Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2049
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPHERE OF CULTURE AND ART / PROJECT / PROJECT ACTIVITY / REGIONAL CULTURE / CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Магомедов Магомед Низарович, Носкова Надежда Александровна

Особенности территориального устройства Российской Федерации определяют и особенности реализации государственной культурной политики. Именно на региональном уровне происходит переход государственнойполитики в региональную. Поддержание самобытной культуры многонациональной России является важнейшей задачей региональных программи проектов в области культуры и искусства. Внедрение эффективныхмеханизмов реализации культурной политики в регионах обеспечит возможность формирования поликультурного пространства и, как следствие,гражданского общества с едиными ценностями и отсутствием национальных конфликтов. В статье проведен анализ существующих подходов к реализации проектов в области культуры и искусства в регионах. По итогамисследования разработаны предложения по повышению эффективностипроектной деятельности в области региональной культурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITIES IN THE FIELD OF CULTURE: REGIONAL ASPECT

The peculiarities of the territorial structure of the Russian Federation alsodetermine the specifics for the state cultural policy implementation. It is theregional level where the state policy transits to the regional policy. Maintaining thedistinctive culture of a multi-ethnic Russia is the most important task of regionalprograms and projects in the field of culture and art. The introduction of effectivemechanisms for implementing cultural policy in the regions will enable theformation of a multicultural space, and, as a result, a civil society with commonvalues and the absence of national conflicts. The article analyzes the existingapproaches to the implementation of projects in the field of culture and art in theregions. As a result, proposals were developed to improve the efficiency of projectactivities in the regions.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

PROJECT ACTIVITIES IN THE FIELD OF CULTURE: REGIONAL ASPECT

УДК 351.85 (470) DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10025

МАГОМЕДОВ Магомед Низарович

профессор кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, m.n.magomedov@mail.ru

MAGOMEDOV, Magomed Nizarovich

Professor at the Department of Project Activities in Cinematography and Television, the Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, m.n.magomedov@mail.ru

НОСКОВА Надежда Александровна

доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, raccoony2006@mail.ru

NOSKOVА, Nadezhda Aleksandrovna

Associate Professor at the Department of Project Activities in Cinematography and Television, the Saint Petersburg State Institute of Film and Television, raccoony2006@mail.ru

Ü

Аннотация.

Особенности территориального устройства Российской Федерации определяют и особенности реализации государственной культурной политики. Именно на региональном уровне происходит переход государственной политики в региональную. Поддержание самобытной культуры многонациональной России является важнейшей задачей региональных программ и проектов в области культуры и искусства. Внедрение эффективных механизмов реализации культурной политики в регионах обеспечит возможность формирования поликультурного пространства и, как следствие, гражданского общества с едиными ценностями и отсутствием национальных конфликтов. В статье проведен анализ существующих подходов креа-лизации проектов в области культуры и искусства в регионах. По итогам исследования разработаны предложения по повышению эффективности проектной деятельности в области региональной культурной политики.

Ключевые слова: сфера культуры и искусства, проект, проектная деятельность, региональная культура, культурная деятельность.

© Магомедов М. Н., Носкова Н. А., 2020.

Abstract.

The peculiarities of the territorial structure of the Russian Federation also determine the specifics for the state cultural policy implementation. It is the regional level where the state policy transits to the regional policy. Maintaining the distinctive culture of a multi-ethnic Russia is the most important task of regional programs and projects in the field of culture and art. The introduction of effective mechanisms for implementing cultural policy in the regions will enable the formation of a multicultural space, and, as a result, a civil society with common values and the absence of national conflicts. The article analyzes the existing approaches to the implementation of projects in the field of culture and art in the regions. As a result, proposals were developed to improve the efficiency of project activities in the regions.

Key words: sphere of culture and art, project, project activity, regional culture, cultural activity.

