Научная статья на тему 'Проектная деятельность как условие развития образовательных организации: проблемы и решения'

Проектная деятельность как условие развития образовательных организации: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4901
574
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATION / EDUCATIONAL ORGANIZATION / THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION / DESIGN / AND PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошникова Е.А.

В данной статье рассмотрен потенциал проектной деятельности как предпосылки и условия развития образовательных организаций, с точки зрения ее практического использования. Обозначены проблемы и организационные формы перехода к новой образовательной проектно-преобразующей парадигме развития образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирошникова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A CONDITION OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS: PROBLEMS AND SOLUTIONS

In this article the potential of project activities as prerequisites and conditions for the development of educational institutions, from the point of view of its practical use. Identified problems and organizational forms of transition to a new educational project-transforming the paradigm for the development of educational organizations.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как условие развития образовательных организации: проблемы и решения»

УДК 37.012.3

Мирошникова Е.А.1

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Аннотация: В данной статье рассмотрен потенциал проектной деятельности как предпосылки и условия развития образовательных организаций, с точки зрения ее практического использования. Обозначены проблемы и организационные формы перехода к новой образовательной проектно-преобразующей парадигме развития образовательных организаций.

Ключевые слова: образование, образовательная организация, развитие образовательной организации, проектирование, проектная деятельность.

Miroshnikova Е.А.

PROJECT ACTIVITY AS A CONDITION OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Annotation: In this article the potential of project activities as prerequisites and conditions for the development of educational institutions, from the point of view of its practical use. Identified problems and organizational forms of transition to a new educational project-transforming the paradigm for the development of educational organizations.

Key words: education, educational organization, the development of the educational organization, design, and project activities.

В современных условиях образование становится ключевым приоритетом российского общества и государства, являясь определяющим фактором роста инновационной экономики. Изменение роли образования в обществе обуславливает обеспечения практики инновационного образования. Инновации необходимы для того, чтобы образовательная организация была способна повышать качество своих услуг, удовлетворять возрастающие интересы потребителей, сотрудничать с социальными партнерами и сохранять свою конкурентоспособность в условиях перманентных изменений. Поэтому, современная школа должна уметь прогнозировать изменения, быстро реагировать на них и реализовывать инновации таким образом, чтобы извлекалось максимум преимуществ из происходящих изменений [1]. Императивом развития выступает проектная деятельность.

В условиях реализации Концепции «Российское образование - 2020», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», особенно актуальным становится проектная деятельность в развитии образовательных учреждений.

Следует отметить, что в профессиональном сообществе не сложилось единой трактовки понятия «проектной деятельность». Например, авторы Н.В. Борисова, и Т.Г. Новикова определяют ее как «деятельность, направленную на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании» [2], В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов считают «деятельностью по оформлению реализации целостного решения образовательных задач» [3]; В.А. Болотов определяет как «процесс выращивания новейших форм общности педагогической общественности и учащихся, нового содержания и технологий образования, способов и технологий деятельности и мышления» [4]. Отражая многозначность и многоаспектность толкования проектной деятельности, B.C.

хМирошникоеа Елена Александровна, доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры государственных услуг и менеджмента Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС г. Пятигорск, e-mail: e-mirela@yandex.ru Miroshnikova Elena, associate Professor, Candidate of Edicational Sciences, The North Caucasus institute - branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: e-mirela@yandex.ru 69

Безрукова определяет как «предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности субъектов образовательного процесса» [5], В.П. Беспалько - как «многошаговое планирование деятельности» [6].

Анализ различных подходов ученых в научной литературе к определению проектной деятельности дает основание рассматривать проектную деятельность как совместную целенаправленную деятельность, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Модернизация образования, ее содержание заключается в преобразовании и переводе системы на новый качественный уровень функционирования с целью обеспечения ее инновационного развития на основе опережающего характера проектной деятельности. По, сути, процессы модернизации образования определили переход к новой образовательной проектно-преобразующей парадигме в развитии образовательных организаций.

Ключевым элементом модернизации российской школы является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС).

Одним из направлений современного образовательного процесса, предусмотренного ФГОС, стало обеспечение проектной и исследовательской деятельности, направленной на овладение обучающимися познавательных умений и практических навыков на основе использования собственного и социального опыта в различных сферах деятельности для решения социально-значимых задач.

Началом пути реализации федеральных государственных образовательных стандартов стало использование метода проектов и его возможностей в реализации компетентностного подхода к обучению. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основные направления которой - его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, эксперимент, проектирование. Метод проектов, проектные технологии дают возможность овладения различными компетентностями на уровне присвоения, до автоматизма.

