Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТЕНД-МАКЕТА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРИКОРПУСНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ ПОДВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТЕНД-МАКЕТА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРИКОРПУСНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ ПОДВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY-NC
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИКОРПУСНЫЙ ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ / СТЕНД-МАКЕТ / ЛОПАСТНАЯ СИСТЕМА / ВОДОВОД / ВОДОЗАБОРНИК / МОДЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Коваль А.А., Мамонтов Ф.Е., Маринич Н.В., Роговой Ю.А.

Объект и цель научной работы. Целью исследования являются проектирование и изготовление стенд-макета для проведения самоходных испытаний внутрикорпусных движителей различных конфигураций. Разработанный стенд будет использоваться для испытаний спроектированных для подводных объектов водометных движителей (ВД). Материалы и методы. Расчетные оценки геометрических параметров лопастей гребного винта и спрямляющего аппарата, численные методы моделирования условий работы двухрядной лопастной системы при ее работе внутриканала водовода, разработанные в Крыловском государственном научном центре. Основные результаты. Взаимодействие внутрикорпусных водометных движителей (ВВД) с корпусом подводного объекта ранее не исследовалось. Для оценки указанного взаимодействия было решено провести самоходные испытания с соответствующей моделью корпуса в опытовом бассейне. В ходе работы спроектирован и изготовлен стендмакет, имитирующий корпус подводного объекта, который позволял измерить гидродинамические характеристики внутрикорпусного водометного движителя. Спроектирован и изготовлен четырехрядный внутрикорпусный движительный комплекс (ДК). Заключение. Изготовленный стенд-макет в дальнейшем может неоднократно применяться для решения задач оптимизации ВВД различных типов. Помимо предложенной схемы водометного движителя возможны проектирование, изготовление и установка варианта безвального комбинированного электродвигателя-движителя (ЭЭД) наначальном участке водовода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Коваль А.А., Мамонтов Ф.Е., Маринич Н.В., Роговой Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUMMY TEST RIG DESIGN FOR IN-HULL PROPULSORS OF UNDERWATER OBJECTS

Object and purpose of research. This research was intended to design and manufacture a dummy test rig for self-propulsion testing of various in-hull propulsors. This test rig will be used to test waterjet designs for underwater objects. Materials and methods. Analytical assessments on geometry of propeller and stator blades, numerical simulation of operational condition for two-row blade system operating in the water duct as per in-house KSRC techniques. Main results. Interaction of internal waterjets with the hull of underwater object has never been studied before. To estimate this interaction, it was decided to perform self-propulsion tests with a suitable hull model. This work included design and manufacturing of a dummy test rig representing a hull of underwater object and enabling hydrodynamic measurements for an in-hull waterjet. Another result of this work was design and manufacturing of a four-row in-hull propulsion unit. Conclusion. The dummy test rig manufactured in this work could be further used to optimize in-hull waterjets of various configurations. Apart from the configuration described in this paper, it could also be feasible to design, manufacture and apply a combined rim-driven propulsion motor in the initial part of the water duct.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТЕНД-МАКЕТА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРИКОРПУСНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ ПОДВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ»

DOI: 10.24937/2542-2324-2022-1-399-102-110 УДК 629.5.018.26+629.5.036

А.А. Коваль , Ф.Е. Мамонтов , H.В. Маринич , Ю.А. Роговой

ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Санкт-Петербург, Россия

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТЕНД-МАКЕТА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРИКОРПУСНЫХ ДВИЖИТЕЛЕМ ПОДВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Объект и цель научной работы. Целью исследования являются проектирование и изготовление стенд-макета для проведения самоходных испытаний внутрикорпусных движителей различных конфигураций. Разработанный стенд будет использоваться для испытаний спроектированных для подводных объектов водометных движителей (ВД).

Материалы и методы. Расчетные оценки геометрических параметров лопастей гребного винта и спрямляющего аппарата, численные методы моделирования условий работы двухрядной лопастной системы при ее работе внутри канала водовода, разработанные в Крыловском государственном научном центре.

