УДК 373.1:37.013.77 Ильясова Эльвира Наилевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ: ИМИТАЦИОННЫЙ ПОДХОД
В статье рассматриваются концептуальные основы имитационного подхода как универсальной методологии в познании сущности образовательных феноменов. Представлена характеристика ключевых понятий игрового имитационного моделирования и компьютерного имитационного моделирования. Показаны особенности проектирования развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы, основанные на закономерностях имитационного подхода.
Ключевые слова: развивающая информационная образовательная среда, имитационный подход, имитационное моделирование, игровое имитационное моделирование, компьютерное имитационное моделирование, деловая игра, квазипрофессиональная деятельность.
Ilyasova Elvira Nailevna
Candidate of Pedagogics, Associate Professor at the Chair of Psychology, Sterlitamak Branch of the Federal State budgetary educational institution «Bashkortostan State University» E-mail: [email protected]
DESIGNING A DEVELOPMENTAL INFORMATION-INTENSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE MODERN SCHOOL: SIMULATION APPROACH
The article considers the conceptual foundations of simulation approach as a universal methodology in cognition of the essence of educational phenomena. The article presents description of the key concepts of the game simulation and computer simulation. The features of designing a developmental information-intensive educational environment in the modern school are demonstrated in conformity with the simulation approach.
Keywords: developmental information-intensive educational environment, simulation approach, simulation modeling, gaming simulation modeling, computer simulation modeling, business game, occupation-simulating activities
В условиях современной системы образования школы и другие образовательные учреждения приобретают все большую свободу в выборе направления, методов и средств их развития: появляются различные типы школ, внедряются инновационные технологии, разрабатываются и реализуются авторские программы и т.п. Сегодня становится все более проблематичным определение эффективности образовательной среды конкретных школ и прогнозирование ее влияния на различные категории участников образовательного процесса. В связи с этим, одним из способов снижения уровня неопределенности в школе и повышения качества обучения может стать создание развивающей информационной образовательной среды (РИОС), которая обеспечила бы каждому обучающемуся возможность проявить творческое начало и сформировать способность быть субъектом развития своих способностей и, в конечном результате, стать субъектом процесса своей социализации. Следует отметить, что в рамках проектируемой нами РИОС особое внимание уделяется игровому имитационному моделированию.
Огромный вклад в понимание игровой сущности имитационного моделирования внес Д.Б. Эльконин, показав, что основой поэтапного психического развития человека является овладение индивидом исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности, раскрыв различные виды деятельности детей, в процессе осуществления которых происходит присвоение ими основ культуры, и тем самым реализуется психическое развитие [16]. При этом, одно из главных преимуществ технологии игрового имитационного моделирования состоит в сочетании имитационной модели (моделирование важнейших признаков реальности) с чертами игровой деятельности (правила, игроки, роли, эмоции). Обучающийся выполняет действия, которые могут иметь место в его учебной деятельности, но в игровых ситуациях дается модель действительности, а не сама действительность, хотя в ходе решения конкретных задач моделируются межличностные отношения и происходит обмен ценностями (Н.В. Борисова, А.А. Вербицкий, Н.Б. Лаврентьева, А.С. Ходоровская и др.).
Необходимо подчеркнуть, что особенность технологии имитационного моделирования в РИОС заключена в освоении обучающимися основных видов их учебной деятельности на разных моделях: на готовых имитационных моделях, работая с которыми обучающийся исследует, изучает их свойства, характеристики, параметры, зависимости между ними; а затем на создаваемых имитационных моделях (динамических), когда обучающийся включается в процесс самостоятельной разработки моделей учебных задач различного типа, которые затем
обосновывает, исследует, доказывает, проводит эксперимент с поставленными задачами.
Субъектами игровой имитационной технологии являются обучающиеся и педагоги, обладающие определенным уровнем мотивации, профессиональной подготовленностью, личностными качествами, что отражается на характере имитационной деятельности. Качество подготовки школьников будет во многом определяться «движением» от репродуктивного к творческому уровню решения учебно-профессиональных задач в условиях имитационной деятельности (Л.Б. Лаврентьева).
