Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганаева Елена Аркадьевна, Масловская Светлана Викторовна

Переход от командно-административной системы к демократическим преобразованиям в области общественных отношений требует трансформации социокультурной сферы России, что определяет необходимость изучения особенности процесса развития взаимодействия участников образовательных отношений в сфере образования для проектирования системы социального партнерства субъектов образовательных отношений в деятельности руководителя образовательной организации. Необходимость проектирования системы социального партнерства субъектов образовательных отношений в деятельности руководителя образовательной организации продиктована потребностью в активизации взаимодействия всех участников образовательных отношений в решении проблем функционирования и развития образовательной организации; объективной необходимостью выполнения образовательной организацией ведущей роли в организации социального партнёрства; требованием государственной образовательной политики в области образования к выработке новых требований к системе отношений образовательной организации с социумом, не разработанностью механизмов формирования данной системы отношений. Целью исследования являлось определение организационно-методических условий реализации системы социального партнерства субъектов образовательных отношений в деятельности руководителя образовательной организации. В результате теоретического изучения научно-педагогической литературы было выявлено, что что понятие «взаимодействие», «партнерство», «социальная активность» являются сущностными характеристиками и составляющими содержания понятия «социальное партнерство». В ходе исследования разработана модель формирования системы социального партнерства образовательной организации состоит из 5 функциональных блоков: целевого, методологического, содержательного, технологического, результативно-аналитического. Организационными условиями организации социального партнерства образовательной организации и родительской общественности: внедрение в образовательный процесс эффективных технологий взаимодействия субъектов социального партнёрства; постоянное функционирование переговорного процесса между субъектами социального партнёрства; формирование открытого информационного пространства для эффективной реализации социального партнерства образовательной организации и родительской общественности . Разработанная модель организации социального партнерства образовательной организации представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, реализация которых создает возможности для взаимообразного роста потенциала образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганаева Елена Аркадьевна, Масловская Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP SYSTEM DESIGN SUBJECTS OF EDUCATIONAL RELATIONS IN ACTIVITY HEAD OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The transition from the command-administrative system to democratic transformations in the field of public relations requires the transformation of the socio-cultural sphere of Russia, which determines the need to study the peculiarities of the development process of the interaction of participants in educational relations in the field of education in order to design a system of social partnership of subjects of educational relations in the activities of the head of an educational organization. The need to design a system of social partnership of subjects of educational relations in the activities of the head of an educational organization is dictated by the need to intensify the interaction of all participants in educational relations in solving problems of the functioning and development of an educational organization; the objective need for an educational organization to play a leading role in organizing social partnership; the requirement of the state educational policy in the field of education for the development of new requirements for the system of relations between the educational organization and society, the mechanisms for the formation of this system of relations are not developed. The aim of the study was to determine the organizational and methodological conditions for the implementation of the system of social partnership of subjects of educational relations in the activities of the head of an educational organization. As a result of a theoretical study of scientific and pedagogical literature, it was revealed that the concept of «interaction», «partnership», «social activity» are essential characteristics and components of the content of the concept of «social partnership». In the course of the study, a model for the formation of a system of social partnership of an educational organization has been developed; it consists of 5 functional blocks: target, methodological, substantive, technological, productive and analytical. Organizational conditions for organizing social partnership between an educational organization and the parent community: introduction of effective technologies for interaction between subjects of social partnership into the educational process; continuous functioning of the negotiation process between the subjects of social partnership; the formation of an open information space for the effective implementation of social partnership between the educational organization and the parental community. The developed model of the organization of social partnership of an educational organization is a set of interrelated components, the implementation of which creates opportunities for the mutual growth of the potential of an educational organization.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

DOI: а 0.25h 98/1814-6457-231-12 УДК 37.08

Ганаева Е.А., Масловская С.В.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия E-mail: elganaeva@mail.ru, svmaslovska@gmail.com

