Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРА «ГЛОБУС» КАК СОВРЕМЕННАЯ КРЕАТИВНАЯ ЭКОСИСТЕМА'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРА «ГЛОБУС» КАК СОВРЕМЕННАЯ КРЕАТИВНАЯ ЭКОСИСТЕМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
183
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР «ГЛОБУС» / ПРОЕКТ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОСИСТЕМА / ФЕСТИВАЛЬ / «ПУШКИНСКАЯ КАРТА» / АРТ-ПРОЕКТ / КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТ-ЛАБОРАТОРИЯ / СЕМЕЙНЫЙ ФОРМАТ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ВОЛОНТЕРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Людмилина Татьяна Николаевна

В статье рассматривается системный подход профессионального драматического театра к внерепертуарной проектной деятельности. Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» целенаправленно формирует разнообразие программ и проектов в современную креативную экосистему. Все проекты разрабатываются в тесной взаимосвязи с репертуарной политикой учреждения. Ряд проектов реализуется за счет грантовых средств. Векторам деятельности дано краткое описание, сформулированы цели и задачи. В первом разделе-введении даются общие сведения об учреждении: краткий экскурс в историю, позиционирование театра как крупнейшего в Сибири центра эстетического и духовного воспитания детей и молодежи, открытого всем направлениям творческой деятельности; описываются основные элементы системной социально-культурной проектной практики; приводятся конкретные примеры. Далее мероприятия разделены на шесть блоков. 1. «Всероссийский контекст» (крупные культурные акции всероссийского значения, благодаря которым жители Новосибирской области имеют уникальную возможность знакомства с достижениями искусства). 2. «Мотиватор - “Пушкинская карта”» (новые формы проектной деятельности в рамках реализации федеральной программы). 3. «Семейные форматы» (инструменты выстраивания коммуникации между родителями и детьми разных возрастов с использованием методологии театральной педагогики). 4. «Благотворительность и инклюзия» (проекты, направленные на работу с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, социально незащищенными слоями населения). 5. «Мы - вместе» (проекты патриотической направленности, без которых невозможен современный театр). 6. «Старт в профессии» (создание фундамента профориентации талантливых детей и молодежи: студии, волонтеры, студенческая практика). Описываемая проектная линейка охватывает период последних лет. Все формы деятельности разработаны сотрудниками театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Людмилина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITIES OF THE GLOBUS THEATER AS A MODERN CREATIVE ECOSYSTEM

The article considers a systematic approach of a professional drama theater to extra-repertory project activities. Novosibirsk Academic Youth Theater Globus purposefully forms a variety of programs and projects into a modern creative ecosystem. All projects are developed in close connection with the institution’s repertoire policy. A number of projects are being implemented through grant funds. The activity vectors are given a brief description, goals and objectives are formulated. The first section-introduction provides general information about the institution: a brief digression into history, positioning the theater as the largest center in Siberia for the aesthetic and spiritual education of children and youth, open to all areas of creative activity; it describes the main elements of systemic sociocultural project practice; specific examples are given. The activities are further divided into six blocks. 1. All-Russian Context (large cultural events of all-Russian significance, thanks to which the inhabitants of the Novosibirsk region have a unique opportunity to get acquainted with the achievements of art). 2. Motivator - Pushkin Card (new forms of project activities within the framework of the federal program). 3. Family Formats (tools for building communication between parents and children of different ages using the methodology of theater pedagogy). 4. Charity and Inclusion (projects aimed at working with people with disabilities, socially vulnerable groups of the population). 5. We Are Together (projects of a patriotic orientation, without which modern theater is impossible). 6. Start in the Profession (creating the foundation for career guidance for talented children and youth: studios, volunteers, student practice). The described project line covers the period of recent years. All forms of activity are developed by the theater staff.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРА «ГЛОБУС» КАК СОВРЕМЕННАЯ КРЕАТИВНАЯ ЭКОСИСТЕМА»

5. Исаев С. Экзистенциалистская концепция театра Ж.-П.Сартра // Философские проблемы культуры и искусства: сб. науч. трудов. - М., 1986. - С. 159-171.

6. Садых-Заде Г. Воспитание искусством [Электронный ресурс] // Петербургский Театральный Журнал. -2012. - 13 ноября. - URL: https://pti.spb.ru/blog/vospitanie-iskusstvom (дата обращения: 12.11.2022).

7. Саенко Н.Р. Форма и образы небытия в культуре [Электронный ресурс]. - Saarbrucken: LambertAcademicPub-lishing, 2011. - 443 c. - URL: http://edu.vspu.ru/cultureXfiles/2013/05/Saenko-N.R.-Formyi-i-obrazyi-nebyitiya-v-kulture.pdf (дата обращения: 12.11.2022).

8. Хейзинга Й. Homoludens. В тени завтрашнего дня: пер с нидерл. / общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. - М.: Прогресс, 1992. - 464 с.

9. Elubaeva M., Mironov A., Kharchenko L., Putecheva O. Aspects of Current Problems of Society in Contemporaty Art // Opción. - 2019. - Año 35, Especial No.23, рр. 547-562.

References

1. Bakshi L. "Igra v dzhin". Scena i muzyka ["The game of gin". Stage and music]. Voprosy teatra [Questions of the theater], 2020, no. 1-2, рр. 10-19. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/ri/igra-v-dzhin-stsena-i-muzyk (accessed 12.11.2022).

