Проектная деятельность в контексте будущей профессиональной деятельности студентов: опыт создания мобильного гида
Касаткина Наталья Николаевна к.п.н, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков гуманитарных факультетов
ЯрГУ им. П.Г.Демидова, г. Ярославль, ул. Кирова 8/10 [email protected]
Аннотация
В данной статье обсуждаются особенности проектной деятельности в высшей школе и основные этапы ее осуществления. Рассматривается особый вид мобильного обучения - мобильные экскурсии. Обсуждается целесообразность внедрения мобильных технологий в сферу туризма, а также готовность аудитории к использованию портативных устройств для обучения. Описывается опыт взаимодействия студентов гуманитарных и технических дисциплин в рамках проектной деятельности, результатом которой стал конечный продукт - мобильное приложение «CityGuide», содержащее набор экскурсий по городу Ярославль. Приводится анализ результатов проектной деятельности, показывающий высокий потенциал разработки проектов со схожей тематикой.
The article discusses the project activity features and its main stages of implementation in the system of higher education. Mobile excursions are considered as a special type of mobile learning. The feasibility of the mobile technologies introduction in the sphere of tourism and the willingness of the audience to use portable devices in learning are discussed. The experience of interaction of students of humanitarian and technical disciplines within the framework of the project activities is described. The resulting product is a mobile application «CityGuide» that contains a set of tours developed for city of Yaroslavl. The results of project performance analysis that indicate a high potential of the development of projects with similar themes are presented.
Ключевые слова
проектная деятельность, мобильное обучение, разработка мобильного приложения, мобильные экскурсии
Project activity, mobile learning, mobile application developing, mobile excursions
Введение
На сегодняшний день, во многом, благодаря развитию информационных технологий происходят значительные изменения в общественной жизни общества, его политической, экономической, культурной сферах. Изменения происходят и в системе образования, так как требования к содержанию, функциям и результатам обучения напрямую зависят от запросов современного общества.
Среди инновационных подходов к обучению стоит особо выделить личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Личностно-развивающая парадигма выводит на первое место развитие таких качеств, как творческое мышление, способность к самообучению, умение ставить цели и принимать
продуктивные решения. В отличие от личностно-ориентированного подхода, компетентностный подход является деятельностным, ориентированным на практику. Обучение при таком подходе направлено на формирование определенных профессиональных компетенций, готовности выполнять конкретную деятельность. Гармоничное развитие будущего специалиста и члена современного общества заключается в сочетании компетентностного и личностно-ориентированного подходов.
Сочетание этих подходов возможно осуществить путем использования методик преподавания, основанных на интерактивном способе получения знаний, а также ориентированных на воспитание способности студентов обучаться самостоятельно с помощью современных технологий. Учебный процесс, опирающийся на использовании интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения [1]. Среди интерактивных методов обучения особую значимость на сегодняшний день приобретает проектная деятельность студентов. По мнению ряда исследователей, проектная деятельность оказывает благоприятное влияние на развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов, обеспечивает максимальную вовлеченность в учебный процесс, а также способствует лучшему усвоению новой информации, а также систематизации и интеграции ранее полученных знаний.
Особую ценность для обучающихся представляет разработка проектов не только в рамках конкретной дисциплины, но и в контексте их будущей профессиональной деятельности. Создание подобных проектов на стыке различных дисциплин требует значительных усилий и продуманных действий по координации разработки как со стороны преподавательского состава, так и со стороны студентов. Тем не менее, междисциплинарное проектирование - универсальный инструмент обучения, позволяющий воссоздать как профессиональный, так и социокультурный контексты будущей деятельности специалиста, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций, а также развитие личностных качеств обучаемых.
Проектная деятельность в высшей школе: суть, этапы реализации
Как было отмечено во введении, одним из эффективных подходов к обучению является метод проектов. Именно этот метод лег в основу работы со студентами в рамках данного исследования. Опишем подробней основные черты и функции проектной деятельности, особенности ее применения в реальной практике высшей школы, а также основные этапы разработки проектов.
Проектная деятельность (метод проектов) - метатехнология, охватывающая не только среднюю, но и высшую школу, а также (в различных вариантах) производство, социальную сферу, политику. Под проектной деятельностью понимаются способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Проектирование - это целенаправленная деятельность, позволяющая найти решение проблем и осуществить изменения в окружающей среде (естественной и искусственной) [2]. Наиболее содержательное понимание метода проектов сформулировано Е. С. Полат: «Метод проектов — определенным образом организованная поисковая, исследовательская, творческая, познавательная деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает процесс достижения результата определенными методами, приемами, что приводит к развитию познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном поле, анализировать, выдвигать гипотезы» [3].
