О.Е. Плеханова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ «КЛАССИКА БЕЗ ГРАНИЦ» С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ МНОГОМЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Ключевые слова: проектирование занятий, социально-культурная деятельность, пожилой человек, дидактическая многомерная технология, логико-смысловая модель.
Аннотация: В статье рассматривается социально-культурная деятельность пожилых людей как источник продления жизни и активного долголетия; раскрывается роль проектирования занятий с помощью дидактической многомерной технологии; описывается логико-смысловая модель занятий «Классика без границ» с пожилыми людьми как модель-навигатор, играющая роль путеводителя для специалистов, осуществляющих социально-культурную деятельность с людьми данной возрастной категории.
Феномен старения интересовал людей с давних пор: уже в ранних литературных источниках (сказания, легенды, мифы, священные книги и др.) отражены мечты людей о долгожительстве, продлении молодости и борьбе со старостью с помощью различных средств. Например, согласно Библии, один из праотцов человечества Мафусаил жил 969 лет, Адам - 930, Ной - 950 лет. В мифах и легендах Древней Греции находим упоминание об Аскле-пии - сыне Аполлона, который возвращал людям молодость с помощью крови медузы Горгоны, а в русских народных сказках важную роль в омоложении играют молодильные яблоки и живая вода. Кроме того, в сочинениях древних греков - Гераклита, Сократа, Аристотеля, Гиппократа, Платона - находим первые попытки осмысления причин старения на основе философских взглядов. Относительно недавно, с развитием медицины, науки и техники, с появлением новых аппаратов для исследований и ряда других процессов, увеличение продолжительности жизни человека стало реальностью, однако до сих пор в данной области остается множество нерешенных задач и открытых вопросов. В связи с этим процессы старения продолжают оставаться объектом изучения различных наук - медицины, биологии, генетики, философии, психологии, социологии, педагогики, культурологии. Наряду с этим, в последнее время наблюдается повышенный интерес ученых и практиков к возможностям социально-культурной деятельности в продлении активного долголетия человека.
Обращаясь к понятию «социально-культурная деятельность», следует подчеркнуть, что до сих пор нет единого мнения относительно его содержания. Приведем несколько определений социально-культурной деятельности в занятиях с пожилыми людьми и наши комментарии к ним.
- Социальная работа с маргинальными группами населения, осуществляемая культурно-досуговыми средствами СН.Ф. Максютин) [9, 25]. К сожалению, по ряду причин в современной России многие пожилые люди находятся в состоянии маргинально-сти, следовательно, привлечение их к культуре через досуговую деятельность может способствовать выходу из данного состояния и улучшению качества жизни. Отметим, что, являясь важной частью, сфера досуга не исчерпывает всех возможностей социально-культурной деятельности.
- Культурная деятельность субъектов по созданию культурных ценностей Створ-честву), развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельно-сти, коммуникации, то есть распространению всех видов культурных ценностей (А.В. Соколов) [9, 24]. Безусловно, пожилой возраст не служит препятствием к созданию и распространению культурных ценностей, а зачастую, наоборот, является тем периодом жизни, когда есть достаточно свободного времени для проявления и развития талантов. Коммуникация играет важную роль, поскольку при выходе на пенсию у многих людей сужается круг общения и совместная социально-культурная деятельность может решать данную проблему, а также способствовать распространению культурных ценностей.
- Исторически обусловленный, педагогически направленный и социально-востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена об-
щества (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников) [1]. Можно констатировать, что в России социально-культурная деятельность востребована людьми пожилого возраста, поэтому данный вид деятельности требует особой организации, способствующей взаимодействию пожилого человека с социальными группами и отражающейся на позитивном изменении всех участников данного процесса.
- Социально-культурная деятельность - это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре (В.В. Туев) [6, 38-39]. Приобщение человека к культуре происходит на протяжении всей жизни и вне зависимости от возраста важно, чтобы этот процесс был управляемым, тогда и будет достигнут положительный результат.
- Совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы (Н.Н. Ярошенко) [9, 24]. Достижение пенсионного возраста для многих россиян зачастую сопровождается кризисом, который влечет за собой новые проблемы и иной стиль жизни. Изменения в социальных условиях открывают очередной этап социализации с его особенностями, в связи с чем педагогические технологии могут играть важную роль.
