обучающиеся будут лишены возможности прохождения практики и приобретения навыков управления горным и горнотранспортным оборудованием во время обучения в училище. Дальнейшее сопровождение уже выпускников требует новых взаимоотношений с работодателями. Предстоит большая работа по решению этой проблемы.

В целом стандарты нового поколения структурируют содержание образовательной программы, определяют контрольно-измерительные материалы, формы и методы обучения и оценивания результатов профессиональной подготовки. Практикоориентированный подход позволяет повысить качество профессионального образования, максимально приблизить квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда.

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Н. Г. Пастор, зам. директора по УПР ГОУ НПО ПЛ № 1, отмечена благодарностью Президента РФ Т. А. Бормотова, председатель методического объединения спецдисциплин ГОУ НПО ПЛ № 1

Усердный в службе не должен

бояться своего незнания:

ибо каждое новое дело он прочтет.

Козьма Прутков

Современные реформы в образовательной системе России направлены на обеспечение доступности качественного образования, его дифференциацию и индивидуализацию. Инновационные процессы, происходящие сегодня в социально-экономической жизни общества, предъявляют новые требования не только к уровню профессиональной подготовки выпускника, но и уровню профессиональной квалификации и компетентности современного педагога. Парадигмой педагогической деятельности становится новый жизненный стандарт: «Образование через всю жизнь».

Приоритетными становятся задачи формирования способностей к самоизменению, рефлексии, самоорганизации в различных видах деятельности.

Методологический основой стандартов нового поколения (ФГОС) является компетентност-

ный подход, который предполагает использование в обучении самых современных образовательных технологий и обуславливает требования к организации обучения, такие как:

- выбор методов и приемов обучения, которые формируют самостоятельность мышления и деятельности обучающихся;

- реализация форм учебного процесса, где были бы востребованы активность и инициатива обучающихся.

Во ФГОС такие понятия, как «знания», «умения», «навыки» в их привычном понимании практически исключены и введены понятия «общие компетенции» и «профессиональные компетенции», т. е. происходит переосмысление оценки результатов профессионального образования, пересмотр основных понятий, например, понятия «образованность» и «подготовленность» переходят в понятия «компетентность», «компетенции», а способы деятельности - в компетентность^ подход.

В настоящее время компетентностный подход в системе профессионального образования предполагает, что в процессе обучения обучаю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.