2. Devlikamova E.A., Chernysheva M.Yu. Intermedial'nost' v teatre: opredeleniya, vospriyatie i medial'nye otnosheni-ya [Intermediality in the theater: definitions, perception and medial relations]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury ii skusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2022, no. 60, pp. 153-160. (In Russ.).

3. Dzhurova T. Stav'te na zero [Put on zero]. Vecherniy Peterburg [Evening Petersburg], 2011, November 15. (In Russ.). Available at: https://ptj.spb.ru/pressa/stavte-na-zero (accessed 12.11.2022).

4. Dostoevskiy F.M. Sobranie sochineniy: v 15 t. T. 4. Primechaniya [Collected works. In 15 volumes. Vol. 4. Notes]. St. Petersburg, Nauka Publ., 1989. 783 р. (In Russ.).

5. Isaev S. Ekzistentsialistskaya kontseptsiya teatra Zh.-P.Sartra [The existentialist concept of the theater J.-P. Sartre]. Filosofskie problemy kul'tury i iskusstva: sb. nauch. trudov [Philosophical problems of culture and art: collection scientific works]. Moscow, 1986, pp. 159-171. (In Russ.).

6. Sadykh-Zade G. Vospitanie iskusstvom [Education by art]. Peterburgskiy Teatral'nyy Zhurnal, 2012, 13 noyabrya [St. Petersburg Theater Magazine. 2012, November 13]. (In Russ.). Available at: https://ptj.spb.ru/blog/vospitanie-iskusstvom (accessed 12.11.2022).

7. Saenko N.R. Forma i obrazy nebytiya v kul'ture [Form and images of non-existence in culture]. Saarbrucken, Lambert Academic Publishing, 2011. 443 p. (In Russ.). Available at: http://edu.vspu.ru/culturex/files/2013/05/ Saenko-N.R.-Formyi-i-obrazyi-nebyitiya-v-kulture.pdf (accessed 12.11.2022).

8. Huizinga J. Homo ludens. V teni zavtrashnego dnya [In the shadow of tomorrow]. Transl. from the Netherlands. General editorial officeаnd afterword by G.M. Tavrizyan. Moscow, Progress Publ., 1992. 464 p. (In Russ.).

9. Elubaeva M., Mironov A., Kharchenko L., Putecheva O. Aspects of Current Problems of Society in Contemporaty Art. Opción, 2019, Año 35, Especial No. 23, pp. 547-562. (In Engl.).

УДК 792

Doi: 10.31773/2078-1768-2023-62-145-155

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРА «ГЛОБУС» КАК СОВРЕМЕННАЯ КРЕАТИВНАЯ ЭКОСИСТЕМА

Людмилина Татьяна Николаевна, доцент, институт культуры и молодежной политики, Новосибирский государственный педагогический университет, директор, Новосибирский академический молодежный театр «Глобус», заслуженный работник культуры Российской Федерации (г. Новосибирск, РФ). E-mail: office@globus-nsk.ru

В статье рассматривается системный подход профессионального драматического театра к вне-репертуарной проектной деятельности. Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» целенаправленно формирует разнообразие программ и проектов в современную креативную экосистему. Все проекты разрабатываются в тесной взаимосвязи с репертуарной политикой учреждения. Ряд проектов реализуется за счет грантовых средств. Векторам деятельности дано краткое описание, сформулированы цели и задачи.

В первом разделе-введении даются общие сведения об учреждении: краткий экскурс в историю, позиционирование театра как крупнейшего в Сибири центра эстетического и духовного воспитания детей и молодежи, открытого всем направлениям творческой деятельности; описываются основные элементы системной социально-культурной проектной практики; приводятся конкретные примеры.

Далее мероприятия разделены на шесть блоков. 1. «Всероссийский контекст» (крупные культурные акции всероссийского значения, благодаря которым жители Новосибирской области имеют уникальную возможность знакомства с достижениями искусства). 2. «Мотиватор - "Пушкинская карта"» (новые формы проектной деятельности в рамках реализации федеральной программы). 3. «Семейные форматы» (инструменты выстраивания коммуникации между родителями и детьми разных возрастов с использованием методологии театральной педагогики). 4. «Благотворительность и инклюзия» (проекты, направленные на работу с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, социально незащищенными слоями населения). 5. «Мы - вместе» (проекты патриотической направленности, без которых невозможен современный театр). 6. «Старт в профессии» (создание фундамента профориентации талантливых детей и молодежи: студии, волонтеры, студенческая практика).

Описываемая проектная линейка охватывает период последних лет. Все формы деятельности разработаны сотрудниками театра.

Ключевые слова: театр «Глобус», проект, креативная экосистема, фестиваль, «Пушкинская карта», арт-проект, кросс-культурный проект, проект-лаборатория, семейный формат, благотворительность, инклюзия, интерактивный подход, профориентация, волонтеры.

PROJECT ACTIVITIES OF THE GLOBUS THEATER AS A MODERN CREATIVE ECOSYSTEM

Lyudmilina Tatyana Nikolaevna, Associate Professor, Institute of Culture and Youth Policy, Novosibirsk State Pedagogical University, Director, Novosibirsk Academic Youth Theater Globus, Honorary Worker of Culture of the Russian Federation (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: office@globus-nsk.ru

The article considers a systematic approach of a professional drama theater to extra-repertory project activities. Novosibirsk Academic Youth Theater Globus purposefully forms a variety of programs and projects into a modern creative ecosystem. All projects are developed in close connection with the institution's repertoire policy. A number of projects are being implemented through grant funds. The activity vectors are given a brief description, goals and objectives are formulated.

