Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА ПЛАТФОРМЕ CORE'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА ПЛАТФОРМЕ CORE Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ / ЦИФРОВОЙ УРОК / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Ольга Юрьевна, Худякова Анна Владимировна

Обсуждается актуальность использования интерактивных технологий при проектировании сценария цифрового урока. Рассматриваются подходы к формированию финансовой грамотности обучающихся начальной школы. Представлена технологическая карта системы интерактивных уроков «Финансовая грамотность в начальной школе», включающая в себя 4 урока для развития финансовой грамотности с использованием интерактивных заданий на платформе Core: «Что такое деньги?», «Как заработать деньги?», «Финансовые мошенники», «Семейный бюджет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Ольга Юрьевна, Худякова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING FINANCIAL LITERACY LESSONS USING INTERACTIVE TASKS ON THE CORE PLATFORM

The article discusses the relevance of using interactive technologies in designing digital lessons. Approaches to the development of financial literacy of primary school students are considered. The system of interactive lessons “Financial literacy in elementary school” is presented, which includes 4 lessons for the development of financial literacy using interactive tasks on the Core platform: “What is money?”, “How to make money?”, “Financial fraudsters”, “Family budget”.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА ПЛАТФОРМЕ CORE»

УДК 373.61; 371.39:004

DOI: 10.24412/2222-7520-2022-1 -18-24

Данилова Ольга Юрьевна

магистрант кафедры физики и технологии e-mail: 62680@pspu.ru

Худякова Анна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и технологии

e-mail: ahudyakova@pspu.ru

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА ПЛАТФОРМЕ CORE

Olga Yu. Danilova

Master's Degree Student of the Physics and Technology Department

e-mail: 62680@pspu.ru

Anna V. Hudyakova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Physics and

Technology Department e-mail: ahudyakova@pspu.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education 'Perm State Humanitarian Pedagogical University' 614990, Russia, Perm, 24, Sibirskaya Str.

DESIGNING FINANCIAL LITERACY LESSONS USING INTERACTIVE

TASKS ON THE CORE PLATFORM

Аннотация: обсуждается актуальность использования интерактивных технологий при проектировании сценария цифрового урока. Рассматриваются подходы к формированию финансовой грамотности обучающихся начальной школы. Представлена технологическая карта системы интерактивных уроков «Финансовая грамотность в начальной школе», включающая в себя 4 урока для развития финансовой грамотности с использованием интерактивных заданий на платформе Core: «Что такое деньги?», «Как заработать деньги?», «Финансовые мошенники», «Семейный бюджет».

© Данилова О.Ю., Худякова А.В., 2022

Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивные задания, цифровой урок, финансовая грамотность.

Abstract: the article discusses the relevance of using interactive technologies in designing digital lessons. Approaches to the development of financial literacy of primary school students are considered. The system of interactive lessons "Financial literacy in elementary school" is presented, which includes 4 lessons for the development of financial literacy using interactive tasks on the Core platform: "What is money?", "How to make money?", "Financial fraudsters", "Family budget".

Key words: interactive technologies, interactive tasks, digital lesson, financial literacy.

Требования ФГОС акцентируют внимание на формирование не только предметных результатов, но и функциональной грамотности, одной из составляющих которой является финансовая грамотность. В соответствии с обновленными ФГОС НОО и ФГОС ООО, с 1 сентября 2022 г. обучение финансовой грамотности должно быть включено в предметы математика и окружающий мир в начальной школе; математика, информатика, обществознание, география в основной школе.

Поскольку интерактивные технологии являются дидактической основой работы в цифровой образовательной среде, проектирование интерактивных цифровых образовательных ресурсов для развития финансовой грамотности обучающихся является актуальным.

Интерактивные технологии позволяют формировать знания, умения и навыки путем вовлечения обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность. Задачей учителя при использовании интерактивных технологий является фасилитация (поддержка) - направление и помощь в процессе обмена информацией. Проектирование цифровых образовательных ресурсов с использованием интерактивной обратной связи повышает качество образования.

Интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и обучающегося. Основными дидактическими принципами интерактивного обучения являются:

- принцип проблемности: представление учебного материала в виде проблемных ситуаций и вовлечение обучающихся в совместный анализ и поиск их решений;

- принцип игровой деятельности;

- принцип диалогового общения;

- принцип совместной коллективной деятельности.

В настоящее время разработано достаточное количество цифровых инструментов и сервисов для создания интерактивных заданий. Самый известный - конструктор интерактивных заданий LearningApps. В арсенале сервиса не только классические опросы, но и много других полезных

инструментов: заполнить текст с пропусками, решить кроссворд, выстроить хронологическую цепочку, найти место на карте, собрать пазл. Платформа по созданию онлайн-тестов Online Test Pad позволяет бесплатно конструировать тесты, опросы, кроссворды, интерактивные задания и диалоговые тренажеры. Wooclap - сервис для сбора обратной связи и проведения анализа. Здесь можно создавать открытые вопросы, выставление рейтинга и облако слов.

