Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ" В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ПЕДАГОГОВ КОНЦЕПТОСФЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ" В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ПЕДАГОГОВ КОНЦЕПТОСФЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / МАГИСТРАТУРА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ / ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНЦЕПТОСФЕРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EDUCATION / STRATEGY OF EDUCATIONAL ACTIVITY / TEACHER TRAINING / MASTER'S DEGREE / CONTENT OF THE EDUCATIONAL MODULE / DESIGN COMPETENCE / CONCEPT SPHERE OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зачиняева Е.Ф., Баткаева Я.А.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения дидактических условий формирования компетенций профессионального проектирования и реализации воспитательной деятельности у педагогов в период обучения в магистратуре. Проведенный анализ современной научной литературы по вопросам подготовки и переподготовки педагогов позволил авторам спроектировать содержание образовательного модуля «Теория и практика воспитания». Выделение структурных элементов модуля, их содержания, определение тактики преподавания выполнено в аспекте подготовки магистрантов к построению личностно-профессиональной стратегии воспитательной деятельности. Предлагаемая логика призвана обеспечить подготовку педагога-воспитателя, способного профессионально осуществлять воспитательную деятельность с опорой на целостное обновляющееся педагогическое знание и личностно-профессиональные ценности и смыслы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зачиняева Е.Ф., Баткаева Я.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE CONTENT OF THE MODULE "THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION" IN THE ASPECT OF FORMING THE CONCEPT SPHERE OF EDUCATIONAL ACTIVITY FOR TEACHERS

The relevance of the article is due to the need to study the didactic conditions for the formation of professional project competencies and of educational activities of teachers while studying at the master's degree program. The conducted analysis of modern scientific literature on training and retraining of teachers allowed the authors to design the content of the educational module "theory and practice of education". The identification of the module's structural elements, their content, and the definition of teaching tactics is performed in the aspect of preparing undergraduates to build a personal and professional strategy for educational activities. The proposed logic is designed to provide training for a teacher-educator who is able to carry out professionally educational activities based on holistic updated pedagogical knowledge and personal and professional values and meanings.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ" В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ПЕДАГОГОВ КОНЦЕПТОСФЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378

Проектирование содержания модуля «Теория и практика воспитания» в аспекте формирования у педагогов концептосферы воспитательной деятельности

Designing the content of the module "Theory and practice of education" in the aspect of forming the concept sphere of educational activity for teachers

Зачиняева Е.Ф., Дальневосточный федеральный университет, elena10fz@gmail.com Баткаева Я.А., Дальневосточный федеральный университет, yana_batkaeva312@mail.ru

Zachinyaeva E., Far East Federal University, elena10fz@gmail.com Batkaeva Ya., Far Eastern Federal University, yana_batkaeva312@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.008

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20313-90036.

Ключевые слова: воспитание, стратегия воспитательной деятельности, подготовка педагога, магистратура, содержание образовательного модуля, проектировочная компетенция, концептосфера воспитательной деятельности.

Keywords: education, strategy of educational activity, teacher training, master's degree, content of the educational module, design competence, concept sphere of educational activity.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения дидактических условий формирования компетенций профессионального проектирования и реализации воспитательной деятельности у педагогов в период обучения в магистратуре. Проведенный анализ современной научной литературы по вопросам подготовки и переподготовки педагогов позволил авторам спроектировать содержание образовательного модуля «Теория и практика воспитания». Выделение структурных элементов модуля, их содержания, определение тактики преподавания выполнено в аспекте подготовки магистрантов к построению личностно-профессиональной стратегии воспитательной деятельности. Предлагаемая логика призвана обеспечить подготовку педагога-воспитателя, способного профессионально осуществлять воспитательную деятельность с опорой на целостное обновляющееся педагогическое знание и личностно-профессиональные ценности и смыслы.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the didactic conditions for the formation of professional project competencies and of educational activities of teachers while studying at the master's degree program. The conducted analysis of modern scientific literature on training and retraining of teachers allowed the authors to design the content of the educational module "theory and practice of education". The identification of the module's structural elements, their content, and the definition of teaching tactics is performed in the aspect ofpreparing undergraduates to build a personal and professional strategy for educational activities. The proposed logic is designed to provide training for a teacher-educator who is able to carry out professionally educational activities based on holistic updated pedagogical knowledge and personal and professional values and meanings.