Многообразие сфер деятельности - искусство, наука, образование, спорт, религия -может стать основанием для классификации основных направлений социально-культурной деятельности пожилых людей в России. Среди них развивающимся и доминирующим направлением можно указать деятельность пожилых людей, основанную на различных видах искусств - литература, музыка, танец, театр, кино. Одно из доступных и популярных -музыкальное направление, включающее специфику музыкального искусства - восприятие, воспроизведение, создание, хранение. Реализация музыкального направления социально-культурной деятельности пожилых людей осуществляется в различных учреждениях: клубах по интересам Комплексных центров социального обслуживания населения, в кружках Домов культуры и т.д. На практике многие клубы уже работают, но остаются еще не разработанными теоретические основания данного вида деятельности и многие методические вопросы подготовки и проведения занятий с людьми пожилого возраста.
В связи с этим нами предлагается новый цикл занятий с пожилыми людьми «Классика без границ». Этимологический анализ понятия «проектирование» (от лат. рrojectus - брошенный вперед) проясняет его суть - предвидение чего-то нового в будущем, создание предположительных форм и способов деятельности и прогнозирование их результатов. Проект деятельности может быть представлен в виде описания, схемы, таблицы или модели. В частности, предлагается спроектированная логико-смысловая модель занятий на основе дидактической многомерной технологии (разработана учеными Научной лаборатории дидактического дизайна БГПУ имени М. Акмуллы). Под дидактической многомерной технологией понимается «дидактическая технология полифункционального приложения, относящаяся к инструментальной дидактике и основанная на параллельном представлении информации / учебного материала как в традиционной аудиоформе, так и в визуальной, специально преобразованной, концентрированной, логически удобной форме с помощью дидактических многомерных инструментов (ДМИ), реализующих логико-смысловое моделирование при выполнении обучающимися инвариантных форм и видов учебной деятельности (познавательной, переживательной и оценочной; предметно-ознакомительной, вербально-логической и моделирующей); а также в подготовительной, обучающей и творческой деятельности педагога» [7, 82].
Важно отметить, что проектируемые занятия «Классика без границ» предназначаются для подготовки специалистов по социально-культурной деятельности с пожилыми людьми, а также для практикующих социальных педагогов, социальных работников, специалистов сферы искусств, работающих с людьми данной возрастной категории. Далее, учитывая, что ведущий вид искусств в занятиях - музыка, то слово «классика» в данном случае рассматривается в широком значении, имеющем более оценочный акцент, нежели эквивалент академической музыки: «Классика, классическое искусство (из лат. c/ass¡s - «разряд, класс, сословие, порядок»; c/assicus - «относящийся к первому классу, образцовый») - термины качественной оценки произведений искусства как откровения о высших ценностях жизни»[2].
Приведем описание логико-смысловой модели занятий «Классика без границ», являющейся формой дидактических многомерных инструментов, содержащей смысловые и логические компоненты (рис.1). Следуя принципам создания подобных моделей, было выделено восемь координат: К1 - Педагогические задачи, К2 - Компоненты содержания, КЗ -Виды деятельности, К4 - Виды искусств, К5 - Группы методов, К6 - Формы занятий, К7 -Дидактические средства, К8 - Результат деятельности. Далее были выделены узловые элементы содержания каждой из указанных позиций («узлы») и расположены в определенном порядке, начиная от центра [3; 7].
Рис.1. Логико-смысловая модель занятий с пожилыми людьми «Классика без границ»
Остановимся более подробно на каждой координате. Координата 1 - «Педагогические задачи». Введение данной координаты обусловлено тем, что занятия «Классика без границ» предполагаются не только для общения, рекреации или развлечения, но и для ознакомления пожилых людей с новыми знаниями и способами деятельности. В связи с этим были сформулированы обучающая, воспитательная и развивающая задачи, которые по мере необходимости в процессе занятий решаются преподавателем.
