SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В
СТАРШИХ КЛАССАХ
Дилрабо Хасановна Сайдахметова Диёра Бешимовна Каримова
Преподаватель Чирчикского Студентка Чирчикского
Государственного Педагогического Государственного Педагогического
института Ташкентской области института Ташкентской области
факультета «Гуманитарных наук». факультет «Гуманитарных наук».
Межфакультетская кафедра русского Специальность «Русский язык и
языка литература»
АННОТАЦИЯ
Развитие речи - один из важнейших разделов преподавания русского языка в узбекской школе. Он имеет дело с таким сложным явлением, как речь человека, и связан с преподаванием не только русского языка, но и других предметов, преподаватели русского языка как иностранного в своей работе учитывают возрастные, образовательные, индивидуально типологические и этнокультурные особенности, преобладающие мотивы деятельности учащихся.
Ключевые слова: инновация, эффект, школа, проект, Концепт «успех», ментальность и менталитет, языковая личность, Концептологический подход в современной лингвистике.
Инновации - (от лат. innovo обновлять). Инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.
Мировой опыт показывает в развитых странах, в частности в Японии, применяется кластерный метод формирования национальной инновационной системы (НИС).
Инновация - это деятельность, которая направлена на развитие школы и решает задачи развития школы. Это то, что даст новый образовательный эффект. Эффект у каждой школы будет свой, и это не всегда повышение уровня успеваемости учеников. Снижение уровня детской преступности - эффект, уровень занятости детского населения - эффект. Приток кадров в школу -эффект. Можно разделить инновации в школах на несколько уровней. Самый первый - это внутри школьный. Школа может сама решить, что у нее есть какая-то конкретная проблема, и прямо сейчас надо бросить все силы на ее решение, на поиск методов, которые раньше не использовались. В этом случае министр образования не праве указывать - заниматься этим проектом. Второй уровень - когда школа становится муниципальной инновационной площадкой. Первый год, средняя
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
общеобразовательная школа № 26 в Чирчике участвуют в программе «Концепт «успех»», которая направлена на организацию работы со старшеклассниками по предпрофессиональной подготовке, по организации профессиональных проб, по изучению интересов ребенка. А в итоге специалисты, психологи, учителя подготовят для каждого рекомендации - в какой сфере ребёнок в дальнейшем мог бы быть наиболее успешным.
Современный учитель, стремящийся в полней мере реализовать потенциал, заложенный в новым образовательных стандартах, обращается сегодня к инновационных формам и методам работы, одним из которых является метод проектов. Кроме того, новые исследования в лингвистике, которые всегда интересуют творчески работающих учителей, заставляют обратиться к таким лингвистическим понятиям, как концепт, языковая личность и др. Так, рассмотрение языковой личности в контексте национальной культуры является одним из актуальных направлений лингвистики. Экономическая и языковая ментальность личности тесным образом связаны: разделение ментальностей на виды условно.
Формирование языковой личности в современном обществе справедливо связывают с менталитетом. Понятия ментальность и менталитет сегодня представляют собою понятия междисциплинарные. Они являются предметом изучения в лингвистике, философии, психологии и других гуманитарных и социальных науках. Но главное - эти понятия влияют на содержание обучения русскому языку в школе. Если менталитет в самом общем виде определяется как система мировоззрения и мировосприятия индивида или группы, то ментальность представляет собою совокупность конкретных этнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов, т.е. оно является понятием более узким. В соответствии с этим в науке стали говорить, например, об экономической ментальности, которая является частью национального менталитета.
Описание
Успех... Что же это такое? В чём он проявляется? Каждый ли человек может быть успешным? Порой, мы задаём себе аналогичные вопросы, ведь абсолютно все люди хотят жить счастливой и успешной жизнью.
Ментальность и менталитет тесным образом связаны прежде всего с языком. Ценностные понятия, лежащие в основе национального менталитета, определяют его своеобразие. В свою очередь, различные ментальности базируются на совокупности ценностных понятий. В частности, к экономической ментальности относятся такие понятия, как успех, хозяйственная культура,
хозяйственное поведение, бизнес/дело, предпринимательство и др.
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7
В лингвистике ценностные понятия называются концептами. Концептологический подход в современной лингвистике дает материал для научных обобщений целого ряда наук, в том числе и для методики преподавания русского языка. В частности, для экономики важны, например, ценностные концепты, определяющие экономическую ментальность.
Современное образование характеризуется стремлением к комплексному формирования новой личности, что сказывается на выборе форм и методов обучения. Одним из актуальных методов обучения на межпредметном уровне стал метод проектов.
Проектная деятельность позволяет обучающимся реализовать своих знания и умения, полученные при изучении той или иной дисциплины, но главное -проектная деятельность дает возможность приобрести опыт конкретной деятельности в изучаемой области и опыт ее ценностного осмысления, что напрямую влияет на формирование компетентностей личности.
Применительно к обучению русскому языку важным можно считать проектную деятельность при формировании ценностных понятий на уроках русского языка и на междисциплинарном уровне. В частности, нас заинтересовала возможность проектной деятельности учащихся на уроках русского языка в старших классах.
В нашем исследовании мы обратились прежде всего к концепту «успех». Это понятие, будучи ценностным для разных народов, тем не менее обладает национальной спецификой. И именно анализ этой специфики явился целью нашего исследования. Кроме того, концепт «успех» имеет разное содержательное наполнение в экономической ментальности разных народов.
Для реализации проекта «Концепт «успех» в экономической ментальности современных узбекстанцев» мы поставили цель выяснить, как рассматривают понятие успеха наши соотечественники разных возрастов и разных социальных групп. Для этого мы прежде всего обратились к поиску и анализу текстов (как художественных, так и публицистических, а также журнальных статей экономической направленности) для анализа того, как понимали и понимают узбекстанци это слово - успех; с чем ассоциируется успех у современной молодежи, а также в чем видели свой успех представители разных поколений. Одним из заданий в таком проекте стало написание эссе на одну из тем: «В чем видели свой жизненный успех герои классической литературы?», «В чем состоит успех наших современников?», «Как ты понимаешь слова «успешный человек?» и др. Лексическая работа над концептом «успех» состояла в анализе словарей различных типов и видов по поиску слов, входящих в семантическое поле
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7
«успех». В ходе реализации проекта особое место занимает привлечение ресурсов сети Интернет.
Таким образом, основными, но не исчерпывающими список, видами работ в проекте стали следующие:
1) анализ художественных текстов и составление текстотеки, содержащей концепт «успех» и понятия, близкие к нему;
2) лексическая работа со словарями различных типов и видов, составление экономических и личных словариков, отражающих все семантические связи понятий «успех», «менталитет», ментальность»; работа над словосочетаниями «экономический успех», «успех в бизнесе», «личный успех», «успешный человек» и т.д.;
3) создание собственных текстов, написание эссе на темы, отражающие содержание проекта.
Вывод.
Именно в учебные годы человек получает основные базовые знания в различных сферах деятельности.
Главная цель образования в европейских школах - усваивание материала, а не работа на оценки, которые вводятся только в средней школе.
Успех в современных условиях предполагает, прежде всего, личные достижения человека. Успех зависит от усилий самого человека; любой человек может достичь успеха; для достижения успеха необходимы трудолюбие, терпение, уверенность в себе и другие качества.
Список используемой литературы.
1. На материале проекта «Концепт "успех" в русском языке»
2. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики.
3. Виноградов В.В. История слов.
4. Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. - Воронеж, 1999