Технология игрового имитационного моделирования в РИОС современной школы рассматривается нами как использование готовой модели анализируемой системы или ее проектирование, ролевое взаимодействие в условиях решения учебных и практических задач, направленных на развитие ключевых компетентностей и личностное развитие школьников в процессе обучения с последующей возможностью воспроизведения этой деятельности в реальных условиях.
Для понимания сущности и возможностей имитационного моделирования важным является вопрос о классификации его методов. В настоящее время в игровом имитационном моделировании широко представлены деловые игры (военные, производственные, исследовательские, учебные); рефлексивные игры по снятию стереотипов и формированию инновационного мышления, поисково-апробационные игры для выработки конкретной программы деятельности обучающихся и т.д.
Анализ и обобщение исследований известных отечественных разработчиков методов игрового имитационного моделирования И.Г. Абрамовой и А.П. Панфиловой позволил предложить классификацию методов имитационного моделирования (табл.1) [1; 12].
Таблица 1
Методы имитационного моделирования
Неигровые методы Игровые методы
1. Анализ конкретных ситуаций 2. Анализ случайных ситуаций 3. Решение практических задач 4.Социально-психологический тренинг 5. Управленческий тренинг 6. Имитационные упражнения 7. Тренинговые семинары 8. Метод полярных суждений 9. Видеотренинг 10. Компьютерные обучающие программы 11. Критериально -о риентированные приемы (тесты) 12.Процессуально-ориентированные приемы (тренажеры) 13. Проблемно-поисковые приемы (исследовательские проекты) 1. Игровое проектирование 2.Стажировка с выполнением различных ролей 3. Игровое упражнение 4. Разыгрывание ситуации в ролях 5. Ситуативно-ролевые игры 6. Деловые игры 7. Производственные деловые игры 8. Исследовательские деловые игры 9. Проблемные деловые игры 10. Комплексные деловые игры 11. Аттестационные игры 12. Инновационные игры 13. Организационно-деятельностные игры 14. Рефлексивные деловые игры 15. Инструментальные деловые игры 16. Поисково-апробационные игры 17. Учебные деловые игры
По мнению В.В. Михайлова, основное назначение имитационного моделирования, состоит в том, чтобы с его помощью рассматривать социально-педагогический механизм выбора того варианта решения, который не только фиксирует объективные требования педагогической действительности, но и отражает часто неосознанные, интуитивные и, возможно, даже подсознательные подходы и установки как педагога, так и обучающегося [10]. Доказано, что все имитационно-моделирующие игры сопровождаются таким феноменом, как «эффект игрового последействия», так как обучающийся получает ценнейшую информацию для самостоятельного осуществления рефлексии по поводу выполненной работы.
В контексте нашего исследования, игровое имитационное моделирование при проектировании РИОС в условиях современной школы представлено деловыми играми и
компьютерным имитационным моделированием (электронными образовательными ресурсами, симуляторами, тренажерами и т.д.).
Как известно, деловая игра представляет собой достаточно распространенную, многовариантную форму современного образования. Существуют инновационные, позиционные игры (А.А. Тюков); организационно-обучающие игры (С.Д. Неверкович); обучающие игры (В.С. Лазарев); организационно-мыслительные игры (О.С. Анисимов); организационно-деятельностные (Ю.В. Громыко) и др.
В концепции знаково-контекстного обучения А.А. Вербицкого и его последователей деловая игра является обучающей. Деловая игра - это форма знаково-контекстного обучения, в которой участники осуществляют «квазипрофессиональную деятельность ..., несущую в себе черты, как учения, так и труда [4, с. 129]. Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования активной личности. В деловой игре, в условиях совместной деятельности каждый ученик приобретает навыки социального взаимодействия, ценностные ориентации и установки. Мотивация, интерес и эмоциональная приподнятость участников деловой игры обусловливают широкие возможности для организации целенаправленной деятельности по достижению результата, продуктивного общения и взаимодействия, для развития продуктивного творческого мышления.
Творческая активность личности в деловой игре обусловливается тем, что игра позволяет почувствовать значимость своего «Я», особенно в тех случаях, когда студент находит то или иное оригинальное решение, которое сразу влияет на траекторию игры и соответствующим образом оценивается (ведущим игру или самими участниками игры); происходит постепенное снятие демобилизующей напряженности, скованности, нерешительности и нарастание мобилизующей напряженности на основе усиления интереса к игровому процессу.