The first section-introduction provides general information about the institution: a brief digression into history, positioning the theater as the largest center in Siberia for the aesthetic and spiritual education of children and youth, open to all areas of creative activity; it describes the main elements of systemic socio-cultural project practice; specific examples are given.

The activities are further divided into six blocks. 1. All-Russian Context (large cultural events of all-Russian significance, thanks to which the inhabitants of the Novosibirsk region have a unique opportunity to get acquainted with the achievements of art). 2. Motivator - Pushkin Card (new forms of project activities within the framework of the federal program). 3. Family Formats (tools for building communication between

parents and children of different ages using the methodology of theater pedagogy). 4. Charity and Inclusion (projects aimed at working with people with disabilities, socially vulnerable groups of the population). 5. We Are Together (projects of a patriotic orientation, without which modern theater is impossible). 6. Start in the Profession (creating the foundation for career guidance for talented children and youth: studios, volunteers, student practice).

The described project line covers the period of recent years. All forms of activity are developed by the theater staff.

Keywords: Globus Theatre, project, creative ecosystem, festival, Pushkin Map, art project, cross-cultural project, laboratory project, family format, charity, inclusion, interactive approach, career guidance, volunteers.

Современная креативная экосистема

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» вырос из Западно-Сибирского краевого театра юных зрителей, созданного в 1930 году учениками ленинградского теоретика и практика детского театра Александра Александровича Брянцева. В те годы при театре была создана педагогическая часть, которая вела активную работу с подростковой, а позже и с детской аудиторией. Современные формы проектной работы берут свои истоки из практики ТЮЗа, уже тогда проводились встречи-беседы с актерами, режиссерами, писателями; читки и обсуждения пьес; экскурсии, конференции и диспуты по спектаклям; выставки. При театре был создан детский актив, сейчас мы бы его назвали волонтерским корпусом [1; 7].

Сегодня «Глобус» - крупнейший в Сибири центр эстетического и духовного воспитания детей и молодежи, открытый всем направлениям творческой деятельности. Театр работает в режиме автономии, что ежегодно позволяет реализовывать не только традиционные планы -постановку спектаклей, но и социально-культурную проектную практику, направленную на формирование территории, комфортной для проживания молодых, интеллигентных и талантливых людей.

«Глобус» стремится быть конкурентоспособным, востребованным, постоянно развивающимся организмом в культурном пространстве страны. Нам важно прислушиваться к веяниям времени, запросам общества и доносить их актуальность со сцены. Не зря наш театр имеет репутацию творческой лаборатории, которая разговаривает со своим зрителем на одном языке.

В своей многогранной деятельности театр руководствуется Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где говорится: «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [8].

Мы отлично понимаем: чтобы подрастающее поколение с радостью не только приходило, но и, самое главное, возвращалось в театр, нам жизненно необходимо искать новые формы взаимодействия с ним, а для этого мы должны знать -чем живут дети, подростки, молодежь, держать руку на пульсе их интересов, потребностей и приоритетов. Театр - как территория невероятно больших творческих возможностей, как синтез всех видов искусства - может и воспитывать, и просвещать, и духовно обогащать юного зрителя. И театр «Глобус» делает все для того, чтобы у наших детей и юношества было активное, созидательное, перспективное будущее, ведь в них - будущее культуры, общества, страны.

Наша проектная деятельность учитывает не только возраст зрителей, но и возможности здоровья, образовательный статус (школьники и студенчество), вкусовые предпочтения, творческие и

интеллектуальные интересы, прочие социальные и индивидуальные критерии. Таким образом, сегодня разнообразие программ и проектов театра формируется в современную креативную экосистему.

На этом профессиональном поле мы не действуем хаотично. В театре функционирует отдел творческих проектов, состоящий из трех сотрудников. Именно эти люди являются генераторами идей, системными организаторами и кураторами творческих инициатив «Глобуса». Все проекты разрабатываются в тесной взаимосвязи с репертуарной политикой учреждения. Ряд проектов реализуется за счет грантовых средств.

Среди форм нашей работы, проходящей при неизменной поддержке Министерства культуры Новосибирской области, - фестивали, творческие встречи, лекции, обсуждения спектаклей, квесты, квизы, лаборатории, читки, мастер-классы, конференции, круглые столы, экскурсии, выставки, интерактивные акции, студенческая практика [4].

Бывает и так, что благодаря проектам мы находим своего нового зрителя. Яркий пример тому - Сибирский фестиваль молодежных субкультур «ZNAKИ», уникальная акция, объединяющая самые оригинальные молодежные течения. На смену этому неординарному событию в июне 2023 года придет Фестиваль молодежного творчества «АРТ-Бум» - городское пространство для реализации и продвижения креативных идей молодежи. На проведение фестиваля получен грант Росмолодежи в рамках образовательного заезда арт-кластера «Таврида» в Крыму.

В дальнейшем описании проектов обязательно будут упоминаться партнеры, без участия которых ничего бы не состоялось. Мы им всем бесконечно признательны за пристальное внимание к культурной жизни нашего региона и адресную поддержку театральных инициатив.

