Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
обучение / информатика / школа / внеурочная деятельность / проектная деятельность / метод проектов / computer science / school / project activities / project method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федулов М.А., Мосолова Ю.В.

В статье рассмотрены основные аспекты внеурочной и проектной деятельности в современном образовании. Описаны цели и задачи внеурочной деятельности, а также ее влияние на развитие обучающегося и на его академическую успеваемость. Рассмотрены основные понятия проектной деятельности, этапы работы над проектом и виды проектов. Выявлена роль внеурочной и проектной деятельности в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федулов М.А., Мосолова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY WITHIN EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES

The article discusses the main aspects of extracurricular and project activities in modern education. The goals and objectives of extracurricular activities are described, as well as their impact on the student’s development and academic performance. The basic concepts of project activity, stages of work on a project and types of projects are considered. The role of extracurricular and project activities in the educational process is revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37 Федулов М.А., Мосолова Ю.В.

Федулов М.А.

учитель математики Средняя общеобразовательная школа №21 (г. Коломна, Россия)

Мосолова Ю.В.

Гимназия № 9 им. дважды Героя Советского Союза С. Г. Горшкова

(г. Коломна, Россия)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье рассмотрены основные аспекты внеурочной и проектной деятельности в современном образовании. Описаны цели и задачи внеурочной деятельности, а также ее влияние на развитие обучающегося и на его академическую успеваемость. Рассмотрены основные понятия проектной деятельности, этапы работы над проектом и виды проектов. Выявлена роль внеурочной и проектной деятельности в образовательном процессе.

Ключевые слова: обучение, информатика, школа, внеурочная деятельность, проектная деятельность, метод проектов.

Введение.

Неотъемлемой частью современного образования стала внеурочная и проектная деятельность, которая призвана развивать у учащихся не только знания и навыки, но и способности к самостоятельному мышлению, креативности и творчеству. Уроки важны и необходимы для освоения базовых знаний, однако они ограничены по времени и не всегда позволяют охватить всю глубину и широту предмета. Внеурочная деятельность становится спасительным инструментом, позволяющим дополнить учебную программу,

расширить кругозор и применить полученные знания на практике. Она также помогает понять материал тем ученикам, которые испытывают трудности с усвоением материала в рамках обычных уроков.

Проекты, в свою очередь, являются не только возможностью погрузиться в определенную тему или проблематику, но и важным шагом в профориентации учащихся. Участие в проектах помогает ученикам успешно обучаться на следующем этапе образования, будь то университет или другое учебное заведение. Кроме того, проекты способствуют формированию научных навыков и интереса к научной деятельности уже на школьном уровне. Они помогают учащимся ближе познакомиться с выбранной профессией, определить свои интересы и способности, что важно для последующего выбора профессиональной сферы деятельности.

В современном образовании актуальность данной темы обусловлена стремительными изменениями в обществе и технологиях, которые требуют от образовательных учреждений перехода к новым методам обучения. Использование внеурочной и проектной деятельности позволяет подготовить учащихся к современной жизни, где ключевыми навыками становятся гибкость, творческое мышление и способность к самостоятельному обучению и решению проблем.

Внеурочная деятельность в школе.

Внеурочная деятельность - составная часть основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) по уровням общего образования.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС среднего общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и среднего общего образования.

Внеурочная деятельность имеет следующие цели и задачи:

- Создание условий для адаптации в школе, самореализации и развития своих талантов и способностей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

- Обеспечение дополнительных возможностей для обучения и развития обучающихся в различных областях.

- Поддержка здорового образа жизни обучающихся и формирование правильных привычек.

- Развитие социальных навыков, таких как работа в команде, общение и взаимодействие.

- Поддержка и развитие творческого потенциала обучающихся.

- Поддержка формирования у обучающихся уважительного отношения к правам и свободам человека, гражданской позиции и культуры в том числе в процессе межкультурного взаимодействия.

- Обеспечение организации досуговой деятельности и развитие культуры досуга.

- Создание благоприятной обстановки в школе, способствующей учебному процессу и развитию обучающихся.

- Оптимизация учебной нагрузки обучающихся.

В целом, внеурочная деятельность направлена на создание условий для разностороннего раскрытия потенциала ученика, формирования ценностей и социальных навыков, а также расширению возможностей для обучения в различных сферах.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающегося и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное.

