Научная статья на тему 'Проектная деятельность студентов во время педагогической практики: трудности и особенности'

Проектная деятельность студентов во время педагогической практики: трудности и особенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GROUP PROJECT WORK / PRODUCTIVE PROFESSIONAL COOPERATION / PROFESSIONAL STANDARD / ГРУППОВАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОДУКТИВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анастасова Елена Валентиновна, Лукина Антонина Константиновна

Проанализированы затруднения, возникающие у студентов – будущих педагогов в ходе их совместной деятельности во время педагогической практики. Показано, что чаще всего возникают затруднения из-за недостаточной коммуникативной и проектной компетентности студентов, а также из-за нечеткой организации проектной работы со стороны вуза. Рекомендации по преодолению этих затруднений включают целенаправленное развитие проектной компетентности, проектную организацию учебного процесса и особенно – практики, изменение функций преподавателей вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ PROJECT ACTIVITIES THROUGH TEACHING PRACTICE: DIFFICULTIES AND PECULIARITIES

The given article analyzes difficulties that students – future teachers face at group project activities through their teaching practice at schools. It is shown that the most difficulties arise due to the lack of communication and project work competences of students. Also the improper organization of such project activities from the side of the university is reported by the students. The article contains recommendations for avoiding these difficulties in future activities: goal oriented and structural development of project work competence, project organization of educational process and teaching practice at schools in particular, changing of instructors’, lecturers’ and tutors’ attitude and functions towards educational process and students in the university.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность студентов во время педагогической практики: трудности и особенности»

Е. В. Анастасова, А. К. Лукина. Проектная деятельность студентов...

УДК 378.147.88

Е. В. Анастасова, А. К. Лукина

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ: ТРУДНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ

Проанализированы затруднения, возникающие у студентов - будущих педагогов в ходе их совместной деятельности во время педагогической практики. Показано, что чаще всего возникают затруднения из-за недостаточной коммуникативной и проектной компетентности студентов, а также из-за нечеткой организации проектной работы со стороны вуза. Рекомендации по преодолению этих затруднений включают целенаправленное развитие проектной компетентности, проектную организацию учебного процесса и особенно - практики, изменение функций преподавателей вуза.

Ключевые слова: групповая проектная деятельность, продуктивное профессиональное взаимодействие, профессиональный стандарт.

Современное общество требует модернизации педагогического образования с целью подготовки педагогов, способных решать новые образовательные задачи [1]. В Сибирском федеральном университете реализуется проект «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» в рамках исполнения работ в соответствии с Государственным контрактом № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г. Руководителем проекта является О. Г. Смо-лянинова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Института педагогики, психологии и социологии [2]. В рамках этого проекта по разработке и внедрению новых программ подготовки учителей начальных классов была создана принципиально новая модель подготовки учителей начальных классов в формате практического бакалавриата. Принципиальная новизна этой модели заключается в том, что она ориентируется не только на федеральные государственные общеобразовательные стандарты высшего образования (ФГОС и ФГОС+), но и на профессиональный стандарт педагога [3].

В профессиональном стандарте педагога (ПСП), регламентирующем деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, подчеркивается, что педагог должен обладать умением сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач, устанавливать контакты с другими педагогическими работниками, родителями учеников. Педагог должен принимать участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды, проектировать и реализовывать воспитательные программы и организовывать различные виды внеурочной деятельности [4]. Все вышеперечисленное можно обобщить понятием способности к продуктивному профессиональному взаимодействию, которую необходимо формировать у студентов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности.

М. В. Александрова определяет продуктивное взаимодействие педагогов как совместную деятельность, основанную на деловом общении и имеющую своим результатом получение творческого продукта, основной мерой которого выступает развитие самого субъекта этой деятельности [5, с. 83].