Практика проектного подхода к деятельности в сфере культуры широко внедряется в региональную культурную политику. Импульсом такому развитию стал Национальный проект «Культура» [1]. Также важно добавить, что именно региональные проекты в области социально-культурной сферы становятся более эффективными и востребованными, нежели проекты федерального уровня. Во многом это обусловлено четко определенной целевой аудиторией и возможностью более быстрого получения конечного результата проекта [2].

Центральное место в работе над проектом занимают вопросы финансирования. Бюджетные средства, в том числе гранты и стипендии, выделяются в основном на глобальные проекты федерального или регионального масштаба и, как правило, приурочены к важным историческим датам или событиям. Проекты в области культуры, носящие локальный характер, могут получить региональную и/или муниципальную финансовую поддержку, но и ее объемы не всегда покрывают стоимость проекта. Возникает необходимость в привлечении дополнительных источников финансирования или поиска альтернативных каналов реализации проектов. Сегодня такой средой становится Интернет и его возможности. Привлечение дополнительных инвестиций со

стороны спонсоров и благотворителей также является весьма распространённым источником финансирования проектов. В данном случае инвестор выставляет определённые условия разработчикам проекта. Это может быть реклама или обязательное сотрудничество с данной организацией участников проекта. Многие проекты в сфере культуры вообще обходятся без инвесторов, а реализуются как добровольческие инициативы.

В Российской Федерации, как и в других странах, за последние десять лет накопился разнообразный инструментарий поддержки творческих инициатив и проектов [3; 4].

Сегодня одним из самых востребованных инструментов поддержки являются гранты (и/или субсидии). Гранты представляют собой безвозмездную финансовую помощь, которая оказывается представителям сферы культуры (как юридическим, так и физическим лицам) для поддержки профессионального развития, раскрытия творческого потенциала, а также для обеспечения материально-технической инфраструктуры творческой деятельности. Как правило, грантовая поддержка оказывается социально ориентируемым проектам, которые изначально не являются рентабельными, но при этом играют важную роль в развитии общества, региона, города, определенных

слоев населения и т. п. Однако далеко не все социально ориентированные проекты и/или организации получают полноценное государственное финансирование. Таким образом, для решения сложившейся проблемы в стране была внедрена система грантов. Сегодня грантовую поддержку оказывают не только государственные органы (например, Министерство культуры РФ), но и различные фонды, бизнес-структуры и частные инвесторы.

С 2017 г. единым оператором грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества является Фонд Президентских грантов. Ежегодно Фонд поддерживает более 3000 проектов в различных областях, в том числе в сфере культуры и искусств. В таблице 1 приведены примеры региональных проектов, получившие грантовую поддержку за период с 2018 по 2019 г.

В 2020 г. гранты Президента получили более 100 проектов, в том числе в области кинематографии (например, Федеральный конкурс кинодебютов «Региональное кино России») и современного цифрового искусства (например, арт-объект дополненной реальности «Лица города»).

Стоит отметить, что грант не всегда покрывает всю стоимость проекта, поэтому организаторы проектов всегда находятся в поиске дополнительных инвестиций. В качестве таковых могут быть собственные или заемные средства, инвестиции спонсоров и благотворителей.

Как правило, один проект может участвовать только в одном конкурсе на получение гранта, поэтому в задачи организаторов проекта входит также и поиск наиболее оптимальных грантодателей.

В век стремительного развития информации найти актуальные сведения о грантах не составляет труда. Скорее наоборот, то количество информационных ресурсов, которое распространяет информацию о грантах и иных формах поддержки, зашкаливает. В качестве примера приведем список информационных ресурсов, где можно найти информацию о государственных грантах: Фонд Президентских грантов (https://президентскиегранты. рф/); Федеральное агентство по делам моло-

дежи (Росмолодежь) (https://myrosmol.ru/); Министерство культуры Российской Федерации (https://www.mkrf.ru/); Национальный проект «Культура» (https://futurerussia.gov.ru/ kultura); Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Центр культурных стратегий и проектного управления» (Роскультпроект), Культура. Гранты России (https://grants.culture.ru/); Гранты Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства (https://www. mkrf.ru/documents/pravila-podachi-na-konkurs-2020^/).

