УДК 371.388.6
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
ШЫМЫР АЛУА БАВДЭУЛЕТЦЫЗЫ
Магистрант НО в поликультурном социуме, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан
Аннотация. В статье анализируется значимость проектной деятельности на уроках математики в начальной школе как средства формирования ключевых компетенций у учащихся. Рассматриваются основные этапы проектно-исследовательской работы, представлены теоретические аспекты проектной деятельности на уроках математики, анализируются этапы её организации и практические примеры для начальной школы.
Ключевые слова: проектная деятельность, начальная школа, уроки математики, математическая грамотность, развитие критического мышления, инновационные методы обучения.
Новая парадигма образования в Казахстане ориентируется на концепции развивающего обучения и личностно-ориентированного подхода, что соответствует современным требованиям к образовательному процессу. Основное внимание уделяется созданию условий для саморазвития и самоорганизации учащихся, формированию субъектного подхода в образовательном процессе, а также разработке содержания, методов и форм обучения, способствующих всестороннему развитию каждого ученика. Особое внимание уделяется развитию их личностных качеств и познавательных способностей, что имеет решающее значение в условиях динамично меняющегося информационного общества [1].
Перед учителем математики нередко возникает вопрос о том, как оптимально организовать учебную деятельность школьников, чтобы повысить её эффективность. Важно создать все необходимые условия, чтобы обучение не воспринималось учениками как скучное и трудное занятие. Необходимо начинать с формирования познавательного интереса к изучаемому предмету и вовлечения учащихся в активный процесс обучения. Профессор В. А. Далингер [2, с. 205-208] подчеркивает, что отсутствие познавательного интереса среди мотивов, побуждающих школьников к обучению, приводит к низкой эффективности усвоения материала и утрате стремления к изучению нового.
Важным аспектом современной образовательной практики в начальной школе является математическое образование, которое служит основой для формирования логического и абстрактного мышления, необходимых в любой сфере деятельности. В концепции математического образования начальных классов Казахстана определены ключевые цели: обучение школьников методам и приемам математического познания, развитие математического мышления, а также формирование необходимых мыслительных навыков и способностей, которые позволят детям адаптироваться к новым образовательным и жизненным вызовам [3].
Математическое развитие младших школьников играет важную роль в образовательном процессе, поскольку именно в этот период у детей активно развиваются когнитивные функции, формируется фундамент интеллектуального потенциала и познавательных способностей. Данный этап закладывает основу для успешного овладения более сложными научными дисциплинами в будущем, такими как физика, информатика и инженерные науки, которые особенно востребованы в условиях технологической модернизации Казахстана. Исследования ведущих казахстанских педагогов и психологов подтверждают, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы математической грамотности и навыки работы с абстрактными понятиями [4, с. 64-70].
Одним из эффективных решений задачи повышения математической грамотности является организация педагогического процесса, ориентированного на развитие у учащихся навыков проектной деятельности. Проектная деятельность, в отличие от традиционных педагогических подходов, предполагает активное включение учащихся в учебный процесс через исследовательскую и практическую деятельность. Учащиеся не только получают знания, но и осваивают навыки поиска, обработки и анализа информации. Это позволяет формировать у них способность к самостоятельному принятию решений, умение работать в команде и эффективно распределять задачи.
В условиях стремительного роста объемов информации и внедрения цифровых технологий, способность школьников ориентироваться в информационном пространстве становится критически важной. Проектная деятельность способствует развитию таких компетенций, как критическое мышление, навыки самообразования и умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Дети учатся не просто запоминать информацию, а осмысливать её, делать выводы и находить новые способы решения задач. Это, в свою очередь, повышает их интерес к учебному процессу и мотивирует к дальнейшему обучению.
Кроме того, проектная деятельность способствует социализации учащихся, развитию их коммуникативных навыков и умению взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса. В процессе выполнения проектов ученики учатся вести дискуссии, аргументировать свою точку зрения и слушать мнения других, что играет важную роль в формировании личности с активной гражданской позицией. Это особенно актуально для Казахстана, который нацелен на воспитание поколения, способного активно участвовать в жизни общества и вносить вклад в его развитие.
Таким образом, проектная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе Казахстана. Её внедрение способствует не только повышению уровня математической грамотности, но и развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни в современном обществе. В условиях глобальных вызовов и перехода к экономике знаний, формирование у учащихся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, критического мышления и проектного подхода становится стратегической задачей образовательной системы Казахстана.
Исследователь А.И. Савенков [5, с. 27-29] выделяет комплекс умений, которые формируются у ребенка в процессе работы над проектом, включая такие навыки, как:
1. умение видеть и формулировать проблему;
2. постановка вопросов и выдвижение гипотез;
3. классификация данных и явлений;
4. способность к наблюдению и проведению экспериментов;
5. умение делать выводы и умозаключения;
6. структурирование информации;
7. аргументация и защита предложенной гипотезы.
Развитие указанных навыков имеет важное значение для достижения ключевых целей современного образования. Эти цели включают:
1. обучение школьников решению возникающих проблем даже при ограниченном объеме знаний;
2. развитие самостоятельного и критического мышления;
3. формирование умений прогнозировать возможные результаты и достигать поставленных целей в избранных областях знаний.
