переводчиков Google, а так же с помощью поисковых систем стало возможным обработать перевод слов на русский язык, с целью уточнения технического смысла терминологии.
Таким образом, данный подход в преподавании позволяет выполнять практическую часть с принципиально иными подходами в проектировании графических образов, изменять в лучшую сторону мышление студентов, способствует экспоненциальному развитию личности.
Список литературы:
1. Гессен С.М. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995. - 448 с.
2. Щедровицкий Г.А. Педагогика и логика. - М., 1993. - 416 с.
3. Брюс Эккель Философия С++. Введение в стандартный С++. - 2 издание. - СПб.: Питер 2004. - 572 с.
4. Ушинский К.Д. Собр. соч. - М., 1952. - Т. 9.
5. Лакатос И. Бесконечный регресс и основания математики // Современная философия науки. - М., 1996. - 136 с.
6. http://m.wikipedia.org/wiki/объектно-ориентированное_программи-рование.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
© Сидорова О.С.*
Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Данная статья посвящена проблеме формирования социальной компетентности младших школьников через проектную деятельность на уроке иностранного языка. Проектная деятельность не только поддерживает мотивацию учащихся к предмету, но и стимулирует коммуникативную деятельность учащихся, в ходе которой происходит самореализация и социальное приспособление младших школьников.
Ключевые слова: проект, социальная компетентность, универсальные учебные действия.
* Аспирант.
В условиях работы по ФГОС НОО необходимо учитывать то, что воспитание является неотъемлемой частью образования. Образование - «это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [5].
Новые социальные запросы общества направлены на обеспечение ключевой компетенции - «научить учиться». В связи с этим важнейшей задачей образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) результатом которой станет более гибкое и прочное освоение учащимися знаний, способность учащегося усваивать эти знания, формировать компетентности, выстраивать свою деятельность, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [4]. Воспитательная работа включена в решение этой задачи.
Проектная деятельность становится неотъемлемой частью учебной деятельности, уже в начальной школе. С первых дней учащиеся начальной школы вовлекаются в разработку, выполнение, преставление проектов на различные темы. Проект - это не только механизм поддержания мотивации и интереса учащихся к предмету иностранный язык, но и, как считает Е.С. По-лат, данный метод стимулирует коммуникативную деятельность участников проекта [3], в ходе которого учащиеся знакомятся с традициями и культурой других народов, обмениваются информацией о себе и своей стране, рассказывают о любимых праздниках и делятся впечатлениями, что подтверждает актуальность проектной деятельности для формирования социальной компетентности младших школьников. Таким образом, социальная компетентность - это характеристика личности ребенка, которая отражает систему знаний, умений и навыков, необходимых ему для моделирования своего поведения, умения адекватно воспринимать окружающую действительность, строить систему отношений и общения с окружающими людьми с учетом социальной ситуации [2].
Предлагая проекты на уроках иностранного языка, необходимо учитывать то, что на данном этапе могут быть востребованы практически любые способности учащихся: их творческое мышление, умение формулировать и выражать свою мысль, самостоятельно осуществлять поиск информации, умение учащихся общаться со сверстниками и знать правила работы в группе, что будет свидетельствовать, в последствии, о формировании у учащих-
ся тех универсальных учебных действий, которые являются неотъемлемой частью социальной компетентности младшего школьника.
В процессе работы над проектом, важную роль играет учитель, который помогает учащимся:
- определить цель;
- рекомендует источники для получения информации;
- предлагает формы деятельности;
- прогнозирует результат вместе с учащимися;
- является помощником;
- помогает подвести итог.
Как считает Е.Н. Землянская [1], выполняя проект, ученик:
- открывает новые для себя знания;
- экспериментирует;
- решает проблему своим способом;
- несет ответственность за результаты деятельности;
- учиться работать в группе;
- умеет преподнести информацию перед небольшой аудиторией.