Затрудняет работу с информационными источниками отсутствие единой региональной информационной базы грантов. Для того, чтобы найти необходимую информацию о существующих грантовых программах, необходимо заходить на официальные информационные ресурсы администрации субъекта. Но и там ввиду отсутствия единого подхода к представлению информации о мерах и средствах поддержки сферы культуры сложно найти необходимую информацию. Таким образом, проблема поиска актуальной информации о грантах как на федеральном, так и на региональном уровнях становится ощутимой проблемой для организаторов культурной деятельности.

Как уже было отмечено ранее, многие проекты, особенно в регионах, реализуются при поддержке различных фондов. Рассмотрим некоторые примеры фондов.

Первый частный фонд был основан в 1999 г. предпринимателем Владимиром Потаниным. Благотворительный фонд В. Потанина проводит долгосрочные стипендиальные и гранто-вые программы, адресованные талантливым студентам и преподавателям ведущих государственных и негосударственных вузов России, музейным специалистам, профессионалам спортивной отрасли, специалистам по созданию и развитию эндаументов, программы поддержки и развития благотворительности, некоммерческого сектора и волонтерства.

Одним из самых интересных и востребованным для регионов стал «Проект межрегионального взаимодействия в области совре-

Таблица 1

Проекты в области культуры и искусства, получившие грантовую поддержку в 2018-2019 гг. [5]

Название проекта Организация,срок реализации, география проекта, ссылка на проект Цель и задачи проекта Обоснование социальной значимости Объем финансирования

Создание межплатформенного мультимедийного проекта «Поморский ковчег. Дневник» Региональная общественная организация «Союз кинематографистов Карелии» Срок реализации: 15.06.2018— 25.12.2018 (завершен) География проекта: Республика Карелия, г. Петрозаводск, о. Кижи, г. Кемь Шрв ://\к. сот/ротогкоусИсй Разработать новую инновационную форму рассказа об уникальном народном промысле севера Карелии, его возрождении и важной роли современных технологий в деле продвижения историко-культурного наследия Республики Карелия. Проблематика современного кинематографа: отсутствие кинолетописи страны, изменение системы показа в кинотеатрах и на телевидении, в результате которой документальное кино становится малодоступным зрителю, исключительно фестивальным. Сегодня необходимы инновационные подходы, способные решить эти задачи на региональном уровне. Сейчас время поиска тем современного документального кино, возможностей профессионального роста для дебютантов и поиска новых форм прямой коммуникации со зрителем. Именно поэтому предложенная форма трансформирует более традиционную форму фильма в более инновационную, близкую молодежи форму интернет-канала, что значительно расширяет аудиторию, позволяет привлечь внимание к фильму уже на съемочном этапе, позволяет подготовить аудиторию, донести до зрителя то, что обычно остается за кадром - сам процесс съемок. Затраты на реализацию 762 379 Р Из них: Размер гранта 497 379 Р (65,2%) Софинансирование: 265 000 Р

Первое национальное арт- пространство «Портал» (проект является получателем гранта в 2018 и 2019 гг.) Автономная некоммерческая организация владикавказская творческая лаборатория «Портал» Сроки реализации 12.06.2018- 12.06.2019 (завершен) География проекта: г. Владикавказ РСО-Алания http://portalvl.su/ Создание и развитие первого национального арт-пространства «Портал» как уникального образовательно-культурного выставочного центра Основным мотивом деятельности «Портала» стало развитие современного национального искусства с применением современных технологий. В деятельность «Портала» входит организация творческого кластера с ремесленными мастерскими, образовательными площадками и формированием полноценной творческой среды. Молодежь не желает посещать формальные культурные мероприятия в силу устаревших подходов к их проведению. Существует потребность участия в модных и современных мероприятиях, где предоставлено больше свободы самовыражения, где каждый - часть происходящего и способен внести свой живой вклад в созидательный процесс. Затраты на реализацию 1 677 468 Р Из них: Размер гранта 1 107 468 Р (66 %) Софинансирование: 570 000 Р

