Проектная деятельность в коррекционно-педагогической работе службы ранней помощи
Бутко Галина Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры логопедии, Институт специального образования и комплексной реабилитации, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» E-mail: [email protected]
Касицына Марина Александровна,
магистр специального (дефектологического) образования, учитель-дефектолог, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 953» E-mail: [email protected]
Олту Снежана Павловна,
аспирант кафедры логопедии, Институт специального образования и комплексной реабилитации, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются различные технологии взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Службы ранней помощи. Особое внимание уделено проектной деятельности, как важной составляющей психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, ранняя комплексная помощь, психолого-педагогическое сопровождение, семья, специалисты сопровождения.
о с
CJ
см см
Современный этап оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в нашей стране характеризуется несколькими новыми тенденциями, одной из которых является разворачивание ранней комплексной помощи на всей территории Российской Федерации. Ускорению этого процесса способствовало принятие на государственном уровне Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года в рамках государственной программы «Доступная среда» в 2016 году [10]. В Концепции под ранней помощью понимается комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых нуждающимся в них детям и их семьям в рамках индивидуальных программ ранней помощи для каждого ребёнка. Концепция направлена на раннее выявление детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, а также детей с риском развития таких ограничений, их сопровождение и содействие развитию и включению их в среду сверстников [2]. Одним из важнейших постулатов Концепции является семейноцентрированность помощи. Семья ребенка с ОВЗ рассматривается не просто, как объект внимания со стороны специалистов ранней помощи, а как полноправный участник всего процесса комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка младенческого и раннего возраста [3]. Это выражается в полноценном участии родителей (законных представителей) во всех занятиях специалистов сопровождения с ребенком, психолого-педагогических и культурно-просветительских мероприятиях организаций, оказывающих услуги ранней помощи. Как правило, во всех этих организациях имеет место и психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Одной из наиболее эффективных и зарекомендовавших себя с лучшей стороны форм ранней комплексной помощи, являются службы ранней помощи, которые открываются на базе образовательных организаций, а также учреждений здравоохранения и социальной защиты [7].
Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ, является приоритетным направлением в работе служб ранней помощи. В процессе развития ранней комплексной помощи все более очевидным становится смещение фокуса на всестороннюю психолого-педагогическую и социальную поддержку семьи, в которой растет малыш, требующий особой заботы. Такие семьи очень нуждаются в своевременной поддержке специалистов,
верящих в возможность помочь ребенку с любыми нарушениями, знакомых с практикой социально-психологической поддержки семьи и методами воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья [4].
Специалисту ранней помощи следует разграничивать запрос семьи и ее проблемы. Часто запрос не совпадает с основной проблемой семьи. В течение всего периода взаимодействия с семьями воспитанников педагоги оценивают адекватность ожиданий родителей по динамике развития детей в условиях службы ранней помощи и изменения, которые происходят в их ожиданиях. Это очень важно, так как позиция родителя (активная или пассивная) напрямую зависит от запросов родителей и понимания возможностей ребенка [9].
Например, мама А. пришла в службу ранней помощи с запросом, чтобы ее ребенка научили всему, потому что дома он ее совсем не слушает, и она не может с ним заниматься, а остальные члены семьи говорят, что это бесполезно. «Я все жду, когда же у него сработает "та кнопочка" и он заговорит, и будет как все» - в этом случае перед педагогами стоит задача по формированию у родителя адекватной позиции к проблемам ребенка, на создание позитивного взаимодействия между членами семьи и активного участия в воспитании ребенка.
Как правило, большие ожидания возникают из-за того, что родители не могут оценить реальные возможности развития ребенка и часто стремятся скрыть проблемы взаимоотношений с ребенком и в семье. Как показывает опыт работы служб ранней помощи в г. Дзержинске, г. Москве, на начальном этапе взаимодействия с родителями такие источники информации, как анкеты, недостаточно объективны. И только в результате систематических наблюдений, специально организованного обследования, педагоги могут понять реальную картину детско-родительских отношений [1]. Условия оказания психолого-педагогической помощи в службе ранней помощи значительно отличаются от условий в группе полного дня. В службе ранней помощи родители становятся полноправными участниками педагогического процесса, и от их педагогической компетентности, психологического настроя, возможности переносить полученный опыт в условия семьи во многом зависит динамика развития их ребенка.