В одной статье невозможно охватить весь объем проектов, я обращусь к ключевым названиям последних лет, благодаря которым «Глобус» хорошо известен в нашей стране.

Всероссийский контекст

Театр «Глобус» является организатором крупных культурных акций всероссийского зна-

чения, благодаря которым жители Новосибирской области имеют уникальную возможность знакомства с достижениями российского и зарубежного искусства. В данном случае мы не просто развлекаем или просвещаем людей, но выходим на более глобальные позиции: формируем единое культурно-информационное пространство, усиливаем ориентацию жителей региона на высокие виды искусства, способствуем обмену художественным опытом, повышаем социальный оптимизм населения. Кроме того, проектная практика формирует и поддерживает благоприятный имидж Новосибирской области как региона больших культурных возможностей, работает на повышение туристической, инвестиционной привлекательности территории.

Мы следуем Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 № 105-п. Важная цитата из документа: «Активная культурная жизнь на территории области является средством реализации творческого потенциала ее жителей, фактором притяжения для талантливых людей из других регионов, а также драйвером экономического роста» [5].

Как показывает профессиональный опыт, крупные отечественные театры (как в столице, так и в регионах) стремятся к созданию собственных театральных фестивалей. В декабре 1995 года по инициативе театра «Глобус» при партнерстве Новосибирской государственной филармонии в столице Сибири впервые состоялся Международный Рождественский фестиваль искусств. В разные годы он проводился при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Новосибирской области, Министерства культуры Новосибирской области, Российской Национальной театральной Премии и фестиваля «Золотая Маска». Последние два года фестивальный проект проходит в рамках реализации Национального проекта «Культура».

Эта идея возникла у организаторов неслучайно. Рождество - удивительный праздник, создающий особую атмосферу, в которой способен происходить диалог культур. Новосибирск, общепризнанный центр Сибири, а географически и

центр страны, открыл на своей территории фестиваль, основная идея которого - подарить людям встречи с подлинными образцами искусства под эгидой лучших традиций Рождества. Культурный форум без конкурсной основы (мы сознательно решили уйти от этого атрибута фестивалей и создать чистый праздник искусства) проводится один раз в два года. Его основой стала широкая программа, включающая разнообразные виды искусства: драму, музыку, танец, перформанс, выставочные проекты. Фестиваль является безусловным культурным брендом региона. Сейчас мы активно заняты подготовкой к проведению юбилейного XV Международного Рождественского фестиваля искусств в декабре 2023 года.

Полезным и вдохновляющим опытом стало для нас партнерство с Национальным фестивалем «Музыкальное сердце театра». Когда после длительного перерыва этот конкурс возродился, театр «Глобус» вошел в его организационный комитет. Фестиваль, объединяющий лучшие музыкальные спектакли страны, впервые за свою историю состоялся не в Москве, а в регионе. В октябре 2021 года на площадках Новосибирска прошли показы мюзиклов и музыкальных спектаклей, лаборатория музыкального театра, питчинг эскизов спектаклей, мастер-классы мэтров музыкального театра и другие мероприятия. Проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Новосибирской области, федеральной программы «Большие гастроли» и Союза театральных деятелей РФ.

Как креативный центр «Глобус» принял участие в работе Международного культурного центра (МКЦ) - открытого пространства для воплощения творческих идей. В 2021 году театр вошел в ограниченное число участников проекта Министерства культуры РФ - МКЦ в рамках празднования 200-летия Федора Михайловича Достоевского. Участников ждал насыщенный календарь событий: квест-экскурсия по улице Достоевского, творческая встреча с исследователями жизни и творчества писателя, круглый стол, режиссерская лаборатория и спектакли театра по произведениям юбиляра в живом режиме и в формате видео-

показа. Мероприятия к юбилею классика мировой литературы прошли на нескольких площадках города. Для нас было важным оправдать основополагающую цель проведения программы МКЦ, которая состоит в том, чтобы стать стимулирующим фактором социокультурного развития регионов России. Проект осуществлен при поддержке Министерства культуры Новосибирской области. Оператор - некоммерческое партнерство «Ассоциация музыкальных театров».

Говоря о Достоевском, следует остановиться на двух уникальных проектах, посвященных творчеству великих литераторов. Театр «Глобус» является партнером автономной некоммерческой организации (АНО) по развитию культуры и искусства «Культура Сибири». Благодаря гранто-вым средствам, которые выигрывает АНО, данная коллаборация имеет серьезные результаты. Так, весной 2022 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив состоялся кросс-культурный проект «Великан Бобов», посвященный памяти выдающегося советского писателя, поэта и драматурга Даниила Хармса. В состав проекта вошли: премьера одноименного спектакля на малой сцене «Глобуса», public talk «Что такое Хармс?» на площадке Новосибирской областной научной библиотеки и презентация семи просветительских подкастов, записанных «глобу-совскими» артистами.