В ходе подготовки проектов студенты приобретают следующие навыки и умения: самостоятельность, умение находить эффективный и оптимальный путь
решения задачи, умение ориентироваться в информационном пространстве, способность интегрировать знания из смежных дисциплин. Кроме того, студенты младших курсов при таком подходе быстрее адаптируются к учебе, имеют возможность приобщиться к научно-исследовательской деятельности, показать свои интеллектуальные и творческие способности [4].
Проектная деятельность требует от преподавателя существенного изменения характера его работы, так как в проекте он выступает, прежде всего, в роли тьютора [5]. При этом самим студентам важно не только сформулировать задачу, но и разделить ее на специфические части для каждого из участников рабочей группы, постоянно контролировать сроки и качество выполняемых работ, взаимодействовать друг с другом, заказчиком, педагогами.
Сопровождая проектную деятельность студентов, преподаватель предусматривает использование самых различных средств (методов, приемов, технологий, форм), обеспечивающих положительную мотивацию студентов, понимание сущности деятельности, подготовку будущих специалистов к ее выполнению, стимулирующих активность, творчество студентов, их самоорганизацию и самореализацию. Для этого применяются традиционные методы: рассказ, убеждение, пример, демонстрация, упражнение, поощрение и др. Невозможно обойтись без беседы, дискуссии, создания проблемной ситуации, мысленного эксперимента и др. В ходе проектной деятельности целесообразно использовать приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, проблемного обучения и других технологий. На всех этапах создаются ситуации выбора на основе предложений студентов или, в случае затруднений, самого преподавателя [6].
Организация проектной деятельности в высшей школе - нетривиальная задача, требующая значительной подготовки координаторов проекта, их компетентности в выбранной области, взаимодействия между студентами, группами, факультетами и руководством учебного заведения. Рассмотрим предпосылки к использованию метода проектной деятельности при изучении иностранного языка.
Содержание обучения иностранному языку должно вести к формированию языковой компетенции. При этом необходимо учитывать специфику будущей профессиональной деятельности студентов различных факультетов.
Например, при обучении студентов технических специальностей возникает ряд проблем. Без освоения английского языка заниматься профессионально техническими науками невозможно, если его не знать, то спектр материалов для изучения сужается во много раз. Кроме того, английский нужно знать, чтобы понимать синтаксис языков программирования, а также, чтобы успешно общаться в мировом информационно-технологическом сообществе. При этом мало понимать специализированные статьи и документацию, так называемый «технический английский язык», а необходимо знать язык на разговорном уровне.
Можно выделить ряд умений и навыков, необходимых программистам в рамках владения английским языком:
- локализовывать (переводить) программное обеспечение;
- переводить тексты по информационным технологиям на русский и английский языки и не только;
- пользоваться на продвинутом уровне информационными и телекоммуникационными технологиями, дистанционными образовательными технологиями и прикладными программами;
- извлекать информацию из любого источника на английском языке, структурировать ее и трансформировать с учетом цели коммуникации;
- профессионально создавать и оформлять контент на нескольких языках, создавать и оптимизировать содержание сайтов;
- общаться на любые, в том числе профессиональные темы.
Формирование такого рода компетенций очень трудно осуществить на привычных курсах во время лекционных и практических занятий. Одним из решений проблемы является вовлечение студентов в проектную деятельность в рамках учебных практик, научно-исследовательской деятельности, курсовых работ. Главным отличием такой деятельности от стандартных лабораторных работ является командная работа, в ходе которой студентами усваиваются важные для дальнейшей профессиональной деятельности способы действий (аналогичные, применяемые в индустрии), формируются навыки коммуникации разработчиков друг с другом, а также приобретаются практические навыки, связанные с управлением задачами, составлением планов решения задач, различными видами проектирования.
В результате проектной деятельности создается конечный продукт с определенным заранее набором характеристик. Примером подобного продукта может являться письменный документ, материальный предмет, устройство, технология, предмет искусства, идея и так далее. По виду доминирующей деятельности проекты делят на следующие виды [6]:
• исследовательские;
• творческие;
• прикладные;
• информационные;
• приключенческие, игровые, ролевые.