Несмотря на то, что технология проектной деятельности широко применяется в настоящее время и признана одной из основных при реализации компетентностного подхода, что отражено в нормативных документах федерального уровня, поддерживается учеными и используется на практике, ситуация в образовании меняется медленно. В большей степени, проектный подход используется как методология образовательного процесса, органично соединяя в себе форму и метод обучения в рамках педагогической процесса целях его оптимизации. В меньшей степени, это касается использования проектной деятельности как способа организации и трансформации образовательных учреждений в рамках новой модели управления на уровне администрирования в условиях системных изменений. Возникают сложности объективного характера в необходимости сохранить традиции и преемственность в образовательном процессе, без чего невозможно устойчивое развитие образовательной организации.

Устойчивость и развития - извечное противоречие любой системы, которое необходимо решать в условиях внешней сложной динамичной среды и внутренних тенденций развития. На развитие образовательных организаций, бесспорно, оказывает влияние совокупность государственных инициатив в сфере образования и образовательного заказа ближайшего социального окружения школы (Рисунок 1).

ОбЩНГ ТГНДГНЦШ1 образования

Государ (тв г иные ПШНЦЫ111ВЫ в области образования

Изменение на уровне образов агельного уфккдгаи

□ Д| |ффф енш м т и

содфжанпя образования □Изменение системы результатов образования □Н еобходнмость

оценивания

качественного

1 Принятие стандарта базовым 11 пр оф| пьньи.

2 Введение формы

самоопр едеп ега и □Необходимость конкур енюспособносш

повышения 1 Вариативность

СОДфЛЛНИЯ

учебных

/] 2 Разнообразие образоватеаьны

программ.

итоговой аттестата!

(ЕГЭ).

азоватепьтых

3 Введение (фофшьного обучения Проблема ахвд)/Кпнпя. форм

органшацнн. системы оценивания учеб ».к

достижении)

Образоватьльная модель школы

3 По.явпенпе новых задач развития образоватетьньгс учреждений

пофебностен учащихся и их родшепеП.

Рисунок 1 — Внешнее и внутреннее воздействие на образовательные организации

Развитие образовательной организации - это закономерное, эволюционное, управляемое (самоуправляемое) изменение самой организации: ее целей, содержания, методов, форм организации педагогического процесса, и ее управляющей системы, приводящее к новому состоянию субъекта развития, достижению качественно новых результатов образования, причем оба состояния оцениваются по результатам деятельности [7]. Исходя из приведенного понятия, развитие образовательной организации, как сложноорганизуемой системы, можно понимать как процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и структуре, в результате чего достигаются качественно новые результаты. Следует отметить, успешное развитие образовательной организации как системы возможно, при условии согласования темпов развития всех ее частей (элементов), всех субъектов управления этим развитием и их действий.

Развитие любого образовательного учреждения как стратегии улучшенного качества образования зависит не только от умения руководителя предвидеть реальные возможности проектных трансформаций, но и сформировать готовность и задать направленность усилий всем участникам образовательного процесса в условиях изменений. По мнению А.И. Шевченко, в условиях динамичных изменений в обществе, проектирование становится принципиально новым и фундаментальным способом адекватных изменений в образовании, создания условий и выявления внутренних механизмов его развития [8]. Развитие целостности образовательного учреждения можно достичь только благодаря системному проектированию. При этом, проектирование следует понимать как неотъемлемую часть, как обязательный этап единого процесса организационного развития системы.

Известно, что при проектировании всякий раз приходится решать три важных задачи и исследовать три главных этапа в развитии организации (Рисунок 2):

• где организация хотела бы находиться

<--будущее

состояние

_ настоящее

состояние

• где организация находится сейчас

• как перейти от настоящего к будущему

как перейти от настоящего к б\д\щем\

Рисунок 2 — Основные этапы проектирования в развитии организации

Понимая развитие образовательной организации «... как обусловленный, и вместе с тем, саморегулирующийся процесс», (А.И. Пригожин), можно предположить, что проектная деятельность может выступать в качестве цели на этапе ее становления, и саморегулирущего механизма, определяющего дальнейшее развитие функционирования образовательного учреждения.