Координата 2 - «Компоненты содержания» представлена следующими «узлами»: знания об искусстве, опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, способы му-
зыкальной деятельности, способы творческой деятельности, опыт выступлений и сценической деятельности. В процессе занятий сначала пожилые люди приобретают знания об искусстве в общем, и о музыке в частности. Важно пополнять и опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству у пожилых людей, который напрямую связан с умением оценивать музыкальные произведения, с эмоциональными переживаниями при восприятии произведений искусства (при прослушивании или исполнении музыкальных произведений). Способы музыкальной деятельности напрямую связаны с различными видами музыкальной деятельности пожилых людей в процессе занятий, они же определяют необходимость формирования соответствующих вокальных, вокально-хоровых, слуховых навыков, навыков игры на инструменте. Кроме того, важным компонентом занятий выступает творческое начало: искусство без творчества невозможно, и содержание занятий предполагает освоение способов творческой деятельности. Результатом систематических занятий многих клубов и кружков является некий творческий продукт достаточно высокого уровня, например, песня, музыкально-литературная композиция, в связи с чем у пожилых людей возникает потребность в представлении своего творчества для других людей. Соответственно, многие клубы организуют на различных площадках выступления пожилых людей, что, в свою очередь, требует формирования у них опыта выступлений и сценической деятельности.
Координата 3 - «Виды деятельности» раскрывает многообразие различных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, беседы о музыке, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, постановка музыкально-литературных композиций, аранжировка и сочинение музыки. Одними из самых доступных видов музыкальной деятельности являются слушание и беседы о музыке. В процессе занятий возможно прослушивание и обсуждение различных музыкальных произведений. Это обусловлено разносторонностью интересов пожилых людей, многообразием музыкального пласта культуры и тем, что в современной мире одновременно сосуществует музыка различных стилей, жанров и направлений - академическая, церковная, народная, эстрадная. Кроме того, на протяжении истории развития искусства происходило взаимное влияние различных музыкальных направлений друг на друга. Например, сегодня все большую популярность приобретают ритмизированные и стилизированные обработки (аранжировки, ка-веры) классической / академической музыки с помощью современной мультимедийной техники, что придает ей новое звучание и пробуждает интерес слушателей; также и академические музыканты порой обрабатывают и аранжируют эстрадную музыку (например, произведения группы «Битлз» в симфонической форме). В связи с этим можно упомянуть прикладной культурологический проект «Жизнь замечательных мелодий», содержащий аудиобиблиотеку из семидесяти пяти томов (выполняется Научной лабораторией дидактического дизайна - В.Э. Штейнберг, Н.Н. Манько). Данный проект основан на авторской технологии сравнительного музыкослушания и представляет особый подход к подбору и составлению моноантологий всемирно известных музыкальных произведений (например, «Очи черные», «Подмосковные вечера», «Половецкие пляски», «Summertime», «Bessame Mucho», «For Elise» и многие другие). По словам авторов проекта (и нашим собственным впечатлениям), «отобранные, отредактированные и расставленные последовательно, высокохудожественные, выразительные аранжировки позволяют прочувствовать многомерный, часто неожиданный образ, порожденный вариациями исходной мелодии [8]. Проект «Жизнь замечательных мелодий» может быть интересен специалистам разных областей знаний, а также может использоваться на занятиях с людьми старшего возраста, что обусловлено рядом факторов, в том числе и тем, что многие мелодии - на слуху у старшего поколения, а значит, любимы и узнаваемы; тем интереснее становится сравнительное му-зыкослушание, поскольку в привычном произведении человек начинает находить что-то новое, неожиданное.
Одним из самых древних, любимых и доступных видов музыкальной деятельности является пение, так как инструмент - голос - находится внутри человека. Пение может подразделяться на сольное, ансамблевое и хоровое. Кроме того, в зависимости от предпочте-
ний и состояния голосового аппарата пожилых людей пение может быть в одной из сложившихся певческих манер - народной академической, эстрадной. Считается, что обучение игре на музыкальном инструменте возможно лишь в детском возрасте, однако данное утверждение относится только к профессиональному обучению, любительское же музицирование и исполнение несложных произведений возможны практически в любом возрасте, а, кроме того, для игры могут быть использованы доступные шумовые инструменты, например, деревянные ложки.
Интересным видом музыкальной деятельности, пока еще не до конца исследованным применительно к людям пожилого возраста, являются музыкально-ритмические движения, построенные на взаимосвязи музыки и движений. Основой в них является музыка, а разнообразные упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Важным моментом в музыкально-ритмических движениях является ощущение человеком метра и ритма музыкального произведения, а также выполнения движений в соответствии с характером музыки.
