Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОБЫТИЙНЫХ ФОРМ ВКЛЮЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЯ В ПРОСТРАНСТВО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА (В РАБОТАХ Л. Б. РЫЛОВОЙ)'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОБЫТИЙНЫХ ФОРМ ВКЛЮЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЯ В ПРОСТРАНСТВО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА (В РАБОТАХ Л. Б. РЫЛОВОЙ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ / СОВРЕМЕННОЕ ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Безуленко Мария Александровна

В статье анализируются изменения, произошедшие в пространстве современной художественной культуры и визуального искусства, которые актуализируют новые зрительские умения и новые позиции и виды деятельности в этой сфере. Проектирование событийных форм включения зрителя в пространство произведения современного искусства рассматривается как актуальное направление деятельности и предмет исследования в педагогической деятельности и работах профессора Удмуртского Государственного Университета Рыловой Людмилы Борисововой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGHNING AN EDUCATIONAL EVENT WITH A PURPOSE OF INVOLVING SPECTATORS INTO AN ART OBJECT SPACE (IN THE WORKS BY PROFESSOR L. B. RYLOVA)

The article analyses transformation of the participants of the artistic cultural space: observers, works of art and artists. Contemporary spectators need to have a new narrative and skills for deep understanding and feeling of a piece of contemporary art role of contemporary museums has also changed. Since the time when cultural objects became available for everybody (on the Internet, in Mass Media), a museum has transformed into a place for cultural events. The current article is based on Pr. L.B. Rylova’s pedagogical activity and books. In her last book “How to Give a Painting Back to the Observers” she describes designing an educational event involving spectators into the Pavel Korin’s painting “Requiem” space

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОБЫТИЙНЫХ ФОРМ ВКЛЮЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЯ В ПРОСТРАНСТВО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА (В РАБОТАХ Л. Б. РЫЛОВОЙ)»

РОЕКТИРОВАНИЕ СОБЫТИЙНЫХ ФОРМ ВКЛЮЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЯ В ПРОСТРАНСТВО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА (В РАБОТАХ Л. Б. РЫЛОВОЙ)

УДК 7.06 : 159.9

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-3107-62-70 М.А. Безуленко

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Ижевск, Россия e-mail: masbiza@mail.ru

Аннотация: В статье анализируются изменения, произошедшие в пространстве современной художественной культуры и визуального искусства, которые актуализируют новые зрительские умения и новые позиции и виды деятельности в этой сфере. Проектирование событийных форм включения зрителя в пространство произведения современного искусства рассматривается как актуальное направление деятельности и предмет исследования в педагогической деятельности и работах профессора Удмуртского Государственного Университета Рыловой Людмилы Борисовны.

Ключевые слова: проектирование образовательных событий, современное визуальное искусство, социокультурное проектирование, современная музейная педагогика.

Для цитирования: Безуленко М.А. Проектирование событийных форм включения зрителя в пространство произведения современного визуального искусства (в работах Л. Б. Рыловой) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. №3 (107). С. 62-70. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-3107-62-70

DESIGHNING AN EDUCATIONAL EVENT WITH A PURPOSE OF INVOLVING SPECTATORS INTO AN ART OBJECT SPACE (IN THE WORKS BY PROFESSOR L. B. RYLOVA)

Maria A. Bezulenko

Udmurt State University, Izhevsk, Russia e-mail: masbiza@mail.ru

Abstract: The article analyses transformation of the participants of the artistic cultural space: observers, works of art and artists. Contemporary spectators need to have a new narrative and skills for deep understanding and feeling of a piece of contemporary art role of contemporary museums has also changed. Since the time when cultural objects became available for everybody (on the Internet, in Mass Media), a museum has transformed into a place for cultural events. The current article is based on Pr. L.B. Rylova's pedagogical

БЕЗУЛЕНКО МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - Старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и художественной культуры, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Ижевск, Россия

BEZULENKO MARIA ALEXANDROVNA - Senior Lecturer of the Department of Fine Arts and Artistic Culture, Udmurt State University, Izhevsk, Russia

© Безуленко М.А., 2022

^ Художественная культура М шу I

activity and books. In her last book "How to Give a Painting Back to the Observers" she describes designing an educational event involving spectators into the Pavel Korin's painting "Requiem" space.