С 2022 г. Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) проводит собственное тестирование функциональной грамотности по модели PISA. При разработке заданий, ориентированных на развитие финансовой грамотности, применяется трехмерная модель оценки, используемая в исследовании PISA. Тремя ее составляющими являются: содержание (тематическое); познавательные процессы (умения и навыки); контексты (жизненные ситуации) [2].

Содержание представляет собой широкий спектр личностно значимых финансовых тем, сгруппированных в четыре тематические области: деньги и денежные операции; планирование и управление финансами; риски и вознаграждения; финансовая среда (отдельные вопросы из области финансов).

Первая из этих областей - «Деньги и денежные операции». Она охватывает повседневные покупки товаров, платежи, расходы, банковские карты, валюты. Вторая область «Планирование и управление финансами» включает в себя задания, касающиеся семейного бюджета, планируемых расходов и различных видов доходов (например, пособий, заработной платы и др.). Содержательная область «Риски и вознаграждения» ориентирует на управление финансами с учетом двух видов рисков: первый представляет собой финансовые потери, вызванные непредвиденными обстоятельствами (например, катастрофическим бедствием), второй - риск, присущий финансовым продуктам (например, кредитным соглашениям с переменной процентной ставкой или инвестиционным продуктам). Содержательная область «Финансовая среда (Отдельные вопросы из области финансов)» включает знание (понимание) правового статуса (прав и обязанностей) потребителей финансовых продуктов, вопросов правового регулирования отношений на финансовом рынке, последствий изменения экономических условий и государственной политики. Например, последствий изменения процентных ставок, инфляции, налогообложения, введения или отмены тех или иных социальных пособий.

Процессы финансовой грамотности описывают познавательную деятельность, стратегии и подходы при работе с финансами: выявление финансовой информации; анализ информации в финансовом контексте; оценка финансовых проблем; применение финансовых знаний.

Контексты представляют собой группы ситуаций, к которым обращаются задания из области финансовой грамотности. При работе с обучающимися младшей школы ведущими являются семейный и личностный контексты.

Семейный контекст включает финансовые проблемы и вопросы, относящиеся к расходам, связанным с ведением хозяйства. Задания в этом контексте могут касаться покупки предметов домашнего обихода, продуктов,

учета расходов, планирования совместных мероприятий, решений о составлении бюджета и приоритетности расходов.

Личностный контекст включает вопросы, связанные с потребительскими товарами и розничной торговлей, отдыхом и развлекательными мероприятиями, страхованием (жизни, здоровья, предметов собственности) и другими ситуациями, в которых товары или услуги покупаются для личного пользования. Решения, которые вписываются в этот контекст, включают, к примеру, выбор таких продуктов и услуг, как одежда, туалетные принадлежности, электронное или спортивное оборудование, сезонные билеты, абонементы в спортзал, а также открытие банковского счета и получение кредита.

Проведенное в рамках исследования тестирование обучающихся 4 класса по методике О.Н. Новиковой [1] позволило сделать вывод о том, что уровень сформированности финансовой грамотности у школьников невысок и зоны роста по многим темам очень существенны. Общая финансовая грамотность учеников 4 класса составила 44 %. Наибольшие знания ученики показали по теме «Семейный бюджет» - 75 %, также хорошие результаты получены при выполнении задания «Дать определение термину деньги» и «Дать определение термину товар» - по 60 % (рис. 1).

Рис. 1. Уровень финансовой грамотности школьников 4 класса

Наименьший результат получен учениками при выполнении заданий «Оценить действия субъектов с точки зрения финансово-экономической рациональности» и «Определять выгоду, используя условный пример» - по 10 %, что свидетельствует о низком уровне проработки данной темы на уроке, а также недостаточно развитом умении учеников делать логические умозаключения и устанавливать причинно-следственные связи.

Обучающимся сложно решать практико-ориентированные задачи, а специальных учебников по финансовой грамотности в школах нет, уроки ведутся в рамках внеурочной деятельности.

Одновременно с этим, отметим, что изучение финансовой грамотности -важное направление, финансовая грамотность неотъемлемая часть общей функциональной грамотности. Поэтому разработка дополнительных интерактивных материалов является актуальной.

Анализ цифровых образовательных ресурсов для уроков финансовой грамотности показал, что рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» на цифровой платформе «Мои финансы» размещена система учебных курсов, впервые разработанная в России. Вместе с тем остается актуальной разработка цифрового контента для формирования финансовой грамотности обучающихся начальной школы.

Разработанная система интерактивных уроков «Финансовая грамотность в начальной школе» включает в себя 4 урока для развития финансовой грамотности с использованием интерактивных заданий на платформе Core: «Что такое деньги?», «Как заработать деньги?», «Финансовые мошенники», «Семейный бюджет».