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Переход от командно-административной системы к демократическим преобразованиям в области общественных отношений требует трансформации социокультурной сферы России, что определяет необходимость изучения особенности процесса развития взаимодействия участников образовательных отношений в сфере образования для проектирования системы социального партнерства субъектов образовательных отношений в деятельности руководителя образовательной организации. Необходимость проектирования системы социального партнерства субъектов образовательных отношений в деятельности руководителя образовательной организации продиктована потребностью в активизации взаимодействия всех участников образовательных отношений в решении проблем функционирования и развития образовательной организации; объективной необходимостью выполнения образовательной организацией ведущей роли в организации социального партнёрства; требованием государственной образовательной политики в области образования к выработке новых требований к системе отношений образовательной организации с социумом, не разработанностью механизмов формирования данной системы отношений.

Целью исследования являлось определение организационно-методических условий реализации системы социального партнерства субъектов образовательных отношений в деятельности руководителя образовательной организации. В результате теоретического изучения научно-педагогической литературы было выявлено, что что понятие «взаимодействие», «партнерство», «социальная активность» являются сущностными характеристиками и составляющими содержания понятия «социальное партнерство». В ходе исследования разработана модель формирования системы социального партнерства образовательной организации состоит из 5 функциональных блоков: целевого, методологического, содержательного, технологического, результативно-аналитического. Организационными условиями организации социального партнерства образовательной организации и родительской общественности: внедрение в образовательный процесс эффективных технологий взаимодействия субъектов социального партнёрства; постоянное функционирование переговорного процесса между субъектами социального партнёрства; формирование открытого информационного пространства для эффективной реализации социального партнерства образовательной организации и родительской общественности.

Разработанная модель организации социального партнерства образовательной организации представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, реализация которых создает возможности для взаимообразного роста потенциала образовательной организации.

Ключевые слова: социальное партнерство; социальное взаимодействие; субъекты образовательных отношений.

Ganaeva E.A., Maslovskaya S.V.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia email: elganaeva@mail.ru, svmaslovska@gmail.com

SOCIAL PARTNERSHIP SYSTEM DESIGN OF EDUCATIONAL RELATIONS SUBJECTS IN ACTIVITY HEAD OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The transition from the command-administrative system to democratic transformations in the field of public relations requires the transformation of the socio-cultural sphere of Russia, which determines the need to study the peculiarities of the development process of the interaction of participants in educational relations in the field of education in order to design a system of social partnership of subjects of educational relations in the activities of the head of an educational organization. The need to design a system of social partnership of subjects of educational relations in the activities of the head of an educational organization is dictated by the need to intensify the interaction of all participants in educational relations in solving problems of the functioning and development of an educational organization; the objective need for an educational organization to play a leading role in organizing social partnership; the requirement of the state educational policy in the field of education for the development of new requirements for the system of relations between the educational organization and society, the mechanisms for the formation of this system of relations are not developed.

The aim of the study was to determine the organizational and methodological conditions for the implementation of the system of social partnership of subjects of educational relations in the activities of the head of an educational organization. As a result of a theoretical study of scientific and pedagogical literature, it was revealed that the concept of «interaction», «partnership», «social activity» are essential characteristics and components of the content of the concept of «social partnership». In the course of the study, a model for the formation of a system of social partnership of an educational organization has been developed; it consists of 5 functional blocks: target, methodological, substantive, technological, productive and analytical. Organizational conditions for organizing social partnership between an educational organization and the parent community: introduction of effective technologies for interaction between subjects of social partnership into the educational process; continuous functioning of the negotiation process between the subjects of social partnership;

the formation of an open information space for the effective implementation of social partnership between the educational organization and the parental community.

The developed model of the organization of social partnership of an educational organization is a set of interrelated components, the implementation of which creates opportunities for the mutual growth of the potential of an educational organization.

Key words: social partnership; social interaction; subjects of educational relations

Трансформация социокультурной сферы России в конце XX - начале XXI вв. характеризуется переходом от командно-административной системы к демократическим преобразованиям в области общественных отношений, что определило необходимость изучения особенности процесса развития взаимодействия участников образовательных отношений в сфере образования для проектирования системы социального партнерства субъектов образовательных отношений в деятельности руководителя образовательной организации.

