Научная статья на тему 'Проектирование вариативной модели предметно-языкового обучения (clil) в условиях высшего профессионального образования бакалавров направлений «Ландшафтная архитектура» и «Лесное дело»'

Проектирование вариативной модели предметно-языкового обучения (clil) в условиях высшего профессионального образования бакалавров направлений «Ландшафтная архитектура» и «Лесное дело» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOREIGN LANGUAGE / INTEGRATED LEARNING / BILINGUAL ENVIRONMENT / ACTIVITY TECHNOLOGIES / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепталина Е.И.

The article explores the traditions and innovations in the language training of students. It has been established that teaching a foreign language through the subject is the most relevant direction in the formation of professional and linguistic competencies. Based on the methodology of content and language integrated learning, a scientific and methodological basis has been laid for the development of a model for interconnected teaching of subjects in a bilingual environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шепталина Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A VARIABLE MODEL OF CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING (CLIL) IN THE CONDITIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OF BACHELOR 'S DEGREES IN DIRECTIONS OF "LANDSCAPE ARCHITECTURE" AND "FORESTRY"

The article explores the traditions and innovations in the language training of students. It has been established that teaching a foreign language through the subject is the most relevant direction in the formation of professional and linguistic competencies. Based on the methodology of content and language integrated learning, a scientific and methodological basis has been laid for the development of a model for interconnected teaching of subjects in a bilingual environment.

Текст научной работы на тему «Проектирование вариативной модели предметно-языкового обучения (clil) в условиях высшего профессионального образования бакалавров направлений «Ландшафтная архитектура» и «Лесное дело»»

DOI: 10.18522/2070-1403-2020-78-1 -242-250

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37

Е.И. Шепталина

Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова (филиал) Донского государственного аграрного университета г. Новочеркасск, Россия sheptalina66@mail .ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ (CLIL) В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЙ «ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА» И «ЛЕСНОЕ ДЕЛО»

[Elena I. Sheptalina Designing a variable model of content and language integrated learning (CLIL) in the conditions of higher professional education of bachelor 's degrees in directions of "Landscape Architecture" and "Forestry"]

The article explores the traditions and innovations in the language training of students. It has been established that teaching a foreign language through the subject is the most relevant direction in the formation of professional and linguistic competencies. Based on the methodology of content and language integrated learning, a scientific and methodological basis has been laid for the development of a model for interconnected teaching of subjects in a bilingual environment.

Key words: foreign language, integrated learning, bilingual environment, activity technologies, interdisciplinary communications.

Традиционный подход к обучению иностранному языку, когда студенты изучают лишь иноязычные обозначения тех или иных научных явлений и предметов или заученно воспроизводят прочитанные тексты, неизбежно приводит к снижению интереса и желания затрачивать немалые усилия на овладение ино-

странным языком. Поэтому сегодня особенно остро стоит вопрос внедрения в образовательный процесс инновационных подходов к обучению, способных открыть студентам многогранные способы его изучения и применения.

Как показывают исследования, обучение студентов иностранному языку через предмет является самым актуальным направлением в современной методике преподавания иностранных языков. Ученые справедливо считают, что студент начинает получать положительные эмоции от процесса изучения иностранного языка (ИЯ), а также применять его естественно только при условии четкого понимания того, что язык - это ключ к информации, которая может быть доступна лишь на иностранном языке, и владение им на профессиональном уровне даст максимальные и преимущественные возможности участия в разнообразных видах и формах деятельности.

Попытка сближения образовательной среды и профессиональной сферы на базе методики предметно-языкового интегрированного обучения (Content and Language Integrated Learning, CLIL) наблюдается сегодня и в российской системе высшего профессионального образования. Термин CLIL введен Дэвидом Маршем (David Marsh, Finnland) в 1994 г. На раннем этапе исследования этого феномена, такой вид преподавания характеризовал учебные ситуации, когда дисциплины или модули преподавались на иностранном языке с целью одновременного изучения учебного предмета и иностранного языка. В дальнейших исследованиях Д. Марш отводит изучению иностранного языка роль инструмента, необходимого для познания и изучения других предметов.