Исходя из принципов деятельностного подхода мы считаем, что способность к продуктивному профессиональному взаимодействию может быть сформирована при организации групповой проектной работы студентов на материале профессиональной деятельности. А. А. Вербицкий относит метод проектов к активным методам обучения, при которых обучающийся является полноценным субъектом деятельности, способным к целеполаганию и целереализации в ситуациях жизни, образования и профессиональной деятельности и ответственным за получение результата [6]. Т. Ф. Прищепа делает вывод, что проектное обучение становится основой для развития индивидуального опыта педагога, позволяет придать личностно-смысловую значимость процессу обучения, дает возможность познакомится с другим опытом, увидеть множество подходов к решению одинаковых профессиональных проблем [7]. Е. Н. Ковалевская и А. В. Гайворонская организуют проектную деятельность в форме педагогической мастерской студентов-филологов и учащихся десятого класса, где происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками, идет внутренний диалог каждого с самим собой [8]. Проектная деятельность широко используется для формирования общих и профессиональных компетенций в вузах. Сферой наших интересов является организация проектной деятельности, которая способствует развитию способности к продуктивному профессиональному взаимодействию. Мы считаем, что организуемая проектная деятельность должна быть еще и междисциплинарной, так как при разрозненном изучении учебных дисциплин осваиваемые студентами знания, умения и навыки не носят комплексного характера.

Такая деятельность была организована в рамках учебной психолого-педагогической практики студентов первого курса, целью которой является первичное формирование профессиональных компетенций будущего учителя. Практика была организована в распределенном режиме, на протяжении всего учебного года, один раз в неделю. Студенты были распределены в мини-группы по 3-6 человек на одном классе. Студентам было дано задание: разработать и реализовать групповой проект внеурочного мероприятия с учениками тех классов, где они проходили практику.

Исследования, проведенные в начале обучения, показали, что в сознании абитуриентов практически отсутствует педагогическая позиция, нацеленность на Другого, готовность к взаимодействию и помощи. В то же время студенты понимают важность качеств, связанных с особенностями взаимодействия с другими (терпимость, тактичность; доброта, человечность; сдержанность) и высоко оценивают важность коммуникативных качеств педагога [9]. Это служило предпосылкой готовности и способности студентов включиться в групповую проектную работу.

Большинству студентов такой вид деятельности представился интересным и очень ценным (48 % опрошенных). Эти студенты при выполнении групповых работ распределяли роли в команде, оказывали помощь и взаимную поддержку.

Практически все студенты отмечали, что работа в группе позволяет им выстраивать коммуникацию, приобретать необходимые знания, вырабатывать профессиональные навыки, учит быть терпеливыми, ответственными, дает опыт самостоятельности. Многие студенты отмечали, что проектная работа позволяет оценить адекватность профессионального выбора. Кроме того, выполненная работа позволяет пережить чувство успеха, радость совместного труда.

Еще один результат от совместной работы, отмеченный студентами, - возможность сравнить себя с другими, оценить свои способности и умения - выступает стимулом для развития.

Е. В. Анастасова, А. К. Лукина. Проектная деятельность студентов...

Кроме того, работа в группе дает возможность получить навыки слушать и слышать, умение договариваться, спорить и отстаивать свое мнение, идти на компромисс, координировать свои действия с действиями других.

Многие отмечали, что работа в группе формирует уверенность в своих силах.

Большая часть студентов - активных участников проектов - отмечали, что ощущают значимость собственных достижений, свой профессиональный рост, приобретение новых навыков, необходимых для выполнения работы.

Степень включения участников в работу групп была различной и, видимо, зависела от степени осознания важности получения результата, от интереса к самой работе. Самыми заинтересованными оказались участники тех групп, которые поставили себе наиболее сложные задачи; именно они и получили наилучший результат. И наоборот, в тех группах, где задачи ставились извне, результаты не были достаточно интересными - наблюдались случаи невключенности отдельных членов групп в работу, отлынивания и безответственности.

Но 42 % студентов были не удовлетворены работой в своей группе. Студенты отметили, что в группах не установились отношения взаимного доверия, в работу в группах были вовлечены не все, в группах не чувствовалось кооперации и партнерства.