Особенности разработки того или иного проекта различаются в зависимости от вида доминирующей деятельности и характеристик конечного продукта. Однако стоит отметить, что осуществление любого проекта можно рассмотреть как итеративный процесс, состоящий из четырех основных этапов [7] (Рис. 2).
Цикл разработки проекта
Оценка потребностей
Критический анализ Планирование
Реализации ^^^^
V
Рис. 1. Итеративная структура разработки проекта
I. Оценка потребностей.
Оценка потребностей - это попытка оценить необходимость реализации проекта, его социальную, учебную, экологическую значимость, а также ситуацию на рынке услуг: «Что есть?» и «Что нужно пользователю?». Первый этап позволяет минимизировать риск дублирования - избежать траты ресурсов и сил на проект, который не востребован либо уже реализован кем-либо.
II. Планирование.
Планирование подразумевает анализ данных, собранных на первом этапе, расстановку приоритетов, оценку сил и ресурсов, требуемых для реализации проекта, а также выбор материалов, сбор данных, контента, определение желаемых характеристик будущего продукта.
III. Реализация.
Реализация проекта - основа цикла разработки. На основе данных и ресурсов, собранных на предыдущем этапе, производится выбор логической модели
реализации, поэтапное создание всех компонентов продукта, оценка слаженности работы совокупности реализованных компонентов.
IV. Критический анализ.
Для того чтобы добраться до этой точки в процессе разработки проекта, необходимо затратить значительное количество времени, усилий и ресурсов. Очевидно, что цель состоит в том, чтобы создать эффективный проект в области образования, который может служить моделью, ориентиром, передовым опытом в сфере образования.
Оценка представляет собой систематический сбор информации о деятельности, результатах проекта, характеристиках итогового продукта, отзывы участников проекта об их удовлетворенности проделанной работой, формировании профессиональных компетенций в ходе разработки, социокультурном взаимодействии с другими участниками проекта и преподавателем. Кроме того, оценка обеспечивает координаторов проекта задокументированными данными, необходимыми для дальнейшего принятия решений в этой области, а также доработки текущего проекта. В случае, если желаемый результат не был достигнут, оценка позволяет определить, что именно было выполнено некорректно, и спроектировать возможные методы решения возникших трудностей и проблем.
Циклический характер разработки проекта позволяет увеличить качество конечного продукта с каждой новой итерацией благодаря учету ошибок и проблем, возникших при предыдущем прохождении цикла. В случае, когда конечным продуктом является мобильное приложение, итеративная разработка может длиться фактически бесконечно, позволяя приложению подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства и новые факты.
Также стоит отметить, что важной задачей является выбор темы и содержания будущего проекта. Особенно эффективны проекты, которые имеют междисциплинарный характер, требующий участия специалистов разных сфер деятельности. Примером может являться разработка программных приложений в области мобильного обучения, обеспечивающая интеграцию усилий преподавателей и студентов гуманитарных и технических дисциплин в рамках совместного проекта.
На рис. 2 показана схема, представляющая разработку мобильного приложения в рамках проектной деятельности как мощное орудие обучения, обеспечивающее формирование профессиональных и языковых компетенций, развитие личностных качеств, работу над реальным актуальным продуктом и т.д.
Развитие личностных качеств
Формирование профессиональных компетенций
Работа над актуальным высокотехнологичным продуктом
Формирование языковых компетенций
Воссоздание социального контекста будущей профессиональной деятельности
Межфакультетско е сотрудн ичество
Разработка мобильного приложения
Рис. 2. Схема, отображающая взаимосвязь желаемых результатов обучения и средства их достижения - проектной деятельности
Мобильное обучение. Мобильные экскурсии
Существует множество направлений разработки мобильных приложений в зависимости от выбранной тематики и контента, ниже перечислены некоторые из них:
- игровые приложения;
- контентные приложения;
- бизнес-приложения;
- мобильные социальные сети;
- приложения для мобильного обучения.
Последнее направление было выбрано в качестве основы для разработки мобильного приложения в рамках проектной деятельности студентов.
Термин "мобильное обучение" (М-1еагт^), появившийся в англоязычной педагогической литературе около 10 лет назад, в последнее время стал все чаще использоваться в нашей стране. Дж. Тракслер [8] утверждает, что мобильное обучение меняет полностью процесс обучения, поскольку мобильные устройства не только модифицируют формы подачи материала и доступа к нему, но и способствуют созданию новых форм познания и менталитета [9].