"О СП

"О -1

о

0)

0

1 О

о

I

>

ю о м о

Название проекта Организация,срок реализации, география проекта, ссылка на проект Цель и задачи проекта Обоснование социальной значимости Объем финансирования

Творческое объединение «Новая линия» Лабинское городское казачье общество Лабинского районного казачьего общества Лабинского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества Сроки реализации 01.07.2019-01.06.2020 (реализуется) География проекта: Г. Лабинск https://vk.com/nov.linia http:// labinskmedia.ru/ Развитие потенциала в сфере медиаграмотности подрастающего поколения города Лабинска Современные дети все меньше читают, общаются со сверстниками, проводя большую часть времени в сети Интернет. Последствия - скудный словарный запас, неумение выражать свои мысли, скованность в общении с окружающими. В результате проведения ежегодного конкурса среди школьных газет было выявлено, что содержание школьных газет сильно уступает газетам, выпущенным специально подготовленными детьми. Системная работа с молодежью по созданию видеоконтента поможет выявить талантливых детей и приобщить их к созиданию в медиасфере. Популяризация истории, культуры и традиций казачества в Краснодарском крае является одним из приоритетных направлений региональной политики Затраты на реализацию: 859 335 Р Из них: Размер гранта 497 655 Р (57,9%) Софинансирование: 361 680 Р

Детская студия «Солнце в глине» Местная религиозная организация «Православный Приход церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая Мир Ли-кийского р.п.Тоншаево Нижегородской области» Сроки реализации 01.07.2018-30.09.2019 (реализуется) География проекта: Россия, Нижегородская область, Тоншаевский муниципальный район. Россия, Нижегородская область, р. п. Тоншаево. http://liram-tonshaevo.cerkov.ru/ Возрождение и развитие народных ремесел севера Нижегородской области. Консолидация различных слоев общества Тоншаевскош муниципального района, через духовное, культурное, национальное самоопределение подрастающего поколения, сохранение и укрепление национальной идентичности на базе детской студии «Солнце в глине» Лепка из глины приносит пользу в любом возрасте, при этом не так важно, когда вы начали - в глубоком детстве или вчера. В первую очередь, работа с глиной очень сильно успокаивает и расслабляет, что в условиях слишком активной современной жизни просто бесценно. То есть как итог полноценной работы данной студии с печью получается единовременное и совокупное развитие личности и здоровья ребенка. Формировать в детях духовно-нравственную наполненность и крайне необходимые современные характеристики человека Затраты на реализацию: 353 190Р Из них: Размер гранта 279 770 Р (79,2%) Софинансирование: 73 420 Р

73

ф

(Q

5" ш

m

о о з о

3

<

CD CD

менного искусства ЫЕМОБКУЛ» [6]. Проект был инициирован в 2017 г., а уже в 2020 г. к его реализации присоединились более 10 организационных и информационных партнеров.

В основе проекта ЫЕМОБКУЛ стоит цель развития современной культуры в российских регионах на период с 2018 по 2022 г. В ходе реализации должны быть выстроены горизонтальные связи (между культурой регионов), осуществлены мероприятия по продвижению региональных художников и кураторов, а также исследования современной ситуации на местах через профессиональный диалог, создание новых возможностей для международного сотрудничества.

В 2004 г. создается частный Благотворительный фонд М. Прохорова (Благотворительный фонд культурных инициатив), деятельность которого направлена на системную поддержку сферы культуры в регионах. Фонд ставит основной задачей интеграцию культуры регионов в общемировое культурное пространство, а также повышение интеллектуального уровня и творческого потенциала местных сообществ. Для каждого из регионов Фонд разрабатывает свою уникальную программу, учитывающую историческую, экономическую и культурную специфику территории.