Введение. Современная теория воспитания остается самой дискуссионной областью в педагогическом научном знании. По мнению ведущих отечественных ученых в области воспитания, на протяжении последних двух десятилетий теория воспитания переживает этап парадигмального сдвига, обусловленного отказом

от социалистической теории воспитания и переходом к гуманизации и демократизации [1;2].

Теория воспитания представляет собой сегодня многообразие педагогических подходов, концепций, теоретических моделей, выстроенных на разных основаниях, направленных на разные цели и предполагающих разную педагогическую

практику. Ученые отмечают, что по некоторым методологическим вопросам, таким, как новое понимание сущности принципов,

закономерностей, содержания, методов и технологий воспитания, по ряду базовых понятий теории воспитания, продолжается дискуссия и консенсус не достигнут [1].

В исследованиях А.Н. Шевелева показано, что тезаурус историко-педагогического знания в области воспитания сегодня обновляется максимально интенсивно по сравнению с другими областями педагогики, например, с дидактикой [3]. Это приводит к размытости и неоднозначности понятийного аппарата педагогики, возникает несогласованность педагогической теории и практики. Педагогу сложно удержать в сознании множество концепций, определить собственную позицию в пространстве воспитания, в образовательных организациях наблюдается имитация воспитания

[4;5].

Мозаичность теории воспитания, отсутствие консенсуса среди ученых по ряду базовых положений затрудняет разработку учебно-методической программы преподавания теории воспитания в вузе. В данной статье речь идет о преподавании образовательного модуля «Теория и практика воспитания» в магистратуре, обеспечивающего реализацию магистерской программы «Воспитательные практики» в Дальневосточном федеральном университете. Контингент обучающихся на данной программе представлен педагогами, осуществляющими профессиональную деятельность в различных образовательных организациях. Обучающиеся формулируют запрос на овладение компетенциями профессионального

проектирования и реализации воспитательной деятельности.

Постановка проблемы.

В данной работе зададимся следующими вопросами:

1. Как сформировать у студентов магистратуры методологическую культуру воспитательной деятельности?

2. Как помочь педагогам упорядочить возможные варианты воспитательной деятельности и выработать личностно-профессиональную стратегию воспитательной деятельности?

3. Как, исходя из поставленных вопросов, определить содержание и логику преподавания образовательного модуля «Теория и практика воспитания»?

4. Каковы дидактические условия формирования компетенций профессионального

проектирования и реализации воспитательной деятельности?

Методология исследования.

Методологическим основанием проектирования содержания образовательного модуля «Теория и практика воспитания» выступают педагогическая праксиология как общая теория педагогической деятельности и концепция укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева [6].

Предметом данного исследования является проектирование содержания модуля «Теория и практика воспитания».

Для того, чтобы ответить на поставленные выше вопросы, необходимо выполнить следующие действия:

- определить, что следует понимать под методологической культурой педагога и личностно-профессиональной стратегией воспитательной деятельности;

- выполнить проектирование содержания модуля «Теория и практика воспитания»;

- определить дидактические условия формирования компетенций профессионального проектирования и реализации эффективной воспитательной деятельности.

Результаты исследования. И.А Колесникова, описывая логику подготовки воспитателя в современных социокультурных условиях, подчеркивает значимость формирования методологических и праксеологических основ воспитательной деятельности, которые позволят педагогу составить системное представление о многомерности воспитательного контекста, ориентироваться в многообразии существующих концепций, упорядочить возможные

стратегические варианты воспитательной деятельности и концептуализировать собственное профессиональное поведение.