Именно интерес оказывается наиболее сильным стимулом действий играющих, задает творческую направленность личности, вызывает положительные эмоции, которые, сопровождая процесс поиска, ускоряют его, пробуждая эвристичность мышления. В деловой игре человек не только получает удовлетворение от поиска решения, но и находит его быстрее [13, с. 79-80].
Отметим, что при конструировании деловой игры в условиях РИОС необходимо учесть основные психолого-педагогические принципы, выделенные А.А. Вербицким: 1) принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; 2) принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности; 3) принцип совместной деятельности; 4) принцип диалогического общения; 5) принцип двуплановости; 6) принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности [13, с.80].
Каждый из сформулированных им принципов как бы дополняет и развивает другие. В соответствии с двумя первыми принципами - имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства и игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности - разработчик обязан создать имитационную модель того или иного фрагмента производства и игровую - модель профессиональной деятельности и занятых в нем людей.
Принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой модели означает, что разработчик закладывает в игру не «препарированные» задачи, а систему учебных заданий в форме конкретных практических ситуаций. Эти ситуации могут содержать противоречивые, избыточные, неверные данные, взаимоисключающие альтернативы, требования преобразовать ситуации в соответствии с определенными критериями, найти недостающую информацию. В процессе игры обучающийся должен: 1) провести анализ этих ситуаций; 2) вычленить проблему; 3) разработать способы и средства ее решения; 4) принять само решение и убедить других в его правильности; 5) осуществить соответствующие практические действия.
Принцип совместной деятельности означает, что деловая игра - это совместная деятельность двух и более людей. Игра возможна при наличии нескольких участников, вступающих в общение и взаимодействие с целью обсуждения проблемы и принятия решения по всем вопросам содержания.
Принцип диалогического общения - необходимое условие игры. Каждый участник игры не только имеет право, но и должен высказывать свою точку зрения, свое отношение ко всем вопросам, возникающим в игре. Реализация принципа диалогического общения обеспечивается не только проблемным содержанием игры, но и ролевыми позициями участников,
анализирующих возникающие проблемные ситуации в соответствии с требованиями роли. Как правило, отношения и контакты между игроками настолько многообразны, что диалог зачастую перерастает в полилог.
Принцип двуплановости игровой деятельности означает, что в «мнимых» игровых условиях разворачивается деятельность, назначение которой - развитие реальных личностных характеристик специалиста. «Серьезная» деятельность обучающегося по развитию этих характеристик реализуется в «несерьезной» игровой форме, что позволяет ему интеллектуально раскрепоститься, проявить творческую инициативу, не бояться ошибки [13, с.81-82].
Важно отметить, что особое место при конструировании методической системы обучения в РИОС с помощью игрового имитационного моделирования должно быть отведено компьютерному имитационному моделированию. Компьютерное имитационное моделирование по своей сути представляет обучение на основе активных имитационных неигровых методов обучения, только в качестве моделей используются компьютерные имитационные модели из различных областей знаний.
Мы, вслед за А.К. Гультяевым, под компьютерным имитационным моделированием понимаем «формальное (то есть выполненное на некотором формальном языке) описание логики функционирования исследуемой системы и взаимодействия отдельных ее элементов во времени, учитывающее наиболее существенные причинно-следственные связи, присущие системе, и обеспечивающие проведение статистических экспериментов[7].
Моделирование, как утверждают Е.А. Бабкин и Е.И. Травкин, «позволяет целостно изучать исследуемый объект, т.к. появляется возможность отображать и воспроизводить аналог реально существующих или проектируемых исследователем систем и процессов, выявляет не только структуру, элементы, свойства, но и взаимосвязи и отношения между элементами» [2].
Следует отметить, что одним из важных видов моделирования в современных условиях выступает компьютерное имитационное моделирование. Компьютерное имитационное моделирование как системный метод создания, изучения и использования моделей в познании окружающей действительности объединяет важнейшие достижения различных наук, используя в качестве системообразующего начала современные информационные технологии.
