tion. Peculiarity of it is the applying of a special structure and content of the educational software, as reflected in the "Certificate of state reg. of computer program №2012614174" and the corresponding needs of the future teacher's level of professional competence and expertise. Results of the study
are focused on the interests of the teaching staff of higher education.
Key words: reflexive, intellectual, informational potential, educational software, professional activity of future teacher with help of ES.
УДК 378.147
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ИНФОРМАТИКОВ В СРЕДЕ ADOBE INDESIGN
И.А. Киселева
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]
В статье рассмотрена организация работы студентов-информатиков с использованием метода проектов на примере создания интернет-газеты «КИИТ» в среде Adobe Indesign.
Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, интернет-газета, среда Adobe Indesign.
В рамках учебного процесса использование метода проектов можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда студент самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Работа над проектом дает неограниченные возможности для саморазвития студента, предполагает творческий поиск. Роль преподавателя - организация работы, консультация в подборе материала, помощь при затруднениях в работе. Работа над проектом -это коллективная работа студентов и преподавателей [1, 2, 3].
Проектная форма обучения достаточно актуальна. Автор современного учебника по дидактике А.В. Хуторской рассматривает проектную форму обучения для ориентации
учащихся на создание образовательного продукта, для решения научной, технической или иной проблемы, выполняя при этом познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему [4, c. 199].
По мнению Е.С. Полат, реализация метода проекта строится на общих подходах к структурированию проекта:
- выбор темы проекта, его типа, количества участников;
- продумывание возможных вариантов решения проблемы с последующим коллективным обсуждением;
- распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
- самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
промежуточные обсуждения полученных данных в группах;
- защита проектов, оппонирование;
- коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы [1].
В работах В.В. Гузеева рассматривается проектное обучение как одна из интегральных технологий [4, а 202]. Последовательность этапов в работе над проектом представлена в таблице 1.
Конкретно применяемые средства и приемы определяются характером решаемых данным проектом задач, которые представлены в таблице 2.
Проведенный анализ работы Д. Жака позволяет определить организационные этапы работы над проектом в следующем виде [5, а 68-84] (табл. 3).
Стадии работы над проектом
Таблица 1
Стадия работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность учашдхся Деятельность учителя
Подготовка Определение темы и целей проекта Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся. Помогает в постановке целей
Планирование Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. Распределение задач (обязанностей) между членами команды Вырабатывают план действий. Формулируют задачи Предлагает идеи, высказывает предположения
Исследование Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты Выполняют исследование, решая промежуточные задачи Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью
Результаты и/или выводы Анализ информации. Формулирование выводов Анализируют информацию Наблюдает, советует
Представление или отчет Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет Отчитываются, обсуждают Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника
Оценка результатов и процесса Оценка результатов работы над проектом Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок Оценивает усилия обучающихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета
Организационные формы работы в проектном обучении
Таблица 2
Этап присвоения новой информации Стадия работы над проектом Организационные формы «уроков»
Мотивация, целеполагание Постановка цели Рассказ, беседа, лекция и др.
