Научная статья на тему 'Проектная деятельность, как форма развития субъектности детей и способ интеграции образовательных областей'

Проектная деятельность, как форма развития субъектности детей и способ интеграции образовательных областей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ / ИНТЕГРАЦИЯ / САМОЦЕННОСТЬ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Марина Николаевна

Данная статья представляет собой опыт работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. В статье представлена теоретическая обоснованность данного метода и эффективность использования его на практике как способа вовлечения всех членов образовательного процесса в интегративную деятельность. Приведены примеры различных видов проектов и мониторинг параметров развития самостоятельности у детей подготовительной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность, как форма развития субъектности детей и способ интеграции образовательных областей»

УДК 371.385

М.Н. Николаева Проектная деятельность, как форма развития субъектности детей и способ интеграции образовательных областей

Аннотация: Данная статья представляет собой опыт работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. В статье представлена теоретическая обоснованность данного метода и эффективность использования его на практике как способа вовлечения всех членов образовательного процесса в интегративную деятельность. Приведены примеры различных видов проектов и мониторинг параметров развития самостоятельности у детей подготовительной группы.

Ключевые слова: метод проекта, проектная деятельность, субъект, интеграция, самоценность, целеполагание.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. (Киселева, 2003: 3). Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний и умений, навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений,предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Педагоги детского сада обязаны ориентироваться не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Наиболее эффективным является педагогическое взаимодействие, организованное по типу субъект

- субъектной связи, ориентированное на уникальность и самоценность личностей педагога и воспитанников, предполагающее активность и инициативность сторон,взаимопонимание и сотрудничество, способность к самореализации и творческому росту (Бабаева,2000: 17).

Взаимодействие педагогов с детьми становится развивающим тогда, когда оно стимулирует личностную активность взаимодействующих сторон, является для них актуальным, своевременным,личностно значимым. Педагогическое взаимодействие рассматривается как интеграция процессов целеполагания, отбора содержания, способов и форм организации, оценки достигнутых результатов. Для него характерен постоянный обмен информацией, действиями и отношениями между педагогом и детьми на всех этапах.

Реализуя комплексную программу развития и воспитания детей и ряд парциальных программ в детском саду «Детство», коллектив нашего дошкольного учреждения следует вышеизложенным принципам. Образовательная программа детского сада предусматривает гармоничное развитие личности дошкольника в следующих направлениях: физическое развитие и оздоровление, художественно - эстетическое, познавательно - речевое, социальноличностное.

Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция, а в настоящее время и реализации Федеральных государственных требований. Тогда как метод проектной деятельности представляет собой наиболее эффективную форму интеграции образовательных областей, способствующую становлению субъектных качеств личности ребенка, где в основе каждого проекта лежит проблема.

Одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является физкуль-турно - оздоровительное; в целях укрепления здоровья и физического развития детей в образовательном учреждении реализован проект «Росток» на средства,полученные от гранта по конкурсу проектов «Газпром - детям».

В детском саду реализуются проекты по организации образовательной деятельности с детьми,не посещающими дошкольные образо-

© Николаева М.Н.,2011 100

вательные учреждения:

- «Мамин выбор». Краевой пилотный проект «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные учреждения».

- «Особый ребенок». Проект предусматривает интеграцию детей с ограниченными возможностями в единое развивающее пространство детского сада, включение в коррек-ционно-развивающий процесс, приобретение навыков, необходимых для успешной социализации.

Педагоги дошкольного учреждения в совершенстве владеют технологией проектирования с детьми, разработали и реализовали проекты, основной задачей которых является решение проблемы, поставленной на общем интересе взрослых и детей. Примеры некоторых из них: -«Поклонимся великим тем годам». Цельюпроекта,в первую очередь, являлось патриотическое воспитание детей и формирование их нравственных ценностей. Данный проект предусматривал сбор информации о Великой Отечественной войне, спортивные соревнования, эстафеты, художественно- творческую деятельность, встречи с ветеранами войны, экскурсии в краеведческий музей. В рамках проекта в детском саду прошел фестиваль творчества детей и взрослых,с одноименным названием. Дети участвовали в спортивных соревнованиях между детскими садами города Горнозаводска.

- «Путешествие в прошлое». Познавательно - творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. Основные задачи - развитие познавательных способностей и формирование целостной картины представлений об окружающем. В процессе работы по проекту дети познакомились с историей возникновения вещей, окружающих нас в повседневной жизни, закрепили свои познания в продуктивной деятельности.

- «Пластилиновая сказка». Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. Главная задача - развитие творческих способностей участников проекта. В ходе проекта дети знакомились с художественным произведением, занимались продуктивной деятельностью: лепили героев, обыгрывали сюжет и даже сочиняли собственные сценарии сказок.

- информационно-практико-ориентирован-ный проект, направлен на активное вовлече-

ние родных людей старшего поколения в образовательный процесс, а так же воспитание культурных норм и нравственных ценностей у детей. Проект представлен на интерн ет-фо-руме педагогических идей «Открытый урок».

