Научная статья на тему 'Проектирование трикотажных изделий комбинированием стандартных элементов (модулей)'

Проектирование трикотажных изделий комбинированием стандартных элементов (модулей) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМБИНАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ / ТРИКОТАЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / МОДУЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТРИКОТАЖНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Рузайкина Галина Петровна

Desiqninq of knitted products by a combination of standart elements (modules).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Рузайкина Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование трикотажных изделий комбинированием стандартных элементов (модулей)»

Г.П. Рузайкина

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРИКОТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ КОМБИНИРОВАНИЕМ СТАНДАРТНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ (МОДУЛЕЙ)

Desiqninq of knitted products by a combination of standart elements (modules).

На современном этапе развития общества художник по костюму - специалист, аккумулирующий знания в нескольких областях: стилеобразовании, дизайне, маркетинге, конструировании, технологии, психологии и др. Широко распространенные в швейной отрасли расчетно-графические методы построения конструкций одежды (ЕМКО СЭВ, ЦНИИШП, ЦОТШЛ и др.) решают задачи создания уже известных форм одежды, выпускаемой серийно промышленными методами, и в большинстве неприменимы для поиска новых формообразующих решений. Эвристические методы дизайна одежды - это методы продуктивного творческого мышления, призванные существенно помочь в преодолении психологических барьеров, инерции и стереотипов мышления при разработке новых идей, изделий.

Областью эвристических поисков являются комбинаторные методы формообразования. К ним относятся: комбинаторика, трансформация, кинетизм и модульное проектирование.

Комбинаторика - это приемы нахождения различных комбинаций из данных элементов в определенном порядке путем перестановок, сочетаний, группировок, переворотов, организации ритмов. В дизайне одежды сегодня методы комбинаторики используются на уровне отдельных разработок и технического моделирования. Среди приемов комбинаторики, применяемых в дизайнерском проектировании, можно выделить следующие:

комбинирование типизированных стандартных элементов (модулей) на плоскости при создании текстильных композиций или трикотажных полотен и при создании целостной формы;

комбинирование деталей, пропорциональных членений внутри определенной базовой формы; создание сложной формы путем вставок, врезок в определенную форму; поиск вариантов организации готовых комплектов.

В трикотажном производстве перспективен и экономически выгоден метод комбинаторики унифицированных деталей конструкций или деталей геометрической формы (прямоугольники, квадраты, треугольники), который принято относить к нетрадиционным. Из простых по конфигурации деталей, получаемых на вязальных машинах регулярным или полурегулярным способом, можно составлять серии моделей изделий различного ассортимента в едином стиле путем комбинации одних и тех же элементов.

Вопрос о переходе на модульную систему в проектировании и промышленности был серьезно обозначен в 20-е гг. прошлого столетия как высшая форма деятельности в области стандартизации. Модуль - единица меры. Современный архитектурный модуль равен 10 см, оборудование интерьера строится на модуле 5 и 15 см. Сам модуль может быть законченным изделием или составной частью изделия, в том числе другого функционального назначения. Использование модуля - не новый прием, им издавна пользовались и в архитектуре (храм Василия Блаженного при всем своем разнообразии сложен из 18 видов фигурных кирпичей), и в прикладном искусстве (орнаменты народной вышивки, повторяющие в различной комбинации небольшое количество элементов), при создании одежды (русские рубахи, сарафаны, драпируемая одежда).

Решение задачи построения объемной формы костюма неразрывно связано с задачей поиска гармоничных пропорций единой системы «человек-костюм», особенно при индивидуальном проектировании и потреблении. Гармонизация фигуры посредством костюма позволяет

скорректировать особенности телосложения, подчеркнуть ее достоинства и добиться зрительных иллюзий эстетически совершенных пропорций.

Пропорциональные соотношения в одежде или орнаменте должны быть связаны с измерениями человека и особенностями зрительного восприятия формы. Любое изделие должно быть соразмерно человеку. Отсюда следует, что пропорции и размеры модулей должны быть увязаны с масштабными характеристиками изделия, которые устанавливаются на основе закономерностей антропометрии и эргономики. Вопросы соразмерности линейных величин, площадей, объемов, ритмических движений, тональных отношений в искусстве проектирования одежды могут быть решены двумя способами - делением на равные и на неравные части. В первом случае возникает ощущение покоя, статики, во втором - ощущение динамики, разнообразия. Как следствие, модули могут быть как одинаковыми, так и разными по размеру, который выбирается в зависимости от размерных признаков мужчины, женщины или ребенка, оптимальных размеров готовой одежды и композиционного решения проектируемой модели. Технологически каждый модуль может обрабатываться отдельно подкладкой, утеплителем, мехом изнутри или снаружи. Главная особенность модуля в дизайне одежды - он обрабатывается чисто с лица и изнанки и затем выбирается способ соединения простых модулей в моделях при помощи завязок, крючков, ленты «велькро», кнопок, пуговиц. Если модули разъединить, то можно из накидки типа «пончо» собрать юбку, длинный жилет и т.п.