Платформа СогеАрр - современная и удобная платформа для размещения обучающего курса. Она выбрана нами по ряду причин:

- интуитивно понятный пользовательский интерфейс на русском языке;

- возможность интеграции со сторонними сервисами;

- наличие необходимых цифровых инструментов;

- наличие разных форматов тестирования и саморефлексии;

- сильная аналитика, позволяющая анализировать результаты обучающихся и на основании этого улучшать курс;

- постоянное методическое сопровождение организаторов и своевременное постоянное обновление технических приемов.

Ниже представлена технологическая карта системы интерактивных уроков.

Предметная область: внеурочная деятельность по научно -познавательному направлению, уроки могут также быть интегрированы в другие учебные предметы (математика, окружающий мир, технология, литература).

Цель уроков: развить финансовую грамотность у обучающихся начальной школы.

Задачи уроков: научить новым понятиям, объяснить, что такое деньги, откуда они взялись, и какие они бывают, сформировать представление об источниках доходов семьи, сформировать навыки практического использования знаний о финансовых мошенничествах, сформировать знания об источниках формирования семейного бюджета, научить структуре расходов семейного бюджета.

Продолжительность уроков: каждый урок по 30 минут.

В результате прохождения уроков обучающиеся будут:

- знать, что такое деньги; причины появления денег; разницу между монетами и бумажными деньгами;

- знать, почему изготовление фальшивых денег является преступлением;

- уметь сравнивать различные виды денег;

- уметь считать деньги (монеты и купюры);

- правильно считать сдачу;

- приводить примеры и сравнивать источники доходов семьи, сравнивать виды расходов семьи;

- различать планируемые и непредвиденные расходы;

- считать доходы и расходы семьи;

- соотносить доходы и расходы семьи;

- составлять бюджет семьи на простых примерах (базовый уровень);

- объяснять, для чего нужны деньги (повышенный уровень);

- использовать различные способы поиска, сбора и представления информации об истории возникновения денег и их назначении в современной жизни людей;

- использовать логические действия сравнения различных видов денег;

- понимать, что деньги - средство обмена, а не благо;

- нести ответственность за расходование средств.

Ц^-ссылки на уроки:

Урок 1. https://coreapp.ai/app/preview/lesson/6376366af003c70b800defl3

Урок 2. https://coreapp.ai/app/preview/lesson/63763665d131ea84ba0fca02

Урок 3. https://coreapp.ai/app/preview/lesson/6376365f2d0d5486c70a27a2

Урок 4. https://coreapp.ai/app/preview/lesson/63763656bb1d31024103dd22

В соответствии со структурой цифрового урока [3], каждый разработанный урок по финансовой грамотности состоит из 4 блоков: целевого, содержательного, коммуникативного и рефлексивного, что обеспечивает его качество.

В основе целевого блока - обсуждение и формулировка проблемного вопроса, при этом цели и задачи не даются учащимся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми (выделяются, обсуждаются, моделируются).

Содержательный блок состоит из презентации (рис. 1), видеоролика (дается ссылка на видеохостинг Youtube) и заданий для самопроверки (тест, задание с открытым вопросом, творческие задания).

Коммуникативный блок дает возможность ученику высказать свое мнение, задать вопрос, получить консультацию педагога. Именно в коммуникативном блоке осуществляется социализация обучающихся, создается эффект присутствия. Поэтому наличие интерактивных заданий и форумов в каждом уроке обязательно.

При прохождении рефлексивного блока подводятся итоги работы и совместное обсуждение, достигнута ли цель и задачи занятия.

Рис. 2. Скриншот содержательного блока урока «Что такое деньги?»

Главной отличительной чертой разработанных уроков является наличие интерактивных заданий на каждом этапе урока. Использование интерактивных заданий в процессе обучения позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Интерактивные технологии помогают установлению эмоциональных контактов между обучающимися, дают возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Таким образом, использование интерактивных заданий на разных этапах цифрового урока позволяет достичь практически тех же планируемых результатов, что и при очном обучении.

Список литературы

1. Курсы внеурочной деятельности, направленные на формирование функциональной грамотности младших школьников: учеб.-метод. пособие / О.П. Дьячкова, К.А. Занина, В.А. Захарова и др.; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. -Пермь, 2021.

2. Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы [Электронный ресурс] // Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности. Финансовая грамотность / Ин-т стратегии развития образования Рос. академии образования. - М., 2019. - URL: https: //mon.tatarstan. ru/rus/file/pub/pub_2941958.pdf

3. Худякова А.В. Стандарт качества цифрового урока // Педагогическое образование: новые вызовы и цели: VII Междунар. форум по педагогическому образованию: сб. науч. тр. (г. Казань, 26-28 мая 2021 г.) / Казан. (Приволж.) федерал. ун-т. - Казань, 2021. - С. 272-277. - EDN GLJIQI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.