Научная статья на тему 'Проектирование занятий «Классика без границ» с пожилыми людьми на основе дидактической многомерной технологии'

Проектирование занятий «Классика без границ» с пожилыми людьми на основе дидактической многомерной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МНОГОМЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ / THE DESIGNING LESSONS / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ELDERLY / DIDACTIC MULTIDIMENSIONAL TECHNOLOGY / LOGICAL-SEMANTIC MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плеханова Ольга Евгеньевна

В статье рассматривается социально-культурная деятельность пожилых людей как источник продления жизни и активного долголетия; раскрывается роль проектирования занятий с помощью дидактической многомерной технологии; описывается логико-смысловая модель занятий «Классика без границ» с пожилыми людьми как модель-навигатор, играющая роль путеводителя для специалистов, осуществляющих социально-культурную деятельность с людьми данной возрастной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGNING LESSONS «CLASSICAL WITHOUT BOUNDARIES» WITH THE ELDERLY ON THE BASIS OF THE DIDACTIC MULTIDIMENSIONAL TECHNOLOGY

The article is considered socio-cultural activity the elderly as the source of life extension and active longevity. The article reveals the role of the designing lessons with the help of the Didactic multidimensional technology, it describes the logical-semantic model the lessons "Classical without boundaries" with the elderly as the model-navigator, who plays the role of the guide for specialists, engaged in socio-cultural activity with the people of this age category.

Текст научной работы на тему «Проектирование занятий «Классика без границ» с пожилыми людьми на основе дидактической многомерной технологии»

О.Е. Плеханова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ «КЛАССИКА БЕЗ ГРАНИЦ» С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ МНОГОМЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Ключевые слова: проектирование занятий, социально-культурная деятельность, пожилой человек, дидактическая многомерная технология, логико-смысловая модель.

Аннотация: В статье рассматривается социально-культурная деятельность пожилых людей как источник продления жизни и активного долголетия; раскрывается роль проектирования занятий с помощью дидактической многомерной технологии; описывается логико-смысловая модель занятий «Классика без границ» с пожилыми людьми как модель-навигатор, играющая роль путеводителя для специалистов, осуществляющих социально-культурную деятельность с людьми данной возрастной категории.

Феномен старения интересовал людей с давних пор: уже в ранних литературных источниках (сказания, легенды, мифы, священные книги и др.) отражены мечты людей о долгожительстве, продлении молодости и борьбе со старостью с помощью различных средств. Например, согласно Библии, один из праотцов человечества Мафусаил жил 969 лет, Адам - 930, Ной - 950 лет. В мифах и легендах Древней Греции находим упоминание об Аскле-пии - сыне Аполлона, который возвращал людям молодость с помощью крови медузы Горгоны, а в русских народных сказках важную роль в омоложении играют молодильные яблоки и живая вода. Кроме того, в сочинениях древних греков - Гераклита, Сократа, Аристотеля, Гиппократа, Платона - находим первые попытки осмысления причин старения на основе философских взглядов. Относительно недавно, с развитием медицины, науки и техники, с появлением новых аппаратов для исследований и ряда других процессов, увеличение продолжительности жизни человека стало реальностью, однако до сих пор в данной области остается множество нерешенных задач и открытых вопросов. В связи с этим процессы старения продолжают оставаться объектом изучения различных наук - медицины, биологии, генетики, философии, психологии, социологии, педагогики, культурологии. Наряду с этим, в последнее время наблюдается повышенный интерес ученых и практиков к возможностям социально-культурной деятельности в продлении активного долголетия человека.

Обращаясь к понятию «социально-культурная деятельность», следует подчеркнуть, что до сих пор нет единого мнения относительно его содержания. Приведем несколько определений социально-культурной деятельности в занятиях с пожилыми людьми и наши комментарии к ним.

- Социальная работа с маргинальными группами населения, осуществляемая культурно-досуговыми средствами СН.Ф. Максютин) [9, 25]. К сожалению, по ряду причин в современной России многие пожилые люди находятся в состоянии маргинально-сти, следовательно, привлечение их к культуре через досуговую деятельность может способствовать выходу из данного состояния и улучшению качества жизни. Отметим, что, являясь важной частью, сфера досуга не исчерпывает всех возможностей социально-культурной деятельности.

- Культурная деятельность субъектов по созданию культурных ценностей Створ-честву), развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельно-сти, коммуникации, то есть распространению всех видов культурных ценностей (А.В. Соколов) [9, 24]. Безусловно, пожилой возраст не служит препятствием к созданию и распространению культурных ценностей, а зачастую, наоборот, является тем периодом жизни, когда есть достаточно свободного времени для проявления и развития талантов. Коммуникация играет важную роль, поскольку при выходе на пенсию у многих людей сужается круг общения и совместная социально-культурная деятельность может решать данную проблему, а также способствовать распространению культурных ценностей.

