ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова О.И. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО / О.И. Давыдова, А.А. Майер. - Москва : Центр педагогического образования, 2014. - 144 с.
2. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Проблемы педагогики и психологии. - 2011. - №1. - С. 209212.
3. Ромашина С.Я. Фасилитативная педагогика в высшем образовании / С.Я. Ромашина, А.А. Майер // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 2. -С.45-49.
4. Филь Т.А. Фасилитация в педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 32. - С. 71- 75.
Фёдорова Александра Александровна
кандидат педагогических наук ВУЗ «Республиканский институт последипломного образования
инженерно-педагогических работников»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 377+37.01
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЫ
PROJECT ACTIVITIES: ASPECT ОF SUCCESSFUL PROJECT
TEAMBUILDING
В статье раскрывается важность осуществления проектной деятельности в образовательных учреждениях профессионального образования; представлен краткий обзор диагностических методик, применяемых для формирования успешной проектной команды.
Ключевые слова: проект, проектная команда, диагностическая методика, склонность, способность, командная роль, образовательное учреждение профессионального образования.
This article is devoted to the importance of carrying out of project activities in education establishments of professional education. A short review of successful project teambuilding diagnostic methodology is presented.
Key words: project, project team, diagnostic methodology, propensity, ability, team role, education establishment of professional education.
Стремительные перемены в социальной, политической, экономической и культурной жизни современного общества требуют кардинальных изменений в сфере образования на всех ее уровнях, что ведет к смене образовательной парадигмы, приобретающей личностно-ориентированный характер, делающей упор на развитие активной и инициативной личности,
149
умеющей принимать нестандартные решения, творчески мыслить, быстро и адекватно реагировать на ситуацию, личности, умеющей самостоятельно решать сложные задачи современности.
В процессе профессиональной подготовки обучающиеся образовательных учреждений должны обладать способностями учиться и самоорганизовываться, умением устанавливать приоритеты, ставить оперативные и стратегические цели, добиваться их достижения, радикально изменять поставленные цели и задачи, перестраивать жизненные условия.
Наиболее благоприятное решение задачи развития и саморазвития личности любого специалиста, по мнению автора, находится в условиях подготовки к организации проектной деятельности, ведущей к получению продуктов, носящих субъективно-творческий характер и отражающих личностные достижения каждого участника проектной работы, способного применять полученную информацию в будущую теоретическую и практическую деятельность, самостоятельно принимать решения, генерировать идеи, находить способы их разрешения.
Результат анализа теоретических наработок и практического опыта в сфере осуществления проектной (социально-воспитательной, информационной, имиджевой и научной) деятельности студентами и административно-педагогическим составом учреждений профессионального образования позволил выявить ряд существенных противоречий между социальным заказом образовательным учреждениям профессионального образования страны на выпускников с опытом осуществления разноплановой проектной деятельности для осуществления инновационных разработок, способных поднять экономический уровень региона, сформировать позитивный имидж и признанность на мировой арене и отсутствием на момент окончания обучения практического опыта организации и реализации проектной деятельности выпускниками образовательных учреждений профессионального образования, что заранее ведет к их неуспешности и невостребованности в профессиональной сфере; а также недостаточным уровнем разработки теоретико-методологических положений касательно управления проектной деятельностью, реализуемой в образовательных учреждениях профессионального образования на всех этапах; значительными личностно-развивающими возможностями, которые несет в себе осуществление проектной деятельности и недостаточным вниманием к осуществлению данной деятельности студентами образовательных учреждений профессионального образования со стороны руководства и преподавателей соответствующих учебных заведений; важностью осуществления проектной деятельности студентами, педагогами и администрацией образовательных учреждений профессионального образования и отсутствием достаточного практического опыта организации и осуществления разноплановой проектной деятельности у большей части административно-преподавательского состава учебных заведений данного типа.
Залогом успешной реализации любого проекта является создание эффективной команды. Члены проектной команды обязаны не только понимать суть задания, которое предстоит выполнить, уметь детально спланировать время на выполнение порученных заданий, уметь реализовывать проект в рамках заложенного бюджета в заданные сроки и качественно, вовремя информировать руководителя проекта о возникающих вопросах, рисках, иных проблемах и помехах, но и быть самостоятельно заинтересованными в том, что они делают. Получать удовлетворение от процесса. Чувствовать себя неотъемлемыми элементами единого проектного механизма.