Основные результаты. Взаимодействие внутрикорпусных водометных движителей (ВВД) с корпусом подводного объекта ранее не исследовалось. Для оценки указанного взаимодействия было решено провести самоходные испытания с соответствующей моделью корпуса в опытовом бассейне. В ходе работы спроектирован и изготовлен стенд-макет, имитирующий корпус подводного объекта, который позволял измерить гидродинамические характеристики внутрикорпусного водометного движителя. Спроектирован и изготовлен четырехрядный внутрикорпусный движи-тельный комплекс (ДК).

Заключение. Изготовленный стенд-макет в дальнейшем может неоднократно применяться для решения задач оптимизации ВВД различных типов. Помимо предложенной схемы водометного движителя возможны проектирование, изготовление и установка варианта безвального комбинированного электродвигателя-движителя (ЭЭД) на начальном участке водовода.

Ключевые слова: внутрикорпусный водометный движитель, стенд-макет, лопастная система, водовод, водо-заборник, модельный эксперимент.

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

DOI: 10.24937/2542-2324-2022-1-399-102-110 UDC 629.5.018.26+629.5.036

A. Koval , F. Mamontov , N. Marinich , Yu. Rogovoy

Krylov State Research Centre, St. Petersburg, Russia

DUMMY TEST RIG DESIGN FOR IN-HULL PROPULSORS OF UNDERWATER OBJECTS

Object and purpose of research. This research was intended to design and manufacture a dummy test rig for self-propulsion testing of various in-hull propulsors. This test rig will be used to test waterjet designs for underwater objects. Materials and methods. Analytical assessments on geometry of propeller and stator blades, numerical simulation of operational condition for two-row blade system operating in the water duct as per in-house KSRC techniques. Main results. Interaction of internal waterjets with the hull of underwater object has never been studied before. To estimate this interaction, it was decided to perform self-propulsion tests with a suitable hull model. This work included design and manufacturing of a dummy test rig representing a hull of underwater object and enabling hydrodynamic

Для цитирования: Коваль А.А., Мамонтов Ф.Е., Маринич Н.В., Роговой Ю.А. Проектирование стенд-макета для исследования внутрикорпусных движителей подводных объектов. Труды Крыловского государственного научного центра. 2022; 1(399): 102-110.

For citations: Koval A., Mamontov F., Marinich N., Rogovoy Yu. Dummy test rig design for in-hull propulsors of underwater objects. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2022; 1(399): 102-110 (in Russian).

measurements for an in-hull waterjet. Another result of this work was design and manufacturing of a four-row in-hull propulsion unit.

Conclusion. The dummy test rig manufactured in this work could be further used to optimize in-hull waterjets of various

configurations. Apart from the configuration described in this paper, it could also be feasible to design, manufacture and apply

a combined rim-driven propulsion motor in the initial part of the water duct.

Keywords: in-hull waterjet, dummy test rig, blade system, water duct, water scoop, model test.

The authors declare no conflicts of interest.

Введение

Introduction

Внутрикорпусные движители в настоящее время становятся все более популярными. К основным преимуществам кораблей с внутрикорпусным движителем по сравнению с аналогичными кораблями, оборудованными гребными винтами, относятся:

а) защищенность движителя от повреждений;

б) отсутствие перегрузки двигателя при падении скорости хода из-за возрастания сопротивления, обусловленного внешними силами;

в) снижение расходов на техническое обслуживание силовой установки, связанное с отсутствием перегрузок;

г) значительно более низкие уровни вибрации и гидроакустического шума при маневрировании корабля;

д) возможность применения звукопоглощающих материалов при наполнении пространства вокруг рабочих колес (РК) движителя, позволяющих снизить уровни акустического излучения корабля.

Потери на трение внутри канала движителя компенсируются повышенной эффективностью рабочего колеса насоса. В итоге по своим пропуль-сивным характеристикам современный внутри-корпусный водомет приближается к эффективности традиционного гребного винта. Учитывая все плюсы, внутрикорпусные движители начали применять не только на надводных судах, но и на подводных аппаратах.

В настоящий момент в России движители подобного типа на подводных лодках (ПЛ) не применяются. По косвенным данным можно предположить, что проработки подобной схемы ведутся в США. Например, в США на модели испытан вариант размещения внутри кормовой оконечности корпуса ПЛ четырех каналов с ДК (рис. 1).

