Кочетков Андрей Викторович
Kochetkov Andrey Viktorovich Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Perm national research polytechnical university
Профессор/professor Доктор технических наук E-Mail: [email protected]
Гладков Валерий Юрьевич
Gladrov Valeriy Yurievich ООО «Научно-исследовательский центр технического регулирования» Open Company «Research center of technical regulation»
Инженер/engineer кандидат технических наук E-Mail: [email protected]
Немчинов Дмитрий Михайлович
Nemchinov Dmitrii Michailovich ООО «Научно-исследовательский центр технического регулирования» Open Company «Research center of technical regulation»
Инженер/engineer кандидат технических наук E-Mail: [email protected]
05.23.11 - Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
Проектирование структуры информационного обеспечения системы менеджмента качества дорожного хозяйства
Design of structure of information support of quality management system
of road economy
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы проектирования структуры
информационного обеспечения системы менеджмента качества дорожного хозяйства. Совершенствование системы производственного управления в дорожном хозяйстве должно проводиться на основе управления качеством. Данный метод может быть использован для разработки системы управления качеством в целом и для каждого ее раздела, конкретно для систем автоматизации производственного управления.
The Abstract: In article questions of design of structure of information support of quality management system of road economy are considered. Improvement of system of production management in road economy has to be carried out first of all on the basis of quality management. This method can be used for development of the system of quality management as a whole and for each its section, is concrete for systems of automation of production management.
Ключевые слова: Информационно-телекоммуникационное обеспечение, дорожное хозяйство, системы связи, системы управления, программное обеспечение.
Keywords: Information and telecommunication providing, road economy, communication systems, control systems, software.
Современный уровень компьютеризации захватывает все новые и новые сферы жизнедеятельности дорожного хозяйства. Одним из актуальных направлений является определение основных требований к системам автоматизации производственного управления, ориентированных на совместное скоординированное использование современных средств и методов получения, переработки, хранения и передачи информации. Во многом это объясняется необходимостью обеспечить эффективность затрачиваемых финансовых ресурсов в области информатизации и автоматизации различных предприятий и организаций дорожного хозяйства.
В настоящее время существует следующая структура производственного управления Федерального дорожного агентства Минтранса России: Аппарат Федерального дорожного агентства - Федеральные управления автомобильных дорог, Управления автомагистралей, Дирекции строящихся дорог - подрядные организации. Производственно-технологический контроль осуществляет соответствующее подразделение Росавтодора и ГУ «Росдорконтроль» с его региональными филиалами.
Постановка задач для различных уровней производственного управления Федерального дорожного агентства и, в целом, соответствует Классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и ряду других нормативных документов. Более того, указанные задачи введены в Уставы дорожных предприятий и органов управления автомобильными дорогами [1-3].
С 2002 г. Министерством транспорта Российской Федерации проводится работа по выполнению первого этапа компьютеризации дорожных подрядных организаций, связанного с этим созданием автоматизированных рабочих мест, электронных адресов и других мероприятий. Однако отсутствует эффективное управление технической политикой работ по компьютеризации, автоматизации технологических процессов и производств, созданием системы информационно-телекоммуникационного обеспечения дорожного хозяйства. Остро стоит задача прогнозирования состояния рынка компьютерных технологий, обоснованного и централизованного принятия решений и рекомендации по закупке компьютеров и программного обеспечения, средств автоматизации и связи.
В информационно-телекоммуникационную сеть Росавтодора входят базовая радиостанция Радиосота, видеоконференцсвязь, местная телефонная сеть, сеть общего пользования МГТС, цифровая учрежденческая телефонная станция, централизованное управление сетью станций, Интернет, внутренняя зона. Подобная структура имеется в центрах управления производством автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург.
Актуализация постановки данной задачи обоснована и созданием Системы добровольной сертификации «Дорстройсертификация», которая органично входит в производственное управление дорожным хозяйством на различных уровнях, что определяет необходимость учета стандартов системы менеджмента качества ИСО 9000-2000. Это обусловливает и создание дорожных передвижных лабораторий нового поколения, которые с большей эффективностью могли бы осуществлять оперативный контроль производственной деятельности предприятий-подрядчиков.
