ПРОЕКТИВИЗМ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ В ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЯХ РУССКОГО КОСМИЗМА
© Чижикова Л.А.*
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, г. Владивосток
Обострение глобальных проблем современности возвращает нас к переосмыслению наследия русской философской мысли XIX-XX столетий. В статье рассматриваются основные принципы проективизма русских космистов.
Ключевые слова: русский космизм, эпистемология, проективизм, регуляция, концепция.
Обострение глобальных проблем современности (экологических, научно-технических, космических, нравственных, политических и др.), связанных с поиском новых принципов организации социальной жизни, хозяйственной деятельности, эволюцией сущности и самого человека, возвращает нас к переосмыслению наследия русских космистов, русской философской мысли XIX-XX столетий.
Инженерная философия мышления ХХ века способствовала развитию научно-технического прогресса, последовавшая техногенная революция научила нас мыслить схематично. Образ будущего невозможен без проекта этого идеального будущего. Мы все живем по созданным нами или предыдущими поколениями стереотипам, по определенной спроектированной модели, строим планы на будущее, создавая воздушные замки своего будущего. В начале ХХ века победу большевикам обеспечил долгосрочный проект светлого будущего России, и многие встали под знамена, охваченные общей идеей: строили города, осваивали целинные земли, побеждали в войнах, убивали своих близких, жили с надеждой на светлое будущее: если не для себя, так для своих детей, внуков. Конструирование будущей деятельности лежит в основе человеческого бытия: без проекта жизни нет.
Современный философ А.А. Гусейнов полагает: «Утопия является неотъемлемым элементом социальной современной жизни, эпистемологии. Разумно-целесообразный характер человеческой деятельности предполагает в качестве своей предпосылки идеально-завершенный образ мира, который придает миру внутреннюю цельность. Философия предложила людям научный метод преобразования жизни по канонам науки как новую утопию, путь в страну счастья. Научно-технический прогресс и научно-ориентированные социальные преобразования превзошли все ожидания философов,
* Доцент кафедры Иностранных языков, доцент.
но они не привели к земному раю, к совершенному состоянию, на которое уповала философия» [8].
Все учения русского космизма пронизывает единство идеала будущего состояния социоприродного универсума и стратегии его достижения. «Идеал по самому смыслу есть крайнее, последнее и величайшее задание, к которому стремится человечество. С этой точки зрения всякий идеал эсхато-логичен... Равным образом он, как всякое задание-задача, конкретен, т.е. требует определенного пути осуществления - однозначного решения, в зависимости от материала, с которым приходится оперировать и от которого деятель вынужден отправляться при попытке решения задачи» [22].
Исследователи теоретического наследия русских космистов (С.Г. Семенова, А.В. Гулыга, Ф.И. Гиренок, Л.В. Фесенкова, В.В. Казютинский, Б.В. Емельянов и др.) актуализировали общественное внимание на их эпистемологии. Основываясь на разумности и гармоничности устроения космоса, на осмыслении особой роли человека в этом мире, его взаимосвязи с космосом, космисты, по их мнению, настаивали на ответственности человека за природу, на соразмерности природного и человеческого бытия. Говоря об ответственности человека за Космос, А.В. Гулыга утверждает: «Вся русская философия конца прошлого - начала нынешнего века космична, пронизана идеей всеединства, взаимной связи микро- и макро-космоса» [7]. Подчеркивая проективное видение мира космистами, Е.А. Когай соглашается с тем, что «человеку предстоит познать самого себя, свою сущность, и это познание возможно через познание бесконечного космоса. Задача человека, его назначение на Земле - раскрыть и утвердить космичность природного бытия, освободить его от царящего в мире зла» [12]. Гиренок Ф.И. определяет, что «русский космизм, пожалуй, впервые стал обосновывать идею объединения людей, обращаясь за аргументами не к социально-политическим или идеологическим теориям, а к идеям экологического порядка. По отношению к природе люди выступают как единое целое вне зависимости от социально-экономических и идеологических расхождений» [5]. Сегодня стало популярным утверждение о том, что «человек и природа едины» [28]. Но первые заговорили об этом космисты. «Человек и природа, - замечает П.А. Флоренский, - взаимно подобны и внутренне едины. Человек и природа равно-мощны, при этом человек представлен как «сумма мира, сокращенный конспект его», а Мир как, «раскрытие человека, проекция его» [26].