Мобильное обучение предполагает использование мобильных технологий либо самостоятельно, либо в сочетании с другими информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), что дает возможность пользователю осуществлять обучение в любое время и в любом месте. Использование большого разнообразия функций смартфонов и мобильных телефонов обеспечивает многогранность такого обучения: люди могут использовать свои портативные устройства для доступа к образовательным ресурсам, общения с другими людьми, создания разнообразного контента и прочее.
На сегодняшний день рынок мобильных устройств огромен: это смартфоны, коммуникаторы, планшеты, электронные книги, портативные аудиоплееры. Картина постоянно меняется: доступность мобильных устройств для всех слоев населения растет с каждым днем, делая их наиболее популярным средством ИКТ. Этот факт делает образование значительно более доступным, чем прежде [10].
Можно утверждать, что, в то время как ИКТ обеспечивают развитие дистанционного и смешанного обучения, мобильные технологии гармонично интегрируются в традиционное обучение. Стационарные компьютеры отрывают обучающихся от преподавателя и в некоторых случаях претендуют на вытеснение преподавателя из учебного процесса. Компактные мобильные устройства дополняют традиционные учебно-методические комплексы новыми форматами интерактивных заданий, которые могут успешно осуществляться как в рамках традиционных занятий на уроке, так и при автономной работе дома [11].
Особую популярность среди средств мобильного обучения приобрели приложения для обучения иностранному языку. История изучения языков насчитывает тысячелетия, однако, еще никогда прежде подходы к преподаванию и обучению не были настолько творческими и интерактивными, как на сегодняшний день [12]. Повсеместное распространение сетевых технологий, глобальные средства массовой информации, интернационализация университетов, преобладание английского языка в Интернете и другие продукты глобализации привели к тому, что английский язык приобрел статус лингва франка, что, в свою очередь, вызвало появление и дальнейшее развитие широкого спектра возможностей обучения языку с помощью современных методик и технологий. Перечислим некоторые из них:
• методы коммуникативной педагогики обеспечивают максимальное вовлечение студентов в процесс обучения;
• web-чаты дают возможность практиковаться в общении на иностранном языке даже самым застенчивым людям;
• интернет-ресурсы изобилуют доступными оригинальными материалами;
• социальные сети дают возможность общаться с реальными носителями языка из различных культурных сред;
• всевозможные портативные устройства, используемые ранее как средство развлечения и общения, теперь становятся мощным орудием для обучения вкупе с традиционными ресурсами [12].
При использовании портативных устройств, обеспечивающих мобильность в самых разнообразных контекстах, а также в выборе параметров обучения, в центре внимания оказывается учащийся, его опыт и потребности. Однако нужно отметить, что в учебном процессе есть два активных участника, и не стоит забывать о важнейшей роли преподавателя при обучении.
Под обучением языку понимается развитие межличностных мультимодальных коммуникационных ресурсов, среди которых язык является основным ресурсом. Языковые ресурсы включают в себя знание системы языка (фонетика, лексика, грамматика и речь) и использование языка (применение знания системы языка для осмысленного общения в контексте). Активное участие в процессе обучения предполагает, что учащиеся берут на себя ответственность за освоение ими материала, а преподаватели всесторонне обеспечивают и поддерживают этот процесс. Такой подход давно уже является философией обучения английскому языку [13]. Мобильные технологии обеспечивают применение этой философии способами, которые ранее были попросту невозможны. Учащиеся теперь всегда имеют под рукой мощные устройства, с помощью которых они могут:
- создавать мультимодальные тексты и обмениваться ими друг с другом;
- спонтанно общаться с людьми по всему миру;
- практиковаться в языке за пределами классной комнаты в любом удобном месте;
- анализировать собственный уровень знания языка и находить свои слабые места;
- оценивать свой прогресс в изучении языка по самым различным параметрам.
Таким образом, при подобном подходе границы между классной комнатой и окружающим миром стираются [14].
Мобильное обучение - термин, охватывающий различные подходы к обучению, дисциплины, учебные цели. Одним из быстро развивающихся видов мобильного обучения на сегодняшний день являются мобильные экскурсии. Они уже давно получили широкое признание на западе [15; 16] и постепенно внедряется и в нашей стране.