К сожалению, при реализации проектной деятельности в образовательных учреждениях профессионального образования поручения, все чаще, раздаются по принципу «самое важное и срочное - более инициативным и ответственным». При этом, порой, мнение, желание, склонности и способности самих участников проектной деятельности учитываются все меньше.
Целью данной статьи является раскрытие наиболее эффективных методик диагностики командных ролей, склонностей и способностей возможных участников проектной деятельности при формировании будущей проектной команды.
Классический подход к распределению ролей между участниками проектной команды был предложен доктором P.M. Белбином (R. Meredith Belbin). Согласно его трактовке в каждой проектной команде, которая стремится эффективно организовать свою работу, независимо от ее численного состава, должны выполняться следующие восемь ролей: председатель / координатор (chairman), оформитель / мотиватор (shaper), генератор идей (plant), критик / аналитик-стратег (monitor-evaluator), реализатор / «рабочая пчелка» (company worker), опора команды / душа компании / вдохновитель (team worker), добытчик (resource investigator), завершающий / контролер (completer). Для проведения диагностики соответствия того или иного члена проектной команды той или иной командной роли P.M. Белбином предложен тест (опросник) «Командные роли». Согласно автору методики люди, которых полезно иметь в команде, по своим необходимым для командной работы характеристикам взаимно дополняют, но не дублируют друг друга. Успех командной работы зависит от сбалансированности состава команды. Необходимы не индивидуумы со сбалансированными характеристиками, а командные игроки с достоинствами, компенсирующими недостатки коллег. Таким образом, слабости отдельных людей не будут мешать проявлению их сильных сторон.
Еще один подход был предложен специалистом в области управления проектами Pиком Баррерой (Rick Barrera), членом Института управления проектами (PMI). Он выделяет четыре основные категории участников, различных по типу поведения. Среди них: руководители (directors), «всеобщие друзья» (socializers), «личные друзья» (relaters) и мыслители
(thinkers). Согласно автору методики, чтобы добиться наилучшего результата в подборе проектной команды, следует придерживаться равного соотношения исполнителей каждой категории и избегать доминирования одной из них.
Интересной и полезной представляется методика Дж. Холланда (John Holland), предназначенная для определения типов личности, предпочитающих те или иные профессии. Она рассчитана на людей, имеющих достаточно высокий образовательный уровень. На основании предпочитаемых занятий автор-разработчик описал шесть типов личности: «Р-тип» (реалистический), «И-тип» (исследовательский), «А-тип» (артистический), «С-тип» (социальный), «П-тип» (предпринимательский), «К-тип» (конвенциональный).
В исследованиях немецкого психолога, специалиста в области прикладной психологии, профессиональной психодиагностики Р. Амтхауэр (R. Amthauer) большое внимание уделяется анализу структуры интеллекта, связи ее с профессиональной деятельностью. Для нас отдельный интерес может представлять получивший широкое распространение Амтхауэровский тест, предназначенный для оценки структуры интеллекта лиц в возрасте от тринадцати лет до шестидесяти одного года. Автор ставил задачу разработать методику, которая могла бы использоваться на практике для профессиональной ориентации, определения интеллектуальных склонностей и консультирования по проблемам выбора профессии.
Еще одна методика, заслужившая большую популярность, благодаря своей точности и простоте, была создана известным литовским психологом Л.А. Йовайши. Данная методика помогает выявить склонности к профессиональной деятельности и определять сферу деятельности, наиболее соответствующую предрасположенностям, увлечениям и навыкам диагностируемой личности. Среди приоритетных склонностей, рассматриваемых посредствам опросника, выделяется экстремальная деятельность, склонность к экономической деятельности, исследовательская / интеллектуальная деятельность, склонность к практической работе, склонность к эстетическим занятиям, работа с людьми.
Профессором Калифорнийского университета Д. Кейерси (D. Keirsey) предлагается методика, предназначенная для выявления одной из наиболее устойчивых личностных характеристик - типа темперамента. Данный опросник создан на основе известного варианта методики Майерс-Бриггс (МВТ1) как форма, более удобная для проведения массовых психодиагностических исследований. Она позволяет определить относительную выраженность следующих параметров психических свойств: экстраверсии - интроверсии; интуиции - здравого смысла; мышления -чувства.