Планирование Обсуждение вариантов Беседа
Построение ориентировочной схемы действий Самообразование Самостоятельная работа
Продумывание хода деятельности Семинар («мозговой штурм»), практикум
Действия (операции) Исследование Самостоятельная работа, практикум, экскурсия, практическая работа, лабораторная работа
Рефлексия Обобщение и выводы Семинар, консультация
Оценка Анализ успехов и ошибок Беседа, консультация
Коррекция Коррекция Беседа
Таблица 3 Организационные этапы работы над проектом
Этапы работы Организационные вопросы
Выбор темы проекта Объяснение сути проекта; требования к работе; критерии оценки; указание типов работ над проектами, форма предлагаемых проектов
Формирование групп Обсуждение методом «мозгового штурма» интересующей темы до числа реально выполнимых проектов; ранжирование вопросов темы в порядке личного предпочтения; распределе-
ние вопросов темы между студентами в соответствии с их предпочтениями; определение руководителя проекта после того, как сформированы группы
Планирование работы над проектом Составление графика текущей работы с указанием поэтапной работы, сроков выполнения конкретных заданий
Контроль работы над проектом Анализ проделанной за определенный период работы; выяснение причины неудач и определение вида возможной помощи; сопоставление реального положения дел с запланированным; выяснение возможностей дробления поставленной задачи на более мелкие задания; определение конечного результата и возможности его достижения; установление срока завершения проекта
Оценивание проекта Методы достижения цели проекта; рассмотрение глубины и широты охватываемого результата; степень участия руководителя проекта в процессе достижения конечных целей; как можно оценить работу студента
Самооценка Проведение открытой дискуссии, касающейся проблем, возникших в процессе работы; определение вклада преподавателя и студента; принятие решения по поводу критериев оценки
На сегодняшний день применение метода проектов в системе вуза неоднозначно. Организация учебного процесса должна строиться таким образом, чтобы в процессе обучения ориентировать студентов на создание образовательного продукта, решение научной, технической или иной проблемы, выполняя при этом познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. В учебные планы необходимо вводить специальные дисциплины, формирующие знание теоретических основ исследовательской и инновационной деятельности. Речь также идет о введении предпринимательских идей в содержание существующих курсов. Новые образовательные технологии должны быть направлены на формирование у студентов методологической культуры научно-исследовательской и инновационной деятельности [5].
На кафедре информатики и информационных технологий организация проектного обучения использована при создании интернет-газеты «КИИТ» в среде Adobe Indesign, в которой основные стадии работы над проектом состоят из следующих этапов.
Первый этап.
Студенты ищут информацию по теме, определяют этапы трансформации издания, изучают различные формы представления газет и журналов.
Второй этап.
Знакомство с электронными изданиями. Определение, чем принципиально может отличаться газета от интернет-газеты.
Третий этап.
Обсуждение содержания газеты. Первичное распределение ролей. Желательно, для успешной организации проекта, назначить редактора, корректора и дизайнера.
Четвертый этап.
Изучение работы в среде Adobe Indesign. Создание структуры газеты, занесение в нее некой (пробной) информации. Выбор каждым тематики предполагаемых статей.
Пятый этап.
Сбор и обработка информации. На этом этапе опять возможен поиск информации в Интернете. Важно, чтобы студенты поняли, что они не должны дублировать найденную информацию, но могут использовать ее при создании своих авторских статей, анализируя, структурируя и указывая источники.
Шестой этап.
Наполнение газеты собранными материалами в среде Adobe Indesign. Рецензирование материалов, созданных другими участниками.
Седьмой этап.
Оценка деятельности редакции. На этом этапе важно понять, что нового каждый из участников открыл в себе и друг в друге, и кого из участников заинтересовал данный вид деятельности. Также необходимо выявить большинство проблем, возникающих при коллективном формировании текстов.
В процессе проектной деятельности на кафедре информатики и информационных технологий Тамбовского университета имени Г.Р. Державина разработана интернет-газета «КИИТ» (Режим доступа: http://www. tsutmb.ru/files/IT_TGU/KIIT_2.pdf).
Газета состоит из 8 страниц и представлена следующими рубриками: Новости кафедры ИИТ, Хочу стать информатиком, IT-идеи и находки, Глазами IT-систем, Компьютерный интеллект, Занимательная информатика. Первая страница интернет-газеты «КИИТ» представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Первая страница Таким образом, метод проектов способствует активизации всех сфер личности студента - его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности, самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Литература
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагог. кадров / под ред. Е.С. Полат. 2-е изд.; стер. М.: Академия, 2005. 272 с.
интернет-газеты «КИИТ»
2. Компьютерные телекоммуникации в школе: пособие для учителя / под ред. Е.С. Полат. М., 1995. 218 с.