Традиционные экскурсии с гидом не всегда удобны для туриста. Темп, заданный экскурсоводом, может не подойти людям с проблемами здоровья или маленькими детьми. Содержание экскурсии также не всегда может удовлетворить путешественника. Использование мобильных устройств помогает преодолеть эти негативные факторы: пользователь сам может заранее спланировать экскурсию, двигаться с выбранным темпом, не зависеть от других людей.
Контент мобильного приложения может быть представлен с помощью различных мультимедийных данных: аудио-, видеозаписей, текстовых документов, изображений, геолокационной информации, что обеспечивает лучшее представление и освоение информации по сравнению с традиционным туризмом. Также мобильные экскурсионные приложения могут широко использоваться в школах и вузах при изучении истории, музеологии, краеведения, иностранного языка и прочих гуманитарных дисциплин.
На сегодняшний день экскурсии с помощью портативных устройств реализованы во многих крупных зарубежных музеях. Чаще всего для этих целей разрабатывается приложение-аудиогид. Для городских экскурсий целесообразно использовать более широкий функционал мобильных устройств: большим подспорьем могут оказаться геолокационные данные, избавляющие туриста от необходимости ориентировки на местности, видеоданные и изображения, обмен данными с другими пользователями.
Приложение «CityGшde»
В данном разделе описан опытсоздания междисциплинарного проекта в рамках проектной деятельности студентов Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Проект создавался на стыке информационных технологий, знания иностранных языков, истории и музеологии и заключался в создании мобильного приложения для проведения самостоятельных экскурсий по городу Ярославлю.
В качестве предпосылок к созданию подобного приложения следует рассматривать, во-первых, востребованность продукта на туристическом рынке, а во-вторых, готовность пользователей к внедрению подобной технологии. Рассмотрим подробней наличие данных предпосылок.
Ярославская земля славится своей богатой историей, знаменитыми музеями и памятниками архитектурного наследия. На территории края расположены четыре из восьми городов известного туристического маршрута «Золотое кольцо России». Немало великих россиян родилось в Ярославском крае: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, выдающийся певец Л. В. Собинов, первая женщина-космонавт В. В. Терешкова и другие.
Туризм в Ярославле стал развиваться еще до революции: Ярославский край одним из первых начал принимал организованные экскурсионные группы, а в 1914 году здесь стал выпускаться первый в России туристический журнал «Русский экскурсант».
В современном ярославском регионе туризм как отрасль экономики признан одним из стратегических в развитии региона и рассматривается как одно из направлений перехода от сырьевого к инновационному, социально ориентированному типу развития. Многочисленные рейтинги в сфере туризма и гостеприимства стабильно фиксируют высокие места Ярославской области по туристическому потенциалу. За 2015 год туристский поток составил около 3 млн. туристов, из них более 300 тыс. иностранных граждан. При этом около 40% российских и почти 10% иностранных туристов приезжают в Ярославскую область повторно, что свидетельствует об ее привлекательности.
Сегодня ярославские туроператоры предлагают почти 200 маршрутов и программ по региону. Однако все большее число туристов делает выбор в пользу самостоятельного туризма, который подразумевает индивидуальную программу отдыха [17]. Таким образом, мобильное экскурсионное приложение является востребованным продуктом на рынке услуг.
Стоит отметить, что при создании высокотехнологичного продукта возникает необходимость оценки готовности социума к использованию технического новшества. Одно из недавних исследований, посвященных данной теме, было проведено С. В. Титовой и А. П. Авраменко на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова [11]. Исследование было посвящено выявлению готовности студентов к внедрению мобильных технологий в процесс обучения. В период с сентября 2011 г. по март 2012 г. 230 студентов II—IV курсов приняли участие в анкете-опроснике. Первая часть анкеты была направлена на
выявление оптимального мобильного устройства, которое может быть использовано в учебном процессе, вторая часть фокусировалась на возможностях применения мобильных приложений и функций мобильных устройств в процессе обучения.
Исследование показало, что 85% обучающихся имеют смартфон, при этом из 15% обучающихся, имеющих телефоны, 99% также обладают другими более продвинутыми мобильными устройствами - плеером, планшетным компьютером или нетбуком. 77% опрошенных студентов используют свои ноутбуки и/или планшетные компьютеры вне дома.
