проектив, или перформативные возможности гуманистики
М.Г. КУЛИКОВА, С.в. ПЛЕВАКО
В статье моделируется новый концепт современного гуманитарного дискурса - проектив. Проектив представляет собой самостоятельную разновидность перформативного высказывания (или текста). Специфика проективного текста заключается в том, что им демонстрируется не актуальное, но возможное.
Ключевые слова: проектив, проективное высказывание, проективный текст, возможное, перформатив.
projective, or performative potential of the humanities
M.G. KULiKOVA, S.v. PLEVAKO
In the article a new concept of the modern humanities discourse - projective - is created. Projective is an original sort of performative utterance (or a text). The particularity of a pro-jective text lies in that it demonstrates not real things but potential ones.
Keywords: projective, a projective utterance, a projective text, potential, performative.
Современная гуманистика идет по пути оживления и возвращения «умершего» субъекта. Одним из средств «собирания» растерянного, развеянного, затерявшегося в информационных завалах Человека явился перформатив.
В контексте перформативности современной мысли зарождается особый способ мыследеятельности (разновидность перформативного высказывания), в крайней степени проявляющий отказ от референта в пользу возвращения субъекту способности творить. Следуя тенденции именования дискурсивных вариаций («нарра-тив», «перформатив», «императив» и т.д.) назовем ее проективом.
Проектив зарождается в контексте такого направления гуманистики, как кон-цептивизм (см. [2], [3]) и представляет собой разновидность гуманитарно-художественной коммуникации - коммуникативный акт «внедрения концепта в плоть культуры» [3: 135]. Примерами проективного высказывания-текста являются «Проективный философский словарь» [2], «Дар слова» [1].
Проектив, как и всякий перформатив, представляет собой нереферентное высказывание, значимое с точки зрения производимого им действия, включающее говорящего (творящего) как носителя интенций, слушающего (со-творящего) как соучастника перформативного действия.
Специфика проективного высказывания-текста заключается в том, что им демонстрируется не актуальное, но возможное. Посредством проектива осуществляется созидание нового, потенциального.
Для проективного высказывания первостепенно то, что им показано, продемонстрировано. Обязательным для проективного текста является наличие предисловия («введения в проект» [1]) - возможности творящего субъекта обозначить свое ин-тенциональное поле.
«Проективный словарь - это особый, порождающий жанр философского дискурса. Он содержит термины и понятия, которые впервые предлагаются для употребления, т.е. именно посредством словаря вводятся в жизнь и мысль философского сообщества» [2].
«Особенность проективного словаря в том, что он описывает ранее неизвестные слова, которые впервые предлагаются для употребления» [1].
м.г. КУЛИКОВА, с.в. ПЛЕВАКО
« Читателю предлагаются слова, термины, понятия, которые могут войти во всеобщее употребление и стать знаками новых идей, научных теорий, художественных движений, стилей жизни и мышления... А могут и не войти. От самих читателей зависит, насколько «входчивыми» окажутся эти слова и насколько «сбывчивыми» те образы и идеи, которые они приносят с собой» [1].
Выделенные автором слова формируют интенциональность, направленность речевого действия - проектировать, порождать, предлагать для употребления. Центром проектива, организующей субстанцией становится субъект, носитель интенции, производитель речедействия.
В конкретном высказывании-тексте, как правило, представлен весь спектр возможных проективных действий. Акт презентации смыслов-возможностей включает несколько направлений:
1) собственно предъявление (предлагание) - высказывание в бытийственной модальности; сопоставимо с дефиницией в дескриптивных словарях; не имеет референта; означаемое рождается в момент «предлагания»:
«ИНТЕЛНЕТ (inteLnet, сокращение от intellectual network, интеллектуальная сеть; буква «Л» посередине - прописная, как выделенный знак отличия от «интернет») - межкультурное и междисциплинарное сообщество для создания и распространения новых идей и интеллектуальных движений через электронное пространство» [2].
«КАК БЫ (as if) - союз-философема, обозначающий условно-симулятивную, «кажимую» природу мироустройства внутри определенных культур и социумов» [2].