3. Полилова Т.А. Технология разработки мультимедиа проектов. Проекты для World Wide Web: Дистанционный курс [Электронный ресурс]. URL: http://textbook.keldysh.ru/courses/ 2002mm-www/
4. Метод проектов. Сер.: Современные технологии университетского образования. Вып. 2. Минск: РИВШ БГУ, 2003. 240 с.
5. Киселева И.А. Метод проектов на уроках информатики в профильных университетских классах в среде КМ-вики // Гаудеамус. Тамбов, 2012. № 2 (20). С. 105-106.
References
1. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tehno-logii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov ped. vuzov i sistemy povysheniya
kvalifikatsii pedagog. kadrov / pod red. E.S. Po-lat. 2-e izd.; ster. M.: Akademiya, 2005. 272 p.
2. Komp'yuternye telekommunikatsii v shkole: po-sobie dlya uchitelya / pod red. E.S. Polat. M., 1995. 218 s.
3. Polilova T.A. Tehnologiya razrabotki mul'timedia proektov. Proekty dlya World Wide Web: distant-sionnyj kurs [Elektronnyj resurs]. UR: http:// textbook.keldysh.ru/courses/2002mm-www/
4. Metod proektov. Ser.: Sovremennye tehnologii universitetskogo obrazovaniya. Vyp. 2. Minsk: RIVSh BGU, 2003. 240 s.
5. Kiseleva I.A. Metod proektov na urokah informa-tiki v profil'nyh universitetskih klassah v srede KM-viki // Gaudeamus. Tambov, 2012. № 2(20). S. 105-106.
УДК 004.9
PROJECT ACTIVITIES STUDENTS IN A MEDIUM-INFORMATICS ADOBE INDESIGN
I.A. Kiseleva Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
The article describes the organization of the students using the informatics projects by creating online newspaper "Kiichi" among Adobe Indesign.
Key words: project-based learning, project work, Wednesday Adobe Indesign.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ
О.Б. Бандура
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 29, Россия, г. Тамбов.
e-mail: [email protected]
В статье описаны особенности использования электронных учебных пособий при изучении курса физики в средней школе. Рассмотрены дидактические принципы разработки, подробно рассмотрено использование электронных контрольных работ и зачетов, разные типы заданий.
Ключевые слова: электронное учебное пособие, физика, учащиеся средней школы, контроль знаний по физике, зачет.
На кафедре информатики и информационных технологий ТГУ имени Г.Р. Державина [1, 2] с 2004 г. ведется работа по разработке и использованию в учебном процессе электронных учебно-методических пособий (ЭУМП). В основе концепции электронных изданий, разрабатываемых на кафедре [3], большое внимание уделяется методической составляющей, что позволяет использовать ЭУМП в качестве тренажера для самопроверки и самоподготовки учащихся.
Электронные учебно-методические пособия «Уровневый контроль знаний по физике» для 10-11 классов [4, 5] предназначены для диагностики знаний учащихся по темам, изучаемым в курсе физики в 10, 11 классах, а также могут использоваться в качестве электронного тренажера. Уровневый подход к контролю знаний позволяет применять пособие на базовом и профильном уровнях подготовки учащихся по физике.
Использование материалов ЭУМП в учебном процессе позволяет расширить арсенал
методологических приемов преподавания и управления учебной деятельностью учащихся, способствует индивидуализации учебного процесса за счет предоставления учащимся возможности как углубленно изучать физику, так и отрабатывать элементарные умения и навыки, позволяет каждому учащемуся работать самостоятельно, осознанно, глубже осознавать физическую сущность процессов и тем самым повышать интерес к предмету.
ЭУМП разработано на следующих дидактических принципах:
- принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, микромодулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию;
принцип вариативности и адаптивности: возможность варьировать глубину и сложность изучаемого материала, в зависимости от поставленных задач обучения, с учетом подготовленности и возможностей как класса в целом, так и отдельного учени-