Keywords: designing an educational event, contemporary art, contemporary observer, contemporary museums and galleries.

For citation: Bezulenko M.A. Designing event forms of including the viewer in the space of a work of contemporary visual art (in the works of L.B. Rylova). The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2022, no. 3 (107), pp. 62-70. (In Russ.). http://doi. org/10.24412/1997-0803-2022-3107-62-70

Нашу работу «Проектирование событийных форм включения зрителя в пространство визуального искусства в работах Л. Б. Рыло-вой» можно уверенно отнести к исследованиям в области истории социокультурного проектирования. Мы предполагаем, что в своей профессиональной педагогической деятельности и печатных работах профессор УдГУ Ры-лова Людмила Борисовна (1944-2020) в числе первых смогла спроектировать, теоретически обосновать, апробировать особый вид образовательных событий - событие, включающее зрителя в пространство произведения современного визуального искусства через деятельностную коммуникацию.

Проблема зрительской компетентности в современной науке (теория искусства, педагогика, психология) чрезвычайно актуальна. При концептуальном различии теорий и дискурсов общим знаменателем современных исследований в области новой морфологии искусства, является проблема субъекта (культуры, развития, повседневности), его нового проекта и «обеспечивающих социальных институтов» [3; 5; 12].

Категории философской антропологии, в том числе, ведущие, берут начало из французского постструктурализма и постмодернистских течений (Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Де-лез, П. Бурдье, Ж.-Лиотар, Р. Барт); они стали базовыми опорами в морфологическом анализе современной действительности искусства, объективации его новых форм творческой активности и институционального устройства.

В аналитических текстах относительно внутреннего строения новых артсистем

и организованностей, инфраструктуры художественного пространства, актуализируются проблемы вписывания новых арт-форм в существующие институты - музеи, галереи, центры современного искусства и в общество, в повседневность социальной жизни, т. е. в пространство зрителя. В этих исследованиях особое внимание уделяется проблеме построения диалога, новых форм коммуникации с наиболее активными сообществами, поиску новых социальных, политических и культурно-антропологических перспектив (В. Мизиано, Б. Гройс, Ю. Лейдерман, Д. Булатов, Д. Бюрен, М. Лозаретто, В. Мазин, Е. Барабанов, Флек Роберт и др.) [3; 5]. Забота о статусе, формах и уровнях потребления (употребления) культурных смыслов в практиках понимания современного / актуального искусства переносится в провинцию - как место, с одной стороны, художественной «наивности» и неискушенности, с другой,- потенциала новой креативности (М. Чехонадских и др.). В этой связи актуализируются проблемы новых кураторских стратегий и практик репрезентации, проявляющихся в «критике постмодернизма» как явлении «другого модернизма» (Д. Пырки-на, И. Чубаров, Х. Сокол и др.) [3; 5].

Множество исследований посвящено институтам производства, продвижения и потребления художественных продуктов, (в том числе проблемам отечественного рынка искусства), и, в особенности, проблемам современного художественного образования и подготовки новых художественных кадров, анализу оснований его кризиса, полного несоответствия и разрыва с новой действитель-

ностью искусства - как российского, так и мирового контекстов (Е. Барабанов, Е. Асс, Флек Роберт, В. Куприянов, В. Мазин и др.) [5; 12].

Однако в этих и многих других исследованиях зрительская позиция, «зрительство» -как новая социальная институция и форма субъектности современного художественного пространства - не получила проблемного рассмотрения и развернутых исследований относительно новой действительности искусства, его новой - неклассической - морфологии. Зритель не выделен как субъект художественного переживания и его рефлексии. Саморефлексия понимания отведена критику. Зритель «невозможен»: пропасть между ним и фактом искусства (как событием) постоянно увеличивается. Объективация кризиса искусства сигнализирует о культурной пустоте места зрителя - как того, ради кого существует искусство, на кого оно направлено и кого оно отражает.