Мы сгруппировали упомянутые затруднения методом контент-анализа, получив четыре группы затруднений:

1. Затруднения, связанные со слабыми навыками проектной деятельности (неумение привлечь всех членов группы к работе, неумение планировать мероприятие и работу в целом), признают 73 % студентов.

2. Затруднения в сфере межличностных отношений и коммуникации (неумение подстроиться под ситуацию, неумение услышать, понять и принять точку зрения другого человека) указали 58 % студентов.

3. Затруднения, связанные с личностью студентов (неумение контролировать свои эмоции, сдерживаться в конфликтных ситуациях, принимать решения), отметили 36 % студентов.

4. Затруднения, связанные с организацией работы со стороны вуза (нечеткая постановка задач, «размытые» сроки сдачи проектов), отметили 54 % студентов.

Проведенный анализ указанных студентами затруднений позволяет предложить следующие пути решения.

Прежде всего, необходимо повышать проектную культуру студентов как через введение соответствующих дисциплин в программу подготовки, так и через проектную организацию самого учебного процесса подготовки педагогов.

Организаторам практики необходима более глубокая предварительная проработка проектных заданий, более тесная координация с базами практики, четкость определения этапов, сроков сдачи проектов и «контрольных» точек.

Преподаватели, организующие междисциплинарную проектную деятельность, должны отойти от роли контролера и перейти к роли посредника, консультанта, наставника, поддерживающего обучающегося в достижении им продукта его образовательной деятельности. Преподавателям необходимо не только предлагать студентам информацию и ставить им задачи, но и оказывать помощь в формировании навыков взаимодействия, поиске знаний, решении проблемных задач, творческой деятельности.

Теоретическое и эмпирическое исследование показало, что общение студентов между собой в связи их будущей профессиональной деятельностью является важным условием воспитания будущего профессионала. Организация практики по методу проектов является хорошей возможностью для развития соответствующих компетенций, однако для реализа-

ции этих возможностей необходимо широко использовать активные методы обучения, развитие системы групповой ответственности и продолжение проектной деятельности.

Список литературы

1. Проект модернизации педагогического образования. URL: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai (дата обращения: 19.09.2015).

2. Исполнение государственного контракта МОН РФ по проекту подготовки учителей начальных классов. URL: http:// news.sfu-kras.ru/node/14146 (дата обращения: 19.09.2015).

3. Газизова Т. В., Зырянова О. Н., Колесникова Т. А., Осяк С. А., Бахор Т. А., Коршунова В. В. Усиление практической направленности будущих учителей начальных классов в программах бакалавриата в процессе проектной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 122.

4. Профессиональный стандарт (Педагог), приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 19.09.2015).

5. Александрова М. В. Продуктивное взаимодействие педагогов как фактор развития школы: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2001. 210 с.

6. Вербицкий А. А. Методы обучения: традиции и новации // Вестн. Воронежского гос. техн. ун-та. 2014. Т. 10, № 3.2. С. 106-111.

7. Прищепа Т. А. Возможности образовательных сред для реализации проектной деятельности педагогов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 7 (160). С. 112-117.

8. Ковалевская Е. Н., Гайворонская А. В. Организация деятельности в педагогической мастерской как условие развития профессиональной культуры педагога в новых образовательных условиях // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 2 (130). С. 182-185.

9. Лукина А. К., Чиганова С. Д. Образ профессии педагога у студентов-первокурсников как ресурс индивидуализации образовательных программ // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1 (153). С. 38-43.

Анастасова Е. В., ст. преподаватель. Сибирский федеральный университет.

Пр. Свободный, 79, Красноярск, Россия, 660041. E-mail: anastassova@mail.ru

Лукина А. К., кандидат философских наук, профессор. Сибирский федеральный университет. Пр. Свободный, 79, Красноярск, Россия, 660041. E-mail: antonida_lukina@mail.ru

Материал поступил в редакцию 04.12.2015.