В отечественном образовании все чаще заходит речь о том, что каждое образовательное учреждение должно найти свой особый путь развития, в т. ч. за счет реализации целевой программы развития образовательного учреждения, инновационных проектов, которые становятся универсальным средством управления перспективным развитием. Несмотря на все сложившиеся предпосылки в системе образования для использования проектов развития образовательных учреждений, к настоящему времени, в практике преобразований образовательных учреждения возникли серьезные противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии и неспособностью руководителей к проектированию как процессу осмысления и построения на практике качественно нового облика педагогического объекта.

Для эффективного развития образовательной организации необходимы управленческие решения и действия руководителя, которые должны иметь опережающий характер. Не случайно, одной из основополагающих характеристик современного руководителя образовательного учреждения в условиях реализации Приоритетного национального проекта «Образование» и комплексной модернизации образования до 2020 г. является его способность к проективной деятельности, то есть продуктивному воображению, свободному преобразованию реальности на основе «модели потребностей будущего».

Проектная деятельность предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Руководитель современного образовательного учреждения должен осуществлять проектные действия и моделировать такие пространства, где воспроизводится, транслируется и развивается проектная культура педагогических и ученических коллективов [9].

Необходимость овладения руководителем образовательного учреждения навыкам проектирования обусловлена, тем, что данная технология имеет весьма широкую область применения на всех уровнях организации системы образования, а логика проектирования позволяет более полно осуществлять прогнозно-аналитические и управленческие функции. Проектная деятельность способна обеспечить новые возможности в повышении конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, поскольку умение педагогических коллективов разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование - это реальная возможность инновационного развития, как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их. И, наконец, в ходе проектной деятельности выстра-

ивается и реализуется деятельность по достижению желаемых педагогических результатов, более эффективных по сравнению с имеющимися достижениями, формируется отказ от традиционных образцов профессиональной деятельности, неприменимых в условиях проектно-преобразующей парадигмы, что создает основу для инновационных трансформаций.

Всем этим требованиям отвечает форма проектных конкурсов федерального, регионального и муниципального уровней, примером которой, может служить, в частности, объявление о проведении конкурсного отбора образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (постановление Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы») [10].

Между тем, в теории и практике проектного менеджмента образовательными учреждениями сложились и требуют разрешения следующие противоречия:

• между необходимостью в проектной деятельности в условиях введения ФГОС и недостаточным уровнем компетентности субъектов ее организации;

• между использованием педагогами отдельных элементов метода проектов и отсутствием единой системы организации проектной деятельности.

Для проведения исследования анализа сложившейся практики проектной деятельности в образовательных организациях СКФО, было проведено анкетирование участников семинар -совещания, посвященного итогам реализации программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения, образования и культуры в 2011 - 2014 годах». В рамках программы в Северо-Кавказском институте Академии при Президенте прошли обучение 428 руководителей учреждений образования СКФО, выпускников Президентской программы «Управление в сфере образования».

В анкетировании приняли участие 52 участника семинар-совещания, в том числе, представители профильных министерств субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Целью исследования являлось определение роли проектной деятельности в развитии образовательных учреждений.

Результаты анализа анкеты показали, что большинство руководителей образовательных учреждений считают, что проектная деятельность становится принципиально новым способом развития образовательных учреждений в условиях модернизации (96%). Практически все участники подтвердили наличие Проекта (Программы) развития образовательного учреждения (93%). Большая часть опрошенных (71%), подтвердили реализуемость проектной деятельности обучающихся на основе внедрения ФГОС, при этом, 67% респондентов отметили применение творческого и исследовательского проекта как эффективной образовательной технологии в формировании компетенций учащегося.

Вместе с тем, только 12% респондентов подтвердили реализацию проекта, инициированного в рамках Президентской программы. На вопрос: «Какие причины помешали реализовать Проект?», большинство 83% респондентов выделили отсутствие финансовых средств, отсутствие заинтересованности власти и отсутствие команды единомышленников.

Наряду с этим, проведенное исследование позволило выявить следующие трудности и психологические барьеры:

• низкая мотивация учителей на инновационную деятельность, в частности, собственную проектную (79%);

• недостаточный уровень знания педагогами технологий проектной деятельности и умениями разработки проектов (68%);

• недостаточное использование педагогами развивающего потенциала метода учебных проектов (64%);

• боязнь утраты личного статуса (62%);

• увеличение объема работы и различные оценки последствий проектной деятельности (88%);

• недостаток информации о будущих событиях, разрозненность и противоречивость информации (76%);

• отсутствие единых подходов к организации проектной деятельности, нерациональный охват проектной деятельностью обучающихся (много проектов на одного ученика, выпадение определенного числа учащихся из проектной деятельности, 56%).