Проблема Зрителя - это не только проблема восприятия искусства (в эмпирическом смысле), но проблема самого бытия искусства и вызовов для его развития. ХХ век породил принципиально новую, неклассическую ситуацию в искусстве, создающую неиерархическую многополюсность и полифокусность художественного пространства, свободное сосуществование разнородного множества форм и практик художественной активности, в том числе - зафиксированных в теориях постмодернизма. В этом разноголосии «измов», неопределенности границ и критериев искусства и неискусства порождается кризис зрителя.

Кризис зрителя - как результат кризиса искусства - обусловлен тем, что «классический зритель», исторически сформировавшийся на текстах и языке традиционных форм искусства, вынужден находиться в «культурном промежутке» или одновременно - в нескольких альтернативных ситуациях, отражающих разные парадигмы / проекты / модели искусства XXI в. С одной стороны,- в рамках классической модели, исторически и теоретически завершенной, со всеми устоявшимися культурными формами, направлениями,

языками, своей теоретически обоснованной морфологией, транслируемой многими поколениями; с другой стороны,- в становящейся теоретической модели, еще недооформленной согласованными рамками, именами, понятиями и оценками [3; 5].

Данная ситуация вызывает необходимость ее теоретического осмысления и оформления как принципиально нового тренда для теории искусств. Этот вызов носит «полирамочный» характер: новая онтология зрителя детерминируется онтологическими рамками новой - неклассической - морфологии искусства, которая, в свою очередь, должна быть «обрамлена» рамками понимания / осмысления современной культуры в целом (ее нового проекта). В новой морфологии искусства, еще не имеющей целостного подхода, должны быть изучены и найдены места, роли, уровни, функции и характеристики нового зрителя.

Переводя данную проблему в плоскость педагогической науки, можно говорить об актуальности формирования новой зрительской компетентности, причем способ ее формирования может быль «зашит» в инфраструктуру события в музейном пространстве, а возможно - и в структуру произведения современного искусства. Соответственно осознание такой потребности социокультурного пространства и моделирование этой инфраструктуры необходимо окажут влияние на содержание подготовки художников, кураторов и иных специалистов социально-культурной сферы.

Понимание того, что традиционное устройство музейного пространства и организационные формы работы со зрителем требуют переосмысления и трансформации, возникло достаточно давно. На примере любого сайта крупных музеев мира мы можем увидеть, что музеи стараются внести разнообразие в формы существования зрителя в пространстве музея/галереи; в структуре сайта мы всегда увидим «выставки» и «события». Под событийными формами могут пониматься проблемные лекции, художественные штудии в пространстве музея, театрализованные действа и т. п.

В литературе существуют разные определения образовательного события. Например, «образовательное событие - специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания» [11, с. 50].

Среди характеристик образовательного события, сформулированных в работах отечественных исследователей и практиков, были выявлены: уникальность события, т. е. осуществление его в конкретных обстоятельствах, условиях, при определённым составе участников, выход за рамки повседневной активности; воспроизведение и трансляция культурных, социальных и профессиональных образцов поведения; базирование на коммуникациях и совместном взаимодействии всех участников; высокое эмоциональное напряжение и вовлечение участников; наличие условий для творческого осмысления, импровизации; получение значимого уникального результата; принятие участниками ответственности за собственные действия и результаты [11].

Событие всегда содержит так называемые «точки удивления», места несоответствия предыдущего опыта субъекта, места необходимости творческого интеллектуального акта для гармонизации представления о чем-либо. В. С. Библер под «точками удивления» подразумевал те моменты познания, которые поражают несовпадением с привычным и очевидным; по его мнению, в этой точке происходит взаимопревращение сознания в мышление, а мышления в сознание [11].

Многие музеи используют сейчас уже апробированные событийные формы, такие как биеннале, музейные фестивали. Одним из ярких примеров удачной событийной формы включения зрителя в пространство музея является, на наш взгляд, «Ночь музеев». Это международная культурно-образовательная акция, в ходе которой музеи и другие учреждения культуры работают до позднего вечера или даже в ночные часы, предлагают зрителю необычные возможности времяпрепровождения в пространстве музея.

