Научная статья на тему 'Проектирование систем менеджмента качества'

Проектирование систем менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1513
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование систем менеджмента качества»

3. Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» http://www.minfm.ru

4. Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» http:// www.minfin.ru

5. Федеральный закон № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» от 29.07.2004 г.

6. Федеральный закон № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» 25.10.1997 г. (с изм. и доп. от 9 июля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.).

Институт экономики, права и естественных специальностей,

г. Краснодар 2 7 октября 2004 г.

© 2005 г. М.Г. Таратута

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

В связи с принятием концепции построения в России открытой рыночной экономики возникла необходимость в отказе от классической многоуровневой и централизованной структуры управления и переходе к децентрализованной и демократической организации, ломке и реализации новых управленческих технологий при производстве конкурентоспособной продукции.

Либерализация внешнеэкономической деятельности привела на российский рынок ряд зарубежных строительных фирм, использующих при производстве продукции современные системы менеджмента качества.

Как известно, международные стандарты ИСО (МС ИСО) серии 9000 версии 1994 г. утратили силу и с 15.12.2003 г. стал действовать МС ИСО 9001:2000 на системы менеджмента качества (СМК). Для оказания помощи организациям в разработке последних Госстандартом изданы национальные стандарты ГОСТ Р ИСО 9000:2001; ГОСТ Р ИСО 9001:2001; ГОСТ Р ИСО 9004:2001, тексты которых аналогичны МС ИСО 9001:2000 и 9004:2000. Модель СМК, приведенная в данных стандартах, представляет собой концептуальное видение требований к системе без привязки к отраслевым особенностям и отражает взаимодействие четырех основных разделов - ответственность руководства; менеджмент ресурсов; процессы жизненного цикла продукции; измерение, анализ и улучшение СМК (рис. 1) [1, 2].

Рис. 1. Модель СМК, основанной на процессном подходе (ГОСТР ИСО 9001:2001):

-► - деятельность, добавляющая ценность;................► - поток информации

В стандартах ГОСТ Р ИСО 9001:2001 определено, чем необходимо управлять при создании гибкой СМК, в наибольшей мере устраивающей организацию и потребителей продукции.

Проектирование СМК на основе требований этих стандартов базируется на принципах, положенных в основу создания систем [1]:

1) ориентация на потребителя. Учет текущих и будущих потребностей, выполнение их требований и стремление превзойти их ожидания;

2) лидерство руководителя. Обязан обеспечивать единство цели и направления деятельности организации, создавать и поддерживать внутреннюю среду, обеспечивающую полное вовлечение работников в решение задач организации;

3) вовлечение работников. Дает возможность организации с выгодой использовать их способности;

4) подход к системе как к процессу. Желаемый результат эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом;

5) системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность организации при достижении ее целей;

6) постоянное улучшение. В целом следует рассматривать как ее неизменную цель;

7) принятие решений, основанных на анализе фактов;

8) взаимовыгодные отношения с поставщиками. Повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Процессы, приведенные ГОСТ Р ИСО 9001:2001, и требования к ним показаны на рис. 2 (диаграмма Исикавы).

Система менеджмента

Планирование (5.4)'

Обязательства руководства (5.1) Ответственность руководства (5.5)

Анализ (5.6)

Политика (5.3)

Ориентация на потребителя (5.2)

Требования к СМК (4.1)

Общие требования (4.1)

Определение процессов (4.1а) Последовательность и взаимодействие процессов (4.16) Критерии результативности (4.2) Требования к документации

Измерение, анализ и улучшение

Мониторинг и измерение (8.2)

Управление несоответствующей продукцией (8.3)

Улучшение (8.5)

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Компетентность (6.2.2)-Человеческие ресурсы (6.2.1)-Подготовка персонала (6.2.26)-Производственная среда (6.4)/

Планирование процессов жизненного цикла (7.1) ^Обеспечение ресурсами (6.1) Целивоб11асти качества(7.1а ^Инфраструктура здания (6.3а) Обеспечение ресурсами (7.16) Оборудование (6.36) Проектирование и разработка"(7.3)

Службы обеспечения (б.Зв) Производство и обслуживание (7.5)

Требования потребителей (7.2) ^/Процессы, связанные с потребителями (7.2.2) Анализ требований Закупки (7.4) Управление устройствами дня измерений (7.6)

Менеджмент ресурсов

Процессы жизненного цикла продукции

Рис. 2. Формирование СМК: цифры в скобках - пункты требований ГОСТР ИСО 9001:2001

В системообразующие элементы СМК входят основные процессы жизненного цикла продукции. Каждый из них взаимосвязан с процессами другого уровня (таблица), раздел 7 включает п. 7.2.1, 7.3 и т.д.

Процессы жизненного цикла продукции (выпуск продукции)

Наименование процессов Раздел ГОСТ Р ИСО 9001:2001 Пункт ГОСТ Р ИСО 9001:2001

Определение и анализ требований потребителя 7 7.2.1; 7.2.2

Проектирование и разработка продукции (технологических процессов) 7.3; 7.1

Закупка 7.4

Управление собственностью потребителя 7.5.4

Производство и обслуживание продукции 7.5.1; 7.5.2

Сохранение продукции 7.5.5

Измерение, анализ и улучшение процессов 8 8.1; 8.2.3

Измерение, улучшение 8.1; 8.2.4

Процесс управления несоответствующей продукции 8.3

В этот п. 7.3 ГОСТ Р ИСО 9001:2001 (9004:2001) «проектирование и разработки» входят следующие процессы:

- планирование проектирования и разработки (п. 7.3.1);

- входные и выходные данные для проектирования и разработки (п. 7.3.2);

- анализ проекта и разработки (п. 7.3.4);

- верификация проекта и разработки (п. 7.3.5) определением и соответствием предъявляемым требованиям;

- валидация проекта и разработки (п. 7.3.6);

- управление изменениями проекта и разработки (п. 7.3.7).

