Научная статья на тему 'Проектная деятельность в работе с одаренными детьми'

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
898
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ / PROJECT ACTIVITIES / GIFTED CHILDREN / SOCIAL PARTNERS / МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ / MUSIC ROOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Сардана Николаевна

в представленной статье автором повествуется о совместной с социальными партнерами воспитательной работе с одаренными детьми. В работе акцентируется внимание на таком педагогическом методе развития детей, как творческий проект, дающий большую возможность раскрыть свои возможности, таланты, раскрыться в творчестве каждому ребенку как самостоятельно, так и в группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in this article the author presents an educational work with gifted children in collaboration with social partners. The article focuses on such pedagogical method of child development as an art project, which gives more opportunity for every child to realize their potential, talents, and ideas in art both individually and in a group.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность в работе с одаренными детьми»

Pedagogy

УДК 37

DOI 10.21661/r-117938 С.Н. Осипова

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми

Аннотация

В представленной статье автором повествуется о совместной с социальными партнерами воспитательной работе с одаренными детьми. В работе акцентируется внимание на таком педагогическом методе развития детей, как творческий проект, дающий большую возможность раскрыть свои возможности, таланты, раскрыться в творчестве каждому ребенку как самостоятельно, так и в группе.

| Ключевые слова: проектная деятельность, одаренные дети, социальные партнеры, музыкальная гостиная.

S.N. Osipova

The project activities during the work with gifted children

Abstract

In this article the author presents an educational work with gifted children in collaboration with social partners. The article focuses on such pedagogical method of child development as an art project, which gives more opportunity for every child to realize their potential, talents, and ideas in art both individually and in a group.

| Keywords: project activities, gifted children, social partners, music room.

Системе образования требуются образовательные технологии, которые реализуют связь обучения с жизнью и формируют активную, самостоятельную позицию учащихся. Одной из таких технологий является проектная деятельность. Проектирование в образовании в современных условиях практически стало обязательной проектно-органи-заторской функцией каждого педагога и осуществляется на разных образовательных уровнях. Проектная деятельность учащихся, организуемая на всех ступенях общего среднего образования, способствует решению одной из главных проблем современной школы - соблюдению преемственности начальной, основной и средней школы.

Трудно представить себе развитие человечества без облагораживающего влияния на него искусства: музыки, хореографии, изобразительного искусства. Если мы хотим получить гармонично развитого человека, необходимо ребенка уже с малых лет научить понимать и любить виды искусств. Поэтому сейчас одной из наиболее актуальных является проблема синтеза различных видов искусства и его влияние на всестороннее развитие ребенка. Данная проблема рассматривается

в различных научных дисциплинах. Интерес ученых к ней определяется тем, что синтез искусств обусловливает их взаимообогащение, усиливает познавательные и воспитательные возможности искусства, способствует общему развитию детей, развития их эстетического восприятия и творчества. Обращение к синтезу искусств связано и с психологическими особенностями ребенка. Отдельные виды искусства оказывают влияние на различные стороны психики ребенка: эмоции, чувства, мышление, воображение и т. д., однако всестороннее развитие ребенка формируется под воздействием синтеза различных искусств.

Наш образовательный проект «Музыкальный альбом» инициирован Высшей школой музыки имения В.А. Босикова, Национальным художественным музеем Республики Саха (Якутия) и реализуется в творческом содружестве с методическим отделом Центра развития ребенка - детским садом №7 г. Якутска «Остров сокровищ». Он нацелен на расширение границ культурного и образовательного пространства и создание новых условий продуктивной работы с детьми по эстетическому воспитанию посредством синтеза языковых понятий музыки и живописи.

Педагогика

Стратегическая цель - консолидация деятелей культуры и искусства, педагогов дошкольного и школьного образования в целях популяризации изобразительного, музыкального искусства, создание условий для формирования всестороннего развития личностного творческого потенциала подрастающего поколения - достигается через решение следующих задач:

- проведение диагностических работ с детьми на выявление интересов и способностей;

- создание условий для развития творческих способностей детей;

- воспитывать любовь и интерес к изобразительному и музыкальному искусству;

- развитие воображения и ассоциативного мышления;

- формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства (живопись, скульптура и др.);

- максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных детей.