Способность космистов предвидеть глобальные проблемы будущего и умение концентрироваться на них позволили им создавать проекты спасения человечества как важнейшие элементы идеального образа мира и идеального способа существования в нем, что расширило границы их проектов до вселенских масштабов. Проекты идеального построения будущего космистов разнообразных мировоззрений предлагали разные пути достижения идеала: научно выводились из естественной необходимости (В.И. Вернад-
ский, Н.А. Умов, Н.Г. Холодный); социально-исторически обобщались религиозной мыслью из явления живой истины в лице Христа (С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский); этически охватывались философской работой (В.Н. Муравьев, А.В. Сухово-Кобылин, К.Э. Циолковский). Космисты строят образы будущего, с объективным содержанием, учитывая реальные тенденции современного мира.
Концепцию философии русских космистов считают главным ориентиром дальнейшего развития цивилизации: гармоничное развитие человека и природы при обязательном синтезе науки, культуры и религии в единую целостную картину при «активном характере эволюции», с таким определением, имеющим когнитивный смысл, согласны современные философы [27].
Третье тысячелетие показало, что многие смелые идеи космистов не только сбылись, но и превзошли самые дерзкие ожидания (выход человека в Космос и его освоение, исследование ДНК человека, клонирование, развитие генной инженерии и др.). «Космисты своими идеями, пусть даже идеалистическими и утопическими, не просто обогатили мировую философию и науку, но и дали толчок к развитию многих направлений в цикле естественнонаучных и гуманитарных наук. Огромный потенциал русских космистов, несущий в себе проективный научно-технический и духовно-нравственный заряд, может выступить как один из возможных вариантов глобального переустройства мира» [11], - утверждает Н.В. Исакова.
В эпистемологии космистов проективизм выделяется как познавательный элемент, лежащий в основе духовно-практического преображения ми-роприроды и человека.
Основная цель развития человечества представлена у космистов в виде деонтологического проекта, который указывает на его идеальный характер и, одновременно, подчеркивает стратегическую планомерность воплощения идеального задания, означает реальный путь человека, его судьбу, через которую опознается метафизика истории [3].
Для космистов, проект - ряд представлений, осуществленный и доказанный делом при синтезе знания и чувств, которые становятся действенными, активными и продуктивными [6].
Вся философия Федорова проективная, активная, преобразовательная, реформирующая [9]. Семенова С.Г., характеризуя Федорова Н. как философа «невозможного и небывалого», пишет, что он «был настоящим поэтом высокой мечты, всегда бросавшим человечество вперед» [21].
Его деонтологический проект - это должное действие, конкретное общее дело всех «сынов человеческих», кратко определяемое Федоровым как регуляция, с помощью которого и стоится должный мир. «Мир дан не на по-глядение, не миросозерцание - цель человека. Человек всегда считал возможным действие на мир, изменение его согласно своим желаниям» [23].
Проективное восприятие окружающей реальности в практическом своем значении всегда есть регуляция. У Федорова регуляция носит комплексный системный характер. Стержневым положением проекта Федорова является мысль о единой, всемирной регуляции, о саморегуляции, где человек становится фактическим и реальным соучастником продолжающегося творения мира, о необходимости нового сознательно-активного этапа эволюции, ведущего к преображенному состоянию природы человека и мира. Всемирная, единая регуляция у Н.Ф. Федорова представлена:
- «природной регуляцией» (включающей конкретные предложения по регуляции природы);
- «психофизической регуляцией» (связанной с изменением природной конституции человеческого существа);
- «социальной регуляцией» (включающей идеологические, политико-экономические и другие принципы целенаправленной перестройки социального объекта);
- «нравственной регуляцией» (утверждающей высшие этические нормы в обществе);
- «теорегуляцией» (построение духоносной социальной соборности) [13].
Идея регуляции, как комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых преобразований, центрирует все учения, развиваемые в русле русского космизма. Специфика проективизма русских космистов выражается в глобальном, вселенском масштабе их проектов, а возможность реализации социального идеала обусловлена для них включенностью человеческой истории в природный эволюционный процесс [4].
В «Философии общего дела» Н.Ф. Фёдорова проект должного мира приближен к Царству Божию, основан на нравственном долге всемирной регуляции неродственности, «ненавистной розни мира сего», «это бессмертный, прекрасный космос, в котором все едино - человечество, природа и Бог, в котором царствует разум и нет места стихии и смерти» [24].
Для Федорова единство мира состоит в единении Бога, бессмертного человечества и управляемой им преобразованной природы. Разумный человек и преобразованная природа объединяться в одно человечество, составляя единый, объединенный космос, возникнет мирный мир, где будет осуществляться сознательное управление Космосом. Для этого необходимо преодолеть неродственные отношения природы к людям и наоборот, человеческое небратство (холодное отчуждение живых людей), людское сиротство (разобщенность живущих сынов с их умершими отцами, отделенность живых от покойников) [10].
