Научная статья на тему 'Проектная деятельность на уроках информатики и ИКТ в СПО'

Проектная деятельность на уроках информатики и ИКТ в СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Этманова В.Г.

В данной статье рассматривается применение проектного метода обучения в СПО на уроках Информатики и ИКТ. Описан, успешно разработанный студентами, проект «Планета без Интернета». Перечислены личностные качества студентов, которые развиваются в ходе проекта. Продемонстрированы исследовательская и творческая виды деятельности. Приведены критерии оценки проектной деятельности студентов Показаны положительные стороны применения проектного метода при обучении студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность на уроках информатики и ИКТ в СПО»

54

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Этапы деятельности: 1) каждый участник высказывает свое мнение и ранжирует альтернативы по степени значимости; 2) альтернативы оцениваются по десятибалльной шкале; 3) оба результата перемножаются; 4) находится сумма произведений. Наименьшая сумма укажет на причину, которую надо устранять в первую очередь [4].

В заключение следует отметить, что рассмотренные методы, используемые в проектной деятельности, позволяют находить пути и способы генерирования новых знаний и стимулирования инноваций при подготовке специалистов для достижения в будущем устойчивого профессионального роста. Таким образом, проектная деятельность выступает не только как эффективная форма сотрудничества в вузовском учебном процессе, но и приводит к более четкому осознанию студентами собственной роли в постановке и решении задач, повышению самостоятельности и ответственности за результаты выполнения проекта и обучения в целом.

Список литературы:

1. Антюхов А.В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. - 2010. - № 10. - С. 26-29.

2. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - С. 32-38.

3. Емельянова Н.В. Проектная деятельность студентов в учебном процессе // Высшее образование сегодня. - 2011. - N 3. - С. 82-84.

4. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш. - 2-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. -160 с.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В СПО

© Этманова В.Г.*

Оренбургский колледж статистики, экономики и информатики,

г. Оренбург

В данной статье рассматривается применение проектного метода обучения в СПО на уроках Информатики и ИКТ. Описан, успешно разработанный студентами, проект «Планета без Интернета». Перечислены личностные качества студентов, которые развиваются в ходе проекта. Продемонстрированы исследовательская и творческая виды деятель-

Преподаватель, вторая категория.

Современные педагогические технологии

55

ности. Приведены критерии оценки проектной деятельности студентов Показаны положительные стороны применения проектного метода при обучении студентов.

Ключевые слова проект, метод проектов, исследовательская деятельность, творческая деятельность.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Метод был направлен на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь применить эти знания на практике.

В 20-х годах XX века метод проектов привлек внимание советских педагогов, которые считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения. Внедрение метода проектов в образовательную деятельность ведется, и по сей день.

Применение и развитие проектной деятельности на уроке Информатики несет за собой массу положительных результатов, а именно: развитие коммуникабельных, познавательных и организационных качеств студента. Метода проектов является эффективным потому, что:

Во-первых, имеется широкий выбор тем, направленных на развитие практических навыков работы с различным программным обеспечением. Будь то написание программы, создание базы данных, видеоролика, презентации, логотипа, сайта и др.

Во-вторых, мы живем в век информационных технологий. Век частых изменений и появлений новшеств. А современный человек должен уметь адаптироваться в окружающем его мире, должен уметь находить необходимую ему информацию и правильно ею пользоваться. Но мало просто находить информацию: важно уметь анализировать её, выбирать истинные, правдивые и актуальные сведения.

В-третьих, применение метода проектов на уроках значительно облегчает труд преподавателя. Главная его роль - направляющая. Преподаватель лишь помогает, подсказывает, направляет учащегося в нужное русло.

Под моим руководством был осуществлен проект по дисциплине «Информатика и ИКТ» на тему «Планета без Интернета».

Работа над проектом осуществлялась по следующему плану:

1. Этап.

Обсуждение темы проекта и цели проекта.

Распределение изучаемых вопросов между студентами.

2. Этап.

Подбор необходимого материала.

56

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Создание презентаций.

Проведение социального опроса среди студентов колледжа.

Проведение анкетирования среди студентов первого курса.

3. Этап.

Проверка презентаций и докладов.

Подготовка раздаточного материала к презентации проекта.

Монтирование видеоролика.

4. Этап.

Презентация проекта на уроке.

Оценка деятельности студентов.

Цель проекта была определена совместно со студентами и имела следующую формулировку: изучить услуги сети Интернет и выявить их положительные и отрицательные стороны.