Под методологической культурой педагога, вслед за А.Ф. Закировой, будем понимать личностное образование, среди ключевых признаков которого ученый выделяет умение экстраполировать идеи и смыслы, заложенные в теоретических моделях, в проекты и планы практического преобразования; авторство педагога в научно-теоретическом осмыслении реальности; рефлексия содержания

педагогической деятельности [7, с.189]. Методологическая культура педагога предполагает проектирование и конструирование воспитательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методическую рефлексию [8].

Высшим уровнем профессионального развития педагога И.А. Колесникова определяет

концептуализацию профессионального

поведения, что может рассматриваться преподавателями, работающими в системе профессионального образования, как значимая характеристика образа выпускника и задавать общую схему подготовки педагога-воспитателя [9, с. 176].

Одним из аспектов нашего исследования выступает феномен «концептосфера

воспитательной деятельности» и ее роль в подготовке педагога-воспитателя. Полагаем, что концептуализация профессионального поведения педагога возможна при наличии двух составляющих: концептосферы и стратегии профессионального поведения. Основу данных составляющих возможно и целесообразно формировать на этапе профессиональной подготовки. Уровень магистратуры более благоприятен для этого в силу того, что учебный процесс происходит параллельно с профессиональной деятельностью в

образовательных организациях.

В ходе теоретического анализа литературы установили, что концептосфера как важный элемент мышления педагога обеспечивает слияние абстрактных дефиниций науки с профессиональным опытом, создавая в сознании целостное представление о собственной профессиональной деятельности. Концептосфера воспитательной деятельности - это субъективная система педагогических концептов (ключевых смыслов), репрезентирующих целостную научную картину организуемого педагогом процесса воспитательной деятельности, выстроенной на основе профессионально-личностных ценностей и смыслов. Динамичная структура концептосферы позволяет

подстраивать существующую в сознании систему знаний под конкретную ситуацию, встраивать в эту систему новые знания, обогащать имеющиеся представления, а самое главное, выбирать целевой ориентир деятельности в зависимости от интереса носителя концептосферы [10].

Проектирование модуля «Теория и практика воспитания» осуществлялось с опорой на структурную целостность научной теории воспитания (как объективированный источник формирования концептосферы) и идеальную характеристику педагога-воспитателя -концептуальность профессионального поведения.

И.А. Колесникова под концептуальностью поведения подразумевает следующие характеристики:

- теоретически обоснованное и осознанное целеполагание с опорой на личностно значимую систему ценностей;

- наличие индивидуально-личностной стратегии достижения целей воспитания;

- методически оформленный и целесообразный выбор профессиональных действий, их логичность, структурность и системность;

- наличие развитой рефлексии, в силу чего педагог умеет получить «знание о незнании» и «знание о неумении»;

- ярко выраженная способность к созданию авторских вариантов решения воспитательных задач [2, с.10].

Достижение концептуальности

воспитательной деятельности возможно, по мнению методолога, при самоопределении педагога в парадигмальном, социокультурном, стратегическом отношении, то есть при условии методологического осмысления собственной деятельности.

Данные положения определили логику проектирования содержания модуля «Теория и практика воспитания» в магистерской программе «Воспитательные практики». Ожидаемым результатом изучения модуля является методологическая, методическая и

технологическая оснащенность выпускника (сформированы компетенции профессионального проектирования и реализации воспитательной деятельности), продуктом - разработанная индивидуально-личностная стратегия

воспитательной деятельности. Наличие концептосферы воспитательной деятельности рассматриваем как условие достижения ожидаемого результата.

Личностно-профессиональная стратегия в нашем понимании - это модель собственной профессиональной деятельности,

ориентированная на достижение долгосрочных целей, производных от системы личностно-профессиональных смыслов педагога. По мнению И.А. Колесниковой, стратегия - это «интенция, формирующая ценностно-смысловую

доминанту» направленности профессиональной деятельности, поддерживающая неуклонное следование намеченному замыслу [9, с.67].

С опорой на обозначенные ориентиры были осуществлены отбор и структурирование содержания модуля. Представим структурные компоненты (учебные дисциплины) и их содержание.