Компьютерное имитационное моделирование в РИОС проводится с целью акцентировать внимание учащихся на каком-то важном изучаемом понятии, категории, объекте, предоставляет возможность в творческой обстановке сформировать и закрепить те или иные навыки. Использование моделей из различных предметных областей позволяет реализовать межпредметную интеграцию дисциплин. Учёт межпредметных связей является необходимым условием успешного обучения. От того, как осуществляется эта связь, зависит развитие мышления и кругозора обучающихся. Организация учебного процесса на основе межпредметных связей способствует вовлечению обучающихся в предметно-практическую деятельность, которая предполагает активное приобретение знаний, их творческое использование, развитие познавательной активности и самостоятельности, формирование научного мировоззрения. Системное применение компьютера в учебном процессе позволяет больше углубиться в содержание материала, эффективно использовать различные методы обучения, способствуют развитию у обучающихся логического мышления, реализации принципа активности и наглядности в обучении. Использование активных технологий обучения позволяет улучшить качество предметной подготовки обучающихся, способствует расширению, углублению и систематизации знаний, развитию всех уровней мыслительных способностей.
Анализ потенциала имитационного моделирования позволяет сделать вывод о возможности его использования в развивающей информационной образовательной среде, для активизации процесса обучения учащихся. Наш опыт показал, что методы имитационного моделирования обладают значительным эмоционально-позитивным потенциалом и позволяют осуществить перевод части эмоционально-нейтральной учебной деятельности обучающихся в насыщенный позитивными эмоциями взаимообмен информацией (собственно по предмету деятельности, оценочной, рефлексивной) и взаимодействие для решения практических образовательных задач.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Абрамова И.Г. Имитационно-моделирующая игра «СПЕКТР» / И.Г. Абрамова. - Л.: ЛГПИ, 1990. - 45 с.
2. Бабкин Е.А. Подготовка студентов в области компьютерного имитационного моделирования на основе
технологии активного обучения / ЕА. Бабкин, Е.И. Травкин // Материалы Междунар. науч.-практ. конф «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье-2008)», 8-11 декабря 2008 года, г. Курск. Секция V. Компьютерное моделирование в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ito.edu.rU/2008/Kursk/V/V-0-3.html
3. Быстрова И.Н. Деловая игра как форма имитационного моделирования в процессе подготовки будущих специалистов / И.Н. Быстрова // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: материалы докладов XXVII психолого-педагогических чтений Юга России. Ч.1. ИПО ПИ ЮФУ. - Ростов-на-Дону, 2008.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
5. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения / А.А. Вербицкий // Современная высшая школа. -1982. - №3(39). - С. 129-142
6. Громыко Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования: технология прорыва в будущее / Ю.В. Громыко. - М.: Независимый методологический университет, 1992. - 191 с.
7. Гультяев А.К. MATLAB 5.3. Имитационное моделирование в среде Windows: Практическое пособие / А.К. Гультяев. - СПб.: КОРОНА принт, 2001. - 400с.
8. Краснов Ю.Э. Введение в технологию игрового имитационно-деятельностного обучения: Учеб. пособие для студентов магистратуры / Ю.Э. Краснов. - Мн.: БГУ, 2003. - 226 с.
9. Лаврентьева Л.Б. Развитие способностей к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями / Л.Б. Лаврентьева // Дошкольное воспитание. - 1983. - № 7. - С. 58-64.
10. Михайлов В.В. Методы имитационного моделирования в повышении квалификации педагогов интернатного учреждения / В.В. Михайлов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена — 2007. - № 40. [Электронный ресурс]. URL: http:cyberleninka.ru/article/n/metody-imitatsionnogo-modelirovaniya-v-povyshenii-kvalifikatsii-pedagogov-internatnogo-uchrezhdeniya/ Дата обращения: 03.03.2013
11. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров: учеб. пособие / С.Д. Неверкович; под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Высш. шк., 1995. - 207 с.
12. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие / А.П. Панфилова; под общ. ред. В.А. Сластенина, И .А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
13. Педагогические технологии: учебное пособие / Под общ. ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д.: Март, 2002. - 320 с.
14. Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности /А.А. Тюков // Игровое моделирование. - Новосибирск: Наука, 1987. - 232 с.
15. Ходоровская А.С. Методические рекомендации к проведению имитационно-моделирующих игр / А.С. Ходоровская. - СПб.: Издат.дом СЗТК, 2000. - 56с.
16. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития /Д.Б. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - С. 116-156.