Впервые данная акция была организована в 1997 году в двенадцати музеях Берлина и называлась «Длинная ночь музеев». В 1999 году подобные мероприятия организовало Министерство культуры и коммуникации Франции. Позже Совет Европы утвердил выдвинутую Францией идею о ежегодном проведении международной акции, в которой в настоящее время участвуют свыше 3,5 тысяч музеев более чем 40 стран. Впервые в России «Музейную ночь» провел Красноярский музейный центр, число посетивших достигло пяти тысяч человек.

Если попробовать реконструировать «точку удивления», которая принесла «Ночи музеев» такую огромную популярность, то можно предположить, что это отмена традиционно жестких регламентов взаимодействия зрителя и произведения в экспозиции. На «Ночь» музей становится комфортной средой для человека, где можно пребывать долго, принять любую удобную позу, смотреть кино, слушать музыку и получить шанс «встретиться» с произведением искусства. Необычный образовательный проект был реализован в Рейксмюзеум (Амстердам), событие получило название «Big Draw» и проходило 24 и 25 октября в 2015 году. Посетителям было предложено не фотографировать произведения, а рисовать в меру сил: «Чем больше ты рисуешь, тем больше видишь». «Ночь музеев», «Big Draw» не только смещают для зрителя привычные рамки пребывания в музее, но и используют инновационные для музейного пространства образовательные технологии, такие как, например, деятельностный подход в образовании, включая зрителя в пространство изображения через специально обустроенное действие.

Еще одной сложившейся событийной формой в сфере художественной культуры можно считать биеннале (большой международный фестиваль искусств), сегодня существует более двухсот биеннале по всему миру. Биеннале как открытая коммуникативная площадка, организуя опыт всех субъектов сферы искусства, на которой встречаются ху-

дожник - куратор - критик - произведение -зритель, становится точкой роста и трансформации.

Приведенные в качестве примера событийные формы являются продуктом проектной деятельности, которая стала одной из ключевых для специалистов сферы художественной культуры - кураторов, галери-стов, художников, продюсеров. Проектная компетентность превратилась в универсальное умение, без которого невозможно осуществиться в пространстве художественной культуры ни художнику, ни куратору, ни га-леристу, ни зрителю.

В российском художественном, художественно-педагогическом образовании анализ этой ситуации начинается с 90-х годов XX века и был связан с инновационным бумом в сфере образования и с развитием новых направлений визуального искусства и кураторской деятельности, синтезирующих в себе творческие и проектные умения. Одной из знаковых фигур художественно-педагогического образования стала Людмила Борисовна Ры-лова, которая в своих исследованиях и педагогической деятельности анализировала деятельностную природу освоения зрителем современного искусства, проблему подготовки актуального художника, куратора, продюсера, музейного педагога.

В течение жизни (1944-2020) Л. Б. Рыловой было издано 5 книг по педагогике изобразительного искусства. Уже в самой ранней работе 1992 года «Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика» она рассматривает проблемы содержания обучения изобразительному искусству в школе, а также - методику подготовки будущего педагога искусства. Анализируя теорию полихудожественного воспитания Б. П. Юсова (1991), автор показывает актуальность формирования у учащихся представлений об элементах языка разных видов искусства как некой над-предметной компетентности, позволяющей создавать и воспринимать произведение современного искусства. Инновационный бум в российском образовании совпал по времени

с кризисом содержания, появлением новых видов искусства и рефлексией в сфере визуального искусства. Популярность акционных видов искусства (например, «Человек-собака» Олега Кулика 1994), перформансов, видеоар-та, обострили проблему содержания художественного и художественно-педагогического образования, проблему компетентностей художника, педагога искусства, зрителя.

