Научная статья на тему 'Проектная деятельность как фактор развития одаренности у детей и подростков'

Проектная деятельность как фактор развития одаренности у детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветров Юрий Павлович, Турсунбаев Салахидин Умарович

В статье рассматриваются актуальные проблемы реализации проектной деятельности как фактора развития одаренности у детей и подростков с позиции практико-ориентированного подхода, представлена теоретическая модель подготовки педагогов к участию в коллективных проектах по развитию одаренности у детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как фактор развития одаренности у детей и подростков»

УДК-37.013: 376.5

Ветров Юрий Павлович

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

Турсунбаев Салахидин Умарович

директор МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования» (г. Сочи)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Аннотация.:

В статье рассматриваются актуальные проблемы реализации проектной деятельности как фактора развития одаренности у детей и подростков с позиции практико-ориентированного подхода, представлена теоретическая модель подготовки педагогов к участию в коллективных проектах по развитию одаренности у детей и подростков.

Ключевые слова:

одаренность, проектная деятельность, самореализация, теоретическая модель, диагностика, критерии, практико-ориентированный подход, готовность.

Vetrov Yury Pavlovich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice-rector for Research and Innovative Activity, Armavir State Pedagogical University (Armavir)

Tursunbayev Salakhidin Umarovich

Director of the Center of Creative Development and Humanitarian Education (Sochi)

PROJECT ACTIVITY AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF ENDOWMENTS IN CHILDREN AND TEENAGERS

Abstract:

In the article current problems of realization of project activity as a factor of development of endowments in children and teenagers from the standpoint of the practice-oriented approach are considered; the theoretical model of training of teachers for participation in collective projects on the development of endowments in children and teenagers is presented.

Keywords:

endowments, project activity, self-realization, theoretical model, diagnostics, criteria, practice-oriented approach, readiness.

Работа с одаренными детьми и подростками строится на идеях лично-стно ориентированного образования. К числу целей образования и обучения одаренных детей в контексте личностноориентированной парадигмы обучения относятся: создание условий для развития и осознания ребенком собственного опыта, индивидуально-личностных свойств, а также поддержка детской индивидуальности. Развитие одаренности у детей и подростков происходит на основе идей индивидуализации образовательного процесса, творческого обучения, исследовательской деятельности обучающихся.

Анализ подходов к вопросу одаренности и одаренных показывает, что концептуальной идеей в развитии одаренности является идея о построении особой образовательной среды, в которой создаются условия для раскрытия способностей и интересов каждого ребенка, для обеспечения возможности самореализации личности в различных видах деятельности (В.И. Панов, В.П. Лебедева, В.А. Орлов и др.).

На создание таких условий направлена проектная деятельность педагогов.

В современных условиях проектирование все чаще становится деятельностью коллективного субъекта - коллектива педагогов, осознающих наличие общей проблемы и цели и готовых к объединению своих личностных и профессиональных ресурсов для достижения общей цели. Работа над коллективным проектом дает возможность применять имеющийся коллективный опыт, включать в обсуждение значительное количество вопросов, а следовательно, накапливать и усваивать больший объем знаний и умений.

Коллективной проектной деятельностью в развитии одаренности у детей и подростков следует считать систему совместных действий педагогов по разработке и построению образовательной среды для личностного развития и самореализации мотивированных и одаренных школьников.

Разработка проектов по развитию одаренности у детей и подростков осуществляется с учетом того, что в содержание проекта должно включаться скрупулезно выработанное, комплексное, глубокое изучение основных идей, проблем, тем; проект должен способствовать подбору и использованию соответствующих ресурсов для развития одаренности детей и подростков; самоуправлению процессом развития одаренности со стороны школьников и их саморазвитию; проект должен обеспечивать развитие

понимания своего внутреннего мира и природы межличностных и социальных отношений.

Объектом проектной деятельности в развитии одаренности является образовательная среда, позволяющая эффективно реализовывать индивидуальные образовательные запросы, способствующая личностному развитию, самореализации, повышению конкурентоспособности мотивированных и одаренных школьников. В связи с этим стратегической целью командной проектной работы с одаренными детьми является создание образовательной среды, способствующей максимальному развитию способностей и возможностей одаренных детей, их раскрытию, в том числе совершенствованию системы выявления одаренных детей, развития одаренности, оказания адресной поддержки каждому обучающемуся, проявившему выдающиеся способности, построения индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики одаренности ребенка, формированию личностного и профессионального самоопределения.

При конструировании проекта работы с одаренными детьми важен учет всех видов деятельности: учебной, внеурочной, внеклассной, внешкольной, воспитательной.

