Научная статья на тему 'Проектирование содержания профессиональной подготовки олигофренопедагога'

Проектирование содержания профессиональной подготовки олигофренопедагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TEACHER PREPARATION / DEFECTOLOGY / SPECIAL NEEDS EDUCATION / CONTENT / MENTAL DISABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева И. М.

Рассмотрена проблема научного обоснования содержания профессионального образования учителя-олигофренопедагога, представлены принципы отбора содержания, новое видение содержания подготовки олигофренопедагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING PROFESSIONAL TRAINING FOR TEACHERS WORKING WITH MENTAL DISABILITY PEOPLE

The article describes a theoretical background of professional education for teachers working with mental disability people. It presents key principles and selection criteria of creating content and a new view of the teacher preparation.

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания профессиональной подготовки олигофренопедагога»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА

ИМ. ЯКОВЛЕВА, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация. Рассмотрена проблема научного обоснования содержания профессионального образования учителя-олигофренопедагога, представлены принципы отбора содержания, новое видение содержания подготовки олигофренопедагога.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, специальное (дефектологическое) образование, содержание профессиональной подготовки олигофренопедагога.

DESIGNING PROFESSIONAL TRAINING FOR TEACHERS WORKING WITH MENTAL DISABILITY PEOPLE

I.M. YAKOVLEVA,

the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer

Annotation. The article describes a theoretical background of professional education for teachers working with mental disability people. It presents key principles and selection criteria of creating content and a new view of the teacher preparation.

Key words: professional development, teacher preparation, defectology, special needs education, content, mental disability.

Изменения, происходящие в современном специальном образовании (появление новых, сложных вариантов нарушенного развития у детей, внедрение новых подходов, форм и средств кор-рекционно-педагогической помощи, оказание образовательных услуг широкому кругу нуждающихся в них и др.) определяют повышение требований к профессионализму педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Возрастает интерес к становлению и развитию профессиональной компетентности специального педагога, в том числе к совершенствованию содержания его подготовки.

Содержание профессиональной подготовки стандартов высшего профессионального образования по специальности 050714 — «Олигофренопедагогика» не успевает перестраиваться в соответствии с социальным заказом. Причины этого в том, что разработка содержания подготовки учителей-олигофренопед агогов базируется на обобщении передового опыта профессиональной подготовки по этой специальности и эмпирических методах. Такой подход к совершенствованию содержания подготовки не позволяет прогнозировать его развитие на последующие годы. Возникла необходимость в научном обосновании содержания подготовки будущих олигофренопедаго-гов.

Основные контуры содержания образования определяют структура личности, структура деятельности. Но не всякая учебная деятельность обеспечивает оптимальные условия для воспитания и развития личности. Необходимы тщательная организация содержания образования, отбор соответствующих форм и методов обучения.

При рассмотрении профессионального образования необходимо учитывать следующее:

Ф цели профессионального образования;

Ф общую структуру профессиональной деятельности;

Ф основные способы интеграции конкретной профессиональной деятельности;

Ф необходимость поэтапного освоения профессии в соответствии с принятыми в стране квалификационными уровнями;

Ф формирование творческих составляющих, способность действовать в быстро изменяющихся условиях жизни общества и науки;

Ф необходимость знаний, помогающих познать себя, определить свое отношение к окружающему миру.

Под реализацией принципа фундаментализации в профессиональной подготовке учителя-олигофрено-педагога подразумевается формирование у студентов обобщенных знаний и умений, которые будут востребованы в разных условиях оказания коррекцион-

но-педагогической помощи лицам разного возраста с нарушением интеллектуального развития, а также обеспечения в содержании учебных дисциплин условий для развития дефектологического мышления обучающихся. Чтение теоретических курсов «Педагогическая помощь лицам с нарушениями интеллектуального развития», «Психология людей с интеллектуальными нарушениями» должно быть основано на высоком уровне обобщения. Фундаментализация основана на аксиоматическом уровне обобщений.