Совершенствование системы производственного управления в дорожном хозяйстве должно проводиться прежде всего на основе управления качеством. Данный метод может быть использован для разработки системы управления качеством в целом и для каждого ее раздела, конкретно для систем автоматизации производственного управления. С учетом традиций в создании информационных систем, которые сложились за последние двадцать пять лет, а также сформированных задач автоматизации производственного управления должны быть разработаны требования к созданию единой специализированной среды
программирования для решения задач производственного управления дорожного хозяйства, представляющую собой надстройку над существующими системами управления базами данных (СУБД) и позволяющую: создавать унифицированные и переносимые Приложения, прекратить практику разработки аналогичных программных продуктов (такие структуры уже организованы в ё11-библиотеках), расширить круг задач, решаемых с минимальными затратами на программирование, ускорить разработку, повысить надежность программных продуктов, обеспечить эффективность модернизации Приложений.
Главной составной частью разрабатываемой среды является АБДД «Дорога», разработанная в ФГУП «РосдорНИИ» и его ресурсы, фактически разработана экспертноаналитическая система, построенная на универсальных аналитических блоках и унифицированных программных модулях. Планируется расширение функций АБДД «Дорога» и системы «Монстр» до уровня активного программного ядра, которое позволит посредством обращения к дополнительной системе специализированных обслуживающих программ, выполняющей роль универсального посредника-носителя, создавать новые активные приложения, способные на относительно независимое функционирование. АБДД «Дорога» планируется в качестве активного информационного агента САПР организации производственного управления в области дорожного хозяйства, ее возможности должны обеспечивать требуемые параметры реагирования на происходящие события, скорость передачи данных и обработки информации, сбор, накопление и конвертирование различной информации неоперативного характера.
Планируется определить технические требования к созданию комплексной информационно-операционной системы системы менеджмента качества дорожного хозяйства, способной выполнять ряд задач из области управления автодорогами (подготовка отчетов различной тематики и сложности, получение и анализ информации об объектах дорожного хозяйства организация контроля и учета объектов, информационная подсистема погодного мониторинга, информационная подсистема диспетчирования производственного управления, информационная подсистема транспортных потоков и весового контроля пунктов управления дорожным движением, весового контроля и метеонаблюдения, подсистема видеонаблюдения и др.). Универсальность в данном случае означает, что в своей основе комплексная информационно-операционная система будет иметь в своем составе набор унифицированных стандартных модулей, выдающей на выходе информацию соответствующей форме единой среды управления и не конфликтующей с шаблонами документооборота.
Основные возможности: организация навигации по связанным Приложениям и Базам данных, комплексная обработка информации, в том числе и с помощью запросов, импорт-экспорт информации, обеспечение информационного стандарта в виде постреляционной модели данных, организация данных по древовидному принципу, организация подчинения и связи баз данных, задание алгоритмов обработки состояний и событий, алгоритмов динамической модификации данных в зависимости от текущего содержания и состояния баз данных.
Как типовые элементы в состав систем автоматизации производственного управления должны войти центры управления производством и автоматизированные рабочие места (диспетчера производственной службы, оперативного дежурного Росавтодора и других уровней производственно-аварийного управления), сеть подвижной профессиональной радиосвязи, подсистема отслеживания координат спец и автотранспорта (подсистема контроля КДМ), сеть дорожных метеорологических станций и система метеорологического обеспечения службы содержания дорог, пункты автоматизированного контроля интенсивности и состава движения, посты стационарного видеонаблюдения, система
контроля состояния мостовых сооружений, система управления транспортными потоками, технологические комплексы (АБЗ, установки производства катионных эмульсий и др.), производственные службы (например, ремонтно-технологические службы, системы жизнеобеспечения внекласных мостов), передвижные монтажные комплексы (например, изготовления гнутых элементов остановок), пункты технологической подготовки производства (автоматизированные системы управления установками для обеспыливания щебня, чернения, солехранилища, пункты подготовки песчано-солевых смесей, автоматизированное складское хозяйство), система автоматизации поста весового контроля, локальные сети (например, лаборатории дорожных работ и дорожных материалов). Кроме этого в состав входят различные программно-аппаратные блоки и системы, средства связи, получения, обработки и передачи информации, сервер базы данных.
Элементы структуры классифицируются на стационарные (АБЗ), передвижные (производственно-технологические отряды по шероховатой поверхностной обработке, разметке), мобильно-стационарные (передвижная установка для производства эмульсий).
Исходя из объединяющей идеи, в качестве которой выбрана система управления качеством, определяются основные параметры и характеристики систем автоматизации различных уровней производственного управления в дорожном хозяйстве.