Осень 2022 года была ознаменована реализацией арт-проекта «Геннадий Шпаликов. "Я иду, шагаю..."», посвященного 85-летию со дня рождения советского киносценариста, кинорежиссера и поэта. В фойе была сооружена инсталляция, представляющая собой «комнату молодого сценариста», наполненную артефактами. Взаимодействие и навигация зрителей в пространственной композиции осуществлялись в формате чат-бота. Его внутреннее наполнение представляло собой создание дизайна, аудиотреков, воссоздающих факты из биографии Шпаликова, его стихи и воспоминания друзей, коллег. Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках программы «Волонтеры культуры» Федерального проекта «Творческие люди» Национального проекта «Культура». В разработке сценарного

плана и художественного решения, а также реализации проекта приняли участие студенты гуманитарных факультетов вузов Новосибирска. Привлечение молодых кадров осуществлялось в партнерстве с Волонтерским корпусом Новосибирской области. Интересный факт: в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» инсталляция демонстрировалась с дополненной реальностью.

Для нас стало принципиальным обращение к столь полярным деятелям культуры. Ведь если Хармс до сих пор является культовой фигурой в мире искусства, интерес к его творческому наследию с годами не угасает, то персона Шпаликова все же менее очевидная, особенно для наших юных зрителей. Один из главных результатов арт-проекта - дети и молодежь, выходя из «комнаты», в большинстве своем тут же обращались к интернет-ресурсам, чтобы ознакомиться с биографией и произведениями героя инсталляции. Именно так на деле работает просветительская миссия современного молодежного театра.

Завершая блок проектов всероссийского значения, осветим еще одно мероприятие, имеющее, на наш взгляд, высокий гражданский пафос. При поддержке Министерства культуры Новосибирской области в театре прошли #петровскиеассам-блеи 2.0, посвященные Дню России и 350-летнему юбилею Петра I - первого Императора Всероссийского, одного из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в ХУШ веке. Нашей целью стало погружение зрительской аудитории в определенную историческую эпоху, обращение к величию и традициям нашей страны. Формы были разные: от интеллектуальных игр и показа документальных фильмов до прикладных и актерских мастер-классов, разучивания танцев и упражнений в фехтовании. В итоге мероприятия проекта посетили более полутора тысяч человек. Это хороший результат.

Мотиватор - «Пушкинская карта»

С 1 сентября 2021 года театр «Глобус» осуществляет планомерную работу по реализации федеральной программы «Пушкинская карта» в Новосибирске и Новосибирской области. 100 % спектаклей репертуара внесено в программу. Как

показывает наша практика, «Пушкинская карта» -это не только открытие дверей большинства культурных учреждений для подростков и молодежи, не только привлечение в театр федеральных бюджетных средств, но и мотиватор для осуществления новых форм проектной деятельности.

Одним из знаковых для нас является волонтерский проект «Амбассадор "Пушкинской карты"», стартовавший год назад. Он направлен на расширенное информирование потенциальных держателей «Пушкинской карты» о возможностях федеральной программы. Корпус амбассадоров составляет 10 человек в возрасте от 17 до 35 лет. Они охватили более 40 учебных заведений города, аудитория составила более 3000 человек. Амбас-садоры привлекают в театр зрительскую аудиторию, ведут базу учебных заведений, презентуют репертуар театра «Глобус». Существует программа обучения амбассадоров. Она состоит из двух блоков - теоретического и практического. Формы этой работы - от встреч с сотрудниками театра до мастер-классов и воркшопов.

Объединению в новом формате учителей и школьников способствует акция «Звонок не на урок!». По условиям федеральной программы, обладателями «Пушкинской карты» могут быть как молодые специалисты, так и учащиеся. Именно поэтому театр «Глобус» как учреждение, предоставляющее культурный продукт в рамках программы, выступает в качестве медиатора между Ассоциацией молодых педагогов Новосибирской области и Российским движением школьников. Представители обоих движений регулярно встречаются в театре как на едином дискуссионном и диалоговом поле, неформально общаются, ищут общие темы, связанные с творчеством и искусством, посещают спектакли с последующим обсуждением.

Семейные форматы

Мы позиционируем «Глобус» как театр для всех поколений. Семейный просмотр спектакля представляется нам важнейшим инструментом выстраивания коммуникаций между родителями и детьми. Они получают опыт совместных проживаний, что всегда сближает людей, плюс происходит передача культурного кода от поколения

к поколению. В инструментарии театра сформировалась почти полная линейка семейных проектов по возрастам. Коротко расскажем о ряде наиболее значимых инициатив.

После спектакля дети в возрасте от 4 до 10 лет и их родители приглашаются в «Игровую гостиную». В течение часа они под кураторством волонтеров прорабатывают в форме игры (это могут быть настольные игры или конкурсные задания) сюжеты и темы просмотренного спектакля. Игры и игрушки сделаны подростками на «Детской фабрике игрушек» в рамках проекта «Коллекции игрушек для театра и библиотеки». Партнеры проекта: Городской центр проектного творчества и авторская школа «Нооген» при поддержке Фонда президентских грантов.

Комплексный семейный формат «Сфера впечатлений» предназначен для родителей с детьми в возрасте от 5 до 12 лет. Проект состоит из экскурсии по театру, театрального урока, просмотра спектакля, мастер-класса от артиста. Мы организуем оригинальную форму досуга для всей семьи, знакомим с тем, как устроен театр, с режиссерами, артистами и представителями редких театральных профессий, секретами закулисья и создания спектаклей.

Экскурсионная программа по локациям театра «Кругосветка» рассчитана на родителей с детьми от 7 до 15 лет. Это один из самых популярных форматов среди семейной и школьной аудиторий. Такое совместное путешествие формирует традицию ходить в театр всей семьей, знакомит детей и взрослых с театральными профессиями. Проект направлен на профориентацию юного зрителя и включен в федеральную программу «Пушкинская карта».