В вышеупомянутой модели ПЛ с несколькими движительными комплексами применен вариант безвального комбинированного электродвигателя-движителя, т.е. предусматривается размещение низкооборотного рабочего колеса в удлиненном канале внутри корпуса ПЛ достаточно далеко от

входа и выхода канала. В этом случае с помощью средств акустической защиты может быть реализовано значительное поглощение звуковой энергии, распространяющейся наружу от РК по водной среде канала и от статора по окружающим корпусным конструкциям.

Проектирование модели для проведения испытаний в бассейне

Design of model for tests

Возможная схема применения водометных движителей на подводной лодке показана на рис. 2.

Подобная схема допускает использование ЭДД. Они представляют собой рабочее колесо с обечайкой, установленное внутри бесколлекторного электродвигателя (рис. 3) На обечайке размещены постоянные магниты; электродвигатель, расположенный во внешнем кольце, состоит из электромагнитов, включаемых попеременно. Подобные движи-тельные комплексы, называемые Rim-drive, активно развиваются в настоящее время в других странах.

Рис. 1. Вариант размещения внутри кормовой оконечности корпуса подводной лодки четырех каналов с движительным комплексом

Fig. 1. A variant for arrangement of four ducts with propulsion unit inside the aft of the submarine

Рис. 2. Схема применения водометных движителей на подводной лодке

Fig. 2. Layout of waterjet application aboard a submarine

Рис. 3. Пример электродвигателя-движителя (Rim-drive) от компании Voith Turbo (Германия) Fig. 3. An example of Voith Turbo (Germany) propulsion motor (rim drive)

Рис. 4. Кормовая часть подводной лодки, оснащенная внутрикорпусными водометными движителями, с выделением зоны формирования потока, набегающего на один из движителей Fig. 4. Aft part of the submarine with internal waterjets (the highlight shows inflow formation zone for one of the propulsion units)

Преимуществами данной схемы являются:

■ отсутствие линии вала;

■ отсутствие дейдвуда;

■ снижение шумности рабочего колеса благодаря уменьшению неоднородности набегающего на него потока;

■ возможность размещения пассивной звукоизоляции вокруг электропривода внутри корпуса ПЛ.

Взаимодействие внутрикорпусных водометных движителей с корпусами ПЛ ранее не исследовалось. Для оценки указанного взаимодействия необходимо провести самоходные испытания соответствующей модели в глубоководном опытовом бассейне.

При проведении указанных испытаний диаметр рабочего колеса не может быть меньше 180200 мм. В противном случае невозможно обеспечить структуру потока, аналогичную структуре потока, обтекающего рабочее колесо натурной ПЛ (во время модельных испытаний необходимо обеспечить автомодельность безразмерных характеристик РК относительно числа Яе).

Исходя из этого, необходимо изготовить модели ПЛ с размерами: длина 24 м, ширина корпуса 2,2 м, высота корпуса 2,3 м. Водоизмещение модели может достигать ~ 60 т. Испытать модель подобного размера в глубоководном опытовом бассейне невозможно. Нет динамометров необходимой мощности, конструкции тележки не выдержат нагрузки, сечения чаши бассейна недостаточно, чтобы исключить влияние свободной поверхности, стенок и дна на результаты.

Для решения поставленной задачи (оценка взаимодействия ВВД с корпусом ПЛ) необходимо промоделировать поток, набегающий на водозабор-ник и сопло водометного движителя. За формирование особенностей данного потока отвечает зона корпуса, выделенная цветом на рис. 4.

Поскольку движители располагаются симметрично, можно исследовать только один из них. Для формирования потока предложено изготовить обтекаемое тело, вписывающееся в корпус (рис. 4). Принято решение на базе обводов полученного тела спроектировать и изготовить стенд-макет для исследования взаимодействия ВВД с типичным корпусом ПЛ. На указанном стенд-макете можно исследовать различные варианты ВВД и решать задачи по их оптимизации.

Стенд-макет представляет собой обтекаемое тело выбранных обводов, внутри которого сформирован водовод с водозаборником и соплом и размещена лопастная система движителя. В качестве

Рис. 5. Эскиз теоретического чертежа стенд-макета с внутрикорпусным водометным движителем

Fig. 5. A sketch of lines drawing for a dummy test rig with internal waterjet

движителя предложено использовать тандемное рабочее колесо с двумя спрямляющими аппаратами (СА). Схематическое изображение стенд-макета приведено на рис. 5.