Все эти виды соединений необходимы в том случае, если применяется метод трансформации - изменения изделия, назначения изделия, ассортимента. Однако модульный способ проектирования допустимо использовать и при проектировании моделей, в которых модульные элементы соединены стационарно, но используется вариантность их соединения в изделия различного ассортимента. Модули сложных конфигураций (в виде цветов, листьев, сложных геометрических фигур), соединенные наглухо при помощи «брид» (элемент вышивки «ришелье»), создают красивейшие ажурные композиции. Модули разной конфигурации могут давать сложные варианты комплектования одежды, наслаиваясь друг на друга.

Проектирование и сборка фрагментов в разнообразные изделия таят в себе огромные как художественные, так и технологические возможности, но, к сожалению, применяются редко.

Цель высшего образования при подготовке специалистов по проектированию одежды -формирование творческой личности, вооруженной системой теоретических знаний и способной применять их к решению сложных практических задач. Развитие воображения студента, нахождение нестандартных путей разрешения проектных задач, преодоление психической инерции, формирование художественного вкуса, познавательного интереса и творческой активности, понимание роли одежды в жизни человека - главные цели преподавателя.

В рамках учебной практики студентами специальности «Технология текстильных изделий» была разработана и изготовлена молодежная коллекция женской одежды из трикотажа в романтическом стиле под названием «Геометрия чувств» (рис. 1).

Коллекция состоит из пяти моделей, в которых представлен разнообразный ассортимент женской одежды - платье, брюки, блузки, объединенные в комплекты. Цветовая гамма коллекции -черный, красный и оранжевый, что, с одной стороны, соответствует последним направлениям моды, а с другой, - позволяет четче показать проектную единицу - модуль и варианты его соединения в единое целое. Главная идея коллекции, - используя простейшие по конфигурации модули одного или разных размеров, учитывая свойства трикотажных полотен и пропорции тела молодых женщин среднего роста второй полнотной группы, создать модели молодежной одежды, соответствующие последним тенденциям моды. Основная геометрическая форма модуля - квадрат, прямоугольный треугольник и прямоугольник, выполненные регулярным способом на вязальных машинах пятого класса, переплетениями «кулирная гладь» и «неполная кулирная гладь».

Рис. 1. Коллекция «Геометрия чувств».

На этапе подбора размеров и конфигурации модулей на лекала деталей (построенных по методике ЦОТШЛ) проектируемой на типовую фигуру модели накладывался трафарет модуля, -например, квадрат со стороной 46 см. Начальный размер модуля выбирался исходя из среднего полуобхвата груди демонстраторов одежды - СгШ= 42 - 48 см.

На лекала совмещенных передней и задней частей брюк (на рис. 2 заштрихованы) модели в накладывались и проигрывались варианты расположения модулей, которые обеспечивали бы наиболее оптимальный вариант проектируемой формы брюк. В рассматриваемом случае в окончательном варианте после соединения модулей по сторонам 1-4, 4-3, 3-7, 7-6, квадрат В складывается по диагонали 4-7, треугольник Д - по высоте гипотенузы, и далее соединялись стороны 2-3 с 4-3', 3-5 с 3'-7, 4-6 с 7-6'.

Деталь А - общая для левой и правой половин брюк, причем нижняя часть квадрата выполняет роль кокетки, а верхняя может выполнять функцию нагрудника или отлетной кокетки (по желанию потребителя). Для фиксации изделия на фигуре используются упругие свойства трикотажа, дополнительно по диагонали 1-9 переднего и заднего квадратов продергивается шнур, отвязанный на том же оборудовании, что и основное изделие.

На следующем этапе рассматривались и изучались свойства кулирной глади - растяжимость, прочность, упругость, закручиваемость и возможность использования ее положительных качеств.

Рис. 2. Пример подбора способа наложения модулей квадратной формы на лекала брюк, построенных по методике ЦОТШЛ.

Гладью называется одинарное кулирное переплетение, образованное из открытых петель, протянутых одна через другую в одном и том же порядке. Растяжимость кулирной глади большая как по длине, так и по ширине. При растяжении по длине гладь сужается по ширине, при растяжении по ширине - сокращается по длине. Если гладь растягивать одновременно и по длине, и по ширине, то она будет увеличиваться как по ширине, так и по длине, но в меньшей степени, чем при растяжении в одном направлении. Экспериментально студентами установлено, что опытный образец при растяжении по ширине на 30%, по длине уменьшался в среднем на 16%. Используя растяжимость трикотажных полотен, можно создавать изделия не ограниченные одним размером, при этом плотно облегающие фигуру, но не деформирущие мягкие ткани тела человека.

Упругость трикотажа, т.е. его способность быстро восстанавливать свою форму и размеры после деформаций растяжения и смятия, обусловливает формоустойчивость изделий в процессе эксплуатации. На упруго-пластические свойства трикотажных полотен влияет не только вид переплетения, но и волокнистый состав пряжи, вид отделки. Так, трикотажные полотна из шерстяных волокон характеризуются значительным упругим удлинением, что дает возможность этим полотнам восстанавливать свою первоначальную форму после растяжения. Данный факт также обусловил выбор пряжи для разрабатываемой коллекции.