Синкретичный характер имеет другой вид музыкальной деятельности, который связан с постановкой музыкально-литературных композиций, которые создаются на основе монтажного соединения различных литературных и музыкальных произведений по законам драматургии, так как в них есть сюжетная линия, завязка, развитие и кульминация действия. Данный вид деятельности предполагает несколько этапов подготовки, заключительным из них выступает сценический показ музыкально-литературной композиций на концертах, праздниках, что роднит его с театром.
Последним «узлом» третьей координаты являются аранжировка и сочинение музыки, они пока мало востребованы, так как достаточно сложны, требуют определенных знаний и навыков для сочинения и аранжировки музыки. Можно предположить, что при создании благоприятных условий люди, у которых не раскрылся талант в детские и юношеские годы, смогут заниматься данными видами деятельности. Доступности и популяризации данных видов музыкальной деятельности способствуют многочисленные мультимедийные средства и компьютерные программы, позволяющие успешно сочинять и аранжировать музыку.
Координата 4 - «Виды искусств» включает следующие «узлы»: музыка, литература, изобразительное искусство, хореография, театр. На занятиях «Классика без границ» предполагается превалирующая роль музыки, однако в определенные моменты тот или иной вид искусства может выходить на первый план, а синкретичность разных видов искусств позволит интересно и многосторонне организовать процесс занятий.
Координата 5 - «Гоуппы методов» включает: методы педагогики, методы музыкальной педагогики, методы педагогической психологии. Данные методы представляют собой целый комплекс: например, методы педагогики подразделяются на методы обучения и воспитания, имеющие различные классификации (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский и другие). Методы музыкальной педагогики также дифференцированы в соответствии с особенностями видов музыкальной деятельности: существуют методы и приемы вокальной (фонетический, концентрический и др.) и инструментальной педагогики (постановка руки и др.). На стыке двух наук - педагогики и психологии - находятся методы педагогической психологии к которым относятся: организационные, процедурные и оценочные, а также сбора и обработки данных; психологическое консультирование и коррекция. Соответственно, каждый преподаватель подбирает комплекс методов и приемов в зависимости от конкретных задач и особенностей занятий с пожилыми людьми.
Координата 6 - «Формы занятий» представлена тремя «узлами», в соответствии с классификацией форм по количественному основанию: индивидуальная, групповая, массовая.
Индивидуальная форма занятий предполагает индивидуальные беседы, консультации, индивидуальные занятия по какому-либо виду музыкальной деятельности (чаще - пение или игра на музыкальном инструменте). Ее особенности - возможность личного общения с пожилым человеком, достижение взаимопонимания, воздействие на чувства и мысли конкретного человека, решение его проблем в индивидуальном порядке, индивидуальный
продукт музыкальной деятельности.
Групповая форма предполагает: совместные занятия каким-либо видом музыкальной деятельности, дискуссии, экскурсии, вечера отдыха, встречи с интересными людьми. Особенностями в данном случае являются камерность обстановки, возможность общения между участниками группы, решение проблем различных людей с помощью коллектива, либо в индивидуальном порядке, совместный продукт музыкальной деятельности. Если аудитория насчитывает более ста человек, можно говорить о массовой форме - праздники, театрализованные представления, совместные с другими объединениями людей концерты, фестивали, тематические вечера (массовая форма занятий важна, так как позволяет пожилым людям почувствовать полноту жизни).
Координата 7 - «Дидактические средства» (представлена четырьмя «узлами») -аудиальные, визуальные, аудиовизуальные, кинестетические. На данной координате представлена классификация дидактических средств в соответствии с чувственной модальностью. Бесспорно то, что когда речь идет о музыкальном искусстве первыми будут аудиальные средства (слуховые), включающие музыкальные, шумовые звуки и звуки природы, которые воспроизводят: музыкальные инструменты, голос человека, магнитофоны, проигрыватели и т.п. Вместе с тем к аудиальным средствам кроме можно отнести разного рода звукоусиливающую аппаратуру: микшерский пульт, усилитель, микрофон, колонки и т.п.
Визуальные средства (зрительные) к которым относятся предметы, изображения предметов или художественных образов, условно - графические изображения (например, ноты ), видео-, кино-, фотозаписи и т.п. Визуальные средства можно также подразделить на: раздаточные (ноты, книги, фотоальбомы, таблицы и т.п.) и светотехнические средства (видеомагнитофоны, телевизоры, мультимедийные проекторы, компьютеры, световые установки в театрах и концертных залах, обеспечивающие зрительную информацию).