Проектирование формы носа модели корпуса подводной лодки для стенд-макета

Bow design of submarine hull model for dummy test rig

При самоходных испытаниях внутрикорпусных водометных движителей с диаметром РК 200 мм возникает проблема сохранения масштаба для модели корпуса. В этом случае длина модели корпуса должна быть около 20 м, что невозможно для проведения модельных испытаний. Для преодоления этой проблемы принято решение смоделировать часть кормовой оконечности и применить описанный выше стенд-макет для испытаний внутрикор-пусных движителей.

Чтобы удовлетворить требованиям к модели по длине (она должна составлять не более 3894 мм), форма носа модели подбиралась по аналитическим формулам - для вертикальной и горизонтальной проекций на длине 725 мм от носика модели. За основу могут быть взяты аналитические уравнения для задания формы профиля крыла [1, 2]. Для описания формы симметричного профиля крыла за единицу длины принимают хорду крыла и направ-

ляют ось х (в данном случае связанную) по хорде с началом у носика профиля. Уравнение для описания ординат профиля записывается в виде:

±y = a0 •4x + a1 • x + a2 • x2 + a3 • x3 + a4 • x4. (1)

Ординаты профиля задаются функциями:

■ для верхней стороны:

y1 = Vx • (a1 + bj • Vx + c1 • x); (2)

■ для нижней стороны:

y2 = Vx • (a2 + b2 • -Jx + c2 • x). (3)

Подбором величин a1, b1, c1, a2, b2, c2 можно получить различные профили. Все эти уравнения содержат функцию Vx, которая обеспечивает равенство первой производной y по x бесконечности в точке x = 0, а функция в скобках правой части уравнения обеспечивает совпадение ординат с нужной формой профиля.

При виде сверху модель симметрична. Окончательный вид модели корпуса для стенд-макета представлен на рис. 6.

Проектирование водозаборника и водовода

Design of water scoop and water duct

В настоящее время проектирование водозаборных устройств осуществляется на основе данных, полу-

Рис. 6. Модель четверти кормовой оконечности подводной лодки для стенд-макета (вид с кормы)

Fig. 6. A quarter-model of submarine aft for dummy test rig (looking from the aft)

ченных в результате систематических испытаний моделей этих устройств на гидродинамических стендах и в аэродинамических трубах. Сложность задачи заключается в том, что водометное устройство работает при разных режимах движения судна, соответственно, пограничные слои, которые формируются вблизи входного отверстия водомета, имеют разные формы и масштабы турбулентности [3].

Анализ существующей на данный момент литературы [4-7] по водометным движителям приводит к пониманию того, что теория по проектированию входного участка водометов находится еще на стадии разработки. Поэтому необходимо хотя бы в общих чертах наметить контуры будущей теории, тем более что концепцию проектирования водоводов

с минимальным сопротивлением активно пропагандировал в начале XX в. А.Я. Милович. Принципы проектирования водоводов с минимальными потерями энергии он представлял следующим образом:

1. Жидкость считается идеальной.

2. Движение жидкости потенциальное.

3. С помощью метода особенностей (использование точечных и распределенных источников и вихрей) формируется интересующее исследователя течение.

4. Поскольку в плоском течении замена линии тока твердой тонкой нитью не меняет течения, стенки водовода необходимо формировать по линиям тока для получения минимального сопротивления.

Для проектирования статических заборных устройств интерес представляет работа [4]. Задача истечения воды из отверстия имеет следующую особенность: на границе струи давление постоянно, а это означает, что выполняется условие безотрывного обтекания в случае, если входное отверстие водомета спроектировано по форме струи (в случае идеальной жидкости).

В этой работе использовалась форма струи, вытекающей из щели под углом 90°, удлиненная по оси в два раза. Использование решения плоской задачи связано с тем, что при вычитании формы струи из формы модели, когда ось струи расположена под углом 35° к поверхности модели, мы получаем входное отверстие, длина которого в диаметральной плоскости больше ширины, т.е. имеем «плоский» водозаборник. Кроме того, если

Рис. 7. Расположение водовода в корпусе стенд-макета

Fig. 7. Arrangement of water duct in dummy test rig body

Рис. 8. Форма входного и выходного участка водомета (вид сверху)

Fig. 8. Shape of waterjet inlet and outlet (top view)

рассмотреть экспериментальные данные по движению воды по прямоугольному каналу, то в поперечном сечении линии равных скоростей на разных расстояниях от стенок образуют прямоугольники со сглаженными углами (влияние вязкости), т.е. углы увеличивают гидравлическое сопротивление. Следовательно, при проектировании входных отверстий желательно сглаживать углы -предложенная форма водозаборника соответствует этому условию [8].