В условиях современного образовательного процесса, особенно на уроках математики, важно научить детей самостоятельно искать и анализировать информацию, выдвигать предположения, обосновывать свои мысли, приводить аргументы и доказательства. Это не только способствует лучшему усвоению учебного материала, но и развивает у учащихся
важные навыки, которые необходимы им в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.
Одна из главных задач современной школы в Казахстане состоит в создании полноценной среды для активного жизненного самоопределения учащихся, их личностного и интеллектуального развития. Государственные образовательные стандарты нового поколения вносят существенные изменения в подходы к организации учебного процесса, смещая акценты с простой передачи знаний на развитие у школьников общеучебных умений и навыков. Это позволяет сделать учебный процесс более ориентированным на развитие индивидуальности и самостоятельности учащихся [2].
Проектная деятельность в этой парадигме выступает как один из наиболее эффективных методов, способствующих достижению этих целей. В процессе выполнения проектов школьники учатся оценивать свой уровень знаний, выявлять пробелы и активно искать недостающую информацию. При этом учитель выступает не только в роли источника знаний, но и как опытный наставник и партнер, поддерживающий учеников в их поиске решений и помогая ориентироваться в сложных задачах.
Постепенно младшие школьники овладевают важными умениями, необходимыми для ведения проектной деятельности. Они учатся планировать свою работу, предвидеть результаты своих действий, использовать различные источники информации (книги, интернет-ресурсы, документальные фильмы и др.), а также самостоятельно выбирать и накапливать необходимый материал. Процесс анализа, аргументации своих мнений и принятия решений формирует у них навыки самостоятельного мышления.
Кроме того, в ходе выполнения проектов дети развивают навыки работы в команде: учатся распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом и адекватно оценивать вклад каждого участника. Такие умения оказываются востребованными не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности.
Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе Казахстана позволяет значительно расширить объем знаний, которые приобретают учащиеся, по сравнению с традиционными методами обучения. Это связано с тем, что ученики осваивают не только готовые знания, но и учатся искать их самостоятельно, критически осмысливать и применять в различных ситуациях. В условиях глобализации и перехода Казахстана к цифровой экономике эти навыки становятся основой для успешной адаптации к современным вызовам и изменениям.
Проектная деятельность в начальной школе, как отмечают многие исследователи, играет ключевую роль в развитии самостоятельности и познавательной активности учащихся. В продолжение ранее рассмотренных аспектов проектной работы, важно отметить исследования М.В. Авксентьевой [6, с. 387-390], которая в своей статье «Использование технологии проектов на уроках математики» предлагает алгоритм выполнения проектно-исследовательской деятельности на уроках математики.
Примеры проектных тем для младших школьников могут варьироваться в зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся. Например, в первом классе может быть предложен проект «Мое любимое число 10», во втором классе - «Магические числа в природе», в третьем классе - «Использование квадрата в быту человека», а в четвертом классе - более сложные проекты, такие как «меры длины и веса в древние века», «в мире плоских и объемных фигур» или «фракталы в окружающем мире».
Таким образом, проектная деятельность на уроках математики в начальной школе не только помогает учащимся углубить знания в конкретной предметной области, но и способствует развитию ключевых компетенций, таких как умение планировать свою деятельность, принимать самостоятельные решения, критически мыслить и работать в команде. Ученики, активно включенные в проектную работу, развивают инициативность и творческие способности, что является важным условием их успешной адаптации в
современном обществе, которое предъявляет высокие требования к гибкости и самостоятельности мышления.
В условиях перехода Казахстана к инновационному образованию, акцент на проектную деятельность позволяет воспитывать поколение учеников, готовых к вызовам будущего. Такие ученики способны анализировать и интерпретировать информацию, адаптироваться к изменениям и вносить свой вклад в развитие общества. Проектная работа становится не просто учебным заданием, а важным инструментом формирования у младших школьников основ исследовательской культуры, что закладывает фундамент для их дальнейшего образовательного и профессионального роста.
ЛИТЕРАТУРА
1. 1.Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы: Приказ МОН РК. - 12.10.2021. - №726. [Электронный ресурс]: URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988 (дата обращения: 13.10.2024).
2. Далингер, В. А. Методические системы развивающего обучения математике в начальной школе: учебное пособие. / В. А. Далингер, Л. П. Борисова - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. -С. 205-207.
3. З.Об образовании: Закон Республики Казахстан. - №319-Ш ЗРК. - 27.07.2007. - Алматы: ЮРИСТ, 2018. - 45 с. [Электронный ресурс]: URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30118747&pos=1384;-57#pos=1384;-57 (дата обращения: 13.10.2024).
4. Казахбаева, Г.И., Момбиева, Г.А., Акимбаев А.А. Мектепке дешнп жастагы балалардьщ психикальщ дамуына ойын ю-эрекетшщ ыщпалы //Педагогика жэне психология. - 2019. -№ 2(39). - С. 64-70.
5. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара. 2008. - С. 27-29.
6. Авксентьева, М.В. Использование технологии проектов на уроках математики // Наука и образование: новое время. 2017. № 2 (19). С. 387-390.