Научная статья на тему 'Проектирование содержания профессиональной подготовки человека для реального сектора экономики'

Проектирование содержания профессиональной подготовки человека для реального сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / МНОГОФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКА / ОДАРЕННОСТЬ / PUPIL’S TECHNICAL ABILITIES / SOCIO-PEDAGOGICAL ENVIRONMENT / MULTI-FACTOR MODEL OF GENERAL AND VOCATIONAL EDUCATION / REAL SECTOR OF ECONOMY / MODEL OF A TECHNICAL SPECIALIST / TALENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мерзон Елена Ефимовна

В статье представлено методологическое и дидактическое обоснование исследования проблемы организации и популяризации технического профессионального образования. Охарактеризован проект создания социально-педагогической среды развития одаренности детей и молодежи на базе высшего профессионального учреждения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing the contents of vocational training for the real sector of economy

The paper presents methodological and didactic rationale for the study of problems of organization and popularization of technical vocational education. The project of creation of socio-educational environment of development of gifted children and youth on the basis of higher vocational institution is characterized

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания профессиональной подготовки человека для реального сектора экономики»

Е. Е. Мерзон

(Елабуга)

Проектирование содержания профессиональной

ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

В статье представлено методологическое и дидактическое обоснование исследования проблемы организации и популяризации технического профессионального образования. Охарактеризован проект создания социально-педагогической среды развития одаренности детей и молодежи на базе высшего профессионального учреждения

Современные изменения общественноэкономической жизни России потребовали пересмотра содержания традиционной подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования. Введение Федерального государственного образовательного стандарта призвано решать вопросы, связанные с организационно-содержательным аспектом подготовки будущих специалистов. Однако только учебный процесс не в состоянии обеспечить высокий уровень качества образования, если не будет организована научно-исследовательская работа в вузе.

Научно-исследовательская работа является одним из основных направлений деятельности института, с ее помощью решаются три задачи:

- вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность и на этой основе формирование профессиональных компетенций;

- повышение качества образования на основе создания развивающих моделей обучения профессорско-преподавательским составом;

- фундаментальные научные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды с участием всех участников учебного процесса вуза.

Ценность научно-исследовательской деятельности вуза заключается в том, что решение каждой задачи имеет выход на рекомендации либо по организации прикладных научных исследований, либо практическому применению полученных научных результатов.

Одним из таких направлений деятельности Елабужского института Казанского (Приволжского] федерального университета (КФУ) стало государственное задание на проведение научно-исследовательской работы по теме «Проектирование социально-педагогической среды развития одаренности детей и молодежи». Проект призван создать принципиально новую многофакторную модель организации общего и профессионального образования с ожидаемым социальным и экономическим эффектом в долгосрочной перспективе подготовки высококвалифицированных специалистов для различных областей деятельности, включая реальный сектор экономики.

Для реализации проекта определен алгоритм работы:

- сформулировать цели выполнения проекта, отвечающего запросам заказчиков, т.е. выявить потребности конкретного региона в специалистах реального сектора экономики;

- определить, что представляет собой социально-педагогическая, производственная среда реального сектора экономики, в которой будет трудиться выпускник вуза;

- установить понимание «одаренности» участниками проекта по отношению к специалисту реального сектора экономики.

Поскольку Елабужский институт КФУ является реализатором проекта, то в качестве исследовательской базы выступила восточная часть Республики Татарстан, где предстояло определить базовые потребности реального сектора экономики конкретного региона в специалистах производительной сферы.

Республика Татарстан выступает одним из самодостаточных экономических регионов России. Его экономическая составляющая со-

стоит из трех компонентов - сырьевая промышленность (нефтегазодобывающая и др.], индустриальная (автогигант КАМАЗ, Особая экономическая зона «Алабуга» и др.] и сельскохозяйственная.

Исходя из экономических условий региона, можно утверждать, что главной, ведущей потребностью промышленного региона является высококвалифицированный специалист на уровне рабочего, инженера. Отметим конкретное ограничение исследования подготовкой только производителя промышленного продукта, то есть рабочего-специалиста, инженера, мастера. В поле данного исследования не попадает менеджер, посредник по реализации продукции, работники социальной сферы. Это отдельная педагогическая проблема.

На данном этапе исследования необходимо представить ориентировочную, контурную модель квалифицированного специалиста конкретного производства. Как отмечал А. К. Гастев, новое поколение людей - это поколение, устремленное к машинизму, способное подчиниться технике и ее ритму, обладающее умением и волей созидания [3]. Как никогда уместны идеи гениального русского педагога.

Развитие наукоемкого промышленного производства определяет и мотивирует техническое образование молодежи. Современному производству необходимы компетентные специалисты от рабочего до инженера, и как вершина компетентности - изобретателя.

Безусловно, популяризация профессий производительного труда среди молодых людей будет происходить, если произойдет изменение социального статуса рабочего, и он будет соизмерим с его статусом в странах передовых экономик, а система их профессионального обучения сможет конкурировать с лучшими профессиональными школами.