Спортивно-оздоровительное направление включает в себя занятия спортом и физическими упражнениями, которые направлены на развитие

физических возможностей обучающихся и укрепление их здоровья. Целью этого направления является повышение физической подготовленности учеников, формирование у них привычки здорового образа жизни, а также развитие таких качеств, как выносливость, сила, ловкость.

Духовно-нравственное направление связано с формированием этических и моральных норм поведения учеников. Цель этого направления заключается в развитии личности обучающихся, их мировоззрения, формировании духовной культуры и общечеловеческих ценностей. К такой деятельности относятся кружки по этике, лекции, дискуссии, тематические встречи.

Социальное направление предусматривает включение обучающихся в общественную жизнь, что помогает им стать активными и ответственными гражданами. Целью этого направления является развитие у учеников коммуникативных и социальных навыков, воспитание гражданской позиции и ответственности, а также участие в благотворительных акциях.

Общеинтеллектуальное направление направлено на расширение кругозора и развитие интеллектуальных способностей обучающихся. Цель этого направления заключается в формировании у обучающихся осознанного отношения к знаниям, к самому процессу познания, развитие способности и желания к самосовершенствованию. Это направление включает в себя кружки, дополнительные занятия по математике, физике, логике, робототехнике, книжные выставки, литературные чтения и другие подобные мероприятия.

Общекультурное направление внеурочной деятельности в школе ориентировано на развитие у школьника художественно-творческих способностей. Цель общекультурного направления заключается в развитии общей культуры личности, ее общественной активности, эстетических и нравственных качеств. Это направление включает экскурсии, театрализованные представления, конкурсы, выставки, литературные вечера и другие мероприятия, направленные на расширение культурного кругозора, развитие эстетического вкуса, формирование и укрепление уважения к культурным традициям и истории своей страны и мира в целом.

Внеурочная деятельность имеет важное значение для развития обучающегося. Она способствует:

- Развитию интересов и увлечений школьника. Внеурочная деятельность помогает ученикам развивать интересы и увлечения в разных областях, тем самым способствовать развитию познавательных интересов в разных сферах жизни.

- Развитию социальных навыков. В процессе внеурочной деятельности школьники учатся работать в команде, решать задачи совместно, общаться и взаимодействовать друг с другом. Это помогает развивать социальные навыки, которые могут пригодиться в жизни.

- Поддержанию здорового образа жизни. Многие виды внеурочной деятельности помогают поддерживать здоровый образ жизни и формировать правильные привычки.

- Развитию творческого потенциала. Внеурочная деятельность включает в себя множество творческих видов деятельности, таких как музыка, театр, изобразительное искусство и т.д. Это позволяет ученикам развивать свой творческий потенциал, индивидуальные способности и проявлять себя в разных областях.

- Созданию благоприятной обстановки в школе. Внеурочная деятельность создает дополнительные возможности для общения и взаимодействия между обучающимися и учителями вне учебного процесса, что способствует созданию благоприятной атмосферы в школе.

Одним из важнейших достоинств внеурочной деятельности является ее положительное влияние на академическую успеваемость и общее развитие учеников. Участие в разнообразных внешкольных мероприятиях, кружках и других формах деятельности помогает учащимся расширить свои знания, навыки и опыт, что обычно сказывается на их успехах в учебе.

Дополнительные занятия и активности вне учебного процесса позволяют детям в большей мере развивать личностные и метапредметные компетенции, что отражается на успехах в учебе и личностном росте учеников.

Более того, участие в различных видах внеурочной деятельности может способствовать формированию у учеников устойчивых увлечений, интересов и ценностей, что оказывает положительное влияние на их общее развитие. Таким образом, внеурочная деятельность помогает создать условия для успешного развития школьников и повысить эффективность образовательного процесса.

Проектная деятельность и метод проектов.

Одним из значимых методов в организации внеурочной деятельности является метод проектов. Метод проектов - это педагогическая технология, основанная на совместной со взрослым деятельности детей, в процессе которой ребенок получает новые знания и воплощает их в реальные продукты. Метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Использование метода проектов предоставляет детям возможность самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Метод проектов описывает способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

Проектная деятельность - это форма организации деятельности обучающихся, направленной на достижение поставленной цели: решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Продукт проекта - это результат выполнения проектной работы, который потенциально решает проблему или задачу участников проекта.

Продуктом проекта могут быть разнообразные материалы, результаты и итоги работы, которые учащиеся создают и представляют по завершению проектной деятельности. В зависимости от темы и целей проекта, продуктом проекта может быть: программа, модель, макет устройства, веб-страница, блог,

мероприятие, статья, система, выставка, газета, игра, сценарий, прогноз, описание опытов, видео-ролик, арт-проект и другие материалы.