Подготовка творческого педагогического коллектива, нацеленного на достижение общего результата путем совместных действий, становится одной из потребностей образовательной организации.

Целью в структуре процесса подготовки педагогов к участию в коллективных проектах по развитию одаренности у детей и подростков является готовность к участию в коллективных проектах по развитию одаренности. Готовность к участию в коллективных проектах по развитию одаренности у детей и подростков определяется как владение педагогом профессиональными компетенциями, способствующими успешной реализации деятельности по созданию и внедрению коллективных проектов в работе с одаренными детьми и подростками. Критериями сформированное™ готовности к участию в коллективных проектах по развитию одаренности у детей и подростков являются: мотивационно-ценностный (заинтересованность в профессиональном развитии; увлеченность проектной деятельностью; осознание целей; понимание значимости работы в рамках проекта по развитию одаренности у детей

и подростков; мотивация на успех), операционально-деятельностный (знания в области построения проектов по развитию одаренности и их применение; способность и готовность сотрудничать с коллегами и учащимися; способность корректировать свои действия; креативность; инициативность; самостоятельность ответственность; умение перестраивать свою деятельность), рефлексивно-оценочный (способность к самоанализу; удовлетворенность работой). На основе выделенных критериев и их показателей были разработаны характеристики уровней готовности к участию в проектах по развитию одаренности у детей и подростков: высокий (заинтересованность в профессиональном развитии, осознание своих целей и ориентированность на достижение общей цели (умение работать в команде), инициативность, самостоятельность в принятии решений, в большой степени склонны работать с одаренными детьми, сформированы умения коллективной проектной деятельности), средний (есть склонность к коллективной работе с одаренными детьми, требуются дополнительные интеллектуальные ресурсы в этом процессе, попытки самосовершенствования ситуативны, частичное владение навыками коллективной проектной деятельности), низкий (склонность к коллективной работе с одаренными детьми слабо выражена, владеют разрозненными знаниями о сущности, принципах, формах, методах проектной работы по развитию одаренности, затруднения при постановке целей совместной деятельности, оценке своих возможностей и результатов деятельности, могут способствовать возникновению конфликтных ситуаций в коллективе).

Разработка критериев и уровней сформированности готовности участию в коллективных проектах по развитию одаренности у детей и подростков, а также выявление у педагогов исходного уровня указанной готовности стали содержанием диагностического блока модели.

Организационно-методическое обеспечение процесса подготовки педагогов к участию в коллективных проектах по развитию одаренности у детей и подростков представлено в содержательном блоке модели.

Содержательный блок включает разработку программы подготовки (в случае необходимости, обучение) к участию в коллективных проектах по развитию одаренности у детей и подростков; создание учебно-тематического плана с учетом конкретной аудитории; отбор и организацию материалов для проведения занятий.

ПОДГОТОВКА К УЧАСТИЮ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРОЕКТАХ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Целевой блок

готовность к участию в коллективных проектах по развитию одаренности на основе социального заказа и требований к профессиональной подготовке и личностной характеристике педагога

критерии готовности к участию в коллективных проектах по развитию одаренности; - выделение уровней готовности (высокий, средний, низкий); - диагностика сформированности у педагогов уровней готовности

1 г

Содержательный блок - направления подготовки; - программа подготовки

г

Технологический блок организация процесса подготовки к участию в коллективных проектах по развитию одарен- _ ности у детей и подростков (формы, методы)

г

Оценочно-рефлексивный блок повторная диагностика; оценка результатов деятельности

Рис. 1 - Модель подготовки педагогов к участию в коллективных проектах по развитию одаренности у детей и подростков

Подготовка педагогов к участию в коллективных проектах по развитию одаренности у детей и подростков может реализовываться в нескольких направлениях:

- развитие личностных свойств педагогов, а также качеств, необходимых для успешной реализации совместной деятельности по созданию и внедрению проектов в работе с одаренными детьми и подростками;

- формирование опыта коллективной проектной деятельности по развитию одаренности;

- создание проектной команды.

При реализации программы применяется модульный принцип представления содержания обучения. Программа подготовки педагогов к участию в коллективных проектах по развитию одаренности у детей и подростков включает три модуля, при этом теоретический блок, практические занятия, итоговый проект выступают как отдельные модули.

Содержание программы подготовки носит открытый характер за счет привнесения личностного опыта и индивидуальных информационных запросов педагогов.

Технологический блок связан с реализацией программы подготовки к участию в коллективных проектах по развитию одаренности у детей и подростков, содержит формы и методы, используемые в этом процессе.