E. V. Anastasova, A. K. Lukina

STUDENTS' PROJECT ACTIVITIES THROUGH TEACHING PRACTICE: DIFFICULTIES

AND PECULIARITIES

The given article analyzes difficulties that students - future teachers face at group project activities through their teaching practice at schools. It is shown that the most difficulties arise due to the lack of communication and project work competences of students. Also the improper organization of such project activities from the side of the university is reported by the students. The article contains recommendations for avoiding these difficulties in future activities: goal oriented and structural development of project work competence, project organization of educational process and teaching practice at schools in particular, changing of instructors', lecturers' and tutors' attitude and functions towards educational process and students in the university.

Е. ß. Анастасоeа, А. K. flyKUHa. npoeKmHan denmenbHoemb cmydeHmoe.

Key words: group project work, productive professional cooperation, professional

standard.

References

1. Proektmodernizatsiipedagogicheskogo obrazovaniya [Progect of modernization of pedagogical education] (in Russian). URL: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai (accessed 19 September 2015).

2. Ispolneniye gosudarstvennogo kontrakta MON RFpo proektu podgotovki uchiteley nachal'nykh klassov [The fulfilment of state contract of Ministry of Education and Science of Russian Federation on the project of education of elementary school teachers] (in Russian). URL: http://news.sfu-kras.ru/node/14146 (accessed 19 September 2015).

3. Gazizova T. V., Zyryanova O. N., Kolesnikova T. A., Osyak S. A., Bakhor T. A., Korshunova V. V. Usileniye prakticheskoy napravlennosti budushchikh uchiteley nachal'nykh klassov v programmakh bakalavriata v protsesse proektnoy deyatel'nosti [A strong practical orientation of training future teachers of elementary school in the undergraduate programs in the process of project activity]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 4, p.122 (in Russian).

4. Professional'nyy standart (Pedagog), prikaz Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity RF ot 18.10.2013 [Professianal standard (Pedagog), the order of the Ministry of Labor and Social Security of Russian Federation from 18.10.2013, no. 544n] (in Russian). URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud /orders/129 (accessed 19 September 2015).

5. Aleksandrova M. V. Produktivnoye vzaimodeystviye pedagogov kak faktor razvitiya shkoly: Dis. kand. ped. nauk [Productive interaction of pedagogues as a factor of school development. Thesis of cand. ped. sci.]. Velikiy Novgorod, 2001. 210 p.(in Russian).

6. Verbitskiy A. A. Metody obucheniya: traditsii i innovatsii [Methods of teaching: traditions and innovations]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta - VSTU Bulletin, 2014, vol. 10, no. 3.2, pp. 106-111 (in Russian).

7. Prishchepa T. A. Vozmozhnosti obrazovatelnykh sred dlya realizatsii proektnoy deyatel'nosti pedagogov [The opportunities of learning environment for project activities of teachers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2015, no. 7 (160), pp. 112-117 (in Russian).

8. Kovalevskaya E. N., Gayvoronskaya A. V. Organizatsiya deyatelnosti v pedagogicheskoy masterskoy kak usloviye razvitiya professionalnoy kul'tury pedagoga v novykh obrazovatel'nykh usloviyakh [The activity organization in the pedagogical workshop as the condition of development of professional culture of the teacher in new educational conditions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 2 (130), pp. 182-185 (in Russian).

9. LukinaA. K., Chiganova S. D. Obraz professii pedagoga u studentov-pervokursnikov kak resurs individualizatsii obrazovatel'nykh programm [Image of teaching profession among the first-year students as the resource for individualization of educational programs]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 1 (153), pp. 3843 (in Russian).

Anastasova E. V.

Siberian Federal University.

Pr. Svobodnyy, 79, Krasnoyarsk, Russia, 660041.

E-mail: anastassova@mail.ru

Lukina A. K.

Siberian Federal University.

Pr. Svobodnyy, 79, Krasnoyarsk, Russia, 660041.

E-mail: antonida_lukina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.