Корректировка формы входного участка водомета возможна после проведения испытаний модели. Форма входного и выходного участка водомета, а также расположение водовода на стенд-макете представлены на рис. 7-8.

На предложенном стенд-макете можно исследовать различные варианты движителей. Представленный на схеме вариант - один из возможных. Эскиз проекта стенд-макета приведен на рис. 9.

Во время испытаний ось двигателя будет располагаться горизонтально, а водозаборник - с нижней стороны. Таким образом минимизируется влияние свободной поверхности воды на получаемые результаты.

Стенд-макет должен быть загружен балластом до достижения слабоотрицательной плавучести. Из-за большой ширины дальнейшее увеличение размеров стенд-макета нецелесообразно. Рост водоизмещения и смоченной поверхности приведет к увеличению массы и гидродинамического сопротивления стенд-макета, что может вызвать превышение допустимых нагрузок на силоизмерительную часть экспериментальной установки УС3-1.

Проектирование лопастной системы внутрикорпусного водометного движителя

Blade system design for in-hull waterjet

Насосный агрегат водометного движителя, как правило, состоит из двух элементов: вращающейся

лопастной системы рулевого колеса и расположенного за ним спрямляющего аппарата. СА представляет собой неподвижную систему лопастей, которая обеспечивает раскрутку потока за РК. В этом случае угол атаки лопастей статора позволяет использовать кинетическую энергию вращения потока для создания дополнительного упора [9].

В конкретном случае выбрана осевая четырехрядная лопастная система, а точнее две одноступенчатые осевые системы, совмещенные в одну -двухступенчатую [10].

Основным критерием выбора числа лопастей рулевого колеса, как и гребных винтов, являются результаты анализа амплитуд и частот периодических сил и моментов. Поэтому при выборе числа лопастей следует руководствоваться результатами гармонического анализа поля скорости в диске РК и частот собственных колебаний судовых конструкций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число лопастей следует выбирать таким образом, чтобы, с одной стороны, минимизировать амплитуды пульсаций сил и моментов на РК на первых трех лопастных частотах, а с другой -обеспечить, чтобы частоты этих пульсаций не попадали в резонанс с собственными частотами корпусных конструкций. Характерным моментом пульсаций сил на РК является их тесная связь с числом лопастей СА, поскольку РК может создавать нестационарное поле скорости в диске СА и возбуждать на нем переменные силы. В данном случае принято следующее соотношение лопастей: 8 (РК) - 10 (СА) - 14 (РК) - 6 (СА).

На рис. 10 представлена схема предлагаемой двухступенчатой осевой лопастной системы, состоящей из двух РК, расположенных на одном валу для обеспечения одинаковой частоты вращения, а также двух СА.

Лопасти СА работают в изначально закрученном потоке. Угол установки лопастей СА выбирается таким образом, чтобы обеспечить максимальную утилизацию энергии, затраченной РК на за-

Cfij 2=10

FK, z=14

céu

P<. T-!

' J1 \ / / / /

s г-(-

1 ^т /

\ I

/

Рис. 10. Компоновка двухступенчатого насоса с двумя спрямляющими аппаратами и двумя рулевыми колесами

Fig. 10. Main components of double-stage pump with two stators and two blade wheels

крутку потока. Если РК имеет правое направление вращения, то расположенный за ним СА должен иметь левое направление установки лопастей. В этом случае сила на профилях имеет осевую составляющую, ориентированную навстречу потоку в трубе перед ступенью, и, следовательно, СА создает тягу, повышая таким образом КПД движителя в целом. Поток за СА в идеале должен иметь только осевую составляющую, вместе с тем обычно имеет место небольшая закрутка потока в силу трехмерных особенностей течения.

Для проведения дальнейших экспериментальных исследований на заданный режим работы спроектированы две ступени водометного движителя, при этом полагалось, что СА первой ступени полностью раскручивает поток [11]. Для изготовления макета четырехрядного внутрикорпусно-го водометного движителя разработан комплект теоретических модельных чертежей (они в статье не приводятся).