Фестиваль детского, юношеского и молодежного театрального творчества «ОдиссеяФест» вырос из городского фестиваля «Времен связующая нить», существовавшего тридцать лет. Формат объединяет взрослых и детей одним из самых эффективных методов театральной педагогики -совместным созданием спектакля. Любительские театральные коллективы Новосибирска (начиная с детских садов) принимают участие в конкурсном отборе. Результатом этого становится гала-показ спектаклей-победителей на малой сцене

театра. Родители занимают место зрителей в зале, а дети становятся артистами и членами детского жюри, а еще получают мастер-классы от артистов. Партнеры проекта: Департамент образования мэрии города Новосибирска, Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор».

Дискуссионный проект-лаборатория «ПодросТок» адресован подросткам в возрасте от 12 лет, их родителям и педагогам. Мы проводим театральные лаборатории, показы эскизов спектаклей с последующим обсуждением, презентации пьес в форматах онлайн и офлайн, читки текстов с последующим обсуждением. Существует опыт, когда в рамках лаборатории тинейджеры выбирали названия пьес для будущих спектаклей, и они входили в репертуар. В театральном коммуникационном процессе разным поколениям легче найти общий язык, подобное общение всегда продуктивно и интересно для обеих сторон диалога.

Театр «Глобус» участвует во всероссийских акциях, направленных на развитие родительско-детской аудитории; организует интерактивные программы, относящиеся к формам современных креативных индустрий. Мы стараемся одновременно просвещать и развлекать. Тематический спектр: игровые программы в рамках школьных каникул; программы к Международному дню театра, Дню защиты детей, Дню знаний; программы в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» и пр.

В этом секторе деятельности главное для нас - использование разных форматов и интерактивного подхода. Члены семьи становятся не пассивными потребителями, а активными соучастниками всех видов деятельности: просмотра спектакля, игры, дискуссии и пр. Задачи, решаемые в процессе совместной коммуникации в творческо-игровом пространстве: сокращение дефицита событий в жизни семьи; приобретение совместного содержательного опыта; выстраивание новых каналов общения между родителями и детьми через игровые законы.

Благотворительность и инклюзия

Театр «Глобус» обладает серьезным опытом работы с людьми, имеющими ограниченные воз-

можности здоровья. Для нас важно являться частью российской системы социально-культурной реабилитации и творческого развития граждан с физическими и ментальными ограничениями.

В 1990-2000-х годах широкий общественный резонанс имел ежегодный благотворительный проект «Возьмемся за руки, друзья!» для детей-инвалидов, воспитанников специализированных школ-интернатов, реабилитационных и социальных фондов. Он включал театрализованный концерт с участием детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы - талантливы!», показы инклюзивного мюзикла в исполнении артистов вокальной студии театра и детей-инвалидов, серию творческих встреч и других тематических активностей.

В течение пяти лет, начиная с 2011 года, успешно существовал благотворительный проект «Улыбнемся вместе», призванный помочь талантливым детям и молодежи, чей физический недуг не повлиял на умение выражать себя в творчестве, чувствовать прекрасное и самосовершенствоваться. В формате большой театрализованной программы на сцене объединялись дети с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные артисты и участники детских студий театра. Основной целью проекта стала адресная помощь людям с инвалидностью. Они делали запрос, формулируя свои насущные потребности, а фандрайзер театра предметно находил партнеров, которые преподносили подарки детям после их выступлений. В числе партнеров были представители государственных структур, общественных объединений, коммерческих организаций, СМИ и частные лица. Необходимо отметить, что в разные годы акция проходила при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, губернатора Новосибирской области и мэра города Новосибирска.

С декабря 2015 года в «Глобусе» реализуется проект «Театр в чувствах». Проводятся экскурсии, уроки и мастер-классы для людей разного возраста с нарушениями зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата, с ментальными расстройствами. Сотрудники отдела творческих проектов индивидуально подходят к таким встречам:

продумывают маршруты и содержание программ, учитывая физические особенности и интеллектуальные потребности каждого человека, заранее консультируются со специалистами.

Опыт проектной работы включает в себя театральные уроки для незрячих и слабовидящих людей. Интерактивное знакомство с «Глобусом» охватывает широкий спектр тем. Например, о процессе создания спектакля можно не только услышать, но и облачиться в театральный костюм, подержать в руках обувь и предметы реквизита, поучаствовать в упражнениях по актерскому мастерству. Всех желающих приглашают побывать на «тактильной экскурсии» в большом зрительном зале.

Спектакли репертуара также доступны для людей с ограниченными возможностями здоровья. У нас существует опыт проведения спектаклей для детей с расстройством аутистического спектра в рамках новогодней кампании. Любимая всеми классика - чеховская «Каштанка» - неоднократно показывалась на жестовом языке для зрителей с нарушением слуха. Это стало возможным благодаря отклику Новосибирского государственного технического университета. Под руководством преподавателя и переводчика русского жестового языка студенты факультета гуманитарного образования освоили партитуру спектакля, и показ в необычном формате стал реальностью.

