Научная статья на тему 'Проектная деятельность на первой образовательной ступени как фактор формирования творческой личности'

Проектная деятельность на первой образовательной ступени как фактор формирования творческой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / КОЛЛЕКТИВНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN / COLLECTIVE AND INDIVIDUAL PROJECT ACTIVITY / ARTISTIC ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анучина Татьяна Пантелеевна

В статье представлен авторский опыт проектной деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства в образовательном процессе современной школы. Выделены этапы проектной работы, показаны темы творческих проектов для начальной школы и способы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of the Project Activity in the First Stage of Education As a Pledge of Forming Creative Personality

The author's experience of project activity of younger schoolchildren at Fine Art lessons in the educational process of modern school is presented in the article. Phases of the project work are emphasized. The themes of creative projects for the elementary school and methods of their realization are presented.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность на первой образовательной ступени как фактор формирования творческой личности»

ПУТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.П. Анучина

Ключевые слова:

проектная

деятельность

младших школьников,

коллективная и

индивидуальная

проектная

деятельность,

художественная

деятельность

учащихся, творческая

деятельность.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПЕРВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТУПЕНИ КАК ФАКТОР

ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

В статье представлен авторский опыт проектной деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства в образовательном процессе современной школы. Выделены этапы проектной работы, показаны темы творческих проектов для начальной школы и способы их реализации.

Сегодня как никогда стало ясно, что в современном, динамично развивающемся информационном обществе нужны не столько знания, сколько умения добывать их и самостоятельно добытые знания применять в разных ситуациях. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые

• формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

• развивают, в первую очередь, общеучебные умения и навыки (исследовательские, рефлексивные, самооценочные);

• формируют компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

• развивают познавательные интересы учащихся;

• реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Развитию творческих возможностей уча-

щихся способствует проектная деятельность.

Проект - это слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и ее практическое выполнение.

Проектная деятельность - это, прежде всего, создание атмосферы, стимулирующей появление новых идей и мнений, что необычайно важно. Это и эстетическая среда, и интеллектуальная, и среда общения.

Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся. Современному ученику недостаточно получить определенную сумму знаний, умений и навыков. Время требует от него умения реализовываться, развиваться, максимально использовать свои потенциальные возможности, мыслить творчески, выходя за рамки одного предмета.

В нашей школе учащихся привлекают к проектной деятельности уже много лет. Исследовательские проекты выполняются практически по каждому предмету. Безусловно, проекты, выполненные в рамках предмета «Изобразительное искусство», в наибольшей степени связаны с обязательным выполнением творческой работы. Мы пытаемся помочь любому ученику почувствовать, как происходит процесс творчества. Кем бы ни стал наш ученик в будущем, это обязательно пригодится ему в жизни.

Проектная деятельность помогает учащимся творчески развиваться, поэтому не надо откладывать занятия проектом до старших классов, лучше начать эту работу как можно раньше, ориентируясь на возрастные особенности учеников. Мой опыт позволил вводить проектную деятельность уже в начальной школе, с первого класса. Предпочтение отдается коллективной работе над проектами, т.к. именно такой вид художественной деятельности дает в начальной школе оптимальный результат. Творчество одного учащегося не всегда бывает убедительным и художественно ценным. А вот старания всего класса и индивидуальные качества каждого, объединенные в общее итоговое произведение, убеждают каждого ученика в том, что и он причастен к этой прекрасной работе, что без его труда невозможно обойтись. И такая высокая самооценка послужит стимулом к дальнейшему творчеству.

Для коллективного проекта выбираются темы, которые могут быть разложены на такое количество индивидуальных творческих работ, какое потребуется. Я объясняю детям, что у нас должно получиться в итоге, и предлагаю каждому ту часть работы, какая ему больше нравится. Выполняя

Проектная деятельность на первой образовательной ступени ... I

свой маленький проект, каждый учащийся вносит посильный вклад в коллективную работу.

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы:

I этап. Погружение в проект.

На данном этапе учителем выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, обсуждаются способы и методы работы.

II этап. Организация работы.

На этом этапе организуются группы участников проекта, формулируются задачи для каждой группы.

III этап. Работа над проектом.

Поиск и сбор данных, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы (сказки, былины), знакомство с различными народными художественными промыслами, русским зодчеством, народными песнями и т.д.