Экспериментальная база для испытаний макетов внутрикорпусных движителей

Test facilities for internal waterjet dummies

Для проведения испытаний стенд-макет оборудован:

■ винтовым динамометром, который обеспечивает измерение упора, момента и частоты вращения тандемного рабочего колеса;

■ электродвигателем, обеспечивающим вращение тандемного рабочего колеса;

■ скельтоном, обеспечивающим общую прочность конструкции и крепление ее к державкам экспериментальной установки, размещенной на буксировочной тележке;

■ отсеками для размещения балласта.

К сожалению, полученные габариты не позволяют разместить внутри стенд-макета динамометр

для измерения продольной силы. Эту задачу будет решать экспериментальная установка УС3-1, к которой подвешен стенд-макет. Двигатель и винтовой динамометр необходимо разместить внутри герметичного отсека (гермоотсека).

Стенд-макет располагается на крепежных ножах буксировочной тележки водозаборником вниз, для этого предусмотрены специальные крепления на металлическом скельтоне модели. Внутри водо-заборника устанавливается макет внутрикорпус-ного ВВД, состоящий из моделей рабочих колес и спрямляющих аппаратов. Данный стенд-макет позволяет испытывать как традиционные двухрядные ВД, так и перспективные четырехрядные внут-рикорпусные водометные движители.

Заключение

Conclusion

Изготовленный стенд-макет в дальнейшем может неоднократно использоваться для решения задач оптимизации ВВД различных типов. Помимо предложенной схемы водометного движителя возможны проектирование, изготовление и установка варианта безвального комбинированного электродвигателя-движителя на начальном участке водовода.

Список использованной литературы

1. Юрьев Б.Н. Экспериментальная аэродинамика: [В 2 ч.]. Ч. 2: Индуктивное сопротивление. Москва; Ленинград : Оборонгиз, 1938. 274, [2] с.

2. Юрьев Б.Н. Экспериментальная аэродинамика: [В 2 ч.]. Ч. 1: Теоретические основы экспериментальной аэродинамики. Москва; Ленинград : Гл. ред. авиац. лит., 1936. 314 с.

3. Яковлев А.Ю. Оптимизация формы «плоского» водозаборника // Наука и технологии. Краткие сообщения XXX Российской школы, посвященной 65-летию Победы. Екатеринбург : УрО РАН, 2010. Т. 1. С. 94-96.

4. Милович А.Я. Теория динамического взаимодействия тел и жидкости. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Гос. изд-во лит. по строительству и архитектуре, 1955. 311 с.

5. Амромин Э.Л., Бушковский В.А., Яковлев А.Ю. О предельных возможностях снижения сопротивления воды движению тел // Журнал технической физики. 1996. Т. 66. Вып. 5. С. 172-176.

6. Куликов С.В., Храмкин М. Ф. Водометные движители: (Теория и расчет). 3-е изд., перераб. и доп. Ленинград : Судостроение, 1980. 311 с.

7. Мавлюдов М.А., Русецкий А.А. Основы теории и проектирования водометных движителей. Санкт-Петербург : ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, 2009. 94 с.

8. Разработка типового ряда водометных движителей судов повышенной мореходности / Н.В. Маринич,

B.А. Родионов, А.А. Коваль, А.В. Сверчков, Ф.Е. Мамонтов // Труды Крыловского гос. науч. центра. 2020. Вып. 4(394). С. 13-20. DOI: 10.24937/25422324-2020-4-394-13-20.

9. Маринич Н.В. Численная оптимизация водометных движителей подводных аппаратов // Морское подводное оружие. Перспективы развития: материалы Всерос. научно-практ. конф. Санкт-Петербург : Кры-ловский гос. науч. центр, 2015. С. 72-77.

10. ПапирА.И. Осевые насосы водометных движителей: (Основы теории и расчета). Ленинград : Судостроение, 1965. 251 с.

11. Васильев А.В., Яковлев А.Ю. Расчетный метод оценки гидродинамических характеристик осевых насосов // Проблемы мореходных качеств судов и корабельной гидромеханики (Крыловские чтения XL): тезисы докл. научно-техн. конф. Санкт-Петербург, 2001.