Наша школа отличается от обычных школ тем, что здесь обучаются и воспитываются музыкально одаренные дети. Дети большую часть года проводят в условиях интерната. В школе дети не только получают музыкальное образование, но и творчески развиваются. При поступлении в нашу уникальную школу дети проходят конкурсный отбор по музыкальным и психолого-педагогическим критериям. Воспитателями систематически ведется работа по развитию детей по всем направлениям работы для всестороннего развития личности ребенка. При работе с одаренными детьми нам, воспитателям, требуется четко ставить задачи и организовывать свою деятельность. Поскольку одной из главных задач современной школы является создание условий для личностного развития каждого ребенка, формирование его активной позиции как участника образовательного процесса, воспитатели создают единое образовательное пространство, обеспечивающие необходимые условия для проявления каждым ребенком творческих способностей, обеспечение возможности творческой самореализации в разных видах деятельности.

Формами воспитательной работы являются: кружковая работа, участие в различных выставках, конкурсах, исследовательская работа детей, тематические беседы, внеклассные мероприятия, работа с родителями и т. д.

Научно-педагогической основой в работе с детьми является личностно-ориентированный подход. Проводится ряд диагностических работ с детьми на выявление интересов и способностей. Основными методами диагностических работ являются: психометрические тесты, метод наблюдения (в школе, во внеурочной деятельности), оценка учителей, воспитателей, родителей (изучение удовлетворенности педагогов и родителей образовательной средой школы-интерната, изучение удовлетворенности обучающихся микроклиматом в школе), оценка продуктов творческой деятельности каждого ребенка. В итоге анализа проведенных диагностических работ стало понятно, что требуется выработать единую систему воспита-

тельной работы для развития и раскрытия творческого потенциала ребенка.

В прошлом учебном году в сотрудничестве с работниками галереей зарубежных искусств им. М.Ф. Габы-шева, с ЦРР Детским садом №7 «Остров сокровищ» и воспитателями Высшей школы музыки была создана группа по взаимодействию. Опыт проведения музыкальной гостиной с социальными партнерами дал толчок к развитию идеи, которая возникла во время рефлексии. Такие мероприятия апробировались в других детских садах, и в итоге мы пришли к единому мнению, что такие внеклассные мероприятия интересны, познавательны для детей. Детям дошкольного и школьного возраста не хватает общения с живой музыкой, с произведениями живописи и эмоционального контакта исполнителя и слушателя. Музыкальная гостиная является доступным и наглядным средством преподнесения классической музыки и живописи для детей.

Творческий проект дает большую возможность открыть свои возможности, раскрыться в творчестве, таланты каждого ребенка как самостоятельно, так и в группе. Каждый ребенок пробует свои силы, показывает умения и видит результат своего труда. Такая деятельность позволяет максимально раскрыть способности ребенка. Одним из таких видов работы является проектная деятельность.

Творческий образовательный проект «Музыкальный альбом» построен на взаимосвязи культуры, искусства, образования и представляет три блока:

Первый блок «Научно-методическая деятельность» включает в себя научно-методическое сопровождение, обеспечивающее условия для реализации проекта, а также развитие профессиональных компетенций педагогов и сотрудников НХМ РС (Я) по эстетическому развитию детей дошкольного, школьного возраста. В него входят изучение, анализ работы по проекту; определение и обеспечение ресурсов для осуществления работы в рамках проекта; разработка плана работы по каждому блоку; проведение совместных методических мероприятий по теме проекта; организация педагогической практики студентов ВШМ РС(Я) на базе ДОУ; осуществление анализа, экспертизы и утверждение учебно-методических разработок участников проекта.