Большой вклад в изучение данного метода внесли немецкие ученые J. Lеisen, K. Haataja, Rainer E. Wicke, O. Müller и др. [7; 8]. Согласно K. Haataja, Rainer E. Wicke роль языка - языка образования, в образовании и для образования - существенно изменилась под влиянием современных социальных и экономических требований, что послужило рычагом широких дискуссий в научно-педагогическом сообществе. В центре внимания оказался и термин CLIL, который ученые определяют как обучение, сфокусированное на интеграции содержания предмета и языка, посредством которой достигаются эффективность и дополнительные преимущества в обучении, создаются явно выраженные перспективы применения интерактивных форм учебной деятельности. Сущность и альтернативные формы предметно-языкового интегрированного обучения подробно раскрыты в работах Й. Лайзена (J. Lеisen) [6]. Немец-

ким ученым впервые введен термин "Sprachbad" («языковой душ»), который наилучшим образом характеризует условия, в которых протекает процесс предметно-языкового интегрированного обучения. С точки зрения исследователя, научная новизна и практическая значимость данного метода заключается в новом подходе к обучению с позиций тесного взаимодействия принципов профессиональной, коммуникативной и лингводидактик. Поэтому важно отметить, что наряду с языковой компетентностью преподавателя ключевую роль в организации и проведении CLIL уроков исследователи отводят предметным знаниям и опыту преподавания спецдисциплин.

Анализ зарубежных публикаций подводит к выводу, что CLIL - это не изолированная форма обучения иностранному языку как дисциплине, а модель би-лингвального взаимосвязанного обучения специальным предметам и иностранному языку с акцентом на то, что имеет отношение к будущей профессии.

Однако, авторитетные исследования убеждают нас и в том, что предметно-языковое интегрированное обучение настолько эффективно, насколько оно ведет к профессиональному пониманию [8]. Поэтому при использовании CLIL модели в высшем профессиональном образовании необходимо учитывать степень валидности данного метода по отношению к ожидаемому результату - компетентному пользованию иностранным языком в контексте изучаемого предмета. Как показывает опыт, «отягощающими» факторами недостаточной эффективности внедрения предметно-языкового интегрированного обучения могут быть:

1. отсутствие у преподавателей иностранного языка предметных знаний и соответствующей квалификации, а у предметников - знаний иностранного языка;

2. низкий и неоднородный уровень владения иностранным языком студентами, что приведет к неизбежному снижению и качества знаний по предмету, и интереса к самому иностранному языку;

3. отсутствие методической и учебной базы, обеспечивающей качество проведения занятий по предметам на иностранном языке.

Исходя из сложившихся противоречий, что применение инновационной модели предметно-языкового (CLIL) обучения в настоящих условиях может вызывать проблемы не только в изучении определенных тем и модулей как предмета, но и самого иностранного языка, необходимо найти вариативную

форму предъявления и организации учебного материала на занятии по ИЯ, которая повысит и предметную, и профессиональную грамотность студентов за счет развития лингвистических компетенций. В решении этой проблемы мы обратились к опыту немецкой системы образования. Установлено, что широко практикуемое в Германии и других странах Европы CLIL обучение имеет различные формы и в зависимости от специфической языковой ситуации и целеполагания классифицируется на контентное обучения на иностранном языке (Der sprachsensible CLIL-Unterricht, deutschsprachiger Fachunterricht (DFU), Bilingualer Sachfachunterricht), на изучение иноязычного контента (fächerübergreifender Deutschunterricht (FüDaF) и смешанное обучение (das integrierte Fach- und Sprachlernen).

Анализ актуальных исследований позволил заложить научную и методическую базу для проектирования вариативной модели обучения иностранному языку и спецпредмету в условиях высшего профессионального образования бакалавров направлений «Лесное дело» и «Ландшафтная архитектура». С нашей точки зрения, наиболее близкой к CLIL обучению формой организации учебного процесса по ИЯ, способной научить студентов компетентно -му пользованию иностранным языком в контексте изучаемого предмета и/или специальности, является междисциплинарное обучение. Российские исследователи справедливо отмечают, что междисциплинарно интегратив-ный подход позволяет одновременно углубить языковые знания и освоить концепции, созданные в разных научных областях [1; 3]. Это придает не только дисциплине «Иностранный язык» новое содержание, но и позволяет поддерживать избранное направление образования и профессиональную ориентацию студентов [4, с. 192].