В качестве основных средств автоматизации выбирается компьютерные системы, лицензионные и бесплатные программные продукты - операционные системы, программы, автоматизированные рабочие места, компьютерные компоненты (принтеры, сканеры, носители информации, средства связи (модемы, Интернет-технологии, системы видеоконференций), микропроцессорные системы (микроконтроллеры, средства защиты информации), средства контроля, измерения и управления (первичные и вторичные измерительные преобразователи, АЦП, коммутаторы, микроконтроллеры и др.), навигационные комплексы, передвижные и стационарные дорожные лаборатории, средства построения локальных информационных систем и др. В частности, для обеспечения сохранности дорогостоящих дорожных материалов необходима разработка отраслевых стандартов на автоматизированную систему контроля заправки-разгрузки битумовозов, транспортных средств для нефтепродуктов, создание стандартов на компьютерные протоколы обмена процессов заправки-разгрузки. Фактически системы автоматизации будут представлять собой эффективные инструменты системы качества производственного управления в дорожном хозяйстве.
В соответствии с проблемами, целями и задачами, решаемыми на различных уровнях производственного управления Росавтодора и построением ее системы управления качеством определяются требуемые параметры информационных потоков для конкретного уровня производственного управления, определяются основные ограничения с правовой стороны (отраслевые инструкции, законы и распоряжения).
Рассматриваются основные модели участия РОСАВТОДОРа на рынке компьютерных и информационных технологий (например, опережающее финансирование, финансирование «в догонку», разумное сочетание требований и уровня финансирования с учетом перспективы развития и др.). Будут систематизированы сведения и учтены положения законов об интеллектуальной собственности, оценена возможность финансирования выбранного уровня автоматизации со стороны федерального бюджета. Переход на качественно новый уровень разработки информационных подсистем применительно к управлению и системам менеджмента качества дорожного хозяйства требует использования новых системообразующих принципов для их совершенствования и развития. В настоящее время разработана концепция проектирования структуры информационного обеспечения системы
менеджмента качества дорожного хозяйства на основе использования новых информационных технологий.
Для решения широкого круга информационных задач управления дорожным хозяйством в системе менеджмента качества ставятся задачи:
обеспечение руководства статистической, аналитической информацией и прогнозирования работы дорожных служб;
автоматизированная система управления движением;
сбор, хранения и обработка информации о состоянии дорог и хода их ремонта.
Связь с соответствующими системами администрации, ГИБДД, МЧС.
Сбор сведений о лабораторном и метрологическом обеспечении менеджмента качества.
Подсистема формирования нормативно-методического обеспечения,
формирование и предоставление информации для потребителей.
Разрабатываемая система должна быть одним из составных элементов построения единой информационной среды управления дорожным хозяйством. Она должна удовлетворять следующим требованиям:
• интегрировать уже имеющиеся прикладные программы и базы данных в единую информационную среду;
• система должна быть открытой, легко расширяемой как по составу АРМ-ов, так и по числу рабочих мест;
• система должна включать в себя интерфейс пользователя, включающий в себя электронные карты и возможность работы с видеоинформацией;
• информационная система должна быть территориально распределен-ной, включать в себя центр управления движением, центр управления производством, систему отображения информации на основе ГИС, централизованное хранилище данных, гибкие средства анализа информации и прогнозирования, автоматизированные метеорологические посты на автомобильных дорогах, подсистемы видеопаспортизации и весового контроля, учета интенсивности и состава движения, оперативного управления движением, оценки состояния дорог, управления ходом их ремонта.
Вывод. Для организации устойчивого и эффективного взаимодействия территориально распределенной информационной системой следует реализовать ее на Интернет-, Интранет технологиях. Это обеспечит простое сопряжение данной системы со службами ГИБДД, администрации субъекта федерации, МЧС, Гидрометеоцентром, а также транспортными организациями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сухов А.А. Нормативно-методическое обеспечение развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве / С.П. Аржанухина, А.А. Сухов, А.В. Кочетков // Инновации. 2011, № 7. - С. 90 - 93.
2. Сухов А.А. Методологические основы научного сопровождения внед-рения инноваций в дорожном хозяйстве / Кочетков А.В., С.П. Аржанухина, А.А. Сухов // Менеджмент инноваций. 2010. № 4. - С. 314 - 327.
3. Банк данных прогрессивных технологий (БДПТ) / С.В. Карпеев, А.В. Чванов, А.В. Кочетков, А.А. Сухов // Отраслевой фонд алгоритмов и программ. - М. : Министерство транспорта Российской Федерации, ФГУП «Информавтодор», 2007. - С. 61.
Рецензент: Кокодеева Наталия Евсегнеевна, доцент, доктор технических наук, ученый секретарь Поволжского отделения Российской академии транспорта