В свою очередь, в процессе планирования проектирования и разработки организация должна устанавливать (п. 7.3.1) другие уровни процессов:

- стадии проектирования;

- ответственность и полномочия;

- взаимодействие между процессами;

- планирование качества продукции и др.

Принципы стандартов ИСО 9001 нельзя реализовать сразу. Это возможно лишь при постепенном совершенствовании СМК на основе требований ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Для их внедрения и последующей реализации необходимы соответствующее понимание и компетентность персонала, способность руководителей и рядовых работников организации воспринимать перемены.

Стандарты рекомендуют поэтапную работу по внедрению СМК. Вначале выявляются требования и ожидания потребителей, а для повышения эффективности системы - еще и требования других заинтересованных групп лиц. Далее должны быть определены цели и разработана политика в области качества. На основе выполняемых в организации процессов раз-

рабатывается процессная структура, которая интегрируется в СМК, устанавливается ответственность за выполнение процессов. Затем определяются ресурсы, нужные для функционирования процессов и СМК, их измерения и оценка.

При создании СМК высшему руководству прежде всего необходимо уделить внимание:

- осмыслению концепции создания СМК в новых экономических условиях;

- выбору стратегии и целей на основе анализа миссии и видения организации;

- разработке политики в области качества, направленной на удовлетворение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон, реализацию конкурентных преимуществ, используя СМК как средство повышения конкурентоспособности и устойчивости функционирования организации;

- созданию процессной структуры, выделению основных и вспомогательных процессов, определению их последовательности и взаимодействия;

- идентификации запросов потребителей и заинтересованных сторон (например, сотрудников, поставщиков, владельцев, общества) и их удовлетворению более эффективным, чем у конкурентов, образом.

При построении СМК на предприятии целесообразно:

1) определить, в каких изменениях в данный момент оно нуждается, на каком организационном уровне управления, в каком подразделении (процессе) будут вводиться эти изменения и какие преимущества дает СМК. Процесс стратегического планирования изменений, по мнению автора, должен быть направлен на выявление критически важных потребностей организации. Помимо технических и финансовых аспектов намечаемых изменений необходимо оценить, насколько организация готова к их восприятию и способна ли она одновременно заниматься своей производственно-хозяйственной деятельностью и проектом, например, разработкой и внедрением СМК; располагает ли персоналом, обладающим необходимой квалификацией для выполнения данных проектов, и какие технологии для этого потребуются. Если в стратегическом плане изменений определяются цели, к которым организация должна стремиться, то в бизнес-плане расчеты покажут, как можно этого достичь;

2) разработать «проект» (программу) действий (создание команды, назначение лидера, обучение, обеспечение ресурсами, пересмотр научно -технической документации, определение, описание и идентификация процессов), в котором требуется ответить на ряд вопросов: все ли процессы, обеспечивающие достижение целей по качеству, идентифицированы и установлены; насколько эффективны полученные с их помощью результаты; адекватны ли процессы требованиям соответствующего стандарта; описаны ли процедуры в соответствующих процессах; внедрены и под-

держиваются они в рабочем состоянии; установлено ли взаимодействие процессов и управление ими. При анализе отдельных процессов (процедур) следует устанавливать цель процесса (операции); входные данные; планируемый результат на выходе; взаимосвязь процессов, процедур, операций и последовательность их выполнения; используемые ресурсы; необходимое управление (инструкции, процедуры и т.п.); мероприятия по мониторингу, необходимые для эффективного функционирования процесса;

3) разработать новую документацию для внедрения СМК и пересмотреть действующую, разработать организационную структуру и ответственность системы, документирование процессов СМК;

4) внедрение интегрированной СМК в систему управления организации должно включать утверждение структуры службы управления качеством; введение в действие разработанных документов; распространение документации СМК среди пользователей; проведение ознакомительных занятий в подразделениях для информирования сотрудников о новых требованиях; проведение внутренних аудитов и самооценки; реализация корректирующих и предупреждающих действий; проведение обучения и подготовка компетентного персонала.

Высокой результативности СМК можно добиться, сосредоточив внимание на потребностях и ожиданиях каждого сотрудника, стремясь, чтобы индивидуальные цели каждой личности совпадали с целями организации. Условием успешности такой стратегии служит открытость и доверительность в отношениях между руководством и сотрудниками: постоянное и точное информирование о производственно-экономической ситуации, складывающейся в организации, об изменениях в соответствующих секторах рынка, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях и их результатах. Еще одно условие успешности выражается в предложенной еще в 70-х гг. прошлого столетия формулой В. А. Трапезникова: «Знают -могут - хотят - успевают».

Литература

1. МС ИСО серии 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2001) Системы менеджмента качества. Требования. М., 2002.

2. Таратута М.Г. Процессорная модель системы менеджмента качества в организациях строительного комплекса // Информационные ресурсы России. Краснодар, 2003.

Кубанский государственный университет 11 октября 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.