С 1995 по 2004 год на базе инновационной образовательной площадки «Высший Педагогический Колледж Искусств», созданной Л. Б. Рыловой, сложилось уникальное содержание образования, где ключевым элементом становится именно проектная деятельность будущих педагогов-художников. Затем эта практика была «упакована» в содержание курса «Художественно-педагогическое моделирование» - уникального курса, разворачивающего метод проектов на материале современной художественной культуры. Проектирование педагогических событий и художественных акций становится обязательным, режимным элементом учебной деятельности в Высшем Колледже искусств. Необходимость такой практики ощущается Рыловой Л. Б. тогда ещё на интуитивном уровне и не всегда хорошо отрефлексирована, но эффективность новой образовательной модели очевидна: хорошая подготовленность выпускников для работы в образовательных учреждениях разного типа, успешность выпускников, ориентированных на деятельность в сфере актуального искусства. Одним из ярких примеров такой реализации стала деятельность группы «Археоптерикс», состоящей из выпускников Высшего Педагогического колледжа искусств. Например, в программе «Ижевск - Территория искусства» (2000 год, Ижевск) выпускники ВПКИ и арт-группа «Археоптерикс» выступили в нескольких проектах: Анжела Арсинкей в «Арт-обстрел», Роман Постников в «Обыкновенный фетишизм», Максим Веревкин с экспозицией в ВЦ «Галерея», группа «Археоптерикс» с видеоинсталляцией. Высокий уровень проектов был отмечен в СМИ; в частности, «Художествен-

ный журнал» разместил статью Аркадия Пыльного, в которой автор пишет: «Сверхконцентрация всех видов ресурсов в Москве закрепила уже давно устоявшееся мнение, что актуальное искусство в провинции невозможно. Ну, если и возможно, то крайне проблематично. Ну, если и не проблематично, так уж наверняка какая-нибудь вялая калька со столичных «высоких образцов». К сожалению, это мнение разделяют и сами актуальные художники, действующие вдали от московско-питерской сцены. В пику подобному пессимистическому мнению в конце апреля в столице Удмуртии прошел фестиваль современного искусства «Территория искусства», (...) хотелось бы сосредоточиться на действительно «другом» - творчестве актуальных художников Удмуртии, совсем недавно появившихся на территории актуального искусства России. Собственная провинциальность, архаичность, отсталость, тотальное непоспевание за модой ижевскими художниками поняты буквально и из недостатков превращены в достоинства. Оппозиция провинциальности и столичности у них доведена до абсурда. Эти понятия соотносятся друг с другом, как язычество и монотеизм, архаика и современность. Самоирония

Send a card to ben Laden

Рисунок 1. Промо-открытка акции «Упаковка», «Send your card to Ben Laden»

заложена уже в названии группы художников и музыкантов - организаторов и главных действующих лиц фестиваля, они именуют себя группа «Археоптерикс» (скелет ископаемого летающего ящера - логотип фестиваля)» [7].

Одной из самых успешных акций арт-группы «Археоптерикс» можно считать акцию 2001 года «Упаковка», поддержанную Институтом «Открытое общество». Акция представляла собой роспись трех девятиэтажных домов «знаками-оберегами», которые обычно используются на упаковке. Успех акции был обусловлен грамотным проектным подходом, анализом резонансных для общества тем (11 сентября 2001, террористическая угроза), четким планированием этапов, грамотным продвижением акции в интернет и с помощью печатной продукции (рис. 1). Показательно, что росписи сохранены до сих пор и бережно подновляются в процессе текущих ремонтов многоэтажек.

Примеры эффективности использования проектного метода в подготовке специалистов сферы художественной культуры можно увидеть не только в сфере визуального искусства, но и в педагогической деятельности выпускников ВПКИ, они уверенно реализуют метод проектов на множестве образовательных площадок УР. В частности, на базе АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевска учреждения дополнительного образования «Арт-резиденция» выводят сопровождаемых на самостоятельные проекты в эстетике стрит-арт, монументального искусства, серьезные культурологические исследования современного искусства (рис. 2).

Интуитивные эмпирические представления об актуальности использования событийной формы для включения зрителя в пространство понимания современного искусства были оформлены Рыловой Л. Б. в ее ранних работах - статьях и монографии «Теория и методика обучения изобразительному искусству» (2006 год).

Начиная с работ по психологии и педагогике развития, психологии искусства, опираясь на труды Выготского Л. С., Эльконина Д. Б.,

Рисунок 2. Роспись стены Гуманитарного лицея г. Ижевска, выпоненная учащимися 2019 год.