Оценочно-рефлексивный блок модели направлен на оценку эффективности процесса подготовки к участию в коллективных проектах по развитию одаренности у детей и подростков. В этом блоке предусмотрена возможность внесения изменений в содержание программы подготовки, формы и методы обучения, исходя из результатов повторной диагностики и запросов обучающихся.

Все блоки модели подготовки педагогов к участию в коллективных проектах по развитию одаренности у детей и подростков взаимосвязаны и образуют единую систему.

Таким образом, организационно-методическое обеспечение процесса подготовки педагогов к участию в коллективных проектах по развитию одаренности у детей и подростков заключается в разработке программы подготовки педагогов к участию в коллективных проектах по развитию одаренности у детей и подростков, теоретических и практических материалов; консультировании педагогов; организации деятельности и регулировании взаимодействия педагогов в ходе освоения программы.

Процесс подготовки педагогических коллективов образовательных организаций к участию в проектах по развитию одаренности у детей и подростков осуществляется на основе принципов обучения взрослых с применением интерактивных форм и методов. Повышение профессиональной компетентности педагогов происходит в форме корпоративного обучения, коррелирующего с индивидуальными целями отдельных работников и целями образовательной организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богоявленская, Д. Б. Одаренность: природа и диагностика / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. - М. : АНО «ЦНПРО», 2013. - 208 с.

2. Гладилина, И. П. Подготовка педагога к работе с одаренными детьми, подростками и молодежью : монография / И. П. Гладилина, М. В. Жиркова, О. С. Михно. - М. : Коллаж, 2009. - 211 с.

3. Ильницкая, И. А. «Рабочая концепция одаренности» - фундаментальная основа подготовки педагогов к выявлению и развитию одаренности детей и подростков / И. А. Ильницкая // Одаренный ребенок. - 2011. - № 3. - С. 12-27.

4. Одаренные дети - образовательный вызов XXI века : сб. статей / под общ. ред. С. В. Жолована ; под науч. ред. Л. М. Ванюшкиной. - Вып. 1. - СПб. : СПб АППО, 2014. - 108 с.

5. Осипова, С. Н. Проектная деятельность в работе с одаренными детьми / С. Н. Осипова // Интерактивная наука. - 2017. - № 12. - С. 103-105.

6. Петухова, Г. В. Методические рекомендации по работе с детьми с высокой учебной мотивацией и одаренностью / Г. В. Петухова, С. Ю. Петухов // Журнал руководителя управления образованием. - 2015. - № 6. - С. 72-77.

7. Freeman, J. Gifted Children Grown Up. - London, 2001.

8. Tomlinson, C. A. What it Means to Teach Gifted Learners Well [Электронный ресурс] / C. A. Tomlinson / / University of Virginia. - Режим доступа: https://www.nagc.org/ resources-publications / gifted-education-practices / what-it-means-teach-gifted-learners-well.

REFERENCES

1. Bogoyavlenskaya D.B., Bogoyavlenskaya M.E. Odarennost': priroda i diagnosti-ka [Endowments: nature and diagnostics]. M.: ANO TsNPRO, 2013. 208 p.

2. Gladilina I.P. Podgotovka pedagoga k rabote s odarennymi det'mi, podrostkami i molodezh'yu [Training of the teacher for work with exceptional children, teenagers and youth]. Moscow: Collage, 2009. 211 p.

3. Ilnitskaya I.A. "The working concept of endowments" is a fundamental basis of training of teachers for identification and development of endowments of children and teenagers. Odarennyj rebenok = the Exceptional child, 2011, No. 3, pp. 12-27. (In Russian).

4. Exceptional children - an educational call of the 21st century. Sbornik statei = The collection of articles, 2014, No. 1, SPb.: SPb APPO, 108 p.

5. Osipova S.N. Design activity in work with exceptional. Interaktivnaya nauka = Interactive science, 2017, No. 12, pp. 103-105. (In Russian).

6. Petukhova G.V. Methodical recommendations on work with children with high educational motivation and endowments. Zhurnal rukovoditelya upravleniya obrazova-niem = the Journal of the Chief of the Department of Education, 2015, No. 6, pp. 72-77. (In Russian).

7. Freeman J. Gifted Children Grown Up. London, 2001.

8. Tomlinson C.A. What it Means to Teach Gifted Learners Well. Available at: https:/ /www.nagc.org/resources-publications/gifted-education-practices/what-it-means-teach-gifted-learners-well.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Ветров Ю.П. Проектная деятельность как фактор развития одаренности у детей и подростков / Ю.П. Ветров, С.У. Турсунбаев // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - № 1. - С. 17-24.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Vetrov Yu.P., Tursunbayev S.U. Project Activity as a Factor of the Development of Endowments in Children and Teenagers / / The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2019, No. 1, pp. 17-24. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.