Аудиовизуальные средства (зрительно-слуховые) воздействуют одновременно на два анализатора. К числу аудиовизуальных средств относится звуковое кино, фото-видео презентации со звуком, которые транслируются с помощью специальных устройств.
Кинестетические средства (гр. «кине» - «движение» и «эсте» - «чутье», «ощущение») - ритмические движения, символические жесты, тактильные прикосновения [4, 482]. На занятиях «Классика без границ» данные средства связаны, прежде всего, с инструментами, так как игра на любом инструменте требует определенных движений и прикосновений. Но кроме этого кинестетика характерна и для обучения пению, так как данный процесс связан с работой различных групп мышц и основывается кроме слуховых на индивидуальных мышечных и вибрационных ощущениях поющего человека.
Координата 8 - «Результат деятельности» содержит три «уровневых узла»: социокультурная реабилитация, социокультурная самореализация и социокультурное саморазвитие. Выделение данных уровней обусловлено тем, что социально-культурная деятельность пожилых людей, безусловно, приводит к определенным результатам, а также обладает рядом функций, среди которых коммуникативная, информационно-просветительская, культу-ротворческая, гедонистическая, рекреативная, развивающая. В зависимости от характера социально-культурной деятельности пожилого человека, от его психологического состояния, та или иная функция может занимать ведущее положение, но чаще данные функции комплексируются: на начальном этапе занятий определяющей становится рекреативная функция, так как многие пожилые люди нуждаются именно в восстановлении утраченных способностей, то есть в социально-культурной реабилитации. Под социально-культурной реабилитацией пожилого человека понимается система организационных и методических мер воздействия, применяемых с целью оказания помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности у граждан пожилого возраста средствами культуры, через осуществление социокультурной деятельности, в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями [1; 5].
Планомерные и регулярные занятия с пожилыми людьми способствуют достижению положительных результатов, следующим из которых может выступать социокультурная са-
мореализация - реализация существующего у пожилого человека потенциала, имеющихся у него желаний, знаний, умений и способностей в области социально-культурной деятельности. Важным результатом успешной деятельности на занятиях может стать социокультурное саморазвитие пожилого человека, которое будет выражаться в самостоятельном изучении культуры и искусства, применении полученных знаний, умений в практике, а также построении с помощью социально-культурной деятельности оптимистического жизненного плана на дальнейшую жизнь.
Таким образом, проектирование занятий «Классика без границ» с помощью многомерной дидактической технологии позволило создать логико-смысловую модель, раскрывающую основные составляющие будущего процесса и результата социально-культурной деятельности пожилых людей. Данный проектный продукт можно назвать «моделью-навигатором», играющей роль путеводителя [3, 20]: данная модель, комплексно отражая будущий процесс и результат деятельности, позволяет специалисту, выбирая необходимые виды деятельности, методы и формы работы, виды искусств, дидактические средства, осуществлять навигацию в зависимости от условий занятий, потребностей и возможностей пожилых людей, что будет способствовать воплощению в жизнь главной цели занятий «Классика без границ» с пожилыми людьми - улучшение качества их жизни и продление активного долголетия.
1. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности : учебник [Текст] / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Кра-сильников. - М. : МГУКИ, 2004. - 539 с.
2. Классика [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://slovari.yandex.ru/классика.
3. Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технологиях обучения [Текст] / Н. Н. Манько // Известия Уральского отделения РАО : журн. теорет. и приклад. исследований. - 2009. - № 8. -С.10-30.
4. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
5. Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты [Текст]. - М. : изд-во «Свято-Димитриевское училище сестер милосердия», 2003. - 256 с.
6. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию)[Текст] // Ученые записки / под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. - М. : МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 25-39.
7. Штейнберг, В.Э. Дидактическая многомерная технология: хроника разработки [Текст] / В.Э. Штейнберг // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. №5(36). - С.74-84.
8. Штейнберг, В.Э. Технология сравнительного музыкослушания / В.Э. Штейнберг, Н.Н. Манько // Практическая психология и логопедия. - 2009. - №4(39).- с. 8-21.
9. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник [Текст] / Н.Н.Ярошенко - М. : МГУКИ, 2007. - 360 с.