- Исторически обусловленный, педагогически направленный и социально-востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена об-

щества (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников) [1]. Можно констатировать, что в России социально-культурная деятельность востребована людьми пожилого возраста, поэтому данный вид деятельности требует особой организации, способствующей взаимодействию пожилого человека с социальными группами и отражающейся на позитивном изменении всех участников данного процесса.

- Социально-культурная деятельность - это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре (В.В. Туев) [6, 38-39]. Приобщение человека к культуре происходит на протяжении всей жизни и вне зависимости от возраста важно, чтобы этот процесс был управляемым, тогда и будет достигнут положительный результат.

- Совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы (Н.Н. Ярошенко) [9, 24]. Достижение пенсионного возраста для многих россиян зачастую сопровождается кризисом, который влечет за собой новые проблемы и иной стиль жизни. Изменения в социальных условиях открывают очередной этап социализации с его особенностями, в связи с чем педагогические технологии могут играть важную роль.

Многообразие сфер деятельности - искусство, наука, образование, спорт, религия -может стать основанием для классификации основных направлений социально-культурной деятельности пожилых людей в России. Среди них развивающимся и доминирующим направлением можно указать деятельность пожилых людей, основанную на различных видах искусств - литература, музыка, танец, театр, кино. Одно из доступных и популярных -музыкальное направление, включающее специфику музыкального искусства - восприятие, воспроизведение, создание, хранение. Реализация музыкального направления социально-культурной деятельности пожилых людей осуществляется в различных учреждениях: клубах по интересам Комплексных центров социального обслуживания населения, в кружках Домов культуры и т.д. На практике многие клубы уже работают, но остаются еще не разработанными теоретические основания данного вида деятельности и многие методические вопросы подготовки и проведения занятий с людьми пожилого возраста.

В связи с этим нами предлагается новый цикл занятий с пожилыми людьми «Классика без границ». Этимологический анализ понятия «проектирование» (от лат. рrojectus - брошенный вперед) проясняет его суть - предвидение чего-то нового в будущем, создание предположительных форм и способов деятельности и прогнозирование их результатов. Проект деятельности может быть представлен в виде описания, схемы, таблицы или модели. В частности, предлагается спроектированная логико-смысловая модель занятий на основе дидактической многомерной технологии (разработана учеными Научной лаборатории дидактического дизайна БГПУ имени М. Акмуллы). Под дидактической многомерной технологией понимается «дидактическая технология полифункционального приложения, относящаяся к инструментальной дидактике и основанная на параллельном представлении информации / учебного материала как в традиционной аудиоформе, так и в визуальной, специально преобразованной, концентрированной, логически удобной форме с помощью дидактических многомерных инструментов (ДМИ), реализующих логико-смысловое моделирование при выполнении обучающимися инвариантных форм и видов учебной деятельности (познавательной, переживательной и оценочной; предметно-ознакомительной, вербально-логической и моделирующей); а также в подготовительной, обучающей и творческой деятельности педагога» [7, 82].

Важно отметить, что проектируемые занятия «Классика без границ» предназначаются для подготовки специалистов по социально-культурной деятельности с пожилыми людьми, а также для практикующих социальных педагогов, социальных работников, специалистов сферы искусств, работающих с людьми данной возрастной категории. Далее, учитывая, что ведущий вид искусств в занятиях - музыка, то слово «классика» в данном случае рассматривается в широком значении, имеющем более оценочный акцент, нежели эквивалент академической музыки: «Классика, классическое искусство (из лат. c/ass¡s - «разряд, класс, сословие, порядок»; c/assicus - «относящийся к первому классу, образцовый») - термины качественной оценки произведений искусства как откровения о высших ценностях жизни»[2].

Приведем описание логико-смысловой модели занятий «Классика без границ», являющейся формой дидактических многомерных инструментов, содержащей смысловые и логические компоненты (рис.1). Следуя принципам создания подобных моделей, было выделено восемь координат: К1 - Педагогические задачи, К2 - Компоненты содержания, КЗ -Виды деятельности, К4 - Виды искусств, К5 - Группы методов, К6 - Формы занятий, К7 -Дидактические средства, К8 - Результат деятельности. Далее были выделены узловые элементы содержания каждой из указанных позиций («узлы») и расположены в определенном порядке, начиная от центра [3; 7].