При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная форма работы, но так же и групповая работа учащихся. Тогда участники проекта работают на решение общей проблемы, над сознанием общего конечного продукта, оказывают помощь друг другу, следят за ходом работы вместе. Это говорит о том, что учащиеся социально мотивированы и одновременно с этим овладевают универсальными учебными действиями в процессе работы над проектом, такими как регулятивными (умение контролировать свои действия, действия партнера и уважать его интересы; стремление к взаимопомощи); познавательными (знание правил работы в группе; умение выступать перед небольшой аудиторией); коммуникативными (умение поддержать беседу, задавая вопрос или переспрашивая; умение нести ответственность за свои поступки и результаты) и личностными (проявление доброты, внимания, заботы, по отношению к своему партнеру; умение производить самооценку и анализ в разнообразных ситуациях).
При работе над проектом с учащимися начальной школы можно выделить основные типы проектов:
Информационные проекты, направленные на работу с информацией, для обучения школьников уметь производить ее отбор, структурировать, анализировать и обобщать. Примером такого типа проекта на уроке иностранного языка могут быть: «Traditional Food», «National Costumes».
Игровые проекты, в ходе которых ребята учатся переносить реальные обстоятельства в пространство игры, запоминают определенные правила общения и речевого этикета, что говорит о формировании социального опыта младшего школьника. Примером игровых проектов могут быть такие проекты, как: «My Favourite Cartoon Character», «В гостях у Юффо».
Ролевые проекты направлены на проживание учащимися определенных ситуаций, имитирующие социальные или деловые отношения, примеряя на себя роль любимого литературного героя.
Примеры проектов: «В гостях у сказки», «День рождения», «In the Shop».
Творческие проекты связаны с участием ребят в спектаклях, творческих сценках, играх. Здесь же можно говорить о разработке рисунков, презентаций, о сознании музыкальных произведений и т.п. Можно организовать данные проекты в форме путешествия, для того, чтобы познакомить учащихся с праздниками, традициями и обычаями других стан: «Halloween», «Christmas», «My Dream School».
Таким образом, вовлекать учащихся в проектную деятельность нужно с самого раннего возраста, создавая при этом условия для развития необходимых качеств и умений учащихся.
Для освоения технологии и методов проектной деятельности мы рекомендуем использовать тренировочные проектные работы. Хорошо подготовленный проект является тем видом деятельности, который будет захватывать воображение не только учащегося, но и учителя. Необходимо выбирать тему проекта, связанную с реальной жизнью, для того, чтобы помочь учащимся почувствовать реальную проблему, с которой они могут столкнуться в будущем. Тем самым уровень их мотивации к проекту резко повысится.
Одним из примеров проектной деятельности в начальной школе может стать проектная работа по теме «My hobby». Предварительная подготовка учителя заключается в определении цели проекта и поиска ответов на вопросы:
- Какая проблемы будет интересна учащимся?
- Какие результаты следует ожидать?
- Сколько времени потребуется для выполнения проекта?
- Какие материалы понадобятся учащимся?
- Какие знания потребуются учащимся и чему их обучить?
При этом следует отметить, что необходимо дать возможность ребятам самим выбрать тему проекта. Тема хобби всегда актуальна в любом возрасте, особенно в начальной школе. Многие ребята занимаются спортом, кто -то любит коллекционировать, рисовать. Поэтому данная тема дает ребятам возможность показать свое творчество в полной мере.
Выполнение проекта «My Hobby» включает несколько важных последовательных этапов.
Этап 1. Выбор темы. Итак, учащиеся выбрали тему и обозначили задачу -разработать и нарисовать газету, отражая в ней интересы каждого учащегося. Ребята могут разбиться на группы или работать в парах.
Этап 2. Первые идеи. Чем больше идей, тем больше возможность найти то, что понравится всем. Ребятам предлагается высказать свои идеи быстро, не задумываясь, без обсуждения в группах, то есть индивидуально. Учитель может записывать идеи на доске, для того, чтобы можно было обсудить все
перечисленные идеи вместе и выбрать те, которые будут удовлетворять потребности каждого участника проекта.