1. Воспитание в эпоху постфеноменов - 2 зачетные единицы.

2. Психологические основы воспитания - 3 зачетные единицы.

3. Теоретико-методологические основы воспитательных практик - 4 зачетные единицы.

4. Проектирование воспитательных систем - 2 зачетные единицы.

Воспитание в эпоху постфеноменов (постмодерн, постиндустриальное общество, пост-гуманизм). Цели учебной дисциплины: формирование у студентов комплекса знаний и умений, способствующих осмыслению современной социокультурной ситуации, ее характеристик как переломного этапа развития современной цивилизации; формирование представлений о миссии воспитания; формирование позиции педагога-воспитателя, предполагающей принятие ответственности за выполнение миссии воспитания; парадигмальное, социокультурное и стратегическое

самоопределение педагога.

Темы курса: Контуры эпохи постмодерна: новый цивилизационный контекст. Аксиосфера эпохи постмодерна: новые требования к гуманизму. Концепция устойчивого развития как идеология выживания человечества и опережающее образование. Сущность воспитания и его историческая обусловленность. Ценности и цели воспитания. Проблема целеполагания в воспитании. Цели воспитания в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.

Ключевые слова курса: аксиосфера эпохи, подлинный гуманизм, образ будущего, целеполагание в воспитании, человеческое в человеке, ценностное отношение, субъект собственной жизни, личностные результаты, компетенции, социализация, передача-усвоение культуры, самовоспитание, самостроительство.

Психологические основы воспитания. В рамках данного учебного курса актуализируется и развивается педагогический интерес магистранта к человеку и его природе. Через решение кейсов отрабатывается умение понимать сложную многоплановую ситуацию развития ребенка, развивается способность к сопереживанию, милосердию, терпимости. Дисциплина расширяет представления магистрантов о смысловой сфере личности как психологическом объекте воспитания, углубляет представления о возрастных особенностях становления процессов самопознания и саморазвития, знакомит магистрантов с психологическими особенностями современных детей.

Темы курса: Развитие внутри базисных общностей (В.И. Слободчиков). Направленность личности: потребности, интересы, склонности; идеалы, смысловая сфера, ценности, мировоззрение. Современная социальная ситуация взросления: психологические особенности «цифрового» поколения.

Психологические механизмы воспитания: включение целостного человека в процесс выработки сознательного отношения к миру, к другим, к себе: переживание, смыслообразование, идентификация в деле, рефлексия. Триединое содержание воспитания: культура, опыт деятельности и опыт отношений.

Ключевые слова курса: понимание, сопереживание, забота, целостный человек, духовность, душевность, экзистенциальная сфера, развитие субъектности, самоопределение, направленность личности, интересы и потребности, смысловая сфера, личностный смысл, смысл жизни, смыслообразование, ценности, возрастные особенности, рефлексия, ценностно-смысловое взаимодействие, опыт осуществления социально значимых действий, субъектный опыт, социально значимые знания, социально значимые отношения.

Теоретико-методологические основы

воспитательных практик. Дисциплина преследует масштабную цель - дать магистрантам целостную научную картину проектирования воспитательной деятельности; на основе освоенных знаний разработать личностно-профессиональную стратегию воспитательной деятельности, позволяющую отрефлексировать методологическую и методическую стройность и целесообразность.

Формирование целостного знания возможно при наличии знания о структуре знания и его содержании [11]. Предварительное ознакомление со структурой теории воспитания обеспечивает целостное усвоение содержания в дальнейшем обучении. Изучаемые на разных дисциплинах элементы содержания теории воспитания будут не хаотично попадать в концептосферу магистранта, а встраиваться в структуру и более прочно усваиваться сознанием как часть целого, а не как самостоятельная единица информации без четкого установления взаимосвязей с уже присвоенным знанием. Для структуризации и целостного смыслового освоения теории воспитания в сжатые сроки учебного курса необходимо применить идею укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева [6].