Итак, после знакомства с семьей, выявления особенностей детско-родительских отношений, совместного с родителями обсуждения образовательного маршрута и ближайших задач развития ребенка, наступает этап активного включения семьи в психолого-педагогический процесс. Каждая семья уникальна и по-своему переживает наличие серьезной проблемы развития их ребенка. В таких семьях часто наблюдаются признаки депрессии, отчаянья [6]. И родители не всегда осознают, а зачастую, пытаются скрыть подобное состояние, но периодически признаки эмоционального неблагополучия вырываются наружу в виде повышения го-
лоса на ребенка или отчуждения, осложнений отношений между членами семьи. Для установления доверительных отношений с родителями педагогам приходиться руководствоваться не только профессиональными знаниями, но и полагаться на свою интуицию, а также, быть изобретательными при взаимодействии и с ребенком, и с его семьей. Это самый творческий и нерегламентированный этап при взаимодействии с семьей [5].
Одной из интересных и эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые были разработаны, апробированы и хорошо зарекомендовали себя в работе служб ранней помощи (ГБОУ ЦРР № 1645, ГБОУ детский сад № 908 г. Москвы, МБДОУ КВ «Детский сад № 9 «Созвездие» г. Дзержинск Московской области), является проектная деятельность и творческая мастерская.
Один из видов проектной деятельности - работа по формированию тематических альбомов, которые на разных этапах работы становятся то целью, то средством для решения специальных психолого-педагогических задач. В зависимости от задач, интеллектуальных и творческих возможностей детей, содержанием альбомов могут быть детские рисунки, аппликации, фотографии, картинки, тематические записи и комментарии родителей. Общей задачей при работе со всеми видами альбомов является прямая и косвенная стимуляция родителей на активное взаимодействие с ребенком. Такую работу целесообразно проводить с семьей ребенка после двух лет.
В ГБОУ детский сад № 908 г. Москвы за время работы структурных подразделений, оказывающих помощь детям с ОВЗ, в рамках городской экспериментальной площадки, было разработано несколько видов таких альбомов. В МБДОУ КВ «Детский сад № 9 «Созвездие» г. Дзержинск Московской области, начиная с открытия Службы ранней помощи в 2016 году, проведена апробация данных технологий и выявлено положительное воздействие таких форм сотрудничества с родителями на реабилитационный процесс.
«Альбом выходного дня» предназначен для стимуляции речевого развития ребенка с ОВЗ, его познавательной активности, расширения представлений об окружающем мире, улучшения эмоционального состояния.
В альбоме содержатся фотографии ребенка, его мамы и папы, бабушки и дедушки и других близких родственников, а также друзей. Фотографии отражают различные сюжеты: ребенок дома, на прогулке, на даче, в театре, ребенок играет, лепит, рисует, конструирует и т.п. В альбом могут включаться и совместные семейные творческие работы. Альбом используется всеми специалистами, которые ставят свои задачи и цели при работе с детьми.
Оформление альбомов оказывает неоценимую помощь в налаживании контактов ребенка с родителями и близкими людьми. Еще одной важной задачей, решаемой данной формой работы, явля-
сз о со "О
1=1 а
—i
о
сз т; о т о от
з
и о со
ется активное включение родителей в совместную со специалистами ранней помощи педагогическую деятельность по развитию речи детей. Ребенок, рассматривая страницы альбома со знакомыми ему событиями и значимыми людьми, чувствует потребность рассказать о происходящем. Это необходимо поддержать, простимулировать речевую активность, что несомненно, будет способствовать развитию речи ребенка. Кроме того, сюжеты альбома выходного дня помогают общению детей друг с другом. Дети, даже немного владеющие речью, рассматривая свои альбомы, показывают друг другу фотографии, делятся впечатлениями о своих событиях. Те дети, которые еще не умеют говорить, только рассматривают фотографии, показывают себя и близких, радуются, узнавая на фотографиях других детей, посещающих службу.