Анализ исследований в области философии, педагогики, психологии и широкой практики формирования системы социального партнерства субъектов образовательных отношений показывает, что в практике решения проблемы сложился ряд противоречий между

- потребностью в активизации взаимодействия всех участников образовательных отношений в решении проблем функционирования и развития образовательной организации и их неготовностью к данному взаимодействию;

- объективной необходимостью выполнения образовательной организацией ведущей роли в организации социального партнёрства и недостаточным развитием соответствующих компетенций у педагогов образовательной организации;

- требованием государственной образовательной политики в области образования к выработке новых требований к системе (38) отношений образовательной организации с социумом и не разработанностью механизмов формирования данной системы отношений.

Данные противоречия актуализируют проблему исследования (33) и определяют цель статьи - обоснование педагогических условий проектирования системы социального партнерства субъектов образовательных отношений в деятельности руководителя образовательной организации.

Е.В. Булысова справедливо отмечает, что социальное партнерство является инструмен-

том достижения общественного согласия и социальной стабильности, где ключевым фактором становится интеграция интересов социальных групп, а результатом, - социальная стабильность и профилактика социальной напряженности (1) [9, с. 33].

Процесс проектирования системы социального партнерства субъектов образовательных отношений в деятельности руководителя образовательной организации в условиях модер-низационных изменений связан с выявлением профессиональных дефицитов руководителей образовательных организаций в профессиональной деятельности, а также определения эффективных технологий формирования управленческих компетенций в системе дополнительного профессионального образования (107), что и определяет актуальность исследовательских поисков в данном направлении.

Анализ степени разработанности данной проблемы показывает, что понятие «взаимодействие», «партнерство», «социальная активность» являются сущностными характеристиками содержания понятия «социальное партнерство» [9, с. 89].

Феномен «взаимодействие» в современной практике образования представлен в различных научных областях:

- в философии - в трудах М.С. Кагана, Р.О. Курбанова, В.Н. Мясищева, О.В. Чернышо-ва, А.Г. Чусовитина, О.М. Потаповская;

- в психологии - в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, И.А. Зимней, Н.Н. Обо-зова, В.А. Петровского, М.И. Лисиной;

- социологии - в трудах О.И. Волжиной, А.В. Мудрика, Б.Д. Парыгина, В.И. Добрень-ковой;

- в педагогике - в исследованиях Н.Ф. Ро-дионовой, А.Н. Ксенофонтовой, М.Н. Недве-децкой, А.П. Тряпицыной, Л.А. Черенцовой, М.С. Якушкиной.

В философии процесс взаимодействия рассматривается как действие (одновременное, двухстороннее) двух или более систем, кото-

рое носит закономерный характер и проявляется в трансляции определенных объективных свойств. Данный процесс носит рамочный характер и характеризуется содержанием взаимодействия двух или более сторон, которое зависит от оснований компонентов, его составляющих, а также структуры данного взаимодействия (этапов). Важнейшей характеристикой взаимодействия является изменения субъектов взаимодействия, которые происходят в результате взаимовлияния и взаимоотношений субъектов друг на друга в данном процессе.

Потаповская О.М. отмечает, что содержание взаимодействия обусловлено его целью и задачами. Так, в процессе взаимодействия, его этапов, степень активности субъектов различна, а также может меняться в ходе его развития [22, с. 49-50].

Взаимодействие как педагогический феномен рассматривается в психолого-педагогических исследованиях с разных позиций (таблица 1).

В образовании интерес к феномену «взаимодействие» возник во второй половине XX века и в начале был связан с проблемой обучения, но вскоре вектор его изучения переместится в область воспитания. Анализ этапов изучения проблематики взаимодействия семьи и школы можно увидеть в трудах Е.В. Малышевой [35], М.Н. Недвецкой [41]; Н.В Полику-тиной [52].