Для более объективного проектирования модели рабочего наукоемкого производства необходимо рассмотреть три аспекта этой проблемы.

В первый входит понимание соотношения в модели рабочего современного производства личностных качеств, способностей человека и требований к нему той или другой наукоемкой технической профессии. Этот аспект предполагает разрешение вопроса о способностях человека, его одаренности и возможности работать по выбранной специальности.

Другой аспект - это обозначение в моделях современного представителя технического труда необходимого объема базовых профессиональных знаний, умений, навыков и вариативных, динамично приспособляемых к изменяющимся технологическим условиям.

Важная характеристика современного компетентного рабочего-специалиста - быть гибким, быстро оценивающим меняющиеся технологические условия и находящим оптимальные технические решения, пользуясь возможностями информационных систем.

И последний аспект - это проектирование профессиональной траектории человека от школьной скамьи до высшей технической школы.

Основная причина проблемы отсутствия интереса к получению профессионального технического образования - это отсутствие современной модели квалифицированного рабочего и инженера, готовых к интеграции в мировое технико-технологическое пространство. Истоки этой проблемы можно искать и в потере традиций подготовки квалифицированных рабочих, компетентных инженеров в советской профессиональной школе последнего периода, когда происходило перепроизводство рабочих и инженерных кадров. Но основная причина определяется массовым сокращением производства вообще и наукоемкого в частности в постсоветский период. Престиж рабочих профессий сведен до низшей социальной ступени.

Реализация проекта прогнозирует принципиально новые отношения к человеку конкретного производства от рабочего до инженера, поскольку в современном наукоемком промышленном производстве есть потребность в квалифицированных рабочих и инженерах.

Таким образом, для конструирования модели специалиста технического производства необходимо создать ряд условий.

Ведущим, структурно образующим условием выступает необходимость создания своей авторитетной, соответствующей мировым стандартам профессиональной школы, потенциальным абитуриентом которой должен быть свой, воспитанный в отечественной школе молодой человек.

Следующее принципиальное условие - это авторитет, социальный статус самого технического труда, который должен соответствовать стандартам передовых экономик.

Выполнение обозначенных условий создает предпосылку определения требований к человеку, его личностным, профессионально значимым качествам, способностям, одаренности, техническому таланту. В этом месте необходимо определить соотношение всех обозначенных терминов (понятий].

Отечественная педагогика с завидной настойчивостью периодически возвращается к попытке определить административно-педагогическое отношение к понятию «одаренность».

На государственном уровне концепция одаренности рассматривалась как достаточно широкая общепризнанная педагогическая категория. На ее основе предполагалось разработать модель школьника, которая, с одной стороны, не противоречила бы существующим, а с другой вобрала бы самое рациональное из них.

Для реализации такого замысла создана президентская программа «Одаренные дети». Не ставя на данном этапе задачи разностороннего анализа результатов работы этой программы, можно только отметить появившиеся базовые противоречия.

В экспериментальных регионах и районах было выделено определенное количество детских учреждений (детские сады, школы, внешкольные учреждения], реализующих программу «Одаренные дети».

Как правило, учреждения, получавшие статус «для одаренных», основной профильный вектор выбирали в области не просто гуманитарных профессий, а в спектре различных отраслей искусства (танцы, актерское мастерство, изобразительное искусство, модельное направление и т.д.].

Практически, по обозначенной программе разговор не шел о поиске потенциально одаренных будущих сварщиков, кузнецов, слеса-рей-сборщиков (например, вертолетов или КАМАЗов], фермеров, механизаторов и т.д., а именно они определяют экономику страны.

Кроме того, школы и детские сады со статусом «для одаренных» скептически воспринимаются социумом. В этом просматривается попытка дифференциации детей на одаренных и всех остальных, что, в общем-то, не корректно. В этом проявилась непроработан-ность образовательной программы «Одаренные дети».

В советский период в системе образования доминировала концепция способностей.

А. С. Макаренко утверждал, что достойной организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои способности, сохранять свою индивидуальность, идти вперед по линии своих наклонностей [6]. Поэтому школа была общеобразовательной и политехнической одновременно, где максимально развивались способности ребенка, - предполагалось, что в его профессиональной деятельности будет доминировать производительный труд.

Для детей, способности которых в той или другой области проявлялись особо заметно, создавались специализированные школы (музыкальные, балетные, математические, физические и т.д.], но это были единичные узкоспециализированные учреждения, по одной школе на всю страну или на регион, к примеру, в Казани первая музыкальная школа при консерватории, где была своя программа обучения, а при Казанском университете работала физико-математическая школа №131.

Для развития технических способностей детей существовала система среднего специального профессионального образования, которая удовлетворяла потребности существующего в тот период промышленного производства.

Однако сегодня в промышленности страны произошли принципиальные изменения, рабочие кадры привлекаются через рынки труда, и современные организаторы производства только начинают осознавать необходимость участия в подготовке профессиональных кадров на уровне образовательных систем, но уже в целевом, индивидуальном формате на основе личностных, профессионально значимых качеств.