В таблице 2 представлены наиболее значимые проекты Фонда в области культуры и

Таблица 2

Направления деятельности Благотворительного фонда культурных инициатив М. Прохорова [7]

Название проекта Содержание проекта

Фестиваль «Селектор» https://vk.com/selektorfestival Культурное исследование истории Архангельского края совместно с жителями с целью общего поиска современной самоидентичности региона и развития его потенциала. Первый фестиваль состоялся в 2017 г. на территории ранее закрытой для посетителей типографии «Правда Севера». Он рассказал посетителям о жизни внутри важного культурного исторического объекта и стал способом коммуникации с жителями города посредством художественных инструментов в стенах индустриального пространства

Краевой конкурс «Сибирский стиль» https://vk.com/krascollege Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства проводит ежегодный краевой конкурс молодых модельеров, дизайнеров одежды и парикмахерского искусства «Сибирский стиль» при поддержке Фонда

Ширяевская биеннале современного искусства https://vk.com/samara.ncca Начавшись как экспериментальные проект, Ширяевская биеннале сегодня стала самым известным в международном сообществе проектом Самарского региона в сфере современного искусства. Целью этого эксперимента было устроить «встречу» современного искусства с традиционным и прагматичным укладом жизни волжского села. Каждая биеннале посвящена исследованию какой-либо актуализированной темы года в ситуации «между Европой и Азией». Важной составляющей структуры биеннале является международная творческая лаборатория, которая проводится как эксперимент в области современного искусства в традиционной русской деревне в течение двух недель. Каждый раз приглашенные участники становятся коллективом единомышленников, работая над созданием индивидуальных и совместных проектов, используя «местные» материалы и возможности, а также выстраивая общий маршрут презентации - «Номадическое шоу»

Colta.ru https://www.colta.ru/ Colta.ru - одно из немногих в России больших общественных СМИ, которое существует за счет трех источников: помощи читателей, Попечительского совета и партнерских проектов. Сайт существует с июля 2012 г., и за это время посещаемость сайта превысила 700 тысяч уникальных посетителей в месяц, а число подписчиков на Facebookпревысило 45 тысяч человек, аудитория сети ВКонтакте достигла 24 тысяч участников

искусства. Стоит отметить, что Фонд активно поддерживает именно креативные, новаторские формы искусства, тем самым помогает развивать любые творческие инициативы.

В 2013 г. крупнейший российский предприниматель и меценат Михаил Гуцериев (главный акционер финансово-промышленной группы САФМАР) с целью систематизации масштабных социальных и образовательных проектов создает некоммерческую благотворительную организацию «Благотворительный фонд «САФМАР». Фонд занимается работой по следующим направлениям: «Культура», «Образование», «Храмы», «Духовные ценности», «Спорт», «Помощь малоимущим», «Одаренные дети», «Музеи», «Здравоохранение» и др [8].

Фонд ведет активную работу в регионах, поддерживая региональные учреждения культуры в Республике Хакасия, Удмуртии, Оренбургской и Амурской областях. «САФМАР» помогает в реализации творческих проектов сельских клубов, приобретении сценических костюмов и театрального реквизита, а также ремонте и укреплении материальной базы, внося тем самым свой вклад в сохранение самобытных традиций отечественной культуры, раскрытие творческого потенциала провинциальных городских, сельских театральных и клубных учреждений культуры. Особое значение Фонд придает раскрытию творческого потенциала детей с ограниченными возможностями. Так, в 2020 г. стартовал проект «Ровесник», который направлен на поддержку развивающих, творческих и спортивных программ и проектов для детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, детей-сирот и детей-инвалидов. Центр создан на базе частного учреждения «Детский оздоровительный центр «Ровесник» в г. Саратове.