IV этап. Презентация (Обработка и оформление результатов проекта, рефлексия (обсуждение полученных результатов).

На этом этапе ребята представляют свой творческий проект, рассказывая о целях и задачах этой работы, о своей деятельности, а также о том, что они узнали и чему научились. Защищая свой проект, учащиеся приобретают неоценимый опыт публичного выступления.

Тема проекта может быть любой - дети в начальной школе с удовольствием принимают все, что предлагает учитель, - но она должна быть необычной, оригинальной и несложной.

1-й класс. Творческий проект «Ферма для домашних животных».

В ходе подготовки и выполнения проекта дети вспоминают домашних животных средней полосы России, описывают их внешний вид, сравнивают размеры. Мы читаем русские народные сказки , слушаем песни, героями которых являются животные. Я показываю детям, как изображаются домашние животные в русских художественных промыслах. Учащиеся получают домашнее задание - принести книжки с картинками животных.

Каждый ребенок выполняет свою индивидуальную часть работы - двух или трех домашних животных (на выбор) в технике бумажной пластики с последующим раскрашиванием. «Выгон» для стада выполняется коллек-

тивно на большом листе ватмана. Кроме животных, каждый учащийся в технике бумажной пластики делает одно дерево.

2-й класс. Творческий проект «Улица старого европейского города».

Эта коллективная работа также может быть разделена на составляющие: каждый из детей рисует и вырезает свой дом (предварительно я показываю слайды улиц европейских городов). Работа выполняется на листочках цветной бумаги с прорисовкой белилами и черной краской. Затем из готовых домов собирается улица и украшается вырезанными из бумаги деревьями.

В процессе подготовительной работы я рассказываю детям об архитектуре старого европейского города, специфике застройки улиц, об особенностях домов. Домашнее задание - придумать и вырезать из цветной бумаги деревья.

3-й класс. Творческий проект «Русский сарафан».

Коллективная работа выполняется в технике коллажа с использованием цветной бумаги и лоскутков тканей. Дети получают домашнее задание: найти иллюстрации к русским сказкам с изображением сарафанов, нарисовать эскиз в цвете. На уроке я рассказываю учащимся об основных пропорциях фигуры человека, о правилах изображения лица. Затем мы обсуждаем, из каких элементов состоит русский народный праздничный костюм. Каждый ученик выполняет свой вариант сарафана, который, тем не менее, должен соответствовать канонам народного костюма. Законченные работы дети вырезают и наклеивают на большой лист с изображением берёз и деревни (этим фоном для работ третьеклассников послужила работа учащихся 6-го класса, выполненная в рамках творческо-исследовательского проекта «Русское деревянное зодчество»).

4-й класс. Творческий проект «Гардарика».

В начале работы над проектом я знакомлю детей с древнерусским деревянным зодчеством, со спецификой рубленой избы, Храма, города. Учащиеся находят иллюстрации с изображением русской деревянной архитектуры. Коллективная работа создается путем компоновки в едином ансамбле различных архитектурных сооружений (дети выбирают, над каким конкретным проектом они будут работать). Все объекты города выполняются из бумажных бревнышек. Домашнее задание - вырезать из бумаги деревья.

Часто, работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению. Моя задача - научить детей искусству общения, взаимопонимания, взаимодействия.

Конечно, младший школьный возраст имеет естественные ограничения

Проектная деятельность на первой образовательной ступени ... I

в организации проектной деятельности, однако, вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладываются ценностные установки, воспитываются личностные качества и формируются умения жить в коллективе. Если это обстоятельство не учитывается, то нарушается преемственность между начальной школой, средним и старшим звеном, что не позволит достичь желаемых результатов в процессе школьного обучения.

Таким образом, учащиеся , создавая проекты на всех этапах обучения, используя полученные знания и проводя исследования по интересующим их проблемам, познают процесс творчества.

Дети интеллектуально развиваются, максимально раскрывают свои творческие способности и учатся применять их в жизни, в своей будущей профессии, т.к. умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал - это умение, необходимое в любом виде деятельности.

Многим учащимся нашей школы работа над творческими проектами помогла найти свой путь: мы гордимся нашими выпускниками, которые избрали делом жизни искусство. Среди них есть дизайнеры, искусствоведы, стилисты, архитекторы, археологи.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть: проектная деятельность в начальной школе - это необходимый элемент современного образования, позволяющий детям максимально развивать свои потенциальные творческие возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.