Отсюда возникают проблемы методологического обеспечения проектной деятельности. В определении факторов, тормозящих реализации проектной деятельности, профессиональное педагогическое сообщество СКФО относит, зачастую, узкоместническую политику руководства (63%), недостаток лидерских качеств (69%). Весьма информативным является признание педагогами отсутствия опыта работы в командах (78%) и замкнутость корпоративной культуры (87%).

Как сделать так, чтобы проектная деятельность в образовательном учреждении была системной и управляемой? Как мотивировать педагогические кадры проектной деятельностью? Как преодолеть в коллективе противостояние предстоящим изменениям? При этом, в современном российском образовании явно присутствует дефицит не только финансовых и материальных ресурсов, но, прежде всего, кадровых и временных. Часто возникающие вопросы: кто этим будет заниматься, зачем это необходимо?

Как отмечает А.И. Шевченко, проектная деятельность в образовании имеет свою специфику, она требует выстраивания связей с другими видами социальных практик, создания общественных коалиций, ориентированных на цели образования, выявление принципиально новых образовательных ресурсов, формулирования общественно значимой образовательной политики, взятие на себя ответственности за социальные последствия реализуемых инициатив [8].

Какие решения в условиях формирования образовательной проектно-преобразующей парадигмы предлагает экспертное сообщество в поиске эффективных форм организации проектной деятельности педагогов, в которых реализуется установка на взаимодействие и социальное партнерство, выстраивание эффективных вертикальных и горизонтальных связей между компонентами образовательной системы? Организация проектной деятельности на различном уровне системы образования предполагает использование ряда организационных форм, прежде всего:

1. Организация ярмарок и конкурсы проектов с целью получения гранта. С помощью грантов оказывается необходимая поддержка проектам, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, города или учебного заведения. Деятельность, не получающая адекватного финансирования со стороны государства, также может быть поддержана с помощью грантов.

2. Государственно-общественное управление. Как определяет статья 8 Закона РФ «Об образовании», государственно-общественное управление складывается из двух составляющих, когда реально имеются два разных субъекта деятельности и управления этой деятельностью: с одной стороны, субъект государственный и муниципальный, с другой стороны, субъект общественный.

3. Государственное и частное партнерство - становится особенно актуальным в случае, если благотворители и социальные инвесторы выдвигают в качестве условия получения образовательной организацией долгосрочного финансирования возможность участвовать в формировании программ развития и контроле их исполнения.

4. Сетевое взаимодействие - система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий [11].

Являясь результатом проектного замысла участников, сеть позволяет усиливать ресурс любого образовательного учреждения за счет ресурсов других учреждений. Сетевое взаимодействие оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, но также 74

в качестве индикатора, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. Участвуя в едином целеполагании, участники сети вынуждены согласовывать механизмы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.

Таким образом, внедрение проектного подхода становятся основополагающим принципом организации образовательных процессов, поскольку проектная деятельность в условиях модернизирующегося социума является показателем инновационного качества образования, способствует формированию профессиональной субъектности участников образовательного процесса, становится сильнейшим стимулом развития его познавательных интересов и перспективным ориентиром в выборе жизненных стратегий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кунц М.Ю. Актуальность использования инновационных проектов в образовательных учреждениях как инструмент развития образовательной организации // Сборник статей магистрантов «Управление образованием», Выпуск 1. - 2014.

2. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. Науч.-метод, пособие / Т.Г. Новикова. М.: АПК и ПРО, 2002. - 112 с.

3. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская, М.П. Педагогическое проектирование. М.: ИЦ «АКАДЕМИЯ», 2007. - 288 с.

4. Болотов В. А. Педагогическое образование: есть ли шанс? // Директор школы 2012. -№ 10(173). - С. 12-17.

5. Янушевский В. Н. Спецификация метода проектов /В.Н. Янушевский //Школьные технологии. 2008. -№ 4. - С. 111 - 113.

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

7. Верхоглазенко, В.Н. Критериальное управление развитием компании [Текст] : Монография / В Н. Верхоглазенко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 206 с.

8. Шевченко, А.И. Проектирование в образовании: сущность, подходы, особенности [Электронный ресурс] - URL:http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2232(flaTa обращения 05.05.2015)

9. Прикот О.Г., Виноградов, В.Н Проектное управление развитием образовательной организации. Научно-методич. пособие для руководителей ОУ Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.-256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» Ст. 20. ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/(flaTa обращения 07.05.2015).

11. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку /под ред. Адамского А.И. -М.: Эврика, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.