Подводя итог деятельности благотворительных фондов, можно сделать вывод о высокой востребованности поддержки программ и проектов в области культуры и искусства как для детей, так и профессиональных сообществ. Можно также отметить, что направления существующей поддержки весьма разнообразны: от восстановления и реконструкции объектов культурного насле-

дия до выделения грантов на современные формы творческой деятельности (современные арт-практики). Почти все программы фондов ориентированы на региональное культурное развитие [9]. Сегодня в России как на федеральном, так и на региональном уровнях действует большое количество частных и частично частных фондов, которые реализуют программы поддержки культуры, однако информация о них разбросана и не систематизирована.

Несмотря на активную поддержку сферы культуры и искусства, в стороне остается современное искусство, которое в редких случаях получает финансирование благотворителей и государства. Как правило, такое искусство идет вразрез с классическими канонами и ценностями культуры. С другой стороны, именно такое искусство становится востребованным у общества, особенно у молодежи, как возможность расширения границ творчества, экспериментов и погружения себя и окружающих в процесс создания культурного объекта. Современное искусство, получившее название арт-практик, сегодня достаточно распространено во всем мире. В российских регионах также можно встретить примеры реализации креативных арт-идей и проектов (таблица 3).

Как правило, такие арт-практики становятся элементами индустрии развлечений или коммерчески успешными культурными проектами [3]. Хотя сегодня многие из них получают бюджетное финансирование. Конечно, важнейшим остается вопрос нравственного и духовного наполнения таких проектов. Именно с целью минимизации безнравственного и бескультурного поведения необходимо создавать действенные механизмы, которые бы повышали ценность создаваемых арт-практик. Стоит отметить, что уже сегодня предприняты попытки систематизировать и организовать работу арт-сообществ в рамках ценностного подхода.

Так, в регионах создаются и функционируют арт-резиденции. В задачи таких культурных пространств входит создание условий для работы и проживания представителей творческой среды (например, художника из

Таблица 3

Примеры арт-практик в регионах Российской Федерации

Название арт-практики Цель Место и время проведения Ссылка на интернет-ресурс

Перфоманс «Близость» Все зрители могли стать непосредственными участниками перформанса и, выйдя к микрофону рассказать свою личную история. Как итог - побороть страх и стеснение, поделиться проблемами и переживаниями Новосибирский театр «Синестети-ка» (г. Новосибирск), 15.01.2020 https://nsknews.info/materials/ performans-blizost-otmenil-detskie- strakhi-novosibirtsev/

Международный фестиваль современного искусства « Энвайронмент» Консолидировать творческое сообщество в процессе проведения открытых мастер-клас-сов, лекций, состязаний и концертов вокруг трендов современного искусства Культурный центр «Яковлевское» (г.Москва), 27.07.2019 https://moscowseasons.com/event/ archive/festival-sovremennogo- iskusstva-envaironment/

В ыставка-инстал ляция LOVE ART Современная интерпретация темы Любви через призму искусства (нестандартный подход) Лофт-Парк Подземка (Арт-Пространство г. Новосибирск), 9-23.03.2020 https://vk.com/podzemkansk https://vk.com/ album-133729306_272552662

Международная выставка видеоарта «Эко-скоп» Проект «Экоскоп» осмысляет тему экологии и взаимоотношения человека и природы. Для одних художников они стали призывом к действию, для других - приближением к точке невозврата. Показ проекта в Новосибирске организован совместно с Центром медиаи-скусства «Сейчас&Потом», Государственным центром современного искусства в составе РОСИЗО при поддержке Министерства культуры РФ Городской центр изобразительных искусств (ГЦИИ) г. Новосибирск, 21.06-8.09.2019 https: //vk. com/ecoscopekgd

Выставка «Лаборатория будущего: кинетическое искусство в России» Популяризация кинетического искусства Центральный выставочный зал «Манеж» (г. Санкт-Петербург) 14.02-29.03.2020 https: //vk. com/laboratoria_ buduschego

Примечание. Составлено авторами на основании изучения различных интернет-источников, официальных сайтов инвесторов проектов, сайтов органов государственной власти.