«СОлночь (с ударением на первом слоге, как в слове «полночь») - яркая тьма, черное солнце, сияние мрака. Образовано скорнением полуоснов от «солнца» и «полночи»» [Дар слова].
2) порождение - развернутая мыслительная формула; процесс обретения предложенным концептом (или словом) жизни:
««Как бы» означает: «может быть да, может быть нет», т.е. содержит смысловой континуум всех переходов от «реального» к «фиктивному», в котором невозможно провести дискретные разделения «истины» и «лжи». Ум, богатый опытом веры и сомнения, надежды и страха, не торопится переводить предположения в актуальное изложение факта. Каждое общество развивает свои методы проверки реальности и действенности своих институций и соответственно обладает разными степенями их допустимой фиктивности, терпимой фантасмаго-ричности. В одних обществах господствует «реалитет», в других - «фактазия», причудливое сочетание фантазий, выдающих себя за факты, и фактов, более невероятных, чем сами фантазии». [2].
3) формирование нереализованных потенций предъявляемого концепта в интеллектуальном дискурсе, в языке:
«Концептивный метод, как альтернатива кантовскому критицизму, был введен в философию Шеллингом под названием «конструкции» или «конструирования». <...> Образцы концептивного мышления и понимания задач философии содержатся у Ф. Ницше: «Философы должны не просто принимать данные им концепты, чтобы чистить их и наводить на них лоск; следует прежде всего самим их производить, творить, утверждать и убеждать людей ими пользоваться»». [2].
««Солночь» стягивает в одно слово те образы, которыми изобилует и поэзия, и философия, и апокалиптическая традиция. «Ночь - это тоже солнце,» - так говорил ницшевский Заратустра. Жорж Батай взял этот афоризм эпиграфом к книге «Внутренний опыт». Образ солночи встречается у Гюго: «Ужасное черное солнце, излучающее ночь» («Недоступный воображению, этот негатив прекрасен», - замечает Поль Валери). У О. Мандельштама: «Я проснулся в колыбели, / Черным солнцем осиян». <...>. Солночь - это ночь, яркая и сияющая, как солнце, - черное солнце Апокалипсиса» [1].
4) порождение возможных функционирований концепта (проектирование): «Производные:
Однословец - сочинитель однословий. Однословить - сочинять однословия. Примеры употребления:
ВелимирХлебников - величайший однословец среди русских поэтов» [1]. Презентация творящего субъекта в проективном высказывании представляет собой аккумулирование субъектом возможностей, высвечивание потенций собственным творческим «Я»; процесс их воплощения, наделения плотью, «отелес-нивания».
Проектив существует исключительно в конкретный коммуникативный момент, в момент встречи двух субъектов - в соприкосновении автора и читателя в акте порождения концепта или слова. Как всякое перформативное высказывание проектив исключает несоучастие: невозможно быть только читателем проективного текста. Самим актом прочтения читатель осуществляет процесс внедрения концепта, с каждым прочтением возможность обретает жизнь. Предложенное автором реализуется только в случае завершенной коммуникации. Таким образом, проект не существует сам по себе как объект, он существует только в контексте беспрерывной коммуникации участников проективного общения. Сам акт прочтения является актом соучастия, со-творения возможности, концепта.
Проективное высказывание является разновидностью перформативного, специфика его заключается в исполняемом действии. Однако не только это отличает проектив от перформатива. Перформативное высказывание может быть осуществлено одним и тем же субъектом любое количество раз. Проектив впервые называет (предлагает) явление. Повторное называние уже будет репрезентативно (не проективно). Но и впервые прочитанное, услышанное явление продолжает свое перформативное существование. Каждое новое прочтение проектива способствует реализации заложенной в нем интенции.
Литература
1. Дар слова. Проективный лексикон Михаила Эпштейна [Сетевой проект]. - Режим доступа: http://www.emory.edu/INTELNET/dar0.html.
2. Проективный философский словарь. Новые термины и понятия / Под ред. Г.Л. Тульчинского и М.Н. Эпштейна. - СПб., 2003. [Электронная версия]. - Режим доступа: http://www.emory.edu/INTELNET/fs_contents.html.
3. Шелковников А. Телесность мысли и мыслимость тела // Философские науки. -2008. - №5. - С. 134-156.