Научная статья на тему 'Проектная деятельность в младшем дошкольном возрасте'

Проектная деятельность в младшем дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1156
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евстифеева Е. В., Мирошниченко Г. А.

Активизация применения метода проектной деятельности в дошкольных учреждениях тесно связана с такими современными тенденциями и переменами в социуме, как гуманизацией образования, развитием проблемного и развивающего обучения, а также педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность в младшем дошкольном возрасте»

Проектная деятельность в младшем дошкольном возрасте

Евстифеева Е.В. Исполнительный директор НОДУ Частная школа раннего развития «Родничок»,

Волгоград, Россия Мирошниченко Г.А. Зам. директора по учебной части НОДУ Частная школа раннего развития ««Родничок»,

Волгоград, Россия

Ключевые слова: проектная деятельность, младший дошкольный возраст, развитие личности.

Активизация применения метода проектной деятельности в дошкольных учреждениях тесно связана с такими современными тенденциями и переменами в социуме, как гуманизацией образования, развитием проблемного и развивающего обучения, а также педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей.

Метод проектов используется в этом контексте как дидактическое средство оживления познавательного и творческого развития ребёнка, формирования определённых личностных качеств. С его помощью достигается основная цель образования как приобретения жизненного опыта - развитие личности ребёнка посредством непрерывного преобразование его навыков и умений. С помощью метода проектов ребёнок накапливает опыт самостоятельно, и он становится для него движущей силой, направляющей дальнейшее интеллектуальное и социальное развитие личности. Обучение в этой связи приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка [1,С.4]. Нам представляется особенно важным, чтобы применения метода проектов начиналось в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Это позволит на раннем этапе становления личности ребёнка определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений, навыков в соответствии с основными линиями развития.

Методом проектов мы выделяем следующие задачи обучения в младшем дошкольном возрасте:

-пробуждение интереса к предлагаемой деятельности; -приобщение детей к процессу познания; -формирование различных представлений;

-привлечение детей к воспроизведению образцов, используя различные варианты; -побуждение детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию. Использование метода проектов способствует совершенствованию психических процессов, а именно:

-формированию эмоциональной заинтересованности; -знакомству с предметами и действиями с ними; -развитию мышления и воображения; -речевому развитию.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков предполагает: -осознание поставленной цели;

-овладение различными способами решения поставленных задач;

-развитие способности предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте; -поиск различных средств достижения цели.

Использование метода проектов в работе с детьми раннего дошкольного возраста позволяет, как было указано выше, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений, навыков в соответствии с основными линиями развития. По линии физического развития методом проектов достигается:

-стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

-формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»). По линии социального развития достигается:

-формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные

семейные проекты «Генеологическое древо»).

По линии познавательного развития достигается:

-обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

-расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

-сознательное применение сенсорных ощущений и решении практических задач

(математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», творческие

проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»).

По линии эстетического развития методом проектов мы добиваемся:

-развития эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

-овладения художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки») [3].

Проекты рассчитаны на среднюю продолжительность (несколько дней, недель) и могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе. При этом совместная деятельность по реализации проекта участниками образовательного процесса предполагается в различных сочетаниях:

-совместная деятельность воспитателя и ребёнка; -совместная деятельность детей; -совместная деятельность детей и родителей.

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты, праздники и пр. [1,С.5]. Таким образом, использование в образовательном и воспитательном процессе дошкольников методики проектной деятельности (технологии проектного обучения), позволяет не только реализовывать личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию. Применение педагогического проектирования в работе педагогов позволяет:

-повысить их профессиональный уровень и степень вовлечённости в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплочённым;

-формировать их профессиональное взаимодействие с детьми дошкольного возраста, основанное на:

1.субъектном отношении педагога к ребёнку;

2. индивидуальном подходе, учёте зон ближайшего развития ребёнка;

3.мотивационном подходе;

4. доброжелательном отношении к ребёнку;

-развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада);

-создавать продукты, которые можно предъявить социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию детского сада) [2].

Библиография

1. Дьяченко В.Ю, Гузенко О.В, Швецова И.А, МирошниченкоГ.А. 2007. Развитие речи. Тематическое планирование занятий. Волгоград.

2. Ресурс Интернет: Новак Н.Н.. Проектная деятельность в детском саду. URL: http://www.resobr.ru/materials/46/37792/. 16.09.2013.

3. Ресурс Интернет: Проектная деятельность в детском саду. URL: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm. 16.09.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.