Н.В. Поликутина отмечает, что процесс взаимоотношений семьи и школы никогда не носил «линейный» характер. На данный процесс, его динамику всегда оказывали различные факторы: государственная образовательная политика; социокультурные, ментальные

особенности, политическое развитие страны; уровень развития наук об образовании; сфор-мированность в обществе ценностей образования; интерес общества к самой проблеме. В переломные моменты общественной жизни отношений семьи и школы достигали особой остроты [52, с 92].

Следует отметить, что родительские комитеты разного уровня (возникли в 1905 г.) являлись и продолжают являться основными формами взаимосвязи в системе «семья - школа». Россия является первой страной, в которой официально функционировали еще в начале XX века родительские организации [6, с. 187]. Родительские комитеты всегда демонстрировали определенные недостатки в своей деятельности (ограниченность деятельности материальной помощью, нестабильность, низкая активность многих родителей), что не мешало приносить им функциональную пользу своего существования, вносить вклад в укрепление семьи, в ее ценность для организации образовательного процесса.

Проблема взаимодействия школы и семьи выходит на новый виток развития со становлением в России педагогики как науки. Исследователями данной проблемы становятся В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, АН. Острогорский, К.Д. Ушинский, которые сделали теоретическое осмысление различных 24 аспектов данной проблемы, таких как анализ факторов формирования взаимодействия школы и семьи, обоснование важности взаимодействия семьи и школы, определение способов, форм эффективного взаимодействия семьи и школы. Не теряет своей актуальности мнение К.Д. Ушинского о том, что участие родителей в деятельности образовательной организации не позволит проис-

Таблица 1 - Подходы к определению феномена «взаимодействия» в педагогике

№ Определение Автор

1 взаимная обусловленность объектов, процесс их отражения друг на друга, их, взаимопереход, изменение состояния объектов А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева; Н.Н; Обозова

2 фактор актуализации субъектности индивидов В.В. Горшкова, А.Н. Ксенофонтова

3 система взаимно обусловленных, связанных социальных действий, в которой ответные действия субъектов определены причинно-следственными связями С.Н. Майорова-Щеглова

4 процесс раскрытия творческого потенциала субъектов взаимодействия В.Г. Рындак

5 развивающееся и развивающее явление Н.Ф. Радионова

ходить в школе «печальным» событиям, таким как реформирование школы без широкого обсуждения, администрирование школы без включения в данный процесс родительской общественности, что отрицательно сказывается на процесс воспитания детей [57, с. 44].

С.А. Рачинский пишет о влиянии родителей на образовательных процесс, который нужно учитывать. Требования родителей обучающихся, которые он называет «почти бессознательными», «давление снизу», «медленными», «упорными», дают возможность получить школе пассивное сопротивление всем негативным явлениям, которые здесь происходят, в том числе для выживания из школы учителей, которые соответствуют своему предназначению. Отдельно автор подчеркивает позитивное влияние родителей поощрением определение форм и направлений деятельности школы. [54, с. 12].

В.П. Вахтеров обосновывает причины сложившихся негативных отношений семьи и школы, которые присутствуют и в современной школе. К ним он относит бюрократизм школы, который способствует превращению школы в казарму, «обезличивании» учителя, расширении конфронтации семьи и школы [13, с.23].

Н.Ф. Бунаков говорит о необходимости введения в школе принципа гласности, отчетности, которые он вводит в открытой самим школе. В практику работы школы вводились систематические отчеты о деятельности школы, которые проходили в торжественной обстановке при обязательном присутствии родителей и законных представителей обучающихся, родственников, которые могли свободно задавать вопросы администрации школы о расходовании 25 бюджетных средств, об обосновании содержания и методов обучения в данной школе [11, с. 22]. О. А. Щекина определяет причины, которые препятствуют развитию социального партнерства, взаимодействия семьи и школы, где препятствия рассматриваются как со стороны родителей, так и со стороны школы [66, с. 75].