Важно, чтобы продукт проекта отражал цели и задачи проекта, демонстрировал знания и умения учащихся, был интересен и информативен для целевой аудитории, а также был практичным и применимым в реальных условиях. Создание качественного и оригинального продукта проекта стимулирует учащихся к активной деятельности и развивает их творческие способности.

Работа над проектом включает несколько этапов, такие как:

1. Подготовительный этап.

Включает в себя определение целей и задач проекта, выбор темы и формулирование проблемы, которую будет решать проект, обсуждение плана работы.

2. Планирование.

Разработка плана проекта с детальным описанием этапов выполнения и конечной цели, определение критериев успеха и показателей достижения цели.

3. Исследование.

Проведение исследований по теме проекта, сбор информации, изучение литературы, анализ данных, выявление ключевых фактов, постановка гипотез, консультирование со специалистами в предметной области для получения дополнительной информации и анализа.

4. Реализация.

Осуществление плана проекта, выполнение запланированных действий, создание продукта проекта. Устранение проблем, корректировка плана при необходимости.

5. Проверка и анализ.

Оценка прогресса работы, сравнение реальных результатов с планом, анализ эффективности решений, выявление достоинств и недостатков проекта. Обсуждение и документирование полученных результатов.

6. Завершение и представление.

Подведение итогов проекта, формулирование выводов, подготовка и представление презентации результатов проекта. Оценка и обсуждение проекта, обмен опытом, планирование дальнейших шагов или продолжение работы над проектом.

Выделяют следующие виды проектов по методу деятельности:

• творческие,

• игровые,

• информационные,

• предметно-ориентированные,

• исследовательские.

По количеству участников выделяют индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе) проекты.

Проектная деятельность в рамках внеурочной деятельности предоставляет учащимся возможность не только развивать свои умения и интересы во внеурочное время, но и обретать практические навыки, решать реальные проблемы и творчески выражать свои идеи. В результате школьники не только учатся совмещать академическую деятельность с практическим опытом, но и развиваются как личности, приобретая востребованные навыки в современном мире.

Выводы.

В данной статье рассмотрены основные аспекты внеурочной и проектной деятельности в современном образовании. Было отмечено, что внеурочная деятельность играет важную роль в индивидуализации образовательного процесса, позволяя учащимся расширить знания, развить творческие способности и личностный рост. Проектная деятельность, в свою очередь, открывает перед учащимися новые возможности для исследований, практической деятельности и профориентации.

Акцентировано внимание на значимости внеурочной и проектной деятельности в формировании ключевых компетенций учащихся, их подготовке к современной жизни и успешной карьере. Подчеркнуто, что эти

формы обучения способствуют развитию критического мышления, коммуникативных навыков и способности к самостоятельному обучению.

Таким образом, внеурочная и проектная деятельность выступают как средства активизации образовательного процесса, индивидуализации обучения и подготовки учащихся к вызовам современного мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Астахова Н.И. Технологии внеурочной деятельности обучающихся: учебное пособие / Н.И. Астахова, Л.Н. Гиенко, Л.Г. Куликова [и др.]. - Барнаул: АлтГПУ, 2019. - 193 с;

2. Григорьев Д.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов // - Москва: Просвещение, 2014. - 223 с;

3. Есин А.В. Внеурочная деятельность : теория и практика 1-11 классы / А.В. Есин. - Москва : ВАКО, 2017. - 288 с;

4. Муштавинская И.В. Внеурочная деятельность. Содержание и технологии реализации: методическое пособие / И.В. Муштавинская, Т.С. Кузнецова. -СанктПетербург : КАРО, 2016. - 256 с;

5. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897;

6. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования от 17 мая 2012 г. № 413

Fedulov, Mosolova Yu. V.

Fedulov M.A.

Secondary school No. 21 (Kolomna, Russia)

Mosolova Yu.V.

Gymnasium No. 9 named after twice Hero of the Soviet Union S. G. Gorshkov (Kolomna, Russia)

PROJECT ACTIVITY WITHIN EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES

Abstract: the article discusses the main aspects of extracurricular and project activities in modern education. The goals and objectives of extracurricular activities are described, as well as their impact on the student's development and academic performance. The basic concepts of project activity, stages of work on a project and types of projects are considered. The role of extracurricular and project activities in the educational process is revealed.

Keywords: computer science, school, project activities, project method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.