Прочность, или сопротивление разрывающим усилиям трикотажа, зависит от прочности нитей и плотности полотна. С увеличением плотности и повышением прочности нитей прочность трикотажного полотна возрастает. Для выполнения коллекции использовалась крученая полушерстяная и полиакрилонитрильная пряжа 31 х 2 текс в два сложения, что обеспечивало должную прочность при растяжении деталей в процессе эксплуатации изделий.

Закручиваемость глади с краев вызывается упругостью нити (пряжи), изогнутой в петлях и стремящейся выпрямиться. Края квадрата, выполненного кулирной гладью, будут закручиваться по петельному ряду на изнанку, по петельному столбику - на лицевую сторону. Закручиваемость глади с краев увеличивается с увеличением упругости нити, ее толщины и уменьшением длины нити в петле. Выбранная пряжа и плотность вязания обеспечивали небольшую закручиваемость по краям деталей изделий.

На последнем этапе проектирования коллекции корректировались размеры модулей с учетом ранее рассмотренных свойств трикотажного переплетения «кулирная гладь» и используемого сырья, размеров деталей, определяемых антропометрическими характеристиками человеческого тела и формой проектируемых моделей коллекции. Затем вывязывались модули и соединялись либо стационарно на швейном оборудовании, либо при помощи крестообразной шнуровки тесьмой или вывязанным руликом, оформлялись аксессуары.

После тщательного подбора был выбран размер малого модуля в форме квадрата 24 х 24 см, большого квадрата 48 х 48 см, прямоугольника 24 см - ширина, 48 см - длина. Как видим, малый квадрат укладывается в большем модуле целое количество раз, как и в прямоугольном. Рассмотрим подробнее несколько моделей из предлагаемой коллекции.

На рис. 3 рассмотрено использование модуля при проектировании блузы с капюшоном (модель в) и блузы и юбки (модель а). Деталь А - 2 модуля, квадраты со стороной 48 см — перед и спинка модели в, соединяются по плечевым срезам и боковым до контрольных меток. По линии соединения с притачным поясом Б, в длину которого 3 раза умещается малый квадрат со стороной 24 см, закладываются 4 защипа (х), по 2 с каждой стороны от оси симметрии. Боковая часть капюшона В притачивается по сторонам 1'2-2'3'-'3'4' к задней части капюшона Г с закладыванием защипов для придания капюшону заданного объема. В горловину изделия капюшон втачивается по сторонам 6-1 и 4-5 детали В (по переду), 1'-4' детали Г (по спинке).

На рис. 3 прямоугольник Д, состоящий из одного большого квадрата (до линии 9-10) и двух малых, является лекалом деталей переда и спинки блузона модели а, Е - воротника, Ж - переднего и

заднего полотнищ юбки. Блузон прямого силуэта, с удлиненной линией плеча, приталивание достигается за счет продергивания по линии 9-10 переда и спинки крученого шнура. Юбка прилегающего силуэта, длиной до середины бедра, по верхнему краю, используя разреженную петельную структуру неполной кулирной глади, продернут шнур, который служит для фиксации изделия на талии и декоративным украшением. Переднее и заднее полотнища юбки представляют собой модуль в форме квадрата со стороной 48 см. Декоративным украшением служат и накладные карманы, и детали контрастного цвета.

Рис. 3. Лекала деталей моделей а и в на основе модулей.

В процессе разработки и изготовления коллекции студенты самостоятельно пришли к идеям трансформации частей одежды (юбка длинная модели д укорачивается при помощи шнуровки) и выполнению отдельными частями изделия сразу нескольких функций (нижние срезы капюшона модели б служат бретелями для топа).

Кроме того, при построении коллекции учитывались признаки, организующие ее как единое целое произведение - объединение в первую очередь, образностью и стилевым решением, гармоничной целостностью, общностью использованных материалов, отделочных элементов. Применялись такие средства гармонизации композиции как пропорции, контраст и нюанс, ритм, цвет, симметрия и асимметрия. Коллекция рассчитана на создание индивидуального стиля молодых девушек, на то, чтобы удовлетворить их потребность в стремлении самовыразиться, реализоваться. Кроме того, предлагаемые модели позволяют сократить технологический процесс изготовления, исключая некоторые швейные операции и сокращая влажно-тепловую обработку.

1. Гусева А. А. Технология и оборудование плосковязального и кругловязального производства.- М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.

2. Нешатаев А.А. Художественное проектирование трикотажных полотен: учебник для студентов вузов / А. А. Нешатаев, Г.М. Гусейнов, Г.Г. Саватеева. - М.: Легпромбытиздат, 1987.

3. Композиция костюма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. - М.: Академия, 2003.

4. Рачицкая Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление изделий из трикотажа / Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.