Профессиональная деятельность руководителя образовательной организации рассматривается в рамках непрерывного образования и определяется степенью осознанного профессионального роста, профессионального продвижения, что требует особой доли ответственности в решении конкретных профессиональные

задач по приобретению нового профессионального и жизненного опыта, развитию профессиональных компетенций [18].

Процесс проектирования системы социального партнерства субъектов образовательных отношений в деятельности руководителя образовательной организации актуализируется профессиональными дефицитами руководящих работников, которые связаны как с проблемами обновления профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций, так и с недостаточностью опережающей подготовки в системе непрерывного профессионального образования руководителей ОО для проектирования и реализации системы социального партнёрства.

Исследования показывают, что (107) система партнерства в ситуации неопределенности способствует эффективной стабилизации как политической, так и экономической ситуацию [4, с. 6]. Особенно данный опыт актуален для стран, которые находятся в условиях переходной экономики.

Феномен «социальное партнерство1 » рассматривается в контексте сопряженных по значению понятий, таких как «социальное взаимодействие», , их принципиальные отличия. Наиболее близким по значению к понятию социального партнерства являются понятия «социальное взаимодействие», «социальная активность», «сотрудничество» [20].

Т.П. Симакова отмечает, что понятие «взаимодействие» всегда связано с возникновением различного рода контактов, в том числе и партнерских, а также включает в себя такие виды социального взаимодействия как поддержка, работа с семьей и сотрудничество [...]. Автор включает в понятие взаимодействия процесс согласования воздействия на субъектов образовательных отношений социальных институтов при решении учебно-воспитательных задач для повышения эффективности образовательного процесса [12, с. 21]

Концептуальную основу социального партнёрства составляют теории социального обмена [70, с. 29; 69, с. 89] и социальной солидарности [25, с. 70].

Теория социального обмена дает возможность выявить психологические закономерности социального взаимодействия, провести

анализ мотивов, определить возможное поведение субъектов взаимодействия. В связи с чем применение теории социального обмена в практике организации социального партнёрства в деятельности руководителя образовательной организации опирается на умение руководителя ОО проектировать взаимодействие участников образовательных отношений на основе принципов договоренности, социальной ответственности, взаимовыгодности [...].

Важным на наш взгляд является связь понятий «социальное партнерство» и «социальный диалог», на которые обращает внимание Б. Мартенс, который умения «слышать друг друга», «прийти к консенсусу» относит к важнейшими составляющим социального диалога в социальном партнерстве [...].

Дж. Хоманс успешный результат социального взаимодействия видит в обретении взаимовыгодных условий, где партнерство проектируется посредством следующих оснований: ценности партнеров (в чем взаимный интерес?); взаимная мотивация, стимулы партнерства (успех, вознаграждение, другое); новые результаты партнерства (что нового даст?); возможные риски (для обеих сторон) [24].

Можно выделить следующие трактовки понятия «социальное партнерство» как междисциплинарного феномена:

- взаимопонимание; сотрудничество; отношения взаимного интереса; ценность кооперации (менеджмент);

- форма сотрудничества; юридическая форма организации (экономика);

- инициация социальных инициатив (социальная работа);

- конструктивный диалог (взаимодействие) между государством и организациями; стратегия взаимодействия (упреждающая стратегия); механизм регулирования интересов различных социальных слоев, групп и классов, общественных отношений (социально-трудовые отношения) (рисунок 1).

В.Ю. Выборнов выделяет 5 направлений социального партнерства образовательной организации.

Разработанная нами модель формирования системы социального партнерства образовательной организации и родительской общественности состоит из 5 функциональных блоков: целевого, методологического, содержательного, технологического, результативно-аналитического (рисунок 2).

Целью модели стало создание условий для эффективного взаимодействия субъектов социального партнерства школы. Методологический блок содержит методологические подходы, принципы и механизм реализации социального партнёрства образовательной организации.