«Ни в одном из идеалов, - отмечает С.Г. Семенова, - которые до сих пор выдвигало человечество как свой высший идеал, не призывались действительно все до одного, на единое дело, касающееся всех, и не только живущих,
но и всех умерших, и всех тех, кому жить, и, наконец, всего в мире, всей природы и далее всей Вселенной. Говоря философским языком, у Федорова в субъекте все, а в объекте всё, с тем, чтобы всеобщим трудом и творчеством достичь всего, что представляется человеку наивысшим благом» [18].
Его проект - это не просто один из способов выживания человечества, это восхождение. Он уверен: «если первоначальное единение людей стало залогом их колоссальной победы как вида «хомо сапиенс», дало возможность утвердиться на всей планете, то новое всеродовое, всеземное единство, к которому вынуждено будет прийти человечество, если захочет просто выжить, поможет ему не только вырваться из нынешнего тупика, но выйти на новое положение во Вселенной, как сообщества существ одухотворенных, бессмертных, оплативших свой долг природе и ставших ее творческим регулятором» [20].
Предлагаемые Н.Ф. Федоровым практические приемы сознательного построения обоснованного высшего порядка бытия содержат способы и методы достижение идеала, основанные на признании доминирующей роли человека в природе, где он рассматривается как творец, как существо, наделенное творческой способностью преображения.
Проект, как любая конструкция должен иметь определенную последовательную структуру, состоящую из этапов осуществления этого проекта. Н.Ф. Федоров четко разграничивает этапы своего проекта.
Для реализации проекта необходимо вначале преобразование самого человека, так как современный человек - несовершенен, он еще не соответствует титулу «венца творения». Он подчиняется законам «падшего» природного естества - смертности, половому размножению и борьбе за существование. Семенова С.Г.: «Воскресительное дело предполагает у Федорова другой эволюционный этап, другой уровень сознания, до которых род людской еще не дозрел, не доработался. Сейчас он, по диагнозу мыслителя, находится пока в состоянии несовершеннолетия: словно шальной подросток, весело, азартно, отчаянно, жестоко, с демоническими вывертами играет в свои разнообразные игры...» [19].
Но человек - особое существо, возвышающееся над другими существами благодаря его способности к самосовершенствованию. Только внутренняя регуляция человека, его саморегуляция, обретение им бессмертия станет способом, который позволит человечеству преодолеть свое несовершенство (с помощью комплекса мер для сохранения жизни живых: преодоление болезней, умения, создавать себе новые органы из элементарных природных веществ, борьба со старостью, освобождение от голода, а также замена полового размножения воскрешением своих предков).
Познав самого себя, осознав свое истинное предназначение в мире, свои истинные потребности и возможности, а также усовершенствовав свои физические и умственные качества, обновленное человечество сможет преоб-
разовывать природу. Преображенный человек сможет безошибочно определить несовершенство в природе и найти способы его преодоления [16].
Обоснованием права человека вмешиваться в эволюционные процессы (благодаря наличию у него сознания как наивысшей формы психики на Земле) у Федорова становится вера в то, что человек создан по образу и подобию Божию, признание в нем со-творца Бога в деле преодоления несовершенства природы, в ее духовном преображении. «Мир - материал для осуществления проекта, а род человеческий - это душа мира, которая и должна осуществить проект. Мир - пассивное, род человеческий - активное; мир -объект, род человеческий - субъект; и требуется не объединение только субъекта, но и преобразование их по образу Пресвятой Троицы...» [15].
Современному человеку в учении Н.Ф. Федорова, по мнению Л.В. Фе-сенковой, импонирует «его понимание активной роли человека в глобальной эволюции, его положение о творческих потенциях человеческого разума (человек - соработник Бога). Такое же сочувствие вызывает в нас преклонение мыслителя перед наукой, признание за ней безграничных возможностей, вплоть до возможности воскрешения умерших поколений отцов» [25].
Преображенное человечество сможет решить такие проблемы, как: санитарный вопрос - воскресив все поколения, человечество избавится от гниющих остатков, исчезнет гниение, эпидемии, с ним связанные; продовольственный вопрос - творящему жизнь не страшен голод; вопрос о перенаселении планеты - расселение человечества в Космосе.