Для диагностики склонностей и способностей личности Е.А. Климов предложил разделить профессии на пять основных типов - в зависимости от
объектов, на которые они направлены: человек - природа; человек - техника; человек - человек; человек - знаковая; человек - художественный образ.
Еще одну методику измерения способностей при помощи тестирования предложил основатель дифференциальной психологии - английский ученый Ф. Гальтон (F. Galton). Данная методика заключается в выявлении не только наличия способности, но и уровня ее развития. В первую очередь изучаются уровни развития интеллектуальных способностей при помощи тестов на общий интеллект, затем испытуемый отвечает на блок вопросов, выявляющих наличие специальных способностей, а также их уровень.
Говоря об эффективной диагностике склонностей, способностей личности и её принадлежности к той или иной командной роли, отдельное внимание следует уделить ставшей популярной в последнее время методике - работе с метафорическими ассоциативными картами (картинками). Метафорические образы карт вызывают ассоциации, связанные, по К. Юнгу, с внутренними душевными переживаниями; дают возможность вывести на поверхность эмоциональные реакции личности, которые мешают двигаться вперед в индивидуальном развитии, преодолеть стресс, принять правильное решение; помогают понять в процессе индивидуальной интерпретации символов карт свои личностные предпочтения и личностный опыт; дают возможность разобраться в символах, являющихся внутренними мотивами и стимулами поведения, межличностных взаимоотношений отношений; образы карт активизируют воображение, дают возможность развивать креативность. Одним из непосредственных примеров данных карт, работающих с диагностикой склонностей и способностей являются «Карты развития способностей» Янины Даниш. Метафорические карты и в дальнейшем могут оказать посильную помощь в диагностике межличностного взаимодействия членов проектной команды, поиске нестандартных подходов к решению той или иной задачи, поисков нестандартных ресурсов для решения проектных вопросов и прочего.
Существует множество других методик диагностики склонностей и способностей личности, выявления приоритетных командных ролей членов проектной команды, однако при их выборе следует четко осознавать какой конечный результат при проведении той или иной оценки вы планируете получить. Более детальное описание данных методик являются предметом дополнительного изучения, будет раскрыто в последующих авторских материалах.
Следует отметить, что формирование успешной, эффективной проектной команды требует немалых временных затрат. Однако, правильно использованные временные ресурсы на предварительное определение склонностей и способностей потенциальных командных участников, определение приоритетных для них командных ролей являются гарантированным залогом успешного проектного старта и его последующей реализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеев В. В. Формирование команды / В. В. Авдеев. - Москва : ТЦ «Сфера», 1999. -148 с.
2. Валь Е. П. Руководство, лидерство и командообразование в организации / Е. П. Валь. -Москва : Прометей, 2000. - 202 с.
3. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде: учебное пособие / Т. П. Галкина. - Москва : Финансы и статистика, 2001. - 224 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Ф Фролов, Т. М. Грабенко. -Санкт- Петербург : Речь, 2004. - 304 с.
5. Исаев В. В. Организация работы команды проекта / В. В.Исаев. - Санкт- Петербург : Бизнес-пресса, 2006. - 360 с.
6. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. -Москва : Эксмо, 2007. - 416 с.
7. Лапыгин Ю. Н. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности / Ю. Н. Лапыгин. - Москва : Омега, 2008. - 252 с.
8. Ньютон Р. Управление проектами от А до Я / Р. Ньютон. - Москва : Альпина Пабл., 2013. - 180 c.
9. Полковников А. В. Управление проектами. Полный курс МВА / А. В. Полковников, М.Ф. Дубовик. - Москва : Олимп-Бизнес, 2013. - 552 c.
10. Фёдорова А. А. Базовые основы проектной деятельности. Гранты и грантодатели : учебно-методическое пособие / А. А. Фёдорова. - Донецк : РИПО ИПР, 2017. - 50 с.
Хазан Виктория Давидовна
преподаватель кафедры «Высшей математики и информационных технологий» ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 65.012.25
ПЕРСПЕКТИВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
PROSPECTS FOR PLANNING THE PROCESS OF EDUCATION IN STATE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
В статье раскрыт процесс планирования учебной деятельности в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и рассмотрен алгоритм рекомендуемой системы планирования учебного процесса в ГОУВПО ДОНПИ, изложены основные этапы оптимизации процесса планирования. Рекомендовано программное решение для автоматизации образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательная деятельность, планирование учебного процесса, автоматизированная система.