На этом же этапе совместно со студентами были определены задачи, проблемные вопросы и те вопросы, которые необходимы для изучения.

Проблемные вопросы формулировались следующим образом:

- Кому нужны социальные сети?

- Интернет - друг или враг?

- Существует ли интернет-зависимость?

Сначала совместно с группой была придумана эмблема проекта (рис. 1). На ней изображены планета и значок браузера Internet Explorer. Их разделяет надпись «Планета без Интернета». Что подчеркивает направленность исследования задуманного проекта.

Рис. 1. Эмблема проекта

Было произведено распределение теоретических вопросов, которые необходимо было рассмотреть.

Изучаемые вопросы:

- Информационное общество;

- История развития сети Интернет;

- Ресурсы сети Интернет;

Современные педагогические технологии

57

- Социальные сети;

- Интернет-зависимость;

В дальнейшем найденный материал студентами был обсужден вместе с преподавателем. Было оговорено оформление и содержание презентаций для защиты проекта.

Некоторым студентам было поручено провести анкетирование, выявляющее интернет-зависимость студентов первого курса учебного заведения. Вопросы анкеты были составлены совместно с группой:

Анкета

1. Сколько Вы времени проводите в Интернете? (за сутки)

1. 1-2 часа;

2. 2-4 часа;

3. 5-6 часов и болею

2. Как часто Вы заходите в Интернет?

1. Через день или реже;

2. Каждый день;

3. По нескольку раз в день или не выключаю его вообще.

3. Как часто Вы играете в онлайн игры?

1. Раз в месяц;

2. Раз в неделю;

3. Каждый день.

4. Как часто Вы посещаете социальные сети?

1. Раз в неделю;

2. Каждый день;

3. Почти круглосуточно.

5. С чем связана ваша деятельность в сети Интернет

1. Работа / Учёба;

2. Общение;

3. Развлечение.

Итоги анкетирования подводили сами студенты и результаты представили в виде диаграмм на презентации. Этот материал составил основу защиты проекта.

Другая микро-группа охотно взялась за проведение социального опроса студентов колледжа «Интернет - друг или враг». Опрос был снят на камеру и в дальнейшем создан видеоролик, в котором студенты колледжа высказывают своё мнение о том, как они представляют себе мир без сети Интернет в наше время.

Помимо исследовательской работы проводилась ещё и творческая работа, а именно: рисование плакатов, сочинение стихотворения, оформление презентаций, создание публикации, исполнение песни.

Чтобы показать положительные стороны сети Интернет, мною было подготовлено творческое задание для студентов во время защиты проекта.

58

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Им поручалось выявить классификацию ресурсов сети Интернет и на основе собранного материала создать плакат из подготовленных заранее картинок с изображением сайтов и надписей (рис. 2). В результате выполнения задания студенты пришли к выводу, что сеть Интернет богата полезными ресурсами и при грамотном поиске информации Интернет выступает хорошим подспорьем в учебе.

Рис. 2. Рынок информационных ресурсов

Завершающим этапом разработки проекта было создание буклета. Эта работа была поручена самым ответственным студентам, т.к. им предназначалось обработать результаты исследований всей группы и представить в буклете.

В ходе проведения исследований и изучения поставленных вопросов группа пришла к выводу: сеть Интернет богата ресурсами, которые помогают в различных сферах деятельности, но не стоит злоупотреблять этим, всегда надо помнить, что реальная жизнь лучше виртуальной!

Данный проект был проведен в соответствии с учебным планом в рамках урока «Работа с ресурсами сети Интернет».

Работа студентов была организована так, чтобы бы ими были приобретены не только навыки поиска и обработки информации, но и навык работы с различным программным обеспечением, что тоже удовлетворяет требованиям рабочей программы дисциплины. Закрепить изученные знания ранее удалось успешно.

Оценка труда студентов проводилась по следующим критериям: актуальность, осведомленность, научность, самостоятельность, значимость, системность, креативность, презентабельность, коммуникативность, рефлексивность.

Современные педагогические технологии

59

При организации работы над проектом очень важно заинтересовать студентов и задать им такое задание, чтобы оно увлекало их, чтобы в процессе выполнения работы у них возникали вопросы, которые возможно было решить путем поиска необходимой информации. Ведь в процессе поиска и происходит развитие.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.

2. Обухов А. С. Рефлексия в проектной деятельности и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 3. -С. 18-38.

3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2010.

4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2006

5. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.