Среди научных публикаций можно встретить активное обсуждение соотношений творчества и одаренности в направлении их единства, сопряженности и взаимозависимости [1, 2, 4, 5]. В нашем исследовании мы предполагаем, что для компетентной профессиональной деятельности важным оказывается не творчество, а точное технологическое исполнение довольно сложных технических операций, которые может исполнить только очень способный и профессионально подготовленный человек. Это относится к любой профессии: хирургу противопоказано творче-

ство, строителю - тоже, даже актер на сцене должен точно воспроизвести замысел режиссёра, который, в свою очередь, старается точно прочесть автора.

Профессиональная компетентность, по сути, отрицает творчество, но при этом не отвергает одаренность. Рассматривая дефиниции «одаренность» и «творчество», можно отметить следующее.

У С. И. Ожегова термин «одаренность» рассматривается как синоним термину «талант», но выстраивается ряд сопряженных с ним терминов: «способности», «задатки», «предрасположенность к тому или другому виду деятельности», «гениальность», которым дано достаточно диалектическое толкование и в психологических и в философских энциклопедиях, а их необходимо рассмотреть на педагогическом поле, где интерпретация может наиболее полно удовлетворить учебно-воспитательный процесс [7].

Педагогическая интерпретация этих понятий может быть представлена так:

Способности как задатки присущи всем детям. В процессе учебно-воспитательной деятельности они асинхронно развиваются. Преобладающий вид и направления учебной деятельности будут вероятностно развивать те способности, которые в большей степени в ней необходимы. Способности, бесспорно, достаточно индивидуальны и зависят от предпочитаемого вида деятельности человека, его семейных традиций, внешних мотиваций и т.д;

Талант (или одаренность как качество человека] является редким явлением в любой деятельности, и необходимо его рассматривать через призму профессиональной значимости: он или развивается до значимого профессионального уровня, или остается только ярким проявлением качества личности в обыденной жизни.

Примером может служить спорт, где тренер по лыжному спорту иллюстрирует: молодой человек со школьного возраста показывал хорошую динамику результатов и дошел до нормы кандидата в мастера спорта. Дальше динамика упала до нуля, несмотря на высокую мотивацию, волю, работоспособность, а в возрасте 25 лет уже трудно строить карьеру профессионального лыжника.

Подобные примеры можно привести и из других видов деятельности. Важно понять, что талант - это экстремум развития способностей, но он индивидуален, и человек не

должен воспринимать трагически его невысокую профессиональную значимость. Тем не менее дети с ярко проявленными способностями на уровне таланта должны учиться в специализированных школах на основе отбора по результатам, явно превышающим достаточно высокий средний результат по данному виду деятельности;

Гениальность - абсолютно редкое явление, которое в школьном возрасте проявляется в способности ученика усваивать учебный материал быстро и видеть его практическое применение в самых неожиданных направлениях, что дидактически трудно объяснить.

В этом смысле суждение о детском школьном творчестве может идти только в направлении поиска тех способностей, которые наиболее динамично развиваются. С проявлением и становлением способностей человека до профессионального уровня творчество стремится к нулю. Главное проявление способностей - это точное, правильное выполнение тех или других действий.

На основе проведенного исследования сформулируем ряд важных положений:

1] компетентный, высококвалифицированный рабочий должен быть высокомотивирован на свой труд. Он должен дорожить своим рабочим местом и считать почетной свою работу, ощущать высокую профессиональную и социальную оценку своего труда;

2] техническое оснащение учебно-производственной базы профессионального учебного учреждения должно быть адекватным по дидактическому обеспечению того уровня промышленного предприятия, которое делает заявку на компетентного рабочего;

3] проектирование социально-педагогической среды развития технических способностей детей и молодежи эффективно, если есть потребность промышленного производства в квалифицированных, компетентных рабочих;

4] заказчик активен в формировании своего работника на всех этапах его становления: от выявления технически одаренных детей, организации обучения в школе до профессионального становления на производстве.

Такая потребность высокотехнологичного производства в регионе может помочь созданию педагогической модели современного рабочего, что в свою очередь будет служить основой проектирования учебно-профессиональной среды на производственной площадке института КФУ в городе Елабуге.

Литература

1. Бац Н. Н., Маркова Н. Г. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности // Психологическая наука и образование. - 2002. - №1. - С. 51-58.

2. Богоявленская Д. Б. Одаренность: Рабочая концепция. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - 68 с.

3. Гастев А. К. Поэзия рабочего удара. - М.: Советский писатель, 1964. - 312 с.

4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Владос, 2009. - 448 с.

5. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. -М.: Знание, 1984. - 79 с.

6. Макаренко А. С. Сочинения. В 7 т. Т. 5 : Общие вопросы теории педагогики ; Воспитание в советской школе / ред. коллегия И. А. Каиров, Г. С. Макаренко, Е. Н. Медынский. - Изд. 2-е. -М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. - 557 с.

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / Рос. акад. наук ; Рос. фонд культуры; - 3-е изд., стереотип. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.