Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
УДК: 322.122
Фигурова А. Ю.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
Научный руководитель: Жесткова Е. А.
к.ф.н., доцент кафедры методики дошкольного и начального образования
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА
В статье исследуется проблема познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.
Ключевые слова: проектная деятельность, информация, диктант, русский язык, анализ, обобщение.
В современных условиях необходимо учиться самостоятельному пополнению собственных знаний и свободному ориентированию в неуловимом потоке информации. Важно обучить младших школьников самостоятельному обучению, подвести их к самообразованию, развить способность выделять проблему, понимать и решать её различными путями [1].
Актуальностью данной темы является необходимость разрешения противоречий между инновационным образовательным процессом и традиционным обучением и воспитанием.
В условиях современной школы проект принято рассматривать как совместную, исследовательскую, творческую или игровую, учебно-познавательную деятельность учеников, направленную на достижение общего результата по решению проблемы, поставленной участниками проекта, имеющих общую цель, способы деятельности и методы решения поставленных задач [2].
Метод проекта помогает в повышении качества учебного процесса. Ученики исследуют дополнительную информацию и её источники, работают с её содержанием, самостоятельно анализируют материал, найденный ими, учатся распознавать качественную информацию, выделять в ней наиболее интересное и главное, учатся кратко излагать объемный материал и оформлять его, используя самые современные средства (компьютер и т.д.) [3].
Учебная деятельность является ведущей для ребенка от 6 до 10 лет. В связи с этим большинство проектов в начальной школе связано с содержанием всех учебных дисциплин. На уроках русского языка, как правило, используется проектная деятельность. Рассмотрим некоторые из возможных тем учебных проектов:
- Зачем я говорю и пишу?
- Гласные и согласные бывают такие опасные ...
- Звуки — «двойняшки»
- Где поставить ударение?
- Всегда ли мягкий знак?
- Древняя письменность
- Откуда растет корень слова?
- Крылатые слова и выражения
Подводить ученика к проектной деятельности необходимо начинать с первого класса. На первом этапе целесообразно обрабатывание умения работы с информацией, с художественной литературой, словарями, энциклопедиями, учиться добывать необходимые знания, грамотно систематизируя их [2].
Таврический научный обозреватель -^^^ауг^шепсе
К примеру, работая со словарными словами, метод проектов можно использовать уже во втором классе. Сначала работа проводится на уроках, затем- дома самостоятельно. Работа выполняется по определённой схеме, дополняющаяся знаниями по мере накопления знаний.
1. Записать слово, поставить ударение.
2. Определить количество букв, звуков, слогов в слове.
3. Отметить, где написание отличается от произношения.
4. В «Толковом словаре» найти и выписать лексическое значение слова.
5. Составить предложение со словом.
6. Из словаря выписать или подобрать самостоятельно родственные слова.
7. Подобрать слова, которые обозначают действие данного предмета.
8. Подобрать слова, которые обозначают признак данного предмета или употребляющиеся вместе с этим словом.
9. В художественной литературе найти предложение или отрывок стихотворения с данным словом.
10.Найти пословицы и поговорки с данным словом.
Образец работы ученика[3]
1. Медведь.
2. Медведь — 7 б., 6 зв., 2 сл.
3. Медведь.
4. Медведь — хищное животное, обладающее короткими ногами и длинной шерстью.
5. Медведь ест мёд.
6. Медведь — медвежонок, медведица, медвежья.
7. Бродит, охотится, спит, ревет, добывает.
8. Бурый, белый, косолапый, олимпийский.
9. Идет медведь между елками, Бредет медведь между березками, В овражки спускается,
На пригорки поднимается.
10.Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.
Выполняя работу над подобными мини-проектами, у учеников формируется умение планировать свою деятельность, опираясь на предложенный алгоритм и получать желаемый результат. При работе с информацией, школьник овладевает такими навыками, как умение самостоятельно работать со справочной литературой, постановка цели и планирование своей работы и т.д. На уроках, наработанный материл используется для словарно- орфографической работы. Примеры такой работы — диктант по памяти, диктант с загадками, творческий диктант [4].
Проект «Крылатые слова и выражения»
Проект основан на организации самостоятельного детского исследования, направленного на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как ценности общества и отдельно взятой личности.
Цель проекта: привить любовь и уважение к родному языку.
Задачи проекта:
1. Сформировать навыки и умения самостоятельной работы с различными источниками информации, развить умения анализировать информацию, подчеркивать главное, обобщать, делать выводы.
2. Научить детей структурировать информацию, правильно и лаконично излагать собственные мысли, в устной и письменной форме.
3. Совершенствовать навыки групповой работы.
4. Расширять знания о родном языке и углубить представления о его многообразии.
Работа в группах:
1. Составление кроссворда «Речь».
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
2. Исследование «Что нравится читать моим одноклассникам?»
3. Создание буклета «Многоликие слова» (однозначные и многозначные слова, прямое значение и переносное значение слов).
4. Создание презентации «Крылатые слова и выражения». (Какие слова и выражения называют «крылатыми»? Почему? Что такое фразеологизмы?)
Оформление результатов проектной работы: кроссворд, таблица результатов исследований, буклеты, мультимедийная презентация.
Зачитывание устных сообщений по результатам работы каждой группой.
Использование материалов проекта:
- при изучении тем по русскому языку («лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», «прямое и переносное значение слова», «крылатые слова и выражения»)
- во внеклассной работе (викторины, читательские конференции, КВН и т.д.)
Проектная деятельность, которая осуществляется учащимися коллективно и
координируется учителем, ценится тем, что помогает самореализоваться абсолютно каждому участнику, независимо от уровня его способностей [5].
Таким образом, использование проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации помогает экономить время и позволяет более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Используя кроссворды, иллюстрации, рисунки, тесты, повышается интерес к предмету, а процесс усвоения становится наиболее эффективным [6].
Литература
1. Жесткова Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка [Текст] / Е.А. Жесткова // Начальная школа. — 2013. — №5. — С.24-28.
2. Жесткова Е.А. Обучение глаголам звучания: коммуникативно-речевой аспект [Текст] / Е.А. Жесткова, Л.В. Филиппова // Приволжский научный вестник. — 2013. — №8(24). — Т.2. — С. 68-74
3. Жесткова Е.А. Работа над фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе как средство обогащения речи младших школьников [Текст] / Е.А. Жесткова, А.А. Князева // Научный поиск. — №4.1. — 2013. — С. 36-38
4. Жесткова Е.А. Формирование ценностных ориентиров у младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка / Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 12 — С. 85-88.
5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Народное образование. — 2000. № 7. — С.151-157.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Полат Е.С. и др., Под ред Е.С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
7. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности // Учитель. — 2000. — № 4. — С. 52-55.
8. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель. — 2000. № 1. — С. 41-45.