Основным методологическим подходом реализации модели стал личностно-ориенти-рованный подход, который исходит из положения об уважении личного достоинства каждого человека, его индивидуальных жизненных целей, запросов и интересов; создания благоприятных условий для самосовершенствования и саморазвития; ориентации на возрастные и психофизиологические особенности личности.

К основным принципам организации социального партнёрства мы относим принципы открытости; согласования интересов; взаимной заинтересованности; добровольности (рисунок 3).

взаимодействче с объектами рынка труда в целях приведения профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов в соответствие с требованиями профессионального стандарта

взаимодействие с различными социальным// инсиииттами в целях создания Образовательных программ разного содержания, удовлетворяющих разнообразные запросы участников образовательных отношении

взаимодействие с розничными

организациями в целях обеспечения и поддержания необходимой уровня и качества образован] ш на основе федеральных государственных образовательных стандартов_

взаимодействие с заинтересованными субъектами образовательных отношений для обеспечения функционирования образовательной системы

Рисунок 1 - Направления социального партнерства образовательной организации (по В.Ю. Выборнову) 16 ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2021 № 3 (231)

Механизмом реализации модели стала совокупность методов и технологий, обеспечивающих развитие партнерских отношений субъектов социального партнёрства.

Содержательный блок представлен организационными условиями организации социального партнерства образовательной организации и родительской общественности:

1. Внедрение в образовательный процесс эффективных технологий взаимодействия субъектов социального партнёрства.

2. Постоянное функционирование переговорного процесса между субъектами социального партнёрства.

3. Формирование открытого информационного пространства для эффективной реализации социального партнерства образовательной организации и родительской общественности.

Технологический блок представлен ресурсами и технологиями социального партнерства.

К основным ресурсам мы относим кадровый, мотивационный, нормативно-правовой,

Рисунок 2 - Система формирования социального партнерства образовательной организации

оггкрытостн

■ инфор ма ционнпя открытость: •нормативная открытость; ■открытость образовательных достижений

согласования интересов

•взаш юбейсшече

субъектов

социального

партнерства:

* асоциальный

диалог», которыП

предполагает

«совокупность

переговоров.

действий.

механизмов и

договоренн остей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

между

социальными

партнерами в

целях разрешения

интересующих

проблем 11

вопросов

взаимной I нтерес ованностн

• выявление

взаимных

интересов школы н семьи - основание для организации социального парнерстеа субъектов о бразовательньтх отношении

добр овальности

• действия субъектов образовательных отношений «1? собственному желанию. дез принуждения; •существующий на основе свободного вступления, членства

Рисунок 3 - Принципы организации социального партнерства

информационный, научно-методический, финансово-экономический, материально-технический.

К основным технологиям реализации социального партнерства в образовательной организации мы относим: технологию организации переговоров; маркетинговые технологии; технологии проектирования; технологию фандрайзинга.

Результативно-аналитический блок представлен — уровнями готовности субъектов образовательных отношений к социальному партнерству:

- адаптивный, нормативный, продуктивный;

- уровнями готовности субъектов образовательных отношений к социальному партнерству управления взаимодействием: стратегический; тактический; оперативный;

- оценочными механизмами: анализ, оценка, коррекция.

Таким образом, разработанная модель организации социального партнерства образовательной организации представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, реализация которых создает возможности для взаимообразного роста потенциала образовательной организации.

24.03.2021

Список литературы:

1. Борисова Ю.В. Бизнес и образование: формы и условия социального партнерства / Борисова Ю.В. - Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 4. С. 66-71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21416782

2. Бургнонутдинов А.М., Шухардина Е.И., Клоян А.Н. Гуманизация и экологизация образования в рамках социального партнерства «Вуз-Школа» / Бургнонутдинов А.М., Шухардина Е.И., Клоян А.Н. - Наука и перспективы. 2018. № 4. С. 34-39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39205374

3. Ваганова Т.Д. Региональные аспекты социального партнерства в сфере образования: сущность, формы, методы, перспективы развития / Ваганова Т.Д. - Власть и управление на Востоке России. 2009. № 4 (49). С. 144-149. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=15103692