Рис.1. Логико-смысловая модель занятий с пожилыми людьми «Классика без границ»

Остановимся более подробно на каждой координате. Координата 1 - «Педагогические задачи». Введение данной координаты обусловлено тем, что занятия «Классика без границ» предполагаются не только для общения, рекреации или развлечения, но и для ознакомления пожилых людей с новыми знаниями и способами деятельности. В связи с этим были сформулированы обучающая, воспитательная и развивающая задачи, которые по мере необходимости в процессе занятий решаются преподавателем.

Координата 2 - «Компоненты содержания» представлена следующими «узлами»: знания об искусстве, опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, способы му-

зыкальной деятельности, способы творческой деятельности, опыт выступлений и сценической деятельности. В процессе занятий сначала пожилые люди приобретают знания об искусстве в общем, и о музыке в частности. Важно пополнять и опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству у пожилых людей, который напрямую связан с умением оценивать музыкальные произведения, с эмоциональными переживаниями при восприятии произведений искусства (при прослушивании или исполнении музыкальных произведений). Способы музыкальной деятельности напрямую связаны с различными видами музыкальной деятельности пожилых людей в процессе занятий, они же определяют необходимость формирования соответствующих вокальных, вокально-хоровых, слуховых навыков, навыков игры на инструменте. Кроме того, важным компонентом занятий выступает творческое начало: искусство без творчества невозможно, и содержание занятий предполагает освоение способов творческой деятельности. Результатом систематических занятий многих клубов и кружков является некий творческий продукт достаточно высокого уровня, например, песня, музыкально-литературная композиция, в связи с чем у пожилых людей возникает потребность в представлении своего творчества для других людей. Соответственно, многие клубы организуют на различных площадках выступления пожилых людей, что, в свою очередь, требует формирования у них опыта выступлений и сценической деятельности.

Координата 3 - «Виды деятельности» раскрывает многообразие различных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, беседы о музыке, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, постановка музыкально-литературных композиций, аранжировка и сочинение музыки. Одними из самых доступных видов музыкальной деятельности являются слушание и беседы о музыке. В процессе занятий возможно прослушивание и обсуждение различных музыкальных произведений. Это обусловлено разносторонностью интересов пожилых людей, многообразием музыкального пласта культуры и тем, что в современной мире одновременно сосуществует музыка различных стилей, жанров и направлений - академическая, церковная, народная, эстрадная. Кроме того, на протяжении истории развития искусства происходило взаимное влияние различных музыкальных направлений друг на друга. Например, сегодня все большую популярность приобретают ритмизированные и стилизированные обработки (аранжировки, ка-веры) классической / академической музыки с помощью современной мультимедийной техники, что придает ей новое звучание и пробуждает интерес слушателей; также и академические музыканты порой обрабатывают и аранжируют эстрадную музыку (например, произведения группы «Битлз» в симфонической форме). В связи с этим можно упомянуть прикладной культурологический проект «Жизнь замечательных мелодий», содержащий аудиобиблиотеку из семидесяти пяти томов (выполняется Научной лабораторией дидактического дизайна - В.Э. Штейнберг, Н.Н. Манько). Данный проект основан на авторской технологии сравнительного музыкослушания и представляет особый подход к подбору и составлению моноантологий всемирно известных музыкальных произведений (например, «Очи черные», «Подмосковные вечера», «Половецкие пляски», «Summertime», «Bessame Mucho», «For Elise» и многие другие). По словам авторов проекта (и нашим собственным впечатлениям), «отобранные, отредактированные и расставленные последовательно, высокохудожественные, выразительные аранжировки позволяют прочувствовать многомерный, часто неожиданный образ, порожденный вариациями исходной мелодии [8]. Проект «Жизнь замечательных мелодий» может быть интересен специалистам разных областей знаний, а также может использоваться на занятиях с людьми старшего возраста, что обусловлено рядом факторов, в том числе и тем, что многие мелодии - на слуху у старшего поколения, а значит, любимы и узнаваемы; тем интереснее становится сравнительное му-зыкослушание, поскольку в привычном произведении человек начинает находить что-то новое, неожиданное.

Одним из самых древних, любимых и доступных видов музыкальной деятельности является пение, так как инструмент - голос - находится внутри человека. Пение может подразделяться на сольное, ансамблевое и хоровое. Кроме того, в зависимости от предпочте-

ний и состояния голосового аппарата пожилых людей пение может быть в одной из сложившихся певческих манер - народной академической, эстрадной. Считается, что обучение игре на музыкальном инструменте возможно лишь в детском возрасте, однако данное утверждение относится только к профессиональному обучению, любительское же музицирование и исполнение несложных произведений возможны практически в любом возрасте, а, кроме того, для игры могут быть использованы доступные шумовые инструменты, например, деревянные ложки.