Эльконина Б. Д., анализируя меняющуюся ситуацию в современной художественной культуре, постмодернистские тенденции в современном визуальном искусстве, глобальные изменения в медиапространстве, Рылова Л.Б предположила, что современному художнику, а также - куратору, педагогу искусства, зрителю необходима новая компетентность [6; 9; 10]. Эта универсальная компетентность, по мнению Л. Б. Рыловой, состоит из представлений об инвариантных элементах языка искусства (таких как композиция, цвет, свет, пространство и т. д.) и проектных умений, позволяющих реконструировать контекст, анализировать ситуацию, реконструировать замысел, прогнозировать эффекты. В более поздних исследованиях автор предположит, что именно эта компетентность позволит современному зрителю быть включенным в пространство произведения визуального искусства, даст возможность «увидеть» картину.

В работах «Теория и методика обучения изобразительному искусству. Инновационная тьюторская модель» (Издательство «Эрго» 2010, дополненное «Планета музыки» 2020) и «Как вернуть картину зрителю» («Планета музыки» 2020) автор делает уже более глубокий анализ возможностей использования события для включения зрителя в пространство произведения визуального искусства [6; 9; 10]. В последней своей книге «Как вернуть карти-

ну зрителю» автор анализирует событийную форму включения зрителя в пространство произведения искусства уже без жесткой привязки к практике художественно педагогического образования, как универсальную модель, позволяющую через деятельностную коммуникацию включать участников в контекст, в котором осуществилось произведение, формировать актуальные представления о языке искусства, проектные умения.

В краткой аннотации к книге «Как вернуть картину Зрителю. Или история неосуществленной картины Павла Корина «Реквием» Л. Б. Рылова пишет: «Первая часть книги - это размышление о судьбе и миссии художника в эпоху «невозможности» искусства, о временах духовной немоты и безбожия (...)» В этой же части книги представлена модель становления зрительской позиции («мастерская Зрителя») через инициацию поисков способов понимания (анализа и интерпретации) Картины, ее языка с различных позиций - художественно-эстетической, исторической, психологической, философской. Во второй части книги дается развернутое описание масштабной интерактивной художественной акции «Реквием в Раме» [6, с. 7].

Технологический рывок последних десятилетий и общий вектор развития цивилизации делает исследование инструментов включения зрителя в пространство современного визуального искусства еще более актуальным. Агрессивная медиасреда, в которой существует современный человек, трансформация сферы художественной культуры, новая морфология и идеология искусства, безусловно, влияет на восприятие нами произведений визуального искусства. Привыкая к сверхконтрастным движущимся изображениям, интерактивности медиаре-сурсов и общедоступности наследия мировой художественной культуры, современный зритель уже не готов к непосредственному восприятию произведений станковых видов искусства. Рефлексия современного художника, обреченного на постмодернистскую вторичность, пытающегося в визуальной

форме (часто не вполне привычной: акция, перформанс, видеоарт) передать уникальный месседж, авторский замысел, делает его продукт сложным для зрительского восприятия, актуализирует позиции куратора, критика. Все это указывает на то, что проектирование событийных форм включения зрителя

в пространство произведения современного визуального искусства - актуальнейшее направление исследований, имеющее практическое значение как для сферы социокультурного проектирования и музейной педагогики, так и для художественного, художественно-педагогического образования.

Список литературы

1. Васильева Т. Е. Генезис музейной педагогики в социокультурном образовательном контексте // Вестник Челябинского педагогического университета. 2010. № 4. С. 26-34.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. Москва: Педагогика, 1987. 341 с.

3. Генисаретский О. И. Философия проектности: из истории проектной культуры второй половины XX века. Москва: URSS: ЛЕНАНД, 2016. 399 с.

4. Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие. Санкт-Петербург: ИГУП (Библиотека гуманитарного университета. Вып. 6). 1998. 364 с.

5. РыловаЛ. Б. К вопросу о новой онтологии зрителя как особой институции и формы субъектности современного художественного и социокультурного пространства // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Т. А. Лебедевой (1912-2001). Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2013. С. 142-148.