В процессе реализации проекта «Альбом выходного дня» в работе службы ранней помощи наблюдались положительные изменения. Сначала, только часть родителей включилась в работу, а альбомы заполнялись нерегулярно. При этом, важно было чтобы не педагоги, а сами родители «заразили» своим творчеством более пассивных родителей. Постепенно педагоги наблюдали, как такие родители начинают прислушиваться к рассказам детей, у них возникает желание тоже, совместно со своим ребенком иметь похожий альбом. Наибольшую ценность представляло желание родителей общаться друг с другом и организовывать совместный семейный досуг. Например, организовать поход нескольких семей в детский театр. Случалось, что родители в те выходные, когда они не смогли никуда пойти, начинали искать другие формы взаимодействия с ребенком. Это выразилось в создании родителями вместе с их детьми аппликаций из различных материалов и оформлении их в альбомы. Так появились различные варианты альбомов выходного дня, что еще больше усилило интерес семей к проектной деятельности. Кроме того, ведение альбомов повлекло за собой более частые прогулки родителей с детьми на свежем воздухе, в парке, лесу, сквере, которые стали носить характер мини-экскурсий, вовлекая в них всех членов семьи.
Разработанный специалистами ранней помощи «Дневник родителя» стал еще одной важной формой взаимодействия, приводящей к изменению в положительную сторону родительской позиции. Родителям было предложено внимательно наблюдать за своим ребенком и записывать, какие изменения происходят у ребенка в речи, в общении дома и со сверстниками, в поведении и эмоциональном состоянии. Наблюдая за изменениями по указанным направлениям, родители стали замечать даже самые небольшие успехи ре-5 бенка. Научились более тонко чувствовать его по-§ требности, что изменило родительскую позицию, сделало ее более активной и адекватной, роди° тели стали чаще задавать вопросы и обращаться ав за рекомендациями.
Интересной формой взаимодействия родителей с детьми стали творческие мастерские «Вместе с мамой». Совместная работа педагогов направлена на обучение родителей практическим навыкам и приемам взаимодействия с ребенком. Используются приемы арттерапии [8]. Творческая мастерская организуется совместно, всеми специалистами, которые, кроме общих задач, ставят свои цели, удовлетворяя запросам основных направлений работы: с детьми, родителями, педагогами и, главное, общее взаимодействие в неформальной, непосредственной обстановке. Занятия-встречи проводятся по заранее объявленной теме, или могут планироваться несколько подготовительных игровых сеансов близких по тематике. Темы для «Творческой мастерской» выбираются с учетом предстоящих праздников и времени года. Педагоги выбирают, какими средствами пользоваться и планируют примерный сценарий проведения занятия-встречи.
В «Мастерской» помогают родителям и детям раскрыться, практически и эмоционально, обмениваются опытом и идеями, рекомендациями, просто общаются в дружеской атмосфере.
Алгоритм проведения «Творческой мастерской»:
• Подготовительный этап. Выбор темы - чаще всего она приближена к сезонным явлениям или праздникам. Составление плана, определение, каким будет продукт деятельности, из каких материалов.
• Первый этап - это игровые сеансы по выбранной теме.
• Второй этап - экскурсия по территории детского сада, приуроченная к теме.
• Третий этап - непосредственно, сама «Мастерская». Воспитанники службы ранней помощи и их родители, педагоги собираются за большим столом для выполнения творческих работ по выбранной теме.
По традиции «Творческая мастерская» заканчивается чаепитием. В «Творческой мастерской» нет жестких правил, соревнования, оценки, что позволяет родителям и детям чувствовать себя комфортно.
Полезной формой взаимодействия с семьей ребенка в службе ранней помощи оказалась работа с фотографиями и видеозаписями. Данный вид деятельности способствовал налаживанию контактов с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ. Фото- и видео- занятия (с комментариями и обсуждениями) проводились в помощь родителям, чтобы научить их методически правильно организовывать взаимодействие и выполнение заданий дома. Педагог в процессе занятия с ребенком не всегда имеет возможность комментировать действия свои и родителей. Ретроспективный просмотр позволяет обсудить детали и обратить внимание на слабые и сильные стороны ребенка во время игрового сеанса, на наиболее оптимальные формы контакта и взаимодействия с ребенком для достижения положительного резуль-
тата. Это особенно важно для родителей детей с расстройствами аутистического спектра.
В процессе анализа занятия используются фотографии моментов взаимодействия детей с близкими взрослыми и педагогами, демонстрируются развивающие упражнения, соответствующие психофизиологическому состоянию детей. Задача педагога - показать возможности ребенка при эмоционально насыщенном взаимодействии с педагогом, активизируя при этом родителей эмоционально раскрываться перед своим ребенком, обращая внимание на голос, интонацию. При этом отмечается важность наблюдения за изменениями в поведении ребенка для создания оптимальных условий развития. Вся эта работа проводится только при согласии родителей.