Природа из врага временного превратится в «друга вечного». Человек научится внешне регулировать природу: управлять атмосферными и сейсмическими процессами, магнитными силами, овладевать новыми источниками энергии, рационально использовать сырьевую базу и солнечную энергию (метеорологическая регуляция Земли), например регуляции погоды методом взрыва в облаках; управлять движением Земли и Солнца (планетная астрорегуляция в пределах Солнечной системы); управлять космическими процессами (космическая регуляция Вселенной).
Федоров Н.Ф. выдвинул идею космической регуляции природы, соединив её с экологическими потребностями человечества, его геокосмическим состоянием и нравственным долгом перед умершими, утвердив эту идею на вере в безграничную мощь человеческого разума и науки.
Экологическая проблематика Федорова подчеркивается многими исследователями (А.Г. Гачева, А.И. Суббетто и др.), с ними согласна и С.Г. Семенова, называя Федорова витацентристом, она уверена, что осуществление его преобразовательных планов привело бы к «тотальному спасению жизни» на планете [17]. Хотя есть и противоположные мнения, например А.И. Алешин критикует Н.Ф. Федорова за неспособность «взглянуть на науку как автономную сферу культуры со своими смыслами и правилами... Попытки усмотреть какие-то начала экологического сознания в учении Н.Ф. Федорова
лишены всякой почвы... В федоровском проекте нет ничего, что можно было бы понять и принять вне рамок христианского мифа. Если к этому добавить и воинственный консерватизм патриархального социума, столь же целостно принизывающего этот проект, то общий смысл и характер этого космизма обретет должную ясность» [1].
Но многие, в частности Н.В. Башкова, уверены в приоритете нравственно-психического преобразования человечества, утверждаемого Н.Ф. Федоровым как первоочередной этап своего проекта. Только после него и возможно масштабное освоение пространств многомерного Космоса, создание новой полноценной сферы Земли - ноосферы. Это «должно происходить не поодиночке, а всем миром, солидарно, соборно, т.е. на принципах взаимопомощи, добровольности, справедливости и любви. Именно это позволяет высшим разумным принципам наиболее полно утвердиться в бытии. Идея сверхчеловечества, которое выступает соборным единством будущих совершенных людей, возможна только как планетарная, всекосмическая ... идея» [2].
Проект Н.Ф. Федорова предлагает возможные способы реализации объединения всего человечества, его преобразования (регуляции), последовательные этапы конструирования идеального будущего. Он закладывает основы нового знания, конструктивное отношение человека к объекту действия, к проективному восприятию действительности.
Конечные цели проектов русских космистов по развитию человечества: овладение природными силами, выход в космическое пространство, построение справедливого общества, достижение бессмертия, - имеют своих преемников. Они тесно переплетаются с современными концепциями трансгуманизма, интеллектуального течения, использующего достижения науки и техники для развития физических и ментальных особенностей человека, сущностью идей которого являются: борьба со старением и смертью, необходимость в проектах планетарных масштабов, направленная дальнейшая эволюция человека, освоение космоса, поиск и обживание новых сред обитания [29].
Все же основополагающим принципом русского «проективного» космизма является установка на преобразование человека и природы с опорой на детально разработанные проекты этого преобразования. Деонтологиче-ские проекты космистов направлены на мирохозяйственную деятельность человека, они не просто эпистемологичны, а как теория познания играют ключевую роль в этой деятельности. Познание у космистов выполняет прагматическую функцию, главное для них не познать, а преобразовать хозяйственную деятельность человека.
Сегодня «угроза глобального экологического кризиса свидетельствует об исчерпании возможностей естественной саморегуляции биосферы в условиях возрастания современных масштабов и интенсивности человеческой деятельности в природе. Функцию регулятора теперь может выполнять
только общество как активный субъект взаимодействия различных уровней организации материи, причем такое общество, главной целью которого является не утилитарное производство материального богатства, а всестороннее развитие человека» [14].
Список литературы:
1. Алешин А.И. Феномен «русского космизма» (природа и исторические трансформации) / А.И. Алешин; Отв. ред. Л.В. Фесенкова // Русский космизм и современность: Сб. статей. - М.: Ин-т философии АН СССР, 1990. -С. 18, 19, 22.
2. Башкова Н.В. Проблема преображения человека в философии русского космизма (В.И. Вернадский, Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, К.Э. Циолковский): дисс. ... канд. философ. наук / Н.В. Башкова. - Тула: Тульский гос. пед. ун-т, 2004. - 192 с. (Фонды РГБ). - С. 33.
3. Бердяев Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. - М.: Мысль, 1990. -С. 12-16.
4. Волошина М.А. Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция: автореф. дисс. ... канд. философ. наук / М.А. Волошина. - Хабаровск: Дальневосточный гос. ун-т путей сообщения, 2006. - 21 с. - С. 10.