C. 69-71.

References

1. B. Yuryev. Experimental aerodynamics. In 2 parts. Part 2. Inductive resistance. Moscow, Leningrad, Oborongiz, 1938, 274 [2] pp. (in Russian).

2. B. Yuryev. Experimental aerodynamics. In 2 parts. Part 1. Theoretical fundamentals of experimental aerodynamics. Moscow, Leningrad, Chief Publishing House of Aviation Literature, 1936, 314 pp. (in Russian).

3. A. Yakovlev. Shape optimization for "flat" water scoop // Science and technologies. Transactions of the 30th Russian School dedicated to the 65th Anniversary of Victory in WWII. Moscow, Russian Academy of Sciences, 2010, pp. 65-73 (in Russian).

4. A. Milovich. Theory of dynamic interaction between bodies and fluid. 2nd ed., rev. and enl. Moscow, State Publishing House of Construction and Architecture Literature, 1955, 311 pp. (in Russian).

5. E. Amromin, V. Bushkovsky, A. Yakovlev. On the limits of water resistance mitigation for moving bodies // Zhurnal Tekhnicheskoi Fiziki (Technical Physics), 1996, Vol. 66, Issue 5, pp. 172-176 (in Russian).

6. S. Kulikov, M. Khramkin. Waterjet propulsors: theory and calculation // Leningrad, Sudostroyeniye, 1980 (in Russian).

7. M. Mavlyudov, A. Rusetsky. Fundamentals of waterjet theory and design // Transactions of Krylov State Research Centre, 2008, Issue 35(320), pp. 111-121 (in Russian).

8. N.V. Marinich, V.A. Rodionov, A.A. Koval, A.V. Sverch-kov, F.E. Mamontov. Development of a standard range of waterjets for vessels with high seakeeping performance // Transactions of Krylov State Research Centre, 2020, Issue 4(394), pp. 13-20, DOI: 10.24937/2542-23242020-4-394-13-20 (in Russian).

9. N. Marinich. Numerical optimization of waterjets for underwater vehicles // Materials of All-Russian scientific & practical conference Underwater naval weaponry. Development prospects. St. Petersburg, Krylov State Research Centre, 2015, pp. 72-77 (in Russian).

10. A. Papir. Axial pumps of waterjets (Fundamentals of theory and calculations). Leningrad, Sudostroyeniye, 1965, 251 pp. (in Russian).

11. A. Vasilyev, A. Yakovlev. Analytical assessment method for hydrodynamic performance of axial pumps // Ship seakeeping and hydromechanics. Theses of the messages delivered at the XLth Krylov Readings. St. Petersburg, 2001, pp. 69-71 (in Russian).

Сведения об авторах

Маринич Николай Владимирович, начальник лаборатории ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 44. Тел.: +7 (812) 386-67-49. E-mail: n_marinich@ksrc.ru. https://orcid.org/0000-0002-9290-3041. Коваль Анастасия Александровна, начальник сектора ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 44. Тел.: +7 (812) 386-67-49. E-mail: 2homyaka@mail.ru. https://orcid.org/0000-0001-6775-4120. Мамонтов Федор Евгеньевич, инженер 1-й категории ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 44. Тел.: +7 (812) 386-67-49. E-mail: fedoziche@mail.ru. https://orcid.org/0000-0001-5688-0930. Роговой Юрий Алексеевич, старший научный сотрудник. ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 44. Тел.: +7 (812) 386-67-49.

About the authors

Nikolay V. Marinich, Head of Laboratory, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: +7 (812) 386-67-49. E-mail: n_marinich@ksrc.ru. https://orcid.org/0000-0002-9290-3041. Anastasia A. Koval, Head of Sector, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: +7 (812) 386-67-49. E-mail: 2homyaka@mail.ru. https://orcid.org/0000-0001-6775-4120.

Fyodor Ye. Mamontov, 1st Category Engineer, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: +7 (812) 386-67-49. E-mail: fedoziche@mail.ru. https://orcid.org/0000-0001-5688-0930.

Yury A. Rogovoy, Senior Researcher, Krylov State Research Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: +7 (812) 386-67-49.

Поступила / Received: 01.12.21 Принята в печать / Accepted: 10.03.22 © Коллектив авторов, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.