Интересным видом музыкальной деятельности, пока еще не до конца исследованным применительно к людям пожилого возраста, являются музыкально-ритмические движения, построенные на взаимосвязи музыки и движений. Основой в них является музыка, а разнообразные упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Важным моментом в музыкально-ритмических движениях является ощущение человеком метра и ритма музыкального произведения, а также выполнения движений в соответствии с характером музыки.

Синкретичный характер имеет другой вид музыкальной деятельности, который связан с постановкой музыкально-литературных композиций, которые создаются на основе монтажного соединения различных литературных и музыкальных произведений по законам драматургии, так как в них есть сюжетная линия, завязка, развитие и кульминация действия. Данный вид деятельности предполагает несколько этапов подготовки, заключительным из них выступает сценический показ музыкально-литературной композиций на концертах, праздниках, что роднит его с театром.

Последним «узлом» третьей координаты являются аранжировка и сочинение музыки, они пока мало востребованы, так как достаточно сложны, требуют определенных знаний и навыков для сочинения и аранжировки музыки. Можно предположить, что при создании благоприятных условий люди, у которых не раскрылся талант в детские и юношеские годы, смогут заниматься данными видами деятельности. Доступности и популяризации данных видов музыкальной деятельности способствуют многочисленные мультимедийные средства и компьютерные программы, позволяющие успешно сочинять и аранжировать музыку.

Координата 4 - «Виды искусств» включает следующие «узлы»: музыка, литература, изобразительное искусство, хореография, театр. На занятиях «Классика без границ» предполагается превалирующая роль музыки, однако в определенные моменты тот или иной вид искусства может выходить на первый план, а синкретичность разных видов искусств позволит интересно и многосторонне организовать процесс занятий.

Координата 5 - «Гоуппы методов» включает: методы педагогики, методы музыкальной педагогики, методы педагогической психологии. Данные методы представляют собой целый комплекс: например, методы педагогики подразделяются на методы обучения и воспитания, имеющие различные классификации (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский и другие). Методы музыкальной педагогики также дифференцированы в соответствии с особенностями видов музыкальной деятельности: существуют методы и приемы вокальной (фонетический, концентрический и др.) и инструментальной педагогики (постановка руки и др.). На стыке двух наук - педагогики и психологии - находятся методы педагогической психологии к которым относятся: организационные, процедурные и оценочные, а также сбора и обработки данных; психологическое консультирование и коррекция. Соответственно, каждый преподаватель подбирает комплекс методов и приемов в зависимости от конкретных задач и особенностей занятий с пожилыми людьми.

Координата 6 - «Формы занятий» представлена тремя «узлами», в соответствии с классификацией форм по количественному основанию: индивидуальная, групповая, массовая.

Индивидуальная форма занятий предполагает индивидуальные беседы, консультации, индивидуальные занятия по какому-либо виду музыкальной деятельности (чаще - пение или игра на музыкальном инструменте). Ее особенности - возможность личного общения с пожилым человеком, достижение взаимопонимания, воздействие на чувства и мысли конкретного человека, решение его проблем в индивидуальном порядке, индивидуальный

продукт музыкальной деятельности.

Групповая форма предполагает: совместные занятия каким-либо видом музыкальной деятельности, дискуссии, экскурсии, вечера отдыха, встречи с интересными людьми. Особенностями в данном случае являются камерность обстановки, возможность общения между участниками группы, решение проблем различных людей с помощью коллектива, либо в индивидуальном порядке, совместный продукт музыкальной деятельности. Если аудитория насчитывает более ста человек, можно говорить о массовой форме - праздники, театрализованные представления, совместные с другими объединениями людей концерты, фестивали, тематические вечера (массовая форма занятий важна, так как позволяет пожилым людям почувствовать полноту жизни).

Координата 7 - «Дидактические средства» (представлена четырьмя «узлами») -аудиальные, визуальные, аудиовизуальные, кинестетические. На данной координате представлена классификация дидактических средств в соответствии с чувственной модальностью. Бесспорно то, что когда речь идет о музыкальном искусстве первыми будут аудиальные средства (слуховые), включающие музыкальные, шумовые звуки и звуки природы, которые воспроизводят: музыкальные инструменты, голос человека, магнитофоны, проигрыватели и т.п. Вместе с тем к аудиальным средствам кроме можно отнести разного рода звукоусиливающую аппаратуру: микшерский пульт, усилитель, микрофон, колонки и т.п.