Как отмечает С. В. Титова, для эффективного внедрения мобильных устройств в учебный процесс не меньшее значение, чем техническая оснащенность обучающихся, имеет их психологическая подготовленность. Она характеризуется привычкой и частотой использования функций и приложений мобильных устройств обучающимися вне учебной ситуации. По данным анкетирования, 60—80% обучающихся ежедневно используют календарь событий, камеру, плеер и другие приложения мобильных устройств, а также выходят с их помощью в Интернет. Лишь 10% опрошенных никогда не пользуются этими функциями. Подобные цифры говорят не только о психологической готовности обучающихся к внедрению мобильных устройств в учебный процесс, но и о необходимости методически продуманного и спланированного использования привычных инструментов в различных учебных ситуациях.
Результаты второй части анкетирования показали, что 97% опрошенных считают уместным внедрение мобильных устройств в учебный процесс, а 80% опрошенных ежедневно применяют мобильные устройства в обучении.
Подобная частотность использования мобильных устройств и их приложений подтверждает значительный уровень развития информационно-коммуникационной компетенции, или, лучше сказать, мобильной компетенции молодежи. Таким образом, исследование С. В. Титовой и А. П. Аврамовой статистически подтверждает готовность общества (как минимум в лице молодого поколения) использовать мобильные технологии для обучения, а, следовательно, и для мобильных экскурсий.
Перейдем к непосредственному описанию проекта, методологии его разработки, а также результатам, полученным студентами как закономерный итог их деятельности. Целью междисциплинарного проекта являлась разработка приложения «QtyGшde», содержащего набор экскурсий по городу Ярославлю для отдельного пользователя. В разработке приняли участие преподаватели и студенты факультетов информатики и вычислительной техники, истории, филологии и коммуникации (см. Рис. 3).
Студенты фагулътето ИБТ
Рис. 3. Взаимодействие студентов в ходе проектной деятельности
Основные этапы проектирования, выделенные в разделе «Проектная деятельность», для каждой группы студентов представлены в таблице 1.
Роль заказчика при разработке играли как преподаватели, так и сами студенты. Разработка приложения велась итеративно: по результатам критического анализа приходилось существенно дорабатывать вроде бы уже готовую программу с учетом обнаруженных недостатков при прохождении предыдущего цикла разработки.
Таблица 1.
Основные этапы проектирования для групп студентов
Студенты фак-та ИВТ Студенты фак-та истории Студенты фак-та филологии и коммуникации
Оценка потребностей Оценка социальной и уч продукта Проверка наличия готовых решений в магазинах приложений для портативных устройств ебной значимости ра Сбор информации об имеющихся экскурсионных маршрутах, выявление «белых пятен» в туристической карте города зрабатываемого Сбор информации о ситуации на рынке туристических услуг, в том числе о необходимости создания двуязычной версии приложения
Планирование Совместный анализ дан первого этапа. Оценка р разработки приложения структуры и интерфейса понимание задач, встаю Моделирование предметной области, выбор платформы, определение технических требований, разработка архитектуры приложения ных, полученных в х есурсов и затрат, тре . Первичное схемати приложения, обеспе щих перед каждой из Сбор материала для создания экскурсий де выполнения бующихся для шое представление чивающее групп студентов Сбор материала для создания экскурсий
Реализация Совместный выбор конк последующая оценка сл реализованных компоне Непосредственное создание приложения с определенным набором функций и дружелюбным интерфейсом, ввод контента, созданного группами студентов-гуманитариев в приложение ретной логической м аженности работы со нтов Создание ряда экскурсий, сбор визульного и аудиоконтента для каждой точки экскурсии одели реализации, вокупности Перевод текстов экскурсий, разработанных студентами- историками, на английский язык. Запись аудиофайлов на английском языке
Критический Оценка функциональности и корректности работы итогового
анализ приложения, оценка учебной значимости выполненной работы
Устранение «Полевые «Полевые
недостатков, испытания» испытания»
оптимизация кода приложения на приложения на
знакомых и студентах с
родственниках, хорошим уровнем
анализ полноты английского языка,
представления оценка качества
информации перевода,
корректности
произношения в
записи
Студенты IT-направления «Прикладная математика и информатика» выбрали для разработки мобильного приложения одну из популярных платформ Windows Phone (в 2015 году по информации от компании «Связной» продажи Windows Phone в России выросли на 107%). В ходе работы над приложением будущим программистам пришлось познакомиться с полным жизненным циклом программного обеспечения. Кроме того, студенты осваивали иностранный язык в процессе своей профессиональной деятельности.