Методологическое мышление формируется при совместном анализе и обсуждении личностно-профессиональных стратегий всех обучающихся, магистерских исследований, выполненных по программе «Воспитательные практики» ранее. Важным элементом курса является работа над осознаванием системы личностных ценностей, формулировкой личностных смыслов педагогической

деятельности и соотнесение с общей направленностью воспитательной деятельности.

Темы курса: Понятийный аппарат теории и практики воспитания. Современные подходы к воспитанию. Современные концепции воспитания как системное изложение целостной картины системы воспитания. Структура воспитательной деятельности педагога (по П.В. Степанову). Практикум по разработке личностно-профессиональной стратегии воспитательной деятельности.

Ключевые слова курса: подход к воспитанию, стратегия воспитательной деятельности, воспитательные практики, концепции воспитания, методы воспитания, коммуникация, диалог, договор, средства воспитания, формы воспитания, антропопрактика, культурные практики, со-бытие, детско-взрослая общность, создание ситуации успеха, совместные дела, коллективно-творческие дела, педагогическая поддержка.

Проектирование воспитательных систем. Завершающий курс направлен на формирование представлений о профессиональном управлении процессом воспитания в образовательных организациях разного уровня, об условиях интеграции всех воспитательных условий и влияний.

Темы курса: Системная природа воспитательного процесса. Целостность воспитательного процесса. Смена типа межпоколенческих отношений от

постфигуративной культуры к префигуративной) (М.Мид). Обучающиеся и педагоги как субъекты воспитательной деятельности. Воспитательная система образовательной организации. Воспитательное пространство. Воспитательная среда. Уклад школы. Механизмы развития воспитательной системы.

Ключевые слова курса: воспитательная система, воспитательная среда, воспитательное пространство, управление воспитательным процессом, префигуративный тип

межпоколенческих отношений, сообщество педагогов, взаимодействие, проектирование, коллективный субъект, сотрудничество, педагогическое сознание, создание

благоприятных условий.

По каждому курсу были определены ключевые слова, по которым можно составить представление о смысловом наполнении тем. Совокупность всех ключевых слов была визуализирована с помощью приема инфографики «Облако слов», см. рисунок 1. Инфографика «Воспитательная деятельность педагога» позволяет визуально охватить широкий круг понятий, наполняющих современную теорию воспитания и предлагаемых к изучению в модуле «Теория и практика воспитания», что делает возможным рассматривать представленное облако слов как внешнюю опору для формирования в сознании педагогов концептосферы воспитательной деятельности.

смысл жизни

жизнедеятельность

развитие личности коммуникация личностные результаты ЛИЧНОСТЬ творчество персонашзация компетенции ультурные практики встреча коллешвнс>ТБорческиедаа ___ 4 1 р- " взаимопомощь договор

индивидуальность отраженная суиъектность психолопэ-педагогическое сопровождение трансцендентность ЭКЗИСТеНЦИЭЛЬНаЯ Сфера инкулыурация Сопереживание коллективный субъект

жизнетворчество выбор ценности человек культуры партнерство эмоциональный интеллект сообщество СубъеКТНЫЙ направленность цеЛОСТНЫЙ Человек отношения мевду лкщьми содействие педагогов ОПЫТ жизненный путь личности другодоминантность социализация детСКО-ВЗрОСЛЭЯ 0бщН0СТЬ

интересы И потребности духовность понимание душевность нормы социально значимые совместные субъективный опыт смысловая взаимопонимание принятие взаимоотношений знания общение Дела самопознание сфера личности префигуративныи тип эмпатия передача-усвоение культуры сотрудничество личностный смысл л1а^а ценностное отношение взаимодействие

самоо гмысп ообразование человечмкое в человеке к миру, к другим

самоопределение пбОЯТ бШ/ШЁГО Я влййытйНлы ДовеРие социально значимые отношения самовыражение ™ /п;тг В ВОСПИТапИИ совершенствование людей