Таким образом, при разработке вариативной модели CLIL обучения в концепции междисциплинарного обучения мы руководствовались решением нижеследующих задач:

1. уточнение понятия предметно-языкового интегрированного обучения в реальных учебно-образовательных условиях высшего профессионального образования. Систематизировав актуальные дефиниции и толкования феномена CLIL обучения, мы связываем предметно-языковое интегрированное обучение с понятием междисциплинарного обучения, опирающегося на систему целевых установок в языковой, профессио-

нальной и межкультурной сферах. Иностранный язык - это не только среда обучения, но и средство, организующее междисциплинарные знания и опыт, накопленные в разных научных областях;

2. формулировки базовых принципов и подходов к языковой подготовке студентов. Устойчивость обучения студентов предметным знаниям и умениям из других дисциплин средствами иностранного языка зависит от реализации следующих дидактических принципов:

• целесообразное сочетание контента иноязычной подготовки и параллельно изучаемых общеобразовательных дисциплин,

• последовательная взаимосвязь изучения языкового материала и понятийного аппарата интегрируемой дисциплины,

• комплексное решение моделируемых лингвистических и предметно-познавательных задач,

• деятельностный характер обучения ИЯ, основанного на одинаковых или близких с интегрируемой дисциплиной методах обучения,

• мотивации успеха и интереса студентов к анализу учебного материала с междисциплинарных позиций;

3. актуализация наиболее продуктивных форм работы обучающихся в урочное и внеурочное время. В вопросах оптимизации форм работы студентов в урочное и внеурочное время мы опираемся на научные прогнозы и перспективы дидактического и педагогического потенциала СЬГЬ обучения, которые показывают, что преодоление границ традиционного занятия по ИЯ требует от преподавателя четкого диапазона продуктивных и рецептивных форм организации учебного занятия. Например, при интегрированном обучении гуманитарным дисциплинам наиболее эффективными считаются ролевые игры, по сравнению с другими формами групповых работ: презентация или ответно-вопросные формы. Кроме того, по оценкам экспертов ролевые игры оцениваются как наиболее перспективные с точки зрения изучаемого предмета. По данным Швейцарского исследования СЬГЬ-методики студенты рассматривают изучение языка на биологии как «некую «маску», которая дает им возможность глубже изучать деликатные и противоречивые темы, не боясь «потерять собственное лицо» [5];

4. разработки критериев по оцениванию прогнозируемых результатов. Частью любого учебного процесса является выбор оценочных инструментов по отношению к прогнозируемым результатам (компетенций). Наиболее актуальными признаны проектные методики, позволяющие отразить результаты приобретенных студентами межпредметных навыков, умений и опыта деятельности, например, ментальные карты, мозговой штурм, графические изображения, коллаж, ролевые игры. Кроме того, проведение текущего и промежуточного контроля в рамках одного модуля позволяет выявить наличие «пробелов» в изучении материала и устранить их.

В результате проведенного нами исследования установлены предметно-языковые и компетентностные связи между параллельно изучаемыми дисциплинами «ИЯ» и «Ботаника с основами физиологии». А именно, выделен перечень разделов и тем занятий важных для взаимосвязанного изучения языкового материала и понятийного аппарата интегрируемых дисциплин, отобран комплекс единых методик, необходимый для усвоения предметного и языкового материала, актуализированы ожидаемые результаты обучения и критерии их оценивания. Тем самым был разработан междисциплинарный проект учебного модуля «Морфологическое и анатомическое строение древесных и недревесных пород», цель которого научить студентов компетентному владению предметными и языковыми знаниями в условиях билингвальной среды. Учебный модуль включает 12 занятий и предусматривает системную подачу лексико-граммати-ческого материала с четко выраженной структурой: отобранной языковой, речевой и межкультурной тематикой в контексте изучения специальных разделов «Морфологическое и анатомическое строение дерева», «Анатомическое строение стебля», «Структура листа». Работа над содержанием модуля осуществлялась с опорой на деятельностные и проектные методики, сокращающие разрыв между получаемыми знаниями и практической деятельностью.

Изучение темы «Морфологическое и биологическое описание растений» происходило с использованием методов ментальных карт и мозгового штурма. Изучение темы экологической приуроченности растений к определенным местообитаниям (условиям освещения, увлажнения, почвам) сопровождалось представлением графических изображений и коллажа. Сбор экспонатов растений и сведений об их биологических особенностях наиболее продуктивно осуществлялся с помощью проектной деятельности, включающей экскур-

сионное занятие в парковую зону, подготовку гербария и обсуждение результатов выполненной работы за круглым столом (участие в ролевой игре). Занятие по ИЯ в рамках разработанного междисциплинарного модуля происходило в параллели или совместно с изучением аналогичных тем предмета «Ботаника с основами физиологии», что предоставляло обучающимся преимущественные возможности более осознанного усвоения содержания языковой подготовки во взаимосвязи с другой дисциплиной [2].