другого региона) взамен на проведение мастер-классов или обучающих семинаров для жителей данного региона. Ввиду отсутствия на многих территориях страны поступательного развития современных общественных пространств, такая инициатива становится весьма актуальной. С каждым годом таких пространств появляется все больше. К лидерам такого культурного движения можно отнести следующие арт-резиденции: «Выкса» (г. Выкса, год открытия - 2017); «Пушкинская, 10» (г. Санкт-Петербург, год открытия - 2012); «Никель» (г. Никель, Мурманская область, год открытия - 2017); «Заря» (г. Владивосток, год открытия - 2014); Музей-резиденция «Арт-коммуналка Ерофеев и другие» (г. Коломна, год открытия - 2011); «Город идей» (Пермский край, г. Нытва, год открытия - 2018, реализуется при поддержке Гранта Президента РФ) [10].

В арт-резиденциях ежегодно реализуется огромное множество проектов: проведение мастер-классов, выставок, лекториев, показ и съемки фильмов, постановки спектаклей и др. Финансирование таких творческих пространств весьма разнообразно. Некоторые резиденции получают средства из регионального или местного бюджета, некоторые являются победителями федеральных или региональных конкурсов и грантовых программ, некоторые финансируются за счет НКО и фондов, а некоторые вообще не имеют финансирования. Важно отметить, что такие творческие мастерские становятся настоящим источником культурных проектов как местного, так и регионального значения. Поэтому представляется весьма актуальным организация работы по разработке механизма взаимодействия между органами местной и/или региональной власти и арт-резиденциями.

Помимо потребности в финансовых ресурсах, организации в сфере культуры остро нуждаются в кадрах [2; 4; 9]. Специфика деятельности в социально-культурной сфере обусловливает особенности трудовой деятельности. К основным можно отнести сезонность или временный характер работы, а также непостоянство оплаты труда. Зачастую проекты в области культуры реализуют на добро-

вольных началах, которые не подразумевают денежного вознаграждения. Таким образом, возникает потребность в кадрах, которые смогут принять такие условия труда. Сегодня данная проблема во многом решается благодаря помощи волонтеров и добровольцев. Волонтерское движение, не так давно зародившееся в России, получило широкое распространение во всех регионах страны.

В качестве примера можно выделить проект «Волонтеры культуры», цель которого заключается в участии в волонтерской деятельности в сфере культуры, реализации социально значимых проектов и инициатив, в том числе направленных на сохранение культурного наследия народов страны, путем создания сообществ активных и неравнодушных граждан (волонтерских центров). Проект «Волонтеры культуры» включен в национальный проект «Культура» [11]. В качестве проектов, которые были созданы на добровольных началах, а потом переросли в проекты, получившие государственную поддержку, можно выделить следующие (таблица 4).

Таким образом, можно сделать вывод о востребованности волонтерского движения, как кадрового резерва страны в вопросах реализации культурной политики. Однако, несмотря на столь масштабное развитие добровольческой деятельности, многие учреждения и организации культуры не всегда могут найти информацию о волонтерах и волонтерских центрах в информационной среде. Таким образом, возникает потребность в профессиональном подходе к работе с информационными ресурсами, ее систематизации.

Проведенный анализ проектной деятельности в регионах показал, что культурная жизнь вышла на новый уровень развития. Все больше людей вовлекаются в культурную деятельность, в том числе становясь инициаторами уникальных культурных проектов. Реализация культурной политики в регионах во многом обусловлена особенностями социально-экономического развития субъекта, а также его историческими и культурными особенностями.