«Глобус» стал первым в Новосибирске театром, в котором появились спектакли с тифлоком-ментированием. В 2019 году на Национальном театральном фестивале «Золотая Маска» вместе с премией за лучший спектакль малой формы нам вручили грант на внедрение тифлокомментирова-ния. В качестве поддержки от благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» театру были выданы комплекты систем (передатчики, наушники и прочие составляющие оборудования). Спустя два года за счет грантовых средств фонда (в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд») была приобретена настольная мобильная кабина для тифлокомменти-рования.

Большую поддержку в данном виде деятельности нам оказывает Новосибирская областная

специальная библиотека для незрячих и слабовидящих, позиционирующая себя как методический центр. Сотрудники библиотеки проводят консультации по организационным вопросам и точечному сбору зрительской аудитории, предоставляют услугу сертифицированного тифлокомментатора высшей категории. На текущий момент адаптированы пять репертуарных названий в возрастной маркировке от 6+ до 16+. Показы обычно сопровождаются двумя мероприятиями. До начала спектакля люди с ограничениями по зрению могут ознакомиться с предметами реквизита и костюмами, а после показа - пообщаться с артистами.

На официальном сайте театра размещены адаптированные версии спектаклей для зрителей с ограничениями по слуху и зрению (с субтитрами и тифлокомментарием).

Мы всегда готовы поддержать любое благородное начинание. Так, в декабре 2022 года в Новосибирске прошел Инклюзивный бал -один из восьми на территории Российской Федерации. Именно театр «Глобус» стал партнером всероссийского проекта, предоставив площадку для проведения социально значимого мероприятия. Проект был реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и благотворительного фонда «Линия Добра "Лин-лайн"». Инклюзивный бал дал участникам дополнительную возможность в развитии моторики и координации, лидерских и коммуникативных навыков и, конечно, помог найти новых друзей и побывать в настоящей предновогодней сказке.

На протяжении десятилетий театр «Глобус» ведет системную работу с социально незащищенными слоями населения. С благотворительными творческими программами наши артисты и студийцы выезжали в детские дома, учреждения социальной защиты населения, реабилитационные центры и специализированные медицинские учреждения. Тысячи школьников из многодетных семей, детских домов и школ-интернатов города и области бесплатно посмотрели репертуарные спектакли.

По-прежнему благотворительные акции для разных категорий граждан специалисты театра «Глобус» проводят в рамках Декады пожилых людей, празднования годовщин Победы в Великой

Отечественной войне и при освещении других знаменательных дат. Артисты труппы и творческих студий театра выезжают с концертными программами на городские площадки, а также показывают их на стационаре.

Мы поддерживаем контакты с благотворительным фондом «Делай добро!». Среди наших совместных проектов - акция «Рождественское чудо - детям», когда каждый желающий может подарить билет на новогодний спектакль нуждающемуся ребенку, подопечному фонда.

Мы - вместе

Безусловно, проектная деятельность является ключевым инструментом встраивания театра в актуальную общественно-политическую повестку страны. При поддержке Президентского фонда культурных инициатив состоялась премьера спектакля для детей «Великан Бобов» по произведениям Хармса (как составляющая кросс-культурного проекта). Средства, вырученные от показов двух премьерных спектаклей, перечислены детям Донецкой и Луганской Народных Республик.

Коллектив театра «Глобус» одним из первых присоединился к масштабной серии благотворительных акций «Открытый занавес» [3], организованной Министерством культуры Российской Федерации. Жители Донбасса приняли участие в экскурсиях по театру (при поддержке Министерства труда и социального развития региона). Предпремьерный показ музыкального спектакля для детей «Пряничный домик» посетили семьи из Донецка, Мариуполя, Горловки, Ясиноватой, Попасной, Харькова и Изюма. Культурный поход был организован совместно с Региональным отделением Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ"».

Также мы присоединились к акции «КНИГИ - ДОНБАССУ», проходящей по всей стране. В ходе акции собранные книги на русском языке переданы в библиотеки, в том числе и школьные, Донецкой и Луганской Народных Республик, а также в детские досуговые и другие социальные учреждения.

При поддержке Министерства культуры Новосибирской области театр принимает участие

в программе, улучшающей материально-техническое обеспечение учреждений культуры подшефного Беловодского района Луганской области. Например, в цехах «Глобуса» были изготовлены и переданы в дар костюмы для творческих коллективов Беловодского района ЛНР [2].

Старт в профессии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Театр «Глобус» невозможно представить без детских творческих студий и волонтеров. Они не просто приходят в театр и участвуют в создании и эксплуатации спектаклей, а получают помощь опытных педагогов и наставников по разным дисциплинам в сфере культуры и искусства. Здесь происходит не только одномоментная реализация творческого потенциала детей и юношества. В театре закладывается фундамент профориентации талантливых детей и молодежи. В дальнейшем многие из них выбирают профессии, связанные с культурой и искусством.

12 лет в театре существует волонтерский корпус, пришедший на смену активу педагогической части. Сегодня у нас 34 волонтера в возрасте от 16 лет, 11 из них - школьники. Волонтеры - незаменимые помощники в создании и эксплуатации спектаклей, популяризации театрального искусства среди населения. И, конечно, мы отвечаем им «взаимностью»: многие волонтеры (после окончания вузов) вошли в штат театра. Мы продуктивно работаем с ребятами и получаем на открывшиеся вакансии уже хорошо обученные и опытные кандидатуры. В театре, как и в любом деле, существует своя специфика. И наши волонтеры за годы сотрудничества приобретают такой комплекс знаний и умений, что эта специфика становится для них родной и понятной.