4. Верхотурцев В.С. Социальное партнерство в системе профессионального образования / Верхотурцев В.С. - Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 5. С. 118-121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17823434

5. Выборнов В.Ю. Становление социального партнерства в профессиональном образовании региона: автереф. Дисс. ... канд. пед. наук, Ярославль, 2003. С 12

6. Гром С.Д., Шульга И.И. Социальное партнерство в сфере образования / Гром С.Д., Шульга И.И. - Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. статей XIV межд. науч.-практ. конф. 2018. С. 10-14. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=35614047

7. Епифанцева С.И. Социальное партнерство образовательной организации с базовыми предприятиями в системе непрерывного образования / Епифанцева С.И. - Непрерывное образование как стратегия развития профессиональной карьеры: традиции и инновации: мат-лы межд. науч.-практ. конф. 2017. С. 171-175. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30515744

8. Данилова В.А., Литвинова Е.В., Панова А.Г. Развитие социального партнерства в сфере образования / Данилова В.А., Литвинова Е.В., Панова А.Г. - Евразийский союз ученых. 2015. № 1-3 (18). С. 12-15. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=27439108

9. Загривная Т.А., Арно В.А. Социальное партнерство в образовании: от шефства к взаимному сотрудничеству / Загривная Т.А., Арно В.А. - Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2013. № 2. С. 111-116. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=21479182

10. Креденец Н.Я. Социальное партнерство в системе профессионального образования и обучения в западноевропейских странах / Креденец Н.Я. - Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 22. С. 160-167. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20801300

11. Петровский А.М., Абрамов О.Н., Ваганова О.И. Технологии социального партнерства в образовании / Петровский А.М., Абрамов О.Н., Ваганова О.И. - Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 137-140. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=41462465

12. Симакова Т. П. Субъектная позиция семьи в образовательном пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 1426-1430. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53288.htm

13. Скударева Г.Н. Социальное партнерство на этапе профессионального образования учителя общественно-активной школы / Скударева Г.Н. - Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 187. С. 21-28.URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=43926474

14. Хоманс Дж. Возвращение к человеку / Хоманс Дж. - Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В.И. До-бренькова. - Москва., 1994. — С. С. 46-61.

15. Чванова М.С. Социальное партнерство в сфере профессионального образования / Чванова М.С. - Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2006. Т. 2. № 10. С. 47-56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15076622

16. Шаронин Ю.В. Блокчейн в высшем и профессиональном образовании: методологическое основание развития социального партнерства в подготовке квалифицированных специалистов / Шаронин Ю.В. - Вестник РМАТ. 2020. № 4. С. 54-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44571127

17. Шульга Н.В. Социальное партнерство в образовании: историко-педагогический аспект / Шульга Н.В. - Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 265-268. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41172855

18. Щекина О. А. Взаимодействие семьи и школы в условиях современного информационного пространства / О. А. Щекина// Классный руководитель. - 2012. - № 5. - С. 19-26.

19. Яковлева И. Л. Некоторые аспекты социального партнерства как важнейшего инструмента развития профессионального образования / Яковлева И. Л. - Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. 2011. № 4 (10). С. 31-38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17023026

References:

1. Borisova Yu.V. Business and education: forms and conditions of social partnership. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) [Alma mater (Bulletin of the higher school)], 2014, no 4, pp. 66-71. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21416782

2. Burgnonutdinov A.M., Shuhardina E.I., Kloyan A.N. Humanization and greening of education within the framework of the social partnership «University-School». Nauka i perspektivy [Science and perspectives], 2018, no 4. pp. 34-39. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=39205374

3. Vaganova T.D. Regional aspects of social partnership in education: essence, forms, methods, development prospects. - Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii [Power and control in the East of Russia], 2009. no 4 (49). pp. 144-149. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=15103692

4. Verhoturcev V.S. Social partnership in the vocational education system. Regional'noe obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy [Regional education of the XXI century: problems and prospects], 2012, no 5, pp. 118-121. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=17823434

5. Vybornov V.Yu. Formation of social partnership in professional education of the region. Extended abstract of Candidate's thesis, Yaroslavl, 2003. 12 p.