5. Гиренок Ф.И. Русские космисты / Ф.И. Гиренок // Философия и жизнь. -1990. - № 2. - С. 31.
6. Горский А.К. Проективизм и борьба со смертью / А.К. Горский // в сб.: Остромиров А. Н.Ф. Федоров и современность. - Харбин, 1928. - Вып. 2.
7. Гулыга А.В. Космическая ответственность человечества / Отв. ред. Л.В. Фесенкова // Русский космизм и современность: Сб. статей. - М.: Ин-т философии АН СССР, 1990. - С. 62-69 - С.67.
8. Гусейнов А.А. Философия как утопия для культуры / А.А. Гусейнов // Вопросы философии. - 2009. - № 1. - С. 11-16.
9. Емельянов Б.В. Николай Федоров и его «Философия общего дела» / Б.В. Емельянов, М.Б. Хомяков. - Псков: ПОИКПРО, 1994. - 98 с. - С. 88.
10. Зеньковский В.В. История русской философии / В.В Зеньковский. -Paris: Ymca-Press, 1989. - Т. 2. - С. 137, 139.
11. Исакова И.В. Феномен глобальности в философии русского космизма: дис. ... канд. философ. наук / И.В. Исакова. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2004. - 148 с. (Фонды РГБ). - С. 102-103.
12. Когай Е.А. Социальная экология. Человек и природа в русском космизме [Электронный ресурс] / Е.А. Когай. - 2004. - Режим доступа: http://sbiblio. com/biblio/archive/kogay_soc/.
13. Олейников Ю.В. Ноосферный проект социоприродной эволюции / Ю.В. Олейников, А.А. Оносов. - М.: ИФРАН, 1999. - 210 с.
14. Олейников Ю.В. Стратегия выживания человечества / Ю.В. Олейников, А.Т. Шаталов // Стратегия выживания: космизм и экология. - М., 1997. -С. 151.
15. Петерсон Н.П. О религиозном характере учения Н.Ф. Федорова / Н.П. Петерсон. - М., 1915. - С. 18.
16. Платонова Д.В. Экологические идеи в русском космизме: дисс. ... канд. культурологических наук: 24.00.01. / Д.В. Платонова. - М., 2004. - 162 с.
17. Семенова С.Г. Активное христианство Н.Ф. Федорова в контексте нашего времени / С.Г. Семенова // Философия русского космизма. - М., 1996. - C. 62.
18. Семенова С.Г. Активно-эволюционная мысль Вернадского / С.Г. Семенова // Прометей. - М., 1988. - Т. 15. - С. 227.
19. Семенова С.Г. Высшая правда Николая Федорова (интервью) [Электронный ресурс] // Экслибрис. - 2010. - Режим доступа: http://exlibris.ng.ru/ koncep/2010-01 -28/4_fedorov.html.
20. Семенова С.Г. Идея «активной эволюции» и новое экологическое мышление / С.Г. Семенова // Стратегия выживания: космизм и экология. -М., 1997. - С. 23.
21. Семенова С.Г. Николай Федоров: творчество жизни / С.Г. Семенова. -М.: 1990. - С. 381.
22. Сухово-Кобылин А.В. Универсальный процесс или процессование духа / А.В. Сухово-Кобылин // ЦГАЛИ. Ф. 438, оп. 1, ед. хр. 158. - С. 252.
23. Федоров Н.Ф. Философия общего дела / Н.Ф Федоров. - Верный, 1906. - Т. 1. - С. 335.
24. Федоров Н.Ф. Философия общего дела / Н.Ф. Федоров. - Изд-во «Эксмо», 2008. - 752 с.
25. Фесенкова Л.В. Русский космизм сегодня / Отв. ред. Л.В. Фесенкова // Русский космизм и современность: Сб. статей. - М.: Ин-т философии АН СССР, 1990. - С. 37-55. - С. 39.
26. Флоренский П.А. Оправдание космоса / П.А. Флоренский. - СПб., 1994. - С. 185-187.
27. Хохлова Л.И. Философско-математические аспекты естественнонаучного направления в русском космизме: дисс. ... канд. философ. наук / Л.И. Хо-хлова. - Мурманск: Мурманский гос. технический ун-т, 2006. - 169 с.
28. Черняев A.M. Биосферно-экологическое учение - мировоззрение человечества XXI века / A.M. Черняев // Урал и экология: учеб. пособие. -Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. - Сер. «Природа Урала». -Вып. 5. - 284 с.
29. Российское Трансгуманистическое Движение [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://transhumanism-russia.ru/content/view/6/93.