На начальных этапах педагоги сомневались в целесообразности запуска нескольких параллельных проектов, боялись, что родители будут отказываться от участия в них. Разнообразие проектов дало возможность родителям сначала включиться в наиболее значимые и интересные лично для них, а затем стала наблюдаться родительскую активность и в других проектах. Для того, чтобы проекты активно «заработали», для родителей необходим адаптационный период и пример нескольких работ. В разных проектах включенность родителей неодинаковая. Но когда на мини-выставке родители рассматривают готовые альбомы-проекты, начинается активное обсуждение, «какие молодцы» и «как интересно», а далее, некоторые родители только на словах согласны принять участие - с ними продолжает проводиться работа по привлечению к творческим проектам. Если выясняется, что у родителя возникают сложности в оформлении, педагоги организовывают мастер-класс и предлагают свою помощь.
Главное, еще раз подчеркнем, - желание участвовать в проектной деятельности должно исходить от самих родителей, а педагоги должны их только умело и деликатно направлять.
Опыт работы службы ранней помощи показал, что некоторые дети по состоянию здоровья иногда пропускают игровые сеансы. У большинства воспитанников навыки и умения формируются долго и при пропусках могут распасться. Поэтому крайне важно подобрать форму взаимодействия с семьей, которая и в такой ситуации поддерживает сохранение и укрепление приобретенных навыков и умений. Достаточно эффективным способом поддержки семьи в этом случае является метод дистанционного сопровождения. Это сопровождение семьи с применением современных информационных технологий на период болезни ребенка или его отсутствие по другим причинам.
Взаимодействие по данной форме отражается в «Журнале дистанционного взаимодействия с семьей». В нем регистрируются фамилия, имя ребенка, И.О. родителя, телефон, дата и время предполагаемого занятия, количество пропущенных дней, формы взаимодействия - телефонное кон-
сультирование, интернет-консультирование, подготовка электронных и печатных материалов для занятий дома. В последней графе описываются направления работы с ребенком и его семьей. Для ребенка это направленность игр и упражнений (сами игры и упражнения прописываются в личных альбомах семьи), для родителей специально подобранная или рекомендованная литература.
Дистанционное взаимодействие требует от педагогов и родителей определенной подготовки как педагогической, так и технической, поэтому родители за день до занятия должны предупредить о своем отсутствии и согласовать время дистанционного взаимодействия.
В зависимости от технических возможностей семей, для такого взаимодействия используются: телефон, электронная почта, мейл-агент, скайп, специально подобранные материалы в личной папке ребенка (с учетом его актуального психофизиологического развития). В результате такой работы родителей появляется возможность получать в электронном виде специально подобранные презентации, сборники упражнений, задания, методические рекомендации, ссылки на научные статьи и электронные книги. Родители обнаруживают для себя новый и полезный способ общения.
Родители, которые не владеют специальными умениями работы с информационными компьютерными технологиями, при желании могут получить необходимую помощь у педагогов службы ранней помощи. Постепенно, родители увлекаются вышеперечисленными формами работы, увлекают детей в создание новых проектов. Для некоторых родителей это становится формой самовыражения, некоторые начинают писать стихи, другие открывают в себе изобразительные способности. По отзывам родителей, их участие в творческих проектах помогает снимать психическое напряжение, позволяет находить общие интересы с другими родителями, улучшается взаимодействие с ребенком.
На старте работы Службы ранней помощи в МБДОУ КВ «Детский сад № 9 «Созвездие» в 2016 году помощь получали 10 семей, а к концу 2018-2019 учебного года услугу получили 115 семей. Родители, воспитывающие детей с нарушениями развития, становятся членами междисциплинарной команды специалистов и ее активными участниками. Этому способствует развитие проектной деятельности в сотрудничестве с семьей. В результате родителям в общении со своим малышом открываются новые горизонты. Вместе с родителями малыш учится понимать себя и свое тело, свои эмоции, узнавать суть других предметов, становится внимательным, развивает свою речь и восприятие, В ходе проектной деятельности задействуются все системы общения и познания ребенком окружающего мира.