самореализация развитие субъектости педагогическое сознание ЯКСИОТ.гЬйПЯ опыт осуществления самовоспитание переживание возрастные особенности философия воспитания °^Тг социально значимых самостроительство рефлексия ценностно-смысловое взаимодействие ЭПОХИ действии самоорганизация концепции воспитания подход к проектирование ДИЗЛОГ управление индивидуализация п^агогичежая в£^ательная среда Событие ВС"' антропопракгика создание ситуации успеха воспитательные практики

создание благоприятных воспитательная система виртуальная среда услови! методы воспитания формы воспитания Педагогические Практики внеурочная деятельность воспитател е прсстранство стратегия воспитательной деятельности

воспитательным процессом

Рисунок 1. - Инфографика «Воспитательная деятельность педагога»

Данное графическое изображение в виде баннера размещено в учебной аудитории, применяется в дидактических целях на всех дисциплинах модуля, а также на аттестационных мероприятиях. Кроме того, стационарное расположение баннера в течение всего периода обучения стимулирует студентов к рефлексии, самоанализу и самоконтролю, подводя к обнаружению «знания о незнании» и «знания о неумении».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осмысление праксиологических основ воспитательной деятельности и концепции укрупненного усвоения знания позволило выделить ряд дидактических условий формирования компетенций профессионального проектирования и реализации воспитательной деятельности: построение индивидуального образовательного маршрута в магистратуре, отправной точкой которого становится запрос магистранта на восполнение дефицитов знания в области теории практики воспитания в соответствии с выявленной проблемой профессиональной деятельности; построение содержания профильных дисциплин в логике охвата целостного знания в области воспитательной деятельности; применение методов и форм обучения, адекватных принципу целостности научного знания и творчески-проектному характеру воспитательной деятельности.

Заключение. Формирование у студентов методологической культуры воспитательной деятельности в рамках обучения в магистратуре происходит в процессе освоения целостного педагогического знания по теории и практике воспитания и постоянном применении этого знания при реализации воспитательной деятельности в образовательных организациях. Оценочные задания по завершению каждой

учебной дисциплины позволяют педагогам развивать педагогическую рефлексию и фиксировать дефициты знаний, стимулируя к их постоянному обновлению.

Предложенная последовательность

профильных дисциплин, их содержание, применяемые формы и методы работы с магистрантами, обеспечивают формирование компетенций профессионального проектирования и реализации воспитательной деятельности. Формируемая у магистрантов в процессе обучения концептосфера воспитательной деятельности способствует осмыслению и систематизации профессиональной деятельности, что находит отражение в построении личностно-профессиональной стратегии. Работа над построением стратегии предполагает

упорядочивание возможных вариантов воспитательной деятельности в соответствии с профессионально-личностными ценностями и смыслами педагога, а также спецификой организации, в которой педагог реализует профессиональную деятельность.

Таким образом, можем сделать вывод, что предлагаемая логика преподавания модуля «Теория и практика воспитания» призвана разрешить противоречие между потребностью общества в педагоге, способном выстраивать воспитательную деятельность с опорой на целостное обновляющееся педагогическое знание, и недостаточной ориентированностью существующей системы педагогического образования на уровне магистратуры на формирование данной способности. В рамках проводимого исследования предполагается описать опыт работы по разработке магистрантами личностно-профессиональных стратегий воспитательной деятельности и их влиянии на формирование соответствующей концептосферы.

Литература:

1. Селиванова Н.Л. Научный поиск в теории воспитания: приоритеты, достижения и проблемы / Н.Л. Селиванова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 1. - С. 103-116.

2. Колесникова И.А. Смыслы и логика подготовки педагога-воспитателя (отклик на появление профессионального стандарта специалиста в области воспитания) / И.А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. - 2017. - Вып. 1 (17). DOI: 10.153937j5.ait.2017.3404

3. Шевелев А.Н. Современный научный тезаурус отечественной истории педагогики и образования / А.Н. Шевелев // Психолого-педагогический поиск. - № 1. - 2019. - С. 41-53.