Основными путями и средствами эффективного формирования у студентов системы знаний в области олигофренопедагогики в процессе учебных занятий является структурирование содержания учебного материала, предполагающего его концентрацию вокруг ведущих идей, концепций, выделение ведущих педагогических категорий, понятий, установление предметных и цикловых взаимосвязей.

Согласно принципу антропологизма или человеко-центрическому подходу человек с нарушением интеллектуального развития ставится в центр внимания. О нем консолидируются знания из разных человековед-ческих наук — медицины, психологии, педагогики, социологии, права, этики и др. В соответствии с этим принципом в процессе профессионального обучения олигофренопедагог должен получить разностороннюю информацию об умственно отсталом человеке.

Принцип интегративного подхода предполагает процесс установления и изучения общих для разных наук закономерностей и методов при сохранении самостоятельности учебных дисциплин. В настоящее время есть необходимость использования этого подхода при изучении дисциплин психолого-педагогической и предметной подготовки. Особенно важна междисциплинарная интеграция специальных курсов с дисциплинами общекультурного блока.

Принцип целостности предполагает изучение умственно отсталого человека на всех этапах его жизненного пути, в разные возрастные периоды. Введение этого принципа обусловлено потребностью общества в квалифицированных специалистах, способных оказывать коррекционно-педагогическую помощь людям с нарушениями интеллектуального развития разных возрастов; формированием умений в области прогностической деятельности.

Принцип социокультурного подхода предполагает улучшение профессиональной подготовки олигоф-ренопедагога с учетом требований информатизации современного общества через диалектику инновационного и традиционного. Обновление информации приводит к динамичному существованию и ценностно-смыслового поля олигофренопедагога. Сам образ современного учителя связан с социокультурными тенденциями мирового сообщества к устойчивому развитию.

Принцип гуманизации выражается в направленности педагогического образования на подготовку

олигофренопедагога как субъекта профессионального труда, формирование его мировосприятия, ценностно-смысловой сферы, нравственных качеств, развитие профессионально-личностных качеств, а также саморегуляции, рефлексии. Этот принцип включает в себя развитие у студентов способности использовать приемы личностного самовыражения и саморазвития, средства противостояния профессиональным деформациям личности, а также использование приемов самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок времени и сил.

Необходимым условием реализации этого принципа является помощь студентам в познании себя, своей готовности к профессиональной деятельности, своих психических ресурсов, сильных и слабых сторон. Важно вооружить студентов диагностическими методиками, позволяющими им лучше узнать себя, внедрить спецкурс, направленный на познание студентами себя с точки зрения будущей профессии.

Еще одной составляющей профессиональной подготовки учителя-олигофренопедагога является вооружение его способами самосохранения.

Принцип вариативности предполагает максимальный учет интересов студентов, создание возможностей для проявления их субъектности в ситуациях выбора спецкурсов, учреждений для прохождения педагогической практики, факультативов и т.п.

Принцип включения жизненного (социального, субъектного, личностного) опыта студентов как компонента содержания профессиональной подготовки позволяет повысить информационную, эмоциональную, эстетическую емкость образовательного процесса.

Жизненный опыт студентов, который часто в процессе вузовского обучения оказывается невостребованным, может повысить эффективность овладения профессиональными ценностями, знаниями, умениями.

В профессиональной подготовке учителя-олиго-френопедагога важна нравственная составляющая, которая может развиваться на основе обращения к жизненному опыту студентов, его переосмыслению. Имеющийся у студентов жизненный опыт важен для формирования навыков профессионального общения, рефлексии. В рамках этого принципа необходимо учитывать роль жизненного и профессионального опыта преподавателя, так как он передает свое мотивационно-ценностное отношение к знаниям, стремится найти средства для адекватного его воплощения, его демонстрации обучающимся.

В содержании образования должны найти отражение основные виды профессиональной деятельности олигофренопедагога.