Визуальные средства (зрительные) к которым относятся предметы, изображения предметов или художественных образов, условно - графические изображения (например, ноты ), видео-, кино-, фотозаписи и т.п. Визуальные средства можно также подразделить на: раздаточные (ноты, книги, фотоальбомы, таблицы и т.п.) и светотехнические средства (видеомагнитофоны, телевизоры, мультимедийные проекторы, компьютеры, световые установки в театрах и концертных залах, обеспечивающие зрительную информацию).

Аудиовизуальные средства (зрительно-слуховые) воздействуют одновременно на два анализатора. К числу аудиовизуальных средств относится звуковое кино, фото-видео презентации со звуком, которые транслируются с помощью специальных устройств.

Кинестетические средства (гр. «кине» - «движение» и «эсте» - «чутье», «ощущение») - ритмические движения, символические жесты, тактильные прикосновения [4, 482]. На занятиях «Классика без границ» данные средства связаны, прежде всего, с инструментами, так как игра на любом инструменте требует определенных движений и прикосновений. Но кроме этого кинестетика характерна и для обучения пению, так как данный процесс связан с работой различных групп мышц и основывается кроме слуховых на индивидуальных мышечных и вибрационных ощущениях поющего человека.

Координата 8 - «Результат деятельности» содержит три «уровневых узла»: социокультурная реабилитация, социокультурная самореализация и социокультурное саморазвитие. Выделение данных уровней обусловлено тем, что социально-культурная деятельность пожилых людей, безусловно, приводит к определенным результатам, а также обладает рядом функций, среди которых коммуникативная, информационно-просветительская, культу-ротворческая, гедонистическая, рекреативная, развивающая. В зависимости от характера социально-культурной деятельности пожилого человека, от его психологического состояния, та или иная функция может занимать ведущее положение, но чаще данные функции комплексируются: на начальном этапе занятий определяющей становится рекреативная функция, так как многие пожилые люди нуждаются именно в восстановлении утраченных способностей, то есть в социально-культурной реабилитации. Под социально-культурной реабилитацией пожилого человека понимается система организационных и методических мер воздействия, применяемых с целью оказания помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности у граждан пожилого возраста средствами культуры, через осуществление социокультурной деятельности, в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями [1; 5].

Планомерные и регулярные занятия с пожилыми людьми способствуют достижению положительных результатов, следующим из которых может выступать социокультурная са-

мореализация - реализация существующего у пожилого человека потенциала, имеющихся у него желаний, знаний, умений и способностей в области социально-культурной деятельности. Важным результатом успешной деятельности на занятиях может стать социокультурное саморазвитие пожилого человека, которое будет выражаться в самостоятельном изучении культуры и искусства, применении полученных знаний, умений в практике, а также построении с помощью социально-культурной деятельности оптимистического жизненного плана на дальнейшую жизнь.

Таким образом, проектирование занятий «Классика без границ» с помощью многомерной дидактической технологии позволило создать логико-смысловую модель, раскрывающую основные составляющие будущего процесса и результата социально-культурной деятельности пожилых людей. Данный проектный продукт можно назвать «моделью-навигатором», играющей роль путеводителя [3, 20]: данная модель, комплексно отражая будущий процесс и результат деятельности, позволяет специалисту, выбирая необходимые виды деятельности, методы и формы работы, виды искусств, дидактические средства, осуществлять навигацию в зависимости от условий занятий, потребностей и возможностей пожилых людей, что будет способствовать воплощению в жизнь главной цели занятий «Классика без границ» с пожилыми людьми - улучшение качества их жизни и продление активного долголетия.

1. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности : учебник [Текст] / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Кра-сильников. - М. : МГУКИ, 2004. - 539 с.

2. Классика [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://slovari.yandex.ru/классика.

3. Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технологиях обучения [Текст] / Н. Н. Манько // Известия Уральского отделения РАО : журн. теорет. и приклад. исследований. - 2009. - № 8. -С.10-30.

4. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

5. Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты [Текст]. - М. : изд-во «Свято-Димитриевское училище сестер милосердия», 2003. - 256 с.

6. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию)[Текст] // Ученые записки / под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. - М. : МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 25-39.

7. Штейнберг, В.Э. Дидактическая многомерная технология: хроника разработки [Текст] / В.Э. Штейнберг // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. №5(36). - С.74-84.

8. Штейнберг, В.Э. Технология сравнительного музыкослушания / В.Э. Штейнберг, Н.Н. Манько // Практическая психология и логопедия. - 2009. - №4(39).- с. 8-21.

9. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник [Текст] / Н.Н.Ярошенко - М. : МГУКИ, 2007. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.