Таким образом, деятельность специалистов междисциплинарной команды Службы ранней помощи, направленная на комплексное сопровождение детей первых лет жизни с ограниченными
сз о со "О
1=1 а
—i
о
сз т; о
т о
от
з
и о со
возможностями здоровья, включает в себя предоставление квалифицированной помощи ребенку и его семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с проблемами здоровья и развития. Использование в коррекционно-педагогическом процессе технологий проектной деятельности предоставляет возможность организовать продуктивное взаимодействие между родителями, детьми и специалистами, а также между различными специалистами междисциплинарной команды, что необходимо при оценке потребностей ребенка и при планировании и выполнении общей программы его поддержки.
Литература
1. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2003. - № 2. - С. 45.
2. Бутко Г.А., Кательсон Т.А., Олту С.П. Развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования и здравоохранения // Вестник Мининского университета. -2019. - Т. 7. № 4 (29). - С. 6.
3. Жиянова П.Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. 248 с.
4. Левченко И.Ю. Компетенции специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // В сборнике: Раннее развитие и коррекция: теория и практика. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. Сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.А. Гусейнова, А.С. Павлова. - Москва, 2016. - С. 154-161.
5. Левченко И.Ю., Бутко Г.А., Орти-на Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в новых формах дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. -№ 2. - С. 17-23.
6. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. Пособие. М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
7. Левченко И.Ю., Чижикова Е.О., Бутко Г.А. О некоторых тенденциях развития современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Стандарты и мониторинг в образовании. № 2, 2019, С.46-55.
8. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия „ в специальном образовании / Е.А. Медведева,
о с
U
сэ см о см
<3
И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова и др. - М.: Академия, 2001. - 248 с.
9. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья (учебник для студ. учреждений высш. образования)/ В.В. Ткачева, Е.Ф. Архипова, Г.А. Бутко, В.З. М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с.
10. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года».
design activities in the correction and pedagogical work of the early help service
Butko G.A., Kasitsyna М.А., Oltu S.P.
Moscow City University, State budgetary educational institution of the city of Moscow "School No. 953"
The article discusses various technologies for interacting with families raising children with disabilities in the context of the Early Assistance Service. Particular attention is paid to project activities as an important component of the psychological and pedagogical support of the family of a young child with developmental disabilities.
Keywords: children with disabilities, early comprehensive care, psychological and pedagogical support, family, support specialists.
References
1. Boryakova N. Yu., Kasitsyna M.A. Psychological and pedagogical examination of children with mental retardation in a special kindergarten // Correctional pedagogy: theory and practice. -2003. - No. 2. - P. 45.
2. Butko G.A., Katelson T.A., Oltu S.P. Development of an early comprehensive care system for children with disabilities in educational and healthcare institutions // Bulletin of the University of Minin. - 2019. - T. 7. No. 4 (29). - P. 6.
3. Zhiyanova P.L. Family-centered model of early care. - M.: Downside Up Charitable Foundation, 2014. 248 p.
4. Levchenko I. Yu. Competencies of specialists in the field of early assistance to children with disabilities and children at risk // In the collection: Early development and correction: theory and practice. Collection of scientific articles on the materials of the scientific-practical conference. Comp .: O.G. Prikhodko, V.V. Manuylova, A.A. Huseynova, A.S. Pavlova. - Moscow, 2016. - P. 154-161.
5. Levchenko I. Yu., Butko G.A., Ortina T. Yu. Psychological and pedagogical support of young children in new forms of preschool education // Management of a preschool educational institution. - 2011. -№ 2. - P. 17-23.
6. Levchenko I. Yu., Tkacheva V.V. Psychological assistance to a family raising a child with developmental disabilities: a method. Allowance. M .: Education, 2008. - 239 p.
7. Levchenko I. Yu., Chizhikova E.O., Butko G.A. About some development trends of modern preschool education of children with disabilities // Standards and monitoring in education. No. 2, 2019, P. 46-55.
8. Medvedeva E.A. Art pedagogy and art therapy in special education / E.A. Medvedev, I. Yu. Levchenko, L.N. Komissarova et al. - M.: Academy, 2001. - 248 p.
9. Psychological and pedagogical support of the family of a child with disabilities (textbook for student institutions of higher education) / V.V. Tkacheva, E.F. Arkhipova, G.A. Butko, V.Z. M.: Publishing Center "Academy", 2014. - 272 p.
10. Decree of the Government of the Russian Federation of August 31, 2016 No. 1839-r "On approval of the Concept of development of early assistance in the Russian Federation for the period until 2020".