Центральным курсом, вокруг которого группируются учебные дисциплины, является «Педагогическая помощь людям с нарушением интеллектуального развития». Его целью является вооружение студентов теоретическими знаниями в области не только обучения и воспитания детей и подростков с интеллектуальными нарушениями, но и знаниями в области развития, социальной адаптации и интеграции в общество людей разного возраста с нарушениями интеллектуального развития, а также знаниями в области социально-педагогической и организационной работы с ними. Важные задачи этого курса — формирование ценностно-смысловых ориентиров профессии, представлений об олигофренопедагоге как личности и профессионале и его профессионально значимых качествах и умениях.

Введение в содержание профессиональной подготовки учителей-олигофренопедагогов дисциплины «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей» позволит не только подготовить их к преподаванию этого предмета в специальной (коррекцион-

ной) школе VIII вида, но и поможет грамотно формулировать коррекционно-развивающие задачи при подготовке уроков (занятий).

В последнее время в практике образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, широкое распространение получили игровые технологии. Становление игры у детей с нарушением интеллектуального развития происходит со значительным запозданием и захватывает не только дошкольный, но и школьный возраст. Важной для профессиональной подготовки учителя-олигофренопедагога является учебная дисциплина «Методика обучения игре».

В рамках дисциплины «Психолого- и социально-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями интеллектуального развития» могут быть раскрыты вопросы:

Ф о диагностике уровня социального развития ребенка (взрослого), об овладении им жизненно важными компетенциями, о выявлении интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении;

Ф о постановке задач, об определениоб форм, методов социально-педагогической работы, о способах решения личных и социальных проблем человека с нарушением интеллектуального развития;

Ф о выборе технологий создания оптимальной коррекционно-развивающей среды;

Ф о прогнозировании развития умственно отсталого ребенка при наличии альтернативных возможностей его воспитания, обучения, социализации;

Ф о проведении подготовительной работы перед включением ребенка в дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа по месту жительства с педагогическим коллективом и родителями здоровых детей;

Ф о включении разных специалистов на разных этапах сопровождения ребенка;

Ф об осуществлении правовой поддержки семьи;

Ф о посредничестве между ребенком (взрослым) и учреждением, семьей, средой, специалистами разных служб, ведомств и административных органов;

Ф о разработке и реализации программы включения ребенка с нарушениями развития в систему общественных отношений;

# о просвещении детей и их родителей о мероприяти -ях по социальной защите и социальной помощи и др.

К педагогическим умениям, не формируемым целенаправленно в вузе, относятся умения общения. Известно, что готовность к общению — одно из важнейших условий педагогической деятельности. Становление опыта педагогического общения способствует развитию коммуникативных умений; формированию профессионально значимых качеств: эмпатии, толерантности, доброжелательности, тактичности, наблюдательности и др. Оно позволяет эффективно взаимодействовать с детьми, добиваться поставленных целей. Общение с детьми и взрослыми с нарушениями в развитии имеет

Отражение основных видов деятельности олигофрено-педагога в содержании подготовки в вузе

Виды дея- Теоретические курсы Практическая

тель- подготовка

ности

Коррек- Педагогическая помощь Коррекцион-

ционно- людям с нарушениями но-педаго-

Развива- интеллектуального разви- гические

ющая тия. Развитие психомото- практикумы.

рики и сенсорных процес- Практика 3—5

сов курсов

Дидакти- Педагогическая помощь Практика 3—5

ческая людям с нарушениями интеллектуального развития. Методики обучения разным предметам. Методика обучения игре курсов

Воспита- Методика воспитательной Практика 2—5

тельная работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития курсов

Социаль- Психолого- и социально- Практика 4, 5

но-педаго- педагогическое сопровож- курсов

гическая дение лиц с нарушениями интеллектуального развития

Организа- Педагогическая помощь Практика 4, 5

ционная людям с нарушениями интеллектуального развития. Психолого- и социально-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями интеллектуального развития курсов

Коммуни- Технологии коммуника- Коррекцион-

кативная тивного поведения но-педаго-гические практикумы. Практика 2—5 курсов

специфику. В настоящее время формирование навыков общения у будущих дефектологов проходит спонтанно, нецеленаправленно. Важным средством в их формировании является педагогическая практика.