Этап 3. Выбор лучшей идеи. Ребята выбирают ту идею, которая будет реализована их группой или парой в конечном итоге. Задача учителя на этом этапе - помочь учащимся определить систему критериев для последующего оценивания проектов. Чаще всего ребята определяют следующие критерии: красочность, доступность материала, оригинальность, отсутствие ошибок, так же можно выделить последующее использование, задумка преподнесения материала и т.д. Кроме этого, каждый из выделенных критериев оценивается по пятибалльной шкале баллов.
Этап 4. Планирование проекта. Учащиеся планируют схему своего проекта, что должно присутствовать, а что не обязательно. Кто-то предпочитает использовать вырезки из журналов, другие любят рисовать и демонстрировать не только свое хобби, но и умение творчески подходить к поставленной задаче в группе.
Этап 5. Выполнение проекта. Ребята приступают к выполнению проекта: рисуют, вырезают картинки из журналов, составляют список хобби, опросив каждого из участников группы. На данном этапе задача учителя - поддержать мотивацию учащихся, скоординировать их деятельность.
Этап 6. Защита проекта и его оценка. От каждой группы требуется по два представителя, которые и будут являться экспертной группой. Важно, чтобы ребята сами оценили свои проекты, увидели, что удалось, а что нет, над чем еще нужно работать. Именно на этом этапе, по словам Е.Н. Землян-ской, происходит осмысление сделанного детьми, формируется их отношение к самостоятельной деятельности [1, с. 24]. Для проведения самооценки проекта можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:
1. Почему вы начали разрабатывать этот проект?
2. Соответствует ли ваша работа выделенным критериям?
3. С какой целью можно использовать ваш проект в дальнейшем?
4. Как улучшить проект? Чего не хватает?
5. Все ли ребята приняли участие в создании проекта?
Следующий шаг - защита проектов. Обычно защита проходит в форме
показа. Ребята используют доску, где размещают свои работы. Для защиты проекта можно предложить учащимся вопросы:
1. Для кого предназначен твой проект и почему ты начал его разрабатывать?
2. Какова основная идея проекта?
3. Какие ты использовал материалы?
4. Пришлось ли тебе чему-то научиться?
5. Кто тебе помогал?
6. Какой этап выполнения проекта был наиболее сложным?
7. Какие комментарии ты получил от других ребят?
Все команды получают дипломы или памятные подарки. Следует отметить, что поощрить нужно каждого участника проекта. Можно обозначить несколько номинаций: «самый оригинальный проект», «самый красочный проект», веселый, дружный, познавательный и другие номинации.
По завершению проектной работы устройте чаепитие или пикник, где ребята могут продолжить обсуждение интересов, теперь уже зная, кто и чем любит увлекаться.
Таким образом, выполняя проектную деятельность на уроке иностранного языка, учащиеся приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, стремятся к взаимопомощи, учатся выступать перед небольшой аудиторией, самостоятельно оценивают свои результаты и несут ответственность за свои поступки, что и говорит о формировании социальной компетентности младших школьников на уроке иностранного языка.
Список литературы:
1. Землянская Е.Н. Современные педагогические технологии начального образования: учеб. пособие. - М.: РУДН, 2009. - 100 с.
2. Коротина Ю.В. Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Ю.В. Коротина. - Тамбов, 2011.
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 31-36.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.
ПРОТОТИП СТИЛЯ ЖИЗНИ И УСПЕХИ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
© Стаматова Р.М.*
Начальная школа им. Василий Априлова, Болгария, г. Бургас
This study shows the relationship between achievements - failure of pupils and their health, disease, depression, physical development etc.
Based on this study we concluded that on the pupil's performance at school different social factors play a role and affect - parental education,
* PhD Educator.