- «Создаем книгу». Познавательнотворческий проект.

- «Чудесница вода». Экологический проект.

- «Наша цветущая планета». Экологический проект.

Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных,социальных. (Евдокимова,2006: 6).

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е, изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами,проектирование выступает как принципиально иная,субъектная,а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни. (Евдокимова,2006: 7).

В ходе реализации любого проекта происходит не только интеграция различных образовательных областей, а также тесная взаимосвязь в работе специалистов дошкольного учреждения и социальных структур города.

С опытом работы по использованию метода проекта в организации образовательного процесса педагоги нашего детского сада выступили на районной августовской педагогической конференции в 2010 году. На базе ЦИО прошла секция: «Воспитание субъектной позиции дошкольника посредством проектной деятельности», на которой воспитатели рассказали о возможности использования метода проектов в работе с детьми,организации соответствующей развивающей среды, вовлечении родителей как полноправных субъектов образовательного процесса.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют модель образовательного процесса, включающую в себя взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности. На данном этапе работы по реализации Федеральных государ-

ственных требований, технология проектной деятельности представляется педагогам нашего коллектива наиболее эффективной. Так как решение образовательных задач проекта, выбранного детьми и взрослыми на основе совместных интересов, происходит в ходе ре-

жимных моментов,в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе, и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. Например, рассмотрим один из проектов с точки зрения интеграции образовательных областей.

Познавательно-творческий проект «Путешествие в прошлое>

Образова- тельная область Задачи Формы работы Продукт деятельности

Познание - формировать целостное представление картины мира; - расширять кругозор детей; - познакомить детей с историей возникновения предметов обихода (одежда, мебель, посуда, игрушки и др.); - развивать способность классифицировать предметы по их назначению. Занятия, беседы, дидактические игры. Альбом «Что было До».

Коммуни- кация - Обогатить словарный запас детей; - формировать навык выражения своих планов и мыслей полными распространенными предложениями; участвовать в конструктивном диалоге. Занятия, беседы, дидактические игры, совместная и самостоятельная деятельность детей. Книга загадок о знакомых вещах.

Труд - Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; - познакомить детей с различными способами изготовления мебели для кукол из бумаги и бросового материала Совместная и самостоятельная деятельность детей. Мебель для кукол.

Художест- венное творчес- тво Формировать художественно-эстетический вкус детей; продолжать знакомить с элементами народного творчества Посещение краеведческого музея. Занятия в изостудии. Самостоятельная деятельность (рисование). Выставка рисунков «Чудо гжель».

Чтение художест- венной литера- туры - формировать представления детей об окружающей действительности; - формировать способность находить информацию в книге. Посещение библиотеки. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций к художественным произведениям. Тематические выставки в Центре книги.

Социа- лизация - Развитие игровой деятельности детей; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; - формирование чувств принадлежности к окружающей действительности. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей (сбор экспонатов музея). Создание мини-музея «Кладовая домовенка Кузи».

Таким образом, образовательные области интегрируются в ходе одного проекта, и каждый его участник имеет возможность самореализоваться, выступить как субъект коллективной деятельности. В ходе реализации проекта возможно отследить промежуточные результаты деятельности и сравнить результат работы с поставленной целью. С помощью метода наблюдения за деятельностью детей во время реализации проекта педагог фиксирует успехи и затруднения каждого ребенка и вносит в фиксационную карту результаты развития ребенка в области самостоятельности.

Мониторинг параметров развития самостоятельности у детей подготовительной группы детского сада, участвующих в реализации различного рода проектах показал:

- умеют самостоятельно ставить цель - 48%;

- ставить цель

с помощью взрослого - 52%;

- выбирают средства деятельности самостоятельно - 87%;

- выбирают средства деятельности с помощью взрослого - 13%;

- планируют деятельность самостоятельно - 43%;

- планируют деятельность

с помощью взрослого - 57%;

- действуют по плану самостоятельно - 48%;

- действуют по плану с помощью взрослого- 52%.

Детей, не осуществляющих данные действия, нет.

За время работы ЦИО педагоги образовательного учреждения:

- пополнили теоретические знания и методический инструментарий, необходимые для организации современного субъектного образовательного процесса;

- повысили уровень компетентности по вопросам формирования у детей самостоятельности как основы субъектности;

- овладели методикой применения механизмов, способствующих формированию у детей навыков целеполагания, планирования и оценочной деятельности;

- сформировалось представление об интеграции образовательных областей в процессе проектной деятельности и тематического планирования;

- пополнили копилку диагностических материалов, отражающих критерии развития субъектности всех членов образовательного процесса.

Библиографический список

1. Бабаева Т.П. Сборник статей/ Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ Сфера,2006.

3. Киселева Л.С.,Т.А. Данилина,Т.С. Ла-года,М.Б. Зуйкова. М.: АР КТ И, 2003.

4. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия ДОУ: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера,2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.