Второй блок «Одаренный ребенок». Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности по проекту. Данный блок подразумевает работу по следующим направлениям:

- выявление детей, имеющих определенные способности; уточнение критериев одаренности. Мониторинг способностей детей. Составление банка данных одаренных детей;

- открытие музыкального класса ВШМ РС(Я), на базе ДОУ для музыкально одаренных детей;

- участие одаренных детей во всероссийских и республиканских НПК, различных выставках, конкурсах, смотрах;

104 Интерактивная наука | 12 • 2017

Pedagogy

- индивидуальная работа музыкального руководителя ДОУ с детьми, обладающими вокальными данными и преподавателями ИЗО с рисующими детьми.

Третий блок «Музыкальный альбом». Культур-но-досуговые мероприятия - неотъемлемая часть в деятельности музея, дошкольных, школьных учреждений. Организация совместных праздников, занятий, детских творческих дел, участие в выставках способствует повышению эффективности работы по эстетическому воспитанию и создает комфортные условия для формирования творческой личности каждого ребенка. Это:

- совместные творческие мероприятии для детей (концерты, досуг, творческие гостиные, совместные акции, экскурсии, внеклассные мероприятия, выездные занятия);

- организация конкурсов для детей дошкольного, школьного возраста художественного направления на муниципальном и республиканском уровне;

- экскурсии в НХМ РС(Я), его филиалы: галерея зарубежного искусства им. М.Ф. Габышева, галерея академика А.Н. Осипова, выставочный зал Комитета драгоценных металлов и др.;

- информационно-просветительские мероприятия: проведение родительских собраний с привлечением специалистов учреждений, совместное проведение мастер-классов, семинаров, консультаций для родителей и педагогической общественности, трансляции положительного опыта по Проекту через средства массовой информации.

Благодаря расширению социального партнерства ВШМ и д/с «Остров сокровищ» решаются такие приоритетные задачи образовательной сферы, как повышение качества образования, доступность услуг дополни-

тельного образования для широких слоев населения. Дети дошкольного возраста получают возможность получить качественное музыкальное образование под руководством педагогов, этот вид деятельности дает возможность сориентировать детей и их родителей на дальнейшее обучение по музыкальному направлению.

Музыкальное творчество, изобразительное искусство и дошкольное образование дополняют и развивают друг друга. Мы бы хотели пригласить к участию в проекте «Музыкальный альбом» педагогов и преподавателей Детских школ искусств, способствовать продвижению проекта в районах республики.

Метод проектов в практике работы образовательного учреждения может использоваться как дидактическое средство развития, обучения и воспитания детей, в более широком контексте - как средство формирования социально-активной личности.

Творческий образовательный проект нацелен на расширение границ культурного и образовательного пространства, создание новых условий продуктивной работы с детьми по эстетическому воспитанию посредством синтеза языковых понятий музыки и живописи.

С помощью проектной деятельности решается задачи воспитания и социализации детей, эффективно организуется воспитательный процесс, реализуются программы воспитания и социализации обучающихся по ФГОС ОО на каждом уровне общего образования. Проектная деятельность является одним из ведущих средств развития личности ребенка. Применение проектных технологий позволяет сформировать пространство самореализации ребенка, интенсивно расширять его личный актуальный позитивный социокультурный опыт, позволяет формировать у растущего человека организационную культуру, навыки самоорганизации.

Литература

1. Сергеева В.П. Технология проектирования в образовательном процессе [Текст] / В.П. Сергеева, И.С. Сергеева. - М., 2016. - 156 с.

2. Вагнер И.В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников [Текст] / И.В. Вагнер. - М., 2015. - 144 с.

3. Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов [Текст] / Л.А. Громова. - М., 2013. - С. 37-53.

4. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Текст] / Н.Ф. Яковлева. -М., 2014. - 157 с.

5. Федеральная целевая программ «Дети России». Подпрограмма «Одаренные дети».

6. Гильбух Ю.З. Внимание: Одаренные дети [Текст] / Ю.З. Гильбух. - М., 1991. - 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.