Исследование профессиональной компетентности олигофренопедагогов, которым было охвачено около 500 педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, в специальных (коррекционных) школах VIII вида, реабилитационных и ПМС-центрах разных городов и населенных пунктов России, показало, что наибольшие трудности педагоги испытывают в коммуникативной деятельности. Менее сформированными они считают свои умения:

Ф владеть вербальными и невербальными средствами общения;

® предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, возникающие между детьми;

Ф владеть профессиональной речью;

Ф устанавливать положительный контакт с родителями, привлекать их к сотрудничеству;

Ф помогать родителям в формировании новых форм взаимодействия с ребенком.

Трудности в коммуникативной деятельности, как показали результаты исследования, испытывают все олигофренопедагоги независимо от возраста, стажа работы с умственно отсталыми детьми и взрослыми, уровня образования.

Целесообразно ввести курс «Технологии коммуникативного поведения», направленный на повышение знаний о закономерностях, правилах и способах успешной коммуникации у будущих олигофренопеда-гогов. Чаще всего при подготовке педагогов значительное внимание уделяется вербальным аспектам коммуникации. Между тем основная часть информации получается человеком через невербальные каналы коммуникации. Педагогу необходимо уметь правильно интерпретировать в том числе неязыковое поведение людей с нарушениями интеллектуального развития, а это возможно только при наличии специальных знаний невербального языка, которые должны формироваться в рамках этого курса.

Профессиональная готовность олигофренопедагога должна быть дополнена инвариантным базовым содержанием, которое делало бы выпускника профессионально мобильным и компетентным в трудных педагогических ситуациях, возникающих при обучении и воспитании детей и взрослых с нарушениями интеллектуального развития, а также учитывало региональную потребность в педагогических кадрах. Это инвариантное содержание обеспечивается курсами по выбору.

Важной в подготовке будущих олигофренопеда-гогов является педагогическая практика. Одной из основных детерминант структуры практического обучения является структура поэтапного освоения деятельности. В процессе практической профессиональной подготовки будущий олигофренопедагог

должен приобрести опыт работы с людьми с нарушениями интеллектуального развития разных возрастных категорий и с разной степенью нарушения интеллектуального развития. Если при подготовке педагогов других специальностей сфера деятельности их заранее определена, то при подготовке дефекто-логов сферы деятельности неодинаковы. Это разный возраст, разная степень тяжести нарушения, разные условия труда (школа, дошкольное учреждение, центр, интернат и др.). Целесообразно, чтобы будущие олигофренопедагоги имели широкий кругозор в области профессиональной деятельности.

Студент, получая образование в области олигофренопедагогики, может его углубить в зависимости от своих интересов или учреждения, где он предполагает работать после окончания вуза. Это могут быть следующие области профессионального знания:

Ф педагогическая помощь детям раннего возраста с органическими поражениями центральной нервной системы;

Ф педагогическая помощь дошкольникам с нарушением интеллектуального развития;

Ф психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, обучающихся в условиях интеграции;

Ф педагогическое сопровождение взрослых с нарушением интеллектуального развития;

Ф педагогическая помощь детям и взрослым со сложными нарушениями развития;

Ф педагогическая помощь детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;

Ф педагогическая работа с детьми и подростками с нарушением интеллектуального развития, воспитывающимися в условиях детского дома или интерната;

Ф обучение ремеслу детей и взрослых с интеллектуальными нарушениями и др.

Спроектированное содержание позволит подготовить олигофренопедагога, отвечающего современным запросам современного специального образования.

Литература

1. Вербицкий А.А, Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования: Моногр. М., 2003.

2. Граборов А.Н. Вспомогательная школа (школа для умств. отст. детей). Л., 1925.

3. Козырев В.А, Родионова Н.Ф. Обновление высшего педагогического образования в условиях модернизации общего образования // Актуальные проблемы дидактики высшей школы: современные технологии обучения: межвуз. сб. по мат-м проекта повышения квалиф. препод. высш. уч. завед. СПб., 2005.

4. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М., 2001.

5. ЛедневВ.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991.

6. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе: Методология и опыт проектирования. М., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.