К факторам, сдерживающим развитие культурной сферы в регионах, следует отнести:

Таблица 4

Проекты, созданные на основе самостоятельных инициатив [12]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Название проекта Регион Официальный сайт

«КультПатруль» г. Санкт-Петербург http://культпатруль.рф

«Открытый город» г. Санкт-Петербург http://открытыйгород.рф

«Детская поликлиника» арт-перезагрузка г. Кострома http://artpolyclinic.ru/

«Культурный Квест» г. Санкт-Петербург http://vk.com/quest_ligamolod

Проект «Родовые Башни» Республика Северная Осетия - Алания http ://dobro.ru/project/454

• отсутствие регионального информационного реестра проектов и программ культурного развития региона;

• нехватка квалифицированных специалистов в области культуры и искусства, а также современных медиатехнологий;

• низкая эффективность организации информационной работы органов власти в субъектах с населением по вопросам культурной деятельности;

• на недостаточном уровне учитываются региональные особенности развития субъекта, а также потребности населения конкретных территорий;

• слабо развита система вовлечения бизнес-структур, НКО, а также благотворительных организаций в проектную деятельность в регионах;

• наличие большого объема несистематизированной информации об инструментах поддержки культурных проектов (инициатив).

В качестве возможных путей решения сложившихся проблем можно предложить:

• расширить использование в продвижении и реализации культурных проектов мобильных приложений и других медиа (социальные сети);

• внедрить в качестве инструмента реализации проектной деятельности игровой формат, как наиболее востребованный у современного поколения;

• стимулировать и популяризировать проекты, направленные на сохранение традиций региональной культуры и истории;

• создать на уровне региональных комитетов по культуре единого реестра проектов в области культуры и искусства, реестра потенциальных инвесторов и «культурных инициатив»;

• ввести в организациях сферы культуры новую штатную единицу - «Специалист по информационной поддержке культурных проектов»;

• привлекать к работе над проектами студентов профильных вузов (стажировка, практика, целевые места и т. п.).

Таким образом, предложенные мероприятия позволят повысить эффективность проектной деятельности в области культуры, создадут благоприятную среду для культурного творчества. Важным результатом предложенных мероприятий станет создание доступной и понятной информационной среды, в которой сегодня нуждаются как представители сферы культуры и органы власти, так и бизнес-сообщества. Тем самым регионы будут связаны в единой информационной культурной среде, посредством которой можно будет обмениваться опытом, находить инвесторов проектов, а также наиболее эффективно удовлетворять культурные потребности общества.

Список литературы

1. Евменов А. Д., Попова М. И. Результативно-ориентированные методы управления творческими проектами в сфере культуры, искусства и кинематографии // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2. С. 6-16.

2. Магомедов М. Н., Носкова Н. А. Проблематика внедрения проектного подхода в сферу культуры. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 2-2 (41). С. 24-28.

3. Особенности культурной политики России на современном этапе. URL: http:// www.rus-tanec.ru/articles/osobennosti-kulturnoy-politiki-rossii-na-sovremennom-etape/ (дата обращения: 01.09.2020).

4. Региональная культурная политика: методология, институты, практики: Ценностно-нормативный подход: монография / отв. ред. А. Л. Зорин. Ин-т Наследия. 2019. 206 с.

5. Фонд Президентских грантов. URL: Ы^://президентскиегранты.рф/ (дата обращения: 04.09.2020).

6. Проект межрегионального взаимодействия в области современного искусства NEMOSKVA. URL: http://nemoskva.art/2019 (дата обращения: 05.09.2020).

7. Благотворительный фонд культурных инициатив. URL: http://www.prokhorovfund. ru/ (дата обращения: 06.09.2020).

8. Благотворительный фонд «САФМАР». URL: http://safmar.ru/ (дата обращения: 06.09.2020).

9. Культура как движущая сила развития современного общества: коллективная монография / А. Д. Евменов, Д. П Барсуков [и др.] // СПб.: СПбГИКиТ, 2019. 209 с.

10. Журнал «Strelka Mag». URL: https://strelkamag.com/ru/article/7-glavnykh-art-rezidencii-v-rossii (дата обращения: 06.09.2020).

11. Проект «Волонтеры культуры». URL: https://волонтеры-культуры.рф/ (дата обращения: 06.09.2020).

12. АИС «Статистическая отчетность отрасли». URL: https://stat.mkrf.ru/ (дата обращения: 06.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.