6. Grom S.D., Shul'ga I.I. Sotsial'noye partnerstvo v sfere obrazovaniya / Grom S.D., Shul'ga I.I. - Sovremennaya psikhologiya i pedagogika: problemy i resheniya: sb. statey XIV mezhd. nauch.-prakt. konf. [Modern psychology and pedagogy: problems and solutions: collection of articles. articles XIV int. scientific-practical conf.]. 2018, pp. 10-14. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35614047

7. Epifanceva S.I. Social partnership of an educational organization with basic enterprises in the system of continuous education. Nepreryvnoye obrazovaniye kak strategiya razvitiya professional'noy kar'yery: traditsii i innovatsii: mat-ly mezhd. nauch.-prakt. konf. [Continuing education as a strategy for professional career development: traditions and innovations: materials int. scientific-practical conf.], 2017, pp. 171-175. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30515744

8. Danilova V.A., Litvinova E.V., Panova A.G. Development of social partnership in the field of education. Evrazijskij soyuz uchenyh [Eurasian Union of Scientists]. 2015. no 1-3. pp. 12-15. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27439108

9. Zagrivnaya T.A., Arno V.A. Social partnership in education: from patronage to mutual cooperation. Obrazovanie: resursy razvitiya. Vestnik LOIRO [Education: development resources. LOIRO Bulletin]. 2013. no 2. pp. 111-116. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=21479182

10. Kredenec N.YA. Social partnership in the vocational education and training system in Western European countries. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and Pedagogy: Methodology and Problems of Practical Application]. 2011. no 22. pp. 160-167. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20801300

11. Petrovskij A.M., Abramov O.N., Vaganova O.I. Social partnership technologies in education. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal [Baltic Humanitarian Journal], 2019, vol. 8, no 4 (29). pp. 137-140. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41462465

12. Simakova T. P. Subject position of the family in the educational space. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific-methodical electronic journal «Concept»]. 2013. vol. 3. pp. 1426-1430. - Available at: http://e-koncept.ru/2013/53288.htm

13. Skudareva G.N. Social partnership at the stage of professional education of a teacher of a publicly active school. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities]. 2020. vol. 3. no 187. pp. 21-28. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43926474

14. Homans Dzh. Return to man. Amerikanskaya sociologicheskaya mysl': teksty / Pod red. V.I. Dobren'kova [American Sociological Thought: Texts. Ed. IN AND. Dobrenkova], Moskva, 1994. pp. 46-61.

15. Chvanova M.S. Social partnership in the field of vocational education. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus [Psychological and pedagogical journal «Gaudeamus»], 2006. vol. 2. no 10. pp. 47-56. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15076622

16. SHaronin Yu.V. Blockchain in higher and vocational education: a methodological basis for the development of social partnership in the training of qualified specialists. - Vestnik RMAT [RMAT Bulletin], 2020, no 4. pp. 54-59. Available at:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44571127

17. Shul'ga N.V. Social partnership in education: historical and pedagogical aspect. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern teacher education], 2019, no 64-2, pp. 265-268. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41172855

18. Shchekina O.A. Interaction between family and school in the modern information space. Klassnyj rukovoditel' [Classroom teacher], 2012, no 5, pp. 19-26.

19. Yakovleva I.L. Some aspects of social partnership as the most important tool for the development of vocational education. - Vestnik Moskovskoj gosudarstvennoj akademii delovogo administrirovaniya. Seriya: Ekonomika [Bulletin of the Moscow State Academy of Business Administration. Series: Economics], 2011, no 4 (10), pp. 31-38. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17023026

Сведения об авторах:

Ганаева Елена Аркадьевна, заведующий кафедрой управления образованием Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор

E-mail: elganaeva@mail.ru

Масловская Светлана Викторовна, доцент кафедры управления образованием Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: sv_maslovskaya@mail.ru

Российская Федерация, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.