6. Рылова Л. Б Как вернуть картину зрителю, или история неосуществленной картины Павла Корина. Москва: Планета музыки, 2020. 272 с.

7. Рылова Л. Б. Культурные следы «АртОсадков инновационного проекта» как форма порождения образовательного пространства // Вестник Удмурдского государственного университета. Серия «Искусство и дизайн». 2005, № 12. С. 108-114.

8. Рылова Л. Б. Методологические основания инновационной модели современного профессионального образования как открытого образовательного пространства // Вестник УдГУ Серия «Искусство и дизайн». Ижевск, 2005, № 12. С. 114-123.

9. Рылова Л. Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству. Инновационная тьюторская модель: учебное пособие. Москва: Планета музыки, 2020. 444 с.

10. Рылова Л. Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: учебно-методический комплекс. Ижевск: ERGO, 2006. 408 с.

11. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. Научно-методическая серия «Новые ценности образования». 2010. № 1 (43). 157 с.

12. Художественный журнал [Электронный ресурс]. Москва, 2003, № 50. URL: http://moscowartmagazine. com/issue/58

13. Якимович А. К. Полеты над бездной. Искусство, культура, картина мира. Москва: Искусство XXI века, 2009. 464 с.

References

1. Vasil'eva T. E. Genesis of museum pedagogy in the socio-cultural educational context // Vestnik Chelyabinskogo pedagogicheskogo universiteta. 2010. № 4. pp. 26-34. (In Russ.)

2. Vygotsky L. S. Psychology of art. Moscow: Pedagogy, 1987. 341 p. (In Russ.)

3. Genisaretsky OI Philosophy of design: from the history of design culture in the second half of the 20th

1 НУ ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2022 ♦ 3 (107) май - июнь ^

century. Moscow: URSS: LENAND, 2016. 399 p. (In Russ.)

4. Markov A. P., Birzhenyuk G. M. Fundamentals of socio-cultural design: a tutorial. St. Petersburg: IGUP (Library of the Humanitarian University. Issue 6). 1998. 364 p. (In Russ.)

5. Rylova L. B. To the question of the new ontology of the viewer as a special institution and forms of subjectivity of the modern artistic and socio-cultural space // Collection of materials of the all-Russian scientific and practical conference dedicated to the memory of T. A. Lebedeva (1912-2001). Izhevsk: Udmurt State University, 2013. pp. 142-148. 6. (In Russ.)

6. Rylova L. B. How to return a painting to the viewer, or the history of an unrealized painting by Pavel Korin. Moscow: Music Planet, 2020. 272 p.. (In Russ.)

7. Rylova L. B. Cultural traces of the «ArtOsadkov innovation project» as a form of generation of educational space // Bulletin ofthe Udmurt State University. Series «Art and Design». 2005, No. 12, pp. 108-114. (In Russ.)

8. Rylova L. B. Methodological foundations of the innovative model of modern vocational education as an open educational space // Vestnik UdGU. Series «Art and Design». Izhevsk, 2005, No. 12, pp. 114-123. (In Russ.)

9. Rylova L. B. Teoriya i metodika obrazovanie pictorial'nogo khudozhestvo. Innovative Tutoring Model: A Textbook. Moscow:: Planeta muzyki, 2020. 444 p. (In Russ.)

10. Rylova LB Theory and methods of teaching fine arts: educational and methodological complex. Izhevsk: ERGO, 2006. 408 p.

11. Eventfulness in educational and pedagogical activity / ed. by N. B. Krylova, M. Y. Zhilina. Scientific and methodical series «New values of education». 2010. № 1 (43). 157 p. (In Russ.)

12. Art magazine [Electronic resource]. M., 2003, No. 50. Moscow, 2003, No 50. URL: http://moscowartmagazine. com/issue/58 (In Russ.)

13. Yakimovich A. K. Flying over the abyss. Art, culture, picture of the world. Moscow: Art of the XXI century, 2009. 464 p. (In Russ.)

*

Поступила в редакцию 18.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.