Экспериментальное обучение на базе разработанной вариативной CLIL модели по взаимосвязанному освоению языкового материала и специальной дисциплины позволяет констатировать компетентное пользование иностранным языком у тех студентов, чья иноязычная подготовка выстраивалась в соответствии с общими принципами и методами интегрируемой дисциплины. Деятельностный характер обучения позволил не только пробудить интерес и мотивацию успеха, но научить студентов анализу учебного материала с междисциплинарных позиций.

Таким образом, интегрированное занятие по ИЯ и «Ботанике с основами физиологии» показало преимущественные возможности взаимосвязанного изучения предметов в условиях билингвальной среды, о чем свидетельствуют приобретенные междисциплинарные навыки и умения обучающихся. По окончании модуля студенты научились применять базовые знания и понятия о морфологических и анатомических особенностях растений при поиске, чтении и переводе специальной литературы; выражать коммуникативные намерения с целью решения задач профессионального и межкультурного взаимодействия; описывать лесные и урбо-экосистемы на иностранном языке; интегрировать накопленный опыт в разные формы и виды вербальной и невербальной деятельности; участвовать в разработке проектов и их презентации. Апробирование вариативной модели взаимосвязанного обучения специальным предметам и иностранному языку в условиях билингвальной среды обосновало необходимость интегративного подхода к обучению, который сделает процесс иноязычной подготовки максимально приближенным к будущей профессиональной деятельности обучаемого. Умение студентов использовать иностранный язык в качестве инструмента познания открывает широкий доступ к имеющейся на разных языках информационной базе данных и стимулирует когнитивный потенциал обучающихся.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Маматов А.В., Ситникова М.И., Тарасова С.И., Коновалов Д.В. Междисциплинарная подготовка в вузе по направлению "Нанобиотехноло-гия" // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2011. № 2.

2. Матвиенко Е.Ю. Ботаника: Анатомия и морфология. Новочеркасск, 2011.

3. Николаева М.А. Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих специалистов по рекламе. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014.

4. Шепталина Е. Профессионально языковая подготовка бакалавров в условиях междисциплинарно интегративного обучения // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 3.

5. Dalton-Puffer Ch. CLIL in der Praxis: Was sagt die Forschung? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:. http://www.goethe.de (20.11.19).

6. Lеisen J. Sprachsensibel CLIL unterrichten heisst von den Fremdsprachen lernen. [Электронный ресурс]. Режим доступа:. http://www.goethe.de (20.11.19).

7. Wicke R., Haataja K. Integriertes Lernen von (Fremd-)Sprachen und (Sach-) Fachinhalten - Terminologie, Variation, Perspektiven // Sprache und Fach ISBN 978-2-19-061751-7 Hueber Verlag, 2015. (20.11.19).

8. Wicke R., Müller O. Fächerübergreifender DaF-Unterricht als seine Variante von CLIL. [Электронный ресурс]. Режим доступа:. http://www.goethe.de (20.11.19).

R E F E R E N C E S

1. Mamatov A.V., Sitnikova M.I., Tarasova S.I., Konovalov D.V. Interdisciplinary training at the university in the direction of "Nanobiotechnology" // Scientific reports of the Belgorod State University. 2011. No. 2.

2. Matvienko E.Yu. Botany: Anatomy and morphology. Novocherkassk, 2011.

3. Nikolaeva M.A. An integrative approach to the training of future advertising specialists. Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2014.

4. Sheptalina E. Professionally language preparation of bachelors in the context of interdisciplinary integrative learning // Humanities and social sciences. 2019.No 3.

5. Dalton-Puffer Ch. CLIL in der Praxis: Was sagt die Forschung? [Электронный ресурс]. http://www.goethe.de (20.11.19).

6. Lеisen J. Sprachsensibel CLIL unterrichten heisst von den Fremdsprachen lernen.[Электронный ресурс]. http://www.goethe.de (20.11.19).

7. Wicke R., Haataja K. Integriertes Lernen von (Fremd-)Sprachen und (Sach-) Fachinhalten - Terminologie, Variation, Perspektiven // Sprache und Fach ISBN 978-2-19-061751-7 Hueber Verlag, 2015. (20.11.19).

8. Wicke R., Müller O. Fächerübergreifender DaF-Unterricht als seine Variante von CLIL. [Электронный ресурс]. http://www.goethe.de (20.11.19).

_10 декабря 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.