Далее, наш театр развивает систему партнерских взаимоотношений, сотрудничая с образова-

тельными учреждениями Новосибирска. Например, заключено соглашение с Новосибирским архитектурно-строительным колледжем. В документе отражены этапы долгосрочного, эффективного и взаимовыгодного сотрудничества. Студенты оказывают неоценимую помощь в выпуске премьерных спектаклей, одновременно проходя производственную практику в цехах «Глобуса». Другой пример: студенты разных курсов Института культуры и молодежной политики Новосибирского государственного педагогического университета принимали участие в оформлении технически сложного музыкального спектакля. Штатные специалисты театра «Глобус» оказывают всестороннюю поддержку молодым кадрам.

Подводя итог, отметим, что термин «креативная экосистема» подразумевает инфраструктуру, выстраивающую связи между креативными личностями и определенной средой, в которой возникает творческая деятельность. Нужно стремиться наращивать объемы этой деятельности, искать и взращивать на своем культурном поле профессиональные кадры, способные мыслить и творить, быть полезными искусству и культуре своей страны. Не зря сегодня Правительство Российской Федерации на государственном уровне развивает и поддерживает творческие (креативные) индустрии, частью которых являются и театральное искусство, и проектная деятельность учреждений культуры [6].

Поэтому в системной проектной деятельности Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» использует все возможные форматы: просветительный, творческий, дискуссионный и даже развлекательно-игровой. Мы используем методологию театральной педагогики, ищем новые пути развития и всегда открыты для диалога и сотрудничества.

Литература

1. Х лет Новосибирского областного театра юных зрителей. - Новосибирск: Советская Сибирь, 1941. - 64 с.

2. Министерство культуры Новосибирской области [Электронный ресурс]. - URL: https://mk.nso.ru/news/9347 (дата обращения: 21.12.2022).

3. Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL:https://culture.gov.ru/press/news/ startuet_blagotvoritelnaya_aktsiya_otkrytyy_zanaves (дата обращения: 12.01.2023).

4. Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» [Электронный ресурс]. - URL: https://www. globus-nsk.ru (дата обращения: 20.12.2022).

5. Постановление Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 № 105-п «Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=172108741& backHnk=1&&nd=172164521&rdk=0&refoid=172196027 (дата обращения: 21.12.2022).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 № 2613-р «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. - URL: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 12.01.2023).

7. Страницы истории Новосибирского академического молодежного театра «Глобус». 1930-2000. - Новосибирск: Полиграфический отдел НАМТ «Глобус», 2001. - 68 с.

8. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс] // Администрация Президента России. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 20.12.2022).

References

1. X let Novosibirskogo oblastnogo teatra yunykh zriteley [X years of the Novosibirsk Regional Theater for Young Spectators]. Novosibirsk, Sovetskaya Sibir Publ., 1941. 64 p. (In Russ.).

2. Ministerstvo kul'tury Novosibirskoy oblasti [Ministry of Culture of the Novosibirsk Region]. (In Russ.). Available at: https://mk.nso.ru/news/9347 (accessed 21.12.2022).

3. Ministerstvo kul'tury Rossiyskoy Federatsii [Ministry of Culture of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: https://culture.gov.ru/press/news/startuet_blagotvoritelnaya_aktsiya_otkrytyy_zanaves (accessed 12.01.2023).

4. Novosibirskiy akademicheskiy molodezhnyy teatr "Globus" [Novosibirsk Academic Youth Theater "Globus"]. (In Russ.). Available at: https://www.globus-nsk.ru (accessed 20.12.2022).

5. Postanovlenie Pravitel'stva Novosibirskoy oblasti ot 19.03.2019 № 105-p "Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Novosibirskoy oblasti na period do 2030 goda" [Decree of the Government of Novosibirsk Region dated March 19, 2019 No. 105-p "Strategy for the socio-economic development of the Novosibirsk Region for the period until 2030"]. Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii [Official Internet portal of legal information]. (In Russ.). Available at:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=172108741&backlink=1&&nd=1721645 21&rdk=0&refoid=172196027 (accessed 21.12.2022).

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 20.09.2021 № 2613-r "Kontseptsiya razvitiya tvorcheskikh (kreativnykh) industriy i mekhanizmov osushchestvleniya ikh gosudarstvennoy podderzhki v krupnykh i krupney-shikh gorodskikh aglomeratsiyakh do 2030 goda" [Decree of the Government of the Russian Federation dated September 20, 2021 No. 2613-r "The concept of the development of creative (creative) industries and mechanisms for their state support in large and largest urban agglomerations until 2030"]. Pravitel'stvo Rossiyskoy Federatsii [Government of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: http://static.government.ru/media/files/ HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (accessed 12.01.2023).

7. Stranitsy istorii Novosibirskogo akademicheskogo molodezhnogo teatra "Globus" 1930-2000 [Pages of the history of the Novosibirsk Academic Youth Theater "Globus" 1930-2000]. Novosibirsk, Poligraficheskiy otdel NAMT "Globus" Publ., 2001. 68 p. (In Russ.).

8. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 09.11.2022 g. № 809 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiyskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostey" [Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022 No. 809 "On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values"]. Administratsiya Prezidenta Rossii [Administration of the President of Russia]. (In Russ.). Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (accessed 20.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.