При этом кроме привычной разработки программного обеспечения студентам немалое внимание пришлось уделить следующим частям проекта: хранение и представление данных, внешний вид приложения. Эти две задачи редко играют важную роль в обычных лабораторных работах, где задания составлены искусственно, а единственным конечным пользователем программы является преподаватель. При создании проекта будущие программисты получили реальные данные об экскурсиях от студентов других специальностей и были вынуждены скоординировать с ними свои действия по разработке системы хранения и обработки данных. Также немалые усилия потребовались для разработки внешнего вида и удобного интерфейса приложения.
Проблема составления экскурсий была определена студентами исторического факультета под руководством преподавателей соответствующих направлений. Студентами были разработаны такие экскурсии, как «Неизвестный Ярославль», экскурсии по районам города, в частности, по району Пятерка, по Заволжскому району, экскурсия по университетам Ярославля. Они представили результат своей работы в формате, который используется в мобильном программном приложении. Здесь появлялись специфические ограничения на выбор маршрута, составление текстовых и звуковых файлов, описывающих экскурсию. Результаты работы студентов исторического факультета были переведены на английский язык студентами факультета филологии и коммуникации, вследствие чего была разработана двуязычная версия приложения.
Результатом проекта явилось полностью готовое приложение CityGuide, которое может быть полезным жителям города Ярославля, а также его гостям.
Интерфейс программы включает в себя диалоговое окно, в котором пользователь может выбрать подходящую экскурсию из списка, затем в следующем окне отображается карта города, текущее местоположение пользователя и маршрут экскурсии (см. Рис. 4). При нахождении человека вблизи очередной точки маршрута автоматически включается воспроизведение аудиофайла с соответствующим рассказом. При нажатии на кнопки пользователь может просмотреть текстовую информацию о текущей достопримечательности.
Характерные особенности разработанного приложения:
- каждая экскурсия представляет собой отдельный маршрут из последовательности точек на карте города;
- к каждой точке экскурсии прилагаются звуковой и текстовый файлы, которые можно слушать и просматривать соответственно;
- текущее местоположение пользователя определяется автоматически с помощью GPS-навигации, при этом осуществляется автоматический запуск звукового сопровождения, если человек находится в небольшом радиусе от точки экскурсии;
- местонахождение пользователя визуализируется с помощью карт Google;
- возможен выбор любой имеющейся экскурсии, а также произвольное переключение между отдельными точками экскурсии.
В ходе работы над проектом были достигнуты следующие учебные цели и
задачи:
- воссоздание контекста будущей деятельности специалиста: прохождение полного цикла разработки мобильного приложения у студентов факультета ИВТ, проектирование реальных экскурсий студентами исторического факультета, перевод заданного материала студентами факультета филологии и коммуникации.
- воссоздание социокультурного контекста будущей профессиональной деятельности: студенты работали в реальном трудовом коллективе с распределенными ролями, взаимодействовали друг с другом.
- ознакомление с особенностями будущей профессиональной деятельности студентов других специальностей.
- развитие личностных качеств и профессиональных навыков в ходе разработки высокотехнологичного продукта;
- работа над актуальной современной задачей: в отличие от классических лабораторных и практических работ, объект исследования которых чаще всего является тривиальным и устаревшим, а задание - искусственно созданным, студенты работали в естественных условиях над реальным материалом, решая актуальную задачу по созданию продукта, востребованного на рынке.
Взаимодействие студентов гуманитарных и технических специальностей: опыт работы с коллегами другого склада ума полезен как для гуманитариев (повышение их компетенции в области ИКТ), так и для студентов технических специальностей (повышение уровня культуры, знания языка и т. д.).
•■Ill ,J ■ I .ИИ ,J ■ I .ИИ
<p)City Guic^Eity Guide H Guide
ЭКСКУРСИИ
Всего: 2
ij Набережная музеев Неизвестный Ярославль
ОНЛАЙН ЭКСКУРСИИ
Всего: 4
: 1 j Набережная музеев Неизвестный Ярославль TEST Ш TEST2
О ПРИЛОЖЕНИИ
<ф
City Guide - это мобильный экскурсовод прямо у Вас в телефоне.
Теперь жители города Ярославля, а также его гост могут больше узнать об истории и
достопримечательностях Ярославля без экскурсовод в любой момент времени.