4. Шустова И.Ю. Мозаичность современной теории воспитания / И.Ю. Шустова // Вопросы воспитания. - 2014. - № 1. - С. 86-89.

5. Степанова И.В. К вопросу о вызовах теории воспитания / И.В. Степанова // Вопросы воспитания. -2014. - № 1. - С. 77-79.

6. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения: в 2 ч. / П.М. Эрдниев. - 1992. - 256 с.

7. Закирова А.Ф. Формирование концептуальных оснований научного исследования в контексте совершенствования методологической культуры педагога / А.Ф. Закирова // Вестник Тюменского государственного университета.

Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Т. 2. - № 4. - С. 187-197.

8. Горбушов А.А. Частные вопросы подготовки специалистов вуза: методологическая культура педагога / А.А. Горбушов // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2018. -№ 2. - С. 189-27.

9. Колесникова И.А. Педагогическая праксеология: учеб. пособие для студентов вузов / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. - М.: Издательский центр «Академия». - 2005. - 256 с.

10. Баткаева Я.А. Зачиняева Е.Ф. Формирование концептосферы «воспитательная деятельность» у педагогов, обучающихся в магистратуре: теоретическая модель / Я.А. Баткаева, Е.Ф. Зачиняева // Современное педагогическое образование. - № 7. -2019. - С. 57-60.

11. Кириллова Т.В., Кириллова О.В., Кокель С.В. Системная методология: теория и практика [Электронный ресурс] / Т.В. Кириллова, О.В. Кириллова, С.В. Кокель // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - Режим доступа: Ьйр://8аепсе-е^сайойги/ги/агйс1еМе^^=24599

References:

1. Selivanova N.L. Scientific search in the theory of education: priorities, achievements and problems / N.L. Selivanova // Domestic and foreign pedagogy. - 2011. - № 1. - S. 103-116.

2. Kolesnikova I.A. Meanings and logic of training a teacher-educator (response to the emergence of a professional standard of a specialist in the field of education) / I.A. Kolesnikova // Continuing education: XXI century. - 2017. - Issue. 1 (17). DOI: 10.15393 / j5.art.2017.3404

3. Shevelev A.N. Modern scientific thesaurus of the national history of pedagogy and education / A.N. Shevelev // Psychological and pedagogical search. - № 1. - 2019. - S. 41-53.

4. Shustova I.Yu. Mosaicity of the modern theory of education / I.Yu. Shustova // Issues of education. - 2014. -№ 1. - S. 86-89.

5. Stepanova I.V. To the question of the challenges of the theory of education / I.V. Stepanova // Issues of education. - 2014. - № 1. - P. 77-79.

6. Erdniev P.M. Consolidation of didactic units as a teaching technology: in 2 hours / P.M. Erdniev. - 1992. -256 p.

7. Zakirova A.F. Formation of the conceptual foundations of scientific research in the context of improving the methodological culture of the teacher / A.F. Zakirova // Bulletin of the Tyumen State University. Humanities research. Humanitates. - 2016. - T. 2. - № 4. -S. 187-197.

8. Gorbushov A.A. Particular issues of training university specialists: methodological culture of the teacher / A.A. Gorbushov // Bulletin of the Tula State University. Pedagogy. - 2018. - № 2. - P. 189-27.

9. Kolesnikova I.A. Pedagogical praxeology: textbook. manual for university students / I.A. Kolesnikova, E.V. Titov. - M.: Publishing Center "Academy". - 2005. - 256 p.

10. Batkaeva Ya.A., Zachinyaeva E.F. Formation of the concept sphere "educational activity" among teachers studying in the magistracy: a theoretical model / Ya.A. Batkaeva, E.F. Zachinyaeva // Modern pedagogical education. - № 7. - 2019. - P. 57-60.

11. Kirillova T.V., Kirillova O.V., Kokel S.V. System methodology: theory and practice [Electronic resource] / T.V. Kirillova, O.V. Kirillova, S.V. Kokel // Modern problems of science and education. - 2016. - № 3. - Access mode: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24599

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.