Главная страница, секция «Экскурсии»
.и»
City Guide
Набережная музеев
Gorodskoy
® ©
Карта с проложенным маршрутом
Главная страница, секция «Онлайн экскурсии»
У*
ш
® ®
Главная страница, секция «О приложении»
■ ..III
1В City Guide
Щ Набережная музеев
ч
X
\
\
X f
bernskiy sad т к
1 (§) ® ®
Всплывающее окно с информацией о точке экскурсии
Рис. 4. Фрагменты экранных отображений программы
Окно с выбранной экскурсией
В результате работы над проектом студенты получили важный профессиональный и жизненный опыт, приобрели новые навыки и умения, а также получили возможность применить изученный теоретический материал в реальной
ситуации. Результаты выполнения проекта легли в основу научно-исследовательских работ студентов.
Продолжение проекта может быть направлено на расширение функционала приложения, добавление новых экскурсий для Ярославля и других городов, а также коммерциализацию приложения, что позволит задействовать в проекте студентов экономического факультета.
Заключение
Современные изменения, происходящие в социальной, экономической, политической и культурной сферах общества вызывают необходимость в коренной перестройке существующей системы образования, переходе к интерактивным методикам обучения, направленным как на формирование профессиональных компетенций будущего специалиста, так и на воспитание активного, творческого, гармонично развитого члена современного общества.
При подобной перестройке образовательной системы важно учитывать и накапливать опыт положительного внедрения современных методов в обучение. Один из наиболее перспективных подходов к обучению студентов - проектная деятельность, в ходе которой под чутким руководством преподавателей успешно воссоздается как профессиональный, так и социокультурный контексты будущей профессиональной деятельности.
Описанный в статье опыт разработки приложения «CityGuide» подчеркивает неоспоримые преимущества проектной деятельности в вузе как современного и перспективного метода работы со студентами различных направлений. Данный проект может являться образцом для организации проектной деятельности в высшей школе, а также отправной точкой для создания новых высокотехнологичных продуктов.
Литература
1. Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ) //Новосибирск: Изд-во, НГАУ. 2012. -58с.
2. Янченко И. В. Педагогическая ценность проектной деятельности в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза // Молодой ученый. 2013. №2. - С. 422-424.
3. Полат Е. С. Личностно-ориентированные технологии обучения // 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования.М.: ИОСО РАО, 1999. - 226 с.
4. Грахов В. П., Мохначев С. А., Кислякова Ю. Г., Анисимова Н. В. Практика проектной деятельности студентов в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5.
5. Касаткина Н.Н. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей: дис. ... к. пед. наук. Ярославль, 2003. -213 с.
6. Кугут И. А., Меркушева Н. Ю. Типология проектов. Продукты проектной деятельности. URL:
http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=56.1294851752333858. (дата обращения: 25.03.2016).
7. Elizabeth A., Janice O. (editors) Designing Education Projects: A Comprehensive Approach to Needs Assessment, Project Planning and Implementation, and Evaluation (2nd ed.) // National Oceanic and Atmospheric Administration (NOAA) - U.S. Department of Commerce. 2009.
8. Traxler J. Current State of Mobile Learning // Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training. 2009. URL:
http://www.aupress.ca/index.php/books/120155 (дата обращения: 14.09.2012).
9. Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012.
10. Kraut R. (editor) UNESCO policy guidelines for mobile learning // United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, Paris, France. 2013.
11. Титова С. В., Авраменко А. П. Эволюция средств обучения в преподавании иностранных языков: от компьютера к смартфону // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. №1.
12. Trinder R. Blending technology and face-to-face: Advanced students' choices // ReCALL, 28. 2016. pp 83-102.
13. Wong L-H. A learner-centric view of mobile seamless learning // British Journal of Educational Technology 43/1: E19-E23. 2012.
14. Kukulska-Hulme A., Norris L., Donohue J. Mobile pedagogy for English language teaching: a guide for teachers // British Council, London. 2015.
15. Abowd, G. D., et al. Cyberguide: A mobile context-aware tour guide // ACM Wireless Networks, Vol. 3, no. 3. 1997. pp. 421-433.
16. Anegg H., Kunczier H., Michmayr E., Pospischil G., Umlauft M. LoL@: designing a location based UMTS application // Elecktrotechnik und Informationstechnik 191(2). 2002. P. 48-51.
17. Федеральное агентство по туризму. Ярославская область: информация о регионе. URL: http://mssiatourism.ru